Когда осуществляется подготовка к ведению гражданской обороны?

О порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Пензе

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2009 года N 571

О порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Пензе

(с изменениями на 18 ноября 2016 года)

(в ред. Постановлений Администрации г. Пензы от 28.11.2012 N 1455/1, от 21.03.2016 N 375, от 18.11.2016 N 2010/2)

Внесено: Н.Э. Заводовским — начальником Управления по г. Пензе ГУ МЧС России по Пензенской области.

В целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», Приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» Администрация города Пензы постановляет:

1. Утвердить Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Пензе (приложение).

2. Главам администраций районов города (Саяпин П.К., Равин В.В., Козлов А.А., Белякова Л.Г.) привести организационно-планирующие документы по вопросам гражданской обороны в соответствие с Порядком подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Пензе, об итогах проделанной работы ежемесячно представлять информацию в МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы».

(в ред. Постановления Администрации г. Пензы от 28.11.2012 N 1455/1)

3. Рекомендовать руководителям организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности организовать работу по выполнению Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», информацию о проделанной работе представлять в МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы».

(в ред. Постановления Администрации г. Пензы от 28.11.2012 N 1455/1)

4. Информационно-аналитическому отделу Администрации города (Овчинникова Е.В.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Рыжова Е.А., заместителя Главы администрации города.

Глава администрации города
Р.Б.ЧЕРНОВ

Приложение. Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Пензе

Приложение
к Постановлению
Администрации города
от 22 апреля 2009 г. N 571

(в ред. Постановлений Администрации г. Пензы от 21.03.2016 N 375, от 18.11.2016 N 2010/2)

Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», приказом министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 14 ноября 2008 г. N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведение гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в городе Пензе.

1.2. Мероприятия по гражданской обороне в городе Пензе осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления г. Пензы и настоящим Положением.

1.3. Мероприятия по гражданской обороне организуются в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Пензе.

1.3.1. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий, в мирное время, с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения, материальных и культурных ценностей расположенных на территории г. Пензы от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и осуществляется на основании планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — план основных мероприятий) города Пензы.

1.3.2. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории города Пензы от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения города Пензы.

План гражданской обороны и защиты населения города Пензы определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(в ред. Постановления Администрации г. Пензы от 18.11.2016 N 2010/2)

1.4. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, в городе Пензе организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее — информация) и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются администрацией города, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

(в ред. Постановления Администрации г. Пензы от 18.11.2016 N 2010/2)

Администрация города Пензы представляют информацию в органы исполнительной власти Пензенской области, организации — в администрацию города Пензы, через МКУ «Управление по делам ГОЧС города Пензы», и федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которых находятся.

1.5. Администрация города Пензы в целях решения задач в области гражданской обороны, в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны, в пределах границ муниципального образования — город Пенза:

— проводит мероприятия по гражданской обороне, разрабатывает и реализовывает план гражданской обороны и защиты населения;

— проводит подготовку населения в области гражданской обороны;

— создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальную систему оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

— проводит мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— проводит первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

— создает и содержит в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

— обеспечивает своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— в пределах своих полномочий создает и поддерживает в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

— определяет перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

1.6. По решению администрации города Пензы могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются соответствующими положениями о спасательных службах.

(в ред. Постановления Администрации г. Пензы от 18.11.2016 N 2010/2)

Вид и количество спасательных служб, создаваемых администрацией города, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения задач.

Положение о спасательной службе города Пензы утверждается постановлением администрации города Пензы.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.7. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий администрацией города заблаговременно в мирное время создается эвакуационная комиссия. Эвакуационную комиссию города возглавляет заместитель главы администрации города Пензы. Деятельность эвакуационной комиссии регламентируется положением об эвакуационной комиссии, утверждаемым администрацией города Пензы.

1.8. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

— подготовка населения в области гражданской обороны;

— оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

— санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Мероприятия, планируемые и осуществляемые администрацией города Пензы в целях решения задач в области гражданской обороны

3.1. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются:

— разработка с учетом особенностей города Пензы и на основе примерных программ, утвержденных Правительством Пензенской области, примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб города Пензы;

— создание, оснащение курсов гражданской обороны учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны города Пензы в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

— подготовка личного состава формирований и служб города Пензы;

— проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

— организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территории города Пензы;

— организация и подготовка населения города способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтах, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— пропаганда знаний в области гражданской обороны.

3.2. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

— поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

— установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

— комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

— сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.

3.3. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

— организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

(в ред. Постановления Администрации г. Пензы от 18.11.2016 N 2010/2)

— подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

— создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

3.4. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

— поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

— приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

— обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;

— накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения происходит в соответствии с Приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;

— обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

— разработка плана наращивания инженерной защиты территории города Пензы;

— планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время.

3.5. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:

— определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

— разработка плана осуществления комплексной маскировки территории города Пензы;

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

— проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.

3.6. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

— создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий;

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

3.7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

— планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения;

— создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

— нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

— предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;

— проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

— развертывание необходимой лечебной базы в безопасном районе, организация ее энерго- и водоснабжения;

— оказание населению первой помощи;

— определение численности населения, оставшегося без жилья;

— инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

— размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

— предоставление населению информационно-психологической поддержки.

3.8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:

— создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области гражданской обороны и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

— организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне в военное время;

— заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров.

3.9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению), являются:

— организация создания и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории города Пензы, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);

— введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

— совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

3.10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, подготовкой их в области гражданской обороны, являются:

— заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

— создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;

— организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.

3.11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций, являются:

— создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;

— обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;

— усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

— осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения.

3.12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с вопросами срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются:

— обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

— создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации;

— создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

— создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

— создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.

3.13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:

— заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;

— создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

— оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;

— организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;

— организация санитарно-эпидемиологического надзора.

3.14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

— создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

— рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

— разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;

— планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

— заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

— создание страхового фонда документации;

— повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

3.15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с вопросами обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:

— создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;

— подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

— разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;

— определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

Руководство гражданской обороной в городе Пензе

4.1. Руководство гражданской обороной на территории города осуществляет глава администрации города Пензы.

4.2. Управление гражданской обороной в городе Пензе осуществляет МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы».

Начальник МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы» подчиняются непосредственно главе администрации города Пензы.

Планирование в области гражданской обороны

5.1. План основных мероприятий города Пензы на год разрабатывается МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы», согласовывается с Главным управлением МЧС России по Пензенской области и утверждается администрацией города Пензы.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории города Пензы, в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

5.2. План гражданской обороны и защиты населения города Пензы разрабатывается МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы» и определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Заключительные положения

6.1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заместитель Главы администрации
А.В.МАКАРОВ

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Коренков Г.П., юрисконсульт Центр изучения проблем здравоохранения и образования

Должностная инструкция является основным организационно-правовым документом, определяющим задачи, функции, обязанности, права и ответственность работников. Четкая организационно-правовая регламентация служебной деятельности способствует рациональной организации и повышению производительности труда, более полному использованию профессионального и творческого потенциала кадровых ресурсов, обеспечивает большую объективность при аттестации работника, его поощрении и наложении на него дисциплинарного взыскания.

Должностная инструкция составляется по каждой штатной должности, носит обезличенный характер и объявляется работнику под расписку при заключении трудового контракта (договора), в т.ч. при перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.

В должностной инструкции указывают наименование учреждения, конкретной должности, реквизиты согласования и утверждения (Приложение 1).

Должностная инструкция состоит из четырех основных разделов:

— общие положения;

— обязанности;

— права;

— ответственность.

В разделе «Общие положения» указывают:

— уровень образования и дополнительной профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей;

— требования к стажу работы по специальности;

— основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний и профессиональных навыков, а также знаний нормативно-правовых документов, методических материалов, методов и средств, применяемых при выполнении должностных обязанностей;

— основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых работник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия;

— перечень структурных подразделений и (или) отдельных должностей работников, непосредственно подчиненных ему по службе (если таковые имеются);

— порядок замещения работника и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия.

В раздел могут быть включены другие требования и положения, конкретизирующие и уточняющие статус работника и условия его деятельности.

В разделе «Должностные обязанности» указывают обязанности работника с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения с подробным изложением основных направлений его трудовой деятельности. Перечень должностных обязанностей может быть дополнен или сокращен в зависимости от внешних и внутренних условий деятельности учреждения.

В разделе «Права» приводят перечень прав работника. Допускается конкретизировать те или иные права с учетом специфики выполняемых работником должностных обязанностей.

В разделе «Ответственность» указывают меру ответственности работника за несоблюдение трудовых обязанностей. В данном разделе также указывают, каким образом материально ответственное лицо несет в соответствии с законодательством РФ материальную ответственность за ущерб, причиненный учреждению. В раздел могут быть включены другие пункты, уточняющие и конкретизирующие ответственность работника.

Неотъемлемой частью должностной инструкции является лист ознакомления (Приложение 2). Допускается размещение отметки об ознакомлении работника с инструкцией на листе самой должностной инструкции. В данном случае соответствующая отметка должна обязательно включать дату и подпись работника.

При оформлении должностных инструкций рекомендуется соблюдать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст. Хотя требования ГОСТ Р 6.30-2003 не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер, единые подходы к оформлению документации не только упрощают процесс подготовки документов, но и значительно улучшают их восприятие работниками.

При подготовке должностных инструкций рекомендуется применять текстовый редактор Word с использованием шрифтов Times New Roman размером N 12, 13, 14 через 1–1,5 интервала.

Гриф утверждения должностной инструкции располагают в правом верхнем углу документа. Должностная инструкция утверждается руководителем учреждения или специально издаваемым документом (приказом или распоряжением). При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения. При утверждении должностной инструкции приказом или распоряжением гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

УТВЕРЖДЕНО

приказом (наименование учреждения)

от 27.06.2013 N 18

Порядок согласования, утверждения и введения в действие должностной инструкции

Должностная инструкция должна быть согласована с соответствующим юридическим отделом (юрисконсультом) учреждения. При необходимости она согласовывается с другими функциональными подразделениями учреждения, руководителем вышестоящего органа управления, руководителем структурного подразделения, в штатное расписание которого входит указанная должность, заместителями руководителя учреждения, курирующими соответствующие структурные подразделения и виды деятельности.

Должностная инструкция утверждается руководителем учреждения или другим уполномоченным на это должностным лицом.

Согласованную и утвержденную должностную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью учреждения и хранят в отделе кадров в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают заверенную копию, которую выдают работнику и руководителю соответствующего структурного подразделения учреждения.

Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения руководителем учреждения или другим должностным лицом, уполномоченным на это, и действует до ее замены новой должностной инструкцией.

Требования должностной инструкции являются обязательными для работника с момента его ознакомления с инструкцией под расписку и до перемещения на другую должность или увольнения, о чем делается запись в соответствующей графе листа ознакомления.

Квалификационные характеристики

Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления должностной инструкции

(наименование учреждения)

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

(наименование учреждения)

___________ _____________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

«__» ___________ 201_ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

(полное наименование должности и структурного подразделения учреждения по штатному расписанию)

I. Общие положения

3. и т.д.

II. Должностные обязанности ________________________

(наименование должности)

3. и т.д.

III. Права ___________________________

(наименование должности)

3. и т.д.

IV. Ответственность ________________________

(наименование должности)

3. и т.д.

Руководитель структурного подразделения

(наименование должности) (подпись, фамилия, инициалы, дата)

Согласовано:

Начальник юридического отдела (юрисконсульт)

(подпись, фамилия, инициалы, дата)

Ознакомлен: (дата и подпись работника)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ

п/п

Фамилия, имя, отчество работника, назначаемого на должность

Дата и подпись работника после ознакомления с инструкцией и получения ее копии

Дата и номер приказа о назначении на должность

Дата и номер приказа об освобождении от занимаемой должности

Примечания.

1. Лист ознакомления должен быть рассчитан на количество работников, до сведения которых будет доводиться данная должностная инструкция в течение времени ее действия.

2. На обороте последнего листа делают запись: «В данной должностной инструкции пронумеровано, прошнуровано и заверено печатью ______ листов» (количество прописью). Запись подписывает руководитель учреждения или лицо, им уполномоченное, с указанием даты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность специалиста по гражданской обороне (ГО) и чрезвычайным ситуациям (ЧС).

2. На должность специалиста по ГО и ЧС I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области ГО и ЧС, стаж работы в должности специалиста по гражданской обороне и ЧС II категории не менее 2 лет.

На должность специалиста по ГО и ЧС II категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области ГО и ЧС, стаж работы в должности специалиста по гражданской обороне и ЧС не менее 1 года.

На должность специалиста по ГО и ЧС назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области ГО и ЧС без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области ГО и ЧС, стаж работы в области ГО и ЧС не менее 3 лет.

3. Специалист по ГО и ЧС должен знать: законодательные, нормативно-правовые и методические документы в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; производственную и организационную структуру организации; передовой отечественный и зарубежный опыт в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС; делопроизводство по ГО и ЧС; порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по ГО и ЧС; порядок работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и служебной информацией ограниченного распространения; требования к служебному поведению; методики проведения занятий по ГО и ЧС; основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда, промышленной безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; основные экологические стандарты и нормативы; законы и иные нормативно-правовые акты РФ по общим вопросам промышленной безопасности.

4. Специалист по ГО и ЧС назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Специалист по ГО и ЧС непосредственно подчиняется руководителю своего структурного подразделения или заместителю руководителя организации по ГО и ЧС.

2. Должностные обязанности

Участвует в планировании, организации и координации работ по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС в организации. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями. Осуществляет взаимодействие с органами управления в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Разрабатывает и корректирует план ГО объекта и план действий объекта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Разрабатывает другие локальные документы по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организует подготовку работников организации по вопросам ГО. Организует создание, материально-техническое обеспечение и подготовку формирований ГО в организации и в ее структурных подразделениях. Контролирует содержание защитных сооружений гражданской обороны в организации. Своевременно доводит до работников организации новые нормативно-правовые и методические документы, требования и указания по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС. При получении сигнала об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций организует оповещение руководящего состава организации и комиссии по ЧС. Планирует и организует проведение командно-штабных учений (тренировок) и других учений по ГО предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Владеет в полном объеме информацией о противопожарном состоянии и конструктивных особенностях зданий и сооружений на подведомственных объектах, пожарной опасности технологических процессов, характеристике противопожарного водоснабжения, состоянии проездов, связи и сигнализации. При возникновении чрезвычайных ситуаций действует в соответствии с заранее утвержденным планом действий на случай ЧС, включающим вопросы оповещения руководства и работников организации, развертывания формирований ГО и ликвидации ЧС, эвакуации, проведения других неотложных мероприятий. Осуществляет регулярные проверки состояния ГО и системы предупреждения и ликвидации ЧС в целом по организации и в ее структурных подразделениях. На основе результатов проверок разрабатывает предложения по совершенствованию системы ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Организует в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами обеспечение, обновление и хранение средств индивидуальной защиты, приборов разведки и дозиметрического контроля и т.д. Организует пожарно-профилактическую работу в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности. Проводит противопожарные инструктажи вновь принимаемых на работу, организует и проводит занятия по пожарно-техническому минимуму с рабочими и служащими, а также разъяснительную работу по предупреждению пожаров. Организует и контролирует работу пожарно-технической комиссии (ПТК) и объектовой добровольной пожарной дружины. Осуществляет контроль за выполнением предписаний государственного пожарного надзора. Участвует в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению системы ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Принимает участие в работе комиссии по ГО, ликвидации ЧС и пожарной безопасности. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Проводит мониторинг и постоянный анализ организационной структуры, технического оснащения организации, промышленных, пожарных и иных рисков, государственных нормативных требований в области ГО и ЧС, передового отечественного и зарубежного опыта в области ГО и ЧС. Составляет и предоставляет в установленные сроки отчетность по установленной форме.

3. Права

Специалист по ГО и ЧС имеет право:

1. вносить предложения руководству по вопросам совершенствования ГО и ЧС в организации, в т.ч. по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности;

2. пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

3. представлять в установленном порядке свою организацию в органах управления и других организациях по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и воинского учета;

4. представлять начальнику ГО организации расчеты и предложения по организации и проведению мероприятий по ГО и обеспечению пожарной безопасности;

5. получать от руководителей структурных подразделений организации необходимую информацию для выполнения возложенных должностных обязанностей;

6. осуществлять контроль за проведением мероприятий по ГО, предупреждению ЧС и по пожарной безопасности в структурных подразделениях организации;

7. запрещать проведение огнеопасных работ, проводимых с нарушением правил пожарной безопасности;

8. вносить руководству предложения по поощрению или наложению дисциплинарных взысканий на работников по результатам выполнения требований ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности;

9. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующего квалификационного разряда;

10. повышать свою квалификацию.

Специалист по ГО и ЧС пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Специалист по ГО и ЧС несет ответственность за:

1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2. своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;

4. ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;

5. соблюдение исполнительской дисциплины и выполнение должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии);

6. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения, его работникам и иным лицам.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов специалист по ГО и ЧС может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Задачи в области гражданской обороны.

  • 1. Подготовка населения в области гражданской обороны.

— в рамках выполнения данной задачи осуществляются следующие мероприятия:

— развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;

— создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

— создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

— пропаганда знаний в области гражданской обороны.

2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

— создание локальных систем оповещения;

— установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

— комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

— сбор информации и обмен ею.

3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

— организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

— подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

— создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:

строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;

накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время.

7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер, являются:

— планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

— создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

— нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

— предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

— определение численности населения, оставшегося без жилья;

— инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

— предоставление населению информационно-психологической поддержки.

8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются:

— создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

— тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

— тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, являются:

— создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;

— введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

— совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:

— заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

— создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;

— организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

— создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

— восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;

— охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются:

— обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

— создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

— создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

— создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

— создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.

13. Срочное захоронение трупов в военное время.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:

— заблаговременное определение мест возможных захоронений;

— создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

— организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;

— организация санитарно-эпидемиологического надзора.

14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, являются:

— создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

— рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

— разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

— разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

— планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

— заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

— создание страхового фонда документации;

— повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:

— создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;

— обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

— разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;

— разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

Гражданская оборона

Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28 «О гражданской обороне

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Задачи ГО

1. обучение населения в области гражданской обороны;

2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

10. санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

12. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13. срочное захоронение трупов в военное время;

14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

15. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

ПАМЯТКА населению по действиям при получении сигналов гражданской обороны >>>

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.