Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства

Содержание

Всем автовладельцам ежегодно приходится продлевать полис ОСАГО, наличие которого обязательно для законного управления транспортом. Не зная всех тонкостей расчета стоимости договора, можно стать «легкой добычей» для страховщиков, которые выставят максимальную сумму без учета понижающих факторов. В статье рассмотрим, что такое коэффициенты ОСАГО, каким образом они определяют цену полиса и какие нюансы нужно учитывать, чтобы приобрести «автогражданку» максимально выгодно.

Формула расчета

Цена ОСАГО регулируется государством, и это не позволяет СК самовольно ее устанавливать. Но стоимость договора зависит от многих факторов, поэтому для каждого автовладельца она разная. Это дает компаниям возможность повышать цены, пользуясь незнанием водителем своих прав.

Чтобы не стать жертвой недобросовестных страховщиков, нужно учитывать, что стоимость определяется по формуле:

(Цена) = (Базовая ставка) * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП* КН
где ТБ умножается на коэффициенты:

Стоимость полиса складывается из следующих составляющих:

  • ТБ — базовый коэффициент (базовая ставка)
  • КТ — территориальный коэффициент осаго
  • КМ — коэффициент мощности
  • КБМ — коэффициент бонус-малус
  • КП — срок страхования
  • КС — коэффициент сезонности
  • КВС — коэффициент осаго по возрасту и стажу
  • КО — Ограничение количества водителей
  • КПр — управление транспортным средством с прицепом

Чтобы определить, сколько будет стоить личная страховка, нужно знать значение каждого показателя из общей формулы, а также порядок его расчета. Ниже будет приведена расшифровка каждого из них с пояснениями по применению.

ТБ — Базовый коэффициент (базовый тариф)

На ее размер влияют два фактора:

  • тип и категория ТС;
  • статус страхователя (физическое или юридическое лицо).

Раньше это была фиксированная сумма, и все страховщики должны были ее придерживаться. Это существенно снижало конкурентоспособность СК, которые не могли привлекать новых клиентов снижением цен.

Но с 2015 года в закон были внесены изменения, по которым компаниям предоставлен денежный коридор, благодаря которому они могут устанавливать свои базовые коэффициенты в пределах максимальной суммы. Это позволяет выбрать страховщика с наиболее выгодным предложением. Но компании-старожилы редко устанавливают существенные скидки, чаще подобные предложения поступают от новичков на рынке.

Важно! В последнем случае, выбирая страховщика без рейтинга надежности, но с низким базовым тарифом, стоит быть готовым к проблемам с получением компенсации.

Базовый тариф является основным значение от которого начинается отсчет стоимости полиса.

Значение базового тарифа определяется страховой компанией и зависит от вида транспортного средства и региона использования

Значения БТ для всех ТС приведены в таблице

КТ — Территориальный коэффициент. Территория преимущественного использования

Коэффициент территории зафиксирован для всех субъектов страны. Он отражает интенсивность дорожного движения: если она большая, то и показатель высокий. К примеру, в столице установлено значение 2.0, но в Подмосковье показатель уже снижен и равняется 1,7. Объясняется это количеством транспорта на дорогах, что ведёт к увеличению риска возникновения дорожных аварий.

Важно! Этот критерий рассчитывается по адресу регистрации страхователя (для физлиц) либо машины (для юрлиц).

Таблица территориальных коэффициентов на 2019 год по регионам представлена ниже. В ней используется два индикатора:

  • К(авт.) — все машины, кроме спецтранспорта;
  • К(трак.) — спецтранспорт.
Регион Автомомбил Трактора
Республика Адыгея 1.3 0.8
Горно-Алтайск 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Алтая 0.7 0.5
Благовещенск, Октябрьский 1.2 0.8
Ишимбай, Кумертау, Салават 1.1 0.8
Стерлитамак, Туймазы 1.3 0.8
Уфа 1.8 1
Прочие города и населенные пункты республики Башкортостан 1 0.8
Улан-Удэ 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Бурятии 0.6 0.5
Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт 0.7 0.8
Прочие города и населенные пункты Дагестана 0.6 0.5
Малгобек 0.8 0.8
Назрань 0.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Ингушетии 0.6 0.5
Нальчик, Прохладный 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Кабардино-Балкарии 0.7 0.5
Элиста 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Калмыкии 0.6 0.5
Карачаево-Черкесская Республика 1 0.8
Петрозаводск 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Карелия 0.8 0.5
Сыктывкар 1.6 1
Ухта 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Коми 1 0.8
Симферополь 0.6 0.6
Прочие города и населенные пункты Крыма 0.6 0.6
Волжск 1 0.8
Йошкар-Ола 1.4 0.8
Прочие города и населенные пункты Марий Эл 0.7 0.5
Рузаевка 1.2 0.8
Саранск 1.5 0.8
Прочие города и населенные пункты Мордовия 0.8 0.5
Нерюнгри 0.8 0.8
Якутск 1.2 1.2
Прочие города и населенные пункты Якутии 0.6 0.5
Владикавказ 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Северной Осетии 0.8 0.5
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск 1.3 0.8
Бугульма, Лениногорск, Чистополь 1 0.8
Елабуга 1.2 0.8
Казань 2 1.2
Набережные Челны 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Татарстана 1.1 0.8
Кызыл 0.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Тыва 0.6 0.5
Воткинск 1.1 0.8
Глазов, Сарапул 1 0.8
Ижевск 1.6 1
Прочие города и населенные пункты Удмуртия 0.8 0.5
Абакан, Саяногорск, Черногорск 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Хакасия 0.6 0.5
Чеченская Республика 0.6 0.5
Канаш 1.1 0.8
Новочебоксарск 1.2 0.8
Чебоксары 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Чувашии 0.8 0.5
Барнаул 1.7 1
Бийск 1.2 0.8
Заринск, Новоалтайск, Рубцовск 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Алтайского край 0.7 0.5
Краснокаменск 0.6 0.8
Чита 0.7 0.8
Прочие города и населенные пункты Забайкальского край 0.6 0.5
Петропавловск-Камчатский 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Камчатского края 1 0.5
Анапа, Геленджик 1.3 0.8
Армавир, Сочи, Туапсе 1.2 0.8
Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк 1.1 0.8
Краснодар 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Краснодарского края 1 0.8
Ачинск, Зеленогорск 1.1 0.8
Железногорск, Норильск 1.3 0.8
Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово 1 0.8
Красноярск 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Красноярского края 0.9 0.5
Березники, Краснокамск 1.3 0.8
Лысьва, Чайковский 1 0.8
Пермь 2 1.2
Соликамск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Пермского края 1.1 0.8
Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний 1 0.8
Владивосток 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Приморского края 0.7 0.5
Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные воды, Невинномысск, Пятигорск 1 0.8
Кисловодск, Михайловск, Ставрополь 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Ставропольского края 0.7 0.5
Амурск 1 0.8
Комсомольск-на-Амуре 1.3 0.8
Хабаровск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Хабаровского края 0.8 0.5
Белогорск 1.1 0.8
Благовещенск 1.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Амурской области 1 0.5
Архангельск 1.8 1
Котлас 1.6 1
Северодвинск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Архангельской области 0.85 0.5
Астрахань 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Астраханской области 0.8 0.5
Белгород 1.3 0.8
Губкин, Старый Оскол 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Белгородской области 0.8 0.5
Брянск 1.5 1
Клинцы 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Брянской области 0.7 0.5
Владимир 1.6 1
Гусь-Хрустальный 1.1 0.8
Муром 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Владимирской области 1 0.8
Волгоград 1.3 0.8
Волжский 1.1 0.8
Камышин, Михайловка 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Волгоградской области 0.7 0.5
Вологда 1.7 1
Череповец 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Вологодской области 0.9 0.5
Борисоглебск, Лиски, Россошь 1.1 0.8
Воронеж 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Воронежской области 0.8 0.5
Иваново 1.8 1
Кинешма 1.1 0.8
Шуя 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Ивановской области 0.9 0.5
Ангарск 1.2 0.8
Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово 1 0.8
Иркутск 1.7 1
Усолье-Сибирское 1.1 0.8
Шелехов 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Иркутской области 0.8 0.5
Калининград 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Калининградской области 0.8 0.5
Калуга 1.2 0.8
Обнинск 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Калужской области 0.9 0.5
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга 1.2 0.8
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск 1.3 0.8
Кемерово 1.9 1
Новокузнецк 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Кемеровской области 1.1 0.8
Киров 1.4 1
Кирово-Чепецк 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Кировской области 0.8 0.5
Кострома 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Костромской области 0.7 0.5
Курган 1.4 0.8
Шадринск 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Курганской области 0.6 0.5
Железногорск 1 0.8
Курск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Курской области 0.7 0.5
Ленинградская область 1.3 1
Елец 1 0.8
Липецк 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Липецкой области 0.8 0.5
Магадан 0.7 0.8
Прочие города и населенные пункты Магаданской области 0.6 0.5
Московская область 1.7 1
Апатиты, Мончегорск 1.3 0.8
Мурманск 2.1 1
Североморск 1.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Мурманской области 1.2 0.8
Арзамас, Выкса, Саров 1.1 0.8
Балахна, Бор, Дзержинск 1.3 0.8
Кстово 1.2 0.8
Нижний Новгород 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Нижегородской области 1 0.8
Боровичи 1 0.8
Великий Новгород 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Новгородской области 0.9 0.5
Бердск 1.3 0.8
Искитим 1.2 0.8
Куйбышев 1 0.8
Новосибирск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Новосибирской области 0.9 0.5
Омск 1.6 1
Прочие города и населенные пункты Омской области 0.9 0.5
Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк 1 0.8
Оренбург 1.7 1
Орск 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Оренбургской области 0.8 0.5
Ливны, Мценск 1 0.8
Орел 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Орловской области 0.7 0.5
Заречный 1.2 0.8
Кузнецк 1 0.8
Пенза 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Пензенской области 0.7 0.5
Великие Луки 1 0.8
Псков 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Псковской области 0.7 0.5
Азов 1.2 0.8
Батайск 1.3 0.8
Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог 1 0.8
Ростов-на-Дону 1.8 1
Шахты 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Ростовской области 0.8 0.5
Рязань 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Рязанской области 0.9 0.5
Новокуйбышевск, Сызрань 1.1 0.8
Самара 1.6 1
Тольятти 1.5 1
Чапаевск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Самарской области 0.9 0.5
Балаково, Балашов, Вольск 1 0.8
Саратов 1.6 1
Энгельс 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Саратовской области 0.7 0.5
Южно-Сахалинск 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Сахалинской области 0.9 0.5
Асбест, Ревда 1.1 0.8
Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск 1.3 0.8
Верхняя Салда, Полевской 1.2 0.8
Екатеринбург 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Свердловской области 1 0.8
Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево 1 0.8
Смоленск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Смоленской области 0.7 0.5
Мичуринск 1 0.8
Тамбов 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Тамбовской области 0.8 0.5
Вышний Волочек, Кимры, Ржев 1 0.8
Тверь 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Тверской области 0.8 0.5
Северск 1.2 0.8
Томск 1.6 1
Прочие города и населенные пункты Томской области 0.9 0.5
Алексин, Ефремов, Новомосковск 1 0.8
Тула 1.5 1
Узловая, Щекино 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Тульской области 0.9 0.5
Тобольск 1.3 0.8
Тюмень 2 1.2
Прочие города и населенные пункты Тюменской области 1.1 0.8
Димитровград 1.2 0.8
Ульяновск 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Ульяновской области 0.9 0.5
Златоуст, Миасс 1.4 0.8
Копейск 1.6 1
Магнитогорск 1.8 1
Сатка, Чебаркуль 1.2 0.8
Челябинск 2.1 1.2
Прочие города и населенные пункты Челябинской области 1 0.8
Ярославль 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Ярославской области 0.9 0.5
Москва 2 1.2
Санкт-Петербург 1.8 1
Севастополь 0.6 0.6
Биробиджан 0.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Еврейской автономной области 0.6 0.5
Ненецкий автономный округ 0.8 0.5
Когалым 1 0.8
Нефтеюганск, Нягань 1.3 0.8
Сургут 2 1.2
Нижневартовск 1.8 1
Ханты-Мансийск 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа 1.1 0.8
Чукотский автономный округ 0.6 0.5
Новый Уренгой 1 0.8
Ноябрьск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Ямало-Ненецкого автономного округа 1.1 0.8
Байконур 1 1
Новороссийск 1.8 1
Уссурийск 1.1 0.8
Свободный 1.1 0.8

КБМ — коэффициент бонус-малус

Этот показатель выступает своеобразным поощрением автолюбителя за безаварийную эксплуатацию машины. Может как повышать, так и понижать стоимость договора, исходя из истории вождения. Каждый год владения страховкой без ДТП предполагает уменьшение цены последующего соглашения на 5%.

Обратите внимание! При определении коэффициента аварийности в расчет берутся лишь те случаи (ДТП), в которых вина страхователя была доказан, по которым была выплачена компенсация.

Число классов вождения – 15, каждому из них присвоен свой КБМ. Подробная информация представлена в таблице ниже.

Как пользоваться таблицей для расчета КБМ

  • В поле «Класс на начало годового срока страхования» найдите свой текущий класс (если вы ранее не страховались, то ваш класс равен 3)
  • В поле «Коэффициент» указано значение коэффициента соответствующее классу
  • Далее перемещаемся вправо по строке.
  • В поле «0 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если вы не допустите ни одной аварии
  • В поле «1 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 1 авария
  • В поле «2 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 2 авария и т.д.

Класс на начало годового срока страхования

Коэффициент

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

0
страховых выплат

1
страховая выплата

2
страховые выплаты

3
страховые выплаты

4 и более
страховых выплат

М

2,45

М

М

М

М

2,3

М

М

М

М

1,55

М

М

М

М

1,4

М

М

М

М

М

М

0,95

М

М

0,9

М

М

0,85

М

М

0,8

М

М

0,75

М

М

0,7

М

0,65

М

0,6

М

0,55

М

0,5

М

Посмотреть подробную информацию по расчету КБМ можно на странице Таблица КБМ и правила расчета

При первом заключении соглашения с СК для страхователя устанавливается КБМ 1.0 – он не предполагает ни стимулирования, ни взысканий. Далее при условии безаварийной эксплуатации авто класс ежегодно увеличивается. В итоге КБМ снижается, благодаря чему стоимость полиса уменьшается.

Если в договор страховки включено больше одного водителя, коэффициент рассчитывается для каждого. Окончательная стоимость ОСАГО устанавливается по максимальному варианту. Поэтому невыгодно включать в полис водителей с потенциально высокой аварийностью, благодаря которым не только возникает риск повреждения ТС, но и увеличивается цена страховки.

Данный коэффициент единственный, который может вызывать определенные сложности. Они возможны, если у автовладельца большой стаж управления ТС. В этом случае могут возникнуть трудности с определением периода наступления страхового случая.

В такой ситуации можно воспользоваться сайтом РСА, в которой имеется информация обо всех водителях и их истории эксплуатации машин. Для этого нужно заполнить на странице специальную форму и указать:

  • статус владельца авто (физическое или юридическое лицо);
  • тип заключаемого полиса (число водителей, включаемых в договор ограничено или нет);
  • ФИО автолюбителя, чей водительский рейтинг нужно определить, полностью и дату его рождения;
  • реквизиты прав (номер документа);
  • дату заключения договора.

По отправленному заявлению может быть получено два варианта ответа:

  • значение КБМ, что означает наличие сведений о данном автолюбителе в базе РСА. Дополнительно будут указаны реквизиты полиса и СК, а также срок его действия;
  • значение КБМ не найдено, что ведет к присвоению начального уровня (3 класса и КБМ 1).

Причины получения последнего результата могут быть следующие:

  • при указании сведений была допущена ошибка;
  • возникли технические проблемы;
  • в реестре отсутствует информация об автолюбителе (например, по вине СК, не передавшей их);
  • в период действия полиса права были заменены;
  • СК, с которой был заключен договор, ликвидирована.

Если КБМ определен неверно, следует пройти процедуру его восстановления.

КВС — Коэффициент осаго по возрасту и стажу

Этот показатель указывает на опытность, которая оценивается на основании возраста и стажа водителя. Определяется не только на основе информации о страхователе. Учитываются все лица, которые включаются в договор.

Если страховка распространяется на молодых людей (не достигших 22-х лет) и/или имеющих маленький стаж (не превышающий 3 года), показатель может стать повышающим коэффициентом и существенно увеличить стоимость соглашения.

При оформлении неограниченной страховки устанавливается КВС 1.0, который является минимальным показателем. Определить свой коэффициент можно по сведениям, приведенным в таблице ниже.

КП — Срок страхования

Чем меньше срок страхования, тем дешевле будет стоить полис

Срок страхования Значение
1 год 1
9 месяцев 0.95
8 месяцев 0.9
7 месяцев 0.8
6 месяцев 0.7
5 месяцев 0.65
4 месяца 0.6
3 месяца 0.5
2 месяца 0.4
от 16 дней до 30 дней 0.3
от 5 до 15 дней 0.2

КС — коэффициент сезонности

Стандартное время заключения соглашения с СК – 1 год. КС периода включен в формулу для перерасчета цены полиса для ТС, эксплуатация которых на протяжении всего периода страхования невозможна.

Такое ограничение относится к специальным видам транспорта, предназначенным для использования в конкретное время года. Это могут быть машины для:

  • уборки снега;
  • работы на полях;
  • полива и т. д.

Если страхуемое авто не относится к специальным видам ТС, но используется не всегда (например, только в летнее время для поездок на дачу), все равно придется оплачивать полный год эксплуатации.

Значения КС можно посмотреть в таблице

Перион использоватения ТС Значение КС
3 месяца 0,5
4 месяца 0,6
5 месяцев 0,65
6 месяцев 0,7
7 месяцев 0,8
8 месяцев 0,9
9 месяцев 0,95
10 месяцев 1

КМ — коэффициент мощности осаго

Этот критерий учитывает мощность ТС по лошадиным силам. Внешние и иные факторы на его размер не влияют. Узнать свой коэффициент мощности можно критериям, приведенным в таблице

1кВт=1,35962л.с.

Размер КМ увеличивается пропорционально мощности двигателя, что, в свою очередь, влияет на конечную стоимость соглашения с СК. При его определении учитываются данные, внесенные в диагностическую карту и/или ПТС.

KO — количество допущеных к управлению водителей

Условие Значение
Страховка без ограничения количесва водителей 1,87
Количество водителей ограничено 1

Не исключена ситуация, в которой необходимо включить в договор водителя с потенциально высокой аварийностью (например, неопытного родственника). В этом случае лучше оформить неограниченную страховку (при условии, что у собственника высокий класс). Тогда в формуле будет использован только КБМ владельца машины, следовательно, окончательная стоимость страховки уменьшится

КПр — управление транспортным средством с прицепом

Прицеп в зависимости от типа и назначения ТС Коэффициент КПр
Прицеп к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам 1,16
Прицеп к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,40
Прицеп к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,25
Прицеп к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движетелей 1,24
Прицеп к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств 1

Нарушения

Данный показатель учитывает наличие/отсутствие грубых нарушений со стороны автовладельца, а также лиц, включенных в договор. Есть два значения:

  • 1.0 – если нет нарушений;
  • 1.5 – при наличии хотя бы одного нарушения.

Важно! При определении размера данного критерия учитывается факт несоблюдения требований СК . Размер показателя будет одинаковым при наличии как одного нарушения, так и нескольких.

При выведении коэффициента нарушений учитывается:

  • преднамеренное представление страховщику ложной информации, регулирующей цену полиса (незаконное снижение);
  • совершение действий, повлекших за собой возникновение страхового случая;
  • причинение вреда по умыслу, что стало основанием для выставления регрессных требований.

К последнему относятся такие факторы, как:

  • нанесение вреда жизни и здоровью по умыслу;
  • нанесение вреда под воздействием алкогольных/наркотических веществ;
  • пребывание за рулем авто лица, не имевшего на это права;
  • покидание места аварии до приезда сотрудников ДПС;
  • наступление страхового случая при эксплуатации ТС в период, который не предусмотрен соглашением с СК.

Этот список может быть дополнен в зависимости от требований конкретной СК.

Особенности определения цены

При расчете будущего договора со страховой, нужно учитывать:

  1. Прописку. Если страхователь проживает в мегаполисе, есть смысл оформить машину на родственника, зарегистрированного в небольшом городе. Такое изменение КТ позволит почти вдвое снизить стоимость договора;
  2. Возраст и стаж водителей, включаемых в договор. Если их возраст меньше 22 лет, а стаж не превышает 3-х лет, это поднимет цену полиса на 65-80%;
  3. История вождения лиц, включаемых в страховку. Это не только создаст риск повреждения ТС, но и поднимет цену полиса более чем в 2 раза;
  4. Расценки компаний в своем городе. Проведение анализа перед заключением договора поможет выбрать оптимальный вариант. Но в этом случае важно обращать внимание не только на цену, но и рейтинг надежности организации;

Несмотря на государственное регулирование стоимости ОСАГО, каждый автовладелец может повлиять на цену своего договора. Для этого нужно знать, что:

  • расчет стоимости ведется по специальной формуле;
  • каждый год управления ТС без аварий дает скидку 5% на следующий договор;
  • на стоимость полиса влияет не только водительская история страхователя, но еще его возраст и стаж, а также тип транспорта (категория и мощность);
  • если ТС по своим техническим характеристикам не относится к специальным (эксплуатация которых возможна в конкретный сезон), придется оплачивать полный год страхования, даже если авто используется редко.

Важно помнить, что страховым компаниям выгодно повышать цену полиса. Поэтому знание водителем своих прав обязательно для заключения договора на оптимальных условиях.

Предполагается, что после всех этих изменений у каждого водителя будет только один коэффициент бонус-малус, а не несколько, как это зачастую происходит сейчас. Его предлагают устанавливать ежегодно. Сегодня это делается либо после наступления страхового случая, либо по истечении периода времени, когда был куплен полис. Если к моменту проведения реформы у автовладельца будет несколько коэффициентов бонус-малус, для него будет выбран самый низкий из них.

Сейчас значительная доля жалоб потребителей в части ОСАГО приходится как раз на некорректный расчет страховщиками коэффициента бонус-малус. В октябре 2018 года из 2,7 тысячи обращений, поступивших в Банк России по поводу работы страховщиков, 44 процента были связаны с неправильным присвоением этого коэффициента.

По коэффициенту возраст-стаж планируется расширить число градаций, чтобы сочетание наиболее и наименее рискованных показателей возраста и стажа существенно отличались. Чтобы избежать резкого скачка стоимости страховки для отдельных групп водителей, авторы реформы хотят сначала сдвинуть границы не более чем на пять процентов вниз и вверх относительно существующих значений, потом постепенно расширять их.

Тарифный коридор по ОСАГО предлагается расширить вниз и вверх на 20 процентов. По мнению ЦБ, это нужно для того, чтобы сделать тариф индивидуальным и справедливым для каждого конкретного автовладельца. Там считают, что страховые компании должны иметь возможность снижать стоимость полисов за безаварийную езду, и, соответственно, повышать ее для тех водителей, которые часто попадают в ДТП и приносят страховщикам большие убытки.

Средняя цена полиса в результате всех этих корректировок существенно не изменится, обещают в Банке России. Если она и повысится, то не более чем на 1,5 процента, уточнял зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Он уточнил, что это результаты уже третьего по счету актуарного исследования.

Средняя премия по ОСАГО за девять месяцев 2018 года, по данным Российского союза страховщиков (РСА), составила 5703 рубля. За последнее время она снизилась на 10 процентов благодаря усилению конкуренции на этом рынке, поясняли в Российском союзе автостраховщиков. При этом общий размер выплат по ОСАГО снижается. За девять месяцев он сократился на 27 процентов, до 103,56 миллиарда рублей.

Страховые компании пока не могут воспользоваться законом об индивидуализации тарифов ОСАГО, вступившим в силу 24 августа, так как необходимые для этого поправки не были внесены в постановление правительства 2005 года «Об обмене информацией при осуществлении ОСАГО». Об этом сообщает во вторник газета «Известия».

По данным издания, указание ЦБ РФ о расширении тарифного коридора ОСАГО еще находится на регистрации в Минюсте. Как сообщил источник в ведомстве, подзаконный акт будет зарегистрирован на этой неделе.

Указание ЦБ вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. Следовательно, через две недели страховые компании смогут начать назначать индивидуальные тарифы ОСАГО, предполагает издание.

В пресс-службе Банка России «Известиям» сообщили, что рассчитывают на плавные изменения на рынке ОСАГО. Также в ЦБ уточнили, что не ожидают роста средней стоимости полиса после начала полноценной работы реформы. «Как показывает опыт первого этапа индивидуализации тарифов ОСАГО, страховые компании заинтересованы в хороших водителях и конкурируют за таких клиентов. Так, в результате расширения тарифного коридора в начале 2019 года на 20% вниз и вверх, средняя премия по ОСАГО за 2019 год снизилась на 4,8%», — отметили в Банке России.

Кроме того, на сроки внедрения поправок влияет готовность системы АИС ОСАГО. Новая версия системы более производительна, однако после ее запуска возникли трудности с оформлением полисов, в связи с чем была необходима донастройка системы. В компании-разработчике АИС «Инфосистемы Джет» газете посоветовали обратиться в Российский союз автостраховщиков (РСА). В союзе на запрос не ответили.

О законе

Закон об индивидуализации тарифов ОСАГО вступает в силу в России с понедельника, он позволит страховым компаниям учитывать личностные характеристики водителей при формировании цены полиса ОСАГО. Одним из основных положений закона является возможность страховщиков учитывать при определении тарифа в ОСАГО качество вождения и соблюдение правил ПДД водителями.

Законом выделена группа факторов, которая будет влиять на расчет страховой премии. В частности, повышенный тариф будет за грубые нарушения правил дорожного движения, правил эксплуатации авто, за наказания за управление автомобилем в состоянии опьянения. Также выделяются иные факторы, которые страховые компании будут определять самостоятельно.

При этом страховщикам будет строго запрещено использовать при расчете тарифа ОСАГО любые дискриминирующие человека факторы, в том числе связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью, должностным положением, вероисповеданием и отношением к религии.

Контроль за правильностью расчета страховых тарифов возложен законом на Банк России.

Кроме того, с 24 августа будет расширен коридор базовых ставок тарифов ОСАГО для легковых автомобилей физических лиц на 10% вниз и вверх (рамки тарифа будут находиться в пределах 2 471-5 436 руб. — прим. ТАСС), для автомобилей юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%.

Как поясняли в ЦБ, расширение тарифного коридора позволит страховщикам снижать тарифы по ОСАГО для аккуратных водителей и вводить более высокий тариф тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения.

Информационное агентство России ТАСС

Что такое территориальный коэффициент КТ в ОСАГО

Региональный коэффициент ОСАГО на 2020 год зависит от места регистрации транспортного средства. При его определении действует такое правило: с повышением населённости города и субъекта, в котором зарегистрирован автомобиль множитель возрастает. На зависимость влияет численность автотранспортных средств, которые сконцентрированы в одной местности. Это логично – с повышением количества автомобилей на дорогах возрастает вероятность наступления дорожно-транспортных происшествий. Например, один из самых больших множителей установлен для Москвы, он составляет 2. А в небольших посёлках он может быть 0.55. Как видно, показатель оказывает большое влияние на конечное значение.

Многие водители хотят получить минимальный коэффициент ОСАГО по регионам в 2020 году. Для этого нужно оформить автомобиль на родственников, которые проживают в соответствующем регионе, или же прописаться в нём самому. Конечно, эти действия связаны с бумажной волокитой. С другой стороны, если снизить показатель с 2 до 0.55, это позволит практически в 4 (!) раза уменьшить стоимость страхования. За несколько лет покупки полиса такие усилия более чем оправданны.

Таблица территориальных коэффициентов ОСАГО на 2020 год единая для всех российских страховщиков. Организация не имеет права изменять множитель по своему желанию. Поэтому и стоимость услуг от него не зависит. Поэтому при выборе страховой лучше всего ориентироваться на надёжность, а не на территориальный коэффициент ОСАГО.

Снижение и повышение территориальных коэффициентов ОСАГО в 2020 году

После 2015 года множитель КТ был изменён для регионов, в разных частях страны изменения оказались разные. В каких-то субъектах показатель увеличился, в других – снизился. Больше всего множитель вырос для Камчатского края и Мордовии, его рост достиг 25%. Это объясняется невысокой прибыльностью и даже убытками страховщиков в данных регионах. Именно поэтому было принято решение повысить КТ ОСАГО в этих областях.

Ещё одна причина изменения коэффициентов ОСАГО по регионам – повышение максимальных выплат по автогражданке до 400 000 рублей. К тому же страховой бизнес переживает не лучший период, что объясняется низкой доходностью этого рыночного сегмента, а также девальвацией российской национальной валюты.

Что влияет на коэффициент территории ОСАГО в 2020 году

Величина коэффициента страхования ОСАГО по регионам в 2020 году зависит от нескольких критериев:

  • Обстановка на дорогах в регионах – количество автотранспортных средств, зарегистрированных в области.
  • Населённость пункта проживания, в котором зарегистрировано ТС по месту регистрации собственника транспортного средства.
  • Аварийность в населённом пункте – количество дорожно-транспортных происшествий, которые случились в прошлом году.

С повышением описанных выше показателей возрастает коэффициент КТ в ОСАГО.

Как устанавливается территориальный коэффициент

Базовые значения КТ в ОСАГО установлены такими нормативными актами:

  • Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года.
  • Постановление ЦБР №3384, изданное 19 сентября 2004 года.

Эти нормативные акты регламентируют:

  • Правила страхования транспортных средств разных категорий.
  • Порядок досудебного урегулирования споров между страховщиком и клиентом.
  • Правила составления извещения о возникновении страхового случая.
  • Порядок фиксации места происшествия.
  • Принципы, на которых базируется обязательное автострахование.
  • Порядок начисления компенсаций при возникновении страхового случая.
  • Расчёты страховой премии с учётом различных показателей, среди которых коэффициент для ОСАГО по городам.

Влияние территориальных коэффициентов по ОСАГО на стоимость полиса

Существует три варианта изменения стоимости страховых услуг с учётом коэффициента КТ:

  • Равен 1. Утверждённая ставка не изменяется.
  • Больше 1. Утверждённая ставка повышается.
  • Меньше 1. Утверждённая ставка уменьшается.

Если страховая компания самовольно решит изменить коэффициент территории при оформлении автогражданки страховщику будет выписан внушительный штраф.

Таблица коэффициент территории ОСАГО на 2020 год

Территория эксплуатации ТС

КТ для легковых авто

Республика Адыгея

Республика Алтай

Горно-Алтайск

Другие населённые пункты региона

Республика Башкортостан

Благовещенск, Октябрьский

Ишимбай, Салават, Кумертау

Туймазы, Стерлитамак

Уфа

Другие населённые пункты

Республика Бурятия

Улан-Удэ

Другие населённые пункты

Республика Ингушетия

Малгобек

Назрань

Другие населённые пункты

Республика Дагестан

Дербент, Хасавюрт, Буйнанск, Махачкала, Каспийск

Другие населённые пункты

Республика Калмыкия

Элиста

Другие населённые пункты

Кабардино-Балкарская Республика

Прохладный, Нальчик

Другие населённые пункты

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Петрозаводск

Другие населённые пункты

Республика Крым

Симферополь

Другие населённые пункты

Республика Коми

Сыктывкар

Ухта

Другие населённые пункты

Республика Мордовия

Саранск

Рузаевка

Другие населённые пункты

Республика Марий Эл

Йошкар-Ола

Волжск

Другие населённые пункты

Республика Северная Осетия — Алания

Владикавказ

Другие населённые пункты

Республика Саха (Якутия)

Якутск

Нерюнгри

Другие населённые пункты

Республика Татарстан

Лениногорск, Бугульма, Чистополь

Зеленодольск, Альметьевск, Нижнекамск

Набережные Челны

Казань

Елабуга

Другие населённые пункты

Удмуртская Республика

Глазов, Сарапул

Воткинск

Ижевск

Другие населённые пункты

Республика Тыва

Кызыл

Другие населённые пункты

Республика Хакасия

Саяногорск, Абакан, Черногорск

Другие населённые пункты

Чеченская Республика

Алтайский край

Бийск

Барнаул

Новоалтайск, Заринск, Рубцовск

Другие населённые пункты

Чувашская Республика

Новочебоксарск

Канаш

Чебоксары

Другие населённые пункты

Камчатский край

Петропавловск-Камчатский

Другие населённые пункты

Забайкальский край

Чита

Краснокаменск

Другие населённые пункты

Красноярский край

Норильск, Железногорск

Красноярск

Зеленогорск, Ачинск

Минусинск, Канск, Назарово, Лесосибирск

Другие населённые пункты

Краснодарский край

Сочи, Армавир, Туапсе

Новороссийск, Краснодар

Геленджик, Анапа

Кропоткин, Лабинск, Тимашевск, Белореченск, Крымск, Тихорецк, Курганинск, Ейск, Славянск-на-Кубани

Другие населённые пункты

Приморский край

Владивосток, Находка,

Артем, Уссурийск, Арсеньев, Спасск-Дальний

Другие населённые пункты

Пермский край

Чайковский, Лысьва

Соликамск

Краснокамск, Березники

Пермь

Другие населённые пункты

Хабаровский край

Хабаровск

Комсомольск-на-Амуре

Амурск

Другие населённые пункты

Ставропольский край

Михайловск, Кисловодск, Ставрополь

Ессентуки, Пятигорск, Георгиевск, Невинномысск, Буденновск, Минеральные Воды

Другие населённые пункты

Архангельская область

Северодвинск

Котлас

Архангельск

Другие населённые пункты

Амурская область

Благовещенск

Белогорск, Свободный

Другие населённые пункты

Белгородская область

Старый Оскол, Губкин

Белгород

Другие населённые пункты

Астраханская область

Астрахань

Другие населённые пункты

Владимирская область

Гусь-Хрустальный

Владимир

Муром

Другие населённые пункты

Брянская область

Клинцы

Брянск

Другие населённые пункты

Вологодская область

Череповец

Вологда

Другие населённые пункты

Волгоградская область

Михайловка, Камышин

Волжский

Волгоград

Другие населённые пункты

Ивановская область

Шуя

Кинешма

Иваново

Другие населённые пункты

Воронежская область

Воронеж

Лиски, Борисоглебск, Россошь

Другие населённые пункты

Калининградская область

Калининград

Другие населённые пункты

Иркутская область

Иркутск

Ангарск

Шелехов

Усть-Илимск, Черемхово, Братск, Усть-Кут, Тулун

Усолье-Сибирское

Другие населённые пункты

Кемеровская область

Междуреченск, Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга

Новокузнецк

Кемерово

Осинники, Белово, Березовский, Прокопьевск

Другие населённые пункты

Калужская область

Обнинск

Калуга

Другие населённые пункты

Костромская область

Кострома

Другие населённые пункты

Кировская область

Кирово-Чепецк

Киров

Другие населённые пункты

Курская область

Курск

Железногорск

Другие населённые пункты

Курганская область

Шадринск

Курган

Другие населённые пункты

Липецкая область

Липецк

Елец

Другие населённые пункты

Ленинградская область

Московская область

Магаданская область

Магадан

Другие населённые пункты

Нижегородская область

Кстово

Выкса, Арзамас, Саров

Нижний Новгород

Бор, Балахна, Дзержинск

Другие населённые пункты

Мурманская область

Североморск

Мурманск

Мончегорск, Апатиты

Другие населённые пункты

Новосибирская область

Куйбышев

Бердск

Новосибирск

Искитим

Другие населённые пункты

Новгородская область

Великий Новгород

Боровичи

Другие населённые пункты

Оренбургская область

Орск

Оренбург

Бузулук, Бугуруслан, Новотроицк

Другие населённые пункты

Омская область

Омск

Другие населённые пункты

Пензенская область

Пенза

Кузнецк

Заречный

Другие населённые пункты

Орловская область

Орел

Мценск, Ливны

Другие населённые пункты

Псковская область

Псков

Великие Луки

Другие населённые пункты

Рязанская область

Рязань

Другие населённые пункты

Ростовская область

Батайск

Азов

Каменск-Шахтинский, Сальск, Гуково, Новочеркасск, Таганрог, Волгодонск, Новочеркасск, Новошахтинск

Другие населённые пункты

Саратовская область

Энгельс

Саратов

Балашов, Балаково, Вольск

Другие населённые пункты

Самарская область

Тольятти

Новокуйбышевск, Сызрань

Чапаевск

Самара

Другие населённые пункты

Свердловская область

Екатеринбург

Новоуральск, Березовский, Первоуральск, Верхняя Пышма

Ревда, Асбест

Полевской, Верхняя Салда

Другие населённые пункты

Сахалинская область

Южно-Сахалинск

Другие населённые пункты

Тамбовская область

Тамбов

Мичуринск

Другие населённые пункты

Смоленская область

Смоленск

Сафоново, Вязьма, Рославль, Ярцево

Другие населённые пункты

Томская область

Томск

Северск

Другие населённые пункты

Тверская область

Тверь

Кимры, Вышний Волочек, Ржев

Другие населённые пункты

Тюменская область

Тюмень

Тобольск

Другие населённые пункты

Тульская область

Щекино, Узловая

Тула

Ефремов, Алексин, Новомосковск

Другие населённые пункты

Челябинская область

Челябинск

Магнитогорск

Златоуст, Миасс

Сатка, Чебаркуль

Копейск

Другие населённые пункты

Ульяновская область

Ульяновск

Димитровград

Другие населённые пункты

Москва

Севастополь

Ярославская область

Ярославль

Другие населённые пункты

Санкт-Петербург

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

Ханты-Мансийск

Сургут

Когалым

Нижневартовск

Нефтеюганск, Нягань

Другие населённые пункты

Еврейская автономная область

Биробиджан

Другие населённые пункты

Ненецкий автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ноябрьск

Новый Уренгой

Другие населённые пункты

Чукотский автономный округ

Байконур

Что ещё кроме коэффициента территории КТ влияет на стоимость ОСАГО

Подавляющее большинство автомобилистов стремятся сэкономить на страховании и избежать переплат. Страховой коэффициент ОСАГО по регионам – это только один из множителей, который влияет на стоимость полиса. Снизить расходы можно следующим образом:

  • Класс безаварийности. Устанавливается с учётом количества страховых выплат в предшествующих периодах. При отсутствии аварий предоставляется 5-процентная скидка. Она является накопительной, за 10 лет управления автомобилем без аварий показатель вырастет до 50%. Поэтому старайтесь не нарушать правила дорожного движения.
  • Мощность. С увеличением характеристик мотора повышается опасность ТС на дороге.
  • Количество водителей, которые вписаны в договор страхования. Старайтесь снизить их число до минимума.
  • Территориальный коэффициент. С повышением населённости города и количества автомобилей на его дорогах возрастает количество аварий. Если оформить машину на родственника, проживающего в селе, показатель можно многократно уменьшить, иногда даже в 4 (!) раза.
  • Период действия страховки. Полисы часто оформляют на 1 год. В случае надобности показатель можно уменьшить до нескольких месяцев.
  • Возраст и стаж страхуемых. Если автомобилист не имеет опыта и ему нет 22 лет, тогда компания применит самый высокий коэффициент.

Можно ли без знания коэффициента КТ рассчитать стоимость полиса ОСАГО

Калькулятор ОСАГО instore.market разработан для автоматического расчёта стоимости автогражданки и оформления полиса. Сервис прост в использовании. На первой странице посетитель должен указать такие данные:

  • Номерной знак автомобиля с указанием региональной принадлежности.
  • Категория транспортного средства.
  • Период действия полиса.

Этих данных достаточно, чтобы система произвела поиск автомобиля по базе. При успехе будет получена детальная информация о транспортном средстве. Если поиск не даст результата, придётся ввести данные вручную. Пользователю придётся указать сведения о марке и модели транспортного средства, его мощности, годе выпуска и территории использования.

После этого необходимо указать сведения о владельце автомобиля и других водителях, которые допущены к управлению ТС: ФИО, номер ВУ, дату рождения и опыт вождения. Когда все эти сведения будут введены, кнопка «Рассчитайте точную стоимость» станет активной. Нажмите её и получите результат.

На странице оформления полиса необходимо указать сведения о банковской карте и совершить платёж. После поступления денежных средств на e-mail пользователя будет отправлен цифровой полис. Документ нужно распечатать и подписать. После этого страховка становится действенной, её можно подавать на проверку сотруднику дорожной полиции.

Как видно, коэффициенты страховки ОСАГО по регионам в 2020 году имеют большое влияние на ценообразование. Наш сервис поможет рассчитать точную стоимость и оформить полис с минимальным участием клиента. Мы будем рады защитить интересы водителей и предотвратить финансовые потери при наступлении ДТП.