Коэффициент собираемости налогов

На встрече с руководством РСПП Белоусов отмел все эти возражения, сославшись на необходимость средств для реализации антикризисных планов в связи с пандемией.

«Я был вынужден, к сожалению, напомнить нашему бизнесу, что сейчас особая ситуация. Когда они напоминали про неизменность налоговых условий, я им сказал, что особая ситуация», — сообщил Белоусов журналистам 23 сентября (цитата по «Интерфаксу»). «Мы столкнулись с беспрецедентным за последнее десятилетие, начиная с 2009 года, кризисом, и… федеральный бюджет потратил в этом году около 4 трлн руб. «, — добавил он. По словам первого вице-премьера, эти средства привлекались на рыночных условиях у банков, а не изымались у компаний.

Минфин планирует увеличить государственные заимствования в 2020 году до 5 трлн руб., а чистое размещение облигаций федерального займа (ОФЗ) составит около 4 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.

«4 трлн руб. дополнительных денег! Вот я им и говорю, а вы тут из-за 50–60 млрд руб. устраиваете какую-то помойку», — эмоционально прокомментировал встречу с членами РСПП Белоусов.

Первый вице-премьер счел разумными аргументы бизнесменов, что подход Минфина требует поправок. «Я признаю, что подход слишком прямолинейный сейчас. Мы создадим рабочую группу, в которой коллеги из ведомств и представители от бизнеса обсудят условия дифференциации налога по разным отраслям, чтобы не делать перекосы в условиях добычи низкомаржинальных видов сырья с небольшим содержанием полезных ископаемых в рудах», — пояснил дальнейшие действия Белоусов. Решено сделать исключение для новых проектов — соответствующая поправка будет внесена в Налоговый кодекс. При этом законопроект, предполагающий общее увеличение налоговой нагрузки на металлургов и производителей удобрений, Госдума уже приняла в первом чтении.

«Участники совещания с пониманием отнеслись к причинам реализации данной меры , направленной на повышение бюджетных доходов, при этом выразили озабоченность ее прямолинейностью», — говорится в официальном сообщении РСПП по итогам встречи. Шохин отметил, что предлагаемый формат повышения нагрузки может привести к снижению инвестиционной активности в ряде секторов.

Источник РБК, близкий к одному из участников встречи с Белоусовым, сказал, что закон об этом увеличении НДПИ принимается слишком стремительно, без каких бы то ни было обсуждений: «Нет никакой уверенности, что завтра не придут и не попросят еще 1 трлн руб. О каком инвестклимате может идти речь в таких условиях?» «Мы же уже давно говорили, что родине помогать надо. Но за помощью надо приходить, не открывая дверь ногой», — добавил собеседник РБК.

Какие отрасли будут следующими

Рост налогов коснулся не только металлургов и химиков: пандемия вынудила правительство увеличить нагрузку и в нефтяной отрасли. На прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов заявил, что правительство планирует отменить для нефтяных компаний налоговые льготы, которые носят «неэффективный характер», а также увеличить поступления от налога на дополнительный доход (НДД). Отмена льгот с 2021 года должна принести бюджету дополнительно почти 300 млрд руб.

От этих «налоговых изменений» в большей степени пострадают «Татнефть» (в ее портфеле производство сверхвязкой нефти составляет наибольшую долю от добычи), «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, в меньше степени — «Роснефть» и «Газпром», заявил 23 сентября вице-премьер Юрий Борисов, который курирует топливно-энергетический комплекс, в ходе панельной дискуссии на Тюменском нефтегазовом форуме. «Нельзя не признать, что стабильность налогового законодательства — это залог для гарантированных инвестиций, и в первую очередь в нефтедобычу и нефтехимию», — добавил он.

Борисов признался, что не может «до конца» разделять такие решения, поскольку считает, что в условиях кризиса надо пытаться сохранить инвестиционную привлекательность. Но, как «член команды правительства», он не имеет права «особо рассуждать». «Будем надеяться, что это все-таки краткосрочные меры пожарного характера», — сказал Борисов. Он рассчитывает, что в случае восстановления экономики с 2021–2022 года можно будет вернуться к мерам поддержки нефтяных компаний.

Также выступавший на форуме в Тюмени председатель правления «Газпром нефти» и член совета директоров нефтехимической компании «Сибур» Александр Дюков раскритиковал непоследовательность властей. По его мнению, повышение налогов приведет к снижению инвестиций, что лишит сырья нефтегазохимическую отрасль, развитие которой правительство хочет стимулировать. «Получается такая интересная, даже парадоксальная ситуация. <…> Те новации, которые готовит Минфин, приведут к сокращению инвестиций со стороны нефтяной отрасли. Меньше добычи — меньше того сырья, которое использует нефтехимия», — отметил топ-менеджер.

«Существенные регуляторные или экономические изменения, которые повлекут за собой сокращение добычи, сократят тот объем сырья, который доступен для нас в создании новых материалов», — подтвердил глава «Сибура» Дмитрий Конов. По его мнению, это угроза для развития отрасли не сегодняшнего дня, но в будущем увеличение налогов для нефтяников приведет к сокращению тех возможностей, которые создает нефтегазохимия.

В современных условиях стабильность экономики страны и ее финансового благополучия во многом зависит от бюджетно-налоговой политики государства. К числу наиболее значимых форм государственного регулирования следует отнести бюджетно-налоговое регулирование, где конечной целью является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджет страны.
Бюджетно-налоговое планирование представляет собой комплекс мер, посредством которых государство осуществляет регулирование экономических процессов с помощью налоговых инструментов. Регулирование налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов и т.д. влияют на процессы инвестирования, структурные сдвиги в экономике.
По мнению Г.П. Журавлевой бюджет государства является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций, иными словами государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов .
Таким образом, основой бюджетно-налогового планирования является прогнозирование на определенный момент времени экономически обоснованных и максимально возможных налоговых доходов.
В общем смысле под прогнозом понимается научно обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием — предвидением, предсказанием .
С точки зрения С.В. Барулина, Е.А. Ермаковой и В.В. Степаненко методом государственного налогового планирования служит оценка соотношения налогового потенциала с фактическими поступлениями налогов и определение на этой основе объемов и структуры поступлений налогов в бюджетную систему в планируемом периоде .
На сегодняшний день, оценке налогового потенциала посвящено множество научных публикаций и в то же время нет единых подходов как к его расчету, так и к толкованию данного понятия, поскольку проведенное исследование показало огромный разброс точек зрения.
В общепринятом понимании «налоговый потенциал» — это предельно возможный объем налогов, сборов и других обязательных платежей, рассчитанных по законодательно утвержденным ставкам и предназначенных для зачисления в бюджетную систему .
Рассмотрим методики расчета налогового потенциала, как одного из методов бюджетного планирования.
С.И. Ислямутдинов выделяет три группы методов оценки налогового потенциала:
1. Аддитивные методы. С помощью данных методов налоговый потенциал, возможно, рассчитать в следующих формализованных видах:
а) НП = НД + Р, где НП — налоговый потенциал, НД — налоговые доходы, Р — резервы увеличения налоговых поступлений;
б) НП = k * НД, где k — корректировочный коэффициент;
в) Репрезентативная налоговая система. Ключевым моментом данного способа расчета является концепция о величине налоговых поступлений, которую собрал регион, если бы прилагался средний по стране уровень фискальных усилий . Для оценки налогового потенциала предполагается формула:

где Нi — начисления по i-му налогу в регионе;
Пij — поступления i-го налога в j-ом регионе;
Нij — начисление i-го налога в j-ом регионе.
Указанную формулу, можно, преобразовать, т.е. в целом налоговый потенциал будет равняться сумме налогового потенциала по основным видам налогов:

где Ксобi — коэффициент собираемости i-го налога, где данный коэффициент определяется

Пi — фактические поступления i-го налога в текущем периоде;
Нi — сумма начислений i-го налога в текущем периоде.
Это формула будет применима на практике в целях прогнозирования налоговых поступлений, налогового потенциала в узком смысле как экономического показателя, т.е. максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства .
Итак, по преобразованной формуле рассчитаем налоговый потенциал на примере Республики Бурятия. В табл.1 приведена динамика начисленных и поступивших сумм налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации Республики Бурятия за 2008–2011 гг. в разрезе основных налогов.
Из данной таблицы видно, что доля перечисленных налогов составляют более 99% от общей суммы начисленных и поступивших налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (КБ РФ).
В табл.2 просчитан коэффициент собираемости в разрезе каждого налога по вышеуказанной формуле:
Таблица 1
Динамика налоговых платежей в КБ РФ по основным налогам за 2008–2011 годы

Динамика налоговых платежей, в тыс.руб. 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
начислено поступило начислено поступило начислено поступило начислено поступило
ВСЕГО Консолидированный бюджет РФ (без ЕСН) 17 448 234 18 265 970 17 655 830 18 019 354 17 143 486 17 683 211 22 048 765 21 728 610
Налог на прибыль организаций 3 985 892 4 220 560 3 599 408 3 523 084 3 735 174 3 649 782 6 629 060 6 232 113
НДФЛ 6 341 257 7 069 497 6 807 093 7 485 499 7 527 166 8 037 456 8 325 046 8 750 687
НДС 2 781 389 2 757 167 3 203 941 2 703 680 1 370 607 1 552 846 2 258 128 1 637 455
Акцизы 1 117 412 1 106 691 944 542 941 631 986 761 986 346 1 143 238 1 143 344
НИФЛ (налог на имущество ФЛ) 13 199 14 016 19 716 16 959 24 594 20 125 4 445 9 988
НИО (налог на имущество ор-ганизаций) 927 552 938 203 1 055 187 1 050 652 989 788 956 090 1 090 028 1 091 601
ТН (транспортный налог) 146 028 126 324 175 187 159 070 204 528 178 297 194 722 192 193
ЗН (земельный налог) 353 575 368 173 518 606 528 671 530 187 518 886 270 541 525 657
НДПИ 321 866 319 835 423 482 421 223 524 267 531 525 707 752 701 034
ВН (водный налог) 297 108 296 910 174 966 172 651 23 652 25 881 23 893 22 503
УСНО 681 518 576 103 266 718 524 874 724 661 664 581 869 840 789 462
ЕНВД 400 508 356 987 424 930 376 827 456 786 408 318 462 146 452 197
ЕСХН 3 328 2 902 4 087 4 756 5 292 4 568 8 426 7 628
ИТОГО по основным налогам 17 370 632 18 153 368 17 617 863 17 909 577 17 103 463 17 534 701 21 987 265 21 555 862
Доля в общем объеме, % 99.6 99.4 99.8 99.4 99.8 99.2 99.7 99.2

Таблица 2
Коэффициент собираемости за 2008–2011 гг.
Таблица 3
Сравнительный анализ налогового потенциала с фактическим поступлением

Сравнительный анализ
(тыс. руб.)
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
НП ФАКТ откл., % НП ФАКТ откл., % НП ФАКТ откл., % НП
Налог на прибыль организаций 4 220 560 3 523 084 83,5 3 523 084 3 649 782 103,6 3 649 782 6 232 113 170,8 6 232 113
НДФЛ 7 069 497 7 485 499 105,9 7 485 499 8 037 456 107,4 8 037 456 8 750 687 108,9 8 750 687
НДС 2 757 167 2 703 680 98,1 2 703 680 1 552 846 57,4 1 552 846 1 637 455 105,4 1 637 455
Акцизы 1 106 691 941 631 85,1 941 631 986 346 104,7 986 346 1 143 344 115,9 1 143 344
НИФЛ (налог на имущество физических лиц) 14 016 16 959 121,0 16 959 20 125 118,7 20 125 9 988 49,6 9 988
НИО (налог на имущество организаций) 938 203 1 050 652 112,0 1 050 652 956 090 91,0 956 090 1 091 601 114,2 1 091 601
ТН (транспортный налог) 126 324 159 070 125,9 159 070 178 297 112,1 178 297 192 193 107,8 192 193
ЗН (земельный на-лог) 368 173 528 671 143,6 528 671 518 886 98,1 518 886 525 657 101,3 525 657
НДПИ 319 835 421 223 131,7 421 223 531 525 126,2 531 525 701 034 131,9 701 034
ВН (водный налог) 296 910 172 651 58,1 172 651 25 881 15,0 25 881 22 503 86,9 22 503
УСНО 576 103 524 874 91,1 524 874 664 581 126,6 664 581 789 462 118,8 789 462
ЕНВД 356 987 376 827 105,6 376 827 408 318 108,4 408 318 452 197 110,7 452 197
ЕСХН 2 902 4 756 163,9 4 756 4 568 96,0 4 568 7 628 167,0 7 628
ИТОГО 18 153 368 18 019 354 99,3 17 909 577 17 683 211 98,7 17 534 701 21 728 610 123,9 21 555 862

Далее в табл.3 рассчитан налоговый потенциал для каждого налога и проведен его сравнительный анализ с фактическим поступлением:
В результате проведенного анализа видно, что отклонение фактического поступления от прогноза налогового потенциала за 2009 г. составило 99,3%, 2010 г. — 98,7%, давшее минимальное отклонение 0,7% и 1,3% соответственно. В то же время, результат отклонения за 2011 г. наихудший — фактические поступления на 23,9% больше от прогноза налогового потенциала. Основная причина связана с тем, что по сравнению с 2010 г. в 2011 г. начисления и поступления по налогу на прибыль организаций возросли более чем в 1,7 раза.
2. Регрессионный анализ. Метод регрессионного анализа позволяет количественно описать зависимость между исследуемой переменной и одной или несколькими независимыми переменными. Основная расчетная формула будет выглядеть следующим образом:
НП = а0 + а1х1 + а2х2 +…+ anxn + ε
а0 — свободный член;
а1, а2, …an — коэффициенты уравнении регрессии;
х1, х2, …xn — факторы характеризующие налоговую базу;
ε — стохастическая составляющая, которая интегрирует влияние неучтенных факторов.
Преимуществом данного метода является возможность осуществлять прогнозные расчеты на краткосрочном и среднесрочном временном интервале.
3. Структурный метод определения НП региона, разработанный Министерством финансов РФ в рамках создания системы распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

И.В. Горский выделяет 3 способа расчета налогового потенциала .
1. Метод прямого счета представлен следующей формулой:

НПР — налоговый потенциал региона;
n — количество налогов;
НБ — налоговая база налога;
t — ставка (предельная ставка) i-налога в процентах.
При проведении расчета используются фактические, а не предельные ставки налогов.
2. Упрощенный метод. Его суть состоит в использовании данных статистического налогового отчета по форме № 5-НБН. Итак, по 10 налогам, для которых отчет № 5-НБН дает точную налоговую базу, составляют 90% всех налоговых доходов региона. Следовательно, можно сделать дооценку потенциала следующим методом: все налоговые поступления региона принимаем за 100 усл. ед.; налоговый потенциал по 10 налогам формы № 5-НБН примем за 98 единиц, тогда общий налоговый потенциал будет равен:
НП = 100 * 98/90 = 109 усл. ед.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время статистиче­ский налоговый отчет по форме № 5-НБН не формируется уже более 8 лет. Сегодня необходимо ориентироваться на стати­стические налоговые отчеты с индексом пять о налогооблагаемой базе в разрезе налогов, удельный вес которых наиболее весом. Так, например, статотчет по форме № 5-П — отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций.
3. Фактический метод.
НП = Ф + З +Л
Ф — фактические поступления налогов;
З — прирост задолженности за отчетный период;
Л — сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.
Недостатком данного метода является то, что он хорошо применим только по тем периодам, по которым уже фактически сложились данные за прошлые периоды, т.е. известны поступления, прирост задолженности и льготы. Для оценки налогового потенциала на будущие периоды по указанному методу возможно с применением аналитического показателя за несколько лет такого, как среднего абсолютного прироста, который характеризует обобщающую скорость изменения исследуемого показателя во времени. Таким образом, данный метод расчета на будущие периоды может быть представлен в следующем виде:

где Фn, Фı — конечный (n) и начальный (1) уровни ряда динамики фактических поступлений;
Зn, Зı — конечный и начальный ряд динамики прироста задолженности;
Лn, Лı — конечный и начальный ряд динамики налоговых льгот.
Однако, при таком подходе прогнозного расчета налогового потенциала, будущие периоды необходимо рассчитывать при сопоставимых условиях, поскольку динамика развития близка к линейному и не будет учитывать изменения в бюджетном и налоговом законодательствах, но как один из вариантов просчета возможно его применение на практике.
Проведенный анализ подходов оценки налогового потенциала позволил синтезировать некоторые методики расчета в формализованных видах и в практической работе. Также исследование методик прогноза налогового потенциала показало большое их разнообразие, где необходимо комбинированное, преобразованное применение и использование других методов. Изучение налогового потенциала как метода бюджетно-налогового планирования необходимо, поскольку от его состояния зависит финансовое благополучие страны и экономики в целом.

В 2019 году бюджет получит от повышения налога на добавленную стоимость более 500 млрд рублей, отчитался Минфин.

Реклама

За девять месяцев 2019 года, по оперативным данным министерства, общая сумма поступлений по внутреннему НДС (уплачивается на территории страны) выросла на 16% относительно того же периода предыдущего года (до 3,16 трлн руб.).

По ввозному НДС (уплачивается при ввозе товаров в Россию) — тоже рост. Он составил 14% (до 2 трлн руб.). Эти суммы могут корректироваться в связи с возвратами НДС.

Фискальный эффект от повышения ставки НДС оказался на уровне первоначальных ожиданий Минфина. Доходы от внутреннего НДС на товары, проданные в России, выросли на «рекордные» 25 и 22% во втором и третьем кварталах по сравнению с предыдущим годом, сообщила принадлежащему Григорию Березкину РБК директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская.

«Налоговая база расширяется, в том числе за счет вовлечения тех, кто раньше НДС не платил», — отметила она.

Рейтинговое агентство АКРА смотрит на дополнительные поступления НДС в этом году даже более оптимистично, чем Минфин. Агентство прогнозирует 545 млрд рублей от увеличения ставки, подсчитал заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов, сообщает издание.

Кроме того, в первом квартале 2019 года бюджет получал НДС еще с продаж четвертого квартала прошлого года, когда действовала прежняя ставка. Если бы НДС весь год платился по ставке 20%, дополнительные доходы бюджета могли бы превысить 700 млрд руб., уточняют в АКРА.

НДС (налог на добавленную стоимость) начисляется продавцом покупателю при реализации товаров, услуг, имущественных прав. До 2018 года ставка НДС составляла 18%. С 2019 года – 20%.

НДС традиционно считается самым собираемым налогом в России. Это крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от НДПИ — налога, который уплачивается с пользователей недр за добычу нефти и газа.

В 2018 году государство получило за счет НДС более 6 трлн руб., или 31% всех доходов.

За три года два триллиона

В следующие три года бюджет получит более 2 трлн руб. от повышения ставки НДС. В 2020 году — 639 млрд руб., в 2021-м — 686 млрд руб., в 2022 году — 737 млрд руб.

По подсчетам экспертов АКРА, сборов НДС в 2020 году хватит, например, чтобы целиком профинансировать расходы федерального бюджета, например, по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Охрана окружающей среды».

Эти сборы почти покроют расходы на выплаты пенсий военнослужащим и силовым ведомствам.

Негативный итог введения повышенного с 18 до 20% НДС — подорожание товаров.

Больше всего после повышения НДС выросла в цене недвижимость, автомобили, бензин, одежда, бытовая техника, медицинские и коммунальные услуги.

Больше пользы или вреда?

Не отразился рост налога только на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров и услуг. Это некоторые продукты питания, лекарства, книги, обувь, пассажирские перевозки.

При этом правительство критиковали за повышение НДС на фоне слабого экономического роста в 1,3%. Например, британская Oxford Economics подсчитала, что именно из-за повышения ставки вклад инвестиционных национальных проектов в рост ВВП в России будет сведен практически к нулю.

НДС и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) остаются двумя главными источниками доходов для федерального бюджета.

Сборы НДПИ в 2020 году составят 6 трлн руб. Из нее непосредственно «нефтяной» НДПИ — это 5,188 трлн руб. Остальная сумма – налог с газа и газового конденсата.

Как следует из проекта бюджета на 2020–2022 годы, из суммы всех поступлений следующего года в размере 20,3 трлн руб. на эти два налога придется 13,5 трлн рублей, или две трети доходной части федерального бюджета.

В целях активизации деятельности и организации работы по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» утвержден и реализуется План мероприятий, направленных на повышение темпов рост экономики и обеспечение социальной стабильности в муниципальном образовании «город Ульяновск», увеличение доходов и оптимизацию расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск», на 2015-2017 годы (распоряжение администрации города Ульяновска от 24.04.2015 №149-р).

План содержит мероприятия по увеличению поступлений по всем основным доходным источникам бюджета города. В него включены мероприятия по сокращению кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц, снижению неформальной занятости, укреплению дисциплины оплаты труда, формированию и увеличению налоговой базы, повышению уровня собираемости неналоговых поступлений, снижению размера убытка убыточных организаций и переход их в разряд прибыльных и все возможные пути привлечения в бюджет дополнительных доходов.

В целях реализации бюджетной и налоговой политики муниципального образования «город Ульяновск» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (в 2017 году), утвержден и реализуется соответствующий План мероприятий.

План включает мероприятия по удержанию и наращиванию налогового и неналогового потенциала бюджета муниципального образования «город Ульяновск», продолжению работы по сокращению задолженности по налогам и сборам, обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета города, дальнейшей реализации принципа формирования бюджета города на основе муниципальных программ.

Кроме того, утвержден и реализуется План мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления муниципальных финансов муниципального образования «город Ульяновск» на 2016-2019 годы (распоряжение администрации города Ульяновска от 27.12.2016 № 443-р), а так же План мероприятий, направленных на мобилизацию дополнительных доходов консолидированного бюджета Ульяновской области на 2017 год за счет повышения эффективности налогооблажения имущества на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В рамках организации работы по выявлению налоговых нарушений на территории муниципалитета Главой администрации города Ульяновска утверждена «Дорожная карта» по реализации противодействий схемам ухода от уплаты налогов.

В реализации Дорожной карты задействованы практически все отраслевые (функциональные), территориальные органы управления и структурные подразделения администрации города Ульяновска.

В рамках работы, направленной на увеличение налогового и неналогового потенциала постановлением администрации города Ульяновска создана Межведомственная комиссия по увеличению налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск», которая координирует и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений администрации города Ульяновска с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и территориальными органами федеральных структур при реализации мер, направленных на увеличение доходной части бюджета города.

Разработан проект плана работы межведомственной комиссии по увеличению налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск» на 2017 год. В плане обозначены основные мероприятия, касающиеся исполнения доходной части бюджета, сокращения задолженности по налоговым и неналоговым платежам, проведения инвентаризации территории и другие возможные пути привлечения в бюджет дополнительных доходов.

В рамках комиссии действуют рабочие группы по закреплённым видам доходов и видам экономической деятельности, которые используют опыт организации работы в данном направлении в Правительстве Ульяновской области и в ряде областных центров Российской Федерации.

Всего действует 21 рабочая группа:

— 10 по видам доходов;

— 7 по видам экономической деятельности;

— 4 по инвентаризации территории города.

Среди возможных инструментов по выявлению резервов повышения налоговой базы на муниципальном уровне — инвентаризация территории. Администрациями районов города – рабочими группами совместно с федеральными структурами УФНС и полицией, которые наделены соответствующими федеральными полномочиями, проводятся «рейды», направленные на:

— выявление субъектов предпринимательской деятельности, не состоящих на налоговом учете;

— иногородних организаций, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области сроком более 1 месяца и не поставленных на налоговый учет в качестве обособленного подразделения;

— незарегистрированных объектов недвижимого имущества;

— объектов незавершенного строительства, фактически законченных строительством и эксплуатируемых;

— случаев не заключения работодателями трудовых договоров с наёмными работниками;

— физических лиц, сдающих в аренду жилые и нежилые объекты недвижимого имущества.

Инвентаризация территории проводится в соответствии с утвержденными на 2017 год графиками проведения «рейдов», согласованными с представителями федеральных органов. На 2017 год всего запланировано 490 рейдов.

В целях оказания помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, планирующим стать предпринимателями, по вопросам, связанным с налогообложением и изменением налогового законодательства проводятся обучающие семинары, круглые столы, согласно графику проведения обучающих семинаров по данному направлению с привлечением представителей налоговых органов и Пенсионного фонда.

Необходимо отметить, что в работе, направленной на увеличение налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск», проводимой структурными подразделениями администрации города, всего задействовано более 80 специалистов.