Кодекс ТК

Принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года

Одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года

Статья 1

«Статья 1851. Гарантии работникам при прохождении диспансеризации

Работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.».

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ Статья 40. Расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа.

.

Статья 40. Расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа.

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом только в случаях:

1) изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации (банкротства) или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников;

2) обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы;

3) систематического невыполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;

4) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

5) неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность

в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

6) восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;

7) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

8) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) имущества собственника, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применения мер общественного воздействия.

Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника, с его согласия, на другую работу.

Не допускается увольнение работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа в период его временной нетрудоспособности (кроме увольнения по пункту 5 этой статьи), а также в период пребывания работника в отпуске. Это правило не распространяется на случай полной ликвидации предприятия, учреждения, организации.

1. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень общих оснований расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа. По этим основаниям трудовой договор может быть расторгнут со всеми категориями работников.

В отличие от работника, собственник может расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, лишь при наличии оснований, указанных в законодательстве. Дополнительные основания, предусматривающие право собственника увольнять работника, могут быть установлены только контрактом.

2. В последнее время в Украине очень часто применяется высвобождение работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией (банкротством) или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением численности ил»штата работников. Во всех этих случаях трудовой договор может быть прекращен на основании п.1 ст. 40 лишь при сокращении численности или штата работников, т.е. количественных изменениях в меньшую сторону в составе работников по должностям, специальностям, квалификации, профессиям. В соответствии с п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» собственник или уполномоченный им орган вправе в пределах однородных профессий производить перестановку работников и переводить более квалифицированных работников, должности которых сокращены, с их согласия, на другие должности, уволив с них менее квалифицированных работников. Если же это право не было использовано, суд не должен обсуждать вопрос о целесообразности такой перестановки.

3. Одним из видов изменений в организации производства и труда является ликвидация предприятия (п.1 ст. 40 КЗоТ).

Ликвидация — это прекращение юридического лица, как субъекта права, без правопреемства.

Порядок ликвидации юридических лиц определяется законами Украины «О предприятиях в Украине», «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

4. Реорганизация — это возникновение на основе действующего юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц, как субъектов права.

В случае реорганизации юридического лица все его права и обязанности переходят к правопреемнику. Законодательство определяет следующие 5 способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

5. Хотя из п.1 ст.40 КЗоТ следует, что реорганизация и перепрофилирование дают основания собственнику для расторжения трудового договора, однако это не так. При реорганизации и перепрофилировании действие трудовых договоров работников продлевается. Это вытекает из ч.З ст.36 КЗоТ. Пленум Верховного Суда Украины разъяснил, что и при перепрофилировании предприятий, учреждений, организаций расторжение трудового договора с работниками допускается только при сокращении штата или численности работников (п. 19 постановления «О практике рассмотрения судами трудовых споров»). То есть основанием для прекращения трудового договора являются не сами реорганизация или перепрофилирование, а следующие за ними сокращения численности или штата работников.

6. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона «О предприятиях в Украине» собственник или уполномоченный им орган имеет право определять штат и численность работников.

И если суд рассматривает спор о восстановлении работника на работе, то он обязан проверить наличие оснований для увольнения (имело ли место сокращение штата или численности работников). Однако он не может ставить вопрос о целесообразности сокращения численности или штата работников, так как собственник, пользуясь правом самостоятельной хозяйственной инициативы, имеет право по своему усмотрению принимать такие решения.

7. При увольнении работника по основаниям, предусмотренным п. 1 ст.40 КЗоТ, должны соблюдаться правила, предусмотренные ст. 492 КЗоТ.

8. Расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа возможно и при обнаружении несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы.

Несоответствием выполняемой работе считается неспособность вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья надлежащим образом выполнять порученную работу.

Нужно заметить, что основанием для расторжения трудового договора является как раз выявленное несоответствие. Если собственник или уполномоченный им орган, принимая на работу работника, знал, что у него нет документа об образовании или опыта трудовой деятельности, предусмотренных квалификационными характеристиками, то, по общему правилу, он не может уволить работника по этим основаниям, так как они не были выявлены в процессе труда, о них собственник знал изначально. Под выявленным несоответствием следует понимать некачественное выполнение работ, ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей по причине недостаточной квалификации.

Для выполнения отдельных видов работ законодательством предусмотрено обязательное наличие документа об образовании и присвоении квалификации, о прохож-дении проверки знаний, о допуске к работе и т.п. (например, адвоката, водителя, врача). В таких случаях отсутствие у работника документа об образовании служит основанием для увольнения по мотиву несоответствия занимаемой должности.

Несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации может быть основанием для увольнения определенного работника лишь тогда, когда собственник или уполномоченный им орган имеет фактические доказательства того, что именно поэтому он не может надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности, и если работника, с его согласия, нельзя перевести на другую работу.

9. Одним из эффективных способов проверки соответствия работников занимаемой должности или выполняемой работе является периодическая аттестация.

Порядок проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников, специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, государственной торговли регулируется Положением, утвержденным Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 года. Действуют и ряд иных положений, например Положение о порядке проведения аттестации руководящих инженерно-технических работников и иных специалистов предприятий и организаций железнодорожного транспорта Украины от 16 апреля 1996 года; Положение о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины 14 августа 1996 года.

Руководитель предприятия на основании решения аттестационной комиссии имеет право перевести работника, который по результатам аттестации признан не соответствующим занимаемой должности, с его согласия, на другую работу. Если перевод невозможен, то руководитель в срок не более двух месяцев со дня аттестации может расторгнуть трудовой договор с работником по п. 2 ст. 40 КЗоТ.

В соответствии с п.21 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» выводы аттестационной комиссии носят рекомендательный характер и подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.

10. Расторжение трудового договора вследствие неудовлетворительного состояния здоровья, как правило, допускается только при стойкой утрате трудоспособности. Частичная ее утрата сама по себе не может являться основанием для увольнения по несоответствию занимаемой должности или выполняемой работе, если работник выполняет должным образом свои трудовые обязанности и данная работа по состоянию здоровья ему не противопоказана.

Вывод собственника или уполномоченного им органа о несоответствии выполняемой работе должен основываться на таких объективных данных, как заключение вра-.чебно-консультационной комиссии (ВКК) или медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), о том, что работник по состоянию здоровья качественно не может выполнять свои обязанности, поскольку это опасно для жизни и здоровья либо его самого, либо других лиц. Такое заключение может касаться как тех, кто трудится в специфических условиях (на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, связанных с движением транспорта и т.д.), так и тех, кто трудится в обычных условиях.

11. Увольнение по состоянию здоровья допускается лишь в том случае, если собственник или уполномоченный им орган не могут обеспечить такого работника более легкой работой (ч. 2 ст. 40 и ст. 170 Кодекса законов о труде).

12. Пункт 3 ст.40 КЗоТ предоставляет собственнику возможность расторгнуть трудовой договор в случае систематического невыполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания.

Такое увольнение производится при определенных условиях:

1) работник не выполняет или ненадлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности, вытекающие из трудового договора, правил внутреннего трудового распорядка;

2) неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей совершено без уважительных причин (умышленно или по неосторожности);

3) неисполнение или ненадлежащее исполнение должно быть систематическим. Систематически нарушающими трудовую дисциплину признаются работники, имевшие дисциплинарное или общественное взыскания за нарушение трудовой дисциплины и нарушившие ее снова в течение года со дня применения взыскания за первое нарушение. Дисциплинарные и общественные взыскания погашаются, если в течение года после их применения работник не нарушил дисциплину снова (ст. 151 КЗоТ);

4) наложение дисциплинарного взыскания допускается только в течение месяца с момента обнаружения проступка.

Ст. 147 КЗоТ Украины предусматривает только одно дисциплинарное взыскание — выговор, — имеющее значение для увольнения по п.З ст.40 КЗоТ Украины. Однако законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарные взыскания применяются органом, которому предоставлено право приема на работу (избрание, утверждение и назначение на должность) данного работника.

На работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам, положениям и другим актам законодательства о дисциплине, дисциплинарные взыскания могут налагаться также вышестоящими органами. Работники, занимающие выборные должности, могут быть уволены только по решению избравшего их органа (ст.1471 КЗоТ Украины).

До принятия дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган должен затребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменные объяснения.

За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При избрании вида взыскания собственник или уполномоченный им орган должен учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им вред, обстоятельства, при которых совершен проступок, и предшествующую работу работника. Взыскание объявляется в приказе (распоряжении) и сообщается работнику под распи-ку в трехдневный срок. Для расторжения трудового договора по п.З ст.40 КЗоТ Украины требуется предварительное согласие профсоюзного органа.

13. Увольнение за прогул без уважительных причин предусмотрено п.4 ст.40 КЗоТ.

Под прогулом следует понимать отсутствие работника без уважительных причин на работе в течение всего дня, а также более трех часов подряд или суммарно в течение рабочего дня.

Если речь идет о прогуле, то имеется в виду отсутствие работника не на рабочем месте, а на работе. Если же работник находится на территории предприятия, но отсутствует на рабочем месте, то это не прогул, а нарушение правил трудовой дисциплины. Законодательство не устанавливает какого-либо общего перечня уважительных причин отсутствия на работе, поэтому этот вопрос решается непосредственно собственником или уполномоченным им органом в каждом отдельном случае, исходя из конкретных ситуаций. Разумеется, что это должны быть существенные обстоятельства, которые препятствуют явке на работу и не могут быть устранены самим работником. Бесспорно, что стихийное бедствие, болезнь работника, уход за заболевшим членом семьи, нерегулярная работа транспорта (аварии, опоздания и т.д.), выполнение гражданского долга и т.д. — причины уважительные. Каждая из них должна быть подтверждена соответствующими документами (справками) или показаниями свидетелей.

Не считается прогулом отказ от работы, на которую работник был переведен собственником или уполномоченным им органом с нарушением трудового законодательства.

Не допускается увольнение по истечении одного месяца со дня обнаружения прогула и позднее шести месяцев со дня его совершения. Если за прогул на работника уже было наложено взыскание, то его увольнение за этот прогул не допускается. Для увольнения за прогул требуется предварительное согласие профсоюзного органа (ст.43 КЗоТ Украины), а для выборных работников еще и решения органа, их избравшего (ст. 1471 КЗоТ Украины).

14. Неявка на работу больше четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, также является основанием для расторжения трудового договора (п.5 ст.40 КЗоТ).

Основанием для расторжения трудового договора является лишь непрерывная нетрудоспособность, продолжающаяся в течение четырех месяцев подряд. Суммирование отдельных периодов болезни, чередовавшихся с выходом на работу, не допускается.

Работник не может быть уволен в том случае, если он уже выздоровел и приступил к исполнению своих обязанностей, хотя до этого временная нетрудоспособность длилась свыше четырех месяцев.

15. За больными туберкулезом рабочее место сохраняется в течение 12 месяцев, а за работниками, получившими трудовое увечье или профессиональное заболевание, место (должность) сохраняется на все время восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

16. Увольнение по п.5 ст.40 требует обязательного предварительного согласия профсоюзного органа. Как и по другим основаниям, увольнение по указанному пункту является лишь правом собственника или уполномоченного им органа, а не обязанностью. Поэтому, если невыход по болезни этого работника не нарушает нормального хода работы производства, то практика идет по тому пути, что уволить его в связи с отсутствием более четырех месяцев подряд нельзя.

17. Пункт 6 ст.40 КЗоТ предусматривает увольнение работника в случае восстановления на работе в предусмотренном законом порядке работника, ранее выполнявшего эту работу. Расторжение трудового договора по этому основанию может иметь место: в случае восстановления ранее уволенного работника на прежнюю работу по решению суда, комиссии по трудовым спорам или самим собственником; в случае возвращения на работу лица, призванного на военную службу и уволенного в запас не позднее трех месяцев со дня призыва, не считая времени, необходимого для проезда к месту жительства- возвращения реабилитированных.

Гражданин, уволенный с работы в связи с незаконным осуждением, должен быть восстановлен на предыдущей работе на основании ст.6 Закона «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда». Верховный Суд Украины считает невозможным восстановление работника не только в случае ликвидации предприятия, учреждения, сокращения должности, а и при наличии иных причин, которые препятствуют восстановлению работника, например занятия должности работником, который не может быть уволен. В таком случае суд отвечает отказом в иске о восстановлении на работе, а трудоустройство осуществляется государственной службой занятости.

Если такой гражданин обратился в государственную службу занятости не позже трехмесячного срока с момента вступления в силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, отсутствием в деянии состава преступления или не доказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, то ему в месячный срок предоставляется подходящая работа.

Пункт 6 ст.40 КЗоТ не применяется, если речь идет о возвращении ранее выбывшего работника на свое место работы. Ему предоставляется прежняя или равноценная работа, но не прежнее рабочее место.

Увольнение по этому основанию допускается, если работника невозможно с его согласия перевести на другую работу.

18. Пункт 7 ст.40 КЗоТ предусматривает такое основание увольнения, как появление работника на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.

Появление работника на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения является основанием для увольнения независимо от того, когда это имело место, — в начале, в середине, или в конце рабочего дня.

Такое состояние работника может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, допустимыми с точки зрения гражданско-процессуального законодательства. Это могут быть акты в произвольной форме, в которых отмечаются внешние признаки нетрезвого состояния (резкий запах алкоголя, бессвязная, нечеткая речь и т.п.). Желательно, чтобы такой акт подписало несколько свидетелей. Это может быть собственное признание работника в письменном виде

19. Основанием для увольнения работника является появление работника в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения на рабочем месте в рабочее время. Не может быть основанием для увольнения работника появление в нетрезвом состоянии на рабочем месте в свободное от работы время, в выходной день, во время отпуска и тому подобное.

Но для работников, которые несут дисциплинарную ответственность по уставам о дисциплине (предприятия связи, железнодорожного транспорта и другие), нарушением трудовой дисциплины считается также появление в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения не только непосредственно на своем рабочем месте, но и на территории предприятия и в не рабочее время. Следует также иметь в виду, что для работников, рабочий день которых не нормирован, время нахождения на работе сверх установленной общей продолжительности является рабочим.

20. Пункт 8 ст.40 КЗоТ применяется в случае совершения по месту работы кражи имущества собственника. Увольнение по указанному пункту возможно при наличии одновременно двух условий:

1) хищение совершено по месту работы работника;

2) хищение установлено приговором суда, вступившим в законную силу, или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного взыскания.

Уволить работника в связи с наличием вступившего в законную силу приговора суда можно только в случае, если работник осужден к наказанию, которое не исключает возможности продолжения данной работы. Если же работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы, то трудовой договор прекращается по п. 7 ст. 36 КЗоТ Украины.

Увольнение в связи с хищением по месту работы производится не позднее одного месяца со дня вступления в силу приговора, постановления или решения компетентного органа, не считая времени нахождения в отпуске и освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью.

Для прекращения трудового договора по п.8 ст.40 КЗоТ предварительное согласие профсоюзного органа не требуется.

21 Часть вторая ст.40 КЗоТ допускает увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 6 ст.41) КЗоТ, лишь в случае, если работника невозможно перевести с его согласия, на другую работу.

В первую очередь, собственник или уполномоченный им орган должен предложить работнику работу, соответствующую роду его деятельности, и только при ее отсутствии может быть предложена другая работа.

Если судом будет установлено, что у собственника или уполномоченного им органа была возможность осуществить перевод и работник не возражал, то уволенный подлежит восстановлению на работе.

22 В соответствии с частью третьей CT.40 KЗоТl не допускается увольнение работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа в период его временной нетрудоспособности. Однако, если такая временная нетрудоспособность длится более 4 месяцев, то вышеуказанное правило не действует.

Также не может быть уволен работник в период пребывания в отпуске. Под отпуском здесь понимаются все виды отпусков (ежегодный, творческий и т.п.).

В случае полной ликвидации предприятия, учреждения организации работник может быть уволен как в период временной нетрудоспособности, так и в период пребывания в отпуске.

.

Трудовой кодекс РФ — это свод законов, регулирующих трудовые отношения между работодателем и работником. Трудовой кодекс обязателен для соблюдения на всей территории РФ. Нормы трудового кодекса РФ распространяются равным образом как на служащих государственных и муниципальных учреждений, так и на сотрудников коммерческих структур.

Действующий трудовой кодекс РФ был принят 21 декабря 2001 года, подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 года и вступил в силу 1 февраля 2002 года.

Трудовой кодекс РФ включает 6 частей. Трудовой кодекс охватывает все уровни взаимодействия работника и работодателя. В Трудовом кодексе четко прописаны права и обязанности участников трудового взаимодействия: работодателя и работника.

Трудовой кодекс РФ на Superjob.ru

Знание Трудового Кодекса — насущная необходимость любого человека, независимо от его положения и занимаемой должности. Знание трудового кодекса поможет работнику грамотно отстоять свои права и интересы, а работодателю — корректно составить трудовой договор.

На нашем сайте мы приводим полный текст действующего Трудового кодекса РФ.

Для максимального удобства поиска Трудовой кодекс представлен в виде оглавления. Для получения интересующей Вас информации выберите нужную главу.

Понятие и виды источников трудового права

Источники права — внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.

Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение.

Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума

Верховного суда — актом толкования и не являются источником права.

В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.

Основные классификации источников трудового права

Базовой классификацией источников трудового права является их расположение по юридической силе.

Иерархия источников трудового права расположена следующим образом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы РФ;
  • международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;
  • федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;
  • законы субъектов РФ по вопросам их ведения;
  • Указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
  • нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.

Особенностью системы источников трудового права России является наличие в системе актов социального партнерства, которые в соответствии с уровнями, обозначенными в ст. 26 Трудового кодекса РФ, будут находиться на уровне нормативных актов, обозначенных выше в п. 7-11.

Так, Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, разрабатывается и подписывается с участием Председателя Правительства РФ. И в каждом виде актов социального партнерства принимают участие соответствующие органы власти, что и определяет уровень их юридической силы.

Говоря об отдельных источниках, конечно, следует отметить особое место, которое занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она обладает наивысшей юридической силой и прямым действием на всей территории России.

Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. И так как Конституция является Основным законом, то все иные нормативные акты, принимаемые в РФ, издаются на основе и в соответствии с Конституцией России (ст. 15 Конституции).

В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Та же ст. 37 Конституции закрепляет право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Кроме указанной статьи, Конституция РФ закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19), право на создание профессиональных союзов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43).

Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (поди, «к» п. 1 ст. 72 Конституции), однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесено к ведению РФ (п. «в» ст. 71 Конституции).

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Они стали непосредственными источниками российского права и должны играть важную роль в регулировании трудовых отношений. На международной арене действует Международная организация труда (МОТ), созданная в целях международного сотрудничества в области регулирования труда и социального обеспечения в рамках ООН. В этой связи большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Ратифицированные Россией конвенции МОТ должны быть реализованы на территории России.

Но не следует забывать о суверенитете государства, поэтому федеральные конституционные законы, которыми могут вноситься изменения в отдельные разделы Конституции РФ и которые определяют конституционные основы государства (систему судоустройства, вопросы введения чрезвычайного положения и др.), обладают большей юридической силой, чем международные нормативные акты и договоры, ратифицированные РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет международных актов над законами РФ следует рассматривать только в части федеральных законов РФ.

Федеральные законы

Важнейшим среди федеральных законов РФ в области трудового права является Трудовой кодекс 1>Ф. Это сводный федеральный закон, действующий на всей территории России с 1 февраля 2002 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые отношения всех работников. Трудовой кодекс предполагает установление высокого уровня условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников.

Кроме того, продолжают действовать такие важные законы, как Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ «О занятости населения в РФ» и другие. Законы действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК РФ).

Конечно, немалую часть нормативных актов, регулирующих трудовые и тесно с ними связанные отношения, составляют подзаконные нормативно-правовые акты. Среди них главенствующее место имеют указы и распоряжения Президента РФ, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в области правового регулирования труда. Президент РФ является главой государства. Он вправе своими распоряжениями и указами приостанавливать действие или отменять нормативные акты Правительства РФ и органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ и международным соглашениям РФ.

Необходимо иметь в виду, что не все акты президента следует рассматривать в качестве источников трудового права. Такое значение имеют только указы нормативного характера (т. е. содержащие нормативные положения). Иные указы, как правило, носят персонифицированный характер и не будут источником права (например, указы о награждении работников орденами или присвоении почетных званий).

Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента. Они представляют собой акты исполнительной власти, как правило, изданные с целью конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь вышестоящих правовых актов. Особое место среди постановлений правительства занимают регулирующие положения, принятые в соответствии с положениями отдельных статей ТК РФ (более 60 отсылок к постановлениям Правительства РФ содержит Трудовой кодекс РФ).

В последние годы появился качественно новый источник трудового права — Социально-партнерские соглашения (к ним относятся генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные и территориальные соглашения), заключаемые на трехсторонней основе. Социальными партнерами здесь выступают представители работников, работодателей и органов государственной власти и управления. Соглашения как специфические договорные источники права характеризуются тем, что они исходят, как правило, не от органов власти, а от субъектов трудовых отношении и их представителей. Государственные органы выступают здесь обеспечивающей социальное партнерство стороной. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда и требует от них исполнения.

На локальном уровне заключается коллективный договор, который также является актом социального партнерства, призван урегулировать трудовые отношения непосредственно в организации, но участником в нем являются только две стороны — работники и работодатель отдельного предприятия в лице их представителей.

Локальные нормативные акты

В условиях перехода к рыночной экономике в регулировании трудовых отношений все большее значение приобретают локальные нормативные акты. Во-первых, нормативные акты, принятые в централизованном порядке, устанавливают, как правило, исходные общие положения, которые требуют или допускают конкретизацию. Во-вторых, господствовавшие в советский период административные методы управления экономикой ушли в прошлое, и предприятиям предоставляется больший объем прав и свобод, чем раньше.

Локальные нормы в большей мере отражают особенности регулирования трудовых и социальных отношений на каждом конкретном предприятии. Они разрабатываются представителями работодателя с участием представителей трудового коллектива (обычно профсоюзного органа) или принимаются с учетом мнения работников (их представителей). К локальным нормативным актам относятся Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премировании, Положения о выплате вознаграждения по итогам года, Положения об оплате труда, Правила охраны труда на предприятии и др. К локальным нормативным актам относятся также приказы, распоряжения, инструкции, принятые руководством организации в пределах их компетенции. Локальные нормативные акты не должны противоречить вышестоящим нормативным актам. Законодательство регламентирует порядок разработки, принятия и согласования отдельных локальных нормативных актов. Но следует учесть, что законодатель отделяет от локальных нормативных актов коллективный договор, который является актом социального партнерства локального уровня.

Другие классификации источников носят общепринятый характер.

1. По форме акта источники трудового права подразделяются на законы, указы, постановления, правила, положения, приказы, инструкции, рекомендации и другие формы.

Поскольку договорный характер в регулировании трудовых отношений приобретает все большее значение, к источникам трудового права также относятся договоры нормативного содержания — коллективные договоры и соглашения (социально-партнерские соглашения).

2. По органам, принявшим нормативный акт, источники делятся на акты, принимаемые высшими законодательными органами РФ, Президентом РФ, принятые Правительством РФ, изданные министерствами, ведомствами, федеральными государственными службами, органами государственной власти и управления субъектов РФ, принятые органами местного самоуправления и др.

3. По сфере действия источники могут действовать на всей территории РФ — федеральные (например, ТК РФ), действующие в отдельном субъекте (республиканские, областные, краевые и др.), отраслевые (ведомственные), межотраслевые, территориальные (муниципальные или местные) и локальные (в пределах конкретного предприятия).

4. По степени обобщенности: акты трудового законодательства могут быть кодифицированные (ТК РФ) и некодифицированные.

5. По отраслевой принадлежности: комплексные (Конституция РФ — содержит нормы разных отраслей) и отраслевые (закон о профсоюзах).

6. По характеру содержащихся в них норм: выделяют общие нормативные акты (Трудовой кодекс РФ) и специальные (Закон «О полиции», Закон «О государственной гражданской службе в РФ»).

Как видно из классификации, виды источников трудового права могут быть самыми различными.

Все источники трудового права России находятся во взаимосвязанной системе. Система источников права отражает объективные требования самой системы отрасли права, в частности, в ней отражается единство и дифференциация источников трудового законодательства.

Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда, в общих для всех работников на территории всей России нормативных актах, т. е. в общем трудовом законодательстве.

Дифференциация (различие) отражается специальным законодательством, т. е. специальными нормативными актами трудового права и специальными нормами в общих актах. Например, специальное законодательство регулирует труд работников полиции, прокуратуры, таможни, а специальными нормами в общих актах являются главы, содержащие нормы о труде совместителей (гл. 44), сезонных работников (гл. 46), работников на дому (гл. 49) и др.

Специальные нормы могут предоставлять дополнительные гарантии работникам (нормы-льготы), могут устанавливаться особенности регулирования груда для работников отдельных категорий (нормы-приспособления), а могут ограничивать отдельные права, изымая правомочия работников из общепринятого списка (нормы-изъятия).

Собственно, дифференциация и приводит к необходимости разграничения всех норм трудового права на общее и специальное законодательства о труде. Первое распространяется на всех работников, независимо от их условий труда и организационно-правовой формы предприятий, на которых они работают, второе обусловлено наличием особых условий или субъективными особенностями работника, предполагающими необходимость в законодательстве специальных норм.

В рамках изучения источников трудового права, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть роль актов высших судебных органов.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ нередко принимают решения, оказывающие влияние на правовое регулирование отношений. Носами эти решения, постановления не являются источниками российского права в полном понимании этого слова. Высшие судебные инстанции могут решать вопрос конституционности того или иного нормативного акта либо обобщают судебную практику и дают свои разъяснении, направленные на единообразное понимание и применение норм права при разрешении судебных дел. Они осуществляют надзор за применением законов нижестоящими судами. В случае возникновения необходимости высший орган Суда вправе выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство. Но сами они не уполномочены издавать нормы права.

Суды руководствуются в своей практике в первую очередь положениями Конституции и федеральных законов. В постановлениях Пленума Верховного Суда часто можно найти разъяснения применения тех или иных норм, и это оказывает влияние на принятие решений работодателями, так как в случае судебного обжалования их действий суды прислушаются к мнению вышестоящей инстанции, и это дает уверенность в признании действий законными, если они соответствуют разъяснениям.