Код должности директор

Специалист по охране труда

Должностные обязанности. Участвует в организации и координации работ по охране труда в организации. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации. Осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда. Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты. Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда. Участвует в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в организации в установленном порядке. Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы. Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке. Проводит анализ организационной структуры, технического оснащения организации, государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда. Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению. Участвует в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда. Совместно с другими структурными подразделениями организации участвует в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков. Осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников. Составляет и предоставляет отчет по установленной форме.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда; государственные нормативные требования охраны труда; международные договоры в области охраны труда, ратифицированные Российской Федерацией; национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда; требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда; делопроизводство и методические документы по вопросам охраны труда; методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками; производственную и организационную структуру организации, основные технологические процессы и режимы производства; виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации; методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам; правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ; порядок проведения расследования несчастных случаев; передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда; порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда.

Требования к квалификации.

Специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.

Специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года.

Специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.

15 августа 2019

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Занятия», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33 (далее – ОКЗ), не содержит многих должностей, порядок наименования которых определен законодательно. Например, должность заместителя директора по развитию в ОКЗ отсутствует.

Какую начальную группу занятий определить для этой должности: 1120 или 1223?

Как определить полный код?

Код для данной должности – 1120-014-01-0-03.

ОКЗ предусматривает начальную группу занятий «Руководители коммерческих и некоммерческих организаций (кроме руководителей общественных организаций (объединений))» с присвоенным ей кодом – 1120.

Основные функции заместителя директора по развитию соответствуют описанию занятий указанной начальной группы. Согласно описанию он должен совместно с руководителем организации участвовать в разработке и пересмотре стратегии развития организации, планировать, управлять, координировать и оценивать общую деятельность организации, нести ответственность за результаты деятельности и предпринятые действия.

Анна Якушева, экономист

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).

1. Кто такой контрактный управляющий?
2. Контрактная служба или контрактный управляющий?
3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ
4. Контрактный управляющий требования к должности
5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция
6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы
7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт
8. Поиск вакансии контрактного управляющего

Кто такой контрактный управляющий?

Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889.

Приобрести книгу контрактного управляющего можно .

Контрактная служба или контрактный управляющий?

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.

Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:

  1. разработка плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений;
  1. разработка плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
  1. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  1. осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  1. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  1. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

  1. иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.

Контрактный управляющий требования к должности

Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция

У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:

  • введение новой должности в штатное расписание организации;
  • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
  • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

(doc, 41 Кб).

(doc, 32 Кб).

Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы

Согласно ч.5 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий. В должностной инструкции КУ в обязательном порядке должны быть прописаны должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Контрактный управляющий несет ответственность по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также КУ несет административную, уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности. Контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Более подробно ознакомиться с ответственностью должностных и юридических лиц за нарушение 44-ФЗ, а также с размерами штрафов за эти нарушения можно .

Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Профессиональное обучение контрактных управляющих осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное). Обучение может проходить, как в очной форме, так и в заочной. Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя, как теоретические, так и практические занятия.

В настоящее время большую популярность приобретают дистанционные курсы повышения квалификации. В современных условиях, когда у сотрудника нет возможности оторваться от работы, дистанционные курсы являются самым оптимальным решением. От человека потребуется наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет.

С 1 июля 2016 года действуют положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок”. А приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок”.

Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

  • Специалист по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Ведущий специалист;
  • Работник контрактной службы;
  • Контрактный управляющий;
  • Консультант по закупкам;
  • Заместитель руководителя подразделения;
  • Руководитель подразделения;
  • Руководитель контрактной службы;
  • Советник;
  • Руководитель.

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:

  • Консультант по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Эксперт по закупкам;
  • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • Контрактный управляющий;
  • Руководитель контрактной службы.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. «Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет.

Поиск вакансии контрактного управляющего

Меня часто спрашивают — «Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:

  1. www.hh.ru (HeadHunter);
  2. www.superjob.ru (SuperJob);
  3. www.rabota.ru (Rabota);
  4. www.job.ru (Job);
  5. www.avito.ru (Avito).

Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.

Иногда подобные объявления размещаются на специализированных форумах по госзакупкам или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Ольга МОИСЕЕНКО

Единый квалификационный справочник «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (далее — ЕКСД), дает следующую градацию профессии «секретарь» (условно отнесем к ней и должность помощника руководителя):

· помощник руководителя;

· секретарь приемной руководителя;

· секретарь-референт;

· секретарь;

· секретарь незрячего специалиста

И если три первые должности относятся к категории «Специалисты», то две последние входят в раздел «Другие служащие (технические исполнители)».

Давайте рассмотрим, что общего в квалификационных требованиях, предъявляемых к претендентам на эти должности, а в чем они разнятся.

Самые жесткие критерии в этом списке предъявляются к помощнику руководителя, в чьи должностные обязанности входит:

· выполнение работы, носящей аналитико-конструктивный и информационно-технический характер, а также работы общего характера по поручению и под непосредственным контролем руководителя;

· осуществление информационно-технической работы с документами, которые поступают на имя руководителя и выходят за его подписью;

· подготовка руководителю предложений по назначению лиц, ответственных за исполнение документов, поступающих на имя руководителя, осуществление координации их выполнения;

· участие вместе с руководителем в составлении графика (планировании) его работы, деловых поездок, встреч и пр., принятие мер по его соблюдению;

· осуществление технического обеспечения деятельности руководителя (заказ билетов, транспорта и пр., организация встреч, совещаний, переговоров и пр.);

· сопровождение руководителя в деловых поездках, встречах, специальных приемах и пр.; непосредственное участие в них по вопросам, обозначенным руководителем, доклад руководителю об итогах этих мероприятий;

· ведение протоколов и иных документов, оформляющих ход и результаты встреч, переговоров, совещаний и пр.;

· осуществление связи с организациями, государственными органами и органами местного самоуправления, общественностью, средствами массовой информации для решения вопросов, обозначенных руководителем и не требующих его непосредственного участия;

· по поручению руководителя согласование отдельных вопросов с работниками структурных подразделений, доведение до них указаний и распоряжений руководителя, контроль их выполнения;

· осуществление сбора материалов и информации, подготовка аналитических, информационных, справочных и иных материалов и представление их руководителю;

· получение по поручению руководителя в государственных органах, органах местного самоуправления документов и информации, необходимых руководителю;

· контроль своевременного рассмотрения предложений, заявлений, жалоб, пришедших на имя руководителя;

· выполнение разовых поручений руководителя по организации работы персонала по определенному руководителем направлению;

· выполнение иных поручений руководителя в рамках служебных отношений.

Очевидно, что для надлежащего выполнения должностных обязанностей помощник руководителя должен обладать не только соответствующими личностными качествами и способностями, но и хорошо знать:

· нормативные правовые акты, регламентирующие приоритетные направления развития соответствующей отрасли экономики;

· внутреннюю и внешнюю политику организации;

· профиль, специализацию и особенности организационно-управленческой структуры организации;

· структуру и оборудование современного офиса;

· принципы представительства в государственных органах, органах местного самоуправления, сторонних организациях;

· принципы и методы управления;

· организацию делопроизводства, связей с общественностью, средствами массовой информации;

· основы этики и эстетики;

· порядок делового общения;

· порядок систематизации учета и ведения документации с использованием современных информационных технологий;

· основы экономики, организации труда и управления;

· основы трудового законодательства;

· правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

В соответствии с ЕКСД на должность помощника руководителя может претендовать работник с высшим образованием без предъявления требований к стажу работы.

Достаточно сложен и широк круг обязанностей и у секретаря приемной руководителя, в чьи должностные обязанности входит:

· осуществление работы по организационно-техническому обеспечению административно-распорядительной деятельности руководителя организации;

· прием поступающей на рассмотрение руководителя корреспонденции, ее передача в соответствии с принятым решением в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов;

· ведение делопроизводства, выполнение различных операции с применением компьютерной техники, предназначенной для сбора, обработки и представления информации при подготовке и принятии решений;

· прием документов и личных заявлений на подпись руководителя организации;

· подготовка документов и материалов, необходимых для работы руководителя;

· отслеживание своевременного рассмотрения и представления структурными подразделениями и конкретными исполнителями документов, поступивших на исполнение, проверка правильности оформления подготовленных проектов документов, передаваемых руководителю на подпись, обеспечение качественного их редактирования;

· организация проведения телефонных переговоров руководителя, запись в его отсутствие полученной информации и доведение ее до сведения руководителя, передача и прием информации по приемно-переговорным устройствам (телефаксу, телексу и т.п.), а также телефонограмм, своевременное доведение до сведения руководителя информации, полученной по каналам связи;

· по поручению руководителя составление писем, запросов, других документов, подготовка ответов авторам писем;

· выполнение работы по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени и месте проведения, повестке дня, их регистрация), ведение и оформление протоколов заседаний и совещаний;

· осуществление контроля за исполнением работниками организации изданных приказов и распоряжений, а также за соблюдением сроков выполнения указаний и поручений руководителя организации, взятых на контроль;

· ведение контрольно-регистрационной картотеки;

· обеспечение рабочего места руководителя необходимыми средствами организационной техники, канцелярскими принадлежностями, создание условий, способствующие его эффективной работе;

· печать по указанию руководителя служебных материалов, необходимых для его работы, или ввод текущей информации в банк данных;

· организация приема посетителей, содействие оперативности рассмотрения просьб и предложений работников;

· размножение документов на персональном ксероксе;

· формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, обеспечение их сохранности и передача в архив организации в установленные сроки.

Знания, которыми в соответствии с ЕКСД должен обладать секретарь приемной руководителя, более узконаправлены, чем у помощника руководителя и касаются в основном организации делопроизводства и архивного хранения документов, а также основ трудовых отношений. Работник, занимающий должность секретаря приемной руководителя, должен знать:

· нормативные правовые акты, другие руководящие и методические материалы, касающиеся деятельности организации и ведения делопроизводства;

· структуру и руководящий состав организации и ее подразделений;

· организацию делопроизводства;

· методы оформления и обработки документов;

· архивное дело;

· машинопись;

· правила пользования приемно-переговорными устройствами;

· стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

· правила печатания деловых писем с использованием типовых форм;

· основы этики и эстетики;

· правила делового общения;

· основы организации труда и управления;

· правила эксплуатации вычислительной техники;

· основы административного права и законодательства о труде;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· правила и нормы охраны труда.

Должность секретаря приемной руководителя может занимать работник с высшим или средним специальным образованием без предъявления требований к стажу работы.

Сравнивая должностные обязанности помощника руководителя и секретаря приемной руководителя, мы увидим, что если у первого основное направление деятельности — это анализ и сбор необходимой руководителю информации, исполнение представительских функций и выполнение поручений, зачастую требующих самостоятельного принятия решений, то среди основных обязанностей второго преобладает документационное и техническое обеспечение деятельности руководителя. В этом смысле к должности секретаря приемной руководителя очень близко стоит должность секретаря-референта. Основное различие между ними заключается в том, что в соответствии с требованиями ЕКСД секретарь-референт обязан владеть 1–2 иностранными языками. Кроме должностных обязанностей, перечисленных выше (а они аналогичны тем, которые вменяются секретарю приемной руководителя), среди его должностных обязанностей присутствует участие в переговорах без переводчика (при необходимости секретарь-референт должен выступить в данной роли) и организация приема иностранных партнеров. Кроме того, в обязанности секретаря-референта входит подготовка обзоров прессы, комплектация справочных материалов, необходимых руководителю, их классификация и ведение тематических досье. Секретарь-референт должен иметь высшее или среднее специальное образование (без предъявления требований к стажу работы).

Как отмечалось ранее, должность секретаря относится к техническому персоналу, а, соответственно, его должностные обязанности в первую очередь направлены на осуществление технического обеспечения обслуживания работы руководителя организации (его заместителей). В ходе реализации должностных обязанностей секретарь:

· собирает и представляет необходимые руководителю сведения от подразделений или исполнителей;

· организует телефонные переговоры руководителя, записывает в его отсутствие принятые сообщения и доводит до сведения руководителя их содержание;

· осуществляет работу по организационной подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня заседания или совещания, их регистрация), ведет и оформляет протоколы;

· печатает по указанию руководителя служебные документы и материалы, необходимые для его работы, вводит необходимую информацию в банк данных;

· при владении навыками стенографии стенографирует тексты приказов, распоряжений, писем и других организационно-распорядительных документов с последующей их расшифровкой и печатанием или вводом информации в банк данных;

· передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам (телекс, факс, телефакс и др.);

· оформляет различные документы и материалы с использованием компьютерной техники;

· принимает документы на подпись руководителю;

· организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения их просьб и предложений;

· осуществляет делопроизводство, принимает поступающую на имя руководителя корреспонденцию, систематизирует ее в соответствии с установленным порядком и передает после рассмотрения руководителем в подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе их работы либо подготовки ответа;

· ведет контрольно-регистрационную картотеку, следит за сроками выполнения поручений руководителя, поставленных на контроль;

· формирует дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, обеспечивает их сохранность и в установленные сроки сдает в архив;

· подготавливает документы для тиражирования на множительной технике, а также копирует документы;

· обеспечивает рабочее место руководителя канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники;

· соблюдает требования по охране труда и пожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка.

В соответствии с требованиями ЕКСД секретарь должен знать:

· положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы по ведению делопроизводства;

· структуру организации и ее подразделений;

· машинопись;

· правила орфографии и пунктуации;

· правила печатания деловых писем с использованием типовых форм;

· правила эксплуатации компьютерной техники, техники для тиражирования печатных материалов, диктофонов, магнитофонов и других используемых технических средств;

· правила пользования приемно-переговорными устройствами;

· стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

· основы этики и эстетики;

· правила делового общения; основы организации труда;

· основы законодательства о труде;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· требования по охране труда и пожарной безопасности.

Должность секретаря может занимать работник, имеющий среднее образование и специальную подготовку по установленной программе.

Специфика деятельности секретаря незрячего специалиста отражена в его должностных обязанностях, которые, помимо ведения делопроизводства, предписывают ему оформление документов рельефно-точечным шрифтом Брайля, чтение вслух незрячему специалисту различной информации, его сопровождение в командировках и т.д.

Все должностные обязанности и требования к секретарским работникам приведены в данном материале в соответствии с ЕКСД.