Класс комплект

Большое значение имеет распределение начальных классов между учителями.В двухкомплектной школе целесообразным считается такое распределение классов, когда один учитель ведет 1 и 3, другой -2 и 4 классы. Такое распределение дает возможность учителю уделять больше внимания учащимся 1-х и 2 — классов, не имеющим достаточного навыка самостоятельной работы, в то время как учащиеся 3 и 4 классов лучше подготовлены для выполнения самостоятельных и практических заданий.Если число учащихся в 2-х начальных классах составляет 30 и более человек, то каждый учитель занимается с отдельным классом.* Если в школе три класса (1, 2, 3 или 4) и два штатных учителя, то наиболее опытный учитель должен вести два класса (в первом случае 1 и 3, а во втором — 2 и 4, 2 и 3 или 3 и 4). Ни в коем случае нельзя делить какой-то класс пополам, чтобы уравнять нагрузку учителей.Если учащихся в 3-х начальных классах 25 и более человек, а в 4-х начальных классах 10 и более человек, то учащиеся объединяются в два класс-комплекта, с каждым из которых занимается учитель.В этом случае при 3-х начальных классах один учитель может вести занятия с одним классом, второй — с класс-комплектом. При 4-х классах — оба учителя ведут занятия с классами-комплектами.

Примечание;

* три класса — это случай, когда в населенном пункте, имеющем МКШ отсутствуют учащиеся одного класса Практика передовых учителей показывает, что при работе в одно комплектной школе с 1 и 3 классами с контингентом до 10 учащихся целесообразно первые два урока проводить только с первым классом, хотя бы первую четверть, где один учитель одновременно ведет четыре (1, 2, 3, 4) класса и с контингентом до 15 учащихся, где один учитель одновременно ведет три (1, 2, 3 или 2, 3, 4 и т.п.) класса, целесообразно первый урок проводить с одним (первым) классом в течение первого полугодия. В третьей четверти первый урок можно передать 2 классу, а в четвертой четверти 3, 4 классам.Имеется положительный опыт работы, когда в однокомплектной школе практикуется проведение 6 уроков по 30 минут вместо 4 уроков по 45 минут с тем, чтобы общая продолжительность работы учителя, включая перемены, не превышала 4 астрономических часа. В этом случае при работе с тремя классами целесообразно первые два урока проводить с одним (первым), следующие два урока с тремя (1, 2, 3), а в последние два урока только с двумя (2 и 3) классами. Такой расклад часов по классам отводится в первом полугодии, а третьей четверти два первых урока передается 2 классу, а в четвертой четверти — 3 (или 4) классу. В этом случае работы с четырьмя классами целесообразно первый урок проводить с одним (первым), второй урок с двумя классами (1 и 3), третий и четвертый уроки со всеми четырьмя классами, пятый урок с тремя (2, 3, 4) классами, а последний урок с двумя (2, 4). Примерно такой расклад часов используется для 2 классов во второй четверти, в третьей и четвертой четвертях по усмотрению учителя можно дать первые уроки для 3 и 4 классов.Такое распределение уроков позволит учителю в 1 четверти научить учащихся первого класса читать, писать, решать задачи и примеры, а в последующих четвертях восполнить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся других классов. Однако при указанном соединении трех или четырех классов ни в коем случае нельзя допускать объединение учащихся для каких-либо общих занятий, кроме физкультуры, музыки и пения.При этом необходимо иметь в виду, что совместные занятая по физкультуре ‘ или музыке должны проводиться с учетом требований программы для каждого класса в отдельности. Например, подготовительная часть уроков физкультуры может состоять из общих упражнений для двух классов (1, 2 и 3, 4) и отдельных упражнений для каждого из них в соответствии с программой.

При проведении основной части уроков физвоспитания учащиеся каждого класса должны упражняться в беге, прыжках и т. д. в соответствии с требованиями и нормами программ для каждого класса, а массовые физкультурные игры для детей могут быть общими для учащихся 1,2 и 3, 4 классов. Такие же требования предъявляются и к урокам музыки и пения. Учителя малокомплектных школ должны знать, что уроки физкультуры, музыки и пения должны проводиться только под руководством учителя и оставлять учащихся одних для самостоятельного выполнения какого-либо задания категорически запрещено.Учитель малокомплектной школы руководствуется в своей деятельности интегративным подходом в обучении на основе принципа внутрипредметных и межпредметных связей. Специфические условия в мало комплектной школе обязывают его обращать особое внимание на правильное сочетание работы класса под руководством учителя и самостоятельной работы учащихся на уроке. Учитель должен распределить время между двумя, а часто и четырьмя классами таким образом, чтобы когда он работает с одним классом, ученики других классов выполняли работу самостоятельно. В учебной деятельности учитель MKLLI овладевает современными технологиями, методиками и механизмом их реализации, позволяющими добиваться качества обучения (УДЕ — укрупненные дидактические единицы, работа в парах сменного состава, разноуровневая дифференциация, умелая организация самостоятельной работы (СР), блочно-модульный способ работы, педагогика сотрудничества: взаимообучение и в разновозрастных группах учащихся и др.)

Многолетний опьп: учителей показывает, что учителю легче вести уроки с двумя классами по одному и тому же предмету (например, но математике, казахскому или русскому языкам), чем по двум разным предметам. На этих уроках есть возможность широко использовать самостоятельные виды работы учащихся. А такие предметы, как познание мира и литература намного больше требуют от учителя непосредственных занятий с учащимися. Имеется в виду рассказ, беседа учителя, демонстрация сюжетных картин, таблиц, диафильмов, организация экскурсий и т.д. В начальных классах опытные учителя ставят в расписание эти предметы в сочетании с изобразительным искусством, математикой, письмом в младших классах.

В этом отношении гораздо труднее строить работу учителя в 5-11 совмещенных классах-комплектах. Во-первых, в этих классах предметное обучение осуществляется соответствующим учителем— специалистом, во-вторых, изучаемый материал имеет большой объем. Поэтому преподавание таких предметов, как история, биология, география, литература, иностранные языки, должны вестись в классах одновременно, что вызывает большие психофизические нагрузки как для учителя, так и учащихся.Очень серьезным остается комплектация классов и оплата груда педагогов.С целью повышения качества работы малокомплектной школы и с учетом многочисленных предложений, поступивших от практических работников, комплектацию классов необходимо проводить следующим образом:

Заработная плата учителям выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю. Но не выше, чем предусмотрено по учебному плану по входящему в класс-комплект классу, имеющему наибольший объем часов.Учителям, работающим с классом (классом-комплектом) до 15 учащихся, доплата за классное руководство и проверку тетрадей производится в размере 50 % , предусмотренных доплат.В малокомплектных начальных классах, где занятия должны вести два учителя, в случае отсутствия второго учителя по болезни и другим причинам допускается работа одного учителя в две смены. При этом доплата за классное руководство и проверку тетрадей должна проводиться как за один класс (класс-комплект) в вышеуказанных размерах в зависимости от общего количества учащихся.В основных средних и средних школах, имеющих в своем составе малокомплектные 1-4 классы, проведение занятий и оплата труда учителей этих классов (класс-комплектов) производится в порядке, предусмотренном в вышеуказанных пунктах. В настоящее время в особой поддержке нуждается школа с обучением на государственном языке. Малочисленный контингент детей наблюдается в малых населенных пунктах, где в основном живут представители коренной национальности и совмещение класс-комплектов в основном приходится на долю школ с казахским языком обучения. Поэтому при наличии количества учащихся от 10 и более необходимо сохранить класс-комплект в среднем и старшем звене (5-11 классы).Учитывая, что 9-11 классы являются выпускными, не допускать их совмещения с другими классами, несмотря на недостаточный контингент детей.В старшем звене целесообразно совмещать классы в таком порядке: 5 и 6, 6 и 7, 5 и 7 — в среднем звене; 7 и 8, 8 и 10 -в старшем звене.

Малокомплектная школа — начальная школа, в которой учите­лей меньше, чем классов, и каждый учитель работает одновре­менно снесколькими классами.

Выделяют несколько типов малокомплектных школ:

• в однокомплектной школеодин учитель обучает детей всех классов;

• в двухкомплектнойобучение ведут два учителя, причем каждый — в двух классах одновременно;

в трехкомплектной— работа распределяется между тремя учи­телями: двое ведут по одному классу, а третий — два класса.

Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями:

• отдаленностью от больших городов;

• сложившимися отношениями между людьми;

• отсутствием других очагов культуры в населенном пункте;

• нестабильностью коммуникации (телевидения, почты).

На качество воспитательной работы влияет малая численность населения, учителей, учеников. Отсутствуют должности- организатора внеклассной работы, руководителя кружков. Отсюда, как следствие, школа становится центром вос­питательной работы с детьми и взрослым населением, а учи­тель — ее организатором и проводником. Динамика развития сети малокомплектных школ неравномерна. В одних регионах их численность уменьшается, в других, наоборот, возрастает. Кроме уже названных причин — уменьшения рождае­мости и значительной миграции, на этот процесс влияет изменение структуры производства. Пока есть школа, живет поселок, действу­ет рудник, эксплуатируется магистраль.

У малокомплектных школ есть опреде­ленные преимущества. Главное — небольшое число учеников в шко­ле, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность ор­ганизовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Малокомплектная школа — это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Школа с 20— 30 учениками напоминает большую семью. Отношения между пе­дагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллек­тивах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиган­ства, других правонарушений, характерных для больших школ. Ка­ждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.

Малокомплектная школа сталкивается с множеством специ­фических трудностей, обусловленных именно небольшим количес­твом учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать законо­мерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети по­лучают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные, способные ученики. А если класс маленький, их мо­жет и не оказаться. Тогда и учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Диффе­ренцировать учеников по классам, по способностям в такой школе тоже нельзя.

Класс-комплект — слишком «чиновничий» термин для образования. Обычно он идёт под руку со словом «оптимизация» и не вдохновляет на человеческий разговор. Так обозначают класс, в котором дети разных годов обучения занимаются с одним учителем в течение одного урока.

Многие федеральные СМИ отметили 1 сентября 2015 года новостью о том, что родители школьников посёлка Ламбасручей в Карелии бойкотировали праздничную линейку в знак протеста против оптимизации малокомплектных школ. При этом вскрылся целый ворох проблем, с которыми сталкиваются учителя не только посёлка Ламбасручей, но и других малонаселённых пунктов республики: недостаточное материальное обеспечение школ, плохие дороги, по которым ходит школьный автобус, неготовность районной администрации вести открытый диалог об образовании и многое другое.

Но с точки зрения образовательных технологий интересен другой момент. В связи с этой новостью часто приводится фраза родителей о том, что обучение в одном классе детей разных возрастов (то, к чему должна в данном случае привести оптимизация школы) — это препятствие для качественного образования. Это утверждение (или опасение?) возникает почти всегда, когда речь заходит о малокомплектных школах.

В наши представления о школе до сих пор успешно вписываются перо, чернила и строгое расписание классно-урочной системы.

.com

Родители бьют тревогу, узнав о создании классов-комплектов. Юристы дают советы, как этого не допустить. Можно найти немало профессиональных форумов, где и учителя делятся своими бедами при работе с классами-комплектами. Кроме проблем с начислением заработной платы, они говорят о том, что невозможно следовать ФГОСу и давать детям достаточный уровень знаний, когда у тебя рядом сидят, например, пятиклассники и восьмиклассники: за один урок сложно объяснить две темы и уделить всем должное внимание.

Тем временем, лидеры современного образования считают систему деления на классы по возрастам и годам обучения искусственной и далеко неидеальной. И это не открытие.

Разновозрастное обучение — это естественно

Классно-урочная система с дифференциацией детей по возрасту и году обучения — ответ на необходимость организовать массовое общее образование. Практически сразу после повсеместного распространения этот ответ стал подвергаться критике, а в середине XX века ряд педагогов высказали утверждение, подкреплённое различными исследованиями, что дети усваивают материал с разной скоростью, а значит, это вообще противоестественно — «тащить» группу детей по ступеням образования в одинаковом темпе.

Другая претензия к такой системе — изолированные друг от друга дети разных возрастов лишаются уникального социального и психологического опыта. В разновозрастных детских группах проще развивать ответственность, коммуникативные навыки, толерантность и другие полезные качества. Кроме того, в них легче решаются вопросы иерархии и распределения обязанностей.

wikipedia.org

Салман Хан, основатель всемирно известных онлайн-курсов «Академия Хана», представил в своей книге такую «Школу Будущего»: в её классах занимаются дети, каждый из которых находится на своём этапе учебной программы, поодиночке или группами они решают проектные задания или работают с новым материалом. Нет отстающих и «второгодников», потому что у каждого свой образовательный маршрут. Старшие и младшие учатся вместе, потому что каждому возрасту есть чем поделиться с другим возрастом. И это всё становится возможным ещё и благодаря современным технологиям — электронным учебникам, смартфонам и другим устройствам, которые позволяют освободить учителя от обязанности читать лекции. Освобождённый учитель становится наставником и помогает справиться с практическими заданиями.

Если посмотреть на историю педагогики, «Школы Будущего» в том или ином виде давно существуют. Дальтон-план, Виннетка-план, Монтессори-педагогика — все эти системы стараются по максимуму использовать потенциал разновозрастного обучения. Его элементы вводят в свою практику современные «классические» школы, и не только из-за малочисленности классов.

Например, The Guardian опубликовал в 2013 году статью, посвящённую практике так называемого «вертикального обучения» в школах Великобритании. Суть этого обучения заключается в создании разновозрастных групп, в которых используется принцип «старшие учат младших». Английские колледжи используют такую модель для объединения учеников на занятиях по непрофильным предметам, которые не пользуются большой популярностью «на выбор»: музыке, изобразительному искусству и т.д.. Преподаватели отмечают, что старшие школьники после года совместного обучения становятся более ответственными, а младшие, переходя на следующий год, не так боятся контрольных и экзаменов, потому что им есть, с кем обсудить подготовку. Проблем с дисциплиной на занятиях становится меньше: старшие дети берут на себя функции учителя по части наведения порядка.

Российский опыт

В России с разновозрастными учебными коллективами целенаправленно работает «Общественно-педагогическое движение по созданию коллективных способов обучения» в Красноярском крае. «КСОшники», как называют себя участники этого движения, начали с того, что создали экспериментальную разновозрастную группу на базе обыкновенной средней школы Красноярска в начале 1990-х. Так они решили разобраться с проблемой низкой успеваемости ребят из неблагополучных семей, которые традиционной школе доставляли немало трудностей.

Это может быть интересно:

Почему много детей в классе — лучше, чем мало?

Разновозрастная группа была определена как сложная самообеспечивающаяся творческая группа, где обучаются дети разного возраста по принципу «каждый работает с каждым, все друг другу помогают». Вместо классов были сформированы сводные отряды по предметам, во время занятий использовались индивидуальная, парная и групповая форма работы. Интересно, что, движимый лишь энтузиазмом учителей, которые были заняты ещё и в основной школе, эксперимент просуществовал недолго. Но в результате остались методические рекомендации, основанные на личном опыте, которыми «КСОшники» готовы делиться с другими.

Сейчас на сайте этого движения можно найти многочисленные работы учителей-практиков и методистов о том, как организовать работу в разновозрастном классе без ущерба качеству образования.

В сельских школах работа с возрастными группами всегда была актуальной

wikimedia.org

Некоторые учителя сельских школ, изначально вынужденные работать с классами-комплектами в силу обстоятельств, самостоятельно открыли для себя потенциал такого обучения. Они отмечают, что оно способствует социализации учеников и развитию коммуникативных навыков, а ведь именно такого опыта детям в небольших посёлках и деревнях крайне не хватает, если учесть, что местное немногочисленное население в большинстве своём пожилое.

Такие учителя размещают в Интернете статьи о своих успехах и неудачах, сотрудничают с региональными педвузами для разработки адекватных методик, объединяются для того, чтобы учиться друг у друга работать эффективно в любых условиях. Главная сложность работы в объединённых классах, которую отмечают все — это сложность перехода от классно-урочной системы к новой парадигме. Нужно строить процесс на основе общения детей друг с другом, давать им больше самостоятельности, по-другому посмотреть на учебный материал.

Опыт работы показывает, что если каждый день, из урока в урок, давать ученикам возможность разбираться в новом материале самостоятельно, то, рано или поздно, большинство учеников научатся это делать. Не предоставляя ученику такой возможности и пытаясь ему всё объяснить, мы сами, с самыми благими намерениями, лишаем его возможности научиться самостоятельно мыслить.

— Жаргалма Аюшеевна Муханаева,директор Сосновоозёрской школы №1, республика Бурятия

Сосновоозёрская школа №1, между прочим, является авторской стажировочной площадкой для учителей сельских школ Бурятии, на которой Жаргалма Аюшеевна и коллеги на практике передают опыт работы с разновозрастными группами.

Всё время прихожу к выводу, что необходимы изменения в структуре учебников, необходима своя, как мне кажется, «семейная» система обучения и воспитания в таких школах, где учатся одновременно дети разных возрастов в одном помещении (классе). Мне кажется, эта организация детей – оптимальная для деревни.

— Валерия Игоревна Кудряшовадиректор школы в деревне Журавлёво, Ленинградская область

Валерия Игоревна Кудряшова — директор и единственный учитель в своей школе. Кроме неё в образовательном учреждении работают только «печник да тётя Тамара, которая готовит школьникам завтрак».

В школе посёлка Кенг-Кюель, Якутия, учителя реализуют программу с внушающим названием «Организация разновозрастного обучения на основе повторяющегося блочно-модульного построения образовательного процесса в сокращенные сроки в условиях малокомплектной сельской школы».

Ученики неполной сельской школы в селе Большая Брембола встречают сотый учебный год своей школы.

wikimedia.org

Такие примеры можно найти в Воронежской, Костромской, Московской области, на Урале — география малонаселённых пунктов широка. Но учителя в одной части России могут даже не представлять, какой ценный опыт уже накоплен коллегами в другой части, за тысячи километров. И получается, что потенциально эффективная форма обучения «разбивается» о неготовность всех участников процесса, от чиновников до учителей и родителей, посмотреть по-другому на то, как можно учить.

Но новый взгляд на устоявшиеся вещи бывает необходим, ведь это естественно, что образовательная система подстраивается под изменения реальности. То, что эффективно работает в одних условиях, может оказаться бесполезным в других.

Среди многих терминов из области образования есть такие, которые давно и повсеместно употребляются в российской педагогической науке и практике, широко используются как профессионалами, так и обычными людьми. К таким относится понятие «малокомплектная школа», или, согласно современной терминологии, «малокомплектная образовательная организация». Обычно его связывают со школой, немногочисленной по составу обучающихся и обучающих, чаще всего располагающейся в сельской (негородской) местности, отдаленной от экономических и культурных центров.

Данные статистики иллюстрируют, что таких школ в России по-прежнему немало: почти 70 % от общего количества сельских школ, которые составляют более 60 %, то есть большую часть отечественной системы общего образования. По данным показателям система общего образования Республики Карелия не является исключением. Из 224 общеобразовательных организаций (ОО) региона 117 (52 % от общего количества ОО) – сельские, из них более 90 (77 % от количества сельских ОО) – малочисленные, а в официальный республиканский перечень малокомплектных школ на настоящий момент включены 48 сельских образовательных организаций (41 % от количества сельских ОО).

Оформление содержания понятия-явления «малокомплектная образовательная организация» в настоящее время является острой научной, социальной, политической, управленческой проблемой, нерешенность которой приводит к неоднозначным последствиям дальнего социального действия – судеб сельских детей, сельской школы, сельских территорий. Понятие «малокомплектная образовательная организация» в сочетании с признаком – «расположение в сельских населенных пунктах» – присутствует в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), но в глоссарий этого документа оно не включено, в какой-то мере может быть выведено из его контекста. Пункт 4 статьи 99 ФЗ предопределяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации самим определить малокомплектные образовательные организации, «исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся». Как видим, педагогические и организационные характеристики-особенности такой образовательной организации здесь не представлены.

Отсутствие определенности и свобода интерпретации понятия становятся основаниями для различных и не всегда адекватных управленческих решений в отношении сохранения, поддержки, развития образования в сельской (негородской) местности на обширных пространствах нашей страны. Нарушается устойчивость системы на уровне ее первичного звена – сельской школы. Становятся возможными разрывы в обеспечении непрерывности образования для многих сельских детей, причем на старте их вхождения с систему.

Среди признаков понятия-явления «малокомплектная образовательная организация» можно выделить формальные и неформальные, внешние и внутренние, первичные и вторичные. Главное, с нашей точки зрения, следует выявлять и ориентироваться на сущностные, а именно педагогические и организационно-педагогические признаки-характеристики, отличающие малокомплектную школу от других видов образовательных организаций. Однако на практике дело обстоит иначе.

Формальные признаки малокомплектной школы. Очевидно, что малокомплектная – это, прежде всего, когда мало школьных классов, объединяющих детей одного возраста и обучающихся по одной образовательной программе и единому учебному плану, то есть их меньше, чем в обычной школе, где от 1-го до 11-го хотя бы по одному классу на параллели. Причина меньшего относительно привычного количества классов понятна: на многих сельских территориях и в поселениях, в связи с социально-экономическими, демографическими проблемами, миграционными процессами, мало детей одного возраста. Малокомплектная школа всегда малочисленная, но не всякая малочисленная – малокомплектная.

Не так давно существовала норма количества обучающихся в классе – 25 человек. Исходя из нее, можно было предположить, какие образовательные учреждения следовало относить к малочисленным. Таковой можно было считать школу, в которой обучалось: менее 100 школьников (4 класса) на начальной; менее 125 (5 классов) на основной, менее 50 (2 класса) на старшей ступени общего образования. Согласно действующим СанПин в редакции 24.11.2015, количество обучающихся в классе определяется из расчета соблюдения нормы площади на одного человека. Таким образом, единого норматива на количество обучающихся в классе не существует и категорию малочисленных школ обозначить нельзя.

Последнее десятилетие система отечественного образования функционирует в условиях нормативно-подушевого финансирования. Экономисты, на основе наличного количества обучающихся, делают расчеты по обеспечению образовательных организаций региона и муниципалитетов. В малочисленные, тем более в малокомплектные, средств поступает явно недостаточно для реализации условий федеральных стандартов и требований СанПиН. Доминирующий «экономический» подход к обеспечению образования подводит многие региональные и муниципальные власти к неоднозначным управленческим решениям об оптимизации, часто о ликвидации экономически затратных, «неэффективных» образовательных организаций. Жизнедеятельность и само существование многих маленьких сельских школ находятся под угрозой.

Явной, при определении малокомплектности, является связь с понятием «класс-комплект». Однако, как показывает анализ современных документов и практики образования, термин «класс-комплект» также не имеет однозначного толкования. В полнокомплектной школе под ним понимается объединение детей одного возраста, обучающихся по одной образовательной программе и единому учебному плану. В отношении малокомплектной школы это объединение детей разного возраста, обучающихся по разным учебным планам, созданное для совместного/совмещенного обучения под руководством одного педагога. Ограничений в количестве совмещаемых возрастных групп и учебных планов нет. В итоге легализуется соединение в одном классе-комплекте от 2 до 5 классов. Основания для совмещения чаще всего исключительно экономические, а не из соображений педагогической целесообразности.

Исследования А. Б. Вифлеемского , ряда других специалистов, наши исследования обнаруживают, что при формировании категории малокомплектных школ субъекты Российской Федерации, прежде всего, ориентируются на численность обучающихся, показатели которой значительно разнятся в пределах различных территорий.

Примеры. Ульяновская область: малокомплектная сельская школа – это образовательные учреждения начального образования с общим количеством учащихся 20 человек и менее; основная школа – 30 и менее; средняя школа – 80 и менее. Воронежская область: начальная школа – 10 человек и менее, основная школа – 40 и менее, средняя школа – 100 и менее. В Краснодарском крае, кроме понятия «малокомплектные сельские школы – это образовательные учреждения… имеющие не менее 80 % (включительно) классов с наполняемостью менее 12 человек», введен термин «условно малокомплектные школы» для учреждений, не подпадающих под эти показатели, но нуждающихся в дополнительной финансовой поддержке .

В Нижегородской области введены критерии для финансирования по отдельному нормативу в следующих случаях:

— малочисленность учащихся при средней наполняемости классов менее 14 человек;

— объем субвенции, выделяемый исходя из численности учащихся по нормативу, недостаточен для содержания школы в течение всего календарного года;

— удаленность от базовой школы более чем 15 км и невозможность проведения реструктуризации либо изолированное положение школы по причине наличия водных преград и отсутствия постоянно действующей переправы через них, отсутствия дорог с твердым покрытием, наличия только железнодорожного сообщения с другими населенными пунктами .

В последнем примере количество показателей-критериев больше, они не только количественные, но также непедагогические. Процедуры выявления критериев для определения категории в регионах осуществляются с благой целью – поддержать жизнедеятельность малочисленных образовательных организаций, выделив им дополнительное финансирование из региональных ресурсов, но в условиях дефицита средств зачастую они становятся средствами противоположного действия.

В Республике Карелия термин «малокомплектная образовательная организация» введен в Закон РК «Об образовании» в 2012 г. Тогда определение включало только показатель численности обучающихся. После правок, внесенных в 2016 г., понятие приобрело более расширенное содержание. «Это государственная общеобразовательная организация Республики Карелия, муниципальная общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте, реализующая образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, не имеющая параллельных классов и соответствующая следующим критериям:

— средняя наполняемость классов, классов-комплектов начального общего и основного общего образования не превышает 9 человек;

— удаленность малокомплектной общеобразовательной организации от иной общеобразовательной организации, при которой время подвоза обучающихся превышает 30 минут;

— отсутствие для обучающихся транспортной доступности иной обще-образовательной организации» .

Согласно этому тексту, как и предлагает ФЗ РФ, в карельском законе учтены три критерия – численность обучающихся, удаленность, транспортная доступность, но сущностные характеристики явления по-прежнему не нашли отражения. Определение малокомплектности остается неполным и некорректным. Такая формулировка имеет и/или может иметь следующие последствия:

1. Закон не побуждает маленькую школу меняться и развиваться. Он как бы консервирует ситуацию, с одной стороны, оберегая и сохраняя школу, тем самым способствуя ее стагнации. Школа же – живой организм, который не может и не должен стоять на месте.

2. У руководителей образовательных организаций, находящихся по численности обучающихся в «пограничном» состоянии, и у муниципальных управлений образованием возникает соблазн не увеличивать, а даже сокращать количество обучающихся в образовательных организациях.

Одной из проблем данного пункта Закона РК являются непрописанность и непрозрачность механизмов его реализации: республика выделяет средства муниципалитетам, они остаются в распоряжении муниципальных управлений образованием, которые часто не доводят их до непосредственных адресатов. Состав малокомплектных школ Республики Карелия 2017 г. не соответствует реальному положению в системе образования. Согласно педагогическим и организационно-педагогическим показателям, малокомплектных образовательных организаций в республике значительно больше, но, не получая необходимой поддержки (в том числе моральной), из неустойчивого они переходят в еще более неопределенное положение.

Анализ образовательной практики показывает: повсеместно применяемое понятие «малокомплектная образовательная организация» ограничено формальными признаками, не отражает его педагогических и организационно-педагогических особенностей.

Неформальные педагогические признаки малокомплектной школы. Основным организационно-педагогическим признаком малокомплектной школы является объединение детей разного возраста (разных классов) для совместного обучения в разновозрастной группе по разным образовательным программам. Именно так трактует еще со второй половины XX в. понятие «малокомплектная школа» Г. Ф. Суворова – известный ученый-дидакт, доктор педагогических наук, профессор РАО. Исследователь говорит о малокомплектности только относительно начальной школы и определяет ее как тип образовательного учреждения . Трактовки ученым понятий «образовательная программа», «тип школы» и ряда иных не согласуются с терминологией действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что не является принципиальным в данном случае. Важно, что исследователем были доказаны и аргументированы педагогические особенности, определены главные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, в основе которых лежит принцип одновременного воздействия на все факторы: оптимизация учебных занятий, выбор методов, приемов обучения, эффективных в условиях малокомплектных школ, применение специальных средств обучения и оборудования.

Современные исследователи, например Л. В. Байбородова – доктор педагогических наук, профессор Ярославского педагогического университета, уже предлагают объединение для совместного обучения в разновозрастных группах (классах-комплектах) учеников основной (5−9-е классы) и даже старшей (10−11-е классы) ступеней общего образования. Л. В. Байбородова и последователи ее научной школы разрабатывают, апробируют и популяризируют разнообразные подходы, методы, технологии и формы совмещенного обучения в РВГ (разновозрастной группе) – предметного и межпредметного (надпредметного), полного и частичного, постоянного и динамичного и др., ориентируясь в основном на традиционное для России объединение обучающихся двух-трех классов на уроке у одного педагога .

Ученые Красноярска проводят на своей территории многолетний эксперимент неклассно-урочной системы организации обучения в малокомплектной школе и имеют значительные положительные результаты . Красноярские наработки и идеи технологии коллективного способа обучения (КСО) успешно прошли апробацию в организации образовательного процесса Пушнинской средней школы Беломорского района РК (научный руководитель Е. С. Казько, кандидат педагогических наук, доцент института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета) .

Педагоги-исследователи ориентированы, прежде всего, на достижение педагогических эффектов образования в условиях малокомплектной образовательной организации. Выявлено, что обучать, воспитывать, социализировать и развивать ребенка в малокомплектной школе можно даже лучше, чем в полнокомплектной школе. Результаты научных исследований и педагогического экспериментирования отражены, в частности, в трудах сотрудников Лаборатории теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета . Доказано, что сущностными признаками малокомплектной образовательной организации являются: иная организация образовательного процесса, применение особых/специальных образовательных технологий, специфическая организация педагогической деятельности, направленной на выполнение дополнительных функций, прежде всего компенсаторных.

Однако оформление дефиниции «малокомплектная образовательная организация» в педагогической науке не завершено, оно не закреплено должным образом в профессиональном тезаурусе педагогов, не получило легализации в нормативно-правовом плане и в образовательной практике именно в контекстах педагогических, организационно-педагогических особенностей образовательной деятельности и миссии малокомплектной школы в сложной социокультурной ситуации современного российского села.

Семантическая неопределенность понятия является одним из факторов, который способствует уязвимости, неустойчивости, недостаточной жизнеспособности малокомплектной школы. Опыт последних десятилетий показывает, что именно малокомплектные первыми попадают под реструктуризацию, оптимизацию, филиализацию в самых жестких формах, приводящих к расформированию, ликвидации образовательных организаций.

К формированию содержания понятия малокомплектной школы. Педагогическая теория и образовательная практика показывают, что современное понятие «малокомплектная общеобразовательная организация» должно отражать и включать следующие критерии/показатели:

1. Количественный: минимальное/максимальное количество обучающихся в образовательной организации (дошкольников и школьников по уровням образования); минимальное/максимальное количество дошкольных групп, классов и классов-комплектов; минимальный/максимальный показатель средней наполняемости дошкольных групп и классов.

2. Территориально-географический: удаленность/близость к ближайшим образовательным организациям и социокультурным центрам.

3. Социально-географический: транспортная доступность/недоступность и транспортная безопасность/опасность.

4. Педагогический и организационно-педагогический: особенности организации образовательного процесса – урочной и внеурочной деятельности, педагогической деятельности.

5. Социальный: наличие/отсутствие влияния образовательной организации на социально-экономическую и социокультурную ситуацию территории, партнерское участие в жизни сельского поселения, городского микрорайона.

Содержание термина «малокомплектные образовательные организации», определяемое на основе предлагаемых критериев, ориентирует сельские образовательные организации (и ОО отдаленных городских микрорайонов) на развитие – на достижение более высоких результатов образования, на освоение инновационных образовательных методик и технологий, на своевременное и адекватное изменение уклада и структуры, на открытость и системное взаимодействие/сотрудничество с социальным окружением.

Понятие «малокомплектная образовательная организация» необходимо сформулировать, прежде всего, как педагогическое и лишь затем на этой базе оформлять как статусное, то есть определяющее состав списков / перечней образовательных организаций для региональной поддержки по дополнительным нормативам. Смена приоритетов с экономических на педагогические необходима не только для того, чтобы, наконец, зафиксировать и легализовать сущностные характеристики понятия-явления, но чтобы осознать и обозначить особую социальную культурно-историческую значимость и ценность малокомплектной школы, чтобы укрепить позиции первичных звеньев отечественной системы образования.

Список литературы

В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений; личностно — ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга; практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.).

Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.

В деревенской школе любого учителя удерживает любовь к детям, которые в маленьких деревнях многим обделены: отсутствие кинотеатров, музеев, крупных библиотек, более низкий образовательный уровень населения, более низкий уровень жизни и др. Есть только школа – единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами.

Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.

Учитель в малокомплектной школе работает в сложных условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности, по учебным программам разных классов.

Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, трудно и сложно, чем в обычной школе. Одновременные занятия с двумя классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.

Работа с двумя классами имеет некоторые особенности (т. е. недостатки):

1. учитель вынужден работать непосредственно с классом половину урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. внимание учителя распределяется между двумя классами;

3. при выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т. д.

5. в малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 6-8 урокам.

Но в работе учителя при одновременных занятиях с двумя классами есть и свои преимущества по сравнению с одним классом. Число учащихся небольшое, поэтому учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать и домашние условия детей. При меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.

Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.

Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно решают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.

Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен настолько хорошо продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и ему необходимо подключиться к работе, т. е. заранее выделить так называемые «зоны особого пед. внимания.

Организация урока в классе-комплекте требует чередования видов деятельности учеников под руководством учителя и самостоятельной работы.

Часть уроков в классах — комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу — слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание. Например:

На уроках русского языка общими могут быть:

занятие по чистописанию словарный диктант работа с картиной грамматический разбор и т. д.

На уроках математики:

устный счет, работа с геометрическим материалом, работа над задачей и другие.

Уроки могут строиться по-разному. Например,

Классы

2 класс

4 класс

Предмет

Математика

Математика

Форма урока

Комбинированный урок

(с изучением нового материала)

Урок-повторение

Этапы урока; чередование видов деятельности учащихся

Организационный момент

Организационный момент

1. Устный опрос учащихся (устный счет) – 5 мин

1. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам с элементами самоконтроля.

— 15-20 мин.

2. Изучение нового материала (с применением ТСО) – 10-15 мин.

3. Физкультминутка – 1-2 мин

2. Физкультминутка – 1-2 мин

4. Закрепление нового материала (самостоятельная работа учащихся с использованием игровых моментов) – 10-12 мин.

3. Работа по группам, работа у доски с элементами устного опроса учащихся (проверка усвоения правила, порядка действий и т. д.) – 10-12 мин.

5. Домашнее задание с пояснением (с применением интерактивной доски) – 3-4 мин.

4. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

– 2-3 мин.

6. Подведение итогов урока.

– 2-3 мин

5. Домашнее задание с пояснением (с применением интерактивной доски)

— 2-3 мин.

В условиях малокомплектной школы самостоятельная работа учащихся занимает больше 50 % учебного времени. Она используется на всех этапах урока и применяется с различными дидактическими целями:

— для усвоения учащимися новых знаний,

— для выработки общеучебных навыков и умений,

— для развития творческих способностей учащихся,

— в качестве одного из видов текущего учета и контроля знаний.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель, разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Если задание для детей представляет сложность, новизну, нужно разложить его последовательно на отдельные «шаги» выполнения. Можно использовать памятки, схемы, опорные карточки, подготовить наглядный материал с помощью ИКТ (при этом, не забывая, что работа с ИКТ на уроках в младших классах не должна превышать 7-15 мин для 1,2 классов и 15-20 мин для 3,4 классов).

Для «сильных» и «слабых» учащихся используем разноуровневые карточки следующего вида:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Просклоняйте по падежам:

Погода.

Раскройте скобки.

В (тишина) редко трещали сороки, а на (кедр) прыгали белки.

Определите падеж имен сущест-ных.

(Над) печной трубой гудел ветер, и в…юга хл…стала острыми л…динками (по) окнам.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Просклоняйте по падежам:

Производство.

Раскройте скобки.

Каштанка бросилась к (кот), он ударил собаку (лапа), а гусь долбанул её (клюв).

Определите падеж имен сущест-ных.

Каштанка взвизгнула (от) восторга, но в это время старый кот з…внул, пот…рял равновесие и (с) валился (с) гуся.

В классах с учащимися более старшего возраста самостоятельную работу на уроках можно организовать с помощью тестов.

В условиях одновременной работы с двумя классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого класса. На уроках математики, например, можно использовать проверку решенных примеров путём обратных действий. При решении задач – проверять задачу различными способами.

Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки.

При работе с двумя классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому нам приходится приготавливать к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий). И поскольку учащиеся работают в разном темпе, учителю необходимо предусматривать возможные варианты дополнительных заданий для более сильных учащихся, возможно в нетрадиционном виде (кроссвордов, занимательных задач по предмету).

Использование ИКТ даёт неоспоримые преимущества учителю малокомплектной школы. Учитель получил возможность повысить качество проводимого урока. Там, где раньше большая доля информации воспринималась учащимися «на слух», теперь происходит полноценное восприятие (зрение-слух).

Создаются мультимедийные пособия, контрольные программы, энциклопедии и галереи. Это позволяет учителю гибко воздействовать на воображение и память учащихся. По яркости восприятия иллюстрации учебника сильно уступают изображениям на экране, интерактивной доске или мониторе компьютера. Добавим к этому анимацию и эффекты, которые используются в создании презентаций. И бесспорное преимущество видеофильмов. Таким образом, учитель получает широкий набор универсальных инструментов для создания качественного урока.

Чтобы современный урок был полноценным и эффективным, учитель малокомплектной школы должен хорошо владеть прогрессивными средствами обучения. Без этого его уроки не станут уроками двадцать первого века.