КФО

Виды КФО

Согласно правилам формирования структуры счета, установленным п. 21 Инструкции № 157н, п. 3 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н, на месте разряда 18 в зависимости от вида финансового обеспечения (деятельности), проставляется соответствующий код (КФО):
2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 – средства во временном распоряжении;
4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 – субсидии на иные цели;
6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Нормативный документ

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п. 1 ст. 4 данного закона,для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Собственные доходы

На КФО 2 отражается:

  • выручка от оказания платных услуг (работ);
  • доходы от сдачи государственного (муниципального) имущества в аренду;
  • доходы от компенсации затрат бюджетных (автономных) учреждений, а также от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления;
  • доходы от продажи (ликвидации) государственного (муниципального) имущества;
  • штрафы (пени, неустойки), поступающие от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при нарушении условий договоров (в т. ч. подлежащие исполнению за счет средств субсидий на государственное (муниципальное) задание, целевых субсидий);
  • денежные средства, поступающие учреждению-заказчику в рамках Закона № 94-ФЗ1, в т. ч. денежные средства, поступающие в качестве обеспечения заявки на участие в торгах;
  • гранты и пожертвования, иные безвозмездные перечисления;
  • доходы от возмещения ущерба;
  • имущество, приобретенное за плату за счет собственных средств, а также полученное безвозмездно.

И бюджетное, и автономное учреждения вправе:

  • оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;
  • осуществлять приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую указанным целям (но только при условии, что такая деятельность предусмотрена учредительными документами).

Нормативный документ

Согласно пп. 6 и 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

Доходы от оказания услуг (выполнения работ) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (пп. 2, 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ч. 6–7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ2, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ3).

Поступление доходов от оказания платных услуг (выполнения работ), доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, а также компенсации затрат (в рамках отдельно заключенного договора на компенсацию затрат при сдаче имущества в аренду) отражается в учете бюджетного (автономного) учреждения следующим образом:

Такой порядок установлен пп. 3, 77, 87, 96–97 Инструкции № 183н, пп. 3, 76, 84, 92–93 Инструкции № 174н.

Запомнить

Доходы от оказания услуг (выполнения работ) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Нарушение договоров

Штрафы (пени, неустойки), поступающие от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при нарушении условий договоров в самостоятельное распоряжение учреждения, подлежат отражению на лицевых счетах по кодам 20, 30 как денежные средства от иной приносящей доход деятельности (КФО 2). Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 02-04-12/4178, от 20.09.2012 № 02-06-10/3831 и от 18.09.2012 № 02-06-10/3788.

Пример

Бюджетное учреждение заключило договор с ЗАО «Рассвет» на капитальный ремонт учебного корпуса на сумму 1 000 000 руб. Расходы по договору учреждение оплачивает за счет средств целевой субсидии. Срок выполнения работ по договору – 31.06.2013. Условиями договора предусмотрена неустойка за нарушение срока поставки (в размере 1/300 ставки рефинансирования). Также договором предусмотрено, что платежи могут быть уменьшены на сумму неустойки (штрафа, пеней). Подрядчик выполнил работы только к 12.07.2013. Ставка рефинансирования составляет 8%. Сумма неустойки составила 3200 руб. (1 000 000 руб. × 12 дн. × 1/300 × 8%).

В июле бухгалтер произвел следующие бухгалтерские записи:
1) Дебет 5 401 20 225 – Кредит 5 302 25 730 – 1 000 000 руб. – отражены фактические расходы по капитальному ремонту;
2) Дебет 2 205 41 560 – Кредит 2 401 10 140 – 3200 руб.– предъявлена подрядчику неустойка за нарушение сроков договора подряда;
3) Дебет 5 302 25 830 – Кредит 5 201 11 610 – 996 800 руб. (1 000 000 руб. – 3200 руб.) – перечислена оплата по договору за минусом суммы неустойки;
4) Кредит 18 (код 225 КОСГУ) – 996 800 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;
5) Дебет 5 302 25 830 – Кредит 5 304 06 730 – 3200 руб. – отражено прекращение встречных требований зачетом;
6) Дебет 2 304 06 830 – Кредит 2 205 41 660 – 3200 руб. – отражен доход от взыскания с поставщика суммы неустойки путем зачета встречных требований;
7) Дебет 5 304 06 830 – Кредит 5 201 11 610 – 3200 руб. – отражено перечисление средств с лицевого счета по коду 21 на код 20 на основании Справки (ф. 0504833);
8) Кредит 18 (код 225 КОСГУ) – 3200 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;
9) Дебет 2 201 11 510 – Кредит 2 304 06 730 – 3200 руб. – отражено поступление средств на лицевой счет по коду 20 на основании Справки (ф. 0504833);
10) Дебет 17 (код 140 КОСГУ) – 3200 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.

Приобретение имущества

Имущество, приобретенное за счет собственных средств, а также полученное безвозмездно, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения, за исключением объектов недвижимости и особо ценного имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности до изменения его типа (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798).

Запомнить

Выбор КФО в учете операций по приобретению имущества за счет нескольких источников зависит от того, в какой деятельности планируется использовать такое имущество (если в приносящей доход деятельности – КФО 2, при выполнении государственного (муниципального) задания – КФО 4).

Имущество, используемое при выполнении государственного (муниципального) задания, не всегда учитывается на КФО 4. Оно также может учитываться на КФО 2, в т. ч. как особо ценное.

Основные средства (нематериальные активы), которые приобретались по КФО 5, следует принять к учету по КФО 4. Материальные запасы, не являющиеся особо ценным имуществом, могут быть оприходованы, в т. ч. по КФО 4 и по КФО 5. Такие правила разъяснены в п. 2.4 письма Казначейства России от 21.12.2012 № 42-7.4-05/2.1-730, приложении к письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.

Материальные запасы – особо ценное имущество, приобретенные за счет КФО 5 и предназначенное для использования при выполнении государственного (муниципального) задания, должны быть оприходованы на КФО 4 (письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798). Имущество, приобретенное за счет КФО 5 и учтенное на КФО 4 (в т. ч. и особо ценное), может быть переведено на КФО 2, если принято решение о его использовании только в рамках приносящей доход деятельности.

Запомнить

Имущество, приобретенное за счет нескольких КФО, должно быть оприходовано на один КФО.

Формирование источника финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и ст. 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственными (муниципальными) учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений считаются: автономные, бюджетные и казенные.

Данная норма гражданского законодательства определена основой существования у учреждения различных источников финансового обеспечения, за счет которых учреждение выполняет свои функции (исполняет государственные (муниципальные) функции, оказывает услуги, выполняет работы, совершает действия, ради которых учреждение создано).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», выделяет девять видов источников финансового обеспечения, направляемых на содержание учреждения и другие мероприятия:

а) для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

  • 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
  • 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 — средства во временном распоряжении;
  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — бюджетные инвестиции;
  • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

б) для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

  • в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):
  • 8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете:
  • 9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Следует отметить, что на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений (казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений) Минфином России разрабатываются и утверждаются:

  • типовой план счетов бюджетного учета для участников бюджетного процесса;
  • типовые планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных (автономных) учреждений.

На основе типового плана счетов бухгалтерского учета учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Номер счета рабочего плана счетов состоит из 26 разрядов, содержащих разряды кодов синтетических счетов Единого плана счетов и разряды кодов аналитических счетов, отражающих специфику деятельности учреждения, в зависимости от правового статуса учреждения (казенные, бюджетные, автономные). Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражаются:

  • в 1 — 17-м разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18-м разряде — код вида финансового обеспечения;
  • в 24 — 26-м разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий (для казенных и бюджетных учреждений в 24 — 26-м разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений — аналитический код поступлений, выбытий в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности).

Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19 — 23-м разрядах номера счета рабочего плана счетов.

Таким образом, казенные учреждения формируют рабочий план счетов, состоящий из номера счета 1 — 26-го разрядов, бюджетные учреждения — 18 — 26-го разрядов (с применением КОСГУ), автономные учреждения — 18 — 24-го разрядов (без применения КОСГУ).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенные учреждения к 18-му разряду счета применяют следующие виды финансового обеспечения: 1 — бюджетная деятельность, 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 3 — средства во временном распоряжении.

При анализе правового положения казенного учреждения в свете Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» можно отметить, что виды финансового обеспечения ограничены, поскольку казенное учреждение признается участником бюджетного процесса и несет субсидиарную ответственность со стороны государства.

Таким образом, средства на бюджетную деятельность казенного учреждения — это поступления за счет средств соответствующего бюджета для исполнения государственных (муниципальных) функций казенного учреждения на основании бюджетной сметы, а также источники средств межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ; субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ).

Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» в Приложении к Положению о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) казенными учреждениями, определенными правовыми актами главных распорядителей средств бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения.

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами казенного учреждения. Государственное задание формируется при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Оно утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в отношении казенных учреждений главными распорядителями средств бюджета, в ведении которых они находятся. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания казенным учреждением осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения и осуществляется в виде субсидии. Размер субсидии рассчитывается на основании:

  • нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • уплаты налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Главные распорядители средств бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг и нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления казенному учреждению.

Понятие приносящая доход деятельность для некоммерческих организаций дано в ст. 24 Закона N 7-ФЗ. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяются учредительными документами учреждения. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Данное определение, по существу, содержит единственный признак деятельности — получение прибыли от производства товаров и услуг, а также совершение определенных операций (неважно, прибыльных или убыточных).

На основании ст. 41 БК РФ приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) в казенных учреждениях (в бухгалтерском учете отличительный признак «2») относится к неналоговым доходам бюджета:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан.

Также к приносящей доход деятельности можно отнести безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Формулировка «безвозмездные поступления» связана с выделением в гражданском законодательстве из договоров дарения в самостоятельный вид такого договора, как договор пожертвования.

Понятию «безвозмездные поступления» в ст. 41 БК РФ в целом соответствует договор дарения (ст. 572 ГК РФ), который предполагает безвозмездную передачу учреждению имущества в собственность либо освобождение учреждения от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом. Договор дарения относится к двусторонним сделкам, основанным на взаимном согласии сторон, так как предполагает согласие одаряемого принять дар. Необходимо отметить, что при наличии встречных обязательств одаряемого в отношении дарителя (например, оказать услугу) договор не признается дарением, а будет квалифицирован в качестве договора возмездного оказания услуг или иного договора возмездного характера. При этом гражданское законодательство не предусматривает наличие в договоре дарения целей использования подаренного имущества.

Гражданское законодательство (ст. 582 ГК РФ) относит пожертвование к видам дарения, называя отличительным признаком пожертвования назначение дара (общеполезную цель). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, государству (РФ), субъектам РФ, муниципальным образованиям.

Пожертвование юридическому лицу может быть обусловлено жертвователем использованием имущества по определенному назначению. В остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Если назначение (цель) использования имущества определено жертвователем, то использование имущества в других общеполезных целях возможно лишь при получении согласия жертвователя или по решению суда. Указанное правило не соблюдается, если предложение совершить пожертвование было обращено к неопределенному кругу лиц и в собранных средствах нельзя выделить имущество конкретных жертвователей.

На основании ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Средства во временном распоряжении казенного учреждения (в бухгалтерском учете отличительный признак «3») можно выделить в следующие группы:

  • средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества;
  • средства, полученные на ответственное хранение;
  • денежные средства, уплачиваемые работниками учреждения в качестве частичной оплаты стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, полученные от ФСС РФ;
  • денежные средства, вносимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участниками в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (Письмо Федерального казначейства от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51 «Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации»);
  • денежные средства, поступающие во временное распоряжение подразделений службы судебных приставов (Приказ Минюста России, Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н «Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»);
  • денежные средства, принадлежащие осужденным, подозреваемым и обвиняемым (Приказ Минюста России от 08.12.2006 N 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний»).

Бюджетные и автономные учреждения к 18-му разряду счета могут применять следующие виды финансового обеспечения:

  • приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • средства во временном распоряжении;
  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • субсидии на иные цели;
  • бюджетные инвестиции;
  • средства по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии со ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

На основании ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Бюджетное и автономное учреждение осуществляет основные виды деятельности в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (в бухгалтерском учете отличительный признак «4»). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований (ст. 69.1 БК РФ), предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности (в бухгалтерском учете отличительный признак «2»), лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

На основании ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (в бухгалтерском учете отличительный признак «5»), в том числе на увеличение стоимости основных средств бюджетного и автономного учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления. В ст. 79 БК РФ рассмотрен порядок предоставления бюджетных инвестиций (в бухгалтерском учете отличительный признак «6») автономному и бюджетному учреждению на увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления.

Раскрывая классификацию источников финансового обеспечения бюджетного учреждения, целесообразно было бы дать характеристику видов поступлений:

  • субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания для выполнения основного вида деятельности;
  • целевая субсидия;
  • бюджетные инвестиции;
  • доходы от основного вида деятельности;
  • доходы от иной самостоятельно осуществляемой деятельности.

Сгруппируем классификацию видов деятельности государственных учреждений с определением формируемых и используемых источников финансового обеспечения на счетах бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных операций считается основой для определения характера совершаемых действий, от которого, в свою очередь, зависит документальное оформление, организация бухгалтерского учета, особенности налогообложения (включая возможность применения налоговых льгот). Поэтому приоритетными классификационными критериями при разграничении хозяйственных операций государственных учреждений избраны:

  • разделение уставной деятельности (совершение действий оказания услуг, выполнения работ, передачи товаров) на основную уставную деятельность (действия и услуги, соответствующие профилю и функциям учреждения, для совершения и оказания которых учреждение создается) и прочую уставную деятельность.

Таким образом, базовыми элементами классификации будут признаваться:

  • совершение действий;
  • оказание услуг;
  • выполнение работ;
  • передача товаров, предусмотренных уставом (включая профильные действия и услуги в рамках основной уставной деятельности, а также иные услуги, работы, товары).

В таблице содержится примерная классификация видов деятельности государственных учреждений в разрезе упомянутых критериев.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  3. Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Минюста России от 08.12.2006 N 356.
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
  5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
  7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  9. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.
  10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
  11. Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством РФ: Письмо Федерального казначейства от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51.
  12. О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25 января 2008 г. N 11/15н «Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»: Приказ Минюста России N 164, Минфина России от 06.08.2008 N 74.

Е.А.Федченко

К. э. н.,

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу применения кодов видов финансового обеспечения (деятельности) и сообщает.

В соответствии с положениями пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — 157н), в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности) (далее — КВФО) для отражения финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);

2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах (в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации);

9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах (в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете).

Следует отметить, что применение КВФО финансовыми органами в рамках полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в соответствии с утвержденным Рабочим планом счетов бухгалтерского учета с учетом специфики порядка открытия лицевых счетов:

— если учет операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении, субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется финансовым органом в рамках реализации полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений на одном лицевом счете учреждения, то для отражения в бюджетном учете применяется КВФО 8. При этом КВФО 2, 3, 4 не применяются.

— если для операций с указанными средствами открыт отдельный лицевой счет, то такие операции в бюджетном учете финансового органа, осуществляющего кассовое обслуживание, отражаются отдельно по соответствующему КВФО (2, 3, 4). При этом КВФО 8 не применяется.

Аналогичный подход определен в отношении применения финансовыми органами КВФО 5, 6 и 9.

При этом согласно положениям статьи 220.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Учитывая изложенное, применение КВФО 2, 3, 4, 5, 6 при ведении бухгалтерского учета финансовым органом, осуществляющим полномочия по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений и иных организаций, не является нарушением Инструкции N 157н, если для операций со средствами учреждений по каждому из вышеперечисленных видов финансового обеспечения открыт отдельный лицевой счет.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Какие коды вида финансового обеспечения должны применять бюджетные и автономные учреждения в 2015 г.

В соответствии с пунктом 21 Приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н с 01.01.2015 по бюджетным и автономным учреждениям изменились коды финансового обеспечения на следующие: КВФО 2,3,4 на КВФО 8;КВФО 5 на КВФО 9. Как это реализовано в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»? Где об этом можно прочитать?

Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» не вносились изменения в пункт 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н размещен на официальном сайте Минфина России, а также в базах нормативных документов, в том числе в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ ПРОФ. Прилагаем выдержку из приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 29.08.2014):

«21. На основе Единого плана счетов и положений настоящей Инструкции для ведения бухгалтерского учета применяются: казенными учреждениями, организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, — план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета; бюджетными учреждениями и автономными учреждениями — план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и соответствующие Инструкции по их применению (далее вместе — Планы счетов, Инструкции по их применению).

На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее — Рабочий план счетов).

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:

  • в 1 — 17 разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18 разряде — код вида финансового обеспечения (деятельности);
  • в 24 — 26 разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, в 24 — 26 разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ); автономными учреждениями — аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

В 19 — 23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

для учреждений, организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

  • 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
  • 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 — средства во временном распоряжении;
  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
  • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):

  • 8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете:
  • 9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах».

Обратите внимание, с какой целью и кем применяются коды вида финансового обеспечения (далее – КФО) 8 и 9, — для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения в 2015 году по-прежнему применяют КФО 2, 4, 3, 5, 6 (если доводятся субсидии на цели осуществления капитальных вложений), 7 (если доводятся средства ОМС).

Именно эти КФО применяются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» при формировании номеров счетов Рабочего плана счетов для бюджетных и автономных учреждений.