КФХ открыть

Получить дотацию из бюджета – задача для фермера непростая. Нужно опередить конкурентов в очереди за деньгами, собрать увесистую пачку документов и потом надеяться на то, что в Минэкономики не придумают формальную причину для отказа.

Об этом сообщают Деньги.ua.

Всего за 2019 год правительство обещало выделить на поддержку агропромышленного комплекса 5,9 млрд. грн. По крайней мере, такая сумма на финансирование аграриев заложена в госбюджете. Крупнейшие субсидии и дотации получат животноводческие хозяйства, предприятия, которые занимаются переработкой сельхозпродукции, а также фермеры.

Читай также: Лучшие идеи для агробизнеса-2019

Правда, за 8 месяцев 2019 года из упомянутой суммы сельхозпроизводителям досталось около 1,67 млрд. грн. Это меньше 30% всей бюджетной росписи на год. Например, на частичное возмещение стоимости строительства и реконструкции предприятий по хранению и переработке зерна государство перечислило лишь 5% запланированной суммы, на компенсацию процентной ставки по банковским кредитам – 11%, на частичную компенсацию стоимости семян – 15% суммы, заложенной в бюджете на 2019 год.

Сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы вообще не получили за январь–август ни копейки. Подобная ситуация и с выдачей льготных кредитов фермерским хозяйствам: ноль.

Почему такая неутешительная статистика? Потому что на практике процесс предоставления господдержки по-прежнему значительно сложнее, чем на бумаге. Кроме того, желающих получить хотя бы небольшой кусочек пирога много, и мелкие хозяйства не могут соревноваться с крупными агрохолдингами, которые, кстати, очень умело научились обходить ограничения на выдачу денег в одни руки.

  • Фермерам и кооперативам

Основные документы, которые регулируют вопросы распределения средств на финансирование аграриев, это – постановления Кабмина от 7 февраля 2018 года № 106 с поправками от января 2019 года, и от июля 2019 года № 107 с последними изменениями.

Читай также: Рынок земли – это приток инвестиций, — Радченко

На финансовую поддержку могут претендовать как вновь созданные фермерские хозяйства (главное, чтобы у них в собственности или пользовании были земли сельхозназначения), так и работающие фермы, чья выручка за последний год была не более 20 млн. грн.

Сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы молочного и мясного направлений могут получить помощь от государства при условии, что в их состав входят не менее 20 членов, хотя бы один из которых – это фермерское хозяйство. Также кооператив обязан владеть землей и животными.

Обслуживающие кооперативы плодово-ягодного и овощного направлений, кооперативы по заготовке и переработке продукции пчеловодства, ягод, грибов и растений имеют право на господдержку, если в их составе не менее 7 членов. Минимум один из них – это фермерское хозяйство, остальные члены могут быть физлицами. При этом у кооператива в собственности или пользовании должно быть до 100 га сельхозземель.

В сфере животноводства и рыбоводства получателями бюджетных средств являются юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, и физлица-предприниматели.

Читай также: Стало известно, что ускорит рост ВВП

  • Понемногу всем

На какую именно господдержку и дотации может рассчитывать сельхозпроизводитель? На частичную компенсацию стоимости семян сельскохозяйственных растений отечественного производства в размере 80% их стоимости (без учета НДС), но не более 80 тыс. грн. на одно хозяйство.

Кооперативы могут получить компенсацию 70% стоимости техники и оборудования, которые они приобретают, но не более 3 млн. грн. на кооператив и при условии уплаты за эту технику НДС в полном размере. Фермерские хозяйства получают компенсацию 40% стоимости приобретенной сельхозтехники и оборудования, но только отечественного производства и с уровнем локализации не ниже 60%. То есть более половины деталей трактора или комбайна должны быть произведены в Украине (см. постановление Кабмина от 1 марта 2017 года № 130).

Удешевление кредитов фермерам подразумевает, что государство возвращает заемщику часть уплаченных процентов в размере 1,5 учетной ставки Нацбанка (в сентябре 2019 года это – 24,75%), но не более ставки по кредитному договору, которая уменьшена на 1 п. п. Другими словами, если годовая процентная ставка по кредиту составляет 25%, то аграрию компенсируют 24%, а не 24,75%.

Вновь созданные фермерские хозяйства, с момента регистрации которых прошло не более трех лет, имеют право на субсидию в размере 3 тыс. грн. на 1 га, но максимум 60 тыс. грн. на одно хозяйство. А фермы, чей возраст превышает три года, могут получить субсидию в сумме до 40 тыс. грн.

Читай также: Украинцам удешевят кредиты на покупку земли

Животноводам-юрлицам государство дважды в год выдает по 900 грн. на содержание коров и до 24 тыс. грн. компенсации затрат на покупку племенных животных (на одну голову), физлицам – на содержание молодняка крупного рогатого скота в размере до 2,5 тыс. грн. в год на одну голову.

При строительстве и реконструкции животноводческих объектов (помещений для содержания животных, доильных залов и т. д.) хозяйства за счет госбюджета могут вернуть 30% понесенных затрат. Фермы, которые занимаются разведением овец, коз, пчел, кроликов или рыб, и получили в банке кредит в национальной валюте на покрытие производственных затрат и капитальных расходов, тоже вправе потребовать от государства компенсацию. Ее размер – 1,5 учетной ставки Нацбанка, но не более ставки по кредитному договору, которая уменьшена на 3 п. п. Объем кредита не может превышать 100 млн. грн.

dengi.ua

  • Строго по инструкции

Порядок выделения средств из бюджета на нужды сельхозпроизводителей подробно расписан для всех программ в упомянутых постановлениях Кабмина. Но есть определенные требования, которые должен выполнить каждый претендент на госпомощь.

Прежде всего, хозяйство не может находиться в состоянии ликвидации или быть банкротом, и оно обязано полностью рассчитаться по всем долгам перед госбюджетом и местными бюджетами, Пенсионным фондом и фондами соцстрахования. Если заявитель уличен в незаконном получении или нецелевом использовании бюджетных средств, доступ к госпомощи ему тоже будет закрыт.

Читай также: Монополист «под прикрытием»: Как Ахметов отравляет людей коксохимическим предприятием

Для получения финансовой поддержки по большинству программ необходимо обратиться в уполномоченный банк. При оформлении компенсации за семена, компенсации стоимости сельхозтехники и оборудования, компенсации процентной ставки по кредитам, которые берут животноводы на строительство ферм, – в том числе.

Уполномоченный банк – это финучреждение, которое подписало специальный договор с профильным министерством. На данный момент таких банков чуть меньше 30. Среди них – ПУМБ, Укргазбанк, Укрэксимбанк, Ощадбанк, Райффайзен Банк Аваль.

Заявитель подает в банк заявку и стандартный пакет документов (оригиналы и заверенные копии). От него требуют устав, сведения из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, которые подтверждают право собственности или пользования земельным участком, отчетную документацию о наличии чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний год, справку об отсутствии задолженности по платежам (налогам и сборам).

Также фермер должен предоставить документы, подтверждающие его затраты (на покупку семян, техники) или же наличие задолженности по кредиту, по которому он намерен получить компенсацию процентов, и график погашения такого займа.

После получения всей необходимой документации банк формирует реестр претендентов на господдержку, передает его в министерство, курирующее вопросы АПК. Ведомство, в свою очередь, обрабатывает этот реестр, принимает решение о распределении средств и перечисляет деньги в банк, а тот отправляет их на счета заявителей.

Читай также: Зеленский отреагировал на «страшилки» об арабах и инопланетянах, которые купят нашу землю

  • МинАПК остается?

Дотации вновь созданным и действующим фермерским хозяйствам выплачивает Укргосфонд. Его территориальные подразделения есть во всех областях Украины. Хозяйство подает в Укргосфонд заявку и упомянутый выше стандартный пакет документов. Фонд отдает профильному министерству реестр получателей и после одобрения этого списка переводит фермерам деньги.

Кстати, о профильном министерстве. Напомним, что в августе было принято решение о присоединении Минагрополитики к Министерству экономики, торговли и сельского хозяйства. А значит, вопросами выделения госпомощи аграриям теперь занимается образованное суперминистерство. И хотя в постановлениях Кабмина № 106, 107 и 130 везде фигурирует МинАПК, сложностей быть не должно.

Дело в том, что правительство реорганизовало Министерство аграрной политики и продовольствия путем присоединения к Министерству развития экономики, торговли и сельского хозяйства. То есть Минэкономики – правопреемник имущества, прав и обязанностей МинАПК, что четко указано в постановлении Кабмина от 2 сентября 2019 года № 829.

dengi.ua

  • Торопимся успеть

Читай также: Стало известно, при каких условиях запустится рынок земли

Сельхозпроизводители при получении господдержки нередко сталкиваются со сложностями. В первую очередь, с затягиванием процесса рассмотрения документов. И это действительно проблема, так как по некоторым программам установлены жесткие сроки акцептирования заявок. К примеру, обслуживающие кооперативы получают финансовую поддержку только после того, как ее одобрит специальная региональная комиссия при Минэкономики. Последнее заседание комиссии проводится 25 ноября. При этом комиссия имеет право 30 дней с момента подачи документов мариновать их. Поэтому, подав весь пакет даже за месяц, 25 октября, есть риск остаться без денег.

К тому же, чтобы собрать требуемые бумаги, нужно потратить значительное количество времени. На получение некоторых документов уходит два-три месяца.

И возможности донести или заменить какую-то справку, которая не устраивает государственных служащих, нет, – предупреждает Юлия Шишка, адвокат юридической компании Evris.

Но даже если с документами все в порядке, никто не может пообещать фермеру положительный исход событий, поскольку бывшее МинАПК утверждает реестры получателей дотаций и возмещений на свое усмотрение, по внутренним правилам.

Есть сложности с выделением финансирования на областном и местном уровне, где простые селяне (фермеры) сталкиваются с безосновательными отказами относительно возрастных манипуляций по дотациям на молодняк крупного рогатого скота,– рассказывает Дмитрий Савчук, юрист юридической фирмы Totum.

Иногда доходит до того, что с фермеров попросту вымогают взятку. В завуалированном виде, конечно, но все же.

Моему клиенту предлагали получить финпомощь от государства. Плата за это не указывалась как откат, а как цена услуги за оформление документов в размере 30% результата. Мы не можем утверждать, что там была заложена коррупционная составляющая, но все возможно, – приводит пример Александр Рябец, управляющий партнер компании Legal partner.

Читай также: «Умерли бедными»: Зеленский озвучил главную цель земельной реформы

До сих пор не решен вопрос с получением дотаций крупными агрохолдингами, которые опустошали бюджет на поддержку АПК и не оставляли небольшим хозяйствам никаких шансов. Да, в июле 2019 года Кабинет Министров ограничил сумму государственной поддержки, которую может получить один субъект хозяйствования из отрасли животноводства, до 150 млн. грн. (постановление № 669). Но те, кто уже успел нажиться за счет госбюджета, деньги обратно не возвращают. Только Мироновский хлебопродукт, крупнейший в Украине производитель курятины, за 2018 год получил почти 1 млрд. грн. дотаций.

…агрохолдинги научились дробить бизнес и создавать новые компании. А постановление № 106 не требует наличия оборота для новых фермерских хозяйств, созданных в текущем году. Вот под них крупные компании часто и оформляют помощь как начинающие фермеры, – говорит Александр Рябец.

  • Дадут, но меньше

В проекте Госбюджета-2020 на поддержку агропромышленного сектора предусмотрено 4,4 млрд. грн. Об этом сообщила министр финансов Оксана Маркарова. По ее словам, это будет программа удешевления кредитов для малых фермеров.

Это – очень целенаправленная программа. Ко второму чтению будет более детализировано. Но эта программа – для удешевления кредитов для малых фермеров. То есть вместо различных программ – четкая сфокусированная программа, – заявила министр.

Читай также: «Не должна быть концентрация земли»: Гончарук назвал ограничения при покупке

В тексте проекта Госбюджета-2020, который есть в распоряжении «Денег», эта программа носит название «удешевление кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям для покупки земель сельскохозяйственного назначения». Еще в 2020 году 5 млн. грн. заложено на финансовую поддержку мероприятий в агропромышленном комплексе. О других дотациях сельхозпроизводителям в обнародованном проекте бюджета ничего не сказано.

КФХ — что это такое

  • Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства — Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
  • Статья 3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Другими словами, коллективное фермерское хозяйство — это зарегистрированное в установленном порядке объединение граждан, которые:

  1. состоят в родстве (свойстве);
  2. имеют общее имущество (землю, постройки, птицу, скот, оборудование, технику, инвентарь и т.п.);
  3. принимают личное участие в совместной хозяйственной деятельности, предметом которой является сельскохозяйственная продукция.

Учредить КФХ могут:

  1. российские граждане;
  2. иностранцы;
  3. лица, не имеющие гражданства.

Все члены коллективного фермерского хозяйства должны обладать дееспособностью. Закон налагает некоторые ограничения на состав членов КФХ:

  1. супруги могут привлекать к участию в бизнесе только своих родителей, бабушек и дедушек, а также достигших шестнадцатилетнего возраста детей, внуков, сестер, братьев;
  2. состав хозяйства не может содержать представителей более чем трех семей;
  3. в качестве исключения допускается привлекать к участию в деятельности лиц, которые не состоят в родстве (свойстве) с главой КФХ. Таких граждан может быть не более пяти.

Состав не является постоянным. Гражданин, отвечающий требованиям закона, может быть принят в члены коллективного фермерского хозяйства по обоюдному согласию его учредителей. Для выхода из КФХ достаточно подать его главе письменное заявление.

Чем может заниматься КФХ

Предметом деятельности является сельскохозяйственная продукция. Хозяйство вправе ее производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать по собственному усмотрению. КФХ может заниматься:

  1. животноводством;
  2. земледелием;
  3. полеводством;
  4. лесоводством и т.п.

Коллективное фермерское хозяйство вправе иметь в пользовании автомобильный транспорт. На нем можно перевозить грузы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности. Закон не запрещает транспортировать: корма; удобрения; семена; сырье; изготовленную продукцию; ГСМ; технику и запасные части; другие грузы, нужные для хозяйства.

Как зарегистрировать КФХ

Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.

В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:

  1. заявление формы р21002;
  2. соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
  3. квитанция (чек) об оплате госпошлины;
  4. копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
  5. уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).

Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:

  • членов и главу КФХ;
  • порядок управления и полномочия главы;
  • права и обязанности членов;
  • порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
  • правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
  • порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.

Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.

Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:

  1. свидетельство о государственной регистрации;
  2. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  3. выписку из государственного реестра.

Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.

Как получить субсидирование

Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.

В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.

С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.

Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.

Где взять земельный участок под КФХ

Наиболее подходящие варианты:

  • купить земельный участок у частного лица;
  • арендовать частную землю;
  • взять в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.

Последний вариант больше всего подходит для недавно открытых КФХ. Арендовать муниципальную землю подчас намного выгоднее, чем частную. И дело даже не в том, что это дорого, просто очень сложно найти в продаже подходящий участок. Органы местного самоуправления вправе выделять коллективным фермерским хозяйствам участки из сельскохозяйственных земель. Такая территория может использоваться только по прямому назначению (под посевы, пастбища и т.п.). Для постройки зданий и сооружений выделяются населенных пунктов земли.

Практика по предоставлению земельных участков для ведения фермерского хозяйства в аренду по регионам разная. Все земельные участки под ведение фермерского хозяйства, независимо от того, к какой категории земель они относятся – к сельскохозяйственным или к фонду перераспределения, предоставляет местная администрация. Чтобы получить земельный участок и организовать на нем фермерское хозяйство, нужно обратиться в местную администрацию с заявлением. После рассмотрения заявления будет предоставлена информация о месте расположения предоставляемой земли. (При этом, в заявлении вы так же можете указать конкретный сформированный участок).

Если он не сформирован то необходимо будет провести межевание, топографическую съемку, составить план и точный замер участка. Поставить зем участок на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт. После чего получить копию кадастрового плана и выписку из кадастрового паспорта. Все документы следует представить в администрацию для вынесения постановления о передаче участка (ст. 77 ЗК РФ).

Вам понадобится:

  1. паспорт;
  2. заявление в администрацию;
  3. кадастровый паспорт;
  4. выписка из кадастрового паспорта и копия кадастрового плана;
  5. постановление администрации;
  6. квитанция об оплате за участок;
  7. квитанция об оплате регистрации;
  8. регистрация собственности или аренды.

КФХ может получить земельный участок в аренду без торгов в случаях, установленных специальным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок из числа муниципальных земель может быть предоставлен КФХ во внеконкурсном порядке, если он уже используется КФХ и при соблюдении определенных сроков обращения (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Во всех остальных случаях КФХ должно участвовать в торгах на общих условиях.

Порядок действий следующий:

  1. Можно пробовать начинать сразу с заявления о выделении земли от имени главы КФХ, миную подготовку и утверждение схемы расположения ЗУ. В заявлении указывают: цель — ведение или расширение фермерской деятельности; предположительный срок аренды; бизнес-план с обоснованными расчетами; адрес и площадь запрашиваемого участка.
  2. К заявлению прилагают документ о государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.
  3. Далее сельсовет должен выдать заявителю схему участка на кадастровом плане. Но если вам вдруг откажут, не поленитись подготовить схему расположения ЗУ самостоятельно — это быстрее и дешевле, чем бадаться с муниципалитетом.
  4. Заявитель обеспечивает выполнение межевых и кадастровых работ. Исполнительный орган, в течение 14 дней после получения кадастрового паспорта, принимает решение о предоставлении аренды на землю. Документы оформляют в течение 7 дней, с момента принятия решения.

Какие налоги придется платить за КФХ

Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:

  • общая налоговая система;
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН).

Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.

Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривает освобождение от уплаты:

  1. налога на прибыль организаций или НДФЛ;
  2. налога на имущество;
  3. НДС.

Остальные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются на общих основаниях. Режим ЕСХН был разработан специально для КФХ. Он предусматривает значительные послабления и льготы для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому фермеру разумно выбрать именно эту налоговую систему.

Выводы

Считаю, что коллективное фермерское хозяйство — это очень удобная форма организации малого бизнеса для людей, которые привыкли работать на земле и жить своим трудом. После регистрации КФХ можно рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства. Доступны льготные кредиты на покупку техники, инвентаря, сельскохозяйственного сырья и т.п. Предусмотрен специальный налоговый режим с небольшой ставкой и отсутствием бумажной волокиты.

Кроме того, вам может быть интересно — как оформить ЛПХ и начать зарабатывать с нуля.

(введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня официального опубликования Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 31.12.2012) к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», подлежат применению правила статьи 86.1. Перерегистрация ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с вступлением в силу указанного Закона не требуется.

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

КонсультантПлюс: примечание.

Уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-Ф) и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-Ф) при первом изменении уставов таких обществ.

См. статью 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ.

Общество с ограниченной ответственностью

Статья 87. Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью

1. Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

2. Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».

3. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

(абзац введен Федеральным законом от 08.07.1999 N 138-ФЗ)

Статья 88. Участники общества с ограниченной ответственностью

1. Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела.

2. Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации.

Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

3. Число участников общества не должно быть более пятидесяти.

В случае, если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом. ст. 7, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «Об обществах с ограниченной ответственностью» {КонсультантПлюс}

Статья 89. Учреждение общества с ограниченной ответственностью и его учредительный документ

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

1. Учредители общества с ограниченной ответственностью заключают между собой договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные законом об обществах с ограниченной ответственностью условия.

Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью заключается в письменной форме.

2. Учредители общества с ограниченной ответственностью несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его учреждением и возникшим до его государственной регистрации.

Общество с ограниченной ответственностью несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения действий учредителей общества общим собранием участников общества. Размер ответственности общества по этим обязательствам учредителей общества может быть ограничен законом об обществах с ограниченной ответственностью.

3. Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав.

Устав общества с ограниченной ответственностью наряду со сведениями, указанными в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать сведения о размере уставного капитала общества, составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью сведения.

4. Порядок совершения иных действий по учреждению общества с ограниченной ответственностью определяется законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Статья 90. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью

КонсультантПлюс: примечание.

Согласно Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.

1. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости долей, приобретенных его участниками.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью.

2. Не допускается освобождение участника общества с ограниченной ответственностью от обязанности оплаты доли в уставном капитале общества.

Оплата уставного капитала общества с ограниченной ответственностью при увеличении уставного капитала путем зачета требований к обществу допускается в случаях, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 352-ФЗ)

3. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества. Последствия нарушения этой обязанности определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

4. Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

5. Уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

(абзац введен Федеральным законом от 08.07.1999 N 138-ФЗ)

6. Увеличение уставного капитала общества допускается после полной оплаты всех его долей.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

Статья 91. Управление в обществе с ограниченной ответственностью

1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.

2. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.

3. К компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;

2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;

4) решение о реорганизации или ликвидации общества;

5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Законом об обществах с ограниченной ответственностью к компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

4. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников.

Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется законом и уставом общества.

5. Опубликование обществом сведений о результатах ведения его дел (публичная отчетность) не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Статья 92. Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью

1. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.

Иные основания реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

Статья 93. Переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

1. Переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

2. Продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью, если это не запрещено уставом общества.

Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества. Порядок осуществления преимущественного права и срок, в течение которого участники общества могут воспользоваться указанным правом, определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Уставом общества также может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли участника общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества.

3. В случае, если уставом общества отчуждение доли или части доли, принадлежащих участнику общества, третьим лицам запрещено и другие участники общества отказались от их приобретения либо не получено согласие на отчуждение доли или части доли участнику общества или третьему лицу при условии, что необходимость получить такое согласие предусмотрена уставом общества, общество обязано выплатить участнику действительную стоимость доли или части доли либо выдать ему в натуре имущество, соответствующее такой стоимости.

4. Доля участника общества с ограниченной ответственностью может быть отчуждена до полной ее оплаты только в части, в которой она уже оплачена.

5. В случае приобретения доли или части доли участника самим обществом с ограниченной ответственностью оно обязано реализовать их другим участникам или третьим лицам в сроки и в порядке, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом, либо уменьшить свой уставный капитал в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 90 настоящего Кодекса.

6. Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам граждан и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества. Отказ в согласии на переход доли влечет за собой обязанность общества выплатить указанным лицам ее действительную стоимость или выдать им в натуре имущество, соответствующее такой стоимости, в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.

7. Переход доли участника общества с ограниченной ответственностью к другому лицу влечет за собой прекращение его участия в обществе.

Статья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

1. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

2. При выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества ему должна быть выплачена действительная стоимость его доли в уставном капитале общества или выдано в натуре имущество, соответствующее такой стоимости, в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.

Шаг 1. Земля

Предпосылкой создания фермерского хозяйства, в том числе семейного, является приобретение гражданином Украины или несколькими гражданами Украины, которые изъявили желание создать фермерское хозяйство, права собственности или пользование земельным участком.

Важно! В действующем законодательстве отсутствует предельный срок создания фермерского хозяйства после вступления гражданином земельного участка.

Шаг 2. Статус

Украинское законодательство предоставляет возможность создавать фермерские хозяйства исключительно физическим лицам, гражданам Украины, которые достигли 18 лет.

Фермерские хозяйства могут быть двух типов:

уже всем известные — со статусом юридического лица: (а) семейные фермерские хозяйства, где используется труд членов такого хозяйства, которыми являются исключительно члены одной семьи; (Б) фермерские хозяйства, где может использоваться труд наемных лиц, не являющихся членами фермерского хозяйства, на основании трудовых договоров.

новелла: в форме субъекта предпринимательской деятельности — физического лица — предпринимателя, без статуса юридического лица.

Шаг 3. Семья

Создать фермерское хозяйство могут родственники, члены семьи.

Создать семейное фермерское хозяйство может гражданин Украины, или граждане, являющиеся родственниками, членами семьи. В соответствии со статьей 3 (ч. 2) Семейного кодекса, семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности. То есть можно предположить, что фермерское хозяйство может создаваться и лицами, находящимися в так называемом гражданском браке. Правда, не совсем понятно, какими документами будет подтверждаться такой факт для создания фермерского хозяйства.

Создать фермерское хозяйство в форме субъекта предпринимательской деятельности — физического лица-предпринимателя без статуса юридического лица может один человек

Шаг 4. Документы

Для государственной регистрации фермерского хозяйства (как и многие, так и без статуса семейного) надо подготовить следующие документы:

заявление на регистрацию (по установленной форме);

устав;

протокол о создании и регистрации присутствующих лиц;

документ, удостоверяющий право собственности, аренды земельного участка или участков;

документ, удостоверяющий степень родства или факт принадлежности к одной семье, семьи.

Для государственной регистрации фермерского хозяйства без статуса юридического лица, будет работать в форме физического лица — предпринимателя следует подготовить следующие документы:

заявление на регистрацию (по установленной форме);

договор о создании семейного фермерского хозяйства;

протокол о создании и регистрации присутствующих лиц;

документ, удостоверяющий право собственности, аренды земельного участка или участков;

документ, удостоверяющий степень родства или факт принадлежности к одной семье, семьи.

Шаг 5. Устав

Нотариальное удостоверение устава не является обязательным. В уставе обязательно указываются:

наименование хозяйства, его местоположение, адрес;

предмет и цель деятельности;

порядок формирования имущества (складочный капитал)

органы управления;

порядок принятия ими решений;

порядок вступления в хозяйство и выхода из него;

другие положения, не противоречащие законодательству Украины.

Председателем семейного фермерского хозяйства может быть только член соответствующей семьи.

Шаг 6. Условия соглашения

Договор о создании семейного фермерского хозяйства заключается членами одной семьи в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению в письменной форме.

Условия этого соглашения должны определять:

наименование, местонахождение (адрес) хозяйства, цель и виды его деятельности;

указание, что физическое лицо — предприниматель является председателем такого хозяйства;

порядок принятия решений и координации совместной деятельности членов хозяйства;

правовой режим общего имущества членов хозяйства;

порядок покрытия расходов и распределения результатов (прибыли или убытков) деятельности хозяйства между его членами;

порядок вступления в хозяйство и выхода из него;

трудовые отношения членов хозяйства, другие положения, не противоречащие действующему законодательству.

Шаг 7. Работники

Основное ограничение семейных ферм касается привлечения работников. Семейные фермерские хозяйства могут привлекать других граждан к работе исключительно для выполнения сезонных и отдельных работ, непосредственно связанных с деятельностью хозяйства и требуют специальных знаний или навыков. Вместе с тем в абзаце четвертом части 5 статьи 1 Закона Украины «О фермерском хозяйстве» отсутствуют какие-либо оговорки о привлечении к работе на основании хозяйственных договоров юридических лиц.

Шаг 8. Дивиденды

В Законе Украины «О фермерском хозяйстве» не урегулирован вопрос выплаты дивидендов, вместе с тем такая выплата не является запрещенной. Поэтому фермерские хозяйства со статусом юридического лица могут урегулировать вопрос выплаты дивидендов в уставе. В действующем законодательстве отсутствуют требования к нижнему порогу размера складочный капитал фермерского хозяйства, впрочем для целей выплаты дивидендов желательно в Уставе указать размер такого капитала и определить доли учредителей.

Шаг 9. Регистрация

Регистрация фермерского хозяйства осуществляется в порядке, установленном законом для государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Шаг 10. Дополнительная государственная поддержка

Частью 5 статьи 9 Закона Украины «О фермерские хозяйства» устанавливается, что фермерским хозяйствам со статусом семейных фермерских предоставляется дополнительная государственная поддержка в порядке, предусмотренном Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины».

Особенность фермерских хозяйств со статусом семейных заключается в том, что им предоставляется дополнительная государственная поддержка в порядке, предусмотренном Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины». Вместе с тем пока отсутствует детальный порядок, условия получения такой государственной поддержки, как и ее содержание и объем. Это может быть вопросом времени, поскольку иное украинское законодательство «не знает» термина семейные формы, соответственно есть потребность согласовать законодательство и скорее всего должен быть специальный порядок, регулирующий основания, условия получения государственной поддержки фермерскими хозяйствами со статусом семейных.