КФХ 2018

Здравствуйте! В этой статье расскажем, как закрыть КФХ.

Сегодня вы узнаете:

  1. Как осуществляется процедура закрытия КФХ;
  2. Какие документы для этого нужны.

Возможно, это звучит банально, но процесс закрытия КФХ сложностей вообще не вызывает. О нем сегодня и расскажем в нашей статье.

Организаторы КФХ

  • Одно физлицо: в том числе гражданин другого государства, гражданин РФ;
  • Несколько участников.

Также вполне могут объединиться 2-3 семьи и организовать КФХ. Работать в таком хозяйстве граждане имеют право с 16 лет. Они могут являться членами семей участников либо сезонными работниками.

Правовые документы, регулирующие деятельность КФХ

На законодательном уровне деятельность хозяйств регламентируется федеральными законами и НК РФ. Стоит отметить, что правовые нормы, касающиеся КФХ, довольно часто пересматриваются и изменяются.

Причины прекращения деятельности КФХ

Основных и наиболее часто встречающихся несколько:

  1. Решение, вынесенное судом.
  2. КФХ – банкрот.
  3. У организатора – гражданина другого государства подошел к концу срок регистрации для проживания в РФ;
  4. Умер глава КФХ.

Отметим, что для закрытия фермерского хозяйства нужно единогласное решение всех его членов. Конечно, это не относится к первому случаю.

В случае смерти главы, хозяйство будет закрыто, если члены его семьи и другие участники хозяйства не желают продолжать деятельность.

По решению принятому судом, может быть закрыто только такое КФХ, которое является обладателем статуса юридического лица. Если же юрлицо образовано не было, то ГК РФ не содержит норм, которые посвящены закрытию КФХ.

Ликвидация КФХ в связи с банкротством

Понятно, что банкротство – это результат того, что КФХ утратило платежеспособность. По законодательству банкротом станет физлицо, то есть предприниматель, который является главой хозяйства, но фактически все КФХ будет подвергнуто процедуре банкротства.

Всю необходимую для процедуры документацию собирает глава КФХ, который указывает, что является банкротом и признает этот факт. Все члены хозяйства также в письменном виде это подтверждают.

Как закрыть КФХ: пошаговая инструкция

Процесс закрытия КФХ в 2018 году практически идентичен процедуре закрытия ИП. Чтобы закрыть хозяйство самостоятельно, вам нужно будет обратиться в ФНС. Что делать дальше, рассмотрим ниже.

Шаг 1. Пишем заявление.

Прежде всего необходимо заполнить заявление. Оно представляет собой один лист, так что заполнение не отнимет у вас много времени.

Если вы являетесь главой КФХ и подадите его в ФНС лично, удостоверять подлинность вашей подписи у нотариуса необходимости нет. В том случае, когда подает представитель, либо заявление отправляется по почте, идти к нотариусу точно придется.

Шаг 2. Платим пошлину.

Размер госпошлины в настоящее время составляет 160 рублей, а квиток об оплате не забудьте вложить в пакет с документами. Реквизиты для оплаты берите в ФНС, а оплату производите в любой банковской организации.

Шаг 3. Обращаемся в ПФР.

Наличие документа из этой структуры является желательным, но не обязательным. В конце концов, сейчас такая информация может быть предоставлена в межведомственном порядке и ваше участие не потребуется.

Шаг 4. Гасим все задолженности.

Это очень важный этап. Да, сейчас закрыть КФХ можно и при наличии долговых обязательств. Но если вы приняли решение прекратить его деятельность в полном объеме, долги погасить нужно.

Лучше сразу внести все платежи по налогам и взносам, осуществить закрытие расчетного счета. Единственное, каждый решает сам, когда он будет это делать: после закрытия КФХ либо до этого момента.

Шаг 5. Сдаем пакет документации в ФНС.

Как подать документы, зависит от вас.

Вариантов несколько:

  • Привезти лично;
  • Подать через представителя;
  • Направить ценным письмом посредством Почты России;
  • Используя специальный сервис на сайте Госуслуг.

В инспекции лицо, которым были приняты ваши документы, выдает специальную расписку, по которой затем вы получите документацию о закрытии КФХ.

Если решите формировать электронный пакет документации, все бумаги нужно отсканировать с учетом технических требований, а также заверить вашей электронной подписью либо в нотариальной конторе.

Шаг 6. Забираем документы.

Через 6 рабочих дней после того как были поданы ваши документы, в отделе ФНС вы получите лист записи ЕГРИП, в котором указано, что деятельность КФХ прекращена.

Далее, мы разъясним еще несколько очень важных моментов, по которым возникают вопросы у предпринимателей.

Снятие с учета кассового аппарата

Если таковой имеется, то нужно обратиться в специальный центр, с которым вы ранее заключали договор на обслуживание, чтобы специалисты занялись снятием фискального отчета, причем в дату, когда ККМ будут снимать с учета.

В разных регионах страны процедура снятия ККМ с учета может существенно отличаться, поэтому за всеми разъяснениями и уточнениями стоит обратиться в ФНС.

Причины отказа в принятии документов на закрытие

  • Пакет документации собран не в полном объеме;
  • Нет квитанции, подтверждающей уплату пошлины;
  • Бумаги подает посредник, а нотариального подтверждения на право таких действий у него нет.

Если будет принято решение об отказе, вас поставят об этом в известность с указанием причины.

Сроки хранения документации

После того как КФХ будет закрыто, храните всю отчетность и первичную документацию в течение 4-х лет. Ситуации могут возникнуть разные и эти документы вполне могут понадобиться.

Подводя итоги, отметим, что процедура закрытия КФХ и полного прекращения его деятельности происходит также, как прекращается деятельность физлица в качестве ИП. Главное, чтобы на это были согласны все члены хозяйства.

Также рекомендуется внести все платежи и погасить задолженности до момента закрытия, чтобы избежать возможных неприятностей в будущем.

Предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров грантов регламентируется Постановлением Правительства Рязанской области от 13.02.2013 № 28.

Начинающий фермер – крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является гражданин Российской Федерации, зарегистрированное на сельской территории Рязанской области, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев со дня его регистрации;

Грант на поддержку начинающего фермера – бюджетные ассигнования, перечисляемые из областного бюджета в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии главе крестьянского (фермерского) хозяйства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат (без учета налога на добавленную стоимость). Для получателей средств, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение (возмещение) части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость

Гранты начинающим фермерам предоставляются на конкурсной основе

Предельный размер гранта для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений не превышает 5 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, для ведения иных видов сельскохозяйственной деятельности – не превышает 3 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат

Срок использования гранта на поддержку начинающего фермера составляет не более 18 месяцев с даты его получения

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется создать новые постоянные рабочие места на сельских территориях исходя из расчета создания не менее 2 новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 млн. рублей и более, и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 млн. рублей в срок определенный Министерством, но не позднее 18 месяцев со дня получения гранта. И осуществление деятельности, на которую предоставляется грант, в течение не менее 5 лет со дня его получения

Грант на создание и развитие КФХ может быть израсходован на:

  1. на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  2. на разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений;
  3. на приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также на их регистрацию;
  4. на подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, к инженерным сетям – электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям;
  5. на приобретение сельскохозяйственных животных, в том числе птицы (за исключением свиней);
  6. на приобретение рыбопосадочного материала;
  7. на приобретение сельскохозяйственной техники и навесного оборудования, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, срок эксплуатации которых с года выпуска не превышает 3 лет, согласно перечню, установленному в соответствии с приложением № 1 к Порядку предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров;
  8. на приобретение автономных источников электро-, газо- и водоснабжения;
  9. на приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений, включая виноградники.

Дополнительную информацию по данному виду поддержки можно получить в отделе малых форм хозяйствования и с/х кооперации по телефонам:

Министерство сельского хозяйства РФ в 2018 — 2020 годах реализует целевую федеральную программу «Начинающий фермер»

Финансирование данной программы осуществляется из Федерального бюджета, она направлена на предоставление помощи для развития молодых сельских специалистов в этой области, а также для открытия ими собственного дела.

Субсидии (гранты) начинающим фермерам на покупку земли, строительство помещений, покупку сельскохозяйственной техники, оборудования, поголовья скота, кормов

Условия программы «Поддержка начинающих фермеров»

Порядок предоставления грантов и (или) единовременной помощи на государственную поддержку начинающих фермеров

(утвержден постановлением КМ РТ «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»)

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • обучение граждан, ведущих ЛПХ, фермеров, глав КФХ, клав СХПК;
  • консультации для фермеров, сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственных кооперативов, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проектов фермеров в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Получателями грантов и (или) единовременной помощи являются крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Татарстан, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.

Гранты предоставляются начинающим фермерам на следующие цели:

  • приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
  • строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре;
  • приобретение сельскохозяйственных животных;
  • приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
  • приобретение удобрений и ядохимикатов.

Условием предоставления грантов является победа в конкурсном отборе на предоставление грантов в соответствии с положением о межведомственной конкурсной комиссии по рассмотрению заявок начинающих фермеров на предоставление грантов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство, утверждаемым приказом Министерства (далее – Положение).

Для участия в конкурсном отборе главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в Министерство документы, подтверждающие соблюдение условий, установленных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 166».

Грант и (или) единовременная помощь могут быть предоставлены крестьянскому (фермерскому) хозяйству только один раз. Грант и (или) единовременная помощь имеют целевое назначение и не могут быть использованы грантополучателем на цели, не предусмотренные настоящим Порядком.

Максимальный размер гранта программы «Начинающий фермер» составляет:

  • для разведения КРС мясного или молочного направлений — не более 3 миллионов рублей,
  • при разведении других видов сельскохозяйственных животных, птиц, при развитии овощеводства (открытого и закрытого грунта, тепличных хозяйств) и выращивания плодовых и ягодных культур – не более 1,5 миллиона рублей.

Размер гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией на основании Положения, создаваемой Министерством, с учетом собственных средств начинающего фермера и его плана расходов.

Грант предоставляется на основании договора о предоставлении гранта, заключаемого между Министерством и победителем конкурса (далее ‒ Договор) в пятидневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня заключения Договора, при наличии лимитов финансирования.

В Договоре предусматриваются следующие положения:

  • целевое назначение гранта и (или) единовременной помощи;
  • размер гранта;
  • значения показателей результативности предоставления гранта;
  • обязательство по осуществлению сельскохозяйственной деятельности в течение не менее пяти лет после получения гранта;
  • порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются грант, а также отчета о достижении значений показателей результативности предоставления гранта по форме, утвержденной приказом Министерства;
  • условие о запрете приобретения главой КФХ за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий;
  • согласие КФХ на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения хозяйством условий;
  • ответственность за нарушение положений Договора.

Министерство осуществляет перечисление грантов и (или) единовременной помощи с лицевого счета, открытого в Департаменте казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, на расчетный счет грантополучателя в сроки, установленные Договором.

Грантополучатель представляет в Министерство отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант и (или) единовременная помощь, а также отчеты о достижении значений показателей результативности их предоставления по формам и в сроки, установленные Договором.

Для участия в Программе заявитель представляет следующие документы

():

1. заявку;
2. анкету;
3. не менее одного из ниже перечисленных документов:
а) копию документа об образовании заявителя, подтверждающего наличие средне — специального или высшего сельскохозяйственного образования;
б) копию документа, подтверждающего окончание заявителем курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности;
в) копию трудовой книжки, подтверждающую стаж работы заявителя в сельском хозяйстве не менее 3-х лет;
г) выписку из похозяйственной книги, заверенную органом местного самоуправления о ведении заявителем личного подсобного хозяйства за последние 3 года и реализации сельхозпродукции не менее 30 тыс. рублей в год;

Обращайтесь к нам за бизнес-планом для КФХ.
Стоимость разработки бизнес-плана определяется индивидуально.
Другие программы:
Грант семейным животноводческим фермам в 2018 году в Республике Татарстан
Еще по теме субсидий, льгот, преференций:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах и других муниципальных образованиях
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Льготные займы промышленности
Льготные кредиты малому и среднему бизнесу
Субсидирование % ставок по кредитам
Мы можем помочь вам официально получить налоговые льготы, преференции, субсидии.
Обращайтесь к нам!

4. бизнес-план по организации собственного дела;
5. выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей полученную, не более чем за три месяца до дня подачи заявки;
6. копию Свидетельства о государственной регистрации КФХ;
7. копию информационного письма об учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций (письмо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан с кодами ОКВЭД);
8. копию паспорта гражданина РФ;
9. план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на развитие КФХ;
10. банковскую выписку с расчетного счета, подтверждающую привлеченные средства в размере не менее 10% стоимости каждого наименования гранта и единовременной помощи.
11. справку о средней численности работников, подтверждающую соответствие начинающего фермера параметрам микропредприятия в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
12. соглашение о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей;
13. выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, заверенную уполномоченным органом и выданную не ранее 30 дней до дня подачи конкурсной заявки;
14. сводно-сметный расчет с приложением локально-сметного расчета и схемы объекта (при использовании гранта на строительство или реконструкцию);
15. справку из налогового органа, подтверждающую отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
16. справку территориального центра занятости населения об отсутствии оказания государственной поддержки безработным гражданам на организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности;
17. согласие на обработку персональных данных.
18. справка сельского поселения или муниципального образования факта проживания и ведения деятельности КФХ по месту регистрации и проживания
19. справку о наличии техники и оборудования, поголовья скота и птицы у главы КФХ
20. Справка заявителя о наличии производственных помещений, техники, оборудования, поголовья с/х животных
21. Паспорт технического средства, подтверждающее его владения в собственности КФХ

Требования к участникам (заявителям) Программы

Право на получение целевых бюджетных средств, в форме грантов, предоставляется начинающему фермеру — заявителю, соответствующему указанным ниже условиям:
1. Глава КФХ является гражданином РФ, осуществляющий производственную деятельность, основанную на его личном участии;
2. Срок деятельности КФХ на дату подачи заявки не превышает 24 месяца с даты регистрации;
3. КФХ зарегистрировано и осуществляет производственную деятельность на сельской территории Республики Татарстан, глава КФХ постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации КФХ и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства в течении 5 лет с даты освоения гранта;
4. Заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность (не был индивидуальным предпринимателем, учредителем или руководящим лицом хозяйственных обществ) в течение последних трех лет.
5. Заявитель ранее не являлся получателем грантов на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также единовременной помощи на бытовое обустройство.
6. Заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или входил в состав членов личного подсобного хозяйства;
7. КФХ, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
8. Заявитель имеет бизнес-план по созданию и развитию КФХ по направлению деятельности (отрасли), определенной Программой, увеличению объема реализуемой сельхозпродукции (далее — бизнес-план).
9. Заявитель представляет план расходов, с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ. В плане указывается количество, цена, сумма и источники финансирования (средства гранта, помощи, привлеченных средств).
10. Глава КФХ обязуется оплачивать за счет привлеченных средств не менее 10% стоимости каждого наименования, указанного в Плане расходов.
11. Глава КФХ обязуется использовать грант и помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта исключительно на развитие КФХ.
12. Глава КФХ обязуется создать не менее одного постоянного раб.места на каждые 1млн.руб. грантовой поддержки.
13. Заключение соглашений о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей.
14. Заявитель обязуется осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет после получения гранта.
15. Заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ — более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 560 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 7400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Знаниями надо делиться! Отправьте ссылку партнерам, единомышленникам, друзьям (может это важно для них)

Предлагаем Вам воспользоваться услугами нашей компании:

Комплекс услуг нашей компании (консультационная поддержка и сопровождение участвующих в государственных конкурсах Республики Татарстан и России):

  • Разработка бизнес-планов и ТЭО по требованиям организаторов конкурсов, банков, лизинговых компаний, Гарантийных фондов, Министерств
  • Составление любых форм конкурсной документации
  • Подготовка хозяйственных договоров, прочей документации для подготовки к подаче документов на конкурс
  • Консультирование по видам государственной поддержки (инфраструктра, программы, применимость для конкретного клиента)
  • Консультирование по оценочной (балльной) системе конкурса
  • Консультирование по требованиям к заявке и документам для конкурса
  • Описание требований к содержанию ТЭО или БП для конкурса, глубины проработки разделов ТЭО или БП для конкурса
  • Формирование реестра вложенных документов и форм, сшивка заявки, сплошная нумерация вложений
  • Информирование о статусе прохождения заявки (до получения результатов рассмотрения заявки по формальным признакам)
  • Подготовка презентации в формате PowerPoint для защиты проекта по формату и содержанию организаторов конкурса
  • Подготовка к защите, обсуждение основных моментов защиты («репетиция»)
  • Информирование о статусе прохождения конкурсной заявки (до получения результатов защиты проекта)
  • Помощь в формировании договоров на получение субсидии, поручительства, договоров с лизинговой компанией Информирование о статусе прохождения заявки (до перечисления субсидии)
  • Документооборот в процессе проведения конкурса (помощь в передаче документов)
  • Консультационное сопровождение в процессе исполнения проекта (налогообложение субсидий, бухгалтерский и налоговый учет)
  • Консультационное сопровождение в процессе исполнения проекта (промежуточная отчетность по расходованию средств субсидии или гранта)
  • Консультационное сопровождение в процессе исполнения проекта (документация, бухгалтерский учет)
  • Консультационное сопровождение по завершению проекта (отчетность по расходованию средств субсидии, гранта, отчетность об исполнении показателей бизнес-плана)

Ориентировочная стоимость услуг и сроки выполнения

Птицеводческие фермы

Страусиные фермы

Утиные фермы

Перепелиные фермы

Гусиные Фермы

Овцеводческие фермы

Кролиководческие фермы

Козеводческие фермы

Фермы мясных пород КРС

Молочные фермы

Пчеловодческие хозяйства

Рыбоводческие хозяйства

Картофельные фермы

Хозяйства плодово-ягодные

Овощные фермы (открытый грунт)

Выращивание зелени

Тепличные хозяйства любого масштаба от 1 сотки до 100 Га

Фермы грибов (вешенки)

Фермы грибов (шампиньоны)

Цеха переработки

сельхозпродукции

Принят Государственной Думой 23 мая 2003 года

Одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Имущество фермерского хозяйства

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для создания или расширения фермерского хозяйства.

2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Глава 5. Члены фермерского хозяйства

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.

4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

Глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:

1) сырья, кормов;

2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

4) семян;

5) удобрений;

6) горюче-смазочных материалов;

7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Глава 7. Объединения фермерских хозяйств

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Глава 9. Заключительные и переходные положения

Статья 23. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 года N 349-I «О введении в действие Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 461-I «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);

статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР «О Еврейской автономной области», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О государственной налоговой службе РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», «О местном самоуправлении в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «О государственной пошлине»; законы Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О товарных биржах и биржевой торговле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР «О плате за землю» и налогового законодательства России» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);

пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Опубликовано в «Российской газете» от 17 июня 2003 г., No 115 (3229).