Кем назначается арбитражный управляющий

Содержание

Назначение арбитражного управляющего

Заявление о возбуждении дела о банкротстве в арбитражный суд вправе подавать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника (п. 1 ст. 7 закона № 127-ФЗ).

Заявление, направляемое кредитором, работником (бывшим работником) должника, должно соответствовать требованиям ст. 39 закона № 127-ФЗ. В нем заявитель может на свое усмотрение указать:

  • данные конкретного управляющего:
  • или наименование и адрес СРО, из состава которой должен быть назначен управляющий.

Заявитель вправе выдвигать к кандидатуре управляющего дополнительные специфические требования (п.

3 ст.

При этом он должен быть действующим членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Есть несколько причин, которые могут успешную компанию подвести к процедуре банкротства. Часто это происходит из-за ошибок руководителя, который неверно выстроил политику управления.
В условиях современного экономического кризиса компании теряют клиентов из-за их низкой покупательской способности. Как результат, продавать продукцию в прежнем объеме не удается, и товар портится или пылится на складе, принося серьезные убытки.

Вознаграждение арбитражного управляющего

ФЗ «О банкротстве» постановил, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение и возмещение в полном объеме расходов на исполнение обязанностей по делу.

Но не совсем понятно, кто должен ходатайствовать о его назначении: на данном этапе не все кредиторы бывают осведомлены о начале процедуры банкротства, а должнику указывать на кандидатуру управленца запрещается.

В ст.59 законодательства о банкротстве предусмотрены следующие варианты назначения временного управляющего:

  • из числа кандидатур/СРО, предложенных кредиторами юридического лица;
  • из кандидатов, зарегистрированных в суде в качестве управляющих, при отсутствии предложений.

Так как все кредиторы о начале процедуры несостоятельности еще не осведомлены, подать ходатайство может любой кредитор, даже имеющий небольшие по сумме требования.

На этой стадии управляющий:

  • осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта;
  • рассматривает его отчеты о выполнении графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такового);
  • работает с кредиторами, в том числе информирует их о ходе вышеупомянутых процедур, и т. д.

Общие положения законодательства об арбитражных управляющих

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон № 127-ФЗ) предусматривает проведение банкротных процедур арбитражными управляющими. Основная задача арбитражного управляющего в деле о банкротстве — максимально соблюсти баланс интересов всех кредиторов и должника.

Арбитражный управляющий, исходя из положений закона № 127-ФЗ, должен:

  • Обладать гражданством РФ.
  • Состоять в саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих — некоммерческой организации, объединяющей арбитражных управляющих. Сведения о СРО арбитражных управляющих и их составе можно найти на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) или на ресурсе «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве».

Основанием для выполнения арбитражным управляющим своих функций является акт арбитражного суда об утверждении управляющего в соответствующей процедуре. Каждая процедура банкротства имеет свою специфику, поэтому арбитражный управляющий на каждой стадии процесса именуется по-разному.

Так:

  • процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий;
  • финансового оздоровления — административный;
  • внешнее управление проводит внешний управляющий;
  • конкурсным производством руководит конкурсный управляющий;
  • банкротство физических лиц сопровождает финансовый управляющий.

Условия, необходимые для получения статуса арбитражного управляющего

Членство в СРО является обязательным условием осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего. Необходимые для вступления в СРО требования зафиксированы в ст. 20 закона № 127-ФЗ. В соответствии с ней субъект должен иметь:

  • высшее образование;
  • опыт руководящей работы не меньше 1 года;
  • опыт работы помощником управляющего не меньше 2 лет;
  • договор обязательного страхования ответственности (минимальный размер страховой суммы — 10 млн руб.).

Претендент обязан пройти курс подготовки специалистов данного профиля и сдать экзамен. Подготовка арбитражных управляющих осуществляется по единой программе, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2009 № 517.

Одним из условий членства в СРО является оплата установленных СРО взносов, в том числе в компенсационный фонд (ч. 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ).

При этом членом СРО не сможет стать субъект:

  • подвергшийся дисквалификации за административное правонарушение или преступление;
  • имеющий непогашенную судимость за умышленное деяние.

Не сможет претендовать на членство в СРО также тот, кто был исключен из СРО арбитражных управляющих по причине нарушения нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований на протяжении 3 лет до момента подачи заявления на членство (ч. 2 ст. 20 закона № 127-ФЗ).

В качестве условий членства, наряду с вышеназванными, СРО вправе устанавливать дополнительные требования к претендентам (п. 4 ст. 20 закона № 127-ФЗ). Особые требования вправе заявлять и те лица, которые подали заявление о банкротстве (например, наличие юридического образования и т. п., см. п. 3 ст. 20.2 закона № 127-ФЗ).

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве — это субъект, осуществляющий деятельность по сопровождению процедуры банкротства. Согласно п. 1 ст. 20 закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ он обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. При этом он может работать самостоятельно, занимаясь частной практикой. В целом роль этого участника арбитражного процесса заключается в том, чтобы исполнить требования всех кредиторов и при этом максимально защитить интересы субъекта, не способного самостоятельно закрыть свои долги. Очевидно, что он должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний, позволяющим ему работать с предприятиями, находящимися в сложной финансовой ситуации.

Услуги управляющего являются платными, причем оплачивает их должник. Законодатель устанавливает определенную сумму вознаграждения, выплачиваемого управляющему (п. 3 ст. 20.6 закона 127-ФЗ), однако кредиторы должника могут самостоятельно принять решение о необходимости увеличения размера выплаты (п. 7 ст. 20.6 закона 127-ФЗ) за счет их собственных средств (п. 8 ст. 20.6 закона 127-ФЗ).

Требования, предъявляемые к арбитражному управляющему

Общие требования к управляющему приведены в п. 1 ст. 20 закона 127-ФЗ, в соответствии с которыми такой статус может получить гражданин РФ, входящий в состав одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация (СРО) — это некоммерческая организация, объединяющая субъектов определенной деятельности (в данном случае арбитражных управляющих), действующих на профессиональной основе.

Чтобы стать членом СРО, гражданин должен отвечать параметрам, установленным п. 2 ст. 20 закона 127-ФЗ:

  • наличие высшего профессионального образования;
  • наличие стажа работы на должности руководителя на протяжении не менее 1 года, а также стажа трудовой деятельности в качестве помощника арбитражного управляющего продолжительностью не менее 2 лет;
  • наличие теоретических знаний по программе обучения арбитражных управляющих, подтвержденное прохождением соответствующего тестирования;
  • отсутствие ограничений на работу на определенных должностях или на исполнение определенных обязанностей, наложенных по причине совершения преступления, а также отсутствие наказаний, выраженных в виде дисквалификации за нарушения административного законодательства;
  • отсутствие судимостей за умышленные нарушения законодательства;
  • отсутствие факта лишения лица, подающего заявление на вступление в СРО, членства в этой же или другой аналогичной организации по причине нарушения законодательства или федеральных и иных стандартов в течение трех лет до момента подачи такого документа.

Обязанности арбитражного управляющего

В соответствии с п. 2 ст. 20.3 закона 127-ФЗ управляющий обязан:

  • обеспечивать защиту имущественных интересов должника;
  • проводить анализ материального положения должника и давать оценку результатам осуществляемой им деятельности;
  • формировать реестр требований кредиторов;
  • предоставлять сведения, содержащиеся в таком реестре, лицам, предъявившим требование о созыве общего собрания кредиторов, в течение 3 дней с момента его получения;
  • при обнаружении признаков административного правонарушения или иного преступления сообщить о данном факте в органы, к компетенции которых относится рассмотрение подобных событий;
  • предоставлять собранию кредиторов сведения о соглашениях, реализация которых может стать причиной возникновения гражданской ответственности у третьих лиц;
  • обеспечить разумное и обоснованное расходование денежных средств в ходе осуществления производства;
  • анализировать обстоятельства дела о банкротстве на предмет наличия в нем признаков фиктивного или преднамеренного банкротства и при их обнаружении уведомлять о данном факте лиц, являющихся участниками производства, СРО, в состав членов которой он входит, а также собрание кредиторов;
  • привлекать к исполнению возложенных на него обязанностей аккредитованных СРО лиц в том случае, если таковое привлечение является обязательным, и пр.

Кроме того, в соответствии с п. 3 указанной статьи, управляющий обязан обеспечить сохранение конфиденциальности сведений, полученных им в ходе управления процедурой банкротства.

Порядок назначения арбитражного управляющего

Последовательность действий, выполняемых при назначении управляющего на сопровождение конкретного дела о банкротстве, определена положениями ст. 45 закона 127-ФЗ:

  • заявитель инициирует возбуждение дела о банкротстве посредством подачи в суд соответствующего заявления: в нем может быть указана кандидатура определенного управляющего или же наименование и адрес СРО, из состава которой он может быть выбран (п. 1);
  • в течение 9 дней с момента принятия заявления арбитражным судом выбранная СРО направляет в адрес арбитражного суда, заявителя и должника информацию о соответствии управляющего установленным законодателем критериям (п. 4);
  • если выбранный управляющий отвечает заданным критериям, суд утверждает предложенную кандидатуру (п. 5);
  • в том случае, если в течение 14 дней с момента получения определения, вынесенного судом, СРО не представит в суд запрашиваемую информацию о выбранном управляющем, рассмотрение дела будет отложено на 30 дней (п. 7);
  • если в течение 3 месяцев с момента, когда управляющий должен быть утвержден, его кандидатура не будет выдвинута, суд прекращает исполнение производства по полученному заявлению (п. 9).

Куда следует обращаться

Существует два варианта назначения арбитражных управляющих:

Показатели Описание
АУ назначается судом на основании списка специалистов из зарегистрированного в судебном органе СРО
Кандидатуру арбитражного управляющего предлагает инициатор банкротства непосредственно должник или его кредитор (кредиторы)

Суд может отклонить ходатайство истца и заменить предложенную кандидатуру управляющего другой кандидатурой из реестра арбитражных управляющих РФ.

В судебных документах отражается не только полное имя управляющего, но и номер его регистрации согласно реестру, а также ИНН.

Если кандидатуры арбитражного управляющего утверждена судом, он может приступать к исполнению своих должностных обязанностей согласно тому или иному этапу банкротства.

Статус и функции арбитражного управляющего на стадии наблюдения и финансового оздоровления

В зависимости от стадии процесса управляющий исполняет разные обязанности, направленные на достижение целей, поставленных перед ним на каждом конкретном этапе, и имеет разный статус, назначаемый арбитражным судом:

  1. Временный управляющий, утверждаемый для проведения процедуры наблюдения (ст. 2 закона 127-ФЗ). Одной из ключевых обязанностей управляющего на этой стадии является проведение анализа материального состояния предприятия-должника, по результатам которого определяется его платежеспособность, возможность удовлетворения предъявленных ему финансовых требований, оцениваются шансы на прекращение процедуры банкротства и восстановление нормального функционирования предприятия, а также выявляются признаки фиктивного или целенаправленного банкротства (при их наличии). Права временного управляющего определены ст. 66, а обязанности — ст. 67 закона 127-ФЗ.
  2. Административный управляющий, утверждаемый для проведения процедуры финансового оздоровления (ст. 2 закона 127-ФЗ). На этой стадии управляющий осуществляет контроль над деятельностью предприятия и корректирует ее в соответствии с разработанным планом финансового оздоровления. Кроме того, он формирует реестр требований кредиторов и контролирует сроки погашения имеющихся у предприятия задолженностей. Полный перечень прав и обязанностей, которыми управляющий обладает на данной стадии, определен положениями ст. 83 закона 127-ФЗ.

Статус и функции арбитражного управляющего на стадии внешнего управления и конкурсного производства

Если действия арбитражного управляющего в деле о банкротстве на вышеописанных стадиях не привели к его прекращению, суд выносит определение о переходе к следующему его этапу. Арбитражный управляющий при этом может выступать в качестве:

  1. Внешнего управляющего, утверждаемого для проведения процедуры внешнего управления (ст. 2 закона 127-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 94 закона 127-ФЗ он принимает на себя обязанности по управлению предприятием взамен его действующего руководителя, который отстраняется от занимаемой им должности. Права и обязанности, которыми обладает арбитражный управляющий на стадии внешнего управления, определены положениями ст. 99 закона 127-ФЗ. В частности, внешний управляющий должен разработать план внешнего управления предприятием, обеспечить ведение его финансового и бухгалтерского учета, вести реестр требований кредиторов и пр. Основной целью деятельности внешнего управляющего является восстановление платежеспособности предприятия-должника и предотвращение прекращения им деятельности по причине присвоения ему статуса банкрота.
  2. Конкурсного управляющего, утверждаемого для проведения процедуры конкурсного производства (ст. 2 закона 127-ФЗ). Круг полномочий конкурсного управляющего определен положениями п. 3 ст. 129 закона 127-ФЗ, согласно которым он может распоряжаться имуществом, принадлежащим компании-должнику, увольнять работников, работодателем которых она являлась, отказываться от исполнения ранее заключенных договоров и пр.

Арбитражный управляющий в делах о банкротстве гражданина

Особый статус арбитражный управляющий приобретает в том случае, если на него возлагается обязанность по сопровождению дела о банкротстве физического лица — в этом случае в соответствии с положениями ст. 2 закона 127-ФЗ он именуется финансовым управляющим. Права финансового управляющего определены положениями п. 7 ст. 213.9 закона 127-ФЗ, в соответствии с которыми он может:

  • подавать от имени гражданина исковые заявления о признании сделок, совершенных с нарушением законодательства, недействительными;
  • возражать против требований, заявленных кредиторами гражданина;
  • участвовать в процедуре реструктуризации долгов гражданина и защищать при этом его интересы;
  • получать доступ ко всем сведениям о банковских счетах и депозитах гражданина, выполненных им денежных переводах и о прочих движениях денежных средств;
  • требовать от гражданина предоставления полной отчетности о мероприятиях, совершенных им во исполнение плана реструктуризации задолженности, утвержденного арбитражным судом;
  • созывать собрания кредиторов гражданина.

При этом в соответствии с п. 8 ст. 213.9 закона 127-ФЗ на финансового управляющего возлагаются следующие обязанности:

  • обеспечение сохранности имущества гражданина, в отношении которого ведется процедура банкротства;
  • выполнение анализа платежеспособности и финансового положения должника;
  • проведение анализа на предмет наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • ведение реестра кредиторов должника и пр.

Итак, в зависимости от стадии, на которой находится арбитражное производство по делу о банкротстве, арбитражный управляющий может иметь разный статус и, как следствие, обладать разным кругом прав и обязанностей. В том случае, если банкротом признается гражданин, а не предприятие, статус арбитражного управляющего в деле о банкротстве не изменяется на всем его протяжении — от начала и до конца он выполняет свои обязанности в статусе финансового управляющего.

Помощник арбитражного управляющего

Помощниками арбитражных управляющих становятся те, кто в дальнейшем собирается делать карьеру по соответствующей профессии, и к ним предъявляются те же самые требования, что и к АУ.

Перед тем как стать полноценным специалистом по ведению дел о банкротстве, помощник должен побыть стажером в качестве заключительного этапа подготовки. Стажировка в суде гарантирует получение будущим профессионалом необходимых знаний и умение использовать их на практике. Прохождение практикума становится для помощника своеобразной проверкой их профпригодности для успешного и эффективного выполнения данной работы в будущем.

Стажироваться будущий арбитражный управляющий в ходе обучения профессии может от полугода до года.

Если по результатам стажировки АУ получает положительные отзывы о своей работе, то время его практикума будет засчитано и его примут в ряды саморегулируемой организации. Поэтапное освоение профессии помогает стажерам получить все необходимые знания по теории и практике деятельности арбитражным управляющим. На протяжении подготовки создаются все условия, содержащие максимум практической информации о несостоятельности, что способствует должному по качеству осуществлению будущими профессионалами их обязанностей.

Особенности унитарных предприятий

Замечание 1

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — коммерческое предприятие, которое не имеет права собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Собственником в данном случае выступает муниципальное образование (органы местного самоуправления) в рамках полномочий, установленных актами, которые определяют их статус.

Как и любое юридическое лицо или гражданин, МУП может быть расценено как несостоятельное и подвергнуться процедуре банкротства.

Определение 1

Банкротство (несостоятельность) представляет собой признанную в арбитражном суде неспособность предприятия возместить в полной мере требований кредиторов по финансовым обязательствам (банковский кредит, оплаты по договорам, расчеты по векселям, задолженность перед бюджетными и внебюджетными фондами, налоговые выплаты и сборы и др.)

Процедура банкротства унитарных предприятий имеет некоторые отличия от банкротства граждан и юридических лиц, в связи с некоторыми его особенностями:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Во-первых, учредители унитарного предприятия – не его участники.
  • Имущество унитарного предприятия находится в его хозяйственном ведении и не принадлежит ему полностью, собственниками этого имущества считаются муниципальные органы.
  • Данный тип предприятий управляется единоличным руководителем, который устанавливается собственником. Все вопросы по поводу имущества, помимо отчуждения, решаются самостоятельно руководством с отчетом перед учредителями.

Основной отличительной чертой унитарного предприятия является тот факт, что оно отвечает по своим обязательствам имуществом, собственник же несет субсидиарную ответственность в том случае, если имущества не хватит для того, что бы рассчитаться по задолженности. Унитарное предприятие отличается от обычных юридических лиц тем, что руководитель не является собственником-учредителем.

Замечание 2

Вердикт о несостоятельности принимается на основе решения собственника имущества (а именно, местной администрации), но официально постановление принимает руководитель УП.

Руководителем направляется отчет об обстоятельствах, повлекших несостоятельность, затем собственником принимается решение подать заявление в суд.

Осуществление процедуры банкротства УП

Процесс процедуры банкротства унитарного предприятия начинается с подачи конкурсными кредиторами, самим УП, местными органами государственной власти, конкурсными кредиторами, работниками предприятия судебного иска.

Выявлением признаков несостоятельности унитарного предприятия занимаются сами инициаторы процедуры банкротства. Руководитель унитарного предприятия и собственник его имущества при выявлении проблем несостоятельности, должны подать иск о банкротстве самостоятельно.

В процессе рассмотрения дел о банкротстве МУП обычно применяют данные процедуры:

  1. Наблюдение

    Данная процедура применяется по отношению к должнику с даты принятия арбитражным судом заявления о банкротстве предприятия. Этот этап проводится для того, что бы обеспечить сохранность имущества предприятия. И проанализировать его финансовое состояние. На этом же этапе составляется реестр требований кредиторов и проводится первое собрание.

  2. Финансовое оздоровление

    Этот этап проводится с целью восстановления платежеспособности должника и появления возможности погашения задолженности путем составления графика платежей.

  3. Внешнее управление

    Эта процедура банкротства применяется по отношению к МУП с целью восстановить платежеспособность, а также передать управленческие полномочия внешнему контролеру (управляющему).

  4. Конкурсное производство

    На этом этапе проводится анализ возможности соразмерного удовлетворения претензий кредиторов путем продажи имущества предприятия-должника.

  5. Заключение мирового соглашения

    Данная процедура может быть проведена на любом этапе процедуры определения несостоятельности с целью завершения процесса банкротства путем заключения соглашения должника и кредиторов.

Процедура признания лица финансово несостоятельным не может осуществляться без участия арбитражного управляющего. Он выступает связующим звеном между судом, должником и кредиторами.

Его основные задачи – помочь банкроту выйти из кризисной ситуации и полностью рассчитаться с имеющимися контрагентами. В этой статье вы сможете узнать, как и кем назначается арбитражный управляющий на должность.

Кто назначает арбитражного управляющего при банкротстве?

Арбитражный управляющий – независимое лицо, в обязанности которого входит выполнение ряда функций, связанных с определением причин банкротства предприятия или физического лица и принятием мер для восстановления его платёжеспособности, предусмотренных законом.

Иными словами, речь идёт о профессиональном осуществлении антикризисного управления.

Чтобы гражданин смог стать управляющим, он должен:

  • соответствовать требованиям, установленным российским законодательством;
  • состоять в СРО (то есть саморегулируемой организации), включённой в единый государственный реестр.

Кто назначает арбитражного управляющего? Выбрать СРО может лицо, подавшее заявление о признании должника несостоятельным, или собрание кредиторов.

Однако окончательное решение о назначении управляющего уполномочен принимать ведущий дело судья. Заявитель не способен узнать точную кандидатуру до момента вынесения судьёй своего определения.

На практике процесс признания должника несостоятельным во многом зависит от выбранного управляющего. Собрание кредиторов вправе ходатайствовать о смене должностного лица и предлагать иные кандидатуры на любом этапе процедуры.

Для этого необходима согласованность позиций членов собрания, так как им требуется собрать большинство голосов в пользу такого решения.

Как назначается арбитражный управляющий?

Процесс выбора и назначения управляющего, ответственного за осуществление определённого этапа процедуры признания должника несостоятельным, является строго регламентированным. Предложить кандидатуру способен истец – лицо, подавшее заявление в арбитражный суд с целью признания неплательщика банкротом.

Кроме этого, выбрать СРО или кандидата в управляющие может собрание кредиторов. Если его участники собрали большинство голосов, составляется соответствующий протокол и направляется вместе с ходатайством арбитражному судье.

Именно суд занимается рассмотрением кандидатур на должность управляющего. После поступления ходатайства или протокола от собрания кредиторов судья направляет запрос в нужный СРО.

В течение 9 дней организация должна предоставить подробную информацию об имеющихся кандидатурах или конкретном управляющем. После выбора и утверждения должностного лица издаётся соответствующий судебный акт.

Стоит отметить, что назначенный арбитражный управляющий не может находиться в зависимости от какой-либо из сторон дела (ни от должника, ни от его контрагентов). Функции выбранного управляющего регулируются российским законодательством, поэтому не отличаются в зависимости от той или иной СРО

Интересная статья: Составление заявления в суд о признании гражданина банкротом.

Типы арбитражных управляющих

Процесс признания должника несостоятельным состоит из четырёх этапов – наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. Для каждой процедуры может избираться управляющий определённого типа. При этом одно и то же должностное лицо вправе быть избранным для осуществления всего процесса.

В зависимости от выполняемой функции выделяют 4 типа управляющих:

  • временного (обязуется принять меры для сохранения собственности должника, выявить действительность или фиктивность банкротства и т. д.);
  • административного (занимается финансовым оздоровлением и восстановлением платёжеспособности неплательщика);
  • внешнего (в этом случае должностное лицо получает доступ к непосредственному управлению фирмой-должником);
  • конкурсного (завершает процедуру признания лица несостоятельным).

Процесс оглашения граждан банкротами осуществляется при участии финансового управляющего. В этом случае для выхода из кризиса применяются 2 основных мероприятия – реструктуризация имеющихся долгов и реализация собственности должника.

Как назначается конкурсный управляющий? Процесс выбора его кандидатуры и её одобрения судом аналогичен описанному выше.

Ранее назначенное должностное лицо может продолжать выполнение своих функций и на этапе конкурсного производства. При необходимости заинтересованная сторона вправе ходатайствовать о смене управляющего и предложить иную СРО.

Как стать арбитражным управляющим?


Как можно подать в суд на коллекторов — ?

Защита от банка и коллекторов — советы юриста.

Банк продал долг коллекторам, что делать?

Далеко не каждый гражданин способен стать ведущим дело о банкротстве управляющим. Законодательство РФ предъявляет к данным должностным лицам жёсткие требования.

Таким образом, кандидат в управляющие должен соответствовать перечисленным ниже критериям:

  • иметь российское гражданство;
  • обладать опытом работы на руководящей позиции;
  • иметь законченное высшее профессиональное образование (юридическое либо экономическое);
  • сдать соответствующий теоретический экзамен, подтверждающий окончание его подготовки к должности управляющего;
  • закончить стажировку в качестве помощника;
  • заключить договор страхования ответственности;
  • не иметь статуса банкрота;
  • быть членом СРО;
  • не иметь судимости за осуществление умышленных преступлений;
  • не быть лишённым права занимать определённые должности.

Кроме этого, кандидат не должен иметь заинтересованности в отношении потенциального банкрота или его контрагентов.

Как назначается арбитражный управляющий? 1 (20%)

Права и обязанности конкурсного управляющего

Арбитражный управляющий имеет право:

  • распоряжаться имуществом компании-банкрота;
  • увольнять персонал организации на всех уровнях;
  • отказываться от исполнения договоров, оформленных организацией, если обязательства, препятствующие восстановлению платежеспособности, отсутствуют;
  • оспаривать сделки компании;
  • аннулировать решения руководителей фирмы;
  • подавать заявление о взыскании ущерба с бывшего руководства юридического лица;
  • подавать иски о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности.

Кроме того, конкурсный управляющий может созывать собрание кредиторов, а также заключать договоры с третьими лицами для обеспечения исполнения обязанностей. За свою деятельность он получает определенное вознаграждение.

В некоторых случаях управляющий вправе отказаться от исполнения своих обязанностей. Для этого ему нужно подать исковое заявление в арбитражный суд.

Закон определяет для конкурсного управляющего ряд обязанностей. В соответствии со ст. 128 ФЗ № 127 он обязан:

  • провести инвентаризацию имущества организации-банкрота и разместить сведения об этом в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве;
  • передать в Единый реестр информацию о несостоятельности компании;
  • найти и вернуть вещи, принадлежащие фирме, которые находятся у третьих лиц;
  • уведомить персонал о предстоящем увольнении;
  • взыскать задолженность с контрагентов банкрота;
  • вести перечень требований кредиторов;
  • подготовить и сдать документы компании на хранение в архив.

Если управляющим будут выявлены административные или уголовные правонарушения, он обязан информировать об этом компетентные органы. Это касается в том числе случаев преднамеренного банкротства и нарушении порядка процедуры несостоятельности юридического лица.

Результат деятельности арбитражного управляющего

Деятельность конкурсного управляющего завершается составлением отчета. Этот документ подготавливается в результате окончания расчетов с кредиторами и прекращения судопроизводства о несостоятельности посредством заключения мирового соглашения.

В отчете отражаются следующие сведения:

  • итоги инвентаризации;
  • данные, полученные в результате оценки имущества несостоятельного юридического лица;
  • денежные поступления на счет компании за период деятельности;
  • о распродаже имущества на торгах;
  • об объеме требований к третьим лицам;
  • о мерах по выявлению и требованию имущества фирмы, находящегося в пользовании третьих лиц;
  • о реестре требований от кредиторов;
  • о закрытии расчетных счетов компании;
  • о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности и т.д.

К отчету необходимо приложить реестр требований кредиторов, а также указание на то, какие из них были удовлетворены. Кроме того, прилагаются все документы, подтверждающие информацию, изложенную в отчете.

Отчет направляется в арбитражный суд, который рассматривает дело о несостоятельности организации. После того, как отчет будет рассмотрен производство по делу будет прекращено.

Куда жаловаться на управляющего

В случае нарушения прав компании-банкрота или кредиторов, заинтересованные лица вправе жаловаться в СРО АУ или в арбитражный суд. При этом необходимо обладать юридической подкованностью и доказательной базой.

Контроль над деятельностью конкурсных управляющих является обязанностью саморегулируемой организации. Направленная жалоба может решить вопрос без привлечения судебных органов.

Ходатайство подается в дисциплинарный комитет СРО АУ.

Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо учесть следующие требования:

  • жалоба должна быть составлена от лица, которое принимает непосредственное участие в процедуре банкротства;
  • жалоба должна иметь доказательства в виде сопутствующих документов;
  • потребуется явиться на судебное заседание по рассмотрению жалобы.

Арбитражный суд также контролирует исполнение управляющим своих обязанностей. В его полномочиях отстранить назначенного специалиста от участия в деле о банкротстве.

Теперь вы знаете, кто такой конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц и какие обязанности он выполняет. Вся его деятельность строго регламентирована законодательством. Любое отклонение от правовых норм может повлечь за собой дисквалификацию с невозможностью дальнейшего ведения деятельности.

Конкурсный управляющий (внешний управляющий)

Конкурсный управляющий – это лицо, которое согласно закону РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий, осуществляет конкурсное производство.

>Задача конкурсного управляющего

Конкурсный управляющий обязан провести процедуру, направленную на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельной организации.

Конкурсные управляющие – это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Конкурсный управляющий является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие конкурсного управляющего заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Чтобы стать конкурсным управляющим, надо работать юристом, экономистом или иметь практику выполнения хозяйственных работ.

Отметим, что конкурсный управляющий имеет ненормированный график рабочего времени, работает с большим объемом информации, занимается сложной процедурой подготовки имущества банкрота к реализации.

Контроль деятельности конкурсного управляющего

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ «О банкротстве».

Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе конкурсного управляющего должна содержаться информация:

  • об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;

  • о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;

  • о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;

  • о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;

  • о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;

  • о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;

  • о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;

  • о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;

  • о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;

  • о проведенной работе конкурсного управляющего по закрытию счетов должника;

  • о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;

  • вся другая информация, содержание которой устанавливается конкурсным управляющим, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.