Казначейское обеспечение обязательств

Содержание

Государственные закупки (торги, тендеры) стали неотъемлемой частью бизнес-процессов и требуют грамотного юридического сопровождения. Требования, которые предъявляются к оформлению документов участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, становятся все жестче и предусматривают не только глубокие теоретические знания, но и серьезный практический опыт работы в контрактной системе.

Юридическое сопровождение участия в закупочных процедурах (конкурсах, аукционах, запросах предложений и т.д.) — одно из ведущих направлений работы юристов Консалтинговой Группы ЭТАЛОН.

Как победить в закупке

Подача заявки на участие в тендере – ключевой момент участия в закупке. На данной стадии участник выражает свое согласие не только на участие в конкретной процедуре, но и согласие со всеми требованиями заказчика, условиями исполнения контракта (договора), гарантирует соответствие своего товара (работ, услуг) установленным характеристикам.

После подачи заявки фактически изменить параметры поставляемого товара (выполняемых работ и услуг), условия исполнения обязательств невозможно. Исключения есть, но только в части улучшений и при условии согласия заказчика.

Важно правильно составить заявку, указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки в соответствии с требованиями заказчика.

Заказчик отклоняет заявку в следующих случаях:

  • Необходимая информация не предоставлена или она является недостоверной;
  • Предложение участника не соответствует требованиям закона или требованиям, установленным в извещении, документации;
  • Иные основания, предусмотренные для конкретного способа определения поставщика.

И на этой стадии заказчики могут действовать незаконно, не допуская участников до процедуры закупки и отклоняя заявки.

Что сделают юристы КГ ЭТАЛОН:

  • детально изучат документацию о закупке, включая техническое задание, параметры контракта,
  • выявят основания для обращения в УФАС, предоставят рекомендации,
  • оформят заявку для участия в тендере с учетом всех особенностей конкретной закупки,
  • проверят правильность заполнения предложения.

Участник самостоятельно заполняет техническую часть предложения с параметрами товара и подает документы на участие в закупке.

Результатом будет подготовка полного пакета документов для подачи заявки на участие в тендере. Главной задачей работы юриста является неотклонение заявки по формальным основаниям.

Почему сотрудникам Вашего тендерного отдела нужна помощь специализированных юристов по закупкам?

  • Загруженность тендерного отдела.
  • Постоянные изменения законодательства и правоприменительной практики.
  • Участие в нестандартной закупке (ответственность, высокая НМЦК) или у особого заказчика.
  • Закупка прописана под конкретного поставщика, но важно выиграть..

Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ включают:

  • Анализ документации о закупке, подготовка запросов о разъяснении положений документации с учетом интересов участника закупки (необоснованное объединение товаров в один лот, ограничение количества участников, требования к объекту закупки не соответствуют применимым стандартам, ошибки);
  • Проверка заявок, документов в составе заявки, оценка рисков отклонения заявки и конкретные предложения по их устранению, увеличению количества баллов при оценке;
  • Оценка обоснованности отклонения заявки, применения национального режима (в т.ч. применение преференций, поставка российского и иностранного товара);
  • Обжалование в ФАС России и региональных УФАС, арбитражном суде (положения документации о закупке, действий оператора ЭТП, действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, незаконное отклонение заявки, неверное подведение итогов закупки, запрет на предложение эквивалента, закупка по товарному знаку);
  • Сопровождение заключения, изменения контракта по итогам проведенной закупки (протоколы разногласий, невыполнение заказчиком процедуры заключения, закупка у единственного поставщика, заключение контракта при уклонении победителя закупки заключить контракт, внесение изменений в договор, односторонний отказ от исполнения);
  • Спорные вопросы обеспечения исполнения контрактов (банковские гарантии, ошибки банков, антидемпинговые меры и информация);
  • Антимонопольный комплаенс (защита от недобросовестной конкуренции, снижение антимонопольных рисков для компании);
  • Эффективные действия по заявлениям Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) (уклонение от заключения контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения, судебное решение о расторжении договора).

Сопровождение проверок ФАС России и ее территориальных органов

  • Анализ запросов антимонопольных органов о предоставлении документов и информации на предмет соответствия закону, подготовка ответов на них, разъяснение положений запрашиваемых документов, ответственности, взаимодействие с антимонопольными органами в ходе запроса (разъяснение требований, продление срока и т. д.);
  • Консультирование и представление интересов Доверителя при проведении антимонопольными органами плановых и внеплановых проверок;
  • Защита Доверителя по делам о нарушении антимонопольного законодательства, по делам об административных правонарушениях, минимизация и освобождение от ответственности.
  • Подготовка запросов в ФАС России и территориальные органы.

На какой стадии целесообразно привлекать юристов Консалтинговой Группы ЭТАЛОН?

Наиболее эффективно начинать работать с юристом до подачи заявки, когда известна закупка, есть документация, но есть сомнения:

  • как правильно оформить заявку, прописать предложение по товару;
  • закупка «заточена» под конкурента, а выиграть нужно;
  • предъявлены незаконные требования или условия участия.

На данной стадии существует больше возможностей для законного воздействия на заказчика (запросы, жалобы) изменения документации и устранения ошибок в заявке участника.

Стоимость услуг

Наименование услуги Стоимость
Подготовка заявки от 24 000 руб.
Сопровождение участия в закупках от 26 000 руб.
Подготовка запроса о разъяснении документации от 8 000 руб.
Жалоба на действия заказчика в ФАС от 43 000 руб.
Жалоба на действия оператора ЭТП в ФАС от 43 000 руб.

Окончательная стоимость услуг формируется на основании предварительного анализа Вашей ситуации и документов.

Итоги закупки и заключение контракта

Заказчик подводит итоги проведенной закупки и выбирает победителя. Об этом составляется соответствующий протокол, который публикуется на электронной площадке.

Победитель обязан подписать контракт в ограниченный срок. По итогам госзакупки участник подписывает контракт в течение пяти дней со дня публикации итогового протокола. Победитель коммерческой закупки или закупке, проводимой отдельными видами юрлиц (223-фз), обязан заключить договор с заказчиком в сроки, установленные документацией. Договор не может быть заключен ранее 10 дней или позднее 20 дней с даты итогового протокола.

Важно: Победитель вместе с подписанием контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта, если это было предусмотрено документацией. Нарушение срока заключения контракта, непредоставление банковской гарантии, ошибки при подписании контракта – основания для признания победителя уклонившимся от заключения контракта, что влечет включение в Реестр недобросовестных поставщиков.

С этой статьей читают:

Консультации юриста по закупкам 44-ФЗ, 223-ФЗ

Подкуп в тендере. Какое наказание Вас ожидает.

Оспаривание (обжалование) результатов закупок, тендеров, аукционов, конкурсов.

Подготовка жалобы в ФАС

Как не попасть в РНП

Экспертиза закупочной (тендерной) документации.

Порядок подписания контракта по итогам проведения закупки, типичные ошибки.

Об установлении форм документов, применяемых при казначейском обеспечении обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, и порядка их заполнения

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 13 марта 2019 года N 5093-У

Об установлении форм документов, применяемых при казначейском обеспечении обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, и порядка их заполнения

1. В соответствии с частью 9 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст.7531) настоящее Указание устанавливает формы документов, применяемых при казначейском обеспечении обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, и порядок их заполнения.

2. Формы применяемых при казначейском обеспечении обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов казначейского обеспечения обязательств (далее — КОО), заявления на выдачу (перевод, исполнение) КОО установлены в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению.

Форма применяемого при казначейском обеспечении обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов переведенного КОО и порядок его заполнения соответствуют форме КОО и порядку его заполнения, установленным настоящим Указанием. Форма применяемого при казначейском обеспечении обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов заявления на исполнение переведенного КОО и порядок его заполнения соответствуют форме заявления на исполнение КОО и порядку его заполнения, установленным настоящим Указанием.

3. КОО заполняется в следующем порядке.

3.1. В полях «Номер» и «Дата» должны указываться номер и дата составления КОО, обеспечивающие однозначную идентификацию КОО.

3.2. В полях «Сумма» и «Сумма прописью» должна указываться сумма КОО цифрами и прописью.

3.3. В поле «Дата окончания» должна указываться дата окончания срока действия КОО.

3.4. В разделе «Государственный контракт (контракт)» должны указываться:

в полях «Номер», «Дата» и «Предмет» — номер, дата и предмет государственного контракта, заключенного между государственным заказчиком и исполнителем, или контракта, заключенного в рамках исполнения государственного контракта между исполнителем и соисполнителем, между соисполнителями, являющегося основанием для выдачи КОО;

в поле «Идентификатор» — идентификатор государственного контракта;

в полях «Номер бюджетного обязательства», «Код объекта ФАИП» и «Код бюджетной классификации» — номер бюджетного обязательства, присвоенный территориальным органом Федерального казначейства (далее — орган Федерального казначейства) бюджетному обязательству, возникшему на основании государственного контракта, код объекта капитального строительства (объекта недвижимости), включенного в федеральную адресную инвестиционную программу (при наличии), код классификации расходов федерального бюджета в соответствии с предметом государственного контракта.

3.5. В полях «Номер» и «Дата» раздела «Связанный документ» должны указываться номер и дата КОО, по которому осуществлен перевод данного КОО.

3.6. В разделе «Заявитель» должны указываться:

в поле «Наименование» — полное или сокращенное наименование государственного заказчика (исполнителя, соисполнителя), направившего заявление на выдачу (перевод) КОО;

в поле «ИНН» — идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН) государственного заказчика (исполнителя, соисполнителя), направившего заявление на выдачу (перевод) КОО;

в поле «Счет N» — номер лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого государственному заказчику, направившему заявление на выдачу КОО, в органе Федерального казначейства, или номер банковского счета исполнителя (соисполнителя), направившего заявление на перевод КОО.

3.7. В поле «Орган Федерального казначейства» должно указываться полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства по месту открытия государственному заказчику лицевого счета получателя бюджетных средств.

3.8. В разделе «Получатель» должны указываться:

в поле «Наименование» — полное или сокращенное наименование исполнителя (соисполнителя);

в поле «ИНН» — ИНН исполнителя (соисполнителя);

в поле «КПП» — КПП (при наличии) исполнителя (соисполнителя);

в поле «Счет N» — номер банковского счета исполнителя (соисполнителя).

3.9. В разделе «Банк получателя» должны указываться:

в поле «Наименование» — наименование банка получателя;

в поле «БИК» — банковский идентификационный код (далее — БИК) банка получателя, присвоенный в соответствии с Положением Банка России от 6 июля 2017 года N 595-П «О платежной системе Банка России», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2017 года N 48458, 5 декабря 2018 года N 52892 (далее — Положение Банка России от 6 июля 2017 года N 595-П);

в поле «Счет N» — номер корреспондентского счета кредитной организации или корреспондентского субсчета филиала кредитной организации, открытого в Банке России.

3.10. В разделе «Перечень подтверждающих документов» должны указываться:

в графе «N» — порядковый номер подтверждающего документа;

в графе «Тип» — тип подтверждающего документа (товарная накладная, счет, акт, иной тип подтверждающего документа);

в графе «Справочная информация» — справочная информация о подтверждающем документе (подтверждающих документах) (при необходимости).

3.11. В разделе «Отметки банка получателя о проведенных операциях» должны указываться:

в графе «N» — порядковый номер проведенной операции по исполнению (переводу, отзыву) КОО (далее — операция);

в графе «Дата» — дата операции;

в графе «Код» — код операции («1» — исполнение, «2» — перевод, «3» — отзыв);

в графе «Номер» документа — номер распоряжения о переводе денежных средств (далее — распоряжение), которым было исполнено КОО, номер переведенного КОО, номер отозванного КОО;

в графе «Дата» документа — дата распоряжения, которым было исполнено КОО, дата переведенного КОО, дата отозванного КОО;

в графе «Сумма» документа — сумма распоряжения, которым было исполнено КОО, сумма переведенного КОО, сумма отозванного КОО;

в графе «Сумма остатка» — сумма неисполненного остатка КОО.

3.12. В разделе «Принятые подтверждающие документы» должны указываться:

в графе «N» — номер операции по исполнению, соответствующий значению графы «N» раздела «Отметки банка получателя о проведенных операциях»;

в графе «Дата» — дата представления подтверждающего документа в банк получателя;

в графе «N» подтверждающего документа — номер подтверждающего документа, соответствующий значению графы «N» раздела «Перечень подтверждающих документов»;

в графе «Номер» подтверждающего документа — номер подтверждающего документа;

в графе «Дата» подтверждающего документа — дата подтверждающего документа;

в графе «Сумма» подтверждающего документа — сумма подтверждающего документа.

3.13. В поле «Примечание» должны указываться при отзыве КОО слово «Отозван», номер и дата заявления на отзыв КОО, а также сумма неисполненного остатка КОО.

3.14. В поле «Отметки банка получателя» должна указываться дата поступления КОО в банк получателя, при воспроизведении КОО на бумажном носителе должны проставляться штамп банка получателя, подпись (подписи) уполномоченного лица (уполномоченных лиц) банка получателя.

3.15. При воспроизведении КОО на бумажном носителе, если невозможно разместить реквизиты КОО на одном листе, должна применяться многостраничная форма, в которой на каждой странице в нижней части вне мест указания значений должны указываться общее количество страниц и номер страницы, а также проставляться подпись (подписи) уполномоченного лица (уполномоченных лиц) банка.

В графы «Дата», «N» подтверждающего документа, «Номер» подтверждающего документа, «Дата» подтверждающего документа, «Сумма» подтверждающего документа раздела «Принятые подтверждающие документы» КОО должны переноситься значения из соответствующих граф заявления на исполнение КОО.

4. Заявление на выдачу (перевод, исполнение) КОО заполняется в следующем порядке.

4.2. В полях «Номер» и «Дата» должны указываться номер и дата составления заявления на выдачу (перевод, исполнение) КОО.

4.3. В полях «Сумма» и «Сумма прописью» должна указываться сумма цифрами и прописью.

4.4. В поле «Дата окончания» должна указываться дата окончания срока действия КОО.

4.5. В разделе «Государственный контракт (контракт)» должны указываться:

в полях «Номер», «Дата» и «Предмет» — номер, дата и предмет государственного контракта, заключенного между государственным заказчиком и исполнителем, или контракта, заключенного в рамках исполнения государственного контракта между исполнителем и соисполнителем, между соисполнителями, являющегося основанием для выдачи (перевода, исполнения) КОО;

в поле «Идентификатор» — идентификатор государственного контракта;

в полях «Номер бюджетного обязательства», «Код объекта ФАИП» и «Код бюджетной классификации» — номер бюджетного обязательства, присвоенный органом Федерального казначейства бюджетному обязательству, возникшему на основании государственного контракта, код объекта капитального строительства (объекта недвижимости), включенного в федеральную адресную инвестиционную программу (при наличии), код классификации расходов федерального бюджета в соответствии с предметом государственного контракта.

4.6. В полях «Номер» и «Дата» раздела «Связанный документ» в заявлении на перевод (исполнение) КОО должны указываться номер и дата КОО, по которому осуществляется перевод (исполнение).

4.7. В разделе «Заявитель» должны указываться:

в поле «Наименование» — полное или сокращенное наименование государственного заказчика (исполнителя, соисполнителя);

в поле «ИНН» — ИНН государственного заказчика (исполнителя, соисполнителя);

в поле «КПП» — КПП (при наличии) государственного заказчика (исполнителя, соисполнителя);

в поле «Счет N» — номер лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого государственному заказчику в органе Федерального казначейства, номер банковского счета исполнителя (соисполнителя).

В разделе «Заявитель» сведения о государственном заказчике должны указываться в заявлении на выдачу (исполнение) КОО, сведения об исполнителе (соисполнителе) — в заявлении на перевод КОО.

4.8. В поле «Орган Федерального казначейства» должно указываться полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства по месту открытия государственному заказчику лицевого счета получателя бюджетных средств.

4.9. В разделе «Получатель» должны указываться:

в поле «Наименование» — полное или сокращенное наименование исполнителя (соисполнителя);

4.10. В разделе «Банк получателя» должны указываться:

в поле «Наименование» — наименование банка получателя;

в поле «БИК» — БИК банка получателя, присвоенный в соответствии с Положением Банка России от 6 июля 2017 года N 595-П;

в поле «Счет N» — номер корреспондентского счета кредитной организации или корреспондентского субсчета филиала кредитной организации, открытого в Банке России.

4.11. В разделе «Перечень подтверждающих документов» должны указываться:

в графе «N» — порядковый номер подтверждающего документа;

в графе «Тип» — тип подтверждающего документа (товарная накладная, счет, акт, иной тип подтверждающего документа);

в графе «Справочная информация» — справочная информация о подтверждающем документе (подтверждающих документах).

Раздел «Перечень подтверждающих документов» подлежит заполнению в заявлении на выдачу (перевод) КОО.

4.12. В разделе «Принятые подтверждающие документы» должны указываться:

в графе «Дата» — дата представления подтверждающего документа в банк получателя;

в графе «N» подтверждающего документа — номер подтверждающего документа, соответствующий значению графы «N» раздела «Перечень подтверждающих документов» исполняемого КОО;

в графе «Номер» подтверждающего документа — номер подтверждающего документа;

в графе «Дата» подтверждающего документа — дата подтверждающего документа;

в графе «Сумма» подтверждающего документа — сумма подтверждающего документа.

Раздел «Принятые подтверждающие документы» подлежит заполнению в заявлении на исполнение КОО.

4.13. В поле «Отметки органа Федерального казначейства, банка заявителя» должна указываться дата поступления заявления на выдачу (перевод, исполнение) КОО в орган Федерального казначейства (банк заявителя).

4.14. В заявлении на выдачу КОО на бумажном носителе должны проставляться:

в поле «Подписи» — подписи руководителя или иного уполномоченного лица и главного бухгалтера или иного уполномоченного лица государственного заказчика согласно образцам, заявленным органу Федерального казначейства в Карточке образцов подписей к лицевым счетам (код формы по ведомственному классификатору форм документов 0531753), оформленной в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2016 года N 44513, 13 марта 2018 года N 50327;

в поле «Отметки органа Федерального казначейства, банка заявителя»- штамп органа Федерального казначейства, подпись (подписи) уполномоченного лица (уполномоченных лиц) органа Федерального казначейства.

4.15. В заявлении на перевод КОО на бумажном носителе должны проставляться:

в поле «М.П.» — оттиск печати (при наличии) согласно заявленному банку заявителя образцу в Карточке с образцами подписей и оттиска печати (код формы 0401026 по Общероссийскому классификатору управленческой документации ОК 011-93) (далее — карточка), при отсутствии карточки — оттиск печати (при наличии) заявителя;

в поле «Подписи» — подпись (подписи) уполномоченного лица (уполномоченных лиц) заявителя согласно заявленным банку заявителя образцам в карточке, при отсутствии карточки — подпись (подписи) уполномоченного лица (уполномоченных лиц) заявителя;

в поле «Отметки органа Федерального казначейства, банка заявителя» — штамп банка заявителя, подпись (подписи) уполномоченного лица (уполномоченных лиц) банка заявителя.

4.16. При составлении или воспроизведении заявления на выдачу (перевод, исполнение) КОО на бумажном носителе, если невозможно разместить реквизиты заявления на выдачу (перевод, исполнение) КОО на одном листе, должна применяться многостраничная форма, в которой на каждой странице в нижней части вне мест указания значений должны указываться общее количество страниц и номер страницы, а также проставляться подпись (подписи) уполномоченного лица (уполномоченных лиц) государственного заказчика (исполнителя, соисполнителя), банка.

4.17. В поля разделов «Получатель», «Банк получателя», поле «Орган Федерального казначейства» заявления на исполнение КОО должны переноситься значения из соответствующих полей КОО.

5. В формах, установленных в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, при указании дат должен использоваться формат ДД.ММ.ГГГГ, где ДД — день месяца, ММ — номер месяца, ГГГГ — номер года, при указании сумм цифрами рубли должны отделяться от копеек знаком «-» (тире), суммы прописью должны указываться с начала строки с заглавной буквы, при этом слово «рубль» в соответствующих числе и падеже не должно сокращаться, копейки должны указываться цифрами, слово «копейка» в соответствующих числе и падеже не должно сокращаться.

6. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Председатель

Центрального банка

Российской Федерации

Э.С.Набиуллина

СОГЛАСОВАНО

Руководитель Федерального казначейства

_____________Р.Е.Артюхин

«___»____________2019 года

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

4 апреля 2019 года,

регистрационный N 54271

Приложение 1. Казначейское обеспечение обязательств

Приложение 1

к Указанию Банка России

от 13 марта 2019 года N 5093-У

«Об установлении форм документов,

применяемых при казначейском

обеспечении обязательств при

банковском сопровождении

государственных контрактов,

и порядка их заполнения»

(форма)

КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Приложение 2. Заявление на выдачу (перевод, исполнение) казначейского обеспечения обязательств

Приложение 2

к Указанию Банка России

от 13 марта 2019 года N 5093-У

«Об установлении форм документов,

применяемых при казначейском

обеспечении обязательств при

банковском сопровождении

государственных контрактов,

и порядка их заполнения»

(форма)

ЗАЯВЛЕНИЕ НА ВЫДАЧУ (ПЕРЕВОД, ИСПОЛНЕНИЕ) КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальный сайт Банка России

При включении сведений в реестр контрактов заказчикам нужно вносить информацию о стране происхождения товара. Правило действует в соответствии с изменениями положений постановления Правительства РФ № 108, говорится на сайте госзакупок.

Сведения об указании заказчиками информации о стране происхождения товара, а также порядок проверки такой информации территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований при включении в реестр контрактов доведен в письме Казначейства № 14-00-08/26496.

При закупках с установлением запретов и ограничений, предусмотренных ст. 14 44-ФЗ, с 1 января 2020 г. заказчикам необходимо вносить в сведения о заключенном контракте информацию о стране происхождения товаров.

Проверять такую информацию на соответствие условиям контракта будут территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ и муниципальные образования перед включением в реестр контрактов с 1 января 2020 г.

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Авансирование в госзакупках — это перечисление денег поставщику до начала исполнения обязательств по контракту. Законодательство о контрактной системе регулирует этот процесс. Ограничения установлены для размера аванса, а в некоторых закупках вовсе нельзя установить предоплату.

Как Гражданский кодекс регулирует вопрос об авансе

Предоплата по госконтракту может быть полной или частичной (статьи 487, 711, 781 Гражданского кодекса).

Полная предоплата предполагает выплату 100 % стоимости товаров до начала исполнения. А частичная предусматривает, что часть денег будет выплачена до начала выполнения обязательств, а остаток — по факту выполнения обязательств.

Как 44-ФЗ регулирует авансирование

Закон о контрактной системе не предусматривает особенных норм для авансирования. Авансирование по 44-ФЗ в 2020 году — это право, а не обязанность госзаказчика. Он сам определяет, установить предоплату или нет. Учитывается целесообразность для объекта закупки, а также бюджетные ограничения.

Размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) зависит от размера аванса. Его нужно увеличить до суммы предоплаты, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения оказался меньше размера аванса, который установил заказчик. Это правило прописано в ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Обратим внимание на связь антидемпинговых мер и размера аванса. Если увеличенный в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта меньше авансирования, то нужно установить размер обеспечения, равный размеру аванса. Это прописано в ч. 1 ст. 37 44-ФЗ.

Преимущества и недостатки

Когда заказчик решает проводить тендеры с авансированием, это имеет для него как положительные, так и отрицательные моменты.

Преимущества Недостатки

Возможность предварительно заказать нужную продукцию

Закупить расходные материалы

Привлечь к исполнению желаемого субподрядчика

Риск потерять договор. Есть недобросовестные поставщики, которые, получив аванс, не выполняют обязательства

Какие ограничения есть для аванса

Для организаций-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие Постановлением Правительства от 09.12.2017 № 1496 (так называемое Положение об исполнении бюджета). В нем прописаны основания для авансирования в бюджетных учреждениях в 2020 году:

  • не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета);
  • от 30 до 80 % от НМЦК — на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции. В этом случае контракт (кроме контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению) должен предусматривать условие о казначейском сопровождении авансовых платежей. А Минпромторг должен подтвердить в заключении, что контракт отвечает целям импортозамещения;
  • от 30 до 90 % от НМЦК (за исключением госконтрактов, которые указаны в предыдущем пункте) при включении в них, а также в контракты (договоры), которые заключаются в рамках их исполнения, условия о казначейском сопровождении авансовых платежей;
  • до 100 % от НМЦК — в контрактах на оказание услуг связи, приобретение авиабилетов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • от 30 до 70 % от НМЦК свыше 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. В контракте нужно прописать условие о том, что последующее авансирование производится после подтверждения поставки товаров в объеме первого аванса. Такое подтверждение осуществляется в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств в рамках Приказа Минфина № 213н от 17.11.2016.

При согласовании выплаты аванса заказчик предусматривает условие о том, что размер последующей оплаты по контракту не должен превышать:

  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров и общей суммой выплаченного ранее аванса (для госконтракта, который не содержит этапы исполнения или выполнение этапов проводится последовательно);
  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров и суммой, рассчитанной в порядке, который указан в абз. 1 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета (для госконтракта, содержащего этапы исполнения, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

Когда аванс нельзя устанавливать

Для организаций — получателей средств федерального бюджета условия авансирования не предусмотрены при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (Распоряжение Правительства от 16.01.2018 № 21-р). В перечень входят:

  • одеяла, ковры;
  • юбки, халаты, блузки;
  • средства моющие и стиральные;
  • автомобили;
  • некоторые услуги;
  • другое.

ВАЖНО!

Если предметом контракта является товар, работы или услуги (ТРУ) из Распоряжения № 21-р, а также не включенные в этот перечень ТРУ, то аванс нельзя установить (п. 20 Положения об исполнении бюджета).

Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров или госконтрактов, которые указаны в п. «а» и «б» п. 18, предусматривающих отдельные этапы и оплату, не включают в такие контракты условие о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения договора или госконтракта, если иное не установлено в Положении или другом акте Правительства (п. 19 Положения об исполнении бюджета).

Скачать Распоряжение Правительства № 21-р от 16.01.2018

Ответственность

Если заказчик решил, что будет оплачивать с авансированием, то ему придется прописать такой порядок выплат в проекте контракта. Это закреплено в ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. Указано, что нужно определить конкретный размер аванса и срок его выплаты.

Если отсутствуют условия авансирования, это признается административным правонарушением по ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП. За утверждение документации с нарушениями требований контрактного законодательства предусмотрен штраф в размере 3000 рублей.

Более серьезное наказание грозит тем, кто прописал аванс в контракте и не выплатил его. Такие действия квалифицируются по ст. 7.32.5 КоАП. За первое нарушением оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. При повторном нарушении дисквалифицируют на срок от года до двух.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Если условия об авансе, которые прописаны в госконтракте, заключенном до 01.01.2018, не соответствуют ограничениям, которые установлены в Положении об исполнении бюджета, то это не препятствует территориальным органам Казначейства учесть и оплатить деньги по условиями контракта. Письмо Казначейства № 07-04-05/03-8097 от 26.04.2018