Категории педагога психолога

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу
Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель
2. Должности иных педагогических работников
Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
II. Должности руководителей образовательных организаций
1. Должности руководителей
Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент
2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)
Примечания:
1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
3. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.
4. Должность «тьютор» предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.
5. Должность «президент» предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.
6. Должности «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры» и «заместитель начальника кафедры» предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам. И все же педагогическое образование для учителей обязательно. По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Сколько учителей имеют диплом?

По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.

За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2018 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.

По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.

Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?

По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».

По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.

Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.

Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.

По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.

При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.

Что думают родители?

Родители (особенно вдали от Москвы и других крупных городов) с пониманием относятся к трудоустройству учителей без педагогического образования. Существует и другая категория родителей, требующих наличия специального образования и диплома. Например, в одной школе в Чите работает математик без педагогического образования. Часть родителей хотят сменить учителя, они обратились к юристу с вопросом, законны ли их требования, и получили ответ: «Да, родители вправе обратиться с соответствующим заявлением к директору школы либо в управление образования, чтобы разобрались. Из любой ситуации всегда можно найти выход». По закону, как отвечает юрисконсульт, «этот гражданин вообще не имеет права работать в школе, он не соответствует требованиям, предъявляемым к должности учителя математики». Можно поступить и таким образом, однако в реальности у детей (особенно в глубинке) будут отсутствовать уроки по математике.

Иногда от родителей поступают жалобы такого рода: «Какие меры должен предпринять прокурор, если в школе работают учителя, не имеющие педагогического образования и совершившие поступки, несовместимые с педагогической деятельностью?». Примечательно то, что из органов прокуратуры приходят ответы: «Максимум, что может сделать, это внести представление в отдел образования администрации района либо области об устранении препятствий в нарушении закона», «Если выявлены нарушения при проведении проверки, то прокурор может принять меры прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений». При этом акцент на факте «учителя без педагогического образования» особенно не ставится. Впрочем, если поступки, несовместимые с педагогической деятельностью, совершит учитель, имеющий педагогическое образование, он также не останется безнаказанным. Понятно, что в таких случаях обсуждается вовсе не наличие педагогического образования у школьных учителей.

Профстандарт педагога

В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.

Что говорят юристы?

Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:

  1. Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст. 195.1, 195.3 ТК РФ). Дистанционная подготовка здесь не поможет.
  2. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Если его диплом соответствует этим квалификациям, то он может работать педагогом.
  3. Имеет право работать. Согласно ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации, которые в настоящее время можно просто купить. И вот вы уже педагог. В России без педагогического образования работают тысячи, если не десятки тысяч людей. В нашем городе, например, их по меньшей мере 300 человек».

В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.

Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.

Аттестация педагога-психолога: Как получить категорию психологу. Аттестация психологов.

Категории педагогов-психологов

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда

(приведены в соответствии с Приказом Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 622/1646 от 14.12.95 об изменении и дополнении к Приказу Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 463/1268 от 31.08 95):

7 разряд – среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология” без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология” без предъявления требований к стажу работы или среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология’ и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет;

9 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 6 лет;

10 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образования с дополнительной специальностью «Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 6 лет;

11 разряд –

  • высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 6 до 10 лет;

12 разряд (II квалификационная категория) –

  • высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 10 лет;
  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу;
  • владеть современными психологическими методиками и иметь сертификаты на право их использования;
  • уметь выделять приоритеты в конкретной психологической работе с детьми и подростками на уровне данного образовательного учреждения;
  • самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке новых технологий психолого-педагогической работы с детьми и подростками;
  • руководить или участвовать в работе методического семинара по освоению передового психолого-педагогического опыта в образовательном учреждении;
  • а также иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности «Практическая психология”, и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 2 лет;

13 разряд (педагог-психолог 1 категории):

должен отвечать требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу II квалификационной категории:

  • выполнять различные виды психологической работы с различными группами детей и подростков;
  • постоянно обогащать свой методический арсенал с получением соответствующих сертификатов на право использования новых методик;
  • руководить работой научно-практических семинаров по освоению передового психолого-педагогического опыта в районе, городе, области, крае, республике;
  • самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке новых психолого-педагогических программ по работе с детьми и подростками;
  • а также иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности «Практическая психология” и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 3 лет;

14 разряд (педагог-психолог высшей категории):

должен отвечать требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу 1 квалификационной категории:

  • владеть методами научно-исследовательской, экспериментальной работы и применять их в практической деятельности;
  • разрабатывать оригинальные методы и программы психолого-педагогической работы с детьми и подростками;
  • выполнять сложные и особо ответственные виды психолого-педагогических услуг работникам образовательного учреждения, детям и подросткам, их родителям или лицам, их заменяющим;
  • иметь публикации по проблемам психологии детей и подростков;
  • а также иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности «Практическая психология”,
  • стаж работы в должности педагога-психолога не менее 5 лет;
  • ученую степень кандидата или доктора психологических наук и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 3 лет.

Источник: Вестник образования. 1995г. № 11

Определение разряда оплаты труда педагога-психолога образовательного учреждения

С 1 декабря 1992 г. оплата труда работников образовательных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки, введенной постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».

Критерием при установлении разрядов оплаты труда педагогов-психологов образовательных учреждений является их квалификация.

Критерием для определения уровня квалификации является образование и стаж педагогической работы или наличие квалификационной категории, присваиваемой по результатам аттестации.

В требованиях к квалификации педагогических работников при установлении им отдельных разрядов оплаты труда непосредственно предусмотрены требования к уровню образования, в частности к педагогам – психологам предъявляются требования о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического с дополнительной специальностью «Психология».

Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает специалисту право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Стаж по специальности отличается от общего трудового стажа.

Общий трудовой стаж – это время любой работы в любой должности.

Психологический стаж или педагогический стаж – это специальный стаж, определяемый для установления разрядов оплаты труда педагогов-психологов.

В связи с тем, что специалист работает на должности педагог-психолог, ему может зачитываться педагогический стаж (например, работа по специальности воспитатель или учитель, или педагог дополнительного образования) независимо от того, когда он приступил к выполнению должностных обязанностей психолога. В стаж педагогической работы включается также время работы в качестве учителей-дефектологов, логопедов, воспитателей в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения для взрослых.

За время своей трудовой деятельности специалист может выполнять разную работу, например, быть служащим в различных организациях, которая ему может учитываться в общий трудовой стаж, но при определении разряда оплаты труда по ЕТС учитываться не будет.

Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка.

Стаж работы по специальности, не подтвержденный записями в трудовой книжке, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений. Справки должны содержать данные о том, с какого и по какое время, в каком учреждении и на каких должностях работал специалист, указана дата выдачи.

Определение размера оплаты труда может также зависеть от квалификационной категории, присвоенной педагогу-психологу по результатам прохождения аттестации.

Квалификационные категории могут быть трех видов:

  1. вторая квалификационная категория соответствует 12 разряду оплаты труда в соответствии с ЕТС. Присваивается аттестационной комиссией образовательного учреждения по итогам аттестационной процедуры. На данную категорию педагог-психолог может аттестоваться только через год работы в образовательном учреждении;
  2. первая квалификационная категория соответствует 13 разряду оплаты труда в соответствии с ЕТС. Присваивается аттестационной комиссией учебного округа, на территории которого находится образовательное учреждение;
  3. высшая квалификационная категория соответствует 14 разряду оплаты труда в соответствии с ЕТС. Присваивается аттестационной комиссией городской службы лицензирования, аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров.
    (адрес городской службы: г. Москва, ул. Б. Декабрьская, д.9)

После присвоение педагогу-психологу той или иной квалификационной категории необходимо, чтобы руководитель образовательного учреждения сделал соответствующую запись в трудовой книжке: «Присвоена первая квалификационная категория по должности «Педагог-психолог»» с указанием приказа, его даты и номера. Это очень важная запись, так как где бы потом не работал педагог-психолог квалификационная категория будет действительна в любом образовательном учреждении России. Срок действия квалификационной категории 5 лет, после чего необходимо подтверждение данной категории.

Однако, действие категории в необходимых случаях может быть продлено по следующим основаниям в индивидуальном порядке на один год после выхода на работу по окончании:

  • отпуска по уходу за ребенком до исполнения им 3 лет;
  • длительной нетрудоспособности;
  • длительной командировки для работы по специальности в образовательных учреждениях за рубежом;
  • отпуска до одного года в соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании»;
  • периода, связанного с увольнением по ликвидации образовательного учреждения или уходом на пенсию.

По истечению сроков по всем перечисленным для сохранения квалификационной категории основаниям педагогическим работникам, не пожелавшим пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, устанавливаются разряды оплаты труда, соответствующие их образованию и стажу педагогической работы.

Метки: аттестация

НАУКА Научно-практические конференции
Локальный этический комитет Аттестация
Научное сотрудничество Объявления

Об аттестации детских психиатров, психотерапевтов, клинических (медицинских) психологов, логопедов


На базе ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы» на протяжении 16 лет работает экспертная группа по аттестации врачей по специальности «Психиатрия», «Психотерапия», «Клиническая медицинская психология» (детская) и «Логопедия».

С какой целью проводится аттестация

Основная цель аттестации — стимулировать рост квалификации специалиста, повышая персональную ответственность за выполнение профессиональных и должностных обязанностей.
Задачами аттестации врачей, медицинских психологов и логопедов является не только обеспечение дифференциации уровня оплаты труда, но и стимулирование целенаправленного личностного профессионального роста, повышение эффективности и качества труда.
Решению перечисленных задач подчинена работа экспертной группы по аттестации детских психиатров, психотерапевтов, клинических (медицинских) психологов и логопедов, работающих в учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.

Состав экспертной группы

Впервые экспертная группа была организована в 1998 году. В нее входят ведущие специалисты в области психического здоровья детей и подростков.

    В настоящее время в состав специализированной экспертной группы входят:

  • председатель — руководитель отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» МЗ России, главный внештатный детский специалист психиатр Департамента здравоохранения города Москвы, д.м.н. Портнова А.А.;
  • заместитель председателя — директор ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» , к.м.н. Бебчук М.А. ;
  • секретарь — заместитель главного врача по психолого-педагогической работе ГБУЗ «ЦПРиН ДЗМ» Серебровская О.В.;
  • члены экспертной группы:
    • заместитель директора по клинико-экспертной работе ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» Клименко Л.Д.;
    • заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ России, д.м.н. Шевченко Ю.С.;
    • президент ГБУЗ «ЦПРиН ДЗМ» Фукалов Ю.А.;
    • доцент кафедры детской и подростковой психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ России, к.м.н. Данилова Л.Ю.;
    • врач-психиатр детский ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ», к.м.н. Лазарева И.И.;
    • руководитель лаборатории психологии детей и подростков ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» МЗ России, д.пс.н. Дозорцева Е.Г.;

Высокая квалификация и компетентность членов экспертной группы позволяет организовать процесс таким образом, чтобы при оценке работы каждого специалиста были обеспечены независимость и объективность экспертных оценок, а также открытость квалификационных процедур.

Каким образом проводится аттестация

Получение квалификационных категорий детскими психиатрами, психотерапевтами, клиническими (медицинскими) психологами и логопедами осуществляется на основании проверки их профессиональных знаний и навыков.

Очень важно понимать, что при аттестации происходит не сравнение сотрудников между собой, а сопоставление «сотрудник — стандарт работы». Экспертами учитываются творческое отношение специалиста к профессиональной деятельности, открытость инновациям, готовность внедрять в работу новые технологии оказания врачебной и психологической помощи.

Что представляет собой аттестационная процедура

Аттестация представляет собой процедуру формализованной (но не формальной!) оценки соответствия деятельности конкретного специалиста стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Оценка аккумулирует результаты работы за конкретный период.

Процесс получения квалификационных категорий включает в себя несколько этапов, важнейшими из которых являются:

  1. Рассмотрение документов, представленных специалистом;
  2. Оценка соответствия профессиональных знаний и навыков специалиста требованиям, предъявляемым к соответствующим категориям, на основе представленной претендентом документации и отчета;
  3. Теоретический экзамен (тестовый контроль знаний) по специальности;
  4. Очное собеседование.

Следует подчеркнуть, что содержательный анализ работы аттестуемого предполагает не только оценку умения продемонстрировать свои профессиональные возможности, но и выявление его способности решать профессиональные проблемы в сотрудничестве со специалистами смежных областей, а также анализировать и обобщать опыт проделанной работы.

Отчет специалиста, содержащий анализ профессиональной деятельности за последние три года, должен не только включать описание выполненных работ, но также содержать выводы о собственной профессиональной деятельности, данные о рационализаторских предложениях, патентах, публикациях, сделанных докладах, об участии в работе научного общества и профессиональной ассоциации

Тестирование (теоретический экзамен) предусматривает выбор варианта ответа на вопросы, соответствующие уровню требований к теоретической подготовке специалиста, и признается пройденным при условии не менее 70% правильных ответов на тестовые задания. Собеседование проводится при условии успешного прохождения тестового контроля знаний и представляет собой опрос специалиста членами экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам, соответствующим специальности, заявленной в квалификационной документации.

Какие решения принимает экcпертная группа

Экспертная группа аттестационной комиссии на заседании принимает одно из перечисленных решений:

  • присвоить квалификационную категорию;
  • подтвердить присвоенную ранее квалифицированную категорию;
  • снять квалификационную категорию с присвоением более низкой;
  • лишить квалификационной категории;
  • перенести сроки аттестации;
  • отказать в присвоении квалификационной категории.

Решение принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании является решающим.

Как присваиваются квалификационные категории

Аттестация проводится аттестационными комиссиями раз в 5 лет по 3 квалификационным категориям: второй, первой и высшей. Как правило, реализуется принцип последовательного присвоения квалификационных категорий (вторая — первая — высшая).

Квалификационные категории присваиваются специалистам, имеющим уровень теоретической подготовки и практических навыков, соответствующих квалификационным характеристикам специалистов, и стаж работы по специальности не менее трёх лет (вторая категория); не менее пяти лет (первая категория); не менее семи лет (высшая категория).

Специалист может получить квалификационную категорию как по основной, так и по совмещаемой специальности.

Документы, необходимые для прохождения аттестации

Для оформления аттестационного листа специалист представляет в аттестационную комиссию паспорт, диплом о высшем профессиональном образовании, диплом о дополнительном образовании (профессиональной переподготовке), документы о прохождении курсов (циклов) повышения квалификации, трудовую книжку, заверенную копию титульного листа Устава учреждения.

Среди документов, которые представляются в аттестационную комиссию, особую роль играет отчёт о профессиональной деятельности врача, психолога или логопеда, заверенный руководителем организации. Отчёт, написанный в свободной форме, содержит анализ профессиональной деятельности за последние три года работы, достоверные данные в описании выполненных работ, выводы специалиста о своей работе, предложения по улучшению организации оказания и качества медицинской помощи. Аналитический отчёт должен раскрывать основные проблемы, по которым обращались к специалисту в соответствующее подразделение, а также обеспеченность их решения научными, методическими средствами. Имеющиеся публикации представляются в виде копий. Нередко специалисты прилагают к отчёту авторские программы и научно-практические материалы.

По результатам рассмотрения документации председатель экспертной группы определяет членов экспертной группы для рецензирования отчёта о профессиональной деятельности специалиста.

Документы подаются секретарю экспертной группы не позднее 4-х месяцев до окончания действия имеющейся квалификационной категории. Подача документов осуществляется специалистом лично секретарю экспертной группы по адресу: ул. Николоямская, дом 20; ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ», 5 корпус, каб 211.

Итоги 16-летней работы

За шестнадцать лет работы экспертной группой проведено 580 аттестационных процедур. С 2007 года экспертная группа осуществляет аттестацию не только детских психиатров и психотерапевтов, но и клинических (медицинских) психологов. За годы работы высшая квалификационная категория была присвоена или подтверждена 350 раз, первая — 176 раз, вторая — 53 раза. Отмечается тенденция к существенному увеличению доли клинических (медицинских) психологов, проходящих аттестацию, за счет повышения роли медицинского психолога в диагностическом и психореабилитационном процессе.

Контакты

По вопросам, связанным с аттестацией врачей детских психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов, логопедов, работающих в учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, можно обращаться к секретарю экспертной группы — Серебровской Ольге Вячеславовне.

Приём документов психологов и логопедов
Адрес ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ»: ул. Николоямская, дом 20, 5 корпус, каб 211. Телефоны: 8(495)915-07-84; 8(910)414-14-32;
Серебровская Ольга Вячеславовна

Как пройти аттестацию?
Аттестационное тестирование специалиста проходит по адресу: г. Москва ул. Николоямская д.33 стр. 1 (м. Таганская кольцевая) – Медицинский колледж № 7 ДЗМ.
Запись на аттестационное тестирование осуществляется:
— по телефонам с 9.00 до 17.00 ВТ, СР, ПТ: 8 (495) 339-43-44, 8 (910) 081-97-22;
— при личном обращении с 9.00 до 16.00 СР по адресу: г. Москва, ул. Николоямская д.33 стр. 1.
Перечень документов (оригиналы), необходимых для прохождения аттестационного тестирования:
1. Паспорт гражданина РФ;
2. Удостоверение о присвоении квалификационной категории (для специалистов, подтверждающих квалификационную категорию);
3. Действующий сертификат специалиста, соответствующий получаемой или подтверждаемой квалификационной категории;
4. Свидетельство или удостоверение о прохождении повышения квалификации за последние 5 лет, но не ранее даты присвоения имеющейся квалификационной категории;
5. Справка с места работы (справка действительна 2 недели);
6. В случае смены фамилии, имени, отчества – подтверждающий документ.Скачать Аттестационный лист
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 апреля 2013 г. № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Аттестация была и остается серьезным испытанием для школьных практиков. В то же время она открывает возможности для профессионального роста и дает надежду хотя бы на минимальную прибавку к зарплате. Поэтому тема аттестации является для всех нас очень важной. Но по отношению к оценке работы школьного психолога сама процедура и критерии, используемые в ходе аттестации, до сих пор неясны и вызывают множество вопросов.
Публикуемый проект Положения «Методические рекомендации по аттестации педагогов-психологов» разработан лабораторией психологической службы и аттестации кадров педагогов-психологов Московского городского психолого-педагогического института под руководством заведующей лабораторией, действительного члена РАО И.В. Дубровиной.
Просим вас внимательно ознакомиться с данными рекомендациями и высказать свое мнение относительно этого документа: устраивает он вас или не устраивает? Возникают ли у вас какие-нибудь вопросы в связи с выдвигаемыми в Положении критериями оценки работы психолога и процедурой аттестации?
С чем вы принципиально не согласны?
Ваши отзывы и замечания просим присылать на адрес редакции. Они будут опубликованы и переданы в лабораторию МГППУ для анализа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ВЫСШУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ

ТРЕБОВАНИЯ К ЧЛЕНАМ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ

Эксперты должны иметь высшее психологическое образование и опыт работы в сфере практической психологии не менее 5 лет.
Для экспертов должна быть организована подготовка по технологиям экспертизы.
В процессе проведения экспертизы полностью исключаются высказывания, действия эксперта, ведущие к унижению личного и профессионального достоинства специалиста, дискредитации психолога в глазах администрации образовательного учреждения, учителей, родителей. В состав комиссии могут быть включены:
– психологи, работающие в научно-исследовательских институтах и вузах, имеющие ученую степень кандидата/доктора психологических наук и опыт работы в области практической психологии образования не менее 5 лет;
– педагоги-психологи, имеющие высшую квалификационную категорию.

ПРОЦЕДУРА АТТЕСТАЦИИ

Процедура аттестации педагога-психолога на высшую категорию предполагает прохождение двух обязательных этапов:
• Анализ представленных документов (Приложение 1).
• Посещение экспертной комиссией рабочего места аттестуемого.
Сроки посещения согласуются с аттестуемым и с администрацией образовательного учреждения.
Посещение рабочего места претендента должно осуществляться не менее чем двумя членами экспертной комиссии.
Ознакомление с работой педагога-психолога на рабочем месте проходит по следующему плану:

I. Анализ документации

Аттестуемый обязан представить следующие материалы:
1. Годовой план работы. Заверяется администрацией образовательного учреждения или подразделения службы.

С кем проводится работа Вид работы Даты проведения Ответственный Примечания
C C C C C
C C C C CC
C C C C C

2. Журнал учета проведенной работы

Дата, часы работы По чьей инициативе проведена работа Участники Примечания
C C C C C
C C C C C

3. График работы на неделю

День недели Часы Вид деятельности Примечания
C C CC C
C C C C

4. Используемые в работе программы и методики психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.Характеристика программ и методов дается в свободной форме и включает в себя:
• цели и направления программы;
• адресата;
• авторство;
• краткое содержание.

5. Аналитический отчет о проведенной работе за год
Пишется в свободной форме, включает:
• количественные данные о проведенной в течение года работе;
• качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу, в соответствующее подразделение психологической службы;
• обеспеченность их решения научными, методическими средствами;
• основные проблемы и трудности в работе;
• перспективные направления работы.
Материалы, заверенные администрацией образовательного учреждения или учреждения службы, представляются за последние три года.

6. Авторские программы и другие материалы (по желанию аттестуемого)

7. Нормативно-правовая документация
Службы:
– Должностные (функциональные) обязанности;
– Положение о Службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы;
– Закон «Об образовании»;
– Конвенция о правах ребенка;
– Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
– Инструктивное письмо Министерства образования «О распределении рабочего времени педагога-психолога»;
– Инструктивное письмо Департамента образования города Москвы «О введении документации педагога-психолога».

8. Наличие методической и дидактической литературы для работы
План и программы педагога-психолога должны быть связаны с программой работы образовательного учреждения.

II. Форма квалификационного испытания:

1. Открытое занятие.
2. Квалификационное собеседование.

1. Открытое занятие
Педагог-психолог может выбрать форму открытого занятия:
с учащимися, педагогическим коллективом, родителями;
индивидуальное или коллективное;
консультирование, мастер-класс и т.д.
Тему занятия предлагает аттестуемый.
Критерии оценки занятия:
• Научная обоснованность содержания занятия.
• Учет возрастных особенностей.
• Адекватность используемых методик.
• Коммуникативная компетентность.
• Уровень общей культуры.
• Умение ориентироваться во времени.
• Оценка и самооценка аттестуемым собственного занятия.

2. Квалификационное собеседование аттестуемого с экспертной комиссией
Беседа может содержать следующие вопросы:
• Каковы основные направления вашей работы и каково их соотношение с образовательной концепцией школы и программой ее деятельности?
• Каковы ваши функциональные обязанности?
• Имеете ли вы авторские разработки, и если да, то каково их научное обоснование? (на собеседование необходимо представить соответствующие материалы.)
• Какие формы взаимодействия с родителями вы используете?
• Какие формы работы и взаимодействия с педагогическим коллективом являются, по вашему мнению, наиболее продуктивными? Какие из них вы применяете?
• Чем, с вашей точки зрения, определяется эффективность деятельности педагога-психолога в школе?
• Участвуете ли вы в методической работе в школе и в системе психологической службы образования: проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов, участие в окружных, городских, российских и международных конференциях и конкурсах.
• Каковы ваши профессиональные достижения за время, прошедшее с последней аттестации?
• Чем вы не удовлетворены в своей работе? В чем сомневаетесь?

ОЦЕНКА

Содержательный анализ работы аттестуемого предполагает оценку умения:
– продемонстрировать свои профессиональные возможности;
– преобразовать неадекватный запрос в психологический по содержанию;
– решать профессиональные проблемы в сотрудничестве со специалистами смежных областей (педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальными педагогами и пр.);
– четко определять границы своей профессиональной компетентности;
– анализировать и обобщать опыт своей работы.
При оценке учитываются:
– разнообразие видов работ (отрицательный показатель – работа одного типа, если это не обусловлено требованиями администрации);
– методическая насыщенность различных видов работ, количество обращений, заданий (динамика в течение года) со стороны администрации, педагогов, родителей, учеников;
Примечание: положительный показатель – большое количество обращений, их разнообразие; представленность всех субъектов образовательного пространства; отрицательный показатель – низкая обращаемость; обращается только какая-нибудь одна категория; обращаются только по требованию администрации.
– наличие свидетельства об окончании курсов повышения квалификации, непосредственно связанных с содержанием работы аттестуемого; общее количество пройденных курсов повышения квалификации не оказывает решающего влияния на прохождение аттестации.
Для удобства работы экспертов предлагается форма (Приложение № 2), которая заполняется каждым экспертом в отдельности. По результатам выводится согласованная общая оценка экспертов.
Работа оценивается по двухбалльной системе «удовлетворяет – не удовлетворяет».
Оценка «удовлетворяет» свидетельствует о соответствии деятельности педагога-психолога квалификационным требованиям, предъявляемым к специалисту высшей категории. Оценка «не удовлетворяет» означает, что профессиональные качества специалиста не соответствуют требованиям высшей квалификационной категории.
По итогам экспертной работы составляется заключение (Приложение № 3), которое утверждается экспертной комиссией.
Аттестуемый имеет право ознакомиться с экспертным заключением. В случае несогласия с его выводами он имеет право обратиться в экспертную комиссию для решения спорных вопросов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ НА АТТЕСТАЦИЮ

1. Заявление по установленной форме.
2. Аттестационный лист установленного образца.
3. Диплом о высшем психологическом образовании (базовом или втором высшем).
4. Документы о повышении квалификации по основным направлениям работы аттестуемого.
5. Характеристика-представление от образовательного учреждения.
6. Характеристика-представление окружного методического центра.

Примечание: Стаж работы педагога-психолога, претендующего на высшую категорию, должен быть не менее 5 лет. Наличие ученой степени и публикаций не имеет решающего значения для присвоения высшей категории педагога-психолога.
Документы рассматриваются комиссией, которая делает вывод о соответствии аттестуемого формальным требованиям к педагогу-психологу высшей категории.
На основании этого вывода педагог-психолог допускается к аттестации.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Критерии оценки

Оценка

Примечания
Требованиям к высшей категории
удовлетворяет не удовлетворяет
1 Постановка задач деятельности психолога в соответствии с запросами учреждения c c c
2 Профессиональная деятельность с детьми,
с педагогами, с родителями
c c c
3 Методическое обеспечение c c c
4 Результативность деятельности c c c
5 Повышение квалификации и профессионального мастерства c c c
6 Ориентация в смежных областях (педагогика, дефектология, психоневрология, криминология и др.) c c c
7 Документация:
– планы работы
– журналы регистрации
– аналитические отчеты
c c c
8 Кабинет психолога c c c
9 Авторские программы c c c
10 Методическая работа:
проведение семинаров,
«круглых столов», мастер-классов, участие в конференциях и конкурсах
c c c
11 Участие в школьных мероприятиях (педсоветы, консилиумы, родительские собрания, семинары и др.) c c c
12 Общая оценка c c c

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ФОРМА ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Заключение выносится на основании обобщения всех этапов аттестации с учетом общего культурного уровня аттестуемого.

Заключение включает ответы на следующие вопросы:
– Общий стаж работы.
– Стаж работы в должности педагога-психолога в данном образовательном учреждении.
– Педагогический стаж.
– Общий стаж работы педагогом-психологом.
– Когда присвоена 1-я квалификационная категория.
– Образование – высшее, в каком году, какой вуз закончил, специальность, квалификация по образованию (заполняется по диплому о высшем образовании).
– Повышение квалификации конкретно – когда, где, участие в мероприятиях, организуемых в округе и г. Москве.
– Форма квалификационных испытаний.
– Программа аттестации.
– Участие в научно-методической работе и профессиональных конкурсах.
– Участие в жизни образовательного учреждения.
– Награды (грамоты, медали, почетные значки и т.п.).
– Оценка деятельности психолога администрацией школы и руководством округа.
– Представление и оценка работы.
– Использование диагностических, развивающих, коррекционных и консультативных методов.
– Наличие авторских разработок и их оценка.
– Оценка изменений в деятельности психолога за время, прошедшее с предыдущей аттестации.
– Общая краткая оценка профессионально-личностных качеств аттестуемого.
– Общее заключение:
На основании вышеизложенного экспертная комиссия считает, что деятельность … соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к специалистам высшей квалификационной категории, и предлагает аттестовать (не аттестовывать) … на высшую квалификационную категорию педагога-психолога.

Председатель экспертной группы.
Члены экспертной группы:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕТЕНДЕНТА НА ВЫСШУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ

I. Документы
Для прохождения аттестации необходимо подготовиться к собеседованию и представить следующие документы:
1. Заявление по установленной форме.
2. Аттестационный лист установленного образца.
3. Диплом о высшем психологическом образовании (базовом иди втором высшем).
4. Документы о повышении квалификации по основным направлениям работы аттестуемого. Принимаются во внимание в первую очередь свидетельства об окончании курсов повышения квалификации, непосредственно связанных с содержанием работы аттестуемого. Общее количество пройденных курсов повышения квалификации не оказывает решающего влияния на прохождение аттестации.
5. Характеристика-представление от образовательного учреждения.
6. Характеристика-представление окружного методического центра.

Примечание: Стаж работы педагога-психолога, претендующего на высшую категорию, должен быть не менее 5 лет. Наличие ученой степени и публикаций не имеет решающего значения для присвоения высшей категории педагога-психолога.

II. Материалы, представляемые экспертам при посещении ими рабочего места претендента
1. План работы на учебный год, в котором должны быть отражены следующие вопросы: с кем проводится работа, вид работы, даты проведения. В плане должно быть отражено участие психолога в общешкольных мероприятиях (консилиумы, педсоветы, родительские собрания, конференции, методические совещания и т.п.).
2. Журнал обращений и учета проведенной работы – включает запись всех заявок, поступающих к педагогу-психологу, и сроков их выполнения.
3. Аналитический отчет, включающий:
– Количественные данные о проведенной в течение года работе.
– Краткий анализ основных проблем, по которым обращались к психологу, в соответствующее подразделение психологической службы.
– Обеспеченность их решения научными, методическими средствами.
– Основные проблемы и трудности в работе, что необходимо для их решения.
– Перспективные направления работы.
Материалы, заверенные администрацией образовательного учреждения или учреждения службы, представляются за последние три года.
4. Авторские программы и другие материалы (по желанию аттестуемого).
5. Нормативно-правовая документация Службы.

III. Претендент должен подготовиться к проведению открытого занятия, выбрав тему, форму и участников занятия самостоятельно

IV. Претендент должен подготовиться к квалификационному собеседованию с экспертной комиссией
Собеседование включает обсуждение таких тем, как основные направления и виды работы, профессиональные обязанности, наличие авторских разработок, их научное обоснование; основные формы взаимодействия с родителями, педагогическим коллективом, проблемы эффективности деятельности психолога в школе, самооценка профессиональных достижений, основные проблемы и трудности профессиональной деятельности.
Аттестация проводится для того, чтобы способствовать вашему профессиональному росту, помочь вам понять сильные стороны вашей деятельности, открыть пути и способы ее совершенствования.
Ваша работа оценивается по двухбалльной системе «удовлетворяет – не удовлетворяет».
Оценка «удовлетворяет» свидетельствует о соответствии деятельности педагога-психолога квалификационным требованиям, предъявляемым к специалисту высшей категории. Оценка «не удовлетворяет» означает, что профессиональные качества специалиста не соответствуют уровню заявленной квалификационной категории.
По итогам экспертной работы составляется заключение, которое утверждается экспертной комиссией. Вы имеете право ознакомиться с экспертным заключением. В случае несогласия с его выводами вы имеет право обратиться в экспертную комиссию для решения спорных вопросов.

Желаем удачи!

Проект Положения разработан лабораторией психологической службы и аттестации кадров педагогов-психологов Московского городского психолого-педагогического института.

И.В. ДУБРОВИНА
зав. лабораторией
Психологического института РАО,
действительный член РАО