Кассовый бюджет

21

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Денежные средства учреждения. Порядок их учёта.

Введение 3

1.Понятие и состав денежных средств бюджетного учреждения 5

2.Порядок учета денежных средств бюджетного учреждения 8

Заключение 18

Список использованных источников 21

Введение

Актуальность темы заключается в том, что денежные средства являются наиболее ограниченным ресурсом, и успех бюджетного учреждения, бюджетного учреждения во многом определяется способностью руководителя рационально распределять и использовать деньги. Поэтому изучение особенностей бухгалтерского учета имеет исключительно важное значение.

Денежные средства – аккумулированные в денежной форме на счетах в банках и в кассах организации доходы и поступления, находящиеся в постоянном хозяйственном обороте и используемые для собственных целей организации.

Бухгалтерский учет денежных средств обеспечивает полный и своевременный учет операций с денежными средствами; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; контроль за наличием денежных средств, сохранностью, законностью их использования.

На каждом бюджетном учреждении существует своя система учета и контроля за денежными потоками. Однако не всегда организации удается добиться эффективного управления денежными средствами.

Эффективное управление денежными средствами бюджетного учреждения может быть построено только после тщательного изучения системы учета денежных средств в организации.

Только после этого управление денежными средствами сможет обеспечить бесперебойное удовлетворение денежной наличностью неотложных нужд бюджетного учреждения, где по условиям расчетов или исходя из характера деятельности она необходима; новые возможности наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

Цель выполнения данной контрольной работы – изучить особенности учета денежных средств бюджетного учреждения.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи контрольной работы:

— изучить понятие и состав денежных средств бюджетного учреждения;

— рассмотреть порядок учета денежных средств бюджетного учреждения;

При написании контрольной работы были изучены и использованы нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и составление бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также актуальные материалы статей в периодических изданиях.

1.Понятие и состав денежных средств бюджетного учреждения

Денежные средств — наиболее ликвидная часть текущих активов — являются составляющей оборотного капитала. К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах.

Для учета операций по движению денежных средств применяются следующие счета:

020101000 «Денежные средства учреждения на счетах»;

020102000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение»;

020103000 «Денежные средства учреждения в пути»;

020104000 «Касса»;

020105000 «Денежные документы»;

020106000 «Аккредитивы»;

020107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».

Охарактеризуем состав денежных средств бюджетного учреждения по их составу, степени ликвидности и оптимальному сочетанию.

Касса бюджетного учреждения. Наличные денежные средства как в основной, так и иностранной валюте и денежные документы, хранящиеся непосредственно в учреждении составляют кассу бюджетного учреждения. Касса должна обеспечивать текущие потребности бюджетного учреждения в наличности (выдача зарплаты, средств на командировочные расходы и т.д.), а основная масса денежных средств и приравненных к ним активов принято хранить в банке на расчетном счете, депозите.

На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи бюджетного учреждения: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа бюджетного учреждения — владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

Расчетный счет считается наиболее оптимальной формой хранения необходимых в текущей деятельности денежных средств.

Депозит. Часто денежные средства, потребности в которых в данный момент не существует, либо же их сумма не соответствует целевому назначению этих средств и бюджетное учреждение считает необходимым накапливать определенную сумму денег, то бюджетного учреждения нередко выбирает такую форму как депозит, который обеспечивает как высокую степень ликвидности денежных средств, так и доход на них. За счет этого бюджетного учреждения может держать у себя деньги под рукой в то же время не имея значительных потерь не вкладывая эти деньги в производство.

К денежным средствам бюджетного учреждения относятся также ликвидные находящиеся в кассе бюджетного учреждения или в депозитарии банка. Функция выполняемая ценными бумагами аналогична функции депозита, однако имеет ряд существенных отличий по способу их обращения, степени ликвидности и доходности. Так, к примеру, досрочно изымая денежные средства с депозита бюджетное учреждение может потерять часть процентов, в то время как реализуя оно в зависимости от конъюнктуры рынка может даже выиграть. В свое время можно разделить на следующие виды: государственные ; субъектов федерации и местных органов власти; векселя и иные платежные обязательства.

Счет 020102000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» применяется для учета денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения (например, средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества; средств, полученных на ответственное хранение). Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке.

На счете 020103000 «Денежные средства учреждения в пути» учитывается движение денежных средств учреждения в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в пути. Денежными средствами в пути являются денежные средства, перечисленные учреждению, но полученные им в следующем месяце, а также средства, переведенные с одного счета в банке на другой счет.

На счете 020105000 «Денежные документы» учитываются различные денежные документы: оплаченные талоны на бензин и масла, на питание и т.п., оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки государственной пошлины и т.п.

Денежные документы хранятся в кассе учреждения.

На счет 020106000 «Аккредитивы» учитывается движение денежных средств по аккредитивным расчетам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и за оказанные услуги.

На счете 020107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте»учитываются операции по движению денежных средств учреждения в иностранной валюте в случае проведения указанных операций не через органы казначейства.

Также на счете учитываются операции со средствами в иностранной валюте, полученными от приносящей доход деятельности.

2.Порядок учета денежных средств бюджетного учреждения

Финансовые активы являются одним из основных элементов имущества предприятия, обеспечивающих ведение хозяйственной деятельности. Практически любая операция так или иначе влечет за собой изменения в этих активах. Велика и доля операций по их учету в общем объеме бухгалтерской работы. Поэтому особенно важно в учете правильное оформление финансовых активов.

Изменения, отраженные в приказе Минфина России от 10.02.2006 N 25н «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н», в большей степени носят характер конкретизации ряда аспектов по учету финансовых активов. Далее представлено сравнение учета различных элементов финансовых активов: денежных средств.

Денежные средства в бюджетных учреждениях учитываются на счете 020101000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах» в том случае, когда проведение операций по ним осуществляется не через органы, которые правомочны осуществлять кассовое обслуживание бюджетов. На этом счете также отражаются операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Основными операциями по поступлению денежных средств являются:

Дебет счета 020101510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета».

Учёт по движению «Денежных средств учреждения, полученные во временное распоряжение» ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

Поступление денежных средств оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 020102510 «Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение» и кредиту счета 030401730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

Возврат денежных средств владельцу или передача их по назначению в установленном порядке отражается по кредиту счета 020102610 «Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение» и дебету счета 030401830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

Учет операций по движению денежных средств на счете 020103000 «Денежные средства учреждения в пути» ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами.

Операции по поступлению средств оформляются следующими бухгалтерскими записями:

перечисление средств на конвертацию отражается по дебету счета 020103510 «Поступления денежных средств учреждения в пути» и кредиту счетов 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов», 020107610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте»;

│ │ Операции по счетам бюджетов и государственных│ │ │ внебюджетных фондов │ │ │ │ │ до 17 час. │ Обслуживание счетов органов федерального каз-│ │ 00 мин. │начейства, финансовых органов субъектов Рос- │ │ │сийской Федерации, местного самоуправления, │ │ │бюджетных организаций, государственных внебюд-│ │ │жетных фондов │ │ │ │ │ до 17 час. │ Ведение РКЦ (ГРКЦ), отделениями Банка России │ │ 00 мин. │оперативного учета средств, поступивших на ли-│ │ │цевые счета, открытые на балансовых счетах │ │ │N 10101 и N 40102 │ │ │ │ │ до 18 час. │ Выдача РКЦ (ГРКЦ), отделениями Банка России │ │ 00 мин. │выписок из лицевых счетов, открытых на балан- │ │ │совом счете N 40101 органам федерального каз- │ │ │начейства по состоянию на 17 час. 00 мин. │ │ │ │ │ до 19 час. │ Органы федерального казначейства обеспечивают│ │ 00 мин. │распределение остатка средств, сложившегося по│ │ │состоянию на 17 час. 00 мин., с лицевых счетов│ │ │балансового счета N 40101 «Налоги, распределя-│ │ │емые органами федерального казначейства» и │ │ │представление в РКЦ (ГРКЦ), отделения Банка │ │ │России платежных поручений на перечисление │ │ │указанных остатков на счета бюджетов разных │ │ │уровней │ │ │ │ │ до 20 час. │ РКЦ (ГРКЦ), отделения Банка России исполняют │ │ 00 мин. │платежные поручения органов федерального каз- │ │ │начейства на перечисление налогов, распределя-│ │ │емых между бюджетами разных уровней │ │ │ │ │ до 21 час. │ РКЦ (ГРКЦ), отделения Банка России представ- │ │ 00 мин. │ляют данные о фактически проведенных до 20 │ │ │час. 00 мин. операциях по лицевым счетам, от- │ │ │крытым на балансовых счетах N 40101 и N 40102,│ │ │в территориальные учреждения Банка России в │ │ │порядке, который будет изложен в отдельных │ │ │указаниях Банка России и Минфина России │ │ │ │ │ до 21 час. │ РКЦ (ГРКЦ), отделения Банка России проводят │ │ 00 мин. │следующие операции: │ │ │ │ │ │ — на территории субъектов Российской Федера- │ │ │ции, где органам федерального казначейства │ │ │предоставлено право осуществлять операции по │ │ │счетам по учету доходов федерального бюджета, │ │ │РКЦ (ГРКЦ), отделения Банка России в соответ- │ │ │ствии с отдельными совместными указаниями Бан-│ │ │ка России и Минфина России на основании данных│ │ │оперативного учета перечисляют остатки средств│ │ │с лицевых счетов с символом отчетности банка │ │ │99 на балансовом счете N 40102 «Доходы феде- │ │ │рального бюджета» с учетом зачисленных налогов│ │ │с лицевых счетов балансового счета N 40101 │ │ │»Налоги, распределяемые органами федерального │ │ │казначейства» на транзитный счет балансового │ │ │счета N 40102 «Доходы федерального бюджета» │ │ │ │ │ │ — на территории субъектов Российской Федера- │ │ │ции, где выписки из счетов по учету доходов │ │ │федерального бюджета получают налоговые орга- │ │ │ны, РКЦ (ГРКЦ), отделения Банка России в соот-│ │ │ветствии с отдельными совместными указаниями │ │ │Банка России и Минфина России на основании │ │ │данных оперативного учета перечисляют остатки │ │ │средств с лицевых счетов с символами отчетнос-│ │ │ти банка 01-97 на балансовом счете N 40102 │ │ │»Доходы федерального бюджета» на транзитный │ │ │счет балансового счета N 40102 «Доходы феде- │ │ │рального бюджета» │ │ │ │ │ │ — учреждения Банка России, в которых открыт │ │ │лицевой счет на балансовом счете N 40103 «До- │ │ │ходы федерального бюджета, перечисленные на │ │ │финансирование расходов», в соответствии с от-│ │ │дельными совместными указаниями Банка России и│ │ │Минфина России перечисляют доходы федерального│ │ │бюджета с транзитного счета балансового счета │ │ │N 40102 на балансовый счет N 40103 │ │ │ │ │ │ — учреждениями Банка России зачисляются на │ │ │транзитный лицевой счет балансового счета │ │ │N 40102 «Доходы федерального бюджета» поступа-│ │ │ющие доходы федерального бюджета с балансового│ │ │счета N 40104 «Доходы федерального бюджета, │ │ │перечисляемые на транзитный счет в учреждения │ │ │Банка России», открытого в кредитных органи- │ │ │зациях │ │ │ │ │ до 23 час. │ РКЦ (ГРКЦ), отделения Банка России сообщают │ │00 мин. или после│территориальным учреждениям Банка России о │ │ получения │фактически проведенных операциях по балансо- │ │ результата │вым счетам N N 40101, 40102 и 40103 в порядке,│ │ обработки │который будет изложен в отдельных указаниях │ │последнего рейса │Банка России и Минфина России │ │ (в случае │ │ │ порейсовой │ │ │ обработки │ │ │ документов) │ │ │ │ │

Цель составления финансового бюджета — разработка прогнозируемого баланса.

Составными элементами финансового бюджета, как было отмечено выше, являются бюджеты капитальных затрат, движения денежных средств и прогнозируемый баланс. Формы этих бюджетов в отличие от финансовой отчетности не стандартизированы, их структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет капитальных затрат, или инвестиционный бюджет, отражает основные направления капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов. Данный бюджет включает издержки, связанные:

1) с покупкой земли, подготовкой участка и его улучшением;

2) с покупкой здания и работами по гражданскому строительству;

3) с технологией производства, закупкой машин и оборудования;

4) с затратами, входящими в структуру основного капитала, например, на права приобретения на промышленную собственность, «ноу-хау», патенты.

В данный бюджет включаются также затраты на поставку, упаковку и транспортировку, пошлины и монтаж.

Данный бюджет оказывает существенное влияние на следующие бюджеты:

бюджет денежных средств, так как он затрагивает расходы на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты;

на прогнозируемый отчет о прибылях и убытках;

на прогнозируемый бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов.

Бюджет капитальных вложений обсуждается и принимается на высшем уровне управления организации.

________________________________________________________________________________________

Бюджет движения денежных средств формируется с целью:

1) расчета необходимого объема денежных средств в определенный период времени;

2) определения моментов и продолжительности периода, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств;

3) рационального использование денежных средств;

4) принятия управленческих решений при дефиците (избытке) денежных средств во избежание кризисных явлений.

Бюджет ожидаемых поступлений и выплат денежных средств на определенный период называется кассовым бюджетом. Он является составной частью основного бюджета предприятия. Достоверность закладываемых в кассовый бюджет показателей существенно зависит от субъективных прогнозируемых оценок: продаж, инкассации дебиторской задолженности и т.п.

Кассовый бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты по каждому виду деятельности: основной, инвестиционной, финансовой.

Основные составляющие отчета по основной деятельности с учетом желательной динамики их изменения:

увеличение: счета к получению и оплате, авансы полученные, легко реализуемые ценные бумаги, налоги к уплате;

уменьшение: начисленные расходы, товарно-материальны ценности.

Результаты планирования основной деятельности используются при планировании инвестиций и определения источников финансирования.

В зависимости от продолжительности периода, в течение которого у предприятия не хватает средств, дефицит может быть:

краткосрочным — в этом случае необходимо привлечь краткосрочные кредиты и займы, сократить дебиторскую задолженность, увеличить кредиторскую задолженность;

долгосрочным — в этом случае необходимо использовать долгосрочные кредиты или увеличить размер уставного капитала.

Избыток денежных средств может быть:

краткосрочным — в этом случае необходимо осуществить краткосрочные вложения, расширить продажи в кредит, увеличить запасы сырья и материалов, ускорить оплату кредиторской задолженности;

долгосрочным — в этом случае целесообразно осуществить модернизацию, расширить производственную базу, расширить деятельность предприятия.

_____________________________________________________________________________________________

Прогнозируемый баланс предприятия

Целью разработки прогнозируемого баланса является оценка экономического потенциала предприятия, т.е. определение величины и динамики изменения стоимости активов, чистого оборотного капитала (рассчитывается как разность между текущими активами и краткосрочными обязательствами (счета к оплате)), а также оценка ликвидности баланса, способности предприятия выполнять свои обязательства.

Баланс позволяет определить, какими средствами финансирования обладает предприятие и как их использовать.

Прогнозируемый баланс предприятия на конец планируемого периода строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой основной статьи баланса:

основной капитал (учитывается стоимость основного капитала на начало периода, инвестиционные затраты за период; при оценке его балансовой стоимости учитываются ежегодные отчисления на амортизацию);

текущие активы, в том числе сырье, незавершенное производство и готовая продукция, наличность (данные о нормируемых оборотных средствах), а также прогнозируемая дебиторская задолженность;

собственный и заемный капитал, в том числе краткосрочные
обязательства, необходимые для бесперебойной работы предприятия.

Пассивная часть баланса формируется по данным о предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

При составлении баланса необходимо обратить внимание на величину чистого оборотного капитала. Увеличение его соответствует оттоку реальных денег. Он должен финансироваться за счет акционерного капитала или долгосрочных обязательств.

Сопоставление активов и собственного капитала и долгосрочных обязательств позволяет определить потребность в краткосрочных обязательствах.

Таким образом, составляется первоначальный вариант прогнозируемого баланса. Составлением прогнозируемого баланса заканчивается первый этап работы над генеральным бюджетом. Затем необходимо провести анализ баланса, т.е. оценить, как планы руководства предприятия повлияют на финансовое состояние предприятия. Если в результате анализа возникнут проблемы, отрицательно влияющие на уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, то разработанные ранее частные сметы корректируются. При этом планирование и составление бюджета являются единым процессом управления .

Ниже представлен текст должностной инструкции на должность «бухгалтера-кассира». Вы можете скопировать инструкцию для дальнейшего редактирования. Если текущая должностная инструкция – это не совсем то, что вы искали, посмотрите другие должностные инструкции раздела «Должностные инструкции бухгалтера».

Внимательно ознакомтесь с должностной инструкцией на предмет пунктов обязанностей, где указаны специфичные направления. Помните, что каждая должностная инструкция составленна под конкретную организацию, которая, вполне возможно, занимается совершенно другим видом деятельности, чем ваша.

Должностная инструкция бухгалтера — кассира

УТВЕРЖДАЮ
______________________
(Ф.И.О.)

Директор предприятия
(учреждения, организации)
_________________________

Должностная инструкция бухгалтера — кассира

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность бухгалтера-кассира.
1.2. Бухгалтер-кассир относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Генеральным директором по представлению Главного бухгалтера.
1.3. Бухгалтер-кассир подчиняется непосредственно Главному бухгалтеру.
1.4. Бухгалтер-кассир должен знать:
1.4.1. законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации и учету кассовых операций и составлению отчетности по кассе, в том числе Закон РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»; Указания ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»; Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета Директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 года № 40;
1.4.2. оформление кассовых операций согласно типовым межведомственным формам первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации;
1.4.3. организацию документооборота по учету кассовых операций;
1.4.4. порядок приема, выдачи и хранения наличных денег; правила определения платежеспособности банковских билетов и монет Банка России;
1.4.5. средства вычислительной техники, коммуникаций и связи и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
1.4.6. экономику, организацию труда и управления;
1.4.7. законодательство о труде;
1.5. В период временного отсутствия бухгалтера-кассира его обязанности возлагаются на заместителя Главного бухгалтера приказом Исполнительного директора.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БУХГАЛТЕРА-КАССИРА
Бухгалтер-кассир:
2.1. Выполняет работу по организации и учету кассовых операций.
2.2. Соблюдет законодательные и нормативные акты, выполняет работу по приему, выдаче и хранению наличных денег.
2.3. Ведет первичную документацию по приему и выдаче наличных денег.
2.4. Ведет на основе ведомостей выплату зарплаты работникам Общества;
2.5. Осуществляет контроль за первичной документацией по кассовым операциям и готовит их к счетной обработке.
2.6. Перед открытием помещения кассы и металлических шкафов (сейфов) осуществляет проверку сохранности замков, дверей, оконных решеток и печатей, исправности охранной сигнализации.
2.7. Ведет прием наличных денег по приходным кассовым ордерам, подписанным Главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением Исполнительного директора.
2.8. Производит выдачу наличных денег из касс по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны Генеральным директором, Главным бухгалтером Общества или лицами, на это уполномоченными.
2.9. Производит записи в кассовую книгу сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
2.10. Ежедневно в конце рабочего дня подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
2.11. Принимает участие в проведении инвентаризаций и сверке с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами.
2.12. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.
2.13. Является материально ответственным лицом и, после издания приказа о приеме его на работу, обязан под расписку ознакомиться с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и заключить договор о полной материальной ответственности.
2.14. Не имеет права передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам, кроме случаев временной нетрудоспособности или отпуска по распоряжению руководства.
2.15. Следит за сохранностью первичных документов по кассовым операциям.
2.16. Обеспечивает сохранность денежных средств, находящихся в кассе, ККМ и прочих материальных ценностей.
2.17. Систематически повышает свою квалификацию на курсах и семинарах по бухгалтерскому учету;

3. ПРАВА
Бухгалтер-кассир имеет право:
3.1. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.2. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности бухгалтера-кассира.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1. Бухгалтер-кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный Обществу как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим функциональным обязанностям, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.2. Бухгалтер-кассир также несет ответственность в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации за:
4.2.1. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения. 4.2.2. Невыполнение приказов, распоряжений Генерального директора и Исполнительного директора предприятия, поручений и заданий от Главного бухгалтера.
4.2.3. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Обществе.

4. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
На должность бухгалтера-кассира назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (экономическое) образование с опытом работы по специальности от года или высшее профильное образование с опытом работы по специальности от полугода.

С инструкцией ознакомлен: ______________ /____________
(подпись) (Ф.И.О.)

От того, какой является операция – обменной или необменной, зависит выбор субсчетов для отражения ее в учете учреждения. Признаки обменных и необменных операций определены как в отдельных НП(С)БУГС, так и в других нормативных документах по бухгалтерскому учету. Обобщив их, приведем рекомендации, как правильно квалифицировать хозяйственные операции и отразить в учете распорядителей бюджетных средств.

Обменные операции

Начнем с определения таких операций, приведенных в НП(С)БУГС.

В приложении 1 к НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности» – в форме № 2-дс «Отчет о финансовых результатах» – приведена классификация доходов от обменных операций и необменных операций.

Так, к доходам распорядителей бюджетных средств от обменных операций относятся:

· бюджетные ассигнования;

· доходы от предоставления услуг;

· доходы от продажи;

· финансовые доходы;

· прочие доходы от обменных операций.

Рассмотрим, как такая классификация согласовывается с определением доходов от обменных операций, приведенным в п. 3 разд. І НП(С)БУГС 124 «Доходы», а именно: «обменная операция – это хозяйственная операция по продаже/приобретению активов в обмен на денежные средства, услуги (работы), другие активы или погашение обязательств».
Детализируем приведенное определение обменной операции. Поговорим сначала о приобретении учреждением активов для организации своей деятельности. Понятно, что здесь речь идет о приобретении нефинансовых активов, к которым относятся, в частности, основные средства, нематериальные активы и запасы, состав и характер которых определены соответственно НП(С)БУГС 121, 122, 123. Такие активы будут приобретаться как для организации деятельности по общему фонду, так и для предоставления платных услуг, проведения операций, связанных с созданием такого нефинансового актива, как «Производство».
Что касается других нефинансовых активов, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов), а именно: капитальные инвестиции, износ (амортизация) необоротных активов, то здесь речь идет не о приобретении, а о проведении операций относительно инвестирования средств и начисления износа (амортизации). Пока еще мы не будем рассматривать и операции по приобретению биологических активов, поскольку соответствующий стандарт для госсектора еще не принят.
Конечно, учреждение не может приобретать также финансовые активы, к которым на уровне распорядителей бюджетных средств относятся денежные средства, дебиторская задолженность и финансовые инвестиции.
Вернемся к приведенному выше определению обменной операции. В нем речь идет о приобретении активов в обмен на денежные средства, услуги (работы), другие активы или погашение обязательств. Из предложенных вариантов бюджетному учреждению подходят, во-первых, расчеты денежными средствами, которые выделяются учреждению в виде бюджетных ассигнований или получаются им за предоставление платных услуг. Во-вторых, приобретение активов в обмен на погашение обязательств перед учреждением. Что касается приобретения активов в обмен за предоставленные услуги (работы), другие активы, то это не наш случай. Ведь согласно п. 6 ст. 45 Бюджетного кодекса проведение расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применение векселей, бартерных операций, зачисление встречных платежных требований в финансовых учреждениях запрещено.
По этой же причине в случае продажи активов учреждения могут или принять денежные средства, или сократить свои обязательства.
С учетом такого анализа приведенное в НП(С)БУГС 124 определение обменной операции в части приобретения активов можно сформулировать следующим образом.

Обменная операция распорядителя бюджетных средств – это хозяйственная операция по продаже/приобретению бюджетным учреждением основных средств, нематериальных активов, запасов, признанных такими в соответствии с НП(С)БУГС 121, 122, 123 в обмен на денежные средства, полученные в виде бюджетных ассигнований и поступлений от предоставления платных услуг или в обмен на погашение обязательств.

Однако учреждения в процессе выполнения своих функциональных обязанностей не только приобретают нефинансовые активы, но и оплачивают необходимые услуги, например по поставке энергоносителей, должны проводить оплату командировок, тратиться на проведение других целевых мероприятий (олимпиад, спортивных соревнований и т. п.), рассчитываться с бюджетом в виде рентных платежей, налогов, например за землю, проводить другие платежи, например оплату судебного сбора в случае направления иска в суд ради возврата бюджетных активов и т. п. По сути, связанные с этим операции также являются обменными, ведь в обмен на полученные средства по общему или специальному фонду учреждение выполняет надлежащие ему функции.
И наши выводы подтверждаются другими нормами НП(С)БУГС 124, где в пп. 2.3 п. 2 разд. ІІ «Доходы от обменных операций» речь идет, в частности, о расходовании бюджетных ассигнований, которые являются доходами от обменных операций, на выполнение учреждением своих полномочий. Аналогично учреждение осуществляет деятельность, определенную для него законодательством и положением (уставом) и за счет поступлений от предоставления им платных услуг и работ.
С учетом этого мы можем расширить наш вариант толкования термина «обменная операция» до такой формулировки: обменная операция распорядителя бюджетных средств – это хозяйственная операция по продаже/приобретению учреждением основных средств, нематериальных активов, запасов, признанных таковыми в соответствии с НП(С)БУГС 121, 122, 123, предоставлению/оплате услуг и работ, проведению платежей, в том числе налоговых (за исключением НДС), связанных с выполнением учреждением надлежащих ему функций, в обмен на денежные средства в виде бюджетных ассигнований и поступлений от предоставления платных услуг или в обмен на погашение обязательств.

Обратите внимание: НДС платится за счет не бюджетных ассигнований, а поступлений от покупателя продукции, работ, услуг.

С учетом изложенного не совсем понятным является включение в п. 3 разд. ІІ НП(С)БУГС 124, посвященного доходам от необменных операций, нормы относительно обращения с авансовыми платежами. Ведь в ходе проведения хозяйственных операций, которые мы выше квалифицировали как обменные, могут быть проведены авансовые платежи как учреждением, так и в пользу учреждения.
Обращаем также внимание, что в этом же разделе речь идет о таком виде доходов, как безвозмездно полученные учреждением товары, работы, услуги (п. 3.6) и денежная благотворительная помощь (п. 3.7). Тем самым они признаны доходами от необменных операций.
По сути, к безвозмездно полученным можно отнести и излишки активов, которые выявляются во время инвентаризации, в частности те, которые используются или планируются к использованию учреждением для выполнения им своих функций.
По нашему мнению, их целесообразно признавать все же доходами от обменных операций, с учетом того факта, что поступления от благотворителей или выявленные излишки (назовем их бесплатными поступлениями) учреждение направляет, как и бюджетные ассигнования и плату за услуги, на выполнение своих функций. То есть учреждение выполняет полномочия в обмен на получение таких ресурсов. Для большей аргументации обратимся к НП(С)БУГС 135 «Расходы». Здесь в п. 2 разд. ІІ к расходам по обменным операциям (как и в Отчете о финансовых результатах) отнесены:
· расходы на оплату труда;
· отчисления на социальные мероприятия;
· материальные расходы;
· расходы на амортизацию;
· прочие расходы.
По всем этим направлениям и тратятся бюджетным учреждением безвозмездные поступления в любом виде.
И если сопоставить в этой части нормы НП(С)БУГС 124 и НП(С)БУГС 135, то выходит, что за счет доходов от необменных операций мы проводим расходы по обменным операциям. Выглядит как-то нелогично. Кроме того, отразить проведенные за счет благотворительных поступлений расходы как расходы по необменным операциям невозможно из-за отсутствия в Плане счетов субсчетов для расходов по необменным операциям для распорядителей бюджетных средств. Надеемся, что в дальнейшем законодатель обратит на это внимание.
Но выход из этой ситуации нужно найти уже сегодня. Поэтому ничего не остается, как использовать для расходов за счет благотворительных поступлений субсчета 8111–8115, предназначенные для отражения расходов по обменным операциям. А доходы отражать по необменным операциям на 7511 «Доходы по необменным операциям». Безусловно, на такой выбор субсчетов расходов с приведением причин следует указать в приказе об учетной политике.
Пока что так… В дальнейшем подход, возможно, и изменится, если будут внесены изменения в НП(С)БУГС 124 и НП(С)БУГС 135, работа над которыми, по информации Минфина, уже началась.
Если законодатель согласится на предложение признать безвозмездные поступления, направленные на выполнение функций учреждения, доходами от обменных операций, приведенное и сформулированное нами определение обменной операции будет расширено таким источником приобретения активов, работ и услуг, как благотворительные поступления.

Полный текст консультации см. в «Баланс-Бюджет» № 13, который вышел из печати 27.03.17 г.