Камералка по НДС

Содержание

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Крайний срок подачи декларации по НДС — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Проверка может быть завершена досрочно. Подробнее об этом см. в материале «Досрочное завершение камералки по возмещению НДС — в рамках закона».

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация.

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС».

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом .

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов».

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут «мониторить»».

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по .

Итоги

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

Камеральная проверка по НДС – это форма налогового контроля, проводимая налоговыми органами путем проверки представленных налоговых деклараций. Рассмотрим подробнее основные особенности камеральной проверки по НДС, а также новшества в ее проведении, появившиеся в 2015 году.

Что такое камеральная проверка декларации по НДС
Порядок сдачи декларации и срок камеральной проверки по НДС
Уточненная декларация по НДС при камеральной проверке
Изменения в форме налоговой декларации по НДС
Ответственность за представление декларации по НДС на бумажном носителе
Электронный документооборот: уведомление о получении запросов от налогового органа
Выявлено несоответствие в декларации по НДС – представьте дополнительные документы
Камеральная проверка при сдаче декларации по НДС к возмещению
Как облегчить проверку при возмещении НДС
Осмотр территории при камеральной проверке НДС
Налоговый мониторинг как альтернатива камеральной проверке
Итоги

Порядок сдачи декларации и срок камеральной проверки по НДС

С начала 2015 года все налогоплательщики НДС обязаны представлять декларации исключительно по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Это, по мнению законодателей, позволит улучшить качество администрирования НДС. Нововведение касается и тех, кто представляет нулевую декларацию, в связи с чем, соблюдая перечень необходимых условий, налогоплательщикам проще подать единую (упрощенную) декларацию на бумаге.
Декларацию необходимо представить не позднее 25 числа месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. Напоминаем, что в соответствии со ст. 163 НК РФ налоговым периодом по НДС признается квартал. Таким образом, срок сдачи декларации увеличился на 5 дней.
Период, в течение которого налоговый орган проводит камеральную проверку декларации по НДС, не изменился и по-прежнему составляет 3 месяца. Такое правило закреплено в ст. 88 НК РФ. Причем начать камеральную проверку инспектор может в любой день после подачи декларации, а вот закончить – строго после истечения 3 месяцев с даты поступления декларации в налоговый орган.
Стоит отметить, что действующим законодательством не предусмотрено продление сроков камеральной проверки. Поэтому все требования контролеров за рамками 3-месячного срока неправомерны. Исключение составляет подача уточненной декларации, так как в этом случае срок камеральной проверки начинает исчисляться заново.

Уточненная декларация по НДС при камеральной проверке

Как было отмечено выше, при подаче уточненной декларации срок проверки изменится. Инспектор должен будет открыть новый комплекс мероприятий в автоматизированной программе и продолжить проверку, выяснив причину предоставления уточненки.
Если изменения незначительны и касаются, к примеру, данных, отраженных в разделе 8 или 9, то в таком случае сдача уточненной декларации необязательна. И, напротив, если выявлены ошибки, которые повлияют на сумму уплачиваемого налога, то обязательно необходимо внести соответствующие корректировки и предоставить их в налоговый орган. Причем если сумма к доплате изменилась в большую сторону, то перед сдачей уточненной декларации необходимо уплатить налог и пени. Кроме этого, целесообразно подготовить письмо с указанием причин сдачи уточненки. Способ подачи новой декларации остается прежним – через ТКС.
Обратите внимание: если ошибки выявлены налоговым органом в процессе проверки, то в дальнейшем подавать уточненную декларацию не надо, достаточно лишь уплатить сумму налога и прочие платежи, указанные в документах, составленных по итогам проверки.

Ответственность за представление декларации по НДС на бумажном носителе

Все налогоплательщики НДС обязаны представлять декларации по НДС исключительно по электронке. Но что же будет, если декларацию все же представить на бумаге?
До нововведений налогоплательщика в случае представления декларации по другой форме ожидал штраф, предусмотренный ст. 119.1 НК РФ, а декларация считалась принятой.
В настоящее время декларация не будет принята до тех пор, пока не будет представлена в электронном виде. И, соответственно, за это налогоплательщик будет привлечен к ответственности, только уже к более строгой (от 5 до 30% от неуплаченной суммы налога, но не менее 1 000 руб.). Кроме этого, уполномоченное должностное лицо ожидает административная ответственность, предусмотренная ст. 15.5 КоАП РФ.
Однако, как показывает практика, такие виды ответственности не всегда являются действенными, и поэтому законодатели пошли еще дальше: теперь за нарушение формы подачи декларации по НДС налоговый орган может заблокировать расчетные счета организации-налогоплательщика (п. 3 ст.76 НК РФ).

Электронный документооборот: уведомление о получении запросов от налогового органа

Обмен документами по ТКС набирает оборот и выходит на новый уровень. Теперь каждый налогоплательщик, сдающий декларацию по НДС в электронном виде, обязан обеспечить получение запросов от налогового органа, присылаемых по электронке.
В частности, речь идет о таких документах, как:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ);
  • документы по сданной декларации (ст. 93, 93.1 НК РФ).

Данный перечень документов не является исчерпывающим и может быть дополнен иными документами, необходимость в наличии которых может появиться у налогового инспектора в период проведения камеральной проверки.
После получения вышеуказанных документов налогоплательщик обязан представить в налоговый орган квитанцию, которая будет являться подтверждением того, что запрос получен. Причем сделать это необходимо в течение 6 дней с даты получения запроса от контролеров.
За неисполнение этой обязанности налоговики имеют право заморозить все счета организации-налогоплательщика. Такое право предусмотрено ст. 76 НК РФ, и именно ее положениями производится открытие раннее заблокированных счетов. Счета будут открыты в течение одного дня, но только после того, как налогоплательщик предоставит квитанцию о приеме или запрошенные документы.

Осмотр территории при камеральной проверке НДС

Главным изменением в порядке проведения камеральной проверки НДС стала возможность проведения налоговыми органами осмотра помещений и имущества проверяемых налогоплательщиков (ст. 92 НК РФ).
Кроме того, ведомство допускает проведение подобного осмотра у контрагентов, но для этого необходимо веское основание полагать, что сумма налога, исчисленная к уплате, занижена. Хотя суды придерживаются иной точки зрения. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 08.12.2011 № А55-3314/2011 указал на то, что осмотр может быть проведен только у проверяемого субъекта.

Но ФНС придерживается позиции, что осмотр возможен, и указывает на основания его проведения:

  • наличие сведений, позволяющих сделать вывод, что занижена сумма НДС к уплате либо завышена сумма к возмещению;
  • подача декларации по НДС к возмещению.

В случае наличия указанных оснований налоговый инспектор выносит постановление о проведении осмотра. Необходимо обратить внимание, что в таком постановлении обязательно должна быть мотивирующая причина осмотра и наличие подписи руководства налогового органа. Если документ составлен верно, то отказать в доступе на территорию невозможно. В таком случае остается только проверить наличие служебного удостоверения у работника налоговой инспекции.
Таким образом, данное новшество расширило пределы полномочий при проведении камеральной проверки НДС и позволило осуществлять контрольные мероприятия за пределами рабочих мест инспекторов.

Налоговый мониторинг как альтернатива камеральной проверке

Начало 2015 года ознаменовалось новой формой контроля – налоговым мониторингом. Он представляет собой альтернативу камеральной и выездной проверкам. Смысл его заключается в том, что налогоплательщик представляет налоговикам доступ ко всем документам и порядку ведения учета, а налоговый орган проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в том числе и НДС.
Налоговый мониторинг проводится исключительно на добровольных началах. Налогоплательщику необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган не позднее 1 июля года, предшествующем году проведения налогового мониторинга.
Пример:
Если вы желаете перейти на налоговый мониторинг в 2017 году, то последний день подачи соответствующего заявления в налоговый орган – 1 июля 2016 года.
Кроме этого, существует ряд условий, которым должен соответствовать налогоплательщик, чтобы перейти на новую форму контроля. Эти условия касаются активов налогоплательщика, его доходов и налогов, которые необходимо заплатить в бюджет.
Обратите внимание: хотя мониторинг и заменяет другие формы контроля, если фискалы выявят нарушения в периоде, за который он был проведен, то они вправе открыть камеральную или выездную проверку. Также такое возможно при подаче декларации на возмещение и сдаче уточненки с уменьшенной суммой НДС к уплате.

Итоги

В заключение стоит отметить самые важные моменты, которые касаются камеральной проверки налоговой декларации по НДС:

  • срок подачи декларации с 1 января 2015 года продлен, и теперь ее необходимо представить не позднее 25 числа;
  • представление уточненной декларации осталось прежним;
  • декларацию с 1 января 2015 года необходимо представлять по новой форме и по ТКС;
  • при получении запросов от налогового органа необходимо направить квитанцию-подтверждение;
  • ситуаций, в которых налоговики имеют право запрашивать документы, стало больше;
  • сдачу декларации с возмещением можно избежать;
  • инспектор камерального контроля получил право проводить осмотр помещений и имущества;
  • появилась новая форма контроля – налоговый мониторинг.

Цель и сроки проведения камеральной проверки по НДС
Что проверяют во время камеральной налоговой проверки, и какие документы нужно предоставить
Как проходит проверка
Пришло требование предоставить пояснение, что делать?
Получено требование предоставить документы, что делать?
Налоговики хотят провести осмотр помещений. Имеют ли они на это право?
Что предпринять, чтобы декларация успешно прошла камеральную проверку?

Каждая декларация по НДС, которую компания сдает в налоговую инспекцию, проходит камеральную проверку. Такой проверке подвергаются и декларации по другим налогам, но именно по НДС у налоговиков возникает больше всего вопросов, придирок и разногласий с налогоплательщиками.

НДС обеспечивает добрую половину поступлений в бюджет государства, а налогоплательщики спят и видят, как этот налог снизить. Большая часть налоговых правонарушений и преступлений связаны именно с НДС. Поэтому именно декларации по НДС изучают тщательно и предвзято, и, если отчет успешно прошел проверку и налоговики не побеспокоили компанию, – это настоящий праздник для собственника компании. Но для многих налогоплательщиков такая проверка оборачивается «охотой на ведьм», когда приходится отвечать на бесчисленные вопросы налоговиков, предоставлять дополнительные документы и отбиваться от подозрений.

Как должны проходить камеральные проверки по НДС, какие полномочия есть у налоговиков и с какими проблемами может столкнуться налогоплательщик, – читайте в нашей статье.

Как проходит проверка

Налоговые органы могут проконтролировать только тот период, за который подавалась проверяемая декларация.

Первым делом декларацию «прогоняют» через автоматизированную систему АСК НДС-3. Она сопоставляет показатели счетов-фактур покупателей и продавцов и выявляет:

  1. Расхождения в НДС – и покупатель, и продавец показали сделки с НДС, но суммы налога у них не сошлись.
  2. Разрывы – компания заявила о вычете НДС, а ее контрагент не отразил операцию в отчете, сдал нулевую декларацию или не сдал вовсе. Также может оказаться, что такой контрагент вообще отсутствует в ЕГРЮЛ или был ликвидирован.

Система АСК НДС-2 работает с 2015 года, и была обновлена в 2018 году до АСК НДС-3, и с ее помощью налоговикам удалось добиться колоссальных результатов в борьбе с налоговыми махинациями и фирмами-однодневками.

Если система выявила расхождения, которые приводят к занижению налога или завышению суммы к возмещению, она автоматически, без участия инспектора, сформирует требование о предоставлении пояснений.

К требованию будет приложен перечень операций, по которым обнаружены расхождения, с кодом ошибки:

  • «1» – в декларации контрагента нет данных об операции, указанной в декларации, то есть обнаружен налоговый разрыв.
  • «2» – расходятся данные в книге покупок и в книге продаж.
  • «3» – расходятся данные о полученных и выставленных счетах-фактурах (например, отражение посреднических операций).
  • «4» – в какой-либо графе допущена ошибка (номер графы укажут в скобках).

Пришло требование предоставить пояснение, что делать?

Первым делом подтвердите, что требование получили – в течение 6 дней направьте налоговикам квитанцию о получении в электронном виде. К этому обязывает п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Если этого не сделать, налоговики могут заблокировать расчетный счет компании.

Подробнее о том, в каких случаях налоговики могут заблокировать счет компании >>>

После этого необходимо перепроверить данные декларации, свериться с поставщиком и отправить ответ в форме таблицы из письма ФНС России от 7 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/5752 либо уточненную декларацию с правильными данными, если имело место занижение налога, и вы с этим согласны.

Даже если по вашим данным у вас все в порядке, все равно отправьте ответ на требование и сообщите налоговикам, что у вас ошибок нет.

Ответ необходимо отправить в течение 5 дней со дня получения требования и только в электронном виде. Исключение сделано только для тех, кто имеет право сдавать бумажные декларации по НДС. К ответу можно приложить подтверждающие документы.

Важно!

Если компания не предоставит пояснения, ее оштрафуют на 5 000 рублей, а за повторное нарушение – на 20 000 рублей. Это предусмотрено статьей 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, только если вместо ответа на требование организация сразу сдала «уточненку».

Получено требование предоставить документы, что делать?

Если в компанию пришло такое требование, значит, налоговики всерьез заинтересовались декларацией и хотят тщательно проанализировать все операции.

Налоговые органы имеют право потребовать документы, если:

  1. Компания заявляет НДС к возмещению (п.8 ст.88 НК РФ). Государство просто так деньги не отдает, и организации должны быть готовы к тому, что камеральную проверку декларации по возмещению НДС будут проводить особо тщательно. Мы знаем это, поэтому стараемся не сдавать декларации с возмещением без острой необходимости, а переносим вычеты на более поздние сроки, чтобы лишний раз не привлекать внимание налоговой инспекции. А если заявляем о возмещении, то оказываем всестороннюю экспертную поддержку. В ходе камеральных проверок деклараций по возмещению НДС мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях с ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки – возмещение всех заявленных сумм налога (вплоть до суда).
  2. Организация пользуется налоговыми льготами (п.6 ст.88 НК РФ).
  3. Имеются расхождения с данными контрагентов, и эти расхождения ведут к занижению налога или завышению суммы возмещения (п.8.1 ст.88 НК РФ).
  4. Идет проверка уточненной декларации, которую сдали позже, чем через два года после срока, установленного для сдачи первичной декларации.

Во всех этих случаях нужно подготовить пакет документов, которые запрашивают налоговики, и отправить его в течение 10 дней после получения требования.

Уникальная технология обработки «первички», применяемая 1C-WiseAdvice, позволяет подготовить документы по требованию ИФНС в рамках «камералок» по НДС максимально быстро.

Налоговые органы не могут потребовать предоставить оригиналы документов, но у них есть право ознакомиться с оригиналами, если будет такая необходимость.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Подробнее о том, когда и какие документы могут требовать при проведении камеральных проверок, читайте в этой статье.

Налоговики хотят провести осмотр помещений. Имеют ли они на это право?

Да, имеют, если вы сдали декларацию с НДС к возмещению, или в декларации есть расхождения, которые ведут к занижению налога или завышенной сумме возмещения.

Такое право дает налоговикам п.1 ст. 91 НК РФ. Причем они могут осмотреть и помещения контрагентов. А значит, когда проверяют декларацию контрагента, с осмотром могут прийти и к вам. Это следует из письма налоговой службы от 16.10.2015 № СД-4-3/18072.

Для проведения осмотра у проверяющих на руках должно быть постановление, утвержденное руководителем налоговой инспекции.

Если с декларацией все в порядке, никаких документов в налоговой оформлять не будут. О том, что камеральная проверка закончилась успешно, вы можете определить лишь по тому факту, что вас не побеспокоили.

Если нарушения есть, в течение 10 дней после окончания проверки инспекторы оформят акт камеральной проверки и отправят вам в течение пяти дней после его подписания.

У вас будет 10 дней на то, чтобы отправить возражения. После этого начальник инспекции примет решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

Что предпринять, чтобы декларация успешно прошла камеральную проверку?

Как бы банально это ни прозвучало – платить НДС и не использовать серые схемы оптимизации. Контроль со стороны государства в последние годы заметно ужесточился. То, что вчера еще могло сработать, сегодня легко пресекается и наказывается.

Совсем недавно у контролёров появился новый, и еще более эффективный ресурс – система АСК НДС-3. С ее помощью можно установить, заплатила ли компания НДС по каждой сделке, и определить, прибегает ли она к незаконным вычетам по НДС (например, к фирмам-однодневкам). К борьбе с махинациями подключились и банки, мы рассказали об этом .

Используйте только законные способы оптимизации налогов. Они есть, но заниматься этим должны только грамотные специалисты, чтобы избежать излишнего внимания контролирующих органов.

Чтобы не возникало проблем, перед отправкой декларации сверяйте счета-фактуры с контрагентами. И отнеситесь серьезно к выбору контрагентов, потому что даже если закон нарушит контрагент, проблемы могут возникнуть у вас.

Если налоговики все-таки обнаружили расхождения – не игнорируйте требования о пояснениях, а постарайтесь мирно снять их вопросы. И помните, что отказ в возмещении НДС и решение о привлечении к ответственности вы можете оспорить в суде.

1C-WiseAdvice использует риск-ориентированный подход. Мы знаем, что и как проверяет ИФНС, осознаем риски и возможные потери для бизнеса. Поэтому там, где это возможно и не противоречит требованию законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового и тщательно перепроверяют отчетность по сотне контрольных соотношений.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных проверок по НДС.

Связаться с экспертом

Правильность исчисления НДС, его размер и своевременность уплаты в бюджет государства регулируется налоговыми органами. Благодаря переходу на электронные отчетности контролировать достоверность данных, представленных организациями, стало гораздо проще. В случае выявления несоответствий проводится камеральная проверка.

Камеральная проверка: определение и предмет

Камеральная проверка – это один из способов налогового контроля, который предполагает сверку данных, представленных в декларации с первичной документацией и проведение особых мероприятий. К мероприятиям налогового контроля относятся: требование предъявления дополнительной документации, допрос свидетелей, проведение экспертизы с привлечением специалистов (в том числе переводчиков), осмотр территории отчитывающейся организации, выемка документов.

Предметом камеральной проверки по пункту 1 статьи 88 НК РФ являются декларации и другая документация, на основании которых произведены расчеты по налоговым выплатам в бюджет. Декларации по НДС тщательно изучаются сначала на соответствие представленных данных с книги покупок со счетами-фактурами контрагента. При выявлении несоответствий проводится детальное изучение с применением мер налогового контроля.

Для проведения проверки не требуется получение каких-либо разрешений, инспектор выбирает объект проверки по своему усмотрению после возникновения подозрений в правильности представленных отчетов.

Как производится?

Камеральная проверка может протекать по следующим сценариям:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Нарушений не выявлено, документы и пояснения не потребовались;
  • В ходе проверки были потребованы пояснения и предоставление уточненной декларации;
  • Запрошены дополнительные документы.

В первом случае никаких действий от организации не требуется. Пояснения требуются в соответствии с п.п. 3, 6 ст. 88 НК РФ при выявлении ошибочных сведений и должны быть предоставлены в пятидневный срок в электронном виде.

Предусмотрена ответственность за их отсутствие по ст. 129.1 НК РФ – 5 000 рублей в первый раз и 20 000 рублей за повторное нереагирование в течение календарного года.

Если в пятидневный срок поданы пояснения или уточненная декларация, и налоговая инспекция не имеет претензий, камеральная проверка завершается.

Третий сценарий чаще всего возникает в случаях, когда предоставлены:

  • Декларация на возмещение налога. Облегчить данную ситуацию можно, раскидав сумму на возмещение по разным периодам, не предоставляя отчетности на получения возмещения от государства. Если все же данные суммы указаны, необходимо заранее подготовить копии счетов-фактур, книг покупок и продаж, первичную документацию, подтверждающие право на возмещение.
  • Уточненная декларация за отчетный период, прошедший более двух лет назад. При этом могут потребоваться документы, соответствующие не только указанному периоду, но и другие, на основании которых составлена новая отчетность.
  • Применяются льготы. Необходимо заранее подготовить документацию, подтверждающую права на заниженные ставки расчета НДС.
  • По данным, представленным контрагентами, организация занижает сумму налога. Выявлены несоответствия, вследствие чего требуется предъявить копии счетов-фактур и других бумаг, на основании которых произведены расчеты. Как правило, рассматривают только несоответствия, занижающие сумму налога к уплате.

Возмещение можно упростить, раскидав суммы по разным периодам. Допустимо заявлять право на вычет в течение трех лет со дня получения. При этом не следует раскидывать сумму из одного счета-фактуры на разные периоды. При возврате товаров ограничение в сроках составляет один год.

В какие сроки производится?

Государством выделено три месяца после подачи декларации в УФНС либо после истечения крайнего срока без предоставления организацией отчетности на проведение камеральной проверки. При этом датой сдачи отчетности считается день отправки заполненного документа в электронной форме. Если декларация не сдана, проверка производится на основании имеющихся данных, представленных контрагентами компании.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

На бумажном носителе подавать декларацию имеют право только налоговые агенты — лица, не имеющие обязанности платить НДС по НК РФ. При аренде муниципальных зданий или проведении других сделок с получением счетов-фактур с выделенной суммой НДС они обязаны сдать декларацию и выплатить налог в бюджет до двадцатого числа месяца, следующим за календарным кварталом. В данном случае подача отчетности в подобном форме не считается нарушением.

Если организация, не являясь налоговым агентом, предоставила декларацию на бумаге, она считается не принятой. И тогда налогоплательщику грозит ответственность по статье 119 НК РФ – уплата штрафа размером 1 000 рублей.

В каких случаях потребуется предоставление дополнительных документов?

Основанием для этого может служить:

  • Несоответствие данных, содержащимся в документах контрагентов организации;
  • Подана декларация на возмещение;
  • Подана уточненная декларация за период двухгодичной давности.

Для этого составляется письменное требование, которое содержит:

  • Статью НК, на основании которой составлено требование;
  • Срок предоставления документов;
  • Перечень документов с указанием реквизитов, налогового периода;
  • Реквизиты проверяемой организации;
  • Мероприятие налогового контроля, к которому относится данное требование (Например, Камеральная проверка за II квартал 2017 года).

Требование вручается лично представителю организации или отправляется заказным письмом, если передать первым способом нет возможности. В этом случае по истечении шести дней оно считается принятым, независимо от того, получил адресат его или нет (пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ).

В список предоставляемых документов входят:

  • Счета-фактуры;
  • Книги покупок и продаж;
  • Первичная документация.

Чаще всего предоставляются заверенные копии (необязательно нотариально), но иногда налоговая инспекция может потребовать оригиналы документов.

Возникают также ситуации, когда инспекция в списке указывает множество дополнительных уточняющих документов – анализ счетов, относящиеся к учетной политике и другие.

Перечень может быть довольно значительным, при этом на предоставление документов выделяется 10 дней. За непредоставление одного или нескольких назначается штраф в размере двухсот рублей за единицу. Можно написать письмо с просьбой продления указанного срока в день получения требования. Ответ налоговая инспекция должна предоставить в течение двух дней.

Вся требуемая документация должна относиться к проверяемому периоду, в противном случае излишне запрошенные можно не предоставлять – ответственность за это законодательством не предусмотрена. Чтобы обезопасить себя от судебного разбирательства и проигрыша в нем лучше сразу отправить в инспекцию пояснение, опираясь на п. 2.8 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 об ограничении на запрашиваемую документацию.

При уплате НДС документов запрашивается гораздо меньше, чем при подаче декларации на возмещение.

На каком этапе производится осмотр территории?

На основании пунктов 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ при выявлении несоответствий в представленных документах может быть принято решение об осмотре складских и производственных помещений компании. Уведомление об этом не отправляется. Для этого инспектор должен предъявить свое удостоверение и мотивированное постановление, утвержденное руководителем налоговой службы.

Осмотр производится в присутствии двух понятых, которыми выступают незаинтересованные лица.

Кроме них могут присутствовать специалисты и представители проверяемой компании. Возможно проведение фото и видеосъемки, создание копий документов.

Отказ в предоставлении доступа оформляется актом, который подписывают обе стороны. При этом налоговая инспекция будет вправе установить размер налога к выплате на основании имеющихся у нее данных по этой организации и аналогичных в схожей компании.

Одним из ограничений права частной собственности на землю является установление публичного сервитута.

Как получить землю в СНТ бесплатно? Пошаговая инструкция описана в нашей статье.

Как взять в аренду землю с правом выкупа? Мы рассказали об этом .

Налоговый мониторинг и камеральная проверка

Налоговый мониторинг – вид контроля, при котором сама компания предоставляет доступ налоговой инспекции к бухгалтерской отчетности и необходимой документации в режиме реального времени. Это позволяет существенно сэкономить время на решении спорных вопросов. Организация может обратиться в налоговую инспекцию для проведения налогового мониторинга в следующих случаях:

  • Когда суммарный НДС за отчетный период превышает 300 000 000 рублей;
  • Объем доходов за предыдущий отчетный год или стоимость активов составляет более 3 миллиардов рублей.

Камеральная проверка при налоговом мониторинге может проводиться:

  • Если представлена сумма к возмещению;
  • При прекращении налогового мониторинга раньше первоначального срока;
  • Представлена декларация с заниженной суммой налога;
  • Проверка производится вышестоящим над отделением налоговой инспекцией органом.

Налоговый мониторинг упрощает взаимодействие организации с государством и может служить достойной альтернативой камеральным проверкам для своевременного контроля верности исчисления НДС.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Андрей Чернов Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.

Камеральная налоговая проверка по НДС проводится специалистами ФНС на основании положений НК РФ. Эта форма мониторинга представляет собой невыездной контроль расчетов налогоплательщиков с бюджетом и проверку корректности, полноты данных отчетности. Если по итогам такой сверки у налоговиков появляются сомнения в достоверности сведений, они имеют право истребовать дополнительные документы.

Камеральная проверка по НДС: основные моменты

Порядок реализации камеральных проверок фискальными органами прописан в ст. 88 НК РФ. Изучение отчетности осуществляется специалистами ФНС без выезда на территорию налогоплательщика, то есть по месту нахождения конкретного подразделения налогового органа. Объектом исследования становится поданная субъектом хозяйствования декларация, которая анализируется с учетом информации о деятельности предприятия или ИП, имеющейся у ФНС из других источников.

Камеральная проверка декларации по НДС не проводится за те периоды, которые попали под налоговый мониторинг. Это правило не работает только в тех случаях, когда в декларационной форме налогоплательщик обозначает сумму НДС к возмещению или мониторинг был досрочно прекращен, а также в ситуациях с поступлением в ФНС уточненной декларации.

Для начала камеральной проверки не требуются специальные разрешения, для этого достаточно факта поступления в ФНС декларации по НДС. Срок камеральной проверки по НДС равен 2 месяцам с момента представления декларации налогоплательщиком. То есть при получении налоговым органом декларации у сотрудников ФНС есть 60 календарных дней для проведения камеральной сверки данных из декларации. Если налогоплательщиком является иностранная организация, сроки камеральной проверки по НДС 2019 в этом случае будут более продолжительными – 6 месяцев с момента представления отчетного документа.

Если налогоплательщик просрочил сдачу декларации по НДС, проверка может быть проведена по данным, имеющимся в распоряжении ФНС в текущий момент. Анализироваться в этой ситуации будет информация о налогоплательщике, сведения из деклараций контрагентов, в которых упоминается конкретный субъект хозяйствования. Сроки камеральной проверки декларации по НДС равны 2 и 6 месяцам, но отсчет может вестись двум способами:

  • отсчет периода проверки с момента представления декларационной формы;

  • отсчет от даты завершения отчетной кампании, то есть 2 месяца отсчитывается со дня истечения срока сдачи декларации (в случае, если декларация не была подана в срок).

Если в период проведения камеральной проверки налогоплательщик сдает другую декларацию по НДС, начатая сверка заканчивается, по факту поступления последнего варианта отчета инициируется новая проверка, которая продлится 2 месяца (или полгода), но отсчет будет вестись от даты поступления последней отчетности.

Если камеральная проверка налоговых деклараций по НДС не вывила нарушений, никакие акты по факту сверки не составляются, налогоплательщик о реализованных мероприятиях не уведомляется. Но в случае выявления признаков, указывающих на нарушение норм НК РФ, специалисты ФНС вправе инициировать продление проверки. Для этого должно быть оформлено решение руководителя налогового органа (или заместителя руководителя). Максимальный период пролонгации проверки составляет 1 месяц, то есть с даты поступления декларации в ФНС по день завершения проверки может пройти не более 3 месяцев.

При выявлении в декларации противоречий, ошибок, неточностей специалисты ФНС могут запросить у налогоплательщика пояснения. Отреагировать на такой запрос надо в 5-тидневный срок. Налогоплательщик в этой ситуации при отсутствии ошибок может ограничиться пояснениями по декларации, их можно подкрепить копиями оправдательных документов, при подтверждении ошибки необходимо внести изменения в декларацию. Пояснения потребуются и при подаче уточненной декларации, в которой сумма обязательств меньше, чем размер налога к уплате в первичном отчете. Пояснительные формуляры подаются в электронном виде через ТКС.

Если камеральная проверка НДС 2019 выявит нарушение налогового законодательства, по итогам такого мониторинга составляется акт. При проверке декларации, в которой заявлен НДС к возмещению, специалисты ФНС вправе оформлять запрос на представление дополнительных документов, которыми налогоплательщик может подтвердить свое право на применение налогового вычета. У иностранных организаций ФНС может истребовать документы, удостоверяющие факт оказания услуг на территории РФ. При этом по каждому информационному запросу от налоговиков субъекты хозяйствования должны оформлять подтверждения о получении.

Методы, доступные специалисту ФНС в ходе камеральной проверки:

  • истребование пояснений;

  • запрос документов;

  • запрос информации у контрагентов;

  • допрос свидетелей;

  • инициирование экспертизы;

  • привлечение к проверке переводчиков;

  • осмотр территории субъекта хозяйствования и отдельных предметов с согласия налогоплательщика.

Целью проверки является обнаружение несоответствий по операциям у контрагентов, неточностей между данными в декларации и в счетах-фактурах. Проверка может выявить фиктивные сделки.

КНП декларации по НДС – что это

Декларации по НДС подаются в ФНС только в электронном формате. Данные о проведенных камеральных проверках этих отчетов также оформляются в электронном виде. Вся информация систематизируется в базе данных ПИК (программно-информационный комплекс) «НДС». «НДС_КНП» представляет собой модуль этой программы, который состоит из информации, собранной на трех уровнях инфоресурсов – местного, регионального и федерального значения. Сведения берутся из деклараций по НДС, сервиса «камеральные налоговые проверки», журналов учета по зачетам, возвратам, досудебным урегулированиям спорных ситуаций. Регламент работы указанной программы представлен в Письме ФНС от 05.05.2014 г. № ЕД-4-15/8603.

Если за отчетный период (например, за II квартал 2011 года) НДС в декларации заявлен к возмещению, для ее камеральной проверки налоговики затребуют дополнительные документы. Недочеты в них могут стать причиной отказа в возмещении налога. Однако, как следует из арбитражной практики, он не всегда правомерен…

Порядок камеральной проверки В ходе проведения «камералки» налоговики вправе запросить документы, подтверждающие соответствие заявленного вычета нормам статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Причем требование инспекции о представлении документов должно быть письменным. Фирма обязана сдать бумаги в течение 10 дней со дня его получения (п. 3 ст. 93 Налогового кодекса РФ). Однако здесь важно отследить сроки.
Если требование датировано числом, выходящим за рамки трехмесячного срока, отведенного на проверку декларации (с момента ее представления), торговая фирма может на него просто не реагировать. Ведь истребовать документы инспекция вправе только в рамках выездной и камеральной проверок (п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ).
Поэтому, если, например, по итогам II квартала 2011 года декларация с заявленным к возмещению НДС подана 20 июля 2011 года, а требование о представлении документов выставлено контролерами после 20 октября, оштрафовать за то, что документы не представлены, нельзя.
Аналогичный вывод следует и из письма Минфина России от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Решение о возмещении налога (если не выявлено нарушений) должно быть вынесено не позднее семи дней по окончании проверки. Причем даже в том случае, если торговая компания нарушила сроки сдачи декларации. На это указано в письме ФНС России от 7 мая 2010 г. № ШС-37-3/1269@. Инспекторы отмечают, что нормы статьи 88 Налогового кодекса РФ не ставят дату начала (и соответственно окончания) камеральной налоговой проверки в зависимость от того, была декларация представлена вовремя или нет.
То есть не важно, что декларация подана с нарушением срока. На ее проверку все равно отводится не более трех месяцев с момента представления (и еще семь дней на принятие решения).
Если организация до окончания срока проведения камеральной проверки подает уточненную декларацию, первичная декларация не отзывается, а просто перестает проверяться (ст. 81 Налогового кодекса РФ). Такие же разъяснения приведены в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-02-08/6.
В то же время документы (сведения), полученные в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля.
Причины отказа в возмещении Назовем наиболее частые причины отказа фискалов в возмещении налога. >|Воспользоваться правом на возмещение налога фирма может в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором это право возникло (п. 2 ст. 173 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09).|< Ошибки в оформлении документов по импортным товарам Отказать в возмещении НДС импортерам налоговики могут по следующим основаниям. Во-первых, если номера ГТД, приведенные в счетах-фактурах, отсутствуют в базе ПИК «Таможня». Но судьи отмечают, что ПИК «Таможня» не является общедоступной базой. И если таможенные декларации, по которым ввозился товар, в ней не указаны, это не может служить основанием для отказа в вычете. А если заявитель не сам ввозил товар, он вообще отвечает только за соответствие номеров ГТД сведениям, полученным от поставщика (постановление ФАС Московского округа от 22 июля 2010 г. № КА-А40/7444-10).
Во-вторых, отказ в возмещении может произойти в ситуации, когда таможенный налог был уплачен третьим лицом. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2009 г. № А56-19407/2009 суд пресек попытки налоговиков отказать фирме в вычете «ввозного» НДС из-за оплаты таможенных платежей не со счета компании.
Чтобы избежать подобных претензий инспекторов, следует иметь в наличии, в частности:
– договор о такой оплате, предусматривающий, что таможенные платежи вносит третье лицо;
– выписки банка о перечислении торговой фирмой денег на расчетный счет третьего лица;
– чеки об уплате таможенных платежей с таможенной карты третьего лица;
– копии таможенных деклараций.
И, наконец, отказ в вычете возможен, если не представлены товаросопроводительные документы (например, коносаменты, СMR). Однако Налоговый кодекс РФ не содержит специальных требований к объему и виду «первички», являющейся основанием для принятия на учет импортированных товаров. Переход права собственности на такой товар определяется контрактом.
Как правило, это происходит на дату выпуска товара в свободное обращение таможенными органами РФ в пункте поставки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2009 г. № А56-19407/2009).
То есть для принятия таких ценностей к учету достаточно таможенной декларации. А для записей в книге покупок необходимы еще и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на таможне.
Ошибки в счетах-фактурах На практике налоговики указывают на следующие ошибки, которые препятствуют возмещению налога.
1. В документе содержится несуществующий ИНН поставщика. Причем суды в этом вопросе, как правило, поддерживают инспекторов (постановление Президиума ВАС РФ от 1 февраля 2011 г. № 10230/10). Поэтому тщательно проверяйте реквизиты счета-фактуры, например запросив выписку из ЕГРЮЛ или проверив данные контрагента на сайте ФНС России.
2. Счет-фактура подписан неуполномоченным лицом. Хотя, если налогоплательщик не знал, что счет-фактура со стороны контрагента подписан неуполномоченным лицом, данный факт является основанием для признания покупателя добросовестным (см., например, постановления ФАС Московского округа от 31 января 2011 г. № КА-А40/17003-10, ФАС Уральского округа от 25 августа 2010 г. № Ф09-6772/10-С3).
Тем не менее, если поставщик новый и сумма сделки значительна, нелишним будет в рамках проявления должной осмотрительности, помимо выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), свидетельств о госрегистрации и постановки на налоговый учет, запросить у контрагента еще и копию внутреннего документа на право подписи счетов-фактур.
3. В счете-фактуре отражена неверная ставка налога. На обязанность покупателя проверять ставку НДС, указанную в полученном счете-фактуре, обратил внимание и Президиум ВАС РФ в постановлении от 23 ноября 2010 г. № 9657/10. Поэтому при малейшем сомнении в размере ставки, примененной поставщиком, запросите у него необходимые документы, например подтверждающие льготу.
4. Юридический адрес поставщика, приведенный в счете-фактуре, не соответствует тому, который отражен в договоре. Хотя, по мнению судей, такое несоответствие не является существенным нарушением в оформлении счетов-фактур (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 г. № А41-9387/09).
Нереальность сделки Еще одна распространенная ситуация, связанная с отказом в возмещении НДС, – это утверждение налоговиков о нереальности сделки. Но, как показывает практика, решения судов по таким спорам в большинстве случаев выносятся в пользу компаний. Если инспекторам не удалось доказать, что хозяйственные операции между фирмой и ее партнером действительно не совершались (то есть сделки были фиктивными), считается, что имела место реальная предпринимательская деятельность. Значит, зачет «входного» налога правомерен. Аналогичные выводы следуют, в частности, из определения ВАС РФ от 29 ноября 2010 г. № ВАС-15411/10, постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 5 июня 2008 г. № Ф08-3098/2008, ФАС Московского округа от 28 января 2010 г. № КА-А40/15468-09.
Но нужно помнить, что судьи поддержат налоговиков, если будет установлено, что действия фирмы были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, а сделки на самом деле были фиктивными.
Подтверждением этому может служить постановление ФАС Поволжского округа от 17 января 2008 г. № А55-6925/2007, в котором рассмотрена следующая ситуация. И у поставщиков торговой фирмы, и у нее самой не имелось складских помещений и транспорта. Значит, они не могли быть грузополучателями и грузоотправителями товаров. Кроме того, контрагенты торговой компании были зарегистрированы по поддельным документам, налоговую отчетность не представляли, занимались обналичиванием денег. Оценив совокупность данных обстоятельств, судьи пришли к выводу о фиктивности заключенных сделок и получении необоснованной налоговой выгоды.
Отказ можно обжаловать По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции может вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении компании к ответственности. Одновременно с этим принимается одно из решений:
– о возмещении всей заявленной суммы налога;
– об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению;
– о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению;
– об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
При этом знайте, что налоговый орган, принимая решение об отказе в возмещении НДС, в любом случае обязан предоставить фирме возможность:
– участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя;
– представить объяснения.
Но возникает еще один вопрос: можно ли решение об отказе в возмещении НДС (полностью или частично) сразу обжаловать в суд или необходимо соблюсти досудебный порядок и обратиться сначала в вышестоящий налоговый орган?

>|Процедура досудебного обжалования (в вышестоящем налоговом органе) обязательна только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ).|<
Учитывая, что отказ в возмещении основан на решении о привлечении (об отказе в привлечении) фирмы к ответственности (то есть не является самостоятельным решением), на него распространяется обязательный досудебный порядок обжалования (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2010 г. № А19-5572/10, ФАС Волго-Вятского округа от 17 мая 2010 г. № А43-22035/2009).
Хотя есть и противоположные судебные решения по данному вопросу, согласно которым решения об отказе в возмещении можно сразу же обжаловать в суд. Подтверждают это постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2010 г. № А70-8627/2009, ФАС Поволжского округа от 25 мая 2010 г. № А55-34141/2009.

Делаем выводы Подавая декларацию с заявленным правом на возмещение налога, надо быть готовым к истребованию большого количества «первички» и соблюдать следующие правила.
Во-первых, по всем заявленным в декларации вычетам у фирмы должны обязательно быть:
– правильно заполненные счета-фактуры от поставщиков;
– бумаги, подтверждающие уплату налога на таможне (если речь идет об импорте товаров);
– первичные документы, подтверждающие принятие товаров к учету (накладные, ГТД, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. п.).
Во-вторых, в случае если положительная разница между вычетами и начисленными суммами образовалась в результате применения налоговой льготы, нужно сразу же приложить к декларации документы, подтверждающие право на ее применение, ведь налоговый орган наверняка их запросит (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ).
В-третьих, компания, разумеется, должна вести облагаемую налогом на добавленную стоимость деятельность.
В-четвертых, необходимо соблюдать должную осмотрительность при выборе контрагентов. Желательно, чтобы у фирмы было полное «досье» на поставщиков (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копии свидетельств о постановке на налоговый учет, приказов о назначении гендиректоров, о полномочиях лиц на подпись счетов-фактур и т. д.).

Камеральная проверка НДС: что нужно знать бухгалтеру

Итак, ей необходимо:

  • в течение шести дней отправить в ИФНС в электронном виде квитанцию о приеме требования (если этого не сделать, то через 10 дней со дня истечения срока ИФНС может заблокировать расчетный счет фирмы);
  • проверить правильность заполнения декларации, сверить запись, отраженную в декларации со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения (даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от ставки и стоимости покупок (продаж)). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;
  • представить уточненную декларацию, если в процессе выполнения предыдущего пункта была выявлена ошибка, приводящая к занижению суммы налога к уплате;
  • представить пояснения с указанием корректных данных (если ошибка не привела к занижению налога к уплате). Правда, здесь чиновники рекомендуют также подать «уточненку», хотя это делать вовсе не обязательно.

Если бухгалтер после проверки не выявил ошибок, то он все равно должен сообщить об этом налоговой инспекции, о чем также сказано в вышеприведенном письме.

Дополнительно к пояснениям бухгалтер может приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Какие документы могут запросить

Третий вариант – когда проверяющие запрашивают документы – является самым неблагоприятным. Понятно, что с представлением документов возрастают риски, что налоговики еще что-нибудь найдут.

Поясним, в каких случаях у компании могут потребовать документы во время камеральной проверки НДС. Перечень таких случаев ограничен:

  1. Компания представила декларацию с суммой налога к возмещению из бюджета. В этом случае налоговая инспекция вправе истребовать документы, которые подтверждают право на вычет НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ). Поэтому на практике бухгалтеры стараются не допускать подобных ситуаций, в чем им помогает законодательно установленная возможность переноса вычета на более поздние сроки.
  2. Сведения, указанные организацией в декларации, не совпадают со сведениями декларации, которую представил в ИФНС контрагент организации. Чтобы привлечь внимание налоговиков, несовпадения должны свидетельствовать о занижении НДС, подлежащего уплате. В этом случае у вас потребуют счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к соответствующим операциям (п. 8.1. ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337). Помимо этого инспекторы могут потребовать и копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (письмо ФНС России от 10.08.2015 № СД-4-15/13914).
  3. Компания применяет льготу по НДС. Такие организации должна быть готовы к тому, что в рамках камеральной проверки у них попросят документы, подтверждающие право на применение льгот. При этом льготами не являются операции, которые не признаются объектом налогообложения или освобождены от него без предоставления преимущества определенной категории лиц. Поэтому налоговики не вправе требовать документы, подтверждающие правомерность исключения таких операций из налоговой базы (письмо ФНС России от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737).
  4. Организация представила уточненную декларацию по НДС по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период (п. 8.3 ст. 88 НК РФ). В этом случае налоговики могут потребовать не только первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях декларации. Придется представить и аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели до и после их корректировки.

Много документов? Сроки можно продлить

На то, чтобы подготовить и представить все запрошенные налоговиками документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если этого времени недостаточно (например, из-за большего объема документов или по причине нахождения бухгалтера в отпуске), то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в ИФНС уведомление, в котором:

  • объясняются причины невозможности представления документов;
  • указывается срок, в который документы могут быть представлены.

Но сделать это нужно достаточно быстро – в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Правда, подача такого уведомления не гарантирует положительного исхода дела, но обычно налоговики идут компаниям навстречу, соглашаясь продлить срок.

О принятом решении ИФНС сообщает фирме в течение двух дней со дня получения уведомления.

НДС начислят, а вычеты не заметят

Ни для кого не секрет, что задача инспектора состоит в том, чтобы выявить ошибки, которые повлекли за собой снижение суммы НДС к уплате.

То есть налоговики, в первую очередь, будут искать операции, не попавшие в налоговую базу, и вычеты, подтвержденные дефектными документами (либо вовсе не подтвержденные соответствующими документами). И вряд ли они обратят внимание на то, что какой-нибудь счет-фактура не был зарегистрирован в книге покупок и, соответственно, его показатели не попали в «налоговые вычеты». Но даже если и обратят на это внимание, то в акте проверки уж точно не отразят, дабы не занижать свои «заслуги» в виде доначисленной суммы налогов и санкций.

Но правы ли они будут? Как показывает судебная практика, вопрос этот спорный.

С одной стороны, применение вычета по НДС – это право, а не обязанность. А о своем праве компании заявляют путем отражения вычетов в декларации. И если вычет не был отражен в «первичной» декларации, то у них есть возможность отразить его в уточненной декларации. Следовательно, фирма не может обязать инспекцию включить в акт неотраженные ею вычеты. Такой вывод сделан, например, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.15 № Ф06-23365/2015, ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2014 № Ф03-1817/2014, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2013 по делу N А56-49359/2011.

В то же время есть судебные решения с противоположным выводом. Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2015 № Ф07-4290/2015 отметил, что наличие у налогоплательщика права на самостоятельное применение вычетов путем их декларирования не освобождает ИФНС от обязанности определения в рамках проверки суммы налогового обязательства, действительно подлежащего уплате в бюджет.

Таким образом, рассчитывать на то, что неучтенные вычеты попадут в акт проверки, все же не стоит, ведь даже у судов на этот счет нет единого мнения.

По итогам проверки — акт. Но не всегда

Если по итогам камеральной проверки ИФНС не выявила фактов нарушения налогового законодательства, то акт не оформляется. И специально о завершении проверки (если речь не идет о декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога по ст. 176.1 НК РФ) организация не уведомляется, поскольку такой обязанности в НК РФ не содержится (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403).

Поэтому если три месяца со дня подачи декларации прошло, и от инспекции не поступило ни требований, ни акта, то можно считать, что «пронесло».

Таким образом, акт будет направлен компании только в случае неблагоприятного исхода проверки.

Если бухгалтер не согласен с выводами акта, то он может составить письменные возражения.

Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налоговая инспекция рассматривает возражения и принимает окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться.

При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

О том, как уточнить сведения по НДС по требованию налоговиков в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 – получить требование и отправить квитанцию в ИФНС, сформировать и отправить пояснения по Разделам 8–12, по контрольным соотношениям показателей декларации и по иным основаниям, — читайте в статье «Пояснения по НДС в рамках камеральной проверки в «1С:Бухгалтерии 8″ редакции 3.0».