Какой НДС

Содержание

Главная — Статьи

Налоговым периодом налога на добавленную стоимость является квартал.
В настоящее время в РФ применяются три налоговые ставки по НДС: 0%, 10% и 18%.
1. НДС определяется по налоговой ставке 0% при реализации:
— товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов;
— услуг по международной перевозке товаров (перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);
— работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
— услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории РФ (ввозимого на территорию РФ), а также услуг по транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом ввозимого природного газа для переработки на территории РФ;
— услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств;
— работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, в товаросопроводительных документах которых указаны пункт отправления и (или) пункт назначения, находящиеся за пределами территории РФ;
— работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
— услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ;
— работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузке (перевалке) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания или иные виды транспорта;
— работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию РФ до таможенного органа в месте убытия с территории РФ;
— услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
— товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
— драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центробанку РФ, банкам;
— товаров (работ, услуг) для пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, — в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок либо если такая норма предусмотрена в международном договоре РФ;
— припасов, вывезенных с территории РФ. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река — море) плавания;
— выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с территории РФ продуктов переработки на территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг);
— построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы соответствующих документов.
Согласно нормам ст. 165 НК РФ, для использования ставки 0% необходимо данное право подтвердить.
При реализации товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы необходимо представить следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы РФ. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии представляется выписка из контракта, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ, иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
5) в случае если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляются:
— контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны;
— копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны;
— выписка банка (копия выписки) и копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки;
— таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа.
При реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору в налоговые органы также представляются:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы РФ;
3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
Документы (их копии) представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), то операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам 10 или 18%.
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику.
НДС определяется по налоговой ставке 10% при реализации:
1. Продовольственных товаров:
— скота и птицы в живом весе;
— мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных);
— молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
— яйца и яйцепродуктов;
— масла растительного;
— маргарина;
— сахара, включая сахар-сырец;
— соли;
— зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
— маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
— хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
— крупы;
— муки;
— макаронных изделий;
— рыбы живой (за исключением ценных пород);
— море- и рыбопродуктов (за исключением деликатесных);
— продуктов детского и диабетического питания;
— овощей (включая картофель).
2. Товаров для детей:
— трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;
— швейных изделий;
— обуви (за исключением спортивной);
— кроватей детских;
— матрацев детских;
— колясок;
— тетрадей школьных;
— игрушек;
— пластилина;
— пеналов;
— счетных палочек;
— счет школьных;
— дневников школьных;
— тетрадей для рисования;
— альбомов для рисования;
— альбомов для черчения;
— папок для тетрадей;
— обложек для учебников, дневников, тетрадей;
— касс цифр и букв;
— подгузников.
3. Периодических печатных изданий, кроме изданий рекламного или эротического характера; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.
4. Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
— лекарственных средств, включая субстанции, в т.ч. внутриаптечного изготовления;
— изделий медицинского назначения.
НДС по ставке 18% во всех случаях, не указанных выше.
Применение расчетного метода при исчислении НДС.
При определении суммы НДС расчетным методом сумма налога определяется процентным отношением налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки, — 10/110, 18/118
Расчетный метод исчисления налога на добавленную стоимость используется в следующих случаях:
1. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ.
Налоговая база увеличивается на суммы:
— полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
— полученные в виде процента (дисконта) по полученным облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центробанка РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;
— полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.
Данные положения не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория РФ.
В налоговую базу не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
2. При получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
3. При передаче имущественных прав, предусмотренных п. п. 2 — 4 ст. 155 НК РФ.
При уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС, или при переходе указанного требования к другому лицу налоговая база определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК.
Налоговая база при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
При передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.
При приобретении денежного требования у третьих лиц налоговая база определяется как сумма превышения суммы доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
При передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база определяется в порядке, установленном ст. 154 НК.
4. При удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 161 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации.
Данная налоговая база определяется налоговыми агентами — организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах, приобретающими на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.
При предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из рыночной цены реализуемого имущества (ценностей), с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
При реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
В случае если в течение 10 лет с момента регистрации судна в Российском международном реестре судов оно исключено из реестра, кроме исключения вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений, или если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога. При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно на момент исключения его из реестра судов.
Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке 18% соответствующую сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет.
5. При реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом, и при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 154 НК РФ.
Налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.
При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога, передаче при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется в аналогичном порядке.
При реализации имущества налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.
При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья налоговая база определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.
При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку по истечении установленного договором срока по указанной цене), финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу, если указанная тара подлежит возврату продавцу.
6. В иных случаях, когда в соответствии с Налоговым кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом.
Если ставка НДС одна, то налоговая база общая. Следует суммарно определять налоговую базу по всем операциям, которые облагаются по одной ставке (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК).

Пример. В течение месяца организация, осуществляющая оптовую торговлю, реализовала 300 микроволновых печей по цене 5 тыс. руб. за штуку (без учета НДС). Кроме того, организация поставила своим покупателям 100 холодильников по цене 12 тыс. руб. за штуку (без учета НДС). Рассчитать сумму НДС, подлежащую к уплате (без учета налоговых вычетов).
Поскольку все товары облагаются по одной ставке НДС в размере 18% (п. 1 ст. 164 НК РФ), рассчитаем налоговую базу суммарно по всем осуществленным операциям:
(5000 руб. x 300) + (12 000 руб. x 100) = 1 500 000 руб. + 1 200 000 руб. = 2 700 000 руб.
Рассчитаем суммарный НДС, подлежащий уплате:
2 700 000 руб. x 18% = 486 000 руб.

Пример. Оптовая организация в течение месяца реализовала:
— 40 шуб по цене 100 000 руб. за шубу (без учета НДС);
— 25 000 мужских галстуков по цене 500 руб. за галстук (без учета НДС).
Кроме того, организация оказала своим клиентам услуги по подбору кадров на общую сумму 85 000 руб. (без учета НДС).
Рассчитаем сумму НДС, подлежащую к уплате:
1. Определим налоговую базу:
(40 x 100 000) + (25 000 x 500) + 85 000 = 5 335 000 руб.
2. Рассчитаем сумму НДС:
5 335 000 руб. x 18% = 960 300 руб.

Рассмотрим ситуацию, когда налогоплательщик реализует товары (работы, услуги), облагаемые по разным ставкам. В этом случае следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК).

Пример. Оптовое предприятие реализовало в налоговом периоде (без учета НДС) 50 принтеров по цене 4000 руб. за штуку. Рассчитаем, какова будет окончательная цена реализованного товара за единицу с учетом НДС:
4000 руб. x 18% = 720 руб.
Следовательно, окончательная цена каждого сканера с учетом НДС составит 4000 руб. + 720 руб. = 4720 руб.

НДС

  • НДС, акцизы
    • Налог на добавленную стоимость (НДС)
    • Акцизы

Порядок взимания НДС и акцизов, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, определяется Таможенным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 ст. 318 и ст. 322 ТК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом являются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ.
Налоговой базой для целей исчисления налога на добавленную стоимость и акциза является таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Вместе с тем, согласно абзацу 3 пункта 1 ст. 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.
В настоящее время вопросы объекта обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом, а также определения налоговой базы при взимании данных видов таможенных платежей урегулированы частью второй Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому применению подлежат положения Налогового кодекса Российской Федерации.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)
НДС также как и таможенная пошлина имеет свои ставки. Однако виды этих ставок отличны от ставок таможенных пошлин.
Во-первых, о разновидностях ставок НДС можно говорить только с количественной стороны. Это 10% и 18%. И, во-вторых, эти ставки применяются к широкому перечню товаров (в отличие от ставок таможенных пошлин, где каждой категории товаров соответствует своя ставка).
Для отдельных категорий продовольственных товаров (скот и птица в живом весе, молоко и молокопродукты, сахар, мука, макаронные изделия и ряд других товаров), а также товаров для детей (трикотажные изделия для новорожденных, подгузники, обувь, игрушки, школьные тетради, тетради для рисования и некоторые другие товары), в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ установлена ставка НДС в размере 10%.
В отношении иных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ применяется ставка НДС в размере 18%.
Налоговая база НДС определяется как сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акциза.
Соответственно, если товар не облагается акцизом и/или ввозной таможенной пошлиной, то суммы данных видов таможенных платежей не включаются в налоговую базу.
Существующие льготы по уплате НДС предоставляются в виде освобождения от НДС либо возврата ранее уплаченных сумм и могут быть разделены по критериям их предоставления в зависимости от:
а) видов ввозимых товаров (необработанные природные алмазы, иностранная и российская валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), акции, облигации, сертификаты, векселя и др.);
б) целей ввоза товаров (товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно — технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, гуманитарная и техническая помощь и др.);
в) таможенного режима (реэкспорт, беспошлинная торговля, таможенный склад, транзит, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона и др.).
АКЦИЗЫ
К подакцизным (облагаемым акцизом) относятся следующие виды товаров.

  1. Спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного.
  2. Спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
  3. Алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов).
  4. Пиво.
  5. Табачная продукция.
  6. Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.).
  7. Автомобильный бензин.
  8. Дизельное топливо.
  9. Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
  10. Прямогонный бензин.

Акциз подлежит уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговая база для исчисления суммы акциза определяется как:

  • объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, если в отношении подакцизного товара установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
  • сумма таможенной стоимости товара и таможенной пошлины, подлежащей уплате за данный товар, если по подакцизным товарам установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров.
Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.
Предусмотрены следующие ставки акцизов:

  • адвалорные (устанавливаемые в процентах к налоговой базе, которая представляет собой сумму таможенной стоимости и таможенной пошлины);
  • специфические (устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля, мотоцикла), например, вина шампанские, игристые, газированные, шипучие — 10 руб. 50 коп. за 1 литр;
  • комбинированные, то есть учитывающие и объем, и стоимость подакцизного товара, а сумма налога (акциза) исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров, но не менее 20 процентов от суммы таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. Например, сигареты с фильтром 65 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 20 процентов.

Сумма акциза при ввозе на территорию РФ нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров. Существуют некоторые особенности в отношении взимания акцизов для товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. Так, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые под режим выпуска для внутреннего потребления (для свободного обращения) подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом). При этом оплата марок является авансовым платежом по акцизам.
Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерациии . Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на территорию РФ, установлена в размере:

  • 0,075 рубля — на табак и табачные изделия;
  • 1,3 рубля без учета НДС — для маркировки алкогольной продукции.

Сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок.
Для акцизов предусмотрен также небольшой перечень льгот, предоставляемых в виде освобождения от их уплаты либо возврата ранее уплаченных сумм. Критериями такого освобождения могут выступать:

  • таможенный режим или специальная таможенная процедура (реэкспорт, транзит, уничтожение, таможенный склад, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля, перемещение товаров физическими лицами
  • стоимость товара (общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей).

Источники информации:

  1. Налоговый кодекс. Часть вторая
  2. Таможенный кодекс РФ;
  3. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. № 1008 «Об акцизных марках»;
  4. Приказ ГТК России от 28 декабря 2000 № 1230 «О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками»;

НДС на продукты питания по ставке 10%

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, по ставке 10% необходимо облагать продовольственные товары, входящие в определенный перечень. При этом для обоснования данной ставки нужно, чтобы наименование продукта было отражено в общероссийском классификаторе продукции (ОКПД2) — для отечественных товаров, или товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — для импортных (письмо Минфина России от 04.07.2012 № 03-07-08/167). Данные коды утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».

Например, продажа сахара облагается по ставке 10% только если код по ОКПД2 или ТН ВЭД ЕАЭС, который указан в его документации, указан в одном из соответствующих Перечней. Если кода в перечне нет, то ставка НДС на сахар составит 20%.

См. также материал «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%».

Обратите внимание! С октября 2019 года ставка 10% применяется в отношении ягод и фруктов, в т.ч. например, арбузов, клюквы, цитрусовых и голубики. А вот пальмовое масло исключено из перечня льготных и теперь облагается по ставке 20%. Подробности см. .

Для обоснования ставки 10% необходимо иметь документ, который будет удостоверять соответствие продукции требованиям технических регламентов — сертификат соответствия или декларацию соответствия (письмо ФНС РФ от 07.12.2011 № ЕД-3-3/4036@, постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2012 № А56-29589/2011). Правда, существует судебная практика, которая говорит о возможности неподтверждения применения данной ставки документально (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2014 № А56-9963/2013, ФАС Московского округа от 13.03.2008 № КА-А40/1415-08).

Налоговая база и сумма налога, исчисленная по ставке 10%, будут отражены в строке 020 (графах 3 и 5 соответственно) декларации по НДС (приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

НДС на продукты питания по ставке 20%

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, по всем остальным продуктам питания (не указанным в пункте 1 указанной статьи) будет применяться ставка 20%. Она же применяется и в случае, если налогоплательщик не сможет обосновать применение ставки 10%.

При заполнении декларации по НДС суммы, полученные от реализации продуктов питания, облагаемых по ставке 20%, и сам НДС будут включены в раздел 3 (строка 010, графы 3 и 5 соответственно).

Когда применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Освобождение от уплаты НДС

НК РФ также предусматривает освобождение от уплаты НДС в случае, если продукты питания произведены или реализуются в столовых образовательных и медицинских учреждений. Данная норма отражена в пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ. При этом для обоснования возможности применения льготы налогоплательщику нужно будет представить подтверждающие документы, например, лицензии на оказание медицинских или образовательных услуг (письмо Минфина РФ от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

Стоимость продуктов питания, освобожденная от начисления НДС, будет отражена по коду 1010232 раздела 7 декларации по НДС.

В случае нахождения налогоплательщика на специальном режиме НДС с реализации продуктов питания уплачивать также не придется. Применяя УСН, налогоплательщик не уплачивает НДС в силу положений п. 2 ст. 346.11 НК РФ, за исключением случаев, когда продукты питания ввозятся на территорию РФ или «упрощенец» выполняет функции агента.

Если налогоплательщик работает на ЕНВД, то он, руководствуясь п. 4 ст. 346.26 НК РФ, использует право на освобождение от НДС при выполнении условий пп. 6–9 п. 2 ст. 346.26 помимо общеустановленных условий применения данного спецрежима.

Применение ставки 0%

При реализации продуктов питания за пределы РФ продавец применяет ставку 0%, согласно п. 1 ст. 164 НК РФ. Для обоснования данной ставки налогоплательщику необходимо представить в течение 180 дней с момента проставления отметки таможенных органов следующие документы:

  • копии договоров с контрагентами;
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов;
  • копию таможенной декларации.

Взамен копий товаросопроводительных/транспортных документов и таможенных деклараций допускается представление их реестров, в т. ч. в электронном виде (п. 15 ст. 165 НК РФ, п. 10 ст. 1 закона от 29.12.2014 № 452-ФЗ «Об изменениях в ст. 165 НК РФ»).

При этом в декларации по НДС необходимо заполнить раздел 4.

Если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20 или 10% и представить декларацию с заполненным разделом 6.

Подробнее см. материал «Что делать, если экспорт не подтвержден в установленный срок».

Итоги

Налогоплательщик, который занимается производством и реализацией продуктов питания, может применять все разнообразие ставок, предусмотренных НК РФ, а также освобождение от уплаты налога. Выбор конкретной ставки или льготы определяется как спецификой деятельности налогоплательщика, так и видом реализуемой продукции. Но для того чтобы воспользоваться пониженными ставками либо правом освобождения от НДС, налогоплательщику нужно быть готовым подтвердить права на данные действия документально.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Завершаем бухгалтерский год

В консультации рассмотрим, как субъекту хозяйствования (далее – СХ) зарегистрироваться плательщиком НДС, в каких случаях нужно осуществлять перерегистрацию и что следует учесть при аннулировании НДС-регистрации.

НДС-регистрация

Кто может быть плательщиком НДС

Плательщиками НДС могут быть лица, соответствующие определениям, приведенным в пп. 14.1.139 НК и п. 1.4 Положения № 1130. То есть это юридические и физические лица, которые являются:

  • плательщиками на общей системе налогообложения;
  • плательщиками единого налога (далее – ЕН) по ставке, предусматривающей отдельную уплату НДС (3 %).

Не могут быть плательщиками НДС единщики первой и второй групп, а также единщики третьей группы, которые уплачивают ЕН по ставке 5 % (пп. 3 п. 297.1 НК).

Что нужно сделать для НДС-регистрации

Для того чтобы стать плательщиком НДС, СХ должен подать в контролирующий орган по своему местонахождению Регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению № 1130, далее – Положение № 1130, заявление).

СХ может подать заявление (п. 183.7 НК, п. 3.5 Положения № 1130):

  • в орган ГФС лично. При этом физлицо или руководитель юрлица (его представитель) должны иметь при себе документ, подтверждающий личность и полномочия (если заявление подает представитель юрлица);
  • средствами электронной связи с соблюдением законодательных требований к электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), если налогоплательщик заключил с органом ГФС договор о признании электронных документов;
  • госрегистратору во время проведения госрегистрации юрлица или предпринимателя. В этом случае регистратор передает электронную копию заявления, изготовленную путем сканирования, в орган ГФС.

Обязательная НДС-регистрация

Если общая сумма от осуществления операций поставки товаров (услуг), подлежащих налогообложению, в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 1 000 000 грн. (без учета НДС), СХ подлежит обязательной регистрации плательщиком НДС (п. 181.1 НК).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/47698-0

На заметку! Действие нормы п. 181.1 НК не распространяется на плательщиков ЕН третьей группы по ставке 5 %. Они могут не регистрироваться плательщиками НДС и в случае большего объема поставок (конечно, если не нарушат условия применения упрощенной системы).

Какие операции включаются в состав налогооблагаемых для целей обязательной НДС-регистрации?

В объем налогооблагаемых операций не включаются операции, которые не являются объектом обложения НДС согласно ст. 196 и 186 НК (если место поставки находится за пределами Украины).

Добровольная НДС-регистрация

СХ, который не подлежит обязательной НДС-регистрации, может зарегистрироваться в качестве плательщика НДС добровольно (п. 182.1 НК).

Срок подачи заявления

При обязательной НДС-регистрации заявление следует подать не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые был достигнут объем налогооблагаемых операций 1 млн грн. (п. 183.2 НК). Например, в декабре 2018 года объем налогооблагаемых поставок СХ превысил 1 млн грн. В этом случае заявление нужно подать не позднее 10.01.19 г.

Если СХ регистрируется добровольно, он подает заявление не позднее чем за 20 календарных дней (далее – к. д.) до начала налогового периода, с которого он планирует стать плательщиком НДС (п. 183.3 НК).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/47698-1

К сведению! Если последний день срока подачи заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, то последним днем срока считается следующий за таким днем рабочий день (п. 183.6 НК).

Какой срок установлен для рассмотрения заявления?

Орган ГФС обязан в течение 3 рабочих дней (далее – р. д.) после поступления заявления внести в Реестр плательщиков НДС соответствующую запись о результатах его рассмотрения (зарегистрировано, отказано в регистрации, предложено подать новое заявление) (п. 183.9 НК, п. 3.16 Положения № 1130).

Дата НДС-регистрации

Дата НДС-регистрации зависит от ситуации. Так, СХ будет считаться плательщиком НДС (п. 183.9 НК):

  • со дня внесения в Реестр плательщиков НДС записи о его НДС-регистрации – в случае обязательной НДС-регистрации;
  • с 1-го числа месяца, который наступает после истечения 20 к. д. со дня подачи заявления, или с 1-го числа желаемого (запланированного) месяца – если НДС-регистрация добровольная. Напомним, в заявлении, которое СХ подает для добровольной регистрации, он может указать желаемую дату регистрации – 1-е число месяца, с которого он хочет быть плательщиком НДС;
  • с 1-го числа календарного квартала, с которого будет применяться ставка ЕН в размере 3 %, – при переходе на уплату ЕН.

Каким образом СХ может получить выписку из Реестра плательщиков НДС?

По запросу СХ (по форме приложения 13 к Положению № 1130) контролирующий орган предоставляет бесплатно и безусловно в течение 2 р. д., следующих за днем получения такого запроса, выписку из Реестра плательщиков НДС. Выписка действует до внесения изменений в Реестр (п. 183. 11 НК).

Также получить информацию из Реестра плательщиков НДС можно на официальном сайте ГФС в открытой части электронного кабинета.

Последствия несвоевременной НДС-регистрации

Если СХ, который подлежит обязательной НДС-регистрации, не подаст в установленный срок заявление, он несет полную ответственность за неначисление и неуплату налоговых обязательств по НДС на уровне зарегистрированного плательщика НДС, но без права на налоговый кредит и бюджетное возмещение (п. 183.10 НК).

То есть налоговые обязательства у незарегистрированного плательщика НДС все равно возникают в полном объеме и начисляются контролирующим органом самостоятельно по результатам проверки, а право на использование налогового кредита по операциям приобретения товаров (услуг) отсутствует.

Кроме того, за неначисление и неуплату в бюджет налоговых обязательств придется уплатить штраф в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства (п. 123.1 НК; ОИР, категория 101.27).

Несет ли незарегистрированный плательщик ответственность за непредставление декларации по НДС?

Нет. Штрафная санкция за неподачу налоговой декларации по НДС в данном случае не предусмотрена. Ведь налоговая отчетность по НДС подается в контролирующий орган лицом, зарегистрированным плательщиком НДС (п. 7 разд. І Порядка № 21).

Переходные операции

Порядок налогообложения переходных операций зависит от правил определения налоговых обязательств. Напомним их:

  • в общем случае налоговые обязательства и налоговый кредит возникают на дату первого события (п. 187.1, 198.2 НК);
  • если расчет за товары (услуги) осуществляется за счет бюджетных средств, налоговые обязательства у поставщика возникают на дату получения оплаты на банковский счет или других видов компенсации (п. 187.7 НК);
  • если налогоплательщик применяет кассовый метод учета НДС (например, согласно п. 187.1, 187.10 НК), тогда датой возникновения налоговых обязательств будет дата получения денег (или других видов компенсации) в счет оплаты поставленных товаров (услуг), а налогового кредита – дата оплаты стоимости (или предоставления других видов компенсации) полученных товаров (услуг).

То есть если событие, на дату которого начисляются налоговые обязательства, произошло:

  • до НДС-регистрации – НДС не начисляется;
  • начиная с даты НДС-регистрации – тогда НДС начисляется.

НДС-перерегистрация

Когда проводится перерегистрация

НДС-перерегистрация возможна в следующих случаях (п. 183.15 НК, п. 4.1 Положения № 1130):

  • при изменении в таких данных налогоплательщика, как код ЕГРПОУ, налоговый номер, наименование предприятия (Ф. И. О. – для предпринимателя), местонахождение (местожительство) физлица. Причем эти изменения не должны быть связаны с прекращением плательщика НДС (кроме случаев, когда плательщик проходит процедуру преобразования);
  • расхождении в записях в Реестре плательщиков НДС.

Что нужно сделать для НДС-перерегистрации

Для перерегистрации СХ должен подать в орган ГФС по месту своей регистрации заявление по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению № 1130, далее – заявление) с отметкой «Перерегистрация».

Если перерегистрация связана со сменой местонахождения, а значит, и сменой органа ГФС, то до окончания года СХ состоит на учете одновременно в органе ГФС (ч. 7 ст. 45 БК):

  • по предыдущему местонахождению (неосновное место учета) – с признаком того, что он является налогоплательщиком до окончания года;
  • по новому местонахождению (основное место учета) – с признаком того, что он станет налогоплательщиком со следующего года.

При этом в органе ГФС по неосновному месту учета СХ до конца года уплачивает НДС на территории этой административно-территориальной единицы, а также подает сюда налоговые декларации. А контролирующий орган, в свою очередь, осуществляет администрирование таких налогов и сборов (п. 7.3 Порядка № 1588).

Срок НДС-перерегистрации

Перерегистрация плательщика НДС осуществляется в течение 3 р. д. со дня получения заявления (п. 4.2 Положения № 1130). Датой перерегистрации является последний день указанного срока или любой день до истечения этого срока по желанию налогоплательщика (указывается в заявлении).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/47698-2

На заметку! В связи с перерегистрацией дата регистрации СХ в качестве плательщика НДС не изменяется (п. 4.2 Положения № 1130).

Оформление налоговой накладной

До даты перерегистрации плательщик НДС при выписке налоговых накладных (далее – НН) использует свои прежние реквизиты. При этом если меняется наименование юрлица, в НН до момента перерегистрации указываются оба наименования (старое и новое) (п. 4.3 Положения № 1130).

Аннулирование НДС-регистрации

Основания для аннулирования НДС-регистрации

Все эти основания приведены в п. 184.1 НК. Причем по основанию, указанному в пп. «а» п. 184.1 НК, НДС-регистрация аннулируется только по заявлению плательщика НДС, а вот по всем остальным основаниям (приведены в пп. «б»–»з» п. 184.1 НК) – как по заявлению плательщика, так и по решению органа ГФС.

Какие условия должен соблюсти СХ, чтобы аннулировать НДС-регистрацию по своему желанию?

Для применения основания из пп. «а» п. 184.1 НК СХ должен соблюдать два условия:

  • быть зарегистрированным как плательщик НДС в течение предыдущих 12 календарных месяцев. Обратите внимание: инициировать аннулирование НДС-регистрации можно по истечении 12 календарных месяцев пребывания в статусе плательщика НДС, начиная со дня, следующего за датой НДС-регистрации (для СХ, вновь зарегистрированных в качестве плательщиков НДС) (п. 5.2 Положения № 1130). Например, СХ, зарегистрированный плательщиком НДС с 01.12.17 г., может подать заявление об аннулировании НДС-регистрации начиная с 02.12.18 г.;
  • общая сумма налогооблагаемых поставок товаров (услуг) без учета НДС по данным налоговых деклараций, поданных в орган ГФС за последние 12 календарных месяцев, не должна превышать 1 000 000 грн.

Когда НДС-регистрация может быть аннулирована на основании пп. «г» п. 184.1 НК?

Аннулирование НДС-регистрации на основании пп. «г» п. 184.1 НК возможно по инициативе органа ГФС, если плательщик в течение 12 последовательных отчетных месяцев подает декларации, в которых отсутствуют поставки (приобретения) товаров (услуг). То есть, если плательщик НДС временно не осуществляет деятельность, но при этом не хочет потерять свой статус, он не должен подавать пустые декларации в течение 12 месяцев подряд. Периодически нужно декларировать какие-либо операции.

Аннулирование НДС-регистрации по инициативе ГФС

В этом случае решение об аннулировании НДС-регистрации СХ должен получить в течение 3 р. д. после дня осуществления аннулирования (п. 5.7 Положения № 1130). При этом решение считается принятым в день его подписания, и эта дата будет являться датой аннулирования НДС-регистрации (п. 184.2 НК, п. 5.6 Положения № 1130). То есть может случиться, что какое-то время СХ будет осуществлять свою хозяйственную деятельность, пребывая в полной уверенности, что он плательщик НДС, а на самом деле таковым уже не является.

Аннулирование НДС-регистрации по решению СХ

Для аннулирования НДС-регистрации по собственному желанию СХ должен подать в орган ГФС по своему местонахождению заявление об аннулировании регистрации (далее – заявление) по форме № 3-ПДВ (приложение 3 к Положению № 1130).

Заявление должно содержать все обязательные реквизиты, подпись заявителя, если плательщик – физлицо, или подпись ответственного или уполномоченного лица, если плательщик – юрлицо, а также печать (при наличии). Если СХ заключил с органом ГФС договор о признании электронных документов, заявление может быть подано в электронном виде с наложением ЭЦП (п. 5.3 Положения № 1130).

Если в заявлении отсутствует какая-либо информация или указана недостоверная информация, орган ГФС может в 10-дневный срок со дня получения заявления обратиться к заявителю с предложением подать новое заявление (с указанием причины неприема предыдущего).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/47698-3

Имейте в виду! Орган ГФС аннулирует НДС-регистрацию только в том случае, если будет установлено, что СХ соответствует требованиям п. 184.1 НК и произвел все расчеты с бюджетом по налоговым обязательствам последнего отчетного периода (п. 5.4 Положения № 1130).

Дата аннулирования НДС-регистрации

Датой аннулирования НДС-регистрации является (п. 184.2 НК):

  • дата подачи заявления или принятия решения об аннулировании НДС-регистрации органом ГФС – при аннулировании на основании заявления СХ;
  • дата принятия решения об аннулировании НДС-регистрации органом ГФС – при аннулировании по решению органа ГФС.

Последствия аннулирования НДС-регистрации

При аннулировании НДС-регистрации СХ сталкиваются с определенными проблемами. И если СХ, которые сами инициируют эту процедуру, могут подготовиться к ней, то при аннулировании по решению органа ГФС ситуация намного сложнее. Рассмотрим подробнее проблемы, которые возникают при этом.

1. Начисление налоговых обязательств согласно п. 187.4 НК.

При аннулировании НДС-регистрации нужно не позднее даты такого аннулирования начислить налоговые обязательства на товары (услуги), необоротные активы, по которым был отражен налоговый кредит и которые не были использованы плательщиком НДС в хозяйственной деятельности до даты аннулирования (п. 184.7 НК). При этом базой налогообложения является обычная цена, соответствующая уровню рыночных цен (пп. 14.1.71, 14.1.219, п. 184.7 НК).

В декларацию по НДС за последний отчетный период нужно включить налоговые обязательства по товарам (услугам), необоротным активам, которые числятся на балансе на дату аннулирования НДС-регистрации, а также по дебиторской задолженности за оплаченные, но не полученные товары (услуги), необоротные активы (ОИР, категория 101.03).

Для начисления налоговых обязательств нужно выписать сводную НН, заполнив ее так (п. 8, 12 Порядка № 1307):

  • в верхней левой части в графе «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причини делается пометка «X» и указывается тип причины «10»;
  • строке «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» – условный ИНН «600000000000»;
  • строке «Отримувач (покупець)» налогоплательщик указывает собственное наименование (Ф. И. О.);
  • строка «Податковий номер платника податку або серія (за наявності) та номер паспорта», предусмотренная для данных покупателя, не заполняется;
  • в графе 2 раздела Б «Опис (номенклатура) товарів (послуг) продавця» указываются даты составления и порядковые номера НН, на основании которых формировался налоговый кредит;
  • графе 4 – «грн.»;
  • графе 10 «Обсяги постачання» – стоимость (часть стоимости) товара/услуги, необоротного актива, на которую начисляется НДС;
  • графы 3.1, 3.2, 3.3, 5–9, 12 не заполняются.

2. Регистрация НН и расчета корректировки (далее – РК) в ЕРНН.

Право на регистрацию НН и РК в ЕРНН имеет только плательщик НДС. Значит, день аннулирования НДС-регистрации является последним днем, когда налогоплательщик может зарегистрировать НН или РК, даже если на этот день еще не истек срок регистрации НН и РК, установленный п. 201.10 НК (ОИР, категория 101.16).

3. Исправление ошибок.

Следует помнить, что исправить ошибки плательщик должен до аннулирования НДС-регистрации, ведь потом он не сможет это сделать: его исключают из Реестра плательщиков НДС (ОИР, категория 101.03).

4. Отрицательное значение и бюджетное возмещение.

Плательщик ЕН при аннулировании НДС-регистрации должен учесть, что остаток отрицательного значения, который не был использован в счет погашения налоговых обязательств последнего отчетного периода (стр. 21 декларации за последний отчетный период), будет потерян, ведь его возврат при аннулировании НДС-регистрации НК не предусмотрен.

А вот сумма бюджетного возмещения, задекларированная по результатам последнего отчетного периода, должна быть получена СХ в установленные ст. 200 НК сроки, несмотря на то, что на дату ее получения СХ уже лишится статуса плательщика НДС (п. 184.9 НК).

5. Возврат излишне уплаченных сумм на электронный счет в системе электронного администрирования НДС (далее – СЭА).

После аннулирования НДС-регистрации налоговые обязательства, подлежащие уплате по итогам декларирования за последний отчетный период, погашаются за счет денежных средств на счете в СЭА (п. 27 Порядка № 569). Если денег на счете в СЭА недостаточно, СХ должен перечислить недостающую сумму с текущего счета. При излишке остаток после зачисления в уплату налоговых обязательств перечисляется в бюджет, а счет в СЭА закрывается.

Таким образом, СХ может вернуть из бюджета излишне уплаченные средства на свой текущий счет, подав в орган ГФС заявление в произвольной форме (п. 43.4, 43.5 НК; п. 27 Порядка № 569).

Порядок налогообложения переходных операций зависит от периода, на который приходится первое событие согласно ст. 187, п. 198.2 НК. То есть если событие, на дату которого начисляются налоговые обязательства, произошло:

  • до аннулирования НДС-регистрации – НДС начисляется;
  • после аннулирования НДС-регистрации – НДС не начисляется.

Выводы

Если объем налогооблагаемых поставок СХ за последние 12 календарных месяцев превысит 1 000 000 грн., он должен будет зарегистрироваться плательщиком НДС в обязательном порядке.

Аннулирование НДС-регистрации может осуществляться как по желанию СХ, так и по решению органа ГФС.

Характеристика объектов обложения НДС

Отсутствие обязанности по начислению НДС

Характеристика объектов обложения НДС

Практически все совершаемые операции в ходе деятельности экономического субъекта, являющегося плательщиком налога, подлежат обязательному начислению НДС. Сюда относят реализацию товаров, передачу ценностей для собственных нужд или выполнение строительно-монтажных работ внутри самого предприятия, а также поступление товаров на территорию РФ из других стран.

Более подробно случаи определения объектов налогообложения представлены в нашем материале «Ст. 146 НК РФ 2017: (вопросы и ответы)».

В процессе ведения хозяйственной деятельности важно понимать, на какие операции необходимо начислять налог, какие документы требуются для подтверждения вычета по НДС и для передачи покупателям.

Информация по этому вопросу года представлена в статье «Что облагается НДС в 2017 году».

Торговые организации нередко проводят рекламные кампании и выдают подарочные сертификаты. Нужно ли начислять НДС при обмене этих сертификатов на товары, читайте в статье «Товар в обмен на сертификат — платить ли НДС?».

Многие фирмы осуществляют строительные работы внутри организации для улучшения собственных материальных условий, не ставя перед собой цели дальнейшей продажи объекта. Имеется ли необходимость по начислению и уплате НДС, если работы выполнялись собственными силами без привлечения сторонних подрядных организаций? Какова позиция представителей официальных органов на этот счет?

Из материала «Что считается СМР для целей НДС» можно получить актуальную информацию, относящуюся к выполнению работ для собственного потребления.

В случае, когда передача товара носит безвозмездный характер, размер объекта налогообложения по НДС рассчитывается по средней рыночной цене. Продавец имеет право учесть сумму входного НДС при соблюдении некоторых условий:

  • товары (услуги) приобретались с целью последующего использования их в налогооблагаемых операциях;
  • они приняты к учету по данным первичной документации;
  • имеется счет-фактура.

Покупатель, в свою очередь, не может принять сумму налога по выставленному счету-фактуре, так как объект по НДС в данном случае отсутствует (п. 2 ст. 171 НК РФ), а сумма налога при учете товара включается в его первоначальную стоимость. Счета-фактуры от продавцов при безвозмездной передаче товара в книге покупок не фиксируются.

Однако не всегда НДС начисляют при передаче товаров, не получая материальной выгоды.

Подробнее об этих случаях можно узнать из публикации «Уплачивается ли НДС при безвозмездной передаче имущества?».

Практически каждое предприятие сталкивается с необходимостью выдачи работникам бланков трудовых книжек или вкладышей к ним. В статье «Минфин напомнил, как быть с НДС и прибылью при выдаче трудовых книжек» рассказывается, почему при выдаче этих бланков нужно начислить НДС. Еще один объект налогообложения по НДС — это передача товаров для собственных нужд внутри самого предприятия (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Но в этом случае необходимо соблюдение некоторых моментов, касающихся в основном появления расходов при определении налога на прибыль.

При каких условиях у организации при передаче товаров для собственных нужд появляется объект налогообложения? Как влияет дальнейшее использование полученного имущества на доходы? При каких обстоятельствах нет необходимости начислять при этом НДС?

Ответы на эти вопросы вы найдете в материале «Передача товаров между структурными подразделениями — не объект по НДС».

Если организация передает имущество в качестве отступного для погашения займа, то у нее возникает обязанность исчислить НДС. Подробнее об этом в наших материалах:

  • «Погашение займа отступным влечет уплату НДС»;
  • «Гасить заем отступным невыгодно для НДС»;
  • «Налоговики разрешат вычет НДС при получении отступного по займу».

Отсутствие обязанности по начислению НДС

Нередко предприниматели задаются вопросами: во всех ли случаях необходимо начислять НДС? При некоторых обстоятельствах объекта налогообложения не возникает. Однако не всегда чиновники имеют единое мнение по одному и тому же вопросу. В таких случаях руководители организаций принимают правильное, на их взгляд, решение самостоятельно; при этом они должны понимать, что могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов.

Пример такого спорного вопроса отражен в материале «Облагаются ли НДС суммы штрафов и неустоек по договорам?».

Еще один неоднозначный момент — передача участнику общества имущества в качестве дивидендов.

Подробнее о мнении на этот счет различных государственных структур можно узнать из материала «Дивиденды имуществом ― позиция ВС РФ 2015».

В некоторых случаях возможно избежать появления объектов налогообложения НДС, если выполнить ряд условий. К примеру, расходы на питание работников можно оптимизировать, если сделать их частью оплаты труда.

Нюансы подобной операции описаны в материале «Как не платить НДС с обедов?».

Для признания условий, при которых возникает необходимость в налогообложении операций по НДС, требуется понимание места реализации товара. П. 1 ст. 146 НК РФ определяет, что объектом налогообложения признаются те товары и услуги, реализация которых совершена на территории нашего государства.

У многих субъектов появляются вопросы по поводу возникновения объекта налогообложения, если отгрузка принадлежащего российской организации товара произошла за пределами РФ. Подробную информацию, касающуюся этой ситуации, вы сможете получить из материала «Платить ли НДС, если товары приобретены за границей и сразу отгружены покупателю?».

Операции по продаже участков земли в пределах территории РФ также подразумевают передачу прав собственности от продавца к покупателю. Но возникает ли при этом необходимость начисления и уплаты НДС? Особенно остро этот вопрос встает при реализации земельных участков, владельцами которых выступают как частные лица, так и государственные структуры.

Какие выводы делают в этом случае чиновники, вы узнаете из материала «Облагается ли реализация (продажа) земельных участков НДС?».

Объектом налогообложения НДС признается множество операций, совершаемых на территории РФ. В то же время и список действий, которые освобождены от налога, достаточно обширен. Учитывая периодические изменения в законодательстве, целесообразно будет следить за новшествами в налоговом праве. Последнюю актуальную информацию всегда можно узнать из материалов рубрики «НДС: объект налогообложения».