Какой налог 150

Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Сумма налога исчисляется с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению (ст. 52 и 54 НК РФ).

Помимо оплаты транспортного налога, для управления автомобилем необходимо купить полис осаго.Каско – это добровольное страхование транспортного средства (ТС) от ущерба, хищения или угона, которое приобретается по желанию владельца ТС. Важно понимать, что ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС перед третьими лицами: выплаты по полису производятся в пользу потерпевшего, а каско – это добровольное имущественное страхование, которое защищает интересы страхователя (выгодоприобретателя) независимо от его вины. Поэтому, в отличиеот ОСАГО, стоимость каско не регламентируются государством, а устанавливаются самой страховой компанией. Купить каско и полис осаго можно в страховых компаниях.

Москва. 25 июля. INTERFAX.RU — Автомобили мощностью свыше 150 л.с., доля которых в общем количестве налогооблагаемого парка машин составляет всего 13%, обеспечивают 55% поступлений транспортного налога, говорится в сообщении Федеральной налоговой службы (ФНС).

Такой категории автомобилей сейчас зарегистрировано 5,1 млн, поступления транспортного налога от них составляют 56 млрд рублей, подчеркивает ведомство.

Оставшиеся 45% поступлений транспортного налога (или 46 млрд рублей) приходится на автомобили мощностью до 150 л.с., которые составляют 87% от общего парка.

Вместе с тем, субъекты РФ могут эти ставки повышать или понижать, но не более чем в десять раз. Кроме того, Минпромторг России ежегодно утверждает список автомобилей с повышенным коэффициентом ставок, который зависит от стоимости и года выпуска машины.

ФНС уточнила, что половину налогооблагаемого автопарка составляют автомобили до 100 л.с. (19 млн машин). За последние четыре года их количество сократилось на 2 млн автомобилей, доля — на 10%.

Доля машин мощностью от 100 до 150 л.с. за последние четыре года выросла с 30% до 40% и составила 14 млн автомобилей.

Пока компания не сняла с учета зарегистрированные на нее транспортные средства, она остается по ним плательщиком транспортного налога. И неважно, что эти транспортные средства списаны, проданы или зарегистрированы за компанией с нарушением законодательства.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Постановление АС Поволжского округа от 04.02.2020 по делу № А49-3734/2019

Истец

Муниципальное предприятие «Автотранс»

Ответчики

Инспекция ФНС России по г. Заречному Пензенской области

Суть дела

Компания получила в пользование автобусы в рамках муниципального контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга). Контракт заключен между лизингодателем, комитетом по управлению имуществом города (лизингополучатель) и компанией (пользователь). По условиям контракта лизингополучатель передает предметы лизинга в пользование компании. И она регистрирует их на свое имя на весь срок лизинга. В ГИБДД автобусы зарегистрированы за компанией как за лизингополучателем. На основании этого компания включила их в расчет транспортного налога.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что автобусы неправомерно зарегистрированы в ГИБДД за компанией. Прокуратурой в адрес ГИБДД вынесено представление об устранении выявленного нарушения. В связи с этим компания представила в инспекцию уточненную декларацию по транспортному налогу, исключив из расчета автобусы, полученные в пользование от комитета по управлению имуществом города.

Заодно компания убрала из декларации транспортные средства, списанные с баланса, а также проданные другим лицам без изменения регистрационных данных. Она считала, что поскольку данные транспортные средства у нее отсутствуют, она не должна платить по ним транспортный налог.

Налоговики решили, что все эти транспортные средства были исключены необоснованно, так как они зарегистрированы за компанией, и доначислили компании налог.

Не найдя поддержки в вышестоящем налоговом органе, компания подала иск в суд.

Решение судей

Суды в удовлетворении исковых требований отказали. Они отметили, что транспортным налогом облагаются объекты, которые являются транспортным средством, то есть соответствуют определенным физическим показателям, и которые зарегистрированы в установленном порядке согласно законодательству РФ.

Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (определения от 29.05.2019 № 1441-О, от 26.04.2016 № 873-О, от 24.12.2012 № 2391-О, от 29.09.2011 № 1267-О-О).

Суды разъяснили, что транспортное средство является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для окончания взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками — юридическими лицами данного налога (кроме угона транспортного средства или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

Поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету транспортных средств, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов. Согласно полученным инспекцией сведениям из ГИБДД, спорные транспортные средства зарегистрированы за компанией. Таким образом, доначисление налога, произведенное налоговиками, является обоснованным.

Суды отвергли довод компании о нарушении ГИБДД правил регистрации, поскольку автобусы были зарегистрированы за компанией как за лизингополучателем. Верховный суд РФ в Определении от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по этому поводу сказал следующее. Когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, на него возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения. И поскольку регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения вышеуказанных действий лежат именно на налогоплательщике. В рассматриваемой ситуации положения контракта не признаны в установленном порядке недействительными. Компания не представила доказательств того, что она обращалась в ГИБДД с заявлением о снятии автобусов с регистрационного учета. Также она не привела объективных причин, препятствующих совершению указанных действий. Поскольку компания продолжает пользоваться автобусами и они зарегистрированы на ее имя, налоговый орган обоснованно доначислил по ним транспортный налог.

Суды также указали, что списание транспортных средств без снятия с учета в регистрирующем органе не освобождает от уплаты транспортного налога. Обязанность по его уплате ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком (Определение Конституционного суда РФ от 24.03.2015 № 541-О).

Продажа компанией транспортных средств другим лицам без изменения регистрационных данных также не является основанием для исключения данных транспортных средств из объектов налогообложения транспортным налогом. Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 юридические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с учета в подразделениях Государственной инспекции, где они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством порядке. Поскольку компания не сняла с учета проданные транспортные средства, она продолжает оставаться по ним плательщиком транспортного налога.

Когда налог можно не платить

В письме от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@ ФНС России указала, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем органе не освобождает налогоплательщика от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. Исключение составляет случай, когда у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета. Такой вывод содержится в Определении Верховного суда РФ от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609.

В этом деле рассматривалась ситуация, когда самолет авиакомпании потерпел крушение. Поскольку самолет был полностью уничтожен, авиакомпания перестала начислять по нему транспортный налог. Налоговики сочли действия компании неправомерными, поскольку самолет оставался зарегистрированным за компанией. Суды этот вывод поддержали. Но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ с таким подходом не согласилась. Она указала, что у авиакомпании были объективные причины, препятствующие снятию самолета с регистрационного учета. Согласно действующему законодательству для исключения самолета из реестра воздушных судов нужен акт списания гражданского воздушного судна, составляемый по результатам осмотра, дефектации, разбора и его утилизации. Но до момента завершения расследования уголовного дела по факту авиационного происшествия авиакомпания не могла составить такой акт, поскольку у нее не было доступа к обломкам самолета.

Судебная коллегия отметила, что в силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги должны иметь экономическое обоснование. Поскольку самолет был полностью уничтожен в авиакатастрофе, у него отсутствуют характеристики объекта налогообложения транспортным налогом. Налоговый орган не представил доказательств уклонения авиакомпании от снятия транспортного средства с учета и не опроверг ее доводы о наличии объективных причин, препятствующих совершению указанных действий. В результате Судебная коллегия отменила доначисление транспортного налога.

С 2015 года в Украине появился новый налог – налог на имущество, в составе которого можно выделить три основных подвида:

  • налог на авто
  • налог на недвижимость
  • налог на землю

Плательщиками данного налога выступают как предприятия, так и физлица, в т.ч . нерезиденты.

Что касается налога на авто (транспортного налога), то стоит упомянуть, что в разные периоды таковыми были:

  • транспортный сбор, который подлежал уплате при перерегистрации автомобиля, а также при техосмотре.
  • сбор за первую регистрацию транспортного средства, которым облагались автомобили при первой регистрации в Украине

В настоящий момент владельцы автотранспорта платят исключительно транспортный налог (налог на авто).

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.
Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

Анна Кравченко

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Транспортный налог или налог на авто

С 2015 года налог на авто подлежал уплате владельцами легкового автотранспорта, возраст которого составлял менее 5 лет и объем цилиндров двигателя которых составляял более:

  • 3000 куб. см – для бензиновых двигателей;
  • 2500 куб см. – для дизельных агрегатов.

С 2016 года правила уплаты налога на авто изменились: налогообложению подлежат автомобили возрастом не более 5 лет с момента производства и рыночная стоимость такого автомобиля превышает 750 минзарплат в Украине.

С 2017 года претерпел изменение стоимостный ценз автомобиля: так с 2017 года налогообложению подлежат автомобили не более 5 лет с момента производства и рыночная стоимость такого автомобиля превышает 375 минзарплат, размер которой установлен на 1 января отчетного года (в 2020 году это 4723 грн.), при этом определение рыночной стоимости автомобиля осуществляет Минэкономики и публикует до 1 февраля такие данные по каждой марке авто в открытом доступе. Для расчета рыночной стоимости используются такие данные: марка, модель, год выпуска, тип двигателя, объем двигателя, тип коробки передач, пробег.

В 2020 году транспортный налог платят владельцы авто возрастом не более 5 лет и рыночной стоимостью не менее 1 771 125 грн.

Кто платит транспортный налог

Плательщиками налога на авто выступают физически лица и предприятия (в т.ч. иностранные), на которые зарегистрирован автомобиль. Обратите внимание, что в довольно распространенных случаях продажи авто по генеральной доверенности – плательщиком налога будет лицо, которое в Реестре МРЕО указано именно собственником.

Ставка налога на авто

Ставка налога в годовом измерении составляет 25 тыс. грн за одну единицу автотранспорта. Следовательно, лицо, владеющее несколькими автомобилями, подпадающими под налогообложение должны оплачивать транспортный налог за каждый автомобиль.

Как платить транспортный налог

Налоговый кодекс установил несколько способов оплаты налога, в зависимости от организационного статуса плательщика налога:

уплата налога с авто физическим лицом

Физическое лицо оплачивает налог на авто раз в год на основании налогового уведомления, которое органы ГНС (по месту регистрации физлица, а для иностранцев – по месту регистрации авто) обязаны отослать плательщику до 1 июля отчетного года на заявленный регистрационный адрес проживания.
Стоит обратить внимание, что налог на авто подлежит уплате в местный бюджет по месту регистрации автомобиля, следовательно в налоговом уведомлении будет не только сумма налога, но и реквизиты банковских счетов местного бюджета.

И хотя с одной стороны, отсутствие налогового уведомления является основанием для неуплаты транспортного налога, но с другой стороны, неуплата налога может грозить санкциями, которые возможно будет оспорить исключительно через суд.
Физлицо обязано оплатить налог в течении 60-ти календарных дней с момента получения налогового уведомления.

Важным в части уплаты транспортного налога является отмена ответственности налогоплательщика за неуплату налога в том случае, если налоговый орган не отправлял либо не вручал уведомление об уплате налога. Тем не менее, орган может насчитать налог в последующие годы, однако не более чем за трехлетний период.

уплата транспортного налога предприятиями

Предприятия самостоятельно либо с помощью бухгалтерских услуг профессиональных компаний рассчитывают налог на авто, зарегистрированные на них состоянием на 1 января отчетного года, и подают налоговую декларацию по месту регистрации автомобиля.

Уплата налога на авто предприятиями осуществляется поквартально пропорциональными частями путем осуществления авансовых платежей ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Что касается уплаты налога на авто физлицами-предпринимателями (СПД), то они оплачивают налог по схеме, аналогичной оплате для физических лиц.

Уплата транспортного налога при продаже авто

Продажа автомобиля физическим лицом

Исходя из трактовки закона, физлица платят налог на авто предоплатой за отчетный год. Потому в случае, продажи автомобиля после уплаты транспортного налога (например, в сентябре) налог не пересчитывается и возврату не подлежит.

Покупка автомобиля физическим лицом

В случае покупки автомобиля в течение года, сумма налога начинает исчисляться с месяца, в котором автомобиль прошел регистрацию. При это налоговый орган обязан в отправить новому владельцу налоговое уведомление о необходимости уплаты налога.

Размер налога составит сумму пропорциональную количеству месяцев владения автомобилем в отчетном году. При этом первым месяцем уплаты налога на авто будет считаться месяц перехода права собственности.

Покупка и продажа авто предприятием

В случае приобретения автомобиля в течении года, декларация подается в течение месяца с момента возникновения права собственности, а сумма налога рассчитывается пропорционально количеству оставшихся в отчетном году месяцев, при этом первым месяцем считается месяц в котором возникло право собственности.

Например, автомобиль куплен в августе, следовательно, общая сумма налога составит: 25000грн./12 мес. итого общая сумма налога на авто в месяц составляет 2084грн/мес. Предприятие приобрело автомобиль в августе, значит до 30 октября необходимо уплатить транспортный налог за август и сентябрь в общем размере 4168 грн., оставшуюся часть за ноябрь-декабрь необходимо оплатить до 30 января в размере 6252 грн.
Аналогичные правила распространяются на предприятия, отчуждающие автомобиль. При этом последним месяцем уплаты налога на авто будет месяц, предшествующий продаже автомобиля.
Рассмотрим пример уплаты налога на авто предприятием. Итак, предприятие состоянием на 01 января 2020 года владеет одним налогооблагаемым автомобилем. Следовательно, до 30 числа месяца следующего за кварталом предприятие должно заплатить 6252 грн. Однако, автомобиль продается в феврале 2020 года. Следовательно, у предприятия возникает переплата налога на авто. Законодательство не предусматривает возврат излишне уплаченного налога.

История налога на авто

До 2015 года глава VIII НКУ устанавливала единственный общегосударственный платеж владельцев авто – сбор за первую регистрацию транспортного средства, которая осуществлялась согласно ст. 34 закона «О дорожном движении». Вспомним, что ранее сбор осуществлялся не только при первой регистрации, но и при перерегистрации, и перед техническим осмотром. А юридические лица вообще платили сбор ежеквартально вне зависимости от наступления события.
Сбор за первую регистрацию транспорта

Плательщиками сбора выступали как физические, так и юридические лица. Объектами сбора являлись такие транспортные средства:

  • колесные транспортные средства;
  • суда;
  • самолеты и вертолеты.,
  • исключения:
  • автомобили скорой медицинской помощи;
  • прицепы (полуприцепы);
  • мопеды;
  • велосипеды;
  • некоторые механизмы и машины для сельскохозяйственных работ;
  • вертолеты и самолеты ВВС;
  • средства, закрепленные на праве оперативного управления за военными учебными заведениями, военными частями, учреждениями и организациями ВС Украины и прочими бюджетными учреждениями.

Как ранее, размер налогов в Украине зависел от мощности транспортного средства.

НКУ устанавливал следующий порядок определения налоговой базы:

  • для колесных транспортных средств (мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, спецавтомобилей и прочих колесных транспортных средств) – в зависимости от объема цилиндров двигателя в см3;
  • для легковых автомобилей с электродвигателем – в зависимости от мощности двигателя в кВт;
  • для судов с двигателем – в зависимости от мощности двигателя в кВт;
  • для судов без двигателя – в зависимости от длины корпуса в см;
  • для вертолетов и самолетов – в зависимости от максимальной взлетной массы.

Разумеется, определение размера налога с автомобиля осуществляется по каждой единице транспорта отдельно.

Для новых транспортных средств независимо от вида закон установил коэффициент в размере 1, то есть сумма налога на автомобили дополнительно не увеличивается.

Для подержанных транспортных средств установлены коэффициенты.

По уплате сбора существовали льготы. От его уплаты освобождались:

  • легковые автомобили для инвалидов с объемом двигателя до 1500 см3, которые приобретены за счет средств государственного или местных бюджетов и (или) переданы инвалидам безвозмездно;
  • транспортные средства домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов, пансионатов для ветеранов войны и труда, детских домов-интернатов, реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, которые финансируются из государственного и местного бюджетов.

Налог на роскошь

Вокруг вопроса о необходимости облагать налогом богатство велись долгие дискуссии. На рассмотрении Верховной Рады находились несколько законопроектов. Каковой бы ни была окончательная редакция закона, транспортные средства были указаны в числе объектов налогообложения. Предлагалось включить в число объектов налогообложения следующие транспортные средства:

  • легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 3990 см3 (кроме подержанных);
  • мотоциклы с объемом цилиндров двигателя более 995 см3 (кроме подержанных);
  • суда с регистрацией в Судовой книге Украины или Государственном судовом реестре Украины, оснащенные подвесным или стационарным двигателем (двигателями) мощностью свыше 75 кВт (кроме подержанных);
  • вертолеты и самолеты, с регистрацией в Госреестре гражданских воздушных судов Украины (кроме подержанных).

Предполагалось, что налог на роскошь будет взимается единожды при покупке транспортного средства или ввозе его на таможенную территорию Украины. В отношении транспортных средств как предмета роскоши налогоплательщиками выступали физические лица. Авторы законопроекта предлагали установить налог по ставке в 40% от стоимости приобретенного транспортного средства.