Какое образование у инженера

Источник: сайт «Zhobalau.kz»

19 апреля 2014 года на сайте Министерства национальной экономики Республики Казахстан опубликован приказ председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управлению земельными ресурсами Министерства национальной экономики №90-НҚ от 29.03.2016г., которым утверждается «Сборник тестовых вопросов для аттестации инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства».

Тестовые вопросы разделены на следующие специализации:
— Проектирование:
— Главный архитектор проекта;
— Главный инженер проекта;
— Главный конструктор (инженерные сети);
— Главный конструктор (несущие и ограждающие конструкции);
— Главный конструктор (технологическое оборудование);
— Главный конструктор (транспортное строительство);
— Ведущий инженер проектировщик (технологическое оборудование);
— Ведущий инженер проектировщик (транспортное строительство – автомобильные дороги и аэродромы);
— Ведущий инженер проектировщик (транспортное строительство – железные дороги);
— Ведущий инженер проектировщик (инженерные сети – водоснабжение и водоотведение);
— Ведущий инженер проектировщик (инженерные сети – нефть и газ);
— Ведущий инженер проектировщик (инженерные сети – связи и АСУТП);
— Ведущий инженер проектировщик (инженерные сети – теплогазоснабжение и вентиляция);
— Ведущий инженер проектировщик (инженерные сети – электрические сети и системы);
— Ведущий инженер проектировщик (несущие и ограждающие конструкции – строительное проектирование);
— Ведущий инженер проектировщик (несущие и ограждающие конструкции – гидротехнические сооружения);

— Строительно-монтажные работы:
— Главный инженер;
— Начальник производственно-технического отдела;
— Начальник участка (инженерные сети);
— Начальник участка (несущие и ограждающие конструкции);
— Начальник участка (транспортное строительство);
— Производитель работ (инженерные сети – водоснабжение и водоотведение);
— Производитель работ (инженерные сети – нефть и газ);
— Производитель работ (инженерные сети – связи и АСУТП);
— Производитель работ (инженерные сети – теплогазоснабжение и вентиляция);
— Производитель работ (инженерные сети – электрические сети и системы);
— Производитель работ (несущие и ограждающие конструкции);
— Производитель работ (технологическое оборудование);
— Производитель работ (транспортное строительство – автомобильные дороги и аэродромы);
— Производитель работ (транспортное строительство – железные дороги);
— Производитель работ (транспортное строительство – мосты и тоннели);
— Мастер (инженерные сети – водоснабжение и водоотведение);
— Мастер (инженерные сети – нефть и газ);
— Мастер (инженерные сети – связи и АСУТП);
— Мастер (инженерные сети – теплогазоснабжение и вентиляция);
— Мастер (инженерные сети – электрические сети и системы);
— Мастер (несущие и ограждающие конструкции);
— Мастер (технологическое оборудование);
— Мастер (транспортное строительство – автомобильные дороги и аэродромы);
— Мастер (транспортное строительство – железные дороги);
— Мастер (транспортное строительство – мосты и тоннели);

В тестах по каждой специализации – 100 вопросов.

Рекомендую скачать себе на компьютер эти тестовые вопросы – иногда ссылки на сайте Министерства национальной экономики не работают.

Ссылка для скачивания тестовых вопросов для аттестации ИТР

Материалы по данной теме:

Статья на сайте о введении понятия инженерно-технического работника

Реестр аккредитованных аттестационных центров по аттестации ИТР

Статья на сайте о Правилах аттестации ИТР

Статья на сайте об аккредитации аттестационных центров по аттестации ИТР

Статья на сайте о Стандарте государственной услуги «Аккредитация аттестационных центров по аттестации ИТР»

Статья на сайте о Регламенте государственной услуги по аккредитации аттестационных центров по аттестации ИТР

В былые времена каждый школьник прекрасно знал о престижности и качествах работы инженера. В наше время эта профессия остается востребованной, но преобладают более экономические должности и работа, связанная с информационными технологиями. Но все же деятельность инженера остается важной для развития практически всех отраслей и экономики страны в целом. Она включает в себя большое количество различных отраслей и разделяется на категории инженеров. Таким образом, инженеры имеют большую возможность карьерного роста с самого низа предприятия до главных руководящих должностей.

Основное отличие людей, выбравших профессию инженера, – это наличие аналитического мышления, хорошие теоретические и специальные прикладные знания, которые ориентируются на максимально быстрое применение на практике. Успешная работа зависит от хорошего общего технического образования широкого профиля.

Эта профессия предполагает большое количество изобретений и открытий. Она включает в себя различные категории инженеров. Основная задача – разработка комплексного процесса. Инженеры нужны во всех современных отраслях деятельности.

Должностные обязанности инженера

В обязанности инженера входит очень много различных мероприятий, среди которых стоит уделить особое внимание следующим:

  • Выполнение своих обязанностей с использованием вычислительной техники, коммуникации относительно научно-технической деятельности, касающейся строительства, информационного обслуживания. Также это относится к организации труда, производства и управления и много другого, наподобие метрологического обслуживания и технического контроля.
  • Разработка методической, нормативной и технической документации, кроме того, продвижение предложений и мероприятий относительно осуществления программ и проектов

.

  • Проведение технико-экономического анализа, который комплексно объясняет, почему принимается то или иное решение, осуществляется его реализация. инженер 1 категории
  • Поиск методов сокращения цикла работы, помощь в подготовительных мероприятиях перед началом процесса реализации, во время самого процесса и на его завершающих стадиях.
  • Обеспечение всех структур необходимыми элементами для реализации принятых решений, начиная от документов и заканчивая оборудованием. Участие в исследованиях, создании проектов и программ.
  • Участие в мероприятиях, которые связаны с испытаниями оборудования, а также с внедрением его в эксплуатацию или на рынок. Подготовка всех необходимых заключений, отзывов и прочего, что понадобится для завершающей стадии реализации проекта.
  • Изучение и анализ информации, технических данных и показателей труда.
  • Обобщение, систематизация, составление расчетов относительно этой информации при помощи современной электронно-вычислительной техники.
  • Составление заказов, инструкций, графиков труда, схем, карт, ведение отчетности и установление сроков работы, а также ведение иной технической документации.
  • Оказание практической и методической помощи в процессе реализации программ, планов, проектов и договоров.
  • Осуществление надзора и экспертизы над готовыми изделиями и оборудованием.
  • Контроль соблюдения установленных правил и параметров. Организация повышения квалификации сотрудников с научной и технической стороны.
  • Проявление инициативы в творчестве, рассмотрение изобретений, внедрение новых методов работы и усовершенствование продукции и процесса ее создания.
  • Влияние на улучшение организации и повышение эффективности работы предприятия.

    Характер работы

    В обязанности инженеров входит применение теорий и принципов разнообразных наук в экономических и технических решениях многих проблем. Они связывают научные открытия и разработки с их практическим применением. Это происходит посредством руководства производственными участками в различных сферах. Их деятельность затрагивает самые разные этапы производства. Все зависит от категории инженеров. Инженерные специальности имеют очень много ответвлений.

Для работы в различных отраслях они получают особые знания и умения. Для работы в основном используются современные компьютерные технологии, благодаря которым испытываются производственные продукты, проектируются системы, рассчитывается и анализируется их продуктивность.

Условия работы

Инженеры требуются на промышленных предприятиях, в лабораториях, в строительстве, в сельском хозяйстве, в научно-исследовательских центрах, для проведения широкого спектра работ. В зависимости от сферы, в которой они работают, они либо находятся постоянно в офисах, либо часть рабочего дня проводят на объектах. Для некоторых направлений инженерии требуется выезд на далекое расстояние от офиса, чтобы изучить тот или иной объект.

Квалификация

Для получения профессии необходимо получить высшее техническое образование в специализированном учреждении. С учетом гибкости специальности, получив образование в одной области, можно найти работу в смежных областях. Во время учебы инженеры получают теоретические, практические и научные знания. Трудовая деятельность зависит от категории инженеров и начинается с выполнения простых задач. Только после знакомства с производством переходят к решению более серьезных проблем. Эта профессия дает возможность пройти очень высокий карьерный рост.

Обязанности инженера-конструктора и проектировщика

Инженер-конструктор категории высшей должен разрабатывать эскизные теоретические и рабочие проекты изделий. После чего составлять техническую документацию к конструкциям, которые он разработал. Он проводит патентные исследования, занимается определением показателей технического уровня изделий, которые он спроектировал. Конструктор принимает участие в подготовке и сдаче в эксплуатацию изделий. Иногда в его обязанности входит взаимодействие с представителями других организаций, чтобы выполнить свои функциональные обязанности. Ниже будет описано, какие категории инженеров нужны для выполнения тех или иных обязанностей.

Инженер-проектировщик, в свою очередь, разрабатывает отдельные части проекта, принимает участие в сборе данных для проектирования. Он может контролировать создание проектируемых конструкций или объектов.

Инженер-проектировщик (без опыта работы)

У инженера-проектировщика без опыта работы должно быть образование минимум среднее, он должен уметь пользоваться персональным компьютером и знать программу AutoCAD. В его обязанности входит прорисовка объектов и работа с готовой базой элементов.

III категория

Требования к инженеру-проектировщику третей категории заключаются в дипломе, свидетельствующем о его высшем образовании. Инженер 3 категории должен знать и уметь пользоваться нормативной документацией, уверенно использовать программы AutoCad и Microsoft Office, а также иметь опыт работы. В его обязанности входит участие в проектировании объектов, а также возможность быстро делать чертежи разной сложности.

II категория

Среди требований к инженеру-проектировщику второй категории – диплом о высшем профильном образовании, опыт работы с необходимыми компьютерными программами, а также опыт работы в проектировании должен быть не менее двух лет. Кроме того, инженер 2 категории обязан знать и уметь использовать нормативную документацию, а также опыт его работы на высоких инженерно-технических должностях должен составлять не менее двух лет. В его обязанности входит разработка схем и планировка объекта, построение профилей, картограмм, также он ведет расчет объема работы.

I категория

Инженер 1 категории должен закончить профильное высшее образование, пользоваться компьютером и всеми важными программами, нормативной документацией, а также иметь стаж работы проектировщиком второй категории не менее двух лет. В его обязанности входит разрешение технических вопросов по объектам, которые за ним закреплены, а также подготовка заданий для осуществления решений. Он должен разрабатывать всю необходимую документацию и составлять задания, контролировать правильность построения чертежей и контролировать нормативные моменты.

Ведущий инженер-проектировщик

К требованиям к ведущему инженеру-проектировщику относится следующее: он должен закончить высшее профильное образование, уметь использовать нормативную документацию. Кроме того, у него должен быть опыт работы самостоятельного ведения проекта не менее трех лет. Инженер высшей категории должен знать оборудование, которое используется на производстве, а также иметь опыт в общении с подчиненными, с подразделениями производства и регулятивными органами. инженер конструктор категории.

В его обязанности входит разработка проектов, коммерческих предложений и технических заданий, спецификаций и смет. Он должен проводить надзор за проектируемыми объектами, которые осуществил инженер 1 категории, и контролировать сроки сдачи проекта.

Главный инженер проекта

Требования к главному инженеру заключаются в высшем профессиональном образовании, опыте работы главным инженером не менее трех лет. Он должен уже иметь опыт не только в создании крупных объектов, но и в прохождении экспертиз, уверенно пользоваться компьютером и идеально знать все необходимые программы.

В его обязанности входит руководство над группой имеющих разные категории инженеров-проектировщиков, проверка документации и ее согласование, полное ведение и экспертиза проекта, надзор за работой, оценка стоимости и подготовка документации, а также общение с представителями заинтересованных организаций.

По карьерной лестнице в этой сфере дальше идет должность главного инженера. Именно он контролирует все проекты на предприятии и занимается осуществлением контроля над деятельностью остальных представителей этой профессии.


Инженер — это специалист в области инженерии, который умеет сочетать изобретательство, научные и математические знания для поиска новых решений технических проблем. Профессия инженера не легкая, но интересная и захватывающая. Ведь это специалист, который умеет придумывать и создавать новые технологические решения и оптимизирует уже существующие технологии. Главное в профессии инженера – создавать новейшие технологические разработки, которые будут приносить пользу для людей, предприятий и различных сфер жизни.

Профессия инженера очень востребована на современном рынке труда, ведь действительно квалифицированных кадров не хватает, а рабочих мест с каждым годом все больше.

Описание профессии

Инженер — это универсальный специалист, который нужен в различных областях деятельности и производствах, где используются точные науки. Наиболее востребованы инженеры в строительстве, научно-исследовательских организациях, космонавтике и авиации, военной сфере.

Среди общего перечня направлений деятельности принято выделять четыре основных направления:

  • Инженер-конструктор – специалист, занимающийся проектированием механизмов, приборов и деталей;
  • Инженер-технолог – работает над оптимизацией производственного процесса и занимается улучшением производства, выявляет слабые звенья;
  • Инженер-экономист – выполняет анализ экономических показателей и планирует пути улучшения;
  • Инженер-организатор – работает в области хозяйственной промышленности.

Профессия инженер требует от специалиста определенных личных качеств. Такой работник должен хорошо разбираться в технических вопросах, математике и уметь проводить углубленный анализ. Именно эти качества считаются залогом и важным условием качественного выполнения поставленных задач. Для инженера также важно:

  • Иметь развитую пространственное воображение;
  • Владеть техническим мышлением;
  • Быть наблюдательным;
  • Четко выполнять прямые обязанности.

Еще один важный момент в работе инженера — это большой творческий потенциал. Такой специалист должен самостоятельно уметь принимать взвешенные, обоснованные и грамотные решения.

Профессия инженера имеет несколько видов:

  • Инженер-механик – занимается созданием и совершенствованием уже существующих моделей машин и оборудования;
  • Инженер-физик – создает новые технологические открытия на основе знаний о физических свойствах и законы;
  • Биоинженер – выполняет новые технологические открытия в экологии и медицине;
  • Инженер-эколог – с помощью компьютерных технологий создает разработки для защиты окружающей среды;
  • Военный инженер – занимается разработками в военной области, ищет пути автоматизации военной техники;
  • Программист – создает программы и алгоритмы, необходимые для автоматизации технических процессов;
  • Инженер-строитель – занимается проектированием дорог, мостов и зданий различного назначения;
  • Инженер-сметчик – выполняет подготовку сметы, проверяет стоимость выполненных работ, договаривается о ценах, ведет акты завершенных работ;
  • Инженер-химик – создает новые и совершенствует имеющиеся нормы, на основе которых происходит производственный процесс;
  • Инженер-электрик – разрабатывает, настраивает, проектирует и совершенствует технологии, которые работают от электросистем и занимается налаживанием теплоснабжения.

Перспективы трудоустройства

Как показывает практика, инженер может работать в любой отрасли и на любой должности. Мы перечислим направления, в которых инженеры являются наиболее востребованными:

  • Строительные фирмы, организации;
  • Научные учреждения, которые занимаются поиском и исследованием новейших технологических решений;
  • Производство и предприятия;
  • Пищевые компании.

Обязанности

Инженер – профессия, которая имеет универсальный характер, поэтому такой специалист выполняет разноплановые задачи. Основные из них перечислим:

  • Заполнение документов, отчетов;
  • Внедрение научных достижений на производствах и предложений, которые помогают рационализировать производственный процесс;
  • Решение разноплановых задач на производстве;
  • Проведение технического и экономического анализа полученных данных;
  • Проведение испытаний новейших устройств и принятия решения об использовании их на производствах;
  • Разработка проектов, программ развития, подготовка технической документации, нормативных документов;
  • Проведение научных исследований и испытаний;
  • Ведение информационной базы;
  • Проектирование;
  • Технический надсмотр за оборудованием и др.

Как стать инженером?

Для того, чтобы получить должность инженера, нужно обязательно иметь документ о высшем профильном образовании. Качественное образование в области инженерии можно получить в передовых технических университетах нашей страны и по всему миру. Учебные программы специальностей «Механическая инженерия» и «Электрическая инженерия» являются наиболее универсальными, ведь охватывают практически весь спектр производственных отраслей. Также актуальны такие специальности, как «Инженерия и программирования телекоммуникаций», «Инженерия логистических систем», «Инженерная экология и ресурсосбережение», «Радиосистема инженерия», «Инженерия и нанотехнологии открытий», инженерно-физические и инженерно-химические факультеты, химические технологии и инженерия, инженерия программного обеспечения, биомедицинская инженерия и др.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
(утвержден постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

Должностные обязанности. Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, используя средства автоматизации проектирования, передовой опыт разработки конкурентоспособных изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц. Проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых изделий. Составляет кинематические схемы, общие компоновки и теоретические увязки отдельных элементов конструкций на основании принципиальных схем и эскизных проектов, проверяет рабочие проекты и осуществляет контроль чертежей по специальности или профилю работы, снимает эскизы сложных деталей с натуры и выполняет сложные деталировки. Проводит технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, а также расчет рисков при разработке новых изделий, составляет инструкции по эксплуатации конструкций, пояснительные записки к ним, карты технического уровня, паспорта (в том числе патентные и лицензионные), программы испытаний, технические условия, извещения об изменениях в ранее разработанных чертежах и другую техническую документацию. Изучает и анализирует поступающую от других предприятий конструкторскую документацию в целях ее использования при проектировании и конструировании. Согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, представителями заказчиков и органов надзора, экономически обосновывает разрабатываемые конструкции. Участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций выпускаемой предприятием продукции, в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в работах по совершенствованию, модернизации, унификации конструируемых изделий, их элементов и в разработке проектов стандартов и сертификатов. Дает отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся отдельных элементов и сборочных единиц.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся конструкторской подготовки производства; системы и методы проектирования; принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства; перспективы технического развития предприятия; оборудование предприятия, применяемую оснастку и инструмент; технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым; стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации; технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации; средства автоматизации проектирования; современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; методы проведения технических расчетов при конструировании; применяемые в конструкциях материалы и их свойства; порядок и методы проведения патентных исследований; основы изобретательства; методы анализа технического уровня объектов техники и технологии; основные требования организации труда при проектировании и конструировании; основы технической эстетики и художественного конструирования; основы систем автоматизированного проектирования; передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции; основы экономики; организации труда и управления; основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.
Инженер-конструктор I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-конструктора II категории не менее 3 лет.
Инженер-конструктор II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-конструктора или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.
Инженер-конструктор III категории: высшее профессиональное (техническое) образование и опыт работы по специальности, приобретенный в период обучения, или стаж работы на инженерно-технических должностях без квалификационной категории.
Инженер-конструктор: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-конструктора I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

Профессии бывают модные, а бывают на все времена. Какой себя посвятить, каждый решает сам, а кто уже решил и благополучно освоил выбранную специальность, как раз в эти дни получает заслуженные дипломы и отправляется применять знания на практике. Все это, конечно, радостно… и вместе с тем грустно, ведь студенчество, как известно, — пора веселая и мало кто хочет с ней прощаться.

Двойной выпуск

Выпуск этого года для многих университетов и академий будет уникальным. Дело в том, что именно на 2015-й приходится последний выпуск специалистов и первый выпуск бакалавров. Для тех, кто не в курсе: раньше отечественные вузы готовили профессионалов за пять лет, после чего молодой человек получал диплом и отправлялся работать по полученной специальности; четыре года назад по указу министерства образования и науки вузы перешли на так называемую «двухуровневую» систему. Первый уровень — бакалавриат — для большинства специальностей (или как теперь говорят, направлений подготовки) продолжается четыре года. Студентам, благополучно прошедшим обучение, выдается диплом бакалавра, с которым уже можно идти работать. Те же, кто решит копнуть науку глубже, могут продолжить обучение на втором уровне — в магистратуре. Последний набор студентов по старой системе подготовки проводился в 2010 году, а первый набор по новой — в 2011-ом. В этом году дипломы получают и те, и другие — первые, окончив пять курсов и став специалистами, вторые — проучившись четыре года и став бакалаврами.

«Двойной» выпуск в этом году и в ульяновском политехе. Расставаться с таким количеством вчерашних студентов преподавателям, конечно, печально — за 4-5 лет успеваешь прикипеть душой даже к самым нерадивым студиозусам. Впрочем, и тот факт, что специалисты выпускаются последний раз, вызывает у университетских наставников не самые простые и светлые эмоции. Добрым словом вспоминают специалитет и на кафедре «Теплогазоснабжение и вентиляция» строительного факультета УлГТУ.

— Сегодня день радостный и грустный, — признается Владимир Шарапов, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой. — Радостный — потому что мы выпускаем профессионалов в сферу городского хозяйства, грустный — потому что за пять лет мы к ним привыкли. К тому же в этом году, к великому сожалению, специалистов выпускаем в последний раз. Я говорю «к сожалению», потому что бакалавр, в отличие от специалиста, — это еще не инженер. В такой ответственной отрасли, как теплогазоснабжение и вентиляция, надо иметь полное образование — хотя бы потому, что системы теплоснабжения, газоснабжения, тепловые станции — это зоны повышенного риска, где действуют высокие напряжения, высокие давления, высокие температуры.

Без тепла — как без хлеба

Если говорить о профессии инженера по теплогазоснабжению и вентиляции, то нельзя не признать, что это и есть профессия на все времена — она будет существовать ровно столько, сколько и само человечество. Ведь, согласитесь, без тепла мы не сможем обойтись точно так же, как без хлеба и одежды.

Своих студентов и историю своей кафедры Владимир Иванович вспоминает не без гордости — более чем за тридцать лет кафедра подготовила несколько тысяч инженеров. Большинство из них остались в профессии — кто-то сделал карьеру в своем городе и даже возглавил крупные предприятия, кто-то покорил столицу, а кто-то отправился на север — кому как не специалистам по газоснабжению осваивать месторождения нефти и газа. Кипит на кафедре и научно-исследовательская деятельность (любовь к науке студентам стараются привить с первого же курса). Как результат — десятки изобретений и разработок, удостоенных грантов и отмеченных дипломами международных смотров изобретений и научных салонов.

— Узнаете? — Владимир Иванович показывает на висящую на стене чуть выцветшую фотографию. — Это наша студентка Даша Цюра с Нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым. Ученый поздравляет ее с присуждением медали Российской Академии наук за победу в конкурсе на лучшую научную работу, посвященном 275-летию Академии.

Не оторваны от жизни

К слову, все, что изобретают студенты, аспиранты и преподаватели кафедры, имеет самое прямое отношение к жизни. Взять хотя бы технологии, направленные на повышение надежности тепловых сетей. На столе заведующего два небольших металлических диска — один расплющенный, покореженный и почерневший, другой — идеальной формы, гладкий и блестящий. Как пояснил ученый, это не что иное, как индикаторы коррозии. Их устанавливают на год в трубопровод, чтобы оценить, насколько он подвержен разрушительной силе коррозии. Первый диск (тот, что коррозия проела практически насквозь) достали из обычной трубы. После того, как наши ученые внедрили серию своих изобретений, точно такой же диск простоял в системе трубопровода год, не претерпев даже незначительных изменений.

Рассказал Владимир Иванович и о своих студентах:

— Они, как дети, разные — одни блестящие, природа им много дала, другие пусть и учились не очень здорово, под конец каким-то образом сумели преодолеть себя. Они тоже достойны уважения и я не боюсь, что они уронят честь нашей кафедры. Этот авторитет долго зарабатывался, и я уверен, что наши выпускники его не посрамят.