Какие суммы отслеживает финмониторинг

Содержание

Аудиторский контроль –это

независимый финансовый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности (аудиторской деятельности)

Банк России подотчетен

— Государственной думе РФ

10. Вопросы, касающиеся разграничения полномочий по осуществлению расходов между — бюджетами разных уровней бюджетной системы,…..

-Определяет Российская Федерация

11. В зависимости от экономического содержания выделяют такие группы расходов бюджетов, как..

— текущие и капитальные

Финансовая деятельность государства – это

Деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях обеспечения потребностей государства денежных ресурсах

13.

К вопросу о соотношении финансового мониторинга и финансового контроля *

Финансы представляют собой способ формирования…

— государством и муниципальными образованиями централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения присущих государству и муниципальных образований функций

К категориям бюджетных относятся правоотношения..

— складывающиеся между уполномоченными органами государства и кредитными организациями по поводу перечисления налоговых платежей в бюджеты. Осуществление бюджетных расходов, а так же контроля за правомерным использованием государственного имущества

15. Финансовый мониторинг–это «слежение рублем» за

— успешным (или менее успешным)развитием государства и обществом в целом, и что самое важное, за тем как осуществляется государственное влияние и прямое воздействие на их развитие

Бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года –это

— бюджетная ссуда

17.Закрепление соответствующих видов дохода(полностью или частично) и полномочий по осуществлению за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления означает принцип….

— Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

18. Обязательства возникающие из государственных займов (заимствований), принятых на себя РФ, субъектов РФ гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а так же принятые на себя РФ, субъектом РФ обязательства третьих лиц –это…

государственный долг

19.Управление государственным долгом РФ осуществляется…

— Правительством РФ

20. Дотации –это бюджетные средства, предоставляемые….

бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

21. К налоговым доходам бюджета относятся…

— федеральные, региональные и местные налоги и сборы , а так же пении и штрафы предусмотренные налоговым законодательством

Расходы бюджета – это

— Денежные средства, направляемые на финансовое обеспечении задач и функций государства и местного самоуправления

23. Финансовая система-это совокупность финансовых отношений возникающих в процессе финансовой деятельности…

— государства и муниципальных образований

24. К категории валютных резидентов относятся…

— физические лица. Имеющие постоянное местожительства в РФ, юридические лица созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ и их филиалы, дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

25. Страховщик-это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ для осуществления…

— страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в установленном законном порядке.

26. Доходы бюджета –это…

денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субьектов РФ и органов местного самоуправления

123Следующая ⇒

Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 1508; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Если компания постоянно осуществляет финансовые операции на определенные суммы, она обязана выполнять требования специального закона, направленного на противодействие отмыванию незаконно полученных средств. Кто и как это должен делать, чтобы не попасть под санкции?

Зачем нужен?

В начале «нулевых» Украина присоединилась к мировой системе противодействия легализации «грязных» денег. Была принята необходимая нормативная база и создана национальная система мониторинга финопераций. Сегодня она прочно встроена в международные структуры, в частности, The Financial Action Task Force (FATF). FATF вырабатывает общемировые стандарты для борьбы с легализацией преступных доходов, а также оценивает соответствие этим стандартам национальных систем финмониторинга.

В Украине действует двухуровневая система финмониторинга. Первый уровень — это т.н. субъекты первичного финмониторинга (СПФМ), которые определены специальным законом о финмониторинге и обязаны выполнять все его требования. Второй уровень — это госорганы, регулирующие ту или иную сферу в экономике (регуляторы), а возглавляет систему спецорган — Госфинмониторинг. Как правило, регуляторы издают свои подзаконные акты для упорядочивания работы в их узкой сфере, но основными законодателями по финмониторингу являются Кабмин, Минфин, Нацбанк и Госфинмониторинг.

Если коротко, то суть финмониторинга заключается в проверке СПФМ сделок на сумму, превышающую установленную законом, идентификации клиентов, пытающихся их провести, любых других подозрительных сделок, подпадающих под определенные признаки. Как результат, СПФМ может отказать в их проведении, приостановить проведение и информировать об этом в Госфинмониторинг.

Кто есть СПФМ?

Законом о финмониторинге определён круг СПФМ. В него входят все, кто работает с клиентурой и проводит различные финоперации:

  • банки и небанковские финучреждения;

  • компании, работающие с платежами;

  • биржи по продаже товаров и приравненные к ним;

  • профессиональные участники фондового рынка;

  • почтовые операторы или другие учреждения, осуществляющие денежные переводы;

  • представительства и филиалы иностранных компаний по предоставлению финуслуг;

  • специальные СПФМ, к которым отнесены: посредники при сделках с недвижимостью; торговцы драгметаллами (камнями) и специзделиями из них за «наличку»; организаторы лотерей и азартных игр; адвокаты, нотариусы, аудиторы и их объединения (компании), а также СПД, оказывающие услуги по бухучету, и юруслуги.

  • другие юрлица, не имеющие статуса финучреждения, но имеющие право предоставлять отдельные финуслуги.

Все перечисленные СПФМ, кроме специально определенных, не являющихся юрлицами, должны организовать собственную работу по финмониторингу. Это предусматривает разработку, внедрение и постоянное обновление правил, программы осуществления финмониторинга и других внутренних документов. Кроме того, должен быть назначен отдельный сотрудник, который будет отвечать за проведение всего комплекса мероприятий по финмониторингу, предусмотренного законодательством.

Заметим, что вся работа по финмониторингу достаточно четко регламентирована соответствующими нормативными документами регуляторов и доводится до сведения СПФМ при принятии его на учет в Госфинмониторинге.

Что мониторить?

В обязательном порядке мониторингу подлежат финоперации, если их сумма равна или больше 150 тыс. грн или их эквиваленту в инвалюте, банковских металлах или иных активах. Для лотерейщиков и зарабатывающих на азартных играх эта сума равняется 30 тыс. грн. При этом финоперация должна иметь один, или несколько признаков:

  • деньги переводятся за рубеж или поступают оттуда с использованием анонимных счетов;

  • перевод (получение) денег, если один из участников финоперации зарегистрирован, проживает или находится в стране, отнесенной Кабмином к оффшорным юрисдикциям;

  • покупка (продажа) чеков за «наличку»;

  • перевод (получение) денег, получение или выдача кредитов (займов), других финоперации, если хотя бы один из их участников зарегистрирован, проживает или находится в стране, игнорирующей рекомендации FATF, или имеет в таком государстве банковский счет.

Перечень таких стран и территорий регулярно обновляется Кабмином исходя из исследований международных органов, в частности, FATF.

  • операции и расчеты с наличностью;

  • наличие операций по текущему счету юрлица или ФЛП, если такой СПД работает меньше 3-х месяцев, или когда по такому счету операции не проводились с момента открытия;

  • перевод денег за рубеж по ВЭД-контрактам;

  • осуществление обмена банкнот на разные номиналы;

  • финоперации с ЦБ на предъявителя, не депонированные депозитарным учреждением;

  • операции с векселями;

  • операции по поступлению/переводу средств организацией, имеющей статус неприбыльной;

  • проведение финопераций по сделкам, по которым сторонами не определена форма расчета;

  • получение или перечисление страховых (перестраховочных) платежей, кроме обязательных отчислений в госсоцстрах;

  • выплаты по лотерейным выигрышам, оплата права участия в азартных играх (покупка жетонов, фишек и т.п.), а также выплаты выигрышей в азартных играх;

  • кредитование членов небанковских кредитных учреждений, два раза и больше за один день, если общая сумма составляет или превышает 150 тыс. грн.;

  • финоперации лиц, которые относятся к категории повышенного риска согласно законодательству о финмониторинге.

Лучше остановиться

Если СПФМ посчитает, что финоперация подпадает под вышеуказанные признаки, он имеет право приостановить ее осуществление на срок не более двух рабочих дней. В этот же день нужно уведомить об этом Госфинмониторинг. В свою очередь, регулятор вправе увеличить этот срок до 5-ти рабочих дней. Параллельно соответствующее сообщение направляется Госфинмониторингом в правоохранительные органы. Если за результатами проверки признаки отмывания денег не подтвердятся, решение об остановке операции отменяется, о чем уведомляется СПФМ.

Но когда спецорган посчитает подозрения СПФМ относительно финоперации мотивированными, ее приостановка будет продлена (до 30 дней), а в правоохранительные органы направлен уже более детальный материал. Так что дело в этом случае может принимать серьезный оборот, поскольку дальше «раскруткой» финоперации и клиента будут заниматься компетентные органы.

Если СПФМ выполнил все требования относительно идентификации финоперации, а главное вовремя сообщил «куда следует», претензий к нему не будет.

За что и как накажут?

Поскольку отмывание денег и терроризм являются серьезными преступлениями, то и наказание за нарушение законодательства о финмониторинге достаточно жесткое. Так, если СПФМ не выполняет требования закона, или выполняет его ненадлежащим образом, к нему могут быть применены санкции в виде штрафа, размер которого может варьироваться в пределах 100 — 2000 НМДГ, в зависимости, что и при каких обстоятельствах нарушено. Более суровым будет наказание для должностных лиц компании. Такое лицо может быть отстранено от должности по решению спецоргана, а если будет установлено его участие в преступной схеме по отмыванию средств, последует уголовное наказание — от трех до шести лет лишения свободы.

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

Кроме того, виновное лицо будет лишено права на занятие определенных должностей или определенными видами деятельности не менее чем на два года, а его имущество подлежит конфискации. А сам СПФМ, как юрлицо, может быть ликвидирован по решению суда.

Таким образом, если компания по роду своей деятельности собирается заниматься финансовыми или приравненными к ним операциями и подпадает под статус СПФМ, рекомендуется тщательно изучить все вопросы, связанные с финансовым мониторингом. Иначе придется нести не только имиджевые, но и финансовые потери в виде штрафов, а в особо сложных случаях — возможно и уголовное наказание.

К вопросу о соотношении финансового мониторинга и финансового контроля *

<*> Proshunin M.M. On the issue of correlation of financial monitoring and financial control.

Прошунин Максим Михайлович, доцент кафедры административного и финансового права РУДН, кандидат юридических наук.

В статье приведен анализ финансового мониторинга через определение финансового контроля. Автор отмечает, что с точки зрения нормативного подхода финансовый мониторинг может и должен рассматриваться и как государственный финансовый контроль, и как негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно субъектом финансового мониторинга.

Ключевые слова: финансовый мониторинг; финансовый контроль; противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

The article presents analysis of financial monitoring through definition of financial control. The author notes that from the viewpoint of normative approach financial monitoring may and should be regarded both as state financial control and as non-state (internal economic and internal corporate) control effectuated directly by the subject of financial monitoring.

Key words: financial monitoring, financial control, fighting legalization of criminal revenues and financing terrorism.

В настоящее время мониторинг как постоянное наблюдение за определенным объектом применяется в различных областях государственной и общественной жизни: мониторинг окружающей природы, космический мониторинг, мониторинг погоды, мониторинг предприятий и организаций. В настоящее время термин "мониторинг" широко применяется и в области правовых знаний. Вместе с тем вопросы правового содержания данного термина находятся лишь в начальной стадии изучения.

В финансово-правовой науке О.Н. Горбунова предложила одно из немногих определений финансового мониторинга как "слежение рублем за успешным (или менее успешным) развитием государства и общества в целом…" <1>. В свою очередь, С.А. Набиев, продолжая мысль, подчеркивал, что через финансовую систему осуществляется система мониторинга — слежение рублем за успешным (или менее успешным) развитием государства и общества в целом и, что самое важное, осуществляется государственное влияние и прямое воздействие на их развитие, определяя финансовый мониторинг как постоянное систематическое наблюдение, которое является универсальным средством получения информации по каналу обратной связи, представляющей информацию определенного содержания о том, каков процесс функционирования системы, каковы отклонения в финансовой деятельности системы и их причины, какие недостатки и ошибки обнаружены <2>.

<1> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. Профобразование. М., 2003. С. 9.
<2> Набиев С.А. Теоретические аспекты и практика применения соотношения правового регулирования государственного финансового контроля и финансового мониторинга: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 191.

На наш взгляд, вопрос определения финансово-правового содержания понятия "финансовый мониторинг" — это вопрос соотношения таких категорий, как "финансовый контроль", "проверка" и "мониторинг (наблюдение)". Традиционно финансовый контроль направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти. Финансовый контроль имеет собственные методы, способы и формы реализации <3>.

<3> Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль. М.: ИД "Камерон", 2004. С. 121 — 122.

Финансово-правовой анализ показывает, что основным методом или способом осуществления финансового контроля выступает проверка соблюдения финансового законодательства, в том числе локальных актов субъектов финансовых правоотношений. Ю.А. Крохина выделяет шесть основных методов финансового контроля. Наряду с проверкой, методами осуществления финансового контроля является наблюдение, обследование, анализ, ревизия и финансово-экономическая экспертиза <4>. Подобный подход к месту проверки и наблюдения является превалирующим в финансово-правовой науке <5>.

<4> Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004. С. 149.
<5> Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль. М., 2004. С. 83.

Таким образом, наблюдение и проверка выступают способами осуществления контрольной деятельности в сфере финансов. При этом соотношение использования данных способов/методов зависит от ряда факторов: институциональной принадлежности проверяемых финансовых отношений, их субъектов, специфики деятельности и многих других.

Наглядным примером является текущий контроль, в содержании которого по сравнению с предварительным и последующим контролем преобладает наблюдение как основной способ его осуществления. В этой связи причина непрекращающихся споров финансистов-правоведов относительно момента его осуществления по отношению к объекту контроля заключается в методологически неверном подходе, предполагающем рассмотрение текущего контроля как проверочной деятельности, а не деятельности по осуществлению мониторинга. Таким образом, если в рамках предварительного и последующего контроля превалирующим является метод проверки, то при текущем контроле основную роль играет наблюдение.

В этой связи изложенные выше правовые позиции — это попытки авторов придать особое значение одному из методов осуществления контрольной деятельности — наблюдению (мониторингу), рассматривая его как самостоятельную финансово-правовую категорию, наряду с финансовым контролем, что представляется логически неверным.

Ни в финансово-правовой науке, ни в правоприменении не выделяется финансовый мониторинг как самостоятельная финансово-правовая категория, пронизывающая наряду с финансовым контролем все сферы общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

Финансовое законодательство предусматривает "контроль" и "надзор", не выделяя наряду с данными понятиями в качестве самостоятельной финансово-правовой категории "финансовый мониторинг", в том числе относительно компетенции органов государственной власти, процесса осуществления финансового мониторинга.

Опасность предложенного авторами подхода заключается в том, что выделение финансового мониторинга наряду с финансовым контролем в качестве самостоятельной и равнозначной величин может привести к созданию двух параллельных контрольных систем, в которых основным методом будут выступать проверка и наблюдение (мониторинг), создание отдельных контрольных подразделений, что повлечет утрату контрольной деятельности комплексного характера.

На отсутствие финансового мониторинга как самостоятельной равнозначной финансово-правовой категории наряду с финансовым контролем указывает также отсутствие специального объекта мониторинга, наряду с контрольной деятельностью, отсутствие самостоятельного перечня методов, способов осуществления финансового мониторинга (как ранее подчеркивалось, мониторинг, или наблюдение, изначально является методом контрольной деятельности) и, наконец, отсутствие специального субъекта в рамках финансовых правоотношений, осуществляющего финансовый мониторинг в рамках соответствующих подотраслей и институтов финансового права.

На наш взгляд, в существующих работах О.Н. Горбунова и С.А. Набиев говорят скорее о необходимости формирования подобных систем во всех институтах финансового права (налоговом праве, бюджетном праве, банковском праве, страховом праве), чем о существующей действительности. Не отрицая жизнеспособность данного подхода в далекой перспективе, подчеркнем, что для создания подобного системного образования, как финансовый мониторинг, пронизывающего все финансово-правовые отношения, необходимо наличие специального субъектного состава, однородных общественных отношений, мониторинг которых будет осуществляться и наконец, специального правового инструментария. Наличие в совокупности указанных критериев позволит говорить о создании финансового мониторинга, принципиально отличающегося от финансового контроля, а не возводящего в степень один из методов осуществления последнего — наблюдение.

Вместе с тем рассмотренная авторами проблема соотношения финансового контроля и финансового мониторинга является одной из тенденций развития контрольной деятельности, которая заключается в смещении приоритетов от проверочной деятельности к наблюдению (мониторингу) за объектами контроля. Преимуществами мониторинга (слежения) по отношению к проверочной деятельности являются его всесторонность (в отличие от проверки ограниченной предметом и периодом проверяемой деятельности), непрерывность (постоянное наблюдение за объектом контроля, в то время как проверка всегда прерывный процесс) <6>, быстрота и гибкость правового реагирования, позволяющая предотвратить более серьезные финансовые нарушения.

<6> Там же. С. 79.

В настоящее время правовой формой выражения данной тенденции стало закрепленное на законодательном уровне создание финансового мониторинга в рамках системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в рамках которой, как отмечают Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, была создана система органов и организаций, система действий и мероприятий по противодействию и система нормативно-правовых актов и иных актов, регламентирующих деятельность названных органов <7>.

<7> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе: опыт, проблемы, перспективы: Учебно-практ. пособие. М., 2001. С. 93.

В отличие от идеальной модели глобального финансового мониторинга, финансовый мониторинг для целей противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма имеет специальный субъект права, характерный только для данный системы перечень мер его осуществления, определенный объект мониторинга, что говорит о формировании самостоятельной финансово-правовой категории "финансовый мониторинг" в рамках системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Подчеркнем, что к настоящему времени система финансового мониторинга не стала объектом отдельного правового исследования на предмет определения ее отраслевой принадлежности в рамках правового регулирования. В.И. Михайлов отмечает, что противодействие легализации доходов от незаконной деятельности осуществляется в финансовой, банковской, административной, уголовно-процессуальной и других сферах деятельности <8>, однако не определяет предметы регулирования соответствующих отраслей права в преломлении к общественным отношениям в сфере финансового мониторинга.

<8> Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. СПб., 2002. С. 50.

В рамках международно-правового регулирования противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Э.А. Иванов рассматривает систему международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, как подотрасль международного уголовного права <9>.

<9> Иванов Э.А.

Финансовый гений, как обойти финмониторинг банка, как обойти финансовый мониторинг.

Система международно-правового регулирования борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: Дис. … д.ю.н. М., 2004. С. 11.

На наш взгляд, на основании состава финансовых органов, его осуществляющих, принципов, функций и стадий финансового мониторинга, аналогичных тем, на которых базируется финансовый контроль, можно говорить прежде всего о контрольной сущности финансового мониторинга.

Вместе с тем дает ли это нам право говорить о финансовом мониторинге как о самостоятельном виде финансового контроля? На наш взгляд, ответ на данный вопрос должен быть двояким. С точки зрения нормативного подхода финансовый мониторинг может и должен рассматриваться и как государственный финансовый контроль, и как негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно субъектом финансового мониторинга. Так, законодатель рассматривает обязательный контроль как функцию Росфинмониторинга. Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязательный контроль нормативно определяется как совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (государственный финансовый контроль).

В свою очередь, агенты финансового мониторинга, к которым относятся организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, лизинговые и страховые компании и т.д.), осуществляют внутренний контроль, который выражается в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (внутрихозяйственный финансовый контроль).

На наш взгляд, уместно говорить о финансовом мониторинге как о самостоятельном виде финансового контроля, только рассматривая в совокупности все меры, осуществляемые Росфинмониторингом и финансовыми институтами в сфере ПОД/ФТ. Продолжая мысль С.В. Запольского о том, что большая часть финансово-правовых отношений протекает в денежной форме, было бы ошибкой отрицать принадлежность к финансовым и ряда неденежных отношений, таких как финансовый контроль, охранительные финансово-правовые отношения, налоговый процесс <10>.

<10> Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография. М., 2008. С. 71.

В рамках финансового мониторинга как самостоятельного вида государственного финансового контроля Росфинмониторинг осуществляет постановку на учет организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, осуществляет сбор и анализ информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, направление данной информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что данные операции связаны с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, и координирует деятельность их органов власти в данной сфере, в том числе надзорных органов, которые проводят проверку соблюдения агентами финансового мониторинга законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В рамках внутрикорпоративного финансового контроля (внутрихозяйственного финансового мониторинга) агенты финансового мониторинга осуществляют комплекс мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма и исключение вовлеченности данного субъекта финансового мониторинга в легализацию преступных доходов или финансирование терроризма.

Своеобразие финансового мониторинга, на наш взгляд, заключается в том, что, осуществляя внутренний финансовый контроль, агент финансового мониторинга одновременно осуществляет и государственный финансовый контроль, иными словами, выполняет агентские функции по осуществлению государственного финансового контроля. Как справедливо отмечают Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин, "обязательный контроль, осуществляемый уполномоченным органом, служит необходимым дополнением к системе обязательных процедур внутреннего контроля, которые призваны выполнять финансовые организации по отношению к своим клиентам" <11>.

<11> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". М., 2002. С. 33.

Вместе с тем сущность финансового мониторинга определяется прежде всего непосредственно деятельностью по мониторингу операций и сделок на предмет выявления противоправной деятельности, что является наиболее "сжатым" определением финансового мониторинга. В этом случае финансовый мониторинг должен рассматриваться как составная часть финансового контроля, а не как самостоятельный вид финансового контроля.

Здесь финансовый мониторинг не имеет никакого управляющего воздействия на операции и сделки, являющиеся объектом финансового мониторинга, так как результатом данной деятельности является только сбор и анализ информации, а не документальная и фактическая проверка информации, вынесение окончательного решения о причастности данной операции к противоправной деятельности и привлечении ее участников к юридической ответственности. Иными словами, из всего арсенала методов финансового контроля при усеченном финансовом мониторинге используется максимально ограниченный набор методов, а точнее единственный — наблюдение.

Кроме того, финансовый мониторинг в узком смысле слова является лишь одной из мер по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма. Напомним, что наряду с финансовым мониторингом субъект финансового мониторинга осуществляет следующие меры: идентификацию клиентов и их выгодоприобретателей; оценку риска осуществления клиентом отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; направляет сообщения в Росфинмониторинг; противодействует финансированию терроризма и экстремистской деятельности; документально фиксирует и хранит информацию об операциях, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу; проводит обучение по вопросам финансового мониторинга. Таким образом, здесь финансовый мониторинг выступает как составная часть механизма финансового контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а не его самостоятельный вид.

Таким образом, на наш взгляд, финансовый мониторинг, являющийся по содержанию контрольной деятельностью, следует рассматривать как вид и как часть финансового контроля в зависимости от объема мер, осуществляемых в рамках финансового мониторинга. В настоящее время финансовый мониторинг представляет сформировавшуюся совокупность урегулированных, прежде всего финансово-правовыми нормами, общественных отношений в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В свою очередь, финансовый мониторинг как правовое явление, охватывающее общественные отношения в рамках предмета правового регулирования финансового права, только начинает "выкристаллизовываться", находясь в начальной стадии своего развития.

В чем опасность переводов с карты на карту?

Многие фрилансеры используют переводы с карту на карту для получения денег от клиентов. В этой статье я расскажу, почему так делать не стоит и каким образом можно принимать оплату от заказчиков, если вы получаете доходы от фриланса на постоянной основе.

Банки контролируют операции

Переводы на сумму от 600 тыс. рублей подлежат обязательному контролю. Допустим, ваши переводы намного меньше. Но и в этом случае банк может контролировать ваши операции и в случае проведения подозрительных транзакций – сообщить об этом в органы.

Допустим, заказчик укажет в назначении перевода «за текст», «оплата услуг», «за разработку сайта» или что-то подобное. Заказчику имеет смысл это сделать. В случае любых проблем с исполнителем такой перевод является доказательством, что вам перевели деньги за определенную услугу, а не просто так. Клиент при этом не несет никаких рисков, а для банка такой перевод является сигналом, что вы занимаетесь незаконной предпринимательской деятельностью и используете карточный счет для получения оплаты от заказчиков. А это запрещено.

В свою очередь налоговая инспекция имеет право запросить выписку по любому вашему счету. Доначислить налоги могут на все доходы, полученные за последние 3 года. Даже если в месяц вы зарабатываете скромные 10 тыс. рублей, за три года набежит 360 тыс. руб. доходов. А еще будут штрафы за неуплату налогов, пени и т.д. Не говоря о санкциях за незаконную предпринимательскую деятельность. Стоит ли рисковать?

Роботы наступают

Долгое время операции физических лиц контролировались слабо, поскольку сделать это «руками» сложно (много переводов, мелкие суммы).

Однако уровень автоматизации банковской сферы постоянно растет. Количество информации, которое можно собрать о человеке и проанализировать, тоже растет. В банковские системы внедряются элементы «искусственного интеллекта», что позволяет поднять контроль на новый уровень.

Например, выявить среди клиентов тех, кто с высокой долей вероятности получает доходы от предпринимательской деятельности, но не платит налоги. Ничто не мешает затем проверить таких клиентов.

А у меня подарки!

Есть мнение, что в случае подозрений можно сказать, что все переводы являются подарками. Напомним, согласно ст. 217 НК РФ денежные подарки от родственников и посторонних лиц налогами не облагаются.

Однако и здесь имеются подводные камни. Если переводы поступают от лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, то такие подарки нужно декларировать и платить с них 13% НДФЛ (исключение – подарки на общую сумму в 4 т.р. за год). Таким образом, если ваш клиент окажется ИП, но оплату переведет вам как физическое лицо с карты на карту – вы «попадете» на уплату налогов. Банку проверить, что ваш контрагент является ИП, проще простого. На сайте налоговой есть сервис, позволяющий найти выписку из ОГРНИП по ИНН (а он у банков есть).

Также у вас могут спросить, почему вы получаете подарки от незнакомых людей систематическим образом, разные суммы и т.д.? И главное: где у вас договор дарения?

115-ФЗ

Согласно 115-ФЗ, банк имеет право заблокировать ваш счет в случае подозрительных операций и затребовать информацию о происхождении средств. Проще говоря, вас попросят объяснить, от кого и за что вы получаете деньги? Предоставить документы, подтверждающие, что эти деньги получены законным путем. Как вы думаете, устроит ли банк байка про «подарки» от незнакомых людей?

Даже если для вас не будет налоговых последствий, счет вам вряд ли разблокируют. Новую карту в банке оформить не дадут, а в других банках вас могут перестать обслуживать (открывать счета, карты и т.д.).

Банки понять можно. Возможно, у вас действительно много друзей, которые щедро одаривают вас подарками. А может быть, вы занимаетесь отмыванием средств? Проверить без документов это нельзя, а документов у вас никаких нет.

Что делать?

Если вы систематически получаете доходы от фриланса, вариантов два:

  1. Оформить ИП и получать оплату на «предпринимательский» расчетный счет.

    Финмониторинг от какой суммы 2018

    Работа в качестве ИП стоит денег, однако перспектива попасть под подозрения по 115-ФЗ и остаться без счетов – намного хуже. Кроме того, официальное оформление позволит получать доходы легально, платить взносы в ПФ РФ и получить право на трудовую, а не социальную пенсию в будущем.

  2. Работать через биржи фриланса, которые являются налоговыми агентами и будут перечислять налоги с ваших доходов в налоговые органы. Однако нужно проверить, что ваша биржа является налоговым агентом (посмотрите условия безопасной сделки, там будет написано, отчисляет за вас биржа налоги или нет).

Цифровая эпоха позволяет контролировать то, что ранее проверять было сложно. Поэтому стоит заранее озаботиться официальным оформлением своей деятельности, чтобы не попасть в неприятные ситуации.

Полезные статьи по теме:

Автор: Сергей Антропов(KadrofID: 5)
Добавлено: 24.01.2018 в 13:39

Рекомендуем

Штрафы для ИП: сколько стоит несвоевременная сдача отчетности

Если 31 декабря для Вас – не Новый Год, а последний срок сдачи отчетов в Пенсионный Фонд, скорее всего, Вы – индивидуальный предприниматель со …

Как фрилансерам принимать платежи через Яндекс.Деньги?

Яндекс.Деньги — это сервис не только для пользователей, которые платят за товары и услуги, а также переводят средства друг другу, но и для …

Официальный сайт Росфинмониторинга или просто Финмониторинга находится по ссылке http://www.fedsfm.ru/ (Федеральная служба по финансовому мониторингу). Создание подобного органа исполнительной власти было обусловлено необходимостью борьбы с недобросовестными физическими и юридическими лицами, финансирующими террористические течения и осуществляющими противоправные деяния по легализации доходов, которые получены незаконным путем. Помимо этого, Федеральная служба по финмониторингу реализует функции по формированию определенной политики государства, нормативному и правовому регулированию в данной сфере, в том числе, контроль над деятельностью прочих федеральных органов этой ветви государственного управления. Деятельностью Росфинмониторинга руководит президент РФ Владимир Владимирович Путин.

Федеральная служба по финмониторингу проводит вышеуказанные мероприятия как самостоятельно, так и с помощью территориальных органов, общественных организаций, систем местного самоуправления и прочих органов исполнительной власти субъектов России. оффбанк.ру

Функции Росфинмониторинга

  • Осуществлять контроль над деятельностью граждан и организаций нашей страны, в части соблюдения законов РФ о противодействии деяниям по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений. Привлекать данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений, руководствуясь законодательством России.
  • Выносить на рассмотрение президента и правительственных органов новые проекты, которые к этой сфере деятельности относятся.
  • Собирать, обрабатывать и анализировать данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.
  • Проверять и получать данные о потоках денежных средств, поступающих на счета клиентов от различных финансовых организаций.
  • Выявлять показатели, свидетельствующие о незаконности реализации сделок с имуществом или операций с деньгами, связанных с террористическими веяниями и отмыванием доходов, в том числе, проводить последующий контроль.
  • Получать от ЦБ РФ, представителей местного самоуправления и федеральной исполнительной власти информацию, связанную с указанной тематикой (кроме сведений о личной жизни граждан).
  • Предоставлять президенту РФ ежегодный отчет об обнаружение угроз безопасности нации и принятых мер по их устранению.
  • Вести учет предприятий, реализующих сделки с имуществом или операции с деньгами, но в сфере деятельности которых нет органов надзора.
  • Издавать приказы о приостановке движений денежных средств по счетам подозрительных граждан и юридических лиц.
  • Разрабатывать и предпринимать разноплановые меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом и материальной поддержке террористических веяний.
  • Как официальное лицо, представляющее Российскую Федерацию, взаимодействовать и производить обмен информационными данными в установленной сфере деятельности с органами власти международного уровня, компетентными службами других стран, организациями и резидентами иностранных государств. https://www.offbank.ru/
  • Направлять имеющиеся данные в правоохранительные органы по их запросам, а также самостоятельно, если есть какие-либо причины предполагать, что сделка или операция противоречит законодательству РФ в части противодействия легализации доходов и финансированию террористических течений.
  • Поддерживать в актуальном состоянии единую информационную, в том числе, федеральную базу в указанной области деятельности.
  • Тщательно хранить в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.
  • Сотрудничать с научными и профильными организациями с целью проведения различных экспертиз, разработки информационного, программного обеспечения и методических материалов в сфере финмониторинга. Этот пункт возможен только при строгом соблюдении коммерческой тайны.
  • Осуществлять иные мероприятия в обозначенной сфере деятельности.

Полномочия Росфинмониторинга

В связи с вышеизложенными полномочиями в своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

  • Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.
  • Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.
  • Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.
  • Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.
  • Организовывать рабочие группы и комиссии.
  • Инициировать расследования и проверки.
  • Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Если Вами заинтересовались

При возникновении повышенного интереса Росфинмониторинга к вашей персоне или организации не стоит впадать в панику. Этот вопрос вполне решаем, однако, необходимо проявить терпение и здравый смысл. Руководствоваться следует 115 Федеральным законом. Согласно ему банковские служащие обязаны сообщать в Росфинмониторинг не только об операциях клиентов на суммы свыше шестьсот тысяч рублей (включая обмен валюты) и сделках с недвижимостью от трех миллионов, но и обо всех подозрительных случаях, вне зависимости от суммы.

Расходы бюджета – это

оффьанк

Признаки сомнительных банковских операций

  • Неясный или запутанный характер сделок. Неоднократное проведение сделок или операций, косвенно указывающих, что их целью является уклонение от мероприятий обязательного контроля. Например, дробление крупных сумм, которые по законодательству подлежат обязательному контролю, на более мелкие с целью дальнейшего снятия.
  • Поступления юридическим и физическим лицам денежных сумм, которые впоследствии были в короткие сроки сняты наличными либо выведены на счета третьих лиц.

Под наблюдением Финмониторинга

Если вы попали в поле зрения Росфинмониторинга, они сделают запрос в Ваш банк и далее возможны следующие варианты развития событий:

  • Вас пригласят для дачи пояснений сотрудники банка, счета при этом останутся активными.
  • Временно приостановят операции, но после предоставления вами уточняющих документов разблокируют счета и средства на них.
  • Несмотря на ваши объяснения и документы потребуют закрыть все счета и передадут информацию в Росфинмониторинг. После чего последует долгая тяжба с различными инстанциями. https://www.offbank.ru/

Для того чтобы не сталкиваться с подобными ситуациями в будущем, следует избегать проведения сомнительных операций и сделок. А если уж такое случилось, то неукоснительно и оперативно следовать требованиям банка, представив все возможные документы, подтверждающие законность ваших действий. Данная организация необходима для обеспечения спокойствия и безопасности граждан России.

темы:      Банк
поисковики:    ЯндексGoogleMail.ruBingСпутникDuckDuckGo