Как зарегистрировать религиозную организацию

В юридическую службу Московской Патриархии поступают многочисленные обращения из епархий по проблемам, связанным с наименованием религиозных организаций. Руководитель юридической службы инокиня Ксения (Чернега) на страницах «Журнала Московской Патриархии» (№7, июль 2011 г.) дает разъяснения по вопросам регистрации религиозных организаций, заключения ими гражданско-правовых договоров и включения наименования религиозной организации в платежные документы.

Полное наименование религиозных организаций

Полное наименование религиозных организаций должно быть указано в учредительных документах, в печати (штампе), на бланках, при заключении сделок, в тексте маркировок выпускаемых религиозными организациями литературных произведений, печатных изданий, аудиовизуальных произведений и в других случаях. Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; кроме того, она вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. В соответствии с положением п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на религиозную организацию возлагается обязанность указывать ее полное наименование при осуществлении своей деятельности.

Правило об обязательном использовании полного наименования религиозной организации закреплено законодателем для того, чтобы довести до участников гражданского оборота, прежде всего граждан, максимально полную и достоверную информацию о вероисповедании соответствующей религиозной организации.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в полном наименовании религиозной организации, является закрытым. Он включает в себя сведения о

  • организационно-правовой форме (религиозной организации);
  • характере деятельности (например, приход, подворье, монастырь);
  • вероисповедании религиозной организации (к примеру, православной).

П. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».

Поэтому регистрирующий орган не вправе требовать от религиозной организации включения в наименование дополнительных сведений, не предусмотренных законодательством. Соответственно, неправомерным будет являться и отказ в регистрации религиозной организации по причине невключения в наименование сведений, не установленных законом. Правильность такого подхода к вопросу о регистрации религиозной организации подтверждается судебной практикой.

К примеру, Первомайский районный суд Кировской области в решении от 13.07.2001 года признал неправомерным отказ управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в государственной регистрации религиозной организации «Волго-Вятский христианский центр», мотивированный тем, что в наименовании данной религиозной организации не определена ее принадлежность к централизованной религиозной организации.

Вместе с тем следует отметить, что, согласно ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой, в том числе религиозной, организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

Существенное значение имеет то обстоятельство, что религиозная организация, зарегистрированная в установленном порядке, имеет исключительное право на использование своего полного наименования в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это исключительное право защищено законом. Поэтому лицо, неправомерно использующее полное наименование религиозной организации, обязано по ее требованию прекратить использование данного наименования и возместить причиненные убытки.

В этой связи следует также учитывать положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года. Согласно ст. 8 данной Конвенции, наименование юридического лица охраняется во всех странах — участницах Конвенции «без обязательной подачи заявки или регистрации». Таким образом, юридическое лицо, в том числе религиозная организация, имеет исключительное право использования собственного наименования без регистрации последнего в силу самого факта его использования.

Сокращенное наименование религиозной организации

Закон не запрещает религиозным организациям использовать собственное сокращенное наименование в различных хозяйственных отношениях. При этом не требуется вносить соответствующие изменения в устав. Например, при заключении гражданско-правового договора религиозная организация вправе определить сокращенное наименование, которое будет применяться исключительно в рамках конкретного договора, в частности при заполнении документов, связанных с исполнением данного договора. Для этого в преамбуле договора должно быть указано полное наименование религиозной организации, а также сделана ссылка на последующее употребление сокращенного наименования для обозначения религиозной организации как стороны договора.

Обоснованность данного вывода подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 07.02.2011 года № 14-27\38. В письме указывается, что в договоре с кредитной организацией (или ее филиалом) допускается установить сокращенное наименование религиозной организации с целью осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов. Данное письмо особенно важно в связи с многочисленными обращениями из епархий в юридическую службу Московской Патриархии по вопросам включения полных наименований религиозных организаций (епархий, приходов, монастырей) в платежные документы. Например, банк N ответил отказом на обращение местной религиозной организации по вопросу осуществления безналичных денежных расчетов на том основании, что, согласно учредительным документам, полное наименование данной организации превышает 200 символов, тогда как сокращенное наименование отсутствует. В соответствии же с банковскими правилами осуществления безналичных расчетов наименование плательщика или получателя в расчетном документе не должно превышать 160 символов.

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной

Запрет на включение в уставы религиозных организаций сокращенных наименований основывается на уже упоминавшемся положении п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Дело в том, что Министерство юстиции Российской Федерации обязано следить за исполнением данного требования закона, в том числе в целях противодействия деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые заинтересованы в сокрытии от граждан и организаций своих полных наименований, содержащих указание на их конфессиональную принадлежность.

Как указал Верховный суд в определении № 41-Г09-29 от 08.12.2009 года, свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ее ограничения. Они установлены в ч. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, ч. 3 ст. 18 Международного пакта от 16.12.1966 года о гражданских и политических правах и ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации отмечает, что, поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, Конституция Российской Федерации запрещает создание объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни, пропаганду или агитацию, возбуждающие религиозную ненависть и вражду, пропаганду религиозного превосходства.

Использование слов «Россия», «российский» и т.п. в наименовании религиозной организации

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них, согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как устанавливается в определении Конституционного суда Российской Федерации от 13.04.2000 года № 46-О, при исчислении 50-летнего срока осуществления деятельности религиозной организации на территории Российской Федерации не следует принимать во внимание приостановление деятельности соответствующей религиозной организации, если она была лишена возможности осуществлять свою деятельность по причинам, зависящим не от нее, а от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Кроме того, согласно п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, религиозные объединения освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования соответствующих наименований.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Статья 4. Наименование и местонахождение некоммерческой организации.

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации.

1. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

…2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием…

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 8. Религиозная организация.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

…8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Конвенция по охране промышленной собственности

Статья 8.

Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Статья 9. Свобода мысли, совести и религии.

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Конституция Российской Федерации

Статья 19

3. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Пастафарианцы поклоняются Летающему макаронному монстру, носят дуршлаги на голове. Подчас их деятельность выглядит как троллинг православной церкви: организация в сокращении зовется РПЦ, иконы напоминают те, что висят в российских храмах, в конце молитвы они говорят «Раминь», а главу церкви зовут Пастриарх. Тем удивительнее, что в нынешних — мягко говоря, нетерпимых для противников старой доброй РПЦ — условиях пастафарианцы спокойно стали религией. Как оказалось, сделать это проще простого. Пришел с заявлением в местные органы власти, там тебе его зарегистрировали как входящее письмо — и ты в деле: молись и постись сколько хочешь. А через 15 лет можно построить себе храм.

Мы составили краткую шпаргалку для тех, кто хочет официально зарегистрировать свою религию:

В России, согласно закону «О свободе совести и вероисповедания», можно поклоняться практически всему. Главное — чтобы это не нарушало права других религий (то есть не стоит объявлять главной целью священный джихад против неверных) и в принципе не было уголовно наказуемым (то есть о жертвоприношениях и поджоге зданий придется забыть). Кроме того, надо заранее продумать, что будет символом веры (грубо говоря, кому молиться) и какие заповеди вы будете соблюдать (естественно, все в рамках законодательства).

Амир Хусаинов, Домодедовский епископоп РПЦ:

Если любая организация нарушает законы, то все это будет совершенно логичным основанием для отказа».

2. Найдите друга

Молиться в одиночку не только скучно, но и неверно с юридической точки зрения. Официально для регистрации религиозной группы требуется всего два человека. Так что берите друга и идите регистрировать религию вместе с ним. Правда, поговаривают, что для вящей убедительности количество заявителей должно быть хотя бы чуть больше десяти.

Николай Бородин, юрист:

С религиозной группой все достаточно просто. Нужно уведомление о создании религиозной группы. Ее существование не требует какого-то особого разрешения. Вы можете существовать даже без уведомлений, но пастафарианцы заинтересованы в регистрации и в пропаганде своих ценностей. Там нужно указать, что вы желаете создать свою религиозную группу, вписать свои личные данные. Вас может быть хоть двое — по закону религиозной группой признается объединение граждан с целью распространения веры, количество не указано»

3. Идите в местную администрацию

В Москве пастафарианцы пошли в муниципалитет и там получили регистрацию. В Петербурге же регистрацией подобных организаций (даже в уведомительном порядке) занимаются местные администрации по согласованию с муниципалитетами. При этом, согласно закону, порядок регистрации религиозной группы уведомительный и принять заявление от гражданина РФ может любой местный орган власти. А если речь идет об областном центре — идите прямиком в мэрию, заявление должны принять и там. Если речь идет о Петербурге или Москве — придется подавать заявления сразу в несколько муниципалитетов или районных администраций, чтобы нести свое (или божье) слово как можно большему количеству людей. Те же пастафарианцы зарегистрировались только в Москве. Поэтому петербургская епархия РПЦ будет подавать документы отдельно — и сразу в трех местах.

Амир Хусаино, Домодедовский епископоп РПЦ:

Мы собрались с единомышленниками, изучили закон «О свободе совести и вероисповедания», подготовили заявление и отнесли его в органы Местного самоуправления. По закону, это уведомление должны принять в секретариате и поставить штамп. Там мы указали, что организуем религиозную группу, прописали ее участников и организаторов. Кроме того, мы указали место для проведения обрядов. После того, как нам поставили штамп, мы официально стали религиозной группой. Таких групп по стране уже больше десяти — и будут еще, скорее всего. Религиозная группа — это только территориальное образование. А епархии нашей РПЦ формально, юридически существуют отдельно от нас. Но в законе не прописано, как наши религиозные группы могут взаимодействовать. Мы можем быть вместе только тогда, когда мы станем религиозной организацией, как, например, мусульмане или буддисты

Николай Бородин, юрист:

Можно идти куда угодно, пока есть органы МСУ. Как только эти органы заканчиваются, то создать группу уже нельзя. На самом деле, эти границы между муниципалитетами довольно свободные. По-хорошему, ваша группа работать может только на территории муниципалитета. Но местностью и территорией по смыслу закона является вся РФ, так что группа может действовать на всей территории страны. Необходимо указать дату, для гарантий — адрес помещения, контактные данные. Затем — символ веры, заповеди и, разумеется, личные данные самих участников. Имя, паспортные данные там. Люди должны проживать на некой общей территории — вообще, по закону это вся Российская Федерация»

Александр Шуршев, муниципальный депутат, Санкт-Петербург:

Никаких сложностей с регистрацией религиозных групп возникать не должно, так как в регламенте всё прописано более, чем подробно, включая образец заявления, которое передаётся в муниципалитет. У муниципалов, конечно, могут возникнуть вопросы по каким-то религиозным группам, но их они могут задавать лишь друг другу, но не заявителям. Оснований для отказа в выдаче свидетельств не так много — они прописаны в законодательстве, в том числе в регламенте. Лично я не слышал о том, чтобы кто-то сталкивался со сложностями в этом вопросе. Правда, и толпы желающих получить эту услугу я также не видел»

4. Найдите место для отправления религиозных нужд.

Если у вас обычная религиозная группа, то подойдет квартира. Или комната в коммуналке. Или офис. У пастафарианцев в качестве места для молитв была указана квартира российского пастриарха — в муниципалитете вопросов не возникло.

Николай Бородин, юрист:

Для религиозной группы никаких особых требований нет. Помещения для молитв предоставляются ее участниками. Для строительства культовых сооружений нужен статус религиозной организации. Религиозная организация регистрируется как НКО, имеет право на собственное помещение»

5. Ждите 15 лет

Религиозная группа — это только объединение граждан на определенной территории. Встать на один уровень с уже существующими религиями, вроде мусульман и христиан, вы сможете только через 15 лет — таков ценз для превращения из религиозной группы в религиозную организацию, согласно закону. Как только это время прошло, вам можно зарегистрировать свою религию. Порядок оформления документов толком нигде не прописан, но в то же время стоит помнить, что религиозные организации регистрируются как НКО — следовательно, порядок подачи документов должен быть примерно схожим.

Николай Бородин, юрист:

Конкретного списка документов для регистрации религиозной организации на данный момент нет. Самое важное — свидетельство о существовании религиозной группы на отдельной местности в течение пятнадцати лет, как требует закон»

6. Защищайтесь

В наше время религиозного мракобесия вполне логично ожидать на ваших акциях группы хоругвеносцев, казаков и друзей Дмитрия Энтео, жаждущих полить вас то святой водой, то кетчупом. Но теперь на вашей стороне закон «О защите чувств верующих». Который, правда, до сих пор не был ни разу использован.

Амир Хусаинов:

Мы подпадаем под закон «О защите чувств верующих», как религиозная группа. В субботу товарищ из организации «Божья воля» ходил с камерой, снимал нас и говорил, что нашего пророка — Летающего макаронного монстра — не существует. И, таким образом, он оскорбил наши религиозные чувства»

Тимур Щукин, редактор православного журнала «Вода живая»:

Во-первых, нужно учитывать естественный антиклерикализм т.н. креативного класса. Этот слой людей выполняет важную функцию в общественном разделении труда. Он ничего не производит. Он не владеет средствами производства. В его задачу входит только потребление, он обеспечивает постоянный спрос на те товары, которые предлагает рынок. Вполне естественно, что этот потребительский слой создает свою эстетику (хипстерство), свою идеологию (набор либеральных клише), свою политику («болотный протест»). Вполне естественно, что они создали и собственную религию. Посмотрите на ключевые идеи пастафарианства: это идеология хипстера, облеченная в форму стеба, впрочем, вполне естественную для субкультуры эстетизированного потребления. Разумеется, даже самые либеральные формы настоящего христианства, даже самые не-ригористичные священники не могут их устроить. Потому что идеология потребления с христианством несовместима.

Второе, что нужно учитывать: для власти (включая чиновника, который отвечает за регистрацию нового религиозного объединения) ни пастафарианство, ни любая другая аналогичная «религия» не представляет никакой угрозы. Эпатаж, общественный резонанс — сколько угодно. Но базовым принципам нынешней социально-экономической модели деятельность этой «религии» не противоречит. «Толку как с козла молока, Но вреда, однако, тоже — никакого». Поэтому и регистрируют без проблем. Напротив, там, где работа религиозной организации вступает в противоречие с интересами власти (чаще региональной), у нее возникают проблемы. Вспомните, гонения на РПАЦ в Суздале или «наезды» на священника, который поддержал Евгения Ройзмана в Екатеринбурге. Это только самые известные примеры. Каждый второй приходской батюшка может вам рассказать о проблемах с местной властью. Все дело в том, что крепкая православная (католическая, протестантская) община — это всегда альтернативный центр силы. А это государству всегда неприятно. «Пастафарианцы» в силу своей идеологии и классового происхождения таким альтернативным центром быть не могут. Потому их и не боятся. Потому и спокойно регистрируют»

11 октября 2011 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Данный Закон конкретизирует порядок регистрации религиозных объединений, увеличивает число учредителей при регистрации религиозного объединения, устанавливает требования к наименованию религиозного объединения, предъявляемые при регистрации религиозного объединения, ограничивает деятельность религиозных объединений, а также содержит иные нормы регламентирующие деятельность религиозных объединений.

Каков же порядок регистрации религиозных объединений?

Регистрация религиозного объединения производится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно вышеуказанным нормативным правовым актам создание и дальнейшая государственная регистрация религиозного объединения производится в следующем порядке:

1. проведение учредительного собрания граждан-инициаторов религиозного объединения, на котором принимаются следующие решения:

— о создании религиозного объединения;

— об утверждении устава религиозного объединения;

— об избрании органов управления религиозным объединением и установлении сроков полномочий органов управления с учетом требований законодательства о религиозных объединениях, о некоммерческих организациях и устава религиозного объединения;

2. сбор и составление документов, необходимых для государственной регистрации религиозного объединения:

1) устав (положение), принятое на учредительном съезде (конференции, собрании);

2) протокол собрания (конференции, съезда, курултая), принявшего устав (положение), пронумерованный, прошнурованный, заверенный подписью уполномоченного лица;

3) список граждан-инициаторов, создавших религиозное объединение на электронном и бумажном носителе, с указанием фамилии, имени, отчества; числа, месяца, года рождения; места жительства, домашнего и служебного телефонов; личной подписи;

4) список членов руководящего органа религиозного объединения электронном и бумажном носителе с указанием фамилии, имени, отчества, выборной должности, года рождения, места жительства, домашнего и служебного телефонов;

5) документ, подтверждающий место нахождения;

6) квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств;

7) печатные религиозные материалы, раскрывающие историю возникновения и основы вероучения и содержащие сведения о соответствующей ему религиозной деятельности.

Статус религиозного объединения

Религиозные объединения могут создаваться со статусом: местные, региональные и республиканские.

Местным религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее пятидесяти граждан Республики Казахстан, действующее в пределах одной области, города республиканского значения и столицы.

Региональным религиозным объединением признается религиозное объединение, созданное по инициативе не менее пятисот граждан Республики Казахстан, являющихся участниками (членами) двух и более местных религиозных объединений, численностью не менее двухсот пятидесяти граждан Республики Казахстан от каждого из них, которые представляют не менее двух областей, городов республиканского значения и столицу.

Региональные религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в пределах территории деятельности данных местных религиозных объединений.

Республиканским религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее пяти тысяч граждан Республики Казахстан, представляющих все области, города республиканского значения и столицу, численностью не менее трехсот граждан Республики Казахстан в каждом из них, а также имеющее свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на всей территории Республики Казахстан.

Особенностью регионального религиозного объединения является порядок его создания. Законодательством установлено, что создание регионального религиозного объединения возможно только после создания двух и более местных религиозных объединений, тогда как для создания республиканского религиозного объединения регистрация создание ряда местных и/или региональных религиозных объединений не требуется.

Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» установлено право региональных и республиканских религиозных объединений создавать духовные образовательные учреждения. Данная норма предполагает, отсутствие права создания духовых образовательных учреждений местными религиозными объединениями.

Порядок проведения религиозных обрядов

В статье 7 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» религиозные обряды и церемонии беспрепятственно проводятся (совершаются) в культовых зданиях (сооружениях) и на отведенной им территории, в местах поклонения, в учреждениях и помещениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, жилищах, объектах общественного питания в случае необходимости при условии соблюдения прав и интересов близ проживающих лиц. В иных случаях религиозные мероприятия осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Также введен запрет на проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях:

1) государственных органов, организаций;

2) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц;

3) организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования.

Создание духовных (религиозных) организаций образования

Духовная (религиозная) организация образования может быть зарегистрирована в форме учреждения.

Государственная регистрация духовной (религиозной) организации образования производится в соответствии с Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», с учетом особенностей предусмотренных законодательством об образовании и о религиозной деятельности и религиозных объединениях.

В соответствии с п. 3 статьи 13 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» республиканские религиозные объединения и региональные религиозные объединения в соответствии со своими уставами вправе создавать в форме учреждений духовные (религиозные) организации образования, реализующие профессиональные учебные программы подготовки священнослужителей.

Инструкцией по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан №112 от 12.04.2007 года предусмотрено, что уставы (положения) духовных учебных заведений, мечетей, монастырей и иных религиозных объединений, основанных религиозными управлениями (центрами), утверждаются этими религиозными управлениями (центрами). Для регистрации представляется решение уполномоченного органа религиозного управления (центра) об их создании.

Лицензирование духовной образовательной деятельности

В соответствии с Законом РК «Об образовании» под духовной (религиозной) организацией образования понимается учебное заведение, реализующее профессиональные учебные программы подготовки священнослужителей.

Духовная образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Для получения лицензии на осуществление духовной образовательной деятельности необходимо:

1) наличие штатных преподавателей, имеющих высшее духовное образование по профилю подготовки и соответствующих требованиям, предъявляемым религиозными объединениями;

2) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения — в количестве не менее 50 единиц изданий на одного обучающегося;

3) наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления необходимой для организации образовательного процесса учебно-материальной базы, соответствующей требованиям санитарных правил и норм;

4) наличие медицинского обслуживания обучающихся;

5) наличие объекта питания для обучающихся;

6) наличие ходатайства соответствующего религиозного управления (центра) с обоснованием целесообразности функционирования данного учреждения религиозного образования и копии свидетельства о регистрации религиозной конфессии на территории Республики Казахстан;

7) наличие образовательных программ (учебных планов) по профилю подготовки, утвержденных руководством религиозной конфессии;

8) наличие заключения Агентства Республики Казахстан по делам религий на заявленные религиозные образовательные программы.

Кроме того в соответствии с Законом Республики Казахстан «О лицензировании» предусмотрена необходимость получения лицензии для осуществления деятельности, связанной с направлением за границу для обучения в духовных учебных заведениях.

В соответствии с принятым 11 октября 2011 года Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» возникают следующие обязанности юридических лиц, деятельность которых так или иначе связана с религиозной деятельностью:

— религиозные объединения обязаны внести изменения и дополнения в учредительные документы, тем самым привести их в соответствие с требованиями Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», а также представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие статус религиозного объединения в течение одного года со дня вступления в силу Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

— юридические лица, занимающиеся удовлетворением религиозных интересов и потребностей в иной организационно-правовой форме, кроме как религиозное объединение, обязаны внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение одного года со дня вступления в силу Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

По истечении указанного срока юридические лица, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с требованиями Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», ликвидируются в судебном порядке по обращению органа, осуществляющего государственную регистрацию религиозных объединений.

Таким образом, в соответствии с принятием нового закона, регулирующего деятельность религиозных объединений, для осуществления регистрации религиозного объединения необходимо наличие определенного количества граждан-инициаторов (в зависимости от статуса религиозного объединения), а также положительного заключения религиоведческой экспертизы.

В случае, если религиозное объединение зарегистрировано до принятия вышеуказанного Закона, необходимо привести в соответствие учредительные документы в соответствии с Законом и в связи с этим пройти процедуру внесения изменений и дополнений в соответствии с Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

О порядке регистрации местных религиозных организаций в управлении Министерства юстиции РФ по Тверской области

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

О порядке регистрации местных религиозных
организаций в управлении Министерства юстиции РФ по Тверской области

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области осуществляется регистрация местных религиозных организаций. Регистрация местных религиозных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Правилами рассмотрении заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации, утвержденных приказом министра 16 февраля 1998 года № 19.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Для государственной регистрации местной религиозной организации ее учредители представляют в управление МЮ РФ по Тверской области следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации установленной формы согласно приложению № 1.
2. Список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием фамилии, имени, отчества, гражданства, места жительства, даты рождения и личной подписи каждого (не менее 10 участников).
3. Устав религиозной организации в двух экземплярах, отвечающий требованиям статьи 10 закона.
Оба экземпляра устава должны быть в машинописной форме, идентичны, пронумерованы и заверены руководящим органом (руководителем) религиозной организации.
4. Протокол учредительного собрания, содержащий сведения о дате и месте проведения собрания, количественном и персональном составе его участников и рабочих органов, существе принятых решений (о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании руководящих органов) и результатах голосования по ним. Протокол учредительного собрания подписывается председателем и секретарем собрания.
5. Документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром.
6. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.
7. Документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.
В случае несовпадения места нахождения и юридического адреса религиозной организации также указывается адрес фактического места нахождения религиозной организации.
8. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно представляются устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
Заявление о государственной регистрации и учредительные документы местных религиозных организаций представляются в управление МЮ РФ по Тверской области руководителями религиозной организации или специально на то уполномоченными лицами непосредственно либо направляются почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Датой представления учредительных документов в регистрирующий орган является дата их фактического поступления в регистрирующий орган.
Регистрирующий орган должен удостовериться в подлинности представленных документов и, в случае необходимости, вправе осуществить Проверку их достоверности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в случае несоблюдения заявителями требований, предусмотренных законом, регистрирующий орган вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителей. При этом документы, представленные на государственную регистрацию, возвращаются религиозной организации.
Согласно пункту 8 статьи 11 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» заявление о государственной регистрации местной религиозной организации, создаваемой на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех необходимых документов. В иных случаях регистрирующий орган вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации религиозной организации либо об отказе в государственной регистрации.
Зарегистрированной религиозной организации выдается свидетельство о государственной регистрации установленного образца и один экземпляр устава в прошитом виде, заверенный регистрирующим органом.
На основании решения о государственной регистрации местной религиозной организации присваивается регистрационный номер, с которым она вносится в единый государственный реестр юридических лиц, ведущийся регистрирующим органом.
В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. В этом случае документы, представленные на государственную регистрацию, возвращаются религиозной организации только на основании ее заявления.
Отказ в государственной регистрации религиозной организации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, повлекших отказ в регистрации.
Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Отдел
по делам общественных и религиозных объединений
управления МЮ РФ по Тверской области

Приложение № 1. ЗАЯВЛЕНИЕ

Приложение № 1

Наименование регистрирующего органа

В пятницу, 8 апреля в зале храма Казанской иконы Божией Матери руководитель образовательного проекта «Под солнцем» (г.Москва) Василий Яцкин проведёт кинолекторий «ЦЕРКОВЬ. ЗЕМЛЯ. ОБЩИНА». Главный акцент в разговоре Василий Леонидович планирует уделить именно приходской жизни: «Я считаю очень важным возрождение приходских общин. Приход при храме должен быть крепким и дружным. Сообща можно сделать очень много. Приход – это как семья. Здесь люди должны находить поддержку, защиту. Знаю примеры таких общин, и отрадно, что их в Русской Церкви немало».

Один из аспектов этой темы обсудили в октябре минувшего года на межъепархиальной конференции «Евхаристия и приходская жизнь», которая собрала во Владивостоке представителей ведущих богословских вузов России.

25 июля 2014 года на очередном заседании Священный Синод Русской Православной Церкви принял постановления, касающиеся границ приходов (Журнал № 74): (…)

2. Признавая важность воссоздания общинного строя приходской жизни, в том числе посредством приближения к территориальному принципу разграничения приходов, определить следующее:

а. Архипастырям, пастырям и верным чадам церковным необходимо помнить, что важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви. Приходскому духовенству надлежит всемерно укреплять в мирянах сознание принадлежности к определенной приходской общине, ответственности за жизнь своего прихода. Чувство общинности и ответственности за приход может развиваться через расширение личного общения между прихожанами, через их повседневное вовлечение в решение приходских дел и в практическую заботу о приходе. Полезным является проведение не только предусмотренных уставом приходских собраний, но и собраний прихожан для разъяснения им текущих вопросов жизни прихода, для обсуждения возникающих вопросов и способов их разрешения. (…)

* * *

О жизни приходской

Своими размышлениями о проблемах современной приходской жизни с читателями портала Богослов.ру делятся протоиерей Павел Великанов и священник Федор Ртищев

Тема приходской жизни – одна из самых важных не только в богословии, но и в практике. 25 июля 2014 года, обсуждая тему границ приходов, Священный Синод подчеркнул «важность воссоздания общинного строя приходской жизни». В сентябре этого года Святейший Патриарх обратился с посланием к «архипастырям, приходским настоятелям и клирикам, церковным старостам, членам приходских собраний и советов, штатным и добровольным сотрудникам приходов» – то есть ко всем тем, кто трудится сегодня на ниве развития общины.

Очевидно, что община – самая малая клетка церковного организма – неизбежно связана с состоянием всего организма и не может быть каким-то механическим образом изолирована, в том числе и от системных недостатков, которые мешают развиваться приходу.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, «приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединённых при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника — настоятеля».

Итак, приход есть прежде всего община православных христиан. И именно с «богословия общины» должно начинаться возрождение церковной жизни. Община сама по себе является древнейшей формой организации социума. Общинный строй предшествует государственному устройству и по сей день является своего рода архетипом для человеческого общества. Характерным для общины являются родственные, неотчужденные отношения её членов. В случае, когда мы говорим о церковной общине, речь идёт, конечно, прежде всего о родстве духовном, – но этим не ограничивается. Отношения христианской любви должны пропитывать всехристианское сообщество и в частности приход. Оставив в стороне рассуждения об общей и тотальной повреждённости человеческой природы, отметим, что идеал любви был заповедан Христом своим ученикам непросто как некий красивый образ, но как единственный отличительный признак христианского сообщества: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

Община должна образовываться вокруг Христа. Этот очевидный факт необходимо особо подчеркнуть, потому что зачастую при устройстве общины Христос может отходить на второй план, и тогда её центром становится священник, обряд (устав), «эксклюзивность» или же единый центр вообще может исчезнуть, и каждый начинает воспринимать церковь как «контору», в которой обязаны оказывать «духовные услуги» «по требованию».

Первая в мире христианская община – община апостолов – была собрана Спасителем и вокруг Спасителя. «Христоцентричность» должна являться основным свойством подлинной православной общины. Очень часто бывает, что такая «христоцентричность» формально декларируется, но на деле не выполняется. Желание обрести духовного наставника, духовника, вполне естественно, – но здесь скрывается большой соблазн. Священник, сам того не замечая, может подменять собой Христа и становиться для своих прихожан единственным «светом в окошке». С другой стороны, редко когда люди готовы объединиться вокруг ничем не выдающегося священника.

Еще одна существенная проблема – это разобщённость духовенства и мирян. Духовенство воспринимается как привилегированное сословие, что наиболее ярко выражается в разных нормах подготовки к Причастию для клириков и мирян. Эта ситуация большей частью клира ощущается как нормальная и по умолчанию вытекающая из самого факта хиротонии. На приходах, как правило, выстроена чёткая вертикаль власти: настоятель – клирики – алтарники – избранные миряне (клирос, староста, помощники, знакомые настоятеля, спонсоры, представители властей) – остальной народ. И место в этой «пирамиде» зачастую зависит прежде всего от степени приближённости к настоятелю. Иерархичная система устройства, которая была положена в основу миротворения Самим Создателем, с грехопадением подверглась тлетворному изменению. Для «устойчивого пребывания» и «успешного продвижения» в рамках такой системы требуются качества, понятные и обычные для мирского менеджмента, но диссонирующие с евангельской нравственностью: приспособленчество, умение угождать, ненавязчивое подхалимство, лицемерие, лживость и двуличие. Если добавить к этому еще и безоговорочную исполнительность – получается портрет идеального «винтика» системы мира сего.

Однако по духу новозаветного благовестия, вертикаль иерархической власти должна постоянно превращаться в горизонталь всепроникающей любви, объединяющей всех прихожан. Неслучайно слова «община» и «общение» однокоренные: где есть общение, там будет и община. Где есть только распоряжения (скрывающиеся под видом «благословения») – там и будет только система. Для того чтобы на приходе создать тёплую атмосферу христианского братства, настоятель для начала должен знать всех (или почти всех) прихожан лично. Однако это становится практически невыполнимым, когда реальный приход «размазывается» практически до бесконечности, и большая часть даже постоянных прихожан по сути своего участия в жизни общины – те же самые чужие «захожане».

Для созидания крепких межличностных связей необходимо устраивать совместные приходские проекты – от паломнических поездок (для всех, а не только для избранных из ближнего круга) до крупных социальных акций. Но основную роль в знакомстве настоятеля с прихожанами играет, как ни банально это прозвучит, совместная трапеза, которая есть продолжение Литургии. Знакомство прихожан и священников храма между собой во внебогослужебной обстановке, общее делание, общая трапеза становятся важными факторами внутреннего единства.

Сегодня можно с печалью сказать, что общий дух разрушения и перемешивания не прошёл мимо общинной жизни. Прежняя культура общинной жизни давно была утрачена, новая же только начинает зарождаться. В связи с этим представляется крайне важным воспитание нового поколения пастырей в духовных учебных заведениях, для которых богослужебная жизнь вне общинной была бы очевидной ненормальностью.

Говоря о частных проявлениях общинной жизни, следует выделить несколько ключевых направлений, нуждающихся в особом внимании.

Во-первых, предкрещальная катехизация. На многих приходах она до сих пор остаётся в неразвитом состоянии. В Московской городской епархии, например, предписано совершать минимум две предкрещальные беседы, которые явно недостаточны для того, чтобы научить христианской жизни желающего войти в Церковь. Дерзнём предположить, что только катехизация с минимальной продолжительностью 6 месяцев (при условии одного занятия в неделю, что наиболее удобно для большинства городских жителей) способна научить какому-то минимуму, который необходимо знать, вступая в Церковь. Полугодовая (а еще лучше – годовая) катехизация, при условии, что занятия проводит образованный, талантливый катехизатор, способна заронить в душу пришедшего зерно христианского знания, заставить почувствовать принадлежность своей общине. Крещение следовало бы проводить, по древней традиции, на праздники Рождества, Богоявления или в Великую Субботу. Экономические соображения, которые обычно приводят как контраргумент, не выдерживают никакой критики. Что правильнее и экономически целесообразнее: крестить не только неверующего, но и погрязшего в смертных грехах человека, который в лучшем случае снова окажется в храме только для отпевания, и получить от него даже хорошие деньги или же подготовить и получить в итоге еще одного реального, а не фиктивного члена Церкви Христовой и местной православной общины? Священнослужители не могут и не должны продавать право вхождения в Церковь людям, мотивация которых более чем сомнительна («русский – значит, православный», «покрестимся, чтобы не болеть», «так моя бабушка делала» и т.п.). Конечно же, оглашаемые должны присутствовать и на богослужении, которое само по себе является «наглядным пособием», и покидать его на возгласе «Оглашенные, изыдите!».

Следующая важная тема – проблема понятности богослужения. Если человек во время оглашения был приучен к христианскому образу мысли, он захочет понимать и участвовать в богослужении. В настоящее время можно говорить о двух подходах, применяемых в храмах Русской Православной Церкви: «русификация» богослужения, то есть замена отдельных церковно славянских слов на более привычные для русского уха («живот» – «жизнь», «исполнение» – «полнота», «вонь» – «в него», «любы» – «любовь» и пр .), с другой стороны , отдельные встречи и беседы, на которых происходит систематический разбор как структуры богослужения, так и содержания текстов. Дискуссия вокруг проектов Межсоборного присутствия на тему адаптации церковнославянских текстов хорошо показала, насколько эта тема является болезненной и табуированной для многих. Однако ничто не мешает в рамках организации приходской деятельности проводить общедоступные беседы, на которых не только объяснять чинопоследования, но и переводить и растолковывать основные песнопения, тропари и кондаки праздников, догматики и задостойники – то есть всё то, что регулярно поётся и читается в храме.

Понятное богослужение подразумевает не только объяснение Литургии, но и внятное чтение Слова Божьего –центрального момента литургии слова. За таким чтением должна следовать проповедь как пояснение прочитанного и наставление общины в жизни по Евангелию. Самая неблагополучная ситуация сегодня наблюдается с чтением апостольских посланий и книги Деяний: если евангельский текст у многих молящихся, как говорится, «на слуху», то вот с пониманием посланий ситуация просто катастрофическая. Положение усугубляется еще и тем, что за редким исключением проповедь строится в основном вокруг толкования Евангелия, а на Апостол просто не хватает ни сил, ни времени.

Кульминацией Литургии является причащение. Собранные вокруг Чаши, верные образуют мистическое Тело Христово и соединяются в один организм – общину. Именно Евхаристия и является основным объединяющим фактором, видимым выражением «христоцентричности» общины. Но ведь причащение само по себе не является «завершением» литургии как «общего делания»: более того, именно соединение членов общины со Христом и во Христе и является своего рода «трамплином» для преодоления греховного отчуждения и перехода в «общее делание» за пределами храмовых стен. Не «бить духовные баклуши» призван христианин после причастия, а с новым вдохновением делать дело Божие, где бы и в каком бы статусе он ни находился.

Другой вопрос, который в нашей практике неразрывно связан с причащением, это тема исповеди. Духовное руководство – важнейший объединительный фактор для общины. Во многих приходах нормальной является ситуация, когда настоятель и остальные священники наравне исповедуют всех приходящих. Постепенно вокруг каждого священника образуется своя «покаянная семья» – люди, которые ходят на исповедь именно к нему. Такие «покаянные семьи», из которых и складывается приход, также должны тесно общаться между собой. Ненормальной является ситуация, когда на службах с большим количеством прихожан (например, всенощные под праздники или под воскресенье ) исповедует только один, требный, священник, причём каждый раз роль этого требного священника исполняют разные клирики. Это мешает людям «закрепиться» за одним священником и становится профанацией духовного руководства, в поисках которого многие приходят в храм.

Следует также сказать о таком явлении, как нынешняя практика обязательной исповеди перед причастием. Об этом написано уже множество книг и статей, поэтому мы не будем вновь приводить всю аргументацию «за» и «против». В нынешнем понимании исповедь — это и беседа со священником, и откровение помыслов, и исповедание тяжких грехов, препятствующих причащению, и, наоборот, каждодневная вечерняя покаянная молитва из молитвослова, приносимая на бумажке к аналою. Нужно разделить вышеперечисленное и не называть все это исповедью, и тем более не требовать категорично этого как абсолютного условия перед причащением. Существуют духовные беседы- наставления, есть предкрещальная исповедь за всю жизнь, есть покаяние в тяжких грехах и возвращение таким образом в Церковь, которое не может совершаться пред каждой Евхаристией. Другое дело, что при отсутствии тяжких грехов и при реальной, а не мнимой практике духовного окормления духовник вправе сам определять форму и частоту исповеди для своего чада – при условии их постоянного общения, в том числе и вне богослужения.

Мы попытались обозначить основные проблемные точки, которые мешают сегодня развитию нашей приходской жизни. При желании их можно найти еще больше – по сути, каждое проявление церковной жизни требует переосмысления и обновления, что и было заповедано нам Спасителем. К счастью, все больше священников сегодня радеют о становлении правильной приходской жизни.

Главным двигателем возрождения сегодня призваны стать обычные приходские священники, так как именно они имеют непосредственное отношение к устройству общины. Сегодня есть довольно много клириков и мирян, которые убеждены в необходимости глубинного церковного возрождения и готовы для этого что-то предпринять. Первым шагом к изменению существующей системы может стать объединение духовенства на личном уровне. Например, два — три — четыре человека собираются и делятся своими мнениями по вопросам церковной жизни. Важно при этом помнить две вещи: общение должно происходить в реальном формате (не ЖЖ, не социальные сети) и не должно сводиться к обычным кухонным разговорам о том, «как спасти Россию» ( в данном случае – Русскую Церковь ).Оптимальный вариант – выбор темы и краткий доклад по примеру учебных семинаров в университете. Это позволит каждый раз прорабатывать определённую тему с достаточной глубиной и делиться своим опытом решения различных проблем.

Постепенно объединившиеся клирики и миряне выявляют единомышленников среди своих собратьев и подключают их к своим обсуждениям, находят сочувствующих. Так постепенно небольшой круг расширяется. Историческим примером, иллюстрирующим наши рассуждения, может стать деятельность группы «32 священников», которая пришлась на 1905 год и которая целиком и полностью была одобрена правящим архиереем – митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским). Благодаря этой широкой деятельности была подготовлена почва для создания Предсоборного присутствия и разработки основной повестки Поместного собора 1917–1918 гг.

Важной вехой в деле приходского возрождения является межприходское общение, подобное описанному выше личному общению священнослужителей. В этом случае крепкие общины должны образовывать единый организм, объединяющий священников и мирян. Объединение может включать в себя совместное богослужение и приобщение, совместные просветительские мероприятия и социальную работу. Таким образом, схема продвижения идей возрождения приходской жизни довольно проста: объединение клириков на личном уровне – объединение приходов – привлечение к сложившемуся союзу новых членов.

Восстановление общины является сегодня архиважным направлением церковной жизни. Оно невозможно без искоренения существенных системных недостатков, таких как клерикализм, отсутствие любви, смещение центра общины с Христа на что бы то ни было иное. Факторами, которые могут способствовать восстановлению прихода, являются: подробная катехизация, внятное богослужение, поощрение частого причащения, восстановление смысла таинства исповеди, проведение духовных бесед отдельно от Евхаристии. Продвижение идей возрождения приходской жизни возможно как на официальном уровне, «сверху», так и на уровне личного полуофициального общения священства и мирян через организацию кружков и межприходских связей.

В заключение стоит сказать, что наше общество сильно страдает от оскудения любви и даже элементарного уважения. В поисках такой любви наши соотечественники приходят в Церковь. Отрадно, если там они встречают то, чего были лишены – уважение, внимание, понимание, готовность выслушать и помочь. Крепкие приходы, где христианское отношение к ближнему, где сам Христос поставлен во главу угла, смогут стать лечебницами, способными исцелить наш народ от его многочисленных и давних ран.

Чтобы этот разговор не оказался безрезультатным, портал «Богослов.Ru» открывает специальный проект, посвящённый обсуждению вопросов жизнедеятельности приходских общин. Здесь мы будем размещать как исторические и богословские материалы, так и актуальные публикации по теме возрождения общинной жизни на приходах. Приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству: присылайте свои мысли, делитесь опытом, спорьте и не соглашайтесь, сканируйте, распознавайте дореволюционные труды – одним словом, пусть этот проект станет хотя бы малым общим делом всех неравнодушных к здоровой церковной жизни!

29 января 2015 г.

* * *

Публичные встречи Василия Леонидовича Яцкина состоятся:

— в субботу, 9 апреля 2016 г. в Доме офицеров флота во Владивостоке (ул. Светланская) в 15.00.

— в среду, 13 апреля 2016 года в Институте искусств во Владивостоке. Тема встречи: иконопись, документальный фильм проекта под Солнцем «Дионисий».

На фото: добровольцы епархиальной Службы «Милосердие» и молодежь Покровского Собора Владивостока после праздника, который они устроили подопечным Интерната для престарелых и инвалидов на Седанке