Как восстановить посадочный талон

Не так давно Минфин заявил, что для подтверждения расходов на авиаперелет командированного работника одного только авиабилета недостаточно. По мнению чиновников, без посадочного талона в подобных ситуациях учесть затраты при расчете налога на прибыль нельзя. Между тем данное категоричное заявление… далеко не бесспорно.

В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (далее — Кодекс) можно учесть расходы на командировки, к коим в том числе относятся затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Если утерян посадочный талон… (Ремчуков С.)

В то же время нельзя забывать о том, что для целей налогообложения прибыли признаются только расходы, которые соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса. Согласно данной норме расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В свою очередь, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. К ним относятся в том числе таможенные декларации, приказы о командировке, проездные документы, отчеты о выполненной работе в соответствии с договором. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как бы там ни было, в любом случае расходы на проезд работника к месту командировки и обратно требуют документального подтверждения. При этом в соответствии с Положением об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства от 13 октября 2008 г. N 749), документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами.

Расходы на авиаперелет: идеальный пакет документов

Осталось только разобраться, что понимается под "должным образом оформленными оправдательными документами", которые необходимы для списания расходов на авиабилет, приобретенный для командированного сотрудника. Для этого, в первую очередь, обратимся к Приказу Минтранса от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". Пунктом 84 данных Правил установлено, что при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна.
Таким образом, именно из посадочного талона видно, кто и куда летел. Соответственно, он должен быть включен в пакет документов, подтверждающих, что командированный сотрудник действительно совершал перелет к месту командировки и обратно.
Также необходимо учесть, что авиабилет можно купить обычный или же электронный. Согласно Приказу Минтранса от 8 ноября 2006 г. N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и ИП наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Соответственно, в идеале в зависимости от того, в какой форме приобретен авиабилет (в документарной или бездокументарной), оправдательными документами будут:
1) непосредственно авиабилет или сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета;
2) посадочный талон, который подтверждает, что командированный сотрудник совершил перелет по данному авиабилету.
Минфин в Письме от 1 сентября 2016 г. N 03-03-07/50992 особо подчеркнул, что посадочный талон является неотъемлемым документом при регистрации на рейс. Поэтому документальным подтверждением факта потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки является не только авиабилет, но и посадочный талон. Сам по себе авиабилет не доказывает, что сотрудник куда-либо летал.

"Посадочные" альтернативы

Проблема в том, что посадочный талон, на наличии которого так настаивает Минфин, командированный сотрудник может и утратить (потерять, испортить и т.п.).

Означает ли это, что при его отсутствии можно поставить крест на возможности списать расходы на авиаперелет? Конечно же нет. Причем в подобных ситуациях есть даже несколько способов решения проблемы.
Во-первых, в качестве документа, подтверждающего расходы по осуществленному авиаперелету, для целей налогообложения прибыли может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем. Это в том числе подтверждает и Минфин (см. Письма Минфина от 18 мая 2015 г. N 03-03-06/2/28296, от 7 июня 2013 г. N 03-03-07/21187, от 27 февраля 2012 г. N 03-03-07/6 и т.д.).
Во-вторых, из положений п. 1 ст. 252 Кодекса следует, что расходы могут подтверждаться в том числе документами, косвенно подтверждающими произведенные траты (см., напр., Письмо Минфина от 2 апреля 2014 г. N 03-03-РЗ/14597). На самом деле посадочный талон подтверждает, что командированный сотрудник совершил перелет к месту командирования и обратно. Косвенно же это могут подтвердить документы, подтверждающие его направление в командировку, плюс документы, которые засвидетельствуют, что он проживал в месте командирования, отчет о командировке, а если организация продолжает использовать командировочные удостоверения, то и отметки о прибытии/убытии из командировки, проставленные принимающей командированного сотрудника стороной.
В принципе оба названных варианта позволяют "оправдать" расходы на авиаперелет при утере оригинала посадочного талона. Хотя второй вариант с точки зрения риска возникновения претензий со стороны налоговых органов кажется более рискованным. Безопаснее получить справку от авиаперевозчика, которую можно рассматривать как равнозначную замену посадочного талона.
В завершение отметим, что в случае, если компания возместит сотруднику расходы на приобретение авиабилета в отсутствие посадочного талона (справки от перевозчика и т.п.), помимо всего прочего с этой компенсации придется удержать НДФЛ и включить ее в базу по страховым взносам (п. 3 ст. 217 НК, ч. 2 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

Посадочный талон (boarding pass, bpass) — это документ, который подтверждает право пассажира сесть в самолет. Такой документ выдается после регистрации на рейс и его важно беречь, чтобы без проблем занять свое место на борту авиалайнера. Но, к сожалению, случается всякое, и вопрос, что делать, если потерян посадочный талон, возникает не так уж редко.

Без посадочного талона пассажира просто-напросто не пустят на борт самолета, и тогда перелет сорвется, а деньги, уплаченные за билет, будут потеряны. Разумеется, такого развития событий никому не хотелось бы допускать, а значит нужно как можно быстрее предпринять меры по урегулированию ситуации.

Для начала несколько слов стоит сказать о том, что представляет собой посадочный талон на самолет. Сегодня, когда регистрироваться на рейсы можно онлайн, посадочные талоны — это уже не только стандартные бумажные бланки, выписываемые в аэропорту на стойках регистрации, но также еще и PDF-файлы, которые можно сохранить на ПК и распечатать в любой удобный момент до вылета, письма на электронную почту или же сообщения на мобильный телефон, содержащие специальный QR-код и называемые мобильными посадочными.

Посадочные талоны на самолет содержат личные данные пассажира, название компании-авиаперевозчика, номер рейса, маршрут, номер места пассажира на борту, номер выхода на посадку, время вылета и время окончания посадки. Посадочные талоны предъявляются пассажирами на контроле непосредственно у выхода на посадку.

Если вдруг так случилось, что посадочный талон утерян, действия по решению возникшей проблемы будут зависеть от того, как происходила регистрация на рейс. Так, если потерялся бумажный посадочный, выписанный сотрудником авиакомпании на стойке регистрации, то следует как можно быстрее вернуться к стойке и попросить, чтобы там выписали дубликат. Все данные о пассажире уже есть в системе, поэтому сложностей вызвать это не должно.

Если потерян бумажный посадочный, распечатанный пассажиром самостоятельно из полученного после онлайн-регистрации PDF-файла или электронного письма, то можно повторно распечатать посадочный талон в киоске самостоятельной регистрации, а также получить его в автомате самостоятельной регистрации багажа.

Какие документы подтвердят расходы на перелет в случае приобретения электронного билета

Мобильные посадочные талоны, казалось бы, и потерять нельзя, но пока еще не во всех аэропортах есть оборудование для их сканирования, а это значит, что риск потерять распечатанный мобильный посадочный все же существует. В этом случае можно, как и в предыдущем, воспользоваться киоском самостоятельной регистрации или же пройти к пункту печати мобильных посадочных талонов (Mobile Check-In).

Как быть, если посадочный талон потерян не до посадки на самолет, а уже после перелета, но он нужен для отчета о командировке? В подобной ситуации дело обстоит несколько иначе. Для подтверждения факта перелета необходимо обратиться с соответствующим заявлением в ту авиакомпанию, которая совершала перевозку, и там получить справку, которая и подтвердит совершение перелета. Важно помнить, что подобную справку могут выписать только в течение месяца после полета, кроме того, она является платной.

Потеря посадочного талона на самолет, как можно заметить, не является такой уж большой бедой. Однако, это не означает, что к вопросу его сохранности стоит относиться небрежно: если времени до окончания посадки на самолет останется мало или если возникнут какие-то технические сложности, можно не успеть сделать новый талон, а значит поездка сорвется. Так что лучше всего посадочный талон без необходимости не перекладывать туда-сюда и сохранять с момента получения при регистрации и до самого окончания полета.

В письме от 18.05.2015 № 03-03-06/2/28296 Минфин России высказался по вопросу подтверждения расходов на авиаперелет командированного сотрудника.

По общему правилу при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).

Нормами НК РФ установлено, что расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, они должны быть документально подтверждены (ст. 252 НК РФ, пп.

Что делать, если потерян посадочный талон

12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Сославшись на приказ Минтранса России от 08.11.2006 № 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", представители финансового ведомства пришли к выводу, что в случае приобретения электронного авиабилета такими подтверждающими документами являются распечатанная маршрут/квитанция с указанием стоимость перелета, а также посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Кроме того, как указано в письме, в случае утери посадочного талона подтверждающим документом для целей налогового учета расходов может служить справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком (представителем).

Таким образом, при отсутствии посадочного талона или справки, подтверждающей, что работник воспользовался приобретенным для него авиабилетом, расходы на проезд к месту командировки и (или) обратно не будут учитываться для целей налогообложения прибыли (как не соответствующие положениям ст. 252 НК РФ в части необходимости надлежащего документального подтверждения произведенных расходов).

Отметим, что ранее представители контролирующих органов указывали, что подтвердить расходы на перевозку можно иными документами, косвенно свидетельствующими о понесенных расходах.

Подробнее о подтверждении стоимости проезда к месту командировки см. в справочнике "Налог на прибыль организаций".

<<< Назад

Согласно правилам программы «Аэрофлот Бонус» вознаграждение в виде миль полагается участнику за совершение бонусных операций.

Потеряла посадочный талон

При отсутствии баллов на счете по истечению установленного срока начисления клиенту необходимо обратиться с заявлением о восстановлении условных единиц. Рассмотрим алгоритм действий, предлагаемый пользователям компанией.

Восстановление миль на рейсах Аэрофлота

Для коррекции баланса по неучтенным рейсам участнику программы необходимо предоставить в Аэрофлот документы, подтверждающие факт совершения перелета. Если применялся электронный билет, то подойдет:

  • квитанция об оплате (оригинал или копия) с указанием идентификационных данных полёта;
  • распечатанный лист брони с номером билета и посадочный талон (оригинал или копия).

Важно! Если приобретался пассажирский купон на бумажном носителе, то потребуется предъявить оригинал или копию билета вместе с посадочным талоном или его копией.

Сформировать запрос на восстановление миль клиент может по истечении двух недель, но не позже трех месяцев, с момента фактического совершения полета. Опция доступна в личном кабинете пользователя и на официальном сайте. Сообщить о проблеме дистанционно возможно через форму обратной связи на сайте www.aeroflot.ru/ru-ru/afl_bonus.

В шаблоне из ниспадающего списка следует выбрать тип «Начисление миль» и нажать клавишу «Перейти».

Для конкретизации обращения необходимо указать тему «Неучтенные полеты за рейсы Аэрофлота» и заполнить персональную информацию об участнике.

Во второй части матрицы требуется внести данные о рейсе и добавить летную документацию.

Еще один вариант передачи запроса в работу — письмо на адрес bonus@aeroflot.ru с подробным описанием ситуации и приложением подтверждающих файлов.

Кстати, вознаграждение будет начислено в течение 30 дней с момента получения и обработки данных.

Если на момент совершения перелета регулярным рейсом Аэрофлота клиент не являлся участником бонусной программы, то он также может восстановить баланс и зачесть мили за полет при регистрации в случае соблюдения условий:

  • перелет был совершен в течение 6 месяцев до даты авторизации в программе;
  • с момента регистрации в «Аэрофлот Бонус» прошло не более 3 месяцев.

Передать информацию о полете пользователь может также 3 способами:

  • в личном кабинет в разделе «Отправить информацию по совершённым полётам»;
  • через форму обратной связи;
  • письмом на электронную почту bonus@aeroflot.ru.

Восстановление миль на рейсах SkyTeam

Опция по восстановлению миль за полеты через партнеров Аэрофлота доступна только участникам программы и только за рейсы, совершенные после регистрации в «Аэрофлот Бонус».

Для обоснования запроса клиенту необходимо предоставить летную документацию:

  • по электронным билетам: квитанция/распечатка бронирования, посадочные талоны по всем сегментам;
  • по бумажным пассажирским талонам: билет и посадочные талоны по всем сегментам.

Внимание! В предъявляемых файлах должна быть указаны как данные о номере билета, так и об оплаченных тарифах.

Запрос необходимо направить по одному из каналов:

  • личный кабинет;
  • форма обратной связи на сайте Аэрофлота с тематикой «Неучтенные полеты за рейсы партнеров»;
  • электронная почта bonus@aeroflot.ru.

Информация предоставляется пользователем не ранее 14 дней и не позднее 3 месяцев с даты завершения рейса.

Восстановление миль за услуги Партнёров

Неквалификационные мили за покупки у партнеров начисляются в случае предъявления в момент оплаты карты участника «Аэрофлот Бонус». Если по какой-то причине дисконт предоставлен не был, пользователь может составить запрос на восстановлении баллов. Адресат определяется торговой точкой, в которую ранее обращался клиент.

Если партнером, не начислившим мили, является гостиница или транспортная компания, то заявление следует направить в Аэрофлот в течение 12 месяцев с даты оформления услуги и обязательно приложить счет. Если же покупка совершена у другого партнера, то для урегулирования ситуации необходимо обратиться в ту компанию, где проходила оплата.

Потерял посадочный талон как отчитаться