Как восстановить домен

Домен вовремя не оплатили – такое случается. Однако домен домену рознь – одно дело, если не продлили недавно зарегистрированный и, по большому счету, стоящий ровно столько, сколько уплачено регистратору. И совсем другое, если он давнишний, раскрученный и, тем более, приносящий доход вашему бизнесу. В этом случае домен, именуемый на профессиональном жаргоне «дропнутым», надо вернуть, иначе при должном усердии новый владелец может не просто разрушить ваш бизнес, но и воспользоваться плодами ваших трудов.

Вернуть неоплаченный домен. Цена вопроса

В попытках вернуть домен можно попробовать различные варианты, но, как правило, все сводится к тому, чтобы связаться с тем, кто его перехватил, и выяснить цену. Предъявление претензий к регистратору вряд ли поможет: скорее всего, вам сообщат, что все сделано по закону, домен освободился и передан новому владельцу.
На форумах обычно говорится о том, что при отказе нового хозяина от сотрудничества из этой ситуации выхода нет. На самом деле он есть, но это удовольствие не дешевое. Расходы на пошлину, которую нужно оплатить, чтобы вернуть неоплаченный домен, составляют 1500-2000$, не считая стоимости юридических услуг. Но если домен в самом деле представляет ценность, а стоимость, предложенная тем, кто его перехватил, ниже этой суммы, то, конечно, имеет смысл решить дело без судебных разбирательств.

Арбитраж WIPO

Но как быть, если домен жизненно необходим, а аппетиты «захватчика» слишком велики? В таком случае вопрос можно решить в арбитраже WIPO (World Intellectual Property Organization), обратившись с иском о передаче вам домена.
Есть и другие органы, рассматривающие споры по процедуре UDRP (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy), но среди них арбитраж WIPO наиболее авторитетный и востребованный. Это подтверждает его обширная практика, которую имеет смысл проанализировать, чтобы оценить свои шансы на успех. Со своей стороны отметим, что добиться решения о возврате домена можно, если:

  • у истца имеется товарный знак, идентичный или сходный до степени смешения с перехваченным доменом;
  • у ответчика отсутствуют права и законные интересы по отношению к домену;
  • есть доказательства того, что при регистрации ответчик действовал недобросовестно.
  • Отсутствие хотя бы одного условия, скорее всего, приведет к отказу в иске.

Зарегистрированный товарный знак – половина успеха

Наличие зарегистрированного товарного знака, идентичного домену или сходного с ним до степени смешения, является серьезной заявкой на победу в споре. И вот пример «от противного».
Владелец бара «Algiubagio s.n.c.» (Венеция, Италия) не оплатил домен algiubagio.com, который тотчас был перехвачен неким предприимчивым деятелем из Польши. Отстаивая свои права на перехваченный домен, истец ссылался на то, что:

  • является владельцем одноименного домену бара в Венеции;
  • ответчик не имеет никаких прав или законных интересов в отношении спорного доменного имени, поскольку не владеет аналогичной торговой маркой;
  • ответчик действовал недобросовестно, используя домен для привлечения посетителей на свой adult-сайт.

В качестве доказательства истец представил выписку из итальянского торгового регистра.
Однако как указал арбитр WIPO, действие этого документа ограничено территорией местонахождения истца (Венеция, Италия), и ответчик, находящийся в Польше, не должен был знать о его правах на спорный домен. На этом основании в иске было отказано.
При этом арбитр указал, что если бы истец имел зарегистрированную торговую марку, решение по делу могло бы быть иным (дело № D2005-0183).
Но что делать, если товарный знак не зарегистрирован, как чаще всего и бывает?
В этом случае тоже есть возможность доказать свои права на домен. Арбитраж WIPO придерживается концепции так называемого незарегистрированного товарного знака общего права. Согласно ей, за владельцем домена может быть признано право на товарный знак в случае, если в результате длительного использования данный домен стал широко известен пользователям интернета и ассоциируется с его администратором.
Доказать эти обстоятельства позволяют, в частности, высокая посещаемость сайта и длительность владения доменом. Для этого используются данные счетчиков, публикации в прессе, в том числе «бумажной», демонстрация активности – например, если на сайт ведут ссылки с тематических, доброкачественных ресурсов и т. д.
Все это не касается доменов в зонах .ru и.рф, поскольку юрисдикция Арбитража WIPO на них не распространяется, а в российских судах никакого незарегистрированного товарного знака не было и быть не может.

Как доказать отсутствие у ответчика прав и законных интересов

Есть два железных основания, когда это точно не получится:

  • если у ответчика имеется товарный знак, совпадающий или сходный до степени смешения с доменом, но зарегистрированный в другом государстве. Очевидно, что право на регистрацию спорного домена у него есть, и в иске о возврате домена будет отказано;
  • ответчик имеет бизнес, который длительное время использует коммерческое обозначение, совпадающее со спорным доменом или схожее с ним до степени смешения. И в этом случае надеяться на возврат домена не приходится.

Так, рассматривая дело в отношении домена foodandwinetravel.com, арбитраж отказал истцу, у которого была зарегистрированная торговая марка, включавшая в себя, в том числе, и аналогичное доменное имя в зоне .au.
По каким-то причинам он вовремя не оплатил домен и лишился его. Ответчик же приобрел его у регистратора за 2500$ и поставил на парковку. Истец отправил запрос, получил ответ о цене передачи – 2500$, и на этом переписка оборвалась. Арбитраж отказал в его жалобе, указав, что:

  • домен состоит из общеупотребительных слов – «food», «and», «wine», «travel»;
  • ответчику трудно было бы предположить, что кто-то имеет право на домен в виде сочетаний этих слов, пусть и написанных без пробела;
  • истец использовал в основном домен foodandwinetravel.com.au, а не foodandwinetravel.com;
  • ответчик убедительно доказал, что долгое время использовал похожее наименование в своем бизнесе, находился в другой стране и не мог знать о наличии у истца зарегистрированного товарного знака, сходного с этим доменом;
  • ответчик купил спорный домен за весьма значительную сумму, непосредственно у регистратора (дело № D2016-1953).

Все это, по мнению арбитража, свидетельствовало о наличии прав и законных интересов у ответчика.

Недобросовестные действия при регистрации домена

О недобросовестности чаще всего свидетельствуют следующие обстоятельства:

  • домен сразу после перехвата был поставлен на парковку и выставлен на продажу. Это считается подтверждением того, что он был приобретен не для использования, а с целью получить незаконную выгоду, помешать чьей-то деятельности, навредить конкурентам и т. д.;
  • на домене длительное время отсутствовал контент, стоял редирект на другой сайт, о котором не предупреждались пользователи и т.д.;
  • домен используется конкурентом, ранее не использовавшим это обозначение в своей деятельности.

Так, например, истец – собственник товарного знака OKI-NI, зарегистрированного в ЕС, в США и Японии, владеет одновременно многими доменными именами, которые перенаправляют посетителей на главный веб-сайт oki-ni.com. Ответчик сумел перехватить освободившийся по недосмотру домен okini.com. Доводы истца были такими:

  • спорный домен похож до степени смешения на товарный знак истца, различие только в дефисе;
  • «okini» и «oki-ni» (япон. «поблагодарить вас», «спасибо» или «очень») – слова необычные, узнаваемые во всем мире;
  • ответчик, используя перехваченный домен, продвигает свои магазины с ассортиментом, аналогичным ассортименту истца, т. е. допускает недобросовестную конкуренцию и вводит потребителя в заблуждение.

Арбитраж счел доказанными, что ответчик при регистрации домена допустил недобросовестное поведение и принял решение о возврате домена истцу (дело № D2011-1641).
Характерно и то, что ответчик не участвовал в данном споре. Видимо, ему проще и выгоднее было заниматься продажей других доменов.
К слову, о недобросовестном поведении при регистрации домена может свидетельствовать сумма, которую запрашивает киберсквоттер. Так истец предложил купить утраченный домен за 500$ и получил встречное предложение – 5000$. Арбитраж согласился с тем, что сумма во много раз превышает расходы на передачу доменного имени, и ответчик зарегистрировал и использовал спорное доменное имя недобросовестно (дело № D2015-0226).
Подробнее о процедуре рассмотрения дела в Арбитраже WIPO можно почитать в предыдущей статье.

Если администратор не продлил домен до окончания срока его регистрации, делегирование домена приостанавливается и наступает период, в течение которого с доменным именем невозможно проводить какие-либо операции, кроме продления. Этот период длится приблизительно 30 дней, в зависимости от зоны, в которой был зарегистрирован домен.

Как узнать, до какого числа зарегистрирован домен и когда его продлевать.

Если вы не успели продлить домен в установленный период, узнайте, как восстановить удаленный домен ниже.

Как защитить домен, чтобы не потерять его после окончания регистрации? Подключите комплект «REG.Private». В него входит не только данная опция, но и скрытие персональных данных, экстренное оповещение домена и др.

Продлите ваш домен вовремя

Продлить домен проще, чем покупать заново! Чтобы ваш сайт продолжал работать, воспользуйтесь формой быстрого продления.

Домены в зонах .RU и .РФ

Для доменных имен .RU и .РФ после наступления окончания срока регистрации наступает период преимущественного продления сроком в 30 дней. Если администратор не продлевает регистрацию домена, то по истечении периода преимущественного продления регистрация доменного имени аннулируется. После аннулирования регистрации это доменное имя может быть зарегистрировано любым лицом:

Международные домены

После наступления даты окончания регистрации (Expiration Date) домен может быть продлен текущим регистрантом (владельцем) за обычную цену продления или повышенную в зависимости от того, на каком этапе жизни находится домен. Возможное повышение цены — правило, устанавливаемое международным регистратором. Именно поэтому своевременное продление регистрации домена в международной зоне особенно важно:

Чтобы не забыть продлить домен вовремя, подключите опцию Автопродления.

В различных международных зонах существуют свои особенности и правила продления доменов, в том числе регистратор может устанавливать дополнительные периоды ограниченного функционирования домена, а также особый порядок его продления. О сроках продления доменов в других зонах уточняйте у менеджеров компании REG.RU.

Не забудьте о хостинге

Если не продлить наш дешевый хостинг вовремя, услуга будет приостановлена.

Вы можете продлить услугу в течение 60 дней. Затем она будет удалена.

Как вернуть домен, если он был зарегистрирован заново другим администратором

Домен может быть перерегистрирован/зарегистрирован заново другим администратором, если текущий администратор просрочил его продление. Разберемся, когда текущий администратор не может продлить зарегистрированный им домен, т.е. теряет право владения им.

Для различных доменных зон .RU, .COM, .HEALTH и др. установлены свои временные промежутки, после которых продление домена невозможно. О них вы можете узнать в статье: Время жизни домена. Домен нельзя восстановить, если он вступил в период удаления.

  • В зонах .RU, .SU, .РФ домен нельзя продлить на 31-ый день после окончания даты регистрации (т.е. в течение 30 дней продление домена возможно);

  • в течение 30 дней до удаления ваш домен (зоны .RU, .SU, .РФ) будет считаться «освобождающимся» и на его регистрацию можно будет оставить предварительную заявку. В таком случае сразу после удаления домена, он будет передан новому владельцу: Как зарегистрировать освобождающийся домен;

  • для доменов международных зон .COM, .ART, .EARTH и т.п. период удаления, как правило, наступает на 71-ый день после окончания даты регистрации.

После удаления домена он «возвращается» в реестр и может быть зарегистрирован любым человеком. Если это произошло и вы потеряли свой домен, вы можете попытаться вернуть его в свое владение. Это можно сделать двумя способами.

Свяжитесь с текущим владельцем

Самостоятельно свяжитесь с владельцем через форму обратной связи в сервисе Whois: Как связаться с администратором домена и предложите ему продажу данного домена. Если владелец согласен «уступить» его вам, вы в частном порядке заключаете сделку о продаже с новым владельцем.

Обратите внимание Компания REG.RU не несет ответственности за то, что все условия сделки будут соблюдены и передача домена в ваше владение произойдет корректно.

Закажите услугу «Доменный брокер»

Также вы можете заказать услугу «Доменный брокер»: Услуга «Доменный брокер». Как купить занятый домен?. В таком случае менеджеры REG.RU выступят посредниками в сделке. В течение 15 дней они свяжутся с текущим администратором домена и выяснят, готов ли он продать домен предыдущему администратору.

Заказ услуги «Доменный брокер» не может гарантировать, что в итоге вы вернете домен в свое пользование. Текущий администратор может изначально быть не согласен на продажу домена или дать отказ в ходе переговоров. Суть услуги «Доменный брокер» заключается в том, что переговорами, консультацией по дальнейшим действиям (если администратор дает своё согласие на продажу домена) и составлением бумаг занимается менеджер компании REG.RU.

Закажите хостинг REG.RU

Доверьте хостинг профессионалам. Быстрая работа и круглосуточная техническая поддержка.

Помогла ли вам статья? 201 раз уже
помогла