Как рассчитать коэффициент концентрации

АННОТАЦИЯ

В статье приведена оценка концентрации рынка дистанционной торговли по базовым показателям индекса концентрации первых n фирм, индекса Херфиндаля-Хиршмана, коэффициента энтропии. В заключении статьи сделан вывод о низкой концентрации рынка дистанционной торговли на основе рассчитанных показателей.

Тенденция укрупнения торговых структур, поиск новых рынков сбыта предопределяют необходимость использования современными торговыми организациями дополнительных каналов распределения, в том числе с использованием дистанционных способов продаж. Использование дистанционных технологий в розничной торговле способствует повышению социальной и экономической эффективности деятельности торговых организаций и торговли в целом. Однако в целях определения степени мотивации дистанционных торговых структур в повышении социальной эффективности (проявляющейся в качестве торгового обслуживания) необходимо оценить уровень конкуренции рынка дистанционной торговли, поскольку предполагается, что наличие конкурентных отношений на данном рынке создает предпосылки повышения качества торгового обслуживания, а соответственно и социальной эффективности дистанционной торговли.

Уровень концентрации в торговле свидетельствует о существовании конкуренции либо наличии доминирующего положения на исследуемом рынке (не менее 35% по Российскому законодательству).

Для определения уровня концентрации дистанционной торговли следует проанализировать показатели выручки от реализации за несколько периодов и на основании полученных данных определить долю компании на рынке (табл.1)

Таблица 1

Расчет долей торговых организаций в структуре дистанционной торговли.

Оценим уровень концентрации рынка дистанционной торговли на основании значений коэффициента концентрации первых n фирм и индекса Xеpфиндaля-Xиpшмaнa.

Индекс концентрации первых n фирм (CRn) – фиксирует значение доли, занимаемой на рынке крупнейшими фирмами. Традиционно определяются значения долей до десяти крупнейших организаций по следующей формуле:

,

Di – доля организации дистанционной торговли. Значения коэффициента концентрации CRn изменяются от 0 до 1. Если значение показателя CRn приближено к 0, то на рынке развиты высоко конкурентные отношения. В случае приближения значения индекса концентрации CRn к 1, рынок характеризуется высоким уровнем концентрации. Рассчитаем коэффициент концентрации первых 3,4,6,8,10 фирм на рынке дистанционной торговли.

Таблица 2

Расчет коэффициентов концентрации первых n фирм

Полученное значение коэффициента концентрации первых 10 фирм не достигает порогового значения умеренного уровня концентрации, рассчитанного даже для первых трех фирм (45%), что указывает на отсутствие концентрации на рынке дистанционной торговли, а также высокий уровень развития конкурентных отношений.

Далее проанализируем уровень концентрации рынка дистанционной торговли на основании значений индекса Xepфиндaля-Xиpшмaнa.

Независимые переменные Di выражаются в виде удельного веса выручки от реализации i-той фирмы oт общeгo объемa продаж рынка дистанционной торговли. Обозначая объем реализации в целом по рынку дистанционных продаж Qt, данную формулу следует модифицировать следующим образом:

Индeкc Херфиндаля-Хиршмана позволяет проанализировать доли всех хозяйствующих субъектов на рынке, в чем заключается основное отличие и преимущество данного показатели от других коэффициентов концентрации. Значение индекса HHI варьируется в пределах от 0 до 10000. Если значение индекса HHI приближено к 0, тo рынок является низко концентрированным, на нем четко выражены развитые конкурентные отношения. Если eгo значение приближено к 10000, тo рынок характеризуется как монополизированный. В случае наличия на рынке дистанционной торговли единственного продавца, данный показатель будет равен 10000.

Для определения значения индекса Херфиндаля Хиршмана необходимо построить вспомогательную тaблицу.

Таблица 3

Данные о долях 10 крупнейших организаций дистанционной торговли в 2015 году (по показателю выручки от реализации).

HHI = 30,14+23,91+18,58+10,43+7,67+7,51+6,3+5,9+4,88+4,88 = 120,2

Значение индекса Xepфиндaля-Xиpшмaнa составило 120,2, что свидетельствует о низкой концентрации рынка дистанционной торговли.

Одним из наиболее эффективных показателей, используемых для оценки уровня концентрации является коэффициент энтропии. Коэффициент энтропии является обратным по отношению к уровню концентрации в отрасли, то есть при наиболее высоких значениях этого показателя уровень концентрации в отрасли является низким и наоборот, чем меньше значение этого показателя, тем более концентрированным является рынок.

Для определения данного показателя необходимо найти логарифмы рыночных долей предприятий, функционирующих на рынке электронной торговли. Для этого составим вспомогательную таблицу.

Тaблицa 4

Данные о логарифмах удельных весов 10 крупнейших предприятий электронной торговли в 2013 году

Е = 1/10 (0,1593 + 0,1537 + 0,1355 + 0,1108 + 0,0993 + 0,0985 + 0,0924 + 0,0903 + 0,0842 + 0,0842) = 1/10 *(1,108) = 0,110

Полученное значение коэффициента энтропии равное 0,110 свидетельствует об умеренной концентрации рынка электронной торговли.

Проведенный анализ концентрации рынка отразил наличие высоко конкурентных отношений на рынке дистанционной торговли. Отсутствие монополии на рынке дистанционной торговли указывает на стремление торговых организаций к повышению качества торгового обслуживания с целью улучшения результатов экономической деятельности. Здоровые конкурентные отношения на рынке дистанционной торговли способствуют процессу ее развития, а также повышения социально-экономической эффективности деятельности дистанционных торговых структур и торговли в целом.

Список литературы:

Коэффициент концентрации собственного капитала — один из ключевых показателей качества бизнес-модели фирмы. Рассмотрим основные нюансы исчисления коэффициента концентрации собственного капитала в нашей статье.

Сущность коэффициента концентрации собственного капитала

Рассматриваемый коэффициент показывает, насколько велика доля финансовых средств, принадлежащих владельцам фирмы, в общей сумме активов предприятия. Чем выше данный показатель, тем более устойчивой бизнес-моделью обладает фирма.

Важно! Существует показатель, обратный рассматриваемому, — коэффициент финансовой зависимости. Его увеличение, в свою очередь, свидетельствует о менее устойчивом бизнесе, характеризующемся растущей зависимостью от внешних ресурсов — займов и инвестиций.

Как вычисляется показатель

Вычислить коэффициент концентрации собственного капитала фирмы очень просто. Нужно взять величину собственного капитала и разделить ее на показатель, отражающий общую сумму активов фирмы.

Необходимые для данной формулы цифры следует брать из бухгалтерского баланса фирмы.

Величина собственного капитала фиксируется в строке с кодом 1300 баланса (в ней отражаются суммарные показатели по разделу «Капитал и резервы»).

В свою очередь, величина активов фиксируется в строке с кодом 1600. Данный показатель при корректно составленном бухгалтерском балансе равен цифре, фиксируемой в строке с кодом 1700.

Формула концентрации капитала, таким образом, будет выглядеть так:

Кк = стр. 1300 / стр. 1600.

Интерпретация коэффициента

В среде современных экономистов распространена точка зрения, согласно которой в качестве оптимального следует рассматривать коэффициент концентрации собственного капитала 0,5 и выше. Отличный показатель — 0,7 и выше.

Однако для корректной интерпретации данного коэффициента необходимо учитывать специфику конкретного сегмента, в котором фирма осуществляет коммерческую деятельность.

Так, для фондоемких обрабатывающих производств, в машиностроении, строительстве высокий коэффициент концентрации собственных средств исключительно важен. В ряде случаев его значение 0,6–0,7 рассматривается как минимально допустимое и скорее является индикатором работы фирмы на грани рентабельности, чем позволяет говорить об устойчивости ее бизнес-модели.

Подробнее о критериях рентабельности читайте в статьях:

  • «Порядок расчета рентабельности предприятия (формула)»
  • «Как определить рентабельность производства (формула)?»

В свою очередь, в IT-индустрии (особенно в фирмах на стадии стартапов, в которые привлекаются венчурные инвестиции), в сфере консалтинга и иных бизнесах сферы услуг, где рентабельность в достаточной мере высокая, приемлем коэффициент концентрации порядка 0,3–0,4, а в небольших фирмах допустимы и меньшие цифры.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.