Как привлечь читателей в библиотеку советы методиста

Шеламова Галина Николаевна, ведущий методист Центральной городской библиотеки им. М. Горького муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Ельца»

«Есть только одно действительно неистощимое сокровище — это библиотека».
Пьер Буаст

Темп нашей жизни и происходящие в ней изменения, на мой взгляд, напрямую зависят от «скорости» получения информации. Сейчас, когда библиотеки перестали играть роль главного источника информации, когда на нас со всех сторон буквально обрушивается поток информации, а главным соперником на информационном поле выступает быстрый Интернет, возрастающая информатизация общества диктует свои законы существующей системе библиотек, ставя нас перед необходимостью решать новые задачи и (куда же без них!) искать пути и способы решения возникающих проблем.

Вот с чем у нас все «благополучно», так это с проблемами. Они всегда были, есть и еще долго будут. Только сейчас они рождаются стремительно, и проблематизация (нахождение проблем (источников затруднений) с целью их разрешения)в сфере библиотечной деятельности в современных условиях должна происходить намного быстрей, чем даже два-три десятилетия назад.И еще не факт, что найденное нами решение окажется единственно верным и даст желаемый результат.

Как привлечь читателя в библиотеку: предыстория вопроса

Возрастающая информатизация бумерангом ударила по состоянию чтения в России, особенно кардинально повлияв на состояние детского и подросткового чтения. Начался отток читателей из библиотек, в том числе и детских.

Заметный отток читателей-детей нам дали и изменения в образовательных школьных стандартах: удаление внеклассного чтения, уменьшение количества часов литературы, тестовая проверка знаний вместо сочинений, введение ЕГЭ, в котором им нет места… Сюда можно добавить и пресловутые «Роднички», и «Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении» или «Краткое содержание произведений школьной литературы», и сборники сочинений по школьной программе, выпускаемые разными издательствами, и исчезнувшие в ряде школ очень популярные в 80-90-е годы прошлого века списки для летнего чтения.

На отток читателей-детей повлияли и демографические проблемы, особенно заметные в начале 2000-х, когда более чем в два раза уменьшилось число школьников. Тогда, будучи еще библиотекарем младшего абонемента детской библиотеки № 1 им. А. С. Пушкина, я вела учет потенциальных читателей. Каждый год в сентябре заполняла таблицу количества школьников начальных классов школ микрорайона по школам и классам. Цифры были удручающие.

Сейчас, как показывают данные статистики, детей стало больше. Но…

Среди проблем, которые нам приходилось решать, самой «популярной», на мой взгляд, является проблема привлечения читателей в библиотеку. Вопрос: «Как привлечь читателя в библиотеку?» остро стоял перед библиотечным сообществом и 30, и 20, и 10 лет назад. Актуален он и сейчас.

Причина такой его «живучести» во многом зависит от выбора потенциальным читателем способа получения информации. Сейчас, в век информационных технологий, здесь действует критерий: быстро, удобно и наименее трудозатратно. А где сейчас, согласно данному критерию, проще всего получить информацию? Конечно, в Интернете. Зачем идти в библиотеку, тратить время, выискивать, выписывать, если всю необходимую информацию можно быстро «скачать». Компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, айфоны, сотовые телефоны с доступом в Интернет не только у взрослых, но и у детей — и мы имеем опустевшие читальные залы.

Казалось бы, еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима, но сначала медленно, а потом все быстрее пошел процесс снижения уровня читательской культуры населения.

Библиотекари никогда не были простыми наблюдателями происходящих изменений. К чести сказать, мы достаточно быстро реагируем на происходящие изменения и начинаем искать пути решения возникающих проблем. По понятным причинам особое внимание мы всегда уделяем детям.

Решая вопрос привлечения читателей-детей в библиотеку, мы на разных этапах искали и находили свои формы и методы работы. Для привлечения читателей мы проводили рекламные кампании, привлекали актив библиотеки, выступали на родительских собраниях в детских садах и школах, организовывали экскурсии по библиотеке, общебиблиотечные рекламно-информационные акции («Пригласительный билет», «Как пройти в библиотеку?», «Приведи друга в библиотеку» и др.), привлекали средства массовой информации, реализуя программы и проекты, вели большую работу с родителями, с будущими мамами, создавали клубы по интересам, проводили детские творческие конкурсы, подведение итогов которых было настоящим праздником, вышли на улицы города и вели большую массовую работу.

Во все времена именно массовые мероприятия служили своего рода заслоном оттоку читателей, являлись действенной и эффективной формой привлечения читателей в библиотеку. Во-первых, помимо информирования (устного, наглядного, печатного, аудиовизуального) массовая работа включает в себя и рекомендации книг читателям. Во-вторых, формы и методы проведения библиотечных мероприятий выгодно отличаются от школьных уроков (а большинство наших читателей-детей — школьники). Чередование различных форм внутри одного мероприятия исключает его монотонность. Помимо того, что они информационно насыщенные, они еще и яркие, интересные, запоминающиеся. По крайней мере, мы старались, чтобы это было так, чтобы ребенок, впервые посетивший библиотеку, захотел прийти еще, стал ее читателем.

Но мало только привлечь ребенка в библиотеку. Нужно еще и удержать его здесь. В значительной мере этому служат те же самые массовые мероприятия.

Уделяя большое внимание массовой работе, цель которой показать детям прелесть чтения, научить любить книгу, мы решаем важнейшую стратегическую задачу: научить хотеть читать, помочь в получении осмысленной информации и знаний.

Как привлечь читателя в библиотеку: КДД

Вся палитра мероприятий по привлечению читателя в библиотеку привела к тому, что библиотеки все чаще становились местом проведения свободного времени читателей (это подтверждают проводимые нами исследования и опросы). Родилось явление, которое в настоящее время в библиотечной теории и практике называется культурно-досуговой деятельностью (КДД) публичной библиотеки.

Явление это уже достаточно изучено, широко освещается в профессиональных журналах, написаны книги. Теоретики библиотечного дела говорят о детской библиотеке в XXI веке как учреждении ярко выраженной культурно-досуговой направленности, сходятся во мнении, что будущее существование детских библиотек и их дальнейшее развитие возможно только при акценте на культурно-досуговую составляющую. Именно такой подход представляется наиболее действенным и эффективным для современной детской библиотеки.

Большую роль культурно-досуговой деятельности в публичных (в том числе и детских) библиотеках подтверждает и практика последних лет. Отличаясь разнообразием форм и тематики, КДД библиотек способствует раскрытию творческого потенциала детей, их социализации и социальной адаптации, дает возможность проявить себя (нередко в новом, неожиданном даже для самого ребенка качестве). Повышается самооценка, стимулируется их читательская и познавательная деятельность. Дети получают возможность развивать и удовлетворять свои духовные и эстетические потребности. КДД библиотек способствует развитию идей гражданственности и патриотизма, содействует росту духовности и повышению культурного уровня.

В общем и целом культурно-досуговая деятельность библиотек обладает широкими потенциальными возможностями, большим арсеналом методов, форм и средств эмоционального воздействия на человека в достижении главной цели — пропаганды книги и активизации внимания к самой библиотеке.

Современная специфика культурно-досуговой деятельности библиотек проявляется еще и в том, что она рассчитана и распространяется не только на пользователей библиотек. Сфера ее распространения гораздо шире.Все население города, села, района, так или иначе, ощущает на себе эту деятельность — через детей, родителей, знакомых человек получает информацию о ней, слышит отзывы о различных библиотечных мероприятиях. Это создает дополнительные условия для популяризации библиотек и привлечения читателя в библиотеку.

Став не только местом получения информации, но и центром досуга, в последние годы библиотеки всё чаще позиционируют себя как «третье место», т. е. площадка для самореализации человека, неформального общения, социального взаимодействия. Концепция широко обсуждается на профессиональных встречах и, что не удивительно, в сети Интернет (на запрос в поисковой системе Яндекс «Библиотека как третье место» нашлось 151 млн (!)результатов).

Проект привлекателен для библиотек. Ведь «третье место» характеризуется как место, где человеку хочется быть. Как раз то, что нам и нужно.Библиотека станет желаемым местом досуга, а мы получим рост посещаемости библиотек. Конечно, нужны большие изменения в библиотеках. Должны будут измениться и сами библиотекари.Задача вполне выполнимая. Было бы финансирование и наше желание. А менять мы умеем, да и сами научились меняться.

Только вот тревожит одно: а как же наша миссия? Наши читатели уже превратились в пользователей. Как тогда мы назовем тех, кто придет в БИБЛИОТЕКУ просто приятно и комфортно провести время? И нужна ли им будет в этом случае книга? Как мы будем решать проблему чтения? И нужны ли будем тогда мы сами: библиотекари в изначальном понимании нашей профессии? Есть над чем задуматься…

Как привлечь читателя в библиотеку: день сегодняшний

А пока мы будем думать, спорить, решать и пробовать, мы живем в напряженном ритме. Львиную долю сил и времени библиотечных специалистов отнимают массовые мероприятия: подготовка, организация, проведение. «Бум» массовой работы все меньше времени оставляет для традиционной работы с книгой и индивидуальной работы с читателем, которая всегда была объектом пристального внимания библиотек.

С одной стороны, массовые мероприятия с их использованием различных (в том числе новых) форм и приемов помогают нашим читателям эстетически воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так и явлений и событий. А, с другой стороны,мы в постоянном поиске новых формкультурно-досуговой и досугово-образовательной деятельности, трансформируем под наши цели и задачи формы и методы (нетрадиционные) из областей, казалось бы, далеких от обывательского представления о библиотеках.

Мы стремимся вовлечь в действие широкий круг читателей, чтобы каждый был активен, проявил свои знания, способности и дарования. В библиотеках сейчас есть не только рисование, но и музыка, и пение, и физкультура, и театр… Активными участниками предлагаемого действавыступают и сами библиотекари.Мы поем, танцуем, играем на музыкальных инструментах, выступаем в роли литературных героев, а в приватных беседах сетуем на то, что мы — не массовики-затейники, что устали от обилия проводимых массовых мероприятий, что некогда работать с книгой, с читателем. И при этом продолжаем вести активную массовую работу.

На мой взгляд, подобное «увлечение» массовой работой — мера вынужденная. И превращение библиотек из центров информации в культурно-досуговые центры вызвано потребностью стабилизировать обстановку в области чтения, не дать окончательно угаснуть интересу к чтениюкнижному. Мы, библиотекари, как никто понимаем, что последствия отхода от книжного чтения могут быть самыми непредсказуемыми и иметь необратимые последствия.А организация культурно-досуговой деятельности — лучший способ сохранения высокого уровня востребованности в условиях жёсткой конкуренции.

Кроме того, наши мероприятия все-таки носят библиотечный характер. А это значит, что в них должна присутствовать (и обязательно присутствует!)книга и, по возможности, учитывая современные приоритеты, новейшие визуальные средства информации.

Мы стараемся предоставить как можно больше ВОСТРЕБОВАННЫХ услуг,выбираем для библиотечных мероприятий наиболее подходящие места и ненавязчиво влияем на читателей.Через досуговые формы мы способствуем информатизации наших юных пользователей, памятуя о том, что наибольший объем информации ребенок получает через игру (а это — наиважнейшая часть КДД).Через игру ребенок социализируется, приобретает культурный опыт и учится обустраивать свое досуговое пространство. И детская библиотека является важным местом для осуществления их культурно-досуговой деятельности.

А той «изюминкой», которая привлекает в библиотеки юных читателей, становятся элементы развлекательности, творчества или творческого поиска.Это характерно не только для массовых мероприятий, но и для организации выставочной деятельности библиотек. Все чаще наши выставки носят интерактивный характер. Возле них можно отвечать на вопросы викторин, рисовать, петь, читать стихи, участвовать в дискуссиях или громких чтениях.

От громкого чтения к библиопрочтению

Вернувшиеся в библиотечную практику наших библиотек после некоторого забвения, сейчас громкие чтения являются актуальной формой работы с детьми. Они помогают нам научить детей и подростков слушать и понимать прочитанное,воспитать чувство слова, выработать умение читать выразительно, вызвать интерес, любовь и тягу к книге, побудить к самостоятельному чтению.

Начиная с 2012 года, когда в рамках Недели детской и юношеской книги мы провели общебиблиотечную акцию «День громкого чтения», такой способ общения детей и взрослых в библиотеке прочно вошел в нашу жизнь. Читают дети, библиотекари, родители, читают в библиотеках, на площадках возле библиотек, на скамейках скверов и парков, читают на мероприятиях отдельных библиотек и во всех библиотеках в дни проведения общебиблиотечных акций («Всемирный день чтения вслух», «Читаем детям о войне»), просто читают с книгой в руках или включая в чтение элементы театрализации…

Нравится ли такое времяпрепровождение в библиотеке нашим детям? Безусловно. Ребята с удовольствием приходят на подобные мероприятия и активно в них участвуют.

Техническое оснащение наших библиотек позволило нам пойти дальше в этом направлении. А если записать громкие чтения на видео и потом показывать видеоролики посетителям библиотек? Так в наших библиотеках появилась такая,уже популярная у юных читателей,форма громких чтений, как библиопрочтения.

Многие видеоролики размещены на сайте учреждения (cbse.ru) в разделе «Наша видеотека»: дети и библиотекари читают И. А. Бунина, группа школьников с книгами в руках читают «Бородино» М. Ю. Лермонтова, Пасхальные чтения в детской библиотеке № 3…

Создание видеороликов — процесс творческий.Выбор произведения для чтения, репетиции, обсуждения, создание костюмов (в случае необходимости), и, что немаловажно, работа с книгой, общение и эмоциональный настрой. Ребята не только слышат, но и видят результат своего труда. С удовольствием бегут они в библиотеку, а на показы приводят друзей, родителей.Видеоролики демонстрируют на библиотечных мероприятиях, вызывая у зрителей массу положительных эмоций. Не меньший интерес вызывают библиопрочтения самих библиотекарей.

Ярким воплощением идеи в наших библиотеках стал просветительский проект 2015 года «Перечитаем Чехова». Идея проекта: снять библиопрочтения рассказов Антона Павловича Чехова в каждой из библиотек централизованной библиотечной системы и разместить видеоролики для широкого доступа на сайте учреждения.Итогом проекта стали 17 видеороликов, взаписи которых приняли участие 28 человек (22 библиотекаря и 6 читателей-детей)(http://cbse.ru/internet-proektyi/perechitaem-chehova/). Проект стал участником V открытого конкурса профессионального мастерства «Ревизор – 2016», в ходе народного онлайн-голосования занял пятое место среди представленных на конкурс 15 библиотечных проектов.

Создание подобных видеороликов, несомненно, имеет ряд плюсов: помогает увеличить читательскую аудиторию, служит весомой поддержкой в продвижении литературы, книги и чтения, рождает новые творческие идеи.

В рамках акции Библионочь-2016 сборная команда библиотечных специалистов Централизованной библиотечной системы города Ельца подготовила веселую программу «Необычайное киноприключение, или Добро пожаловать, кино» (http://cbse.ru/bibliosumerki-neobyichaynoe-kinopriklyuchenie-ili-dobro-pozhalovat-kino-v-eltse/), одним из главных событий которой стала съемка кино в реальном времени. В фильме «Умелые руки» по сказке Владимира Сутеева снялись шесть юных артистов, выбранных среди участников кастинга «Библиопробы по-библиотечному». Фильм размещен на сайте учреждения и, по сути, представляет собой вариацию библиопрочтений: чтение слов автора чтецом за кадром и героями сказки — в кадре.(http://cbse.ru/igrovoy-film-snyali-uchastniki-bibliosumerek-neobyichaynoe-kinopriklyuchenie-ili-dobro-pozhalovat-kino-v-biblioteke-eltsa/)

Такой прием эффективен и в реальном времени. Театрализованным библиопрочтением сказки местного поэта и барда Юрия Ширяева «Колобок» завершился фестиваль детской поэзии «Литературные мостки»в дни празднования 870-летия города Ельца. (http://cbse.ru/nash-gorod/literaturnye-mostki/2/)

1 июня этого года город Елец принял участие в литературном проекте «Классики в российской провинции» Ассоциации малых туристских городов России (АМТГ). В этот день в Городском парке возлекаменного грота с беседкойпроходила акция «Древний город листает страницы». Каждой из библиотек предстояло прочитать одну из 12 глав сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Каждую главу читали от 3 до 6 человек.

1 июня в течение четырех часов над Ельцом звучали пришвинские строки, а в перерывах между главами — стихи И. А. Бунина, а также современных авторов, пишущих о родном городе. (http://cbse.ru/drevniy-gorod-listaet-stranitsyi-literaturnyiy-proekt-klassiki-v-rossiyskoy-provintsii-assotsiatsii-malyih-turistskih-gorodov-rossii-v-eltse/)Это практика. А в теории — возвращение громких чтений, появление их вариаций.

«Массовизация» + «книжные» формы = ?

В последнее время в нашей практике популярны «книжные» формы работы. В вихре массовых мероприятий организуя культурный досуг наших читателей (реальных и потенциальных), мы никогда не упускаем возможности дать им в руки книгу, лелея надежду вернуть ЧИТАТЕЛЯ в библиотеку. Того самого настоящего читателя, воспитанию которого мы отдавали столько сил в доперестроечное время. По большому счету, мы никогда не переставали это делать. Воспитание грамотного читателя — была и есть одна из основных задач, стоящих перед семьёй, школой и, конечно, библиотекой. Только сейчас проблема эта стала намного острее, а решать ее стало намного сложнее.

С учетом приоритетов современных детей и подростков отвлечь их от компьютера и пробудить любовь к книгам — задача не из легких. А с учетом уровня их знаний и представлений об окружающем мире (как показывают многочисленные исследования) —первостепенная. Поэтому вопрос «Как вернуть ЧИТАТЕЛЯ в библиотеку?» не может не волновать не только библиотечное сообщество, но и всю российскую общественность.

Главная задача Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в том, чтобы «вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей…». Потребность в этом уже назрела.Что нужно сделать, чтобы отвлечь детей от компьютера и пробудить в них любовь к книгам?

Библиотекам для этого надо быть, по меньшей мере, интересными для читателей в эпоху всеобщей компьютеризации. Нужна ли при этом всеобъемлющая массовизация жизни пользователей библиотек?Произойдут и происходят ли положительные изменения во взаимодействии библиотекаря и читателя в связи с применением новых форм массовой работы? Сможем ли мы повернуть читателей от экранного чтения к книжному?

На данном этапе «бум» «культ массовости» в нашей работе в сочетании с книжными формами работы способен если не решить проблему, то, по крайней мере, не дать ей разрастись до катастрофических размеров.

Современное развитие общества требует формирования нового типа личности с повышенным уровнем информационных запросов и потребностей, высоким уровнем интеллекта. Это в свою очередь требует, чтобы человек с детства получал и накапливал по мере взросления огромную базу знаний и постоянно актуализировал её. Важную роль в этом играет библиотека, в особенности это касается детской библиотеки.

И если для этого пока надо одновременно быть массовиками-затейниками и грамотными руководителями детского чтения; петь, плясать, играть и читать, прижавшись, на скамейке; организовывать досуг и возвращать к книжному чтению, —мы будем это делать.

Знания – это сила, прежде всего их можно взять из книг. Литературы в наше время великое множество: разный формат книг: аудиокниги, электронные книги, книги шрифтом Брайля, тактильные книги и обычные печатные.

Печатные издания есть маленькие, которые помещаются в дамскую сумочку, есть большие, которые удобно читать в домашних условиях. Разные обложки: мягкий или твёрдый переплёт, в каждой книге своё качество бумаги и шрифт разного размера, не во всех книгах есть картинки.

Для детей делают книги, в которых можно открывать и закрывать окошки, искать ответы на загадки, в некоторых книгах кусочки секретной карты спрятаны на страницах книги. Есть книги внутри которых большой замок.

Современные детские книги с окошками

Много разных авторов и с каждым годом их становится всё больше. Большое разнообразие тем: психология, философия, медицина, география, рукоделие, растения, книги по ремонту, компьютерным программам, декору интерьера, по школьным предметам, издания для учащихся в институте, преподавателей и другие.

Многие люди уже и забыли что книги можно не покупать в магазинах, экономя при этом семейный бюджет, а брать их в библиотеке. Но в России, к сожалению, библиотеки не пользуются спросом у людей, потому что времяпровождение в ней взрослого или ребёнка должно быть интересным, комфортным, потому что дизайн здания должен привлекать к себе внимание, потому что туда хочется возвращаться, потому что книги должны быть доступны всегда, библиотечный фонд должен пополняться новыми книгами и библиотека должна работать каждый день.

Модернизированная библиотека

Рассмотрим факторы, с помощью которых можно привлечь людей к библиотеке, заинтересовать людей читать книги, какие дополнительные услуги можно предложить в библиотеке.

  • Интерьер.
  • Терминалы.
  • Мастер-классы.
  • Видео.
  • Настольные игры.
  • Доски объявлений.
  • Разный формат книг.

Регулярные мастер-классы помогут привлечь аудиторию

Интерьер.

Чаще всего стандартная библиотека располагается на 1 этаже обычного многоквартирного дома. В исключительных случаях бывает необычный дизайн самой библиотеки, например в Беларуси (Минск) национальная библиотека напоминает гигантский бриллиант.
Публичная библиотека Канзас-Сити, США в виде полки с книгами; Библиотека Луи Нюсера, Франция в виде головы-книги и другие оригинальные строения по всему миру.

Библиотека Луи Нюсера, Франция

Возле таких строений хочется сфотографироваться, туда хочется зайти и посмотреть как расположено всё внутри здания.
Что должно стоять в библиотеке, чтобы привлечь больше посетителей? Рассуждения на эту тему в нашей статье.

Гардероб.

В зимнее время года все люди носят верхнюю одежду. Когда приходишь в помещение, то становится жарко. В библиотеках нет отдельного места, для того, чтобы повесить верхнюю одежду.
Обычно вешают на спинки стула. Поэтому первое правило – сделать небольшое углубление, шкаф или поставить напольную вешалку.

Установите напольную вешалку для верхней одежды

Яркие цвета.

Чаще всего в библиотеку приходят за книгами школьники, которым задают их к прочтению и изучению материала. Поэтому лучше использовать яркие цвета, пейзажи. Цветотерапия положительно влияет на состояние человеческого организма, а некоторые цвета способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

Яркие цвета положительно влияют на человека

Зимний сад.

Приятно посидеть с книгой в руках в уединённом месте среди разного вида комнатных цветов.

Многие библиотеки находятся на 1 этаже и к ним возможно сделать пристройку со стёклами, через них будет проходить много света. Поставить полки, расставить разные растения.

Растения оживят интерьер библиотеки

Каждый читатель, сотрудник может принести растение (черенок или вырастить из семечки) и таким образом не придётся тратить деньги на закупку цветов.

В крупных городах люди ищут уединения, чистого воздуха, приятной атмосферы, поэтому зимний сад пользовался бы огромным спросом.

Телевизор.

В библиотеке можно показывать мультфильмы, русские или иностранные фильмы старых годов, создавать различные клубы по интересам.

Наличие телевизора облегчит создание клубов по интересам

Мебель.

Всё большей популярностью пользуется бескаркасная мебель. Также удобные, модернизированные места, чтобы человек сам принял позу, которая ему будет удобна.

Также можно установить сетку или гамак, кресло-качалку.

Бескаркасная мебель сделает процесс чтения удобным

Свет.

Свет тоже играет важную роль. Чтобы читать книги, нужен хороший свет, для этого нужно располагать места для чтения напротив оконного пространства, либо ставить везде большие люстры и устанавливать дополнительное освещение.

Освещение библиотеки играет важную роль

Терминалы.

Конечно в библиотеку приходят изучать литературу, брать книги для домашнего прочтения, но в летнюю погоду от жаркого климата хочется пить и было бы хорошо, если бы стоял терминал с едой и напитками.

Терминал с едой и напитками

Кроме постоянных читателей, смогут заходить местные жители, чтобы приобрести воду, заодно могут взять почитать книгу.
Кроме терминала с едой, можно установить терминал с газетами, журналами, почтовыми марками и конвертами. Последний пункт сократит очереди на почте.

Ещё нет такой идеи, но можно установить терминалы, которые будут продавать детскую продукцию, например пазлы, чтобы дети или взрослые собирали картинки или покупали в подарок.

Есть наборы для рисования, которые сделаны в виде ячеек с цифрами, которые нужно закрашивать определённым цветом и в итоге получается картина. Многие девушки и женщины вышивают картины и есть готовые наборы с нитками. Терминалов с данным видом продукции нет.

Автомат для продажи канцтоваров

В терминалах можно продавать открытки, небольшие букеты из конфет, подарки для детей и взрослых.

Терминал облегчает процедуру покупки товара. На каждом терминале есть инструкция его использования. К тому же установка терминала приносит дополнительный доход библиотеке.

Мастер-классы.

Чтобы посетителей в библиотеке стало больше, можно проводить интересные мастер-классы. Например, как сделать открытку, куклу зерновушку, букет из конфет, упаковать подарок своими руками.
Для идей можно использовать наш сайт yellowhome.ru, в рубрике декор, далее вкладка своими руками, много творческих идей с пошаговыми фотографиями и подробным описанием. Фото мастер-классы на любые темы, любой бюджет и они всё время пополняются.
Если возможно делать бесплатные мастер-классы, каждый человек будет приходить со своим материалом, если нет такой возможности, тогда организовать недорогие мастер-классы стоимостью 150-400 рублей в зависимости от затрат, времени исполнения.

Проведение мастер-класса в библиотеке

В течении мастер-класса можно советовать книги для творчества, интересные книги для прочтения или новинки, которые недавно поступили в библиотеку.

Семьи, которые не знают как проводить время будут приходить на мастер-классы или приводить своих детей. Особенно, мастер-классы будет пользоваться в непогоду, когда люди не знают как и где провести время.

Видео.

Можно организовать показ мультиков для детей, показ старых российских фильмов, видео про природу, животных, растения, на школьные темы, о городах и странах, фильмы на английском языке (и других языках). Затем обсуждать увиденное кино – это развивает речь, далее рекомендовать книги, в которых можно прочитать про биографию режиссёра, поэта, актрисы, певицы, книги на английском языке, книги о животных, про определённый город или страну.
Если видео было на школьные темы, то советовать книги по определённым предметам: физика, химия, ОБЖ и другие.

Обсуждение видео объединит людей по интересам различной возрастной категории

Показ видео, его обсуждение объединяет людей по интересам различной возрастной группы, таким образом можно найти друзей, расширить круг знакомых. Школьники будут получать новую информацию, развиваться и их школьные оценки будут улучшаться, люди пенсионного возраста смогут найти себе друзей и интересно проводить время.

Настольные игры.

Существует великое множество настольных игр. На любой возраст, и семейный бюджет. Есть игры обучающие, познавательные, викторины.
Например, настольная игра под названием «Эрудит», игра составления слов из букв.

Настольные игры Мемо: Москва, Санкт-Петербург, Крым, флаги, природные чудеса России, удивительные животные, картины русских художников, космос, достопримечательности России, весь мир. Состоит из карточек с изображениями (2 пары), вначале их нужно положить картинками вверх, а потом перевернуть и искать пару. Игра расширяет кругозор, тренирует память, развивает внимание.
Настольные игры викторины. В них карточки с вопросами и вариантами ответов.

Настольная игра Мемо

Настольные игры по английскому позволяют запоминать слова, выражения на английском языке, расширять словарный запас, правильно произносить слово.

Многие производители настольных игр заинтересованы в продвижении своего товара, поэтому они рады сотрудничеству. На некоторых сайтах можно найти места и информацию, где играют в настольные игры данного производителя.

Настольные игры обеспечат интересный досуг взрослым и детям

Если в библиотеках будут играть в настольные игры, то дети будут развиваться, интересно проводить время после учёбы или в выходные дни. Они найдут себе друзей.

Доски объявлений.

Люди покупают книги, изучают, а после они могут быть и не нужны. Например, школьникам, студентам уже не нужна литература, которую они изучили, поэтому можно составить, распечатать объявление и повесить на специальной доске в библиотеке. К сожалению, в России нет такой практики.

Библиотеки в маленьких городах и сёлах не финансируются государством.

Есть библиотеки, в которых принимают книги разной тематики. Не все люди об этом знают, поэтому лучше написать информационное объявление и повесить на видное место. Люди не будут выкидывать книги и журналы, а будут собирать и приносить в местные библиотеки.

Разный формат книг.

На сегодняшний день книги есть не только в печатном формате, а также аудиокниги, книги в электронном варианте, издания шрифтом Брайля и тактильные книги.

Книги любого формата должны быть в библиотеке, т.к все люди по-разному воспринимают информацию из окружающего мира. Есть люди аудиалы – это те, кто воспринимает информацию через слуховой канал, люди такого типа обладают отличной памятью. Это редкий тип людей в обществе.

Аудиалы воспринимают информацию через слуховой канал

Можно ехать на учёбу, работу в общественном транспорте или машине и слушать художественное произведение, обучаться иностранному языку.

Визуалы – это люди, которые воспринимают информацию через зрение, которые «видят» окружающий мир, им нужно видеть текст, формулы, пособия. Такого типа людей в мире большинство.
Далее рассмотрим форматы, в которых бывают книги.

Аудиокнига – это когда произведение читается человеком (обычно это известные актёры или группа лиц), записанное на звуковой носитель, по-другому это «говорящая» книга.

В это время можно отдыхать, делать уборку, ухаживать за цветами, заниматься творчеством и при этом слушать книгу.Аудиокниги можно включать маленьким детям перед сном, например сказки.

Аудиокниги можно включать детям перед сном

Электронный вариант – отображение текста в электронном виде. Когда книгу можно читать с любого технического гаджета: сотовый телефон, планшет или компьютер.
Не все люди любят печатные издания, листать страницы, носить книги с собой им проще читать книги с электронного носителя.

Электронную книгу удобно носить с собой

Книги для слепых.

В мире много «особенных людей», которые воспринимают мир не как все. Не стоит забывать и про эту категорию граждан.

Новые дома строят со специальными кнопками для незрячих людей, в государственных музеях на таких людей тоже есть ориентир, для них есть информация, есть специальные книги шрифтом Брайля или тактильные книги для таких людей тоже существуют, правда в небольшом количестве, не все издательства выпускают книги в таком формате и не все библиотеки имеют таких книги в своём фонде.

Специальная книга с шрифтом Брайля

Первые тактильные книги были созданы участницами клуба «Радость» центральной библиотечной системы Гродно. На каждом развороте книги мягкие картинки и пояснение на шрифте Брайля. Это «тёплые книги», которые читаются не глазами, а руками. Для их создания использовались: мех, пуговицы, молнии, кожа, перья.

Родственники могут брать в библиотеке книги любых форматов для «особенных людей» или создавать «тёплые книги» своими руками.
За границей большой опыт в создании специальной литературы, обучению людей с нарушением зрения, этот опыт можно взять на заметку и улучшать качество жизни всех людей.

Тактильные книги можно сделать своими руками

Творческие люди могут создавать тактильные книги своими руками и отдавать их людям, которые в них нуждаются или передавать в фонд библиотек.

В будущем планируется выпустить кольцо Finger Reader для незрячего человека. Устройство в виде небольшого кольца, одевается на палец. Пальцем водится по тексту на книге или на планшете и идёт его озвучка. Очень мелкий шрифт текст не распознает, он распознаёт начиная с 12 шрифта. В кольце установлена камера, которая распознаёт текст. Данное устройство подойдёт также людям пенсионного возраста, а также обычным людям для путешествий. Так как устройство может считывать и иностранный текст и его можно будет использовать в качестве переводчика.
На сегодняшний ведь данный гаджет нуждается в доработке.

Не смотря на то, что на дворе 21 век, до сих пор не везде компьютеризированный процесс. Во многих библиотеках процесс получения книги выглядит следующим образом. Когда человек берёт книгу в библиотеке, читателю выдают информационную карточку, на которой указано название книги, автор и срок, когда её необходимо вернуть. Также на них должна быть информация о библиотеке: время работы, обеденный перерыв, сайт, если есть, адрес. Но к сожалению, не везде это есть.

Образец читательского билета

К книгам нужно относится бережно, за ними нужен уход, поэтому лучше всего оборачивать книги в обложку. Для этого подойдёт садовая плотная плёнка (которую используют для теплиц), прозрачная скатерть или плёнка от упаковки товара.

Библиотеки не работают 7 дней в неделю, у них есть определённый график работы и обычно в воскресенье и понедельник библиотеки выходные. Многие люди работают по стабильному графику 5\2, работают не рядом с домом, приезжают поздно и у них нет возможности заходить в библиотеку в вечернее время, потому что они уже не работают.
Идеально будет, когда библиотека будет работать всегда. С раннего утра и до позднего вечера.

Каждая библиотека должна иметь сайт, группы в социальных сетях, писать о новинках (книги и журналы, которые поступили в фонд), создавать новости.

Пример сайта библиотеки

Если окна библиотеки выходят на солнечную сторону, то лучше их затемнить солнцезащитной плёнкой для окон или плотными шторами. Интересная статья на эту тему: 6 идей защиты от солнца в квартире.
При входе в библиотеку хорошо бы было, если бы люди одевали бахилы, чтобы не испачкать пол, когда на улице плохая погода.
Лучше всего делить книги по тематике, создавать библиотеки отдельно по направлению: бизнес, медицина, цветы и растения, библиотека для мам и другие.

Читайте книги, журналы, берите их в библиотеке или отдавайте свои издания, ведь знания – это сила!

Фотогалерея – современная библиотека