Как правильно не резидент или нерезидент?

Чтобы правильно рассчитать НДФЛ, человек должен определить свой налоговый статус: кем он является – резидентом или нерезидентом России.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми резидентами. Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть нерезидентом.

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения, подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ.

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится резидентом. И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Продолжаем следить за изменениями законодательства РФ касательно валютного резидентства и уведомления о валютный счетах за рубежом.

26 декабря 2017 года Совет Федераций одобрил поправки к закону 173-Ф3 («О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»). Уже появилась актуальная редакция 173-ФЗ с изменениями от 28.12.2017: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/

ВАЖНО: в рамках этой редакции закона резидентами определены все граждане РФ, вне зависимости от места их жительства и сроков пребывания в стране. Но те, кто более полугода проводят за рубежом, освобождаются от отдельных обязанностей (например от уведомлений об открытии/закрытии счетов, отчетов по счётам и ограничений по операциям по счетам) отдельными положениями в соответствующих статьях — пп.6 п.1 ст.1 173-ФЗ:
6) резиденты:
b) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

Это значит, что правила валютного контроля теперь могут быть применимы ко всем гражданам РФ, вне зависимости от пребывания в РФ или за рубежом, и их нужно аккуратно прочитать всем.

Про зарплату и дивиденды для резидентов: их можно получать на зарубежный счёт при определенных условиях с 01.01.2015, а выручку от продажи ценных бумаг — с 01.01.2018:

п.5 ст. 12 173-ФЗ:
Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:
выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц — резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами — резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам);

п. 5.1 ст. 12 173-ФЗ:
Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:
денежные средства, выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу — резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);
денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в пункте 4 статьи 27.5-3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

При этом на тех, кто более 183 дней проводят за рубежом — с 01.01.2018 вообще не распространяются ограничения по операциям по зарубежным счетам — п.8 ст.12 173-ФЗ:
8. Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, и к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

Обратите внимание, что исключение дается только на ограничение на операции, которые описываются ст. 12 173-ФЗ, а общее ограничение на расчеты в валюте между резидентами — остается, за исключением расчетов, производимых за рубежом и между двумя резидентами, оба из которых пребывают более 183 дней за рубежом — пп. 25 п. 1 ст. 9 173-ФЗ:
1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
25) операций между физическими лицами — резидентами, указанными в абзаце первом части 8 статьи 12 настоящего Федерального закона, совершаемых за пределами территории Российской Федерации.

То есть в общем случае резиденту, пребывающему за рубежом более 183 дней, рассчитываться в валюте с резидентом, пребывающим в РФ более 183 дней, до сих пор нельзя (и наоборот). Конечно это справедливо если только они не родственники и т.д. по списку исключений из запрета.

Для легального пребывания в Польше в течение длительного времени, иностранец должен получить документ, подтверждающий его право на законное проживание в стране. Для тех, кто не имеет права на получение карты постоянного побыту, таким документом может стать разрешение на проживание долгосрочного резидента ЕС.

Что такое карта резидента ЕС?

Это один из документов, который удостоверяет право иностранца легально находиться в Польше. Выдается после получения вида на жительство долгосрочного резидента ЕС. Само разрешение имеет постоянный характер, но карта выдается сроком на 5 лет. Соответственно ее надо периодически переоформлять.

Получить вид на жительство долгосрочного резидента ЕС иностранец, который:

  • находился в Польше легально и непрерывно не менее 5 лет;
  • в течение последних 3 лет имел регулярный и стабильный заработок;
  • имеет медицинское страхование;
  • имеет документ, который подтверждает знания польского языка на уровне не ниже B1.

Чтобы доказать свое легальное и бессрочное пребывание на территории Польши в течение 5 лет нужно подсчитать все пересечения границы и сроки пребывания за пределами Польши. Это можно сделать с помощью печатей в загранпаспорте или же обратиться к пограничной службе с просьбой предоставить информацию о пересечениях границы.

В течение последних 5 лет иностранец имеет право на пребывания за пределами Польши не больше чем 6 месяцев непрерывно, а общая сумма всех перерывов не может превышать 10 месяцев.

Однако существуют несколько исключений, которые не будут иметь влияния на принятия разрешения о долгосрочном пребывании. В частности это случаи, когда длительное пребывание вне Польши было обусловлено весомыми причинами:

  • работа за рубежом на основании соглашения, заключенного с работодателем, юридический адрес которого находится на территории Польши;
  • сложная жизненная ситуация (когда обязательно присутствие иностранца);
  • прохождением практики или участия в мероприятиях за рубежом, которые предусмотрены обучением в польском ВУЗе.

Также есть случаи, когда период пребывания для карты резидента подсчитывается иначе – засчитывают лишь половину фактического срока пребывания. Это касается иностранных студентов, которые получают образование в польских высших учебных заведениях и лиц, которые повышают свою профессиональную квалификацию. Например, с 5 лет пребывания в Польше с целью обучения, для получения резидентства ЕС засчитывается только половина указанного срока – 2,5 года.

Что дает карта долгосрочного резидента ЕС?

Карта резидента является документом, который помогает легализовать пребывание и улучшает условия для жизни в Польше. На основании вида на жительство долгосрочного резидента ЕС иностранец получает ряд преимуществ, в частности:

  • отсутствие необходимости получать разрешение для трудоустройства;
  • многократное пересечение границы с Польшей без надобности открытия визы;
  • свободные путешествия в пределах Шенгенской зоны (в течение не более 3-месячного срока в 6-месячном периоде);
  • возможность покупки и оформления на себя недвижимости в Польше;
  • право регистрации и ведения предпринимательской деятельности в Польше;
  • возможности для легализации в стране членов семьи («воссоединения семьи»).

Пункт «воссоединения семьи» действует в том случае, если один из супругов находится в Польше в статусе долгосрочного резидента ЕС. На основании свидетельства о браке жена/муж смогут получить разрешение на временное пребывание.

Карта резидента ЕС, которая была выдана польским управлением, не дает разрешения на трудоустройство в других странах ЕС, кроме Польши. Для этого нужно изготавливать дополнительное разрешение на работу в стране, где иностранец планирует работать. Однако карта значительно упрощает этот процесс, а именно сокращается список необходимых документов для легализации своего долгосрочного пребывания и работы в ЕС за пределами Польши.

Какие документы нужны для получения статуса?

Для того, чтобы получить карту резидента нужно обратиться в воевудское управления (urząd wojewódzki) с определенным пакетом документов:

  • заполненное на польском языке заявление о выдаче разрешения на пребывание долгосрочного резидента ЕС;
  • загранпаспорт и копии страниц с отметками;
  • 4 фото формата 3,5х4,5 см;
  • подтверждение наличия жилья (аренда, собственный дом);
  • подтверждение легального пребывания в Польше не менее 5 лет;
  • справка, которая подтвердит источник постоянного дохода;
  • медицинская страховка;
  • подтверждение знания польского языка минимум на уровне B1;
  • квитанция об уплате гербового сбора.

Для получения карты резидента ЕС нужны знания польского языка минимум на уровне B1. www.humanitas.edu.pl

Что касается дохода, то он должен покрывать средства для содержания себя и членов своей семьи. Начиная с 1 октября 2018 года, польским правительством определены новые минимальные рамки этих сумм: 701 злотых для лиц ведущих хозяйство самостоятельно и 528 злотых на каждого человека в семье. Для подтверждения можно предоставить справку о размере зарплаты. Также, для подтверждения стабильного дохода, могут потребоваться расчеты PIT за последние 2-3 года.

Для того чтобы подтвердить знание польского языка нужно добавить к пакету документов диплом с курсов или же, в случае наличия такого, диплом об окончании университета, школы польском языке. Это требование не касается лиц в возрасте до 16 лет.

Читайте также: Как получить сертификат, подтверждающий знание польского языка

Дополнительно для получения карты иностранцу нужно подать документы, подтверждающих данные, указанные в заявлении, а также обосновывающих причины для получения разрешения на пребывание долгосрочного резидента ЕС (например, договор трудоустройства).

Что нужно сделать для получения карты долгосрочного резидента ЕС

Процедура получения разрешения на пребывание долгосрочного резидента ЕС происходит в отделе к делам иностранца воеводского управления по месту жительства иностранца.

Гербовый сбор за рассмотрение дела составляет 640 злотых. При положительном решении, нужно будет дополнительно заплатить 50 злотых за изготовление пластиковой карточки. Оплату можно осуществить непосредственно в кассе воеводского управления или перевести деньги на счет, который можно получить в том же отделе иностранцев.

По закону, процедура рассмотрения дела длится 3 месяца. Однако все зависит от ситуации – иногда сроки растягиваются и до года. В течение этого периода польские службы (полиция, пограничники, агентства внутренней безопасности и т.д.) проводят проверку данных заявителя. Также в процессе могут потребоваться дополнительные документы, которые иностранцу нужно донести инспектору, принимающему решения по делу.

К моменту вынесения решения о предоставлении карты побыту иностранец находится в Польше на основании штампа в загранпаспорте. Именно он будет подтверждать легальное пребывание. Однако этот штамп можно получить только в том случае, если заявление на жительство долгосрочного резидента ЕС было подано не позднее последнего дня законного проживания в Польше и не содержало ошибок, препятствующих процессу получения карты.

Следует подчеркнуть, что штамп не дает таких же преимуществ, как и виза. Это значит, что он не дает право иностранцу путешествовать по странам зоны Шенген. В этом случае отметка в паспорте позволяет легально находиться в Польше и поехать в страну своего происхождения. Однако для того чтобы вернуться обратно нужно будет выработать визу или воспользоваться биометрическим паспортом (если не исчерпаны дни безвизового периода).

Отказ в рассмотрении дела

Существуют ситуации, когда иностранец может получить отказ в рассмотрении заявления для получения разрешения на пребывание долгосрочного резидента ЕС. Например, когда заявитель находится в Польше:

  • без документов, дающих право на пребывание;
  • на основе шенгенской визы (выданной по гуманитарным соображениям);
  • на учебе в вузе или для прохождения обучения для повышения профессиональной квалификации;
  • в связи с получением согласия на толерантное пребывание или временную защиту;
  • на основании краткосрочного пребывания в Польше;
  • пересекши границу в рамках малого пограничного движения;
  • не сдал отпечатки пальцев для выдачи вида на жительство.

Также иностранец получит отказ, если он находится за пределами Польши или имеет проблемы с законом. В частности к таким ситуациям относят арест, задержание с пребыванием в отделении полиции, лишения свободы по приговору суда, вынесения компетентными органами решения о запрете покидать Польшу или депортации и тому подобное.

Аннулирование разрешения на пребывание долгосрочного резидента ЕС

В некоторых случаях разрешение на пребывание долгосрочного резидента ЕС может быть отменено. Это может происходить тогда, когда иностранец:

  • является угрозой для безопасности или защиты общественного порядка;
  • покинул Польшу на срок более 6 лет;
  • покинул территорию Евросоюза на 12 месяцев или, в случае наличия разрешения на временное пребывание с целью выполнения работы, которая требует высокой квалификации, на 24 месяца;
  • легализовал свое пребывание на территории другой европейской страны, получив там разрешение на пребывание долгосрочного резидента ЕС.

Апелляционный процесс

Если решение воеводы относительно разрешения на проживание будет отрицательным, иностранец имеет право обратиться с апелляционным заявлением к председателю Управления по делам иностранцев в Варшаве. Подать заявление нужно в течение 14 дней с момента получения решения воеводы.

Процесс рассмотрения дела продлится 1-2 месяца. Если ответ из Варшавы также будет отрицательным, есть возможность обратиться в административный суд в течение 30 дней с момента получения решения.

Рассмотрения апелляции не легализирует пребывания в Польше. Это означает, что иностранец должен позаботиться о том, на каких основаниях ему остаться в стране, пока идет рассмотрение дела.

Как видим карта долгосрочного резидента ЕС – это прекрасная возможность для тех иностранцев, которые хотят получить право на длительное пребывание в Польше, но не отвечают требованиям для получения карты постоянного побыта. Несмотря на более сложные требования к потенциальным резидентам, этот вариант заслуживает внимания. Особенно тем, кто хочет легализовать свой статус в Польше и в будущем получить ее гражданство.

О возможности применять УСН нерезиденту

Порядок перехода на УСН и правила работы на этом налоговом режиме установлены главой 26.2 Налогового кодекса.

ИП и организации переходят на «упрощенку” в добровольном порядке (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Плательщиками единого налога в рамках упрощенной системы налогообложения могут быть как организации, так и предприниматели, выбравшие данный спецрежим.

В статье 346.12 Налогового кодекса перечислены те, кому закон запрещает работать на упрощенной системе налогообложения.

Перечень субъектов, которые не вправе применять УСН, является закрытым. Так, не имеют права стать «упрощенцами”, в частности:

  • все иностранные компании на территории России;
  • фирмы, у которых есть филиалы;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • фирмы с долей участия в них других компаний более 25%;
  • фирмы, занимающиеся игорным бизнесом;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • микрофинансовые организации.

Обратите внимание

Индивидуальные предприниматели, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, в данном перечне отсутствуют. Следовательно, такие ИП имеют право применять упрощенную систему на общих основаниях.

Остальные фирмы и предприниматели (не вошедшие в закрытый перечень), желающие начать работать на УСН, должны соответствовать определенным критериям:

  • уровню дохода (организации). Доход по итогам девяти месяцев года, в котором подается уведомление о переходе, не должен превышать 112,5 млн рублей;
  • численности работников (организации и предприниматели). Средняя численность работников фирмы, которая намеревается работать на УСН, не должна быть больше 100 человек;
  • остаточной стоимости основных средств (организации). Для применения УСН действует лимит остаточной стоимости основных средств равный 150 000 000 рублей.

Таким образом, возможность применения УСН не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента РФ. Главное, чтобы такой ИП-нерезидент соответствовал всем установленным критериям для применения УСН относительно лимита доходов, среднесписочной численности, основных средств, а также вовремя подал в налоговую заявление на применение упрощенного режима.

Налоговый нерезидент и уплата налога

Напомним, человек является налоговым резидентом, если он пребывает в РФ больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Число дней пребывания определяется суммированием (прямым подсчетом) всех календарных дней, в которых он находился в РФ в течение этого периода. При этом период нахождения физического лица в РФ не прерывается, в частности, на периоды его выезда за пределы территории РФ для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, является доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Если по итогам налогового периода физическое лицо не будет признаваться налоговым резидентом РФ, его доходы от работы в иностранном государстве не будут подлежать налогообложению в РФ, то есть обязанности по уплате налога с дохода от источников, находящихся за пределами РФ, и, соответственно, его декларированию у физлиц-нерезидентов не возникает.

Эксперт «НА” Е.В. Чимидова

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Подключить бератор