Как открыть свою галерею

В юности никому не известный сын армянских эмигрантов Ларри Гагосян о мире искусства даже не помышлял и подрабатывал где только мог – парковал машины и т.п., пока однажды не начал приторговывать постерами. Позднее он переключился на живопись, начал продвигать картины современных художников, и однажды именно благодаря ему мир узнал Демиена Херста и Джеффа Кунса. После чего Ларри Гагосян сказочно разбогател и долгое время возглавлял рейтинги самых влиятельных деятелей в области изобразительного искусства. История американской мечты, не так ли?

Мифы и реальность.

На самом деле в мире искусства всё обстоит несколько иначе, особенно если говорить о российском арт-рынке. Современные условия, в которых существует живопись у нас в стране, требуют от галериста недюжинного терпения, серьёзных материальных вложений и кропотливой работы по формированию своей аудитории. Сейчас даже в Москве галерейные продажи нельзя назвать хорошим способом заработать капитал: до этого ещё очень далеко. У нас галерея в большинстве случаев носит скорее имиджевый характер, это возможность заявить о себе, создавая модные сейчас кураторские проекты и оказывая поддержку талантливым художникам.

В современной России есть немало галерис­тов, чьи профессионализм и преданность искусству вызывают неподдельное уважение. Это, например, Елена Селина (галерея XL), Александр Шаров (галерея «11.12»), Марат Гельман. Однако ни один пока ещё не заработал на продажах русского искусства мультимиллионного капитала. Долгое время мы были изолированы от мировых арт-процессов, и у представителей среднего класса в нашей стране ещё не сформировалась привычка вкладывать деньги в искусство. Поэто­му можно сказать, что арт-рынок у нас только формируется.

Три шага к успеху.

С какими же вопросами нужно определиться в первую очередь, если вы твердо решили связать своё будущее с предметами искусства и стать галеристом? Конечно, главное, без чего не обойтись, – страстное отношение к искусству и уверенность в собственных художественном вкусе и интуиции. Второе – это специальные знания, которые можно получить как самостоятельно, так и при поддержке профессионалов арт-рынка. Можно поступить и в специализированный вуз у нас в стране или за рубежом. Так, например, в Москве бизнес-школа RMA предлагает образовательную программу «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Занятия проходят на территории центра современного искусства «Винзавод», курс состоит из лекций и мастер-классов, а преподают здесь самые влиятельные в мире искусства люди: Ольга Свиблова, Василий Церетели, Марина Лошак, Иосиф Бакштейн и другие.

Программы переподготовки для галеристов предлагают такие вузы, как МГУ, РГГУ, ВШЭ, СПГУ. Кураторов готовят и в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства, а также в институте «База» Анатолия Осмоловского. Из зарубежных специализированных учебных заведений можно порекомендовать лондонский Sotheby’s Institute of Art, где готовят профессионалов в области искусства по программам разной продолжительности, от летних курсов до магистратуры.

Помимо этого, конечно, нужно обязательно посещать выставки, общаться с художниками, галеристами и коллекционерами. Только так можно понять, что происходит на арт-сцене, и определить направления, которые станут вам наиболее близки. Но если в арт-сообществе вы уже не новичок, пора приступать к конкретным действиям.

Шаг первый.

Определите круг художников, которых будете представлять на рынке. Все галереи условно можно разделить на два типа: актуальные и традиционные. Первые отражают новейшие тенденции в искусстве, открывают актуальное и новое, вторые представляют давно известные виды искусства. И если первые склонны эпатировать публику новыми оригинальными идеями и дорогостоящими проектами, то вторые, напротив, консервативны и организуют, как правило, выставки-продажи.

Проекты первых интересны, поскольку динамичны и остро отражают социальные процессы, происходящие в обществе, у таких галерей есть свои поклонники. Однако есть и другая часть аудитории, те, кто пойдет за картиной для своей коллекции в традиционную галерею, потому что им близко искусство, проверенное временем и не подверженное конъюнктурным колебаниям.

Так, например, работы всем известного дуэта Виноградов – Дубосарский (см. фото внизу), на грани соц- и поп-арта, с провокационными сюжетами, на холстах больших размеров, представляют галереи первого типа, актуальные. А скажем, работы так же хорошо известной Натальи Нестеровой, лауреата Государственной премии, заслуженного художника РФ, с изображениями библейских сюжетов, бытовых сцен, с натюрмортами – галереи второго типа.

Актуальные галереи адресуют свои проекты политизированной публике, а также тем, кого интересует протестное движение или идеи, открывающие новые горизонты в сознании. Есть среди аудитории и те, кто просто хочет удивлять своих состоятельных друзей.

Если вы определились с направлением, нашли свою нишу – постарайтесь заручиться поддержкой как минимум пяти-десяти художников, которые будут работать с вашей галереей. На этапе открытия следует привлечь и двоих-троих уже хорошо известных авторов – таким образом можно вызвать первоначальный интерес к галерее. А чтобы выход на рынок был эффектным, постарайтесь сделать свой первый проект интересным и неординарным.

Шаг второй.

Выберите место для галереи. В западных странах существуют определенные районы, где принято их открывать: в Нью-Йорке, Лондоне и Париже есть целые кварталы, в которых развернули свою деятельность арт-институции. У нас пока только формируются галерейные зоны, но уже есть центр современного искусства «Винзавод», так что предметы актуального искусства было бы предпочтительнее выставлять там. Другие галереи могут размещаться и вне кластеров, но желательно в центре города, потому что нужно учитывать состояние трафика и уважать время посетителей.

Возможен и квартирно-домашний формат, и таких галерей немало. Преимущество его в том, что вам не нужно тратить средства на аренду помещения, которая становится самой обременительной статьей расходов. Поэтому некоторые галереи не имеют постоянного адреса, а используют каждый раз новые пространства. Такой формат интересен тем, что расширяет возможности куратора представить очередной выставочный проект в новой, подходящей именно ему среде. Так вы сможете предложить концепцию выхода искусства за рамки привычных стен галерей и музеев, как это делают сегодня многие новые галереи.

Шаг третий.

Запуск проекта и последующая маркетинговая деятельность. Подготовительная работа перед открытием займёт немало времени, но без этого не обойтись. Разработка фирменного стиля и запуск сайта просто необходимы: иначе как вас будет идентифицировать потенциальный покупатель? Нейминг, создание логотипа, подготовка и печать каталогов, буклетов и пригласительных билетов, написание анонсов и релизов – вот только малая часть рекламной деятельности. Будьте готовы к тому, что придётся оформлять пространство галереи и осуществлять развеску.

Необходимо также придумать какую-то фирменную «фишку», выгодно отличаю­щую вас от конкурентов. Например, для галереи «73 улица» был изготовлен специальный фонарный столб с указателем «Галерея тут» и логотипом, который устанавливают каждый раз на время вернисажа. Это делается для того, чтобы гости могли без проблем найти вход на выставку, поскольку галерея осуществляет свои проекты всегда на разных площадках Москвы. Далее определите круг приглашенных на открытие вашей галереи, будет ли он закрытым или доступным для всех желающих.

Оповестите гостей о дате и времени открытия, подумайте об угощении и программе, напишите пресс-релиз. Кстати, приготовьтесь к тому, что придётся постоянно отслеживать все происходящее на арт-рынке, посещать множество мероприятий и много общаться с людьми, участвовать в биеннале молодого искусства и международных арт-ярмарках, то есть находиться в постоянном поиске и движении.

Итак, вы открылись и о вашей галерее стало известно определённому числу людей. Среди них, возможно, есть и ваши будущие покупатели. Теперь важно поддерживать их интерес новыми проектами, открывать для них имена молодых и перспективных художников, то есть превратить посетителей в покупателей, а возможно, и в настоящих коллекционеров. Станет ли ваша галерея притягательным местом для инвесторов и ценителей живописи, для журналистов и художников, зависит теперь только от вашего профессионализма, умения общаться с людьми и в немалой степени от везения. Желаю удачи!

Об авторе: Елена Комаренко – коллекционер, арт-дилер, основатель и управляющий галереи «73 улица». Оказывает помощь в вопросах формирования коллекций современного искусства. Галерея «73 улица» основана в 2011 году и представляет известные имена современного русского искусства (начиная с 1960-х годов), а также талантливых начинающих авторов, в том числе зарубежных.

В бумажной версии этот текст можно прочитать в журнале «Мир и Дом» (№11, 2014 год), который является партнёром портала Элитное.РУ

Актуальность бизнес-идеи

Иногда кажется, что все крупные события в сфере культуры или искусства в нашей стране происходят только в Москве и Санкт-Петербурге. Если в вашем городе из мест проведения досуга есть только старенький музей, оборудованный еще в советское время, и пара торговых центров, то создание собственной галереи станет весьма ожидаемым решением для бизнеса.

Затраты и прибыль

Бизнес в сфере искусства принесет прибыль не сразу. Однако этот проект интересен возможностью быть в центре культурной жизни города и заполучить новые знакомства и связи. К тому же заработать можно на смежных видах деятельности: предоставление помещения в аренду под мероприятия, продажа сувенирной продукции и предметов искусства.

Инвестиции в организацию галереи современного искусства достаточно высоки и в лучшем случае составят около 840’000 рублей. В первое время прибыль будет небольшой, но со временем доходы будут расти — от 80’000 рублей. Срок окупаемости — 10 месяцев.

Затраты на старте: примерный расчет для Саратова

Статья расходов Сумма, ₽
Оформление бизнеса 10’000
Оборудование 300’000
Затраты на основную экспозицию 500’000
Прочие расходы 30’000
Итого 840’000

Ежемесячные затраты

Коммунальные платежи 15’000
Зарплата сотрудникам 100’000
Реклама 50’000
Организация временных выставок 100’000
Итого 265’000

Разрешения и документы

Регистрация бизнеса

Особых документов для официального признания галереи не требуется: эта деятельность не регулируется законодательно на территории нашей страны. Достаточно открыть ИП, встать на налоговый учет и исправно платить налоги, делать отчисления в ПФР. Специальных служб по проверке деятельности галерей тоже нет, но получить заключение от Государственной службы пожарного надзора придется.

Список документов для регистрации ИП

  • Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001)
  • Копия российского паспорта
  • Квитанция об уплате госпошлины

Выбор помещения

Лучшим решением будет расположить галерею в центре города, например, в старинном доме дореволюционной постройки с высокими потолками и большими окнами. Другим подходящим вариантом может стать здание заброшенного завода, бывшего склада, цеха или любого другого промышленного строения, которое можно переоборудовать под нужды современного искусства.

Без ремонта здесь не обойтись. В первом случае вам придется максимально сохранить историческую ценность и привлекательность объекта вплоть до мельчайших деталей — лепнина на потолке, печные изразцы, витражное остекление. Во втором случае оформить помещение в стиле лофт: оголенные трубы, кирпичные или бетонные стены. Интерьеры здания должны выгодно дополнять вашу экспозицию.

Понятно, что затраты на помещение — покупка в собственность или аренда — обойдутся недешево. Но в будущем вы также можете сдавать его в аренду под проведение различных мероприятий или событий, чтобы окупить быстрее.

Выберите помещение площадью не более 200 кв м из расчета:

  • Выставочное пространство — 120 кв м
  • Административное помещение — 20 кв м
  • Хранилище выставочных работ — 30 кв м
  • Технические помещения — 30 кв м

Если пространства под офис, хранилище или технические помещения в выбранном здании окажутся совсем небольшими, то все равно рассмотрите его по другим характеристикам. Главные факторы: большая выставочная зона, транспортная доступность, привлекательные условия.

Затраты на помещение зависят от нескольких факторов: собственность, аренда или кредит, а также необходимость в ремонте. Мы рассмотрим вариант помещения в собственности, чтобы показать от скольки могут начинаться расходы на организацию галереи.

Оборудование

Закупайте оборудование под каждое помещение вашего выставочного пространства отдельно:

  • Выставочное пространство: осветительные приборы, крепления, полки и другие конструкции для демонстрации работ
  • Административное помещение: мебель и офисная техника
  • Хранилище выставочных работ: полки, стеллажи
  • Технические помещения: оборудование и инвентарь для поддержания работы галереи

Заложите на эти расходы около 300’000 рублей.

Как выбрать партнеров

Если ваш город не блещет событиями в сфере культуры и искусства, то ваша деятельность станет отдушиной для жителей. Постоянную экспозицию можно собрать на основе собственной коллекции или работ местных мастеров. Для временных выставок стоит приглашать авторов из других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Ориентируйтесь на собственный вкус, мнение искусствоведов и тренды в сфере современного искусства. Отличным (пусть и трудозатратным) решением станут не просто выставки, а перформансы и театрализованные представления. Но здесь без помощи профессионалов не обойтись.

Персонал

Практика показывает, что для функционирования небольшой, но очень прогрессивной галереи современного искусства достаточно 5-6 человек.

Галерист или руководитель выставочного пространства отвечает за подготовку экспозиции, формирование имиджа культурного заведения. Быть профессиональным художником или дипломированным искусствоведом для этого вовсе не обязательно: достаточно интересоваться искусством и иметь управленческий опыт. Этим человеком может стать владелец галереи.

Куратор отвечает за проведение выставок, событий, мероприятий. В начале эту функцию также может взять на себя собственник бизнеса.

Экспозиционер занимается непосредственно выставлением картин и других предметов искусства. Причем как технической, так и планировочной стороной вопроса. Продумать размещение картин, развесить их, настроить свет, подобрать музыкальное сопровождение… Без ловких рук и светлой головы здесь не обойтись.

Сопровождать открытие галереи и выставок может как галерист, так и куратор. А вот для постоянного присутствия в зале потребуются смотрители. Их количество зависит от формы и размера помещения. С этой функцией прекрасно справятся люди с художественным образованием или выпускники гуманитарных факультетов.

Пресс-секретарь отвечает за работу со СМИ, а также обновления официального сайта галереи и ее соцсетей. Услугами фотографа, веб-мастера, грузчиков, водителей, разнорабочих пользуйтесь по мере необходимости: в штате эти сотрудники не нужны.

Количество сотрудников галереи зависят от ее масштаба и амбиций. Заложите в Фонд оплаты труда около 100’000 рублей ежемесячно.

Как рекламировать бизнес

Если ваш город достаточно скуп на события в культурной жизни, то посетители сами потянутся к вам. Однако и о рекламной поддержке забывать не стоит. Сообщайте о своих мероприятиях в СМИ, популярных пабликах вашего города, заручитесь поддержкой местных топ-блогеров. Отличной рекламой станут положительные и даже спорные отзывы ваших посетителей. Аналогично проведение спорной выставки «на грани” поможет собрать полный зал. Крайние меры: запрет выставки властями привлечет внимание к вашей галерее не только местных жителей, но и журналистов федеральных изданий.

Организация бизнеса в сфере искусства — занятие затратное, но статусное и интересное. Стать известным галеристом своего города можно быстро, а это даст пропуск в определенный круг знакомств. Удачи вам!

Прежде Ирина жила в Санкт-Петербурге и стажировалась в местной галерее, поэтому хотела запустить бизнес там же, но помещение в Рязани нашлось быстрее. Дело пошло, и уже через две недели там открылась первая выставка галереи «Люди».

Ирина Синицина рассказала Контур.Журналу о том, как она старается сместить интерес публики с реалистичной живописи к концептуальному искусству, почему художники-любители оценивают свои картины в два раза выше, чем профессионалы, и как она решает проблемы с онлайн-продвижением.

Запуск

Мы с другом придумали формат кафе-бутик-студии, куда люди могли бы приходить обедать и ужинать и время от времени знакомиться с разными направлениями в искусстве — раз в три месяца мы организовывали выставки.

Поначалу мы работали именно с рязанскими художниками — для нас это было принципиально, но постепенно о нас узнали в Москве и Санкт-Петербурге, некоторым столичным художникам было интересно выставиться здесь — они написали сами. Так наш проект начал развиваться, но я хотела совершенствовать узкое направление — войти именно в галерейный бизнес. В тот период я жила в Санкт-Петербурге и стажировалась в местной галерее, а потому планировала открыть свое дело именно там.

Очень быстро нашлось помещение в центре города именно в Рязани, и я подумала, что частных галерей, которые сотрудничают с молодыми художниками, художниками-экспериментаторами и художниками-любителями, здесь, наверное, нет, потому что все, как правило, стараются обратиться к «Союзу художников России», более профессиональной и более традиционной живописи. Галерея «Люди» обещала стать интересным экспериментом именно для Рязани.

Конкуренты

Я больше люблю концептуальное искусство, например, искусство XX века, в частности, сюрреализм, по которому я писала дипломную работу. Именно такие направления я стараюсь выставлять, хотя зритель лучше воспринимает традиционную реалистичную живопись.

Мне интересно познакомить аудиторию с чем-то новым, чтобы люди понемногу привыкали и более адекватно воспринимали новые направления. Раньше выставки могли быть связаны с временем года и какими-то событиями, позже я от этого отошла.

Некоторые художники, у которых есть свой бизнес, например, мастерская керамики, иногда проводят с нами мастер-классы. То же самое по мозаике: девушка живет в Москве, у нее там собственный бизнес, но она периодически сотрудничает и с нами.

В городе есть примерно пять частных галерей, с которыми мы конкурируем по продажам произведений мастеров из «Союза художников России». Одна из самых старых галерей сотрудничает непосредственно с этой творческой организацией. Есть небольшая галерея, которая выставляет петербургских художников. Я стараюсь посещать и поддерживать обе.

Есть галерея при художественном магазине, на чьих выставках я не была, но мне говорили, что там экспозиция постоянно обновляется. Это те галереи, которые на слуху, которые в городе знают практически все.

Мы находим авторов через интернет, также помогают личные знакомства. С некоторыми я познакомилась, еще когда училась на архитектора, мы даже вместе проходили вступительные испытания — готовились к рисунку и графике. Также я постоянно посещаю много выставок в разных городах и стараюсь сразу договариваться с художниками на месте.

Многие художники рекомендуют своих товарищей, обращаются к нам сами, присылают свои резюме и портфолио. Если мне интересно, мы продолжаем сотрудничать. Поначалу можно выставить несколько картин совместно с другими художниками и, если все пройдет хорошо, организовать персональную экспозицию.

Особенности

Обычно на выставку приходят поклонники автора, которые уже знакомы с его творчеством и им интересно посмотреть, как он развивается дальше. Обычно к выставке готовятся за полгода или даже больший период — публике интересно наблюдать за развитием.

Покупателем же может быть кто угодно. Двадцатилетние посетители часто приобретают небольшие работы в подарок, более взрослая аудитория, которая может позволить себе покупать дорогие вещи, выбирает картины себе домой.

Иногда люди обращаются за картинами на заказ. Со скульптурами я пока не связываюсь, потому что мне не хватает пространства в галерее, но, если люди обращаются, то я даю контакты скульпторов. Чаще у нас заказывают роспись стен в подъезде, доме или кафе.

Средняя стоимость картины в галерее «Люди» — 10 000-20 000 руб. Для сравнения: в Санкт-Петербурге средняя цена возрастает до 50 000 руб. По крайней мере, так было в той галерее, в которой я работала.

Как правило, цену определяет именно художник. Он знает, сколько хочет получить за определенную картину. Интересно отметить, что профессиональные художники обычно назначают цену в два раза ниже, чем художники-любители, потому что у любителей меньше практики, они не учились в университете, у них особое отношение к каждой картине. Такой художник не создает «салонную» работу, это его личные поиски. Иногда он вообще отказывается ее продавать, использует только для демонстрации на выставках.

Цена не зависит от того, как долго создается произведение, потому что все работают в разных техниках и с разной скоростью. Кому-то комфортно писать несколько лет, кому-то пару недель. Больше влияет конечный результат.

К сожалению, там, где я снимаю помещение, у нас нет никакой вывески, то есть реклама идет только через интернет — я продвигаю галерею в социальных сетях и готовлюсь запустить сайт.

У меня есть несколько своих источников — это рязанские газеты, которые освещают наши выставки в разделе «Афиша» на одном уровне с государственными городскими художественными музеями.

К сожалению, оказывается, что мои уведомления в социальных сетях, которые я публикую за несколько недель до открытия выставки, не все видят вовремя. Многие узнают о выставке постфактум и расстраиваются. Хотелось бы лучше информировать публику — это главная моя сложность при развитии галереи.

В целом, галерейный бизнес — тяжелый, в него нужно активно вкладываться.

Картины покупают очень редко — примерно раз в месяц. Я выбрала еще более сложный путь, потому что выставляю не традиционную живопись, а концептуальную, к которой публике нужно привыкнуть.

Рязань считается туристическим городом, но, если сравнивать ее с Санкт-Петербургом, в который летом приезжает несколько миллионов человек, можно заметить, как там вырастают продажи, особенно за счет иностранных покупателей, и как они падают у нас, потому что все разъезжаются на лето.

Лучше всего продаются картины ближе к Новому году и в марте. Получается, что я выбрала удачный период для запуска: открыла галерею в ноябре и к марту уже смогла выйти в ноль.

Концепция

Частично я позаимствовала концепцию своей галереи у петербургской. В этом году в выставках участвуют шесть художников: они платят небольшую арендную плату, и мы заранее распределяем, кто в какой месяц будет выставляться.

Тем самым я обезопасила себя и обеспечила галерею регулярными выставками. Я точно знаю, кто и в какое время в этом году у меня будет выставляться, и у меня было достаточно времени, чтобы найти художников на какие-то свободные месяцы. Сейчас до ноября все месяцы расписаны.

Скоро я буду давать объявление, что можно выставиться в нашей галерее в Рязани. Мы уже начали сотрудничать с молодыми питерскими художниками, они участвуют в нашей общей выставке и хотят организовать персональные.

В галерее можно выставить до 70 картин, так на одной выставке мы завесили абсолютно все пространство. В среднем мы выставляем по 30-40 картин — это стандартное количество для одного зала в галерее среднего размера. Конечно, нужны складские помещения для хранения произведений, такие же, как запасники в музеях. Я над этим работаю, пока собираюсь выделить уголок в этом помещении и там хранить работы художников.

У меня всегда есть в наличии каталог или ассортимент картин в электронном виде и на распечатанном листе — список произведений, которые художники ходят продать, но мне негде их хранить или они не успели мне их привезти. После выставки я всегда оставляю несколько работ, которые можно купить.

На странице во «ВКонтакте» указан весь ассортимент, все цены и размеры и мой номер телефона. Я доступна онлайн практически 24 часа в сутки. Меня можно найти в галерее каждый день с 12.00 до 21.00. Если ко мне заходят посетители, которые хотят ознакомиться с галереей или приходят на какую-то выставку, то я полностью уделяю им внимание, что-то рассказываю, советую. Если посетителей нет, я стараюсь заниматься рекламой. Также я преподаю историю архитектуры в местном университете, где недавно открылся архитектурный факультет, это один из обязательных предметов.

Сама я рисую крайне редко. Скоро будет общая выставка — в ней я тоже участвую. Надеюсь, что и свою выставку я когда-нибудь организую.

Художники

Я работаю с каждым художником индивидуально, при выборе автора и его работ значительную роль играет мое личное восприятие — что нравится, что не нравится. Обычно, если художник ко мне обращается, и я вижу, что у него есть одна-две работы, которые можно выставить, я запоминаю это и в будущем уже заранее знаю, что к нему можно обратиться.

На вернисаже всегда присутствует художник и примерно 30 посетителей. Столько позволяет вместить помещение. Мы представляем художника, дальше можно задать вопросы, обычно автор рассказывает какие-то интересные случаи, связанные с его картинами.

Сейчас проводится выставка Валентина Шункова. Это один из моих любимых художников, с которым мы работаем уже три года. Он живет в Москве, но выставляется в Рязани. Его многие знают, у него экспрессивная пастозная техника, вдохновляется он художниками американского экспрессионизма второй волны, это вторая половина XX века. У него очень впечатляющие картины. Равнодушных нет: либо посетителям нравятся контрасты и цвета, либо они сразу узнают в произведении какую-то свою жизненную ситуацию, либо говорят, что это слишком просто. Каждую картину он пишет приблизительно за три часа.

Эта выставка отличается от всех его предыдущих выставок. Раньше я выбирала картины сама, чтобы угодить публике: городские пейзажи и летние мотивы. Сейчас основу экспозиции составил он сам из своих любимых работ, где есть не всем понятные сюжеты и необычные ракурсы. Немногие это понимают, но мы рискнули продемонстрировать зрителю именно такие работы.

Интересная техника у Анны Филимоновой: она училась в Рязани, но выставляется по всему миру — например, у нее были выставки во Флоренции и в Испании.

У нее абстрактная живопись: мир она воспринимает через энергию, через орнамент она передает какие-то сцены или предметы. В ее картинах можно узнать ситуации из жизни, впрочем, некоторые видят в ее сюжетах совершенно противоположный смысл — не тот, который она вложила.

Чтобы попасть в московскую галерею «Фрагмент», нужно обойти слева вход в театр «Практика». За металлической дверью находится небольшое белое пространство, поделенное на комнаты, в этих комнатах сейчас — работы молодых и, по мнению основателя галереи Сергея Гущина, а также куратора первой выставки, который работает в одном из столичных музеев, перспективных художников. Открыть галерею современного искусства сейчас, когда старожилы этого бизнеса только и говорят, что рынка в России нет и, наверное, в ближайшее кризисное время не будет — ход достаточно смелый. Сергею 31 год, за углом от галереи находится офис его пиар-агентства, которое успешно работает не первый год, среди клиентов — «Сбербанк», Yota, Правительство Москвы и другие. За две недели, прошедшие с 9 декабря, момента открытия первой выставки и самой галереи, проданы уже четыре работы, цена которых в среднем составляет €1,5 тыс. Ценник работ, представленных в галерее, достаточно вариативен — от достаточно демократичных €500 до €5 тыс.

Сергей Гущин © пресс-служба галереи «Фрагмент»

В планах галереи «Фрагмент» — десять выставок в 2017 году, участие в ярмарках современного искусства, создание лектория и реализация различных региональных проектов. Зачем успешный молодой предприниматель с головой погрузился в современное искусство, почему он уверен в том, что рынок в Москве — есть, и его можно успешно развивать, выяснял «РБК Стиль».

— Зачем вы вообще все это начали?

— По образованию я инженер, но всю жизнь работал в PR и коммуникациях. Мне всегда было интересно искусство, но поворотным моментом можно считать поездку на Венецианскую биеннале два года назад, меня заинтересовала система отбора художников в павильоны разных стран, я долго разбирал каталог, смотрел биографии художников в интернете, даже ставил оценки в каталоге — за экспозицию в целом и за конкретные работы, за то, каким именно образом раскрыта тема. В общем, перестал просто смотреть и начал пробовать разобраться. Венеция стала первым шагом, затем я начал собирать свою коллекцию и все больше погружался в процесс. Тогда же решил, что буду покупать работы молодых художников — Ольгу Кройтор, Ивана Новикова, Илью Федотова-Федорова, которые тогда были на слуху, и я уверен, что через пять-десять лет они будут диктовать свою, скажем, «политику» в художественном мире, менять представление о современном искусстве. Потом пришла мысль о том, что лучшим погружением в это самое искусство станет открытие своего пространства, где бы художники смогли бы высказываться. Так я пришел к галерее «Фрагмент».

Есть еще причина, почему я во все это ввязался. Я посмотрел на наши галереи со стороны покупателя: полтора года назад приобрел первую работу. Мне показалось странным, что многие галереи не занимались своим продвижением, у них не было аккаунтов в соцсетях, не была реализована возможность онлайн-продажи. Но за последний год все резко начало меняться, мне тогда же захотелось открыть пространство, которое бы дружелюбно относилось к новым технологиям, так как мне самому всегда было проще находить все в интернете, по максимуму использовать возможности смартфона.

© пресс-служба галереи «Фрагмент»

— Задумывая галерею, вы предполагали, чтобы будете опираться на свой вкус в выборе представляемых художников или же есть какой-то условный «экспертный совет», который вам помогает в этом вопросе?

— Только на свой вкус постоянно ориентироваться нельзя. Для создания первой выставки, к примеру, мы привлекали куратора, который работает в одном из московских музеев. Потом у нас есть определенные нормы отбора художников. Мы обработали огромное количество CV художников, которые за последние три-четыре года окончили наши главные образовательные учреждения («Институт проблем современного искусства», «База», «Школа фотографии Родченко», «Свободные мастерские») с данными об их уже прошедших выставках, фактах продажи работ. Получился список из примерно 250 фамилий, в котором мы смотрели тех, кто, к примеру, был номинирован на «Премию Кандинского» или представлен в числе номинантов конкурса «Инновация», получал гранты музея «Гараж», экспонировался в музеях или тех, чьи работы входят в коллекции музеев и фондов. Далее мы убрали тех, кто был уже представлен другими галереями. В конечном итоге встретились где-то с двадцатью художниками — и получили шесть тех, кто попал в первую выставку «Город в личное время», где они делятся своими размышлениями о современном мегаполисе. Мы решили специализироваться на молодых авторах и хотим принимать непосредственное участие в построении их карьеры. Для этого требуется время и плотное взаимодействие, а значит пул наших художников не будет выходить за рамки 10 имен. Я бы сказал, что это и есть стратегия игры вдолгую. Есть и другая стратегия: взять 20-30 имен и запускать естественный отбор, кто продается — тот и молодец, знаю множество галерей, которые так делают, но мне этот путь не близок.

Что касается взаимодействия галереи с кураторами, то, конечно, в дальнейшем мы тоже планируем их привлекать, особенно это касается работы с художниками над персональными проектами.

— Что вы планируете в галерее после завершения первой групповой выставки?

— У нас уже есть план до конца 2017 года, это в основном персональные проекты, а летом хотелось бы сделать open-call для кураторов — мне кажется очень важным давать также им возможность высказаться. В итоге в нашем плане получилось десять проектов в год.

Мне странно слышать, когда люди занимаются галерейной деятельностью 10-15 лет, и говорят, что рынка нет.

— Старожилы музейно-галерейного бизнеса последние лет двадцать твердят, что галерея здесь, в Москве — это не бизнес, фактически деньги на ветер, это скорее благотворительная организация, которая помогает художникам, выстраивает какое-то социокультурное поле, но не зарабатывает. Возможно, для кого-то это путь самореализации, желание чувствовать сопричастность к миру искусства. Для вас это скорее хобби с возможностью реализации личных амбиций, потому что уже есть один хорошо работающий бизнес, который сможет это вытянуть, или же есть четкий бизнес-план?

— Начну с конца: я считаю, что галерея как бизнес может существовать в Москве. Мне странно слышать, когда люди занимаются галерейной деятельностью 10-15 лет, и говорят, что рынка нет. Вопрос — почему до сих пор занимаются? При этом надо понимать, что содержать галерею — весьма затратное занятие. Кто бы что ни рассказывал, основная задача галереи — продавать. Именно через продажи галерея и помогает художникам, фактически дает им возможность заработать, помимо того, что дает и шанс высказаться. На мой взгляд, потенциал на этом рынке сейчас есть. За последние два года в Москве открылось несколько новых галерей, которые уже успели побывать и на международных ярмарках, делают проекты в регионах и по миру, их имена на слуху.

Если говорить про бизнес-план, то он, разумеется, есть. Но надо понимать, что это «игра вдолгую». Невозможно за год или два получить какую-то прибыль или «отбить» свои затраты на открытие галереи. Начинать все, потому что просто хочется поиграться во все это, на мой взгляд чрезвычайно странно и неумно. Сначала я думал о том, чтобы открыть фонд и просто покупать работы молодых художников в коллекцию, и тем самым помогать им, но в конечном итоге решил попробовать сделать из этого настоящий бизнес, и надеюсь в течение пяти-шести лет изменить отношение людей, которые считают, что галерея не может быть прибыльным делом. Просто играть в искусство не хочется.

— Известно, что для того чтобы галерея попадала на уважаемые международные ярмарки (к примеру, Art Basel), да и в принципе получила признание в лице профессионального сообщества, и тем самым сформировала бы свою репутацию среди потенциальных покупателей, нужно делать имиджевые проекты. Они прежде всего должны задействовать какие-то новые художественные стратегии (смешение способов выражения художественной мысли, перформативные практики, видеоискусство и т.п.), а не представлять так называемое интерьерное, «удобное» искусство, которое висит на стене или хорошо стоит на полке. По первой открытой выставке в вашей галерее видно, что вы планируете на искусстве зарабатывать; все, что можно увидеть сейчас в залах можно легко взять и унести с собой домой и там без проблем разместить. Есть в планах работа с видео, другими условно новыми формами, или же вы считаете, что на интерьерном искусстве можно заработать в этой среде неплохое имя?

— Хорошая галерея не должна специализироваться только на искусстве, которое можно с легкостью повесить на стену. Соотношение коммерческих и некоммерческих проектов должно быть, на мой взгляд, 60 на 40. В пользу некоммерческих. Более «интерьерные» работы можно показывать в офисе галереи или в отдельном шоу-руме, где их могут купить. Говоря сейчас о нашем плане на 2017 год, мы планируем половину выставок отдать как раз под такое, назовем его «некоммерческим», искусство. Даже если взять текущую выставку, то в инсталляции Ильи Федотова-Федорова мало кто может просто выделить работы, которые тут же займут место на чьей-то стене, они не такие простые как для восприятия, так и для дальнейшего экспонирования, большая часть людей в его работах видят лишь камни и сухие ветки. Видеоарт не представлен на первой выставке, но мы еще вернемся к этому формату. От перформативных практик я также не хочу отказываться, летом, как я говорил ранее, мне бы хотелось привлекать кураторов с интересными идеями, делать с ними исключительно некоммерческие проекты. Галерее, конечно, легче продать то, что можно повесить на стену, но заниматься этим все время — скучно. В марте, к примеру, мы планируем проект, связанный с голосом, вокалом и звуком.

Еще нам бы хотелось заниматься продвижением российских художников на международной сцене. Прежде всего, конечно, это будет осуществляться через различные ярмарки, в плане на этот год их две. Плюс мы занимаемся медийной поддержкой художников, отправляем заявки в резиденции, участие в которых является важным элементом в выстраивании карьеры успешного художника. Последнее оказалось достаточно большой проблемой: многие художники не знают, что такая практика существует, не знают, как правильно подать заявку, элементарно не говорят по-английски на нужном уровне, поэтому у меня есть идея даже нанять преподавателя, который бы с ними занимался.

После «Манифесты» в Цюрихе, а также ярмарки viennacontemporary, где я параллельно посетил еще около 20 галерей, я понял, что разница между тем, что происходит здесь и там — колоссальна, и мне очень хочется этот разрыв сократить. К счастью, у нас активно развиваются интернет-продажи искусства, к примеру, в рамках аукциона Vladey, где я как раз стал первым покупателем в ходе онлайн-торгов, начал работу онлайн-аукцион АРТ4, также за последние два года открылось много хороших молодых галерей, вроде Osnova, Artwin, Triangle, за которыми очень интересно наблюдать. Все постепенно, но меняется.

— Если говорить о покупателях, то в лице кого вы их видите? Кто покупает современное молодое российское искусство?

— Могу судить по первым продажам: это владельцы или топ-менеджеры малого и среднего бизнеса в возрасте от 30 до 40 лет, дизайнеры и архитекторы, все они начинающие коллекционеры, либо у них есть совсем небольшая коллекция. В них я и вижу свою аудиторию, которая может и хочет купить работу художника. В общем, большая часть из них в чем-то похожа на меня.

Если вы решились на открытие собственной художественной галереи, будьте готовы, что открытие — довольно хлопотное дело, и вам придётся осуществить немало действий.

Часто продажа картин осуществляется через галерею. Такая реализация имеет и положительные, и отрицательные моменты. Положительным моментом является то, что художник имеет возможность выгодно продать свою картину ценителю искусства. К тому же, он избавлен от решения деловых вопросов, так как их выполнением занимаются сотрудники галереи. Отрицательный момент заключается в дорогой стоимости таких услуг, которая зачастую составляет почти половину общей прибыли. Кроме того, художнику приходится контролировать действия представителей галерей, так как можно столкнуться с неудовлетворительным выполнением своих обязанностей. Поэтому часто у художника возникает мысль, а почему бы не открыть собственную галерею. Если вы решились на такой шаг, будьте готовы, что открытие — довольно хлопотное дело, и вам придётся осуществить немало действий и понадобится бухгалтерское сопровождение.

Для начала следует найти просторное помещение, в котором обязательно нужно произвести ремонт и тщательно продумать дизайн интерьера, ведь ценители искусства обязательно обратят на это внимание, поэтому помещение будет как бы вашей визитной карточкой, от которой напрямую зависит имидж галереи.

Конечно, нужно заняться и поиском хороших сотрудников. В этом вопросе стоит руководствоваться таким критерием выбора: каждый сотрудник обязательно должен быть активным, коммуникабельным и хорошо разбираться в нюансах искусства. Художественная галерея должна содержать в своём штате руководителя, консультанта, экспозиционера, куратора и пресс-секретаря.

И, конечно, чтобы открыть галерею, нужно оформить специальные документы и получить разрешение соответствующих инстанций. Помимо того, не помешает наличие стартового капитала. Во-первых, помещение лучше купить, так как платить ежемесячно аренду будет невыгодно, во-вторых, понадобится реклама, в-третьих, на начальном этапе с чего-то нужно выплачивать заработную плату сотрудникам и бухгалтерские услуги, которые непременно понадобятся.

Помещение для галереи лучше приобретать в центральном районе города, где скапливается много людей, это обеспечит большее количество посетителей. Важно, как только вы открыли галерею, оформить страховку, которая защитит вас от непредвиденных обстоятельств. Ведь, если картины, которые принесли вам другие художники, испортятся, вам придётся заплатить за них.

  • К складам Christie’s предъявлены иски на 23 миллиона долларов США за небрежное хранение предметов искусства
  • Отдых в Испании: от познавательных экскурсий до роскошного пляжного отдыха
  • Оформление страховки в Тинькофф