Как открыть некоммерческую организацию

* В расчетах используются средние данные по России

Мы все привыкли к тому, что предприниматель – это распространённый род занятий, профессия даже в какой-то степени. Когда российское правительство прозрело и поняло, что плановая экономика вместе с социализмом и тем более уж сказочным коммунизмом является не более, чем простой утопией (во всяком случае на данном этапе развития человечества), было принято решение всё же вернуться к менее совершенной по Марксу формации. Капитализм стал легальным, а значит, легальным стало и предпринимательство. Множество людей принялись заниматься тем, что ещё вчера называлось спекуляцией и воровством у общества, и тогда немногим было понятно предназначение также прописанных в законе некоммерческих организаций. Однако уже очень скоро стало понятно, что те функции, которыми раньше управляло государство, теперь редко им контролируются; людям дали свободу.

В российском законодательстве до сих пор осталось много неточностей и лишних понятий, так, многие виды НКО (а именно эта аббревиатура стала общеупотребительной, как ООО для общества с ограниченной ответственностью), описанные в законе, отличаются только названиями. Форм НКО великое множество, гораздо больше, чем форм коммерческих организаций, но «нужных» из них всего лишь несколько. Впрочем, это позволяет более точно характеризовать себя при указании реквизитов, разграничивая понятия товарищества и объединения.

Человек или группа людей, которые решили создать некоммерческую организацию редко задаются вопросом «зачем?». А вот обывателей этот вопрос порою интересует. Действительно, зачем? Ведь некоммерческая организация в своём понятии содержит тот смысл, что извлекать прибыль не получится. Для чего людям тратить своё время и силы на содержание целого предприятия? И откуда брать порой немалое количество средств для содержания организации?

На самом деле значительная часть НКО держится на энтузиазме и пожертвовании её участников, которые благодаря зарегистрированной правовой форме имеют возможность отстаивать свои интересы от имени юридического лица, представлять себя от имени организации и более эффективно добиваться поставленной цели. Некоммерческая организация создаётся и тогда, когда люди стремятся объединиться и привлечь новых сторонников (так, например, партия – тоже может быть некоммерческой организацией), взять на себя обязанности, которые не регулируются правительственными организациями.

Отдельно стоит упомянуть СРО – саморегулируемую организацию, которая, являясь некоммерческим объединением, формируется из субъектов предпринимательской деятельности. И, конечно, некоторых людей очень привлекает описание НКО в законодательных актах, где она определена как организация, которая не ставит своей основной целью извлечение прибыли. Основной, но никто же не запрещает иметь и иные цели…

Некоммерческие организации также называются «третьим сектором», таким образом происходит их противопоставление публичным (государственным) и коммерческим организациям. Исторически сложилось, что НКО, более заинтересованные в решении своего вопроса, гораздо более эффективны при его решении, чем государство, порою даже в случае острых проблем. Конечно, кто позаботится об обществе, если не оно само. Отличительной особенностью НКО от организаций двух других секторов является невозможность эмиссии ценных бумаг, но возможность принятия пожертвований. Редкое некоммерческое объединение обходится без спонсорской поддержки извне, при этом в иных случаях может происходить накопление капитала и даже извлечение прибыли.

Да, НКО также может выступать посредником товарных отношений, осуществлять собственную реализацию товаров и предоставлять платные услуги, но вырученные средства должны быть использованы для уставных целей организации. Уставными целями могут быть только те, которые не предусматривают получение материальной выгоды, то есть получается замкнутый круг. Впрочем, никто не создаёт НКО для получения прибыли, подобная организация может быть создана коммерческим учреждением, но совершенно для других целей.

Вообще можно сказать, что некоммерческие организации определяют, свободно ли общество. Если НКО могут вести свою деятельность без контроля и ограничений (до известных пределов, конечно) со стороны государства и вообще существуют и могут быть образованы, то это говорит о предоставлении населению свобод и прав. Если НКО эффективны в своей деятельности, то тогда можно считать общество развитым и свободным.

Чтобы зарегистрировать свою некоммерческую организацию, её учредителям нужно обращаться в ближайшее отделение Министерства юстиции Российской Федерации. Чтобы возможность создания НКО было вообще рассмотрено, необходимо подать следующий пакет документов:

  1. Само заявление о регистрации юридического лица. Бланк заявления можно найти на сайте Минюста либо получить уже на месте. Подписывается заявление представителем будущей некоммерческой организации. Рассмотрят заявление только в том случае, если с момента принятия решения о создании НКО не прошло больше трёх месяцев.

  2. Квитанция об уплате государственной пошлины. Её стоимость составляет 4 тысячи рублей, но не для политических партий, которые можно создать за 2 тысячи рублей. Правда, за каждый последующий филиал партии придётся отдавать ещё по 2 тысячи.

  3. Протокол учредительного собрания или решение (если учредитель – один человек) о создании НКО.

  4. Устав и прочие учредительные документы. Создание этих бумаг может отнять достаточно времени, и иногда проще обратиться к юристом за грамотной формулировкой целей своей деятельности.

  5. Реквизиты некоммерческой организации, с указанием адреса, счетов, информации об учредителях и тому подобное.

  6. Документы, подтверждающие право владения и распоряжения помещением и оборудованием.

Срок рассмотрения заявления составляет 33 дня для всех форм некоммерческих организаций, кроме политических партий, заявление на создание которой Минюст обязуется рассмотреть в течение 30 дней. После решения бюрократических вопросов можно приступать к непосредственной деятельности организации. Впрочем, НКО может не регистрировать свою деятельность, оставаясь неформальной организацией, но в таком случае она будет лишена всех возможностей и привилегий, оставаясь лишь кучкой единомышленников, которые с точки зрения закона будут определяться как группа лиц, но не юридическое лицо. В зависимости от целей организации может быть более предпочтительна формальная или неформальная деятельность.

Вообще условно все некоммерческие организации можно разделить на непосредственно организации и движения, и различие состоит в том, что первой формой предусмотрено обязательное членство её участников, вторая же форма может предполагать возможное членство, но не устанавливать его в обязательно порядке. Непосредственно прописанные в законе формы НКО могут относиться и к организациям, и движениям. Когда учредители определяются с целями, которых хотят достичь при образовании НКО, они выбирают форму этой организации. Отдельно нужно упомянуть государственную корпорацию, которая представляет собой НКО, созданную государством и не имеющую членства. Таким образом, создать госкорпорацию ни один человек не имеет возможности.

Ассоциация. Также называется союзом, зачастую прописывается именно такая двойная форма «Ассоциация (союз)». Отличительной особенностью такого объединения является то, что в неё могут входить и юридические лица, и физические, то есть простые люди, причём только за физическими лицами закреплено право состоять в других некоммерческих организациях. Союз осуществляет свою деятельность согласно Гражданскому кодексу РФ, и определён как форма НКО, в которой обязательно членство. Отсюда и регулируется деятельность ассоциации Общим собранием членов. На практике в союзы вступают коммерческие организации, которые таким образом стремятся скоординировать свои действия с другими предприятиями, и обычно ассоциация создаётся для защиты имущественных интересов её членов. То есть подобная форма НКО не радеет за мир во всём мире, например, а преследует более приземлённые цели и решает более насущные вопросы.

Орган самодеятельности. Представляет собой не имеющее членства объединение, которое стремится решить острые социальные вопросы. К театральной, музыкальной и прочей танцевальной самодеятельности не имеет, как правило, отношения, если только это не «Объединение в защиту художников», например. Отличительная особенность органа самодеятельности в том, что он стремится решить не проблемы своих членов (которых, в сущности-то и нет), а определённой категории или даже всего населения вне зависимости от заинтересованности последних в существовании и/или деятельности этого органа.

Политическая партия. НКО с, пожалуй, самой сложной структурой. Как и всё в политике, партия устроена очень сложна и зарегистрировать её можно только при выполнении ряда условий. Самые серьёзные ограничения касаются размеров партии – её представительства должны быть более, чем в половине субъектов Российской Федерации, а состоять в партии должно не меньше пятисот человек. И это ещё совсем немного, так как до 2012 партия могла быть образована только в случае, если её членами являются не менее 40 тысяч человек. Партия – исключительно политическая организация, её целями является только участие в политической жизни народа. Любая партия стремится к власти. Но с юридической точки зрения она является некоммерческой организацией и во многом регулируется так же, как и все остальные объединения.

Потребительский кооператив. Существенно отличается от производственного кооператива (который более верно называют артелью) и кооператива вообще. Эта форма весьма интересная и необычная, потому что занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями. Целью потребительского кооператива не может быть извлечение прибыли, но ему предоставляется исключительное право распределять полученную прибыль между его членами. Это связано с тем, что подобная организация изначально создаётся для удовлетворения потребностей её членов в товарах и услугах. Стать соучастником создания кооператива нельзя без внесения паевого взноса, из которых формируется первоначальный капитал предприятия. Потребительский кооператив может существовать только в том случае, если его участниками является хотя бы физических лица, иначе кооператив должен быть расформирован и преобразован в иную форму юридического лица. Таким образом, потребительский кооператив представляет собой ту форму НКО, в которой могут (и должны) состоять и обычные граждане, и юридические лица, и в которой обязательно членство.

Профсоюз. Создаётся, как понятно из названия, с целью защиты и отстаивания интересов работников. Как правило, объединение происходить между людьми одной профессии или одной отрасли производства. Профсоюзы сегодня могут выступать и за разрешение социальных вопросов, не связанных прямо с той областью, в которой должен работать профсоюз. Иногда подобные организации действительно помогают простому рабочему добиться своих прав, а иногда профсоюзы становятся дополнительной обузой для рабочего человека, потому что порою ведут чуть ли не свою полноценную политическую игру. Изначально членство в профсоюзе не обязательно, целью создания подобной организации является защита определённого класса людей вне зависимости от того, состоят они в профсоюзе или нет. На практике можно столкнуться с профсоюзом, который помогает только своим членам, которые внесли какой-либо материальный вклад в развитие организации.

Религиозная организация. По вполне понятному стечению обстоятельств отнесена к некоммерческим организациям, хотя большинство из таких объединений больше подходят под определение филиала политической партии на земле или общества с полностью отсутствующей ответственностью. Как понятно из названия, создаётся с целью донести свой сорт опиума до народа. Такая организация не только пытается вовлечь в себя как можно больше последователей, но и проводит совершение своих собственных религиозных обрядов. Вообще трактуется отдельно от понятия секта, хотя порою фактически может ей являться. Членство в религиозной организации, по сути, не должно быть обязательным, так как присоединиться к течению должен иметь возможность кто угодно.

Саморегулируемая организация. Представляет собой объединение коммерческих предприятий, работающих в одной отрасли или сфере. Этакий профсоюз для предпринимателей. Членство в подобной форме НКО обязательно, при этом СРО не только выступает в качестве защитника своих членов, но и решает возникшие споры между ними (что неудивительно, ведь члены СРО часто бывают конкурентами). При этом саморегулируемая организация не всегда выступает на стороне своих членов, общая и крупная СРО, которая регулирует целую отрасль рынка, может производить надзор за законностью совершаемых участниками этого рынка действий. Саморегулируемая организация может становиться мощным инструментом регулирования отношений организаций, освобождая от этой обязанности само государство.

Товарищество собственников жилья. Имеет общепринятую аббревиатуру ТСЖ. Собой представляет объединение собственников соседних участков или квартир, которые общими усилиями ведут хозяйство общей территории. Порою выполняет очень важную функцию, решая возникшие проблемы порою просто благодаря тому, что является юридическим лицом. Решает множество бытовых проблем, и, когда его создание целесообразно, становится незаменимым элементов сосуществования нескольких соседских квартирных или домовладений. Как правило, членство в ТСЖ обязательно и строго ограничено, но на практике товарищество выступает только в общих интересах, а значит, защищает интересы собственников жилья вне зависимости от того, состоят они в организации или нет. Несколько ТСЖ могут сливаться в единую организацию или образовывать союзы.

Учреждение. Может быть создано с разной целью, но обычно это общественно-полезные начинания. Учредителем наибольшей части учреждений в Российской Федерации выступило само государство, но и граждане, и юридические лица могут создавать свои учреждения. Главная отличительная особенность состоит в том, что учреждение одна из двух форм организаций и единственная форма некоммерческой организации, которая обладает правом оперативного управления имущества. При этом сама организация своего имущества не имеет, оно юридически закреплено за создателями самой организации. Часто учреждения основываются коммерческими предприятиями, которые стремятся заниматься благотворительностью или теми самыми общественно-значимыми и полезными делами, при этом сама НКО остаётся подотчётным и полностью зависимым от головного предприятия филиалом. Недавно появился особый вид учреждения – автономная некоммерческая организация, которая несёт ответственность всем своим имуществом по обязательствам, кроме недвижимости. При этом в автономной НКО учредители не несут субсидиарной ответственности, в отличие от учредителей учреждений.

Фонд. Представляет собой ту некоммерческую организацию, которую проще создать, чем ликвидировать. Фонд изначально создаётся с целью накопления капитала для общественно-полезных целей, именно эта форма становится благотворительными, спасательными, социальными и прочими «благородными» предприятиями. Никто из учредителей не обязан отвечать по обязательствам фонда своим имуществом, но при этом средства, поступившие в фонд, не могут быть распределены между его учредителями. Простыми словами, фонд создаётся для того, чтобы заработать или иным легальным способом получить деньги и потратить их на указанную в уставе цель. Например, накормить детей в Зимбабве. Или построить новый спорткомплекс. Для того, чтобы деньги фонда были направлены именно туда, куда было запланировано, создаётся попечительский совет из незаинтересованных (сторонних) лиц, которые следят за деятельностью организации. В фонде нет членства, вложить средства в фонд может любой желающий.

Можно сказать, что в России относительно много форм некоммерческих организаций, и здесь были рассмотрены основные с позиции выявления их отличительных особенностей, что позволяет определиться с формой предполагаемой НКО. Некоммерческие организации являются важной составляющей общественной жизни государства, и порою они непосредственно влияют на деятельность предпринимателей. НКО может стать хорошим способом иного использования капитала, отличного от коммерческого.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Регистрация АНО. Как зарегистрировать АНО в Минюсте?

АНО — Автономная некоммерческая организация является одной из форм некоммерческих организаций. Давайте разберем как создать АНО в 2020 году. Эту статью писало 4 юриста регистратора НКО, которые регистрируют более 350 некоммерческих организаций в год. Ответим на главные вопросы и разберем главные ошибки:

  • Что такое АНО и зачем она нужна?
  • Какова стоимость открытия АНО? Государственные расходы, пошлина, услуги специалистов.
  • Срок регистрации АНО в Минюсте (Министерстве юстиций), вся процедура этого процесса.
  • Что необходимо сделать после регистрации АНО?

Что такое АНО? Зачем нужна АНО?

Согласно Закону о некоммерческих организациях, автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Важно! Для регистрации АНО достаточно одного физического лица. Минюст несколько раз менял свои требования и трактовку закона, но сейчас мы успешно создаем АНО с одним физическим или юридическим лицом.

Целью создания и регистрации автономной некоммерческой организации является оказание населению услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, медицины, физкультуры, права, спорта, культуры, искусства и других сферах. Подробнее на странице Профессиональные НКО. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». АНО может создаваться для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных и управленческих целей. АНО открывается с целью удовлетворения духовных потребностей общества, развития детского и юношеского спорта, охраны здоровья населения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказания помощи гражданам и организациям.

Важно! Оказание услуг в социально-ориентированных направлениях не запрещена другим формам НКО, но форма АНО имеет для этого максимальное удобство и гибкость. Также АНО имеет право принимать добровольные взносы на развитие своих уставных целей, которые не облагаются налогами. Например проведение бесплатных занятий.


В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.

Основной отличительный признак АНО по сравнению с другими формами некоммерческих организаций заключается в возможности оказания платных услуг, т.е. наличия права получения дохода от платной деятельности автономной некоммерческой организации в различных сферах общественной жизни. Другие виды некоммерческих организаций не вправе заниматься оказанием платных услуг, как основным источником поступления средств. Исключение составляют лишь частные учреждения, которые могут оказывать услуги только в сфере науки и образования (при наличии лицензии), здравоохранения, культуры и искусства.

Автономная некоммерческая организация, может осуществлять предпринимательскую деятельность только в соответствии с целями ради которых создана согласно её Уставу. Однако, распределять полученную прибыль между учредителями АНО и органами управления АНО не может. Согласно действующему законодательству о некоммерческих организациях АНО вправе осуществлять оказание платных услуг, доходы от которых должны быть направлены на реализацию целей деятельности организации, указанных в уставе автономной некоммерческой организации.

Пример: АНО оказывает платные услуги в области спорта, получает доход после уплаты налогов. Полученный доход направляет на проведение бесплатных занятий с детьми в многодетных и нуждающихся семьях.

Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и фондами. Наряду с фондами и учреждениями, автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений — субъектов права оперативного управления, данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом, учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Определение автономной некоммерческой организации почти совпадает с определением фонда, различаясь незначительно, прежде всего целями создания. Так, автономная некоммерческая организация в отличие от фонда, создается в целях предоставления услуг.

Из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей Автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении.

В дальнейшем учредители АНО могут выйти из состава организации или могут в её состав принять новых лиц, однако данные движения должны быть зарегистрированы в соответствующем регистрационном органе — Минюсте.

Список документов для регистрации АНО.

Для того чтобы зарегистрировать Автономную некоммерческую организацию Вам необходимы следующие данные:

  1. Полное и сокращенное наименование АНО (сокращенное может отсутствовать), наименование должно быть уникальным.
  2. Сведения на адрес (место нахождения) АНО.
  3. Копии паспортов учредителей (АНО может создать минимум один учредитель – физическое или юридическое лицо);
  4. Состав и наименование (например — Совет, Президиум) высшего коллегиального органа управления – Фамилия Имя Отчество его членов;
  5. Копия паспорта руководителя АНО и наименование должности, например Директор, Президент, Председатель и т.д., его контактный номер и Email;
  6. Определиться, кто выступит заявителем (заверит документы у нотариуса) – один из учредителей и его контактный телефон.

Образец документов для регистрации АНО:

Решение о создании АНО (Автономной некоммерческой организации)

Регистрация АНО онлайн, через ЭЦП или госуслуги.

Подача документов на регистрацию АНО в 2020 году возможна следующими способами:

  • на бумажном носителе в МИНЮСТ
  • с помощью ЭЦП через портал госуслуги

Мы подаем документы в МИНЮСТ каждый день. Если ситуация изменится, то на следующий день Мы изменим данный раздел статьи и опишем новый и удобный способ зарегистрировать АНО.

Стоимость регистрации АНО. Государственные расходы или цена АНО под ключ у специалистов .

Минимальные расходы будут будут состоять из:

  • Государственной пошлины за регистрацию АНО, в размере 4000 рублей.
  • Нотариальных расходов, примерно 3500 рублей.

Но главное провести регистрацию без ошибок и с первого раза. В случае отказа в государственной регистрации, указанные 7500 рублей необходимо оплачивать заново.

80% успеха, это грамотный Устав, полностью соответствующий закону. Если Вы не уверены в своих силах, можно доверить работу профессионалам.

Стоимость наших услуг по регистрации Автономной некоммерческой Организации составляет 19500 рублей.

В стоимость входит подготовка всех необходимых документов, необходимых для регистрации АНО:

Список документов для регистрации АНО в МИНЮСТЕ.

  1. Устав — 3 экземпляра;
  2. Решение (Протокол) -2 экземпляра;
  3. Заявление – 1 экземпляр заверенное у нотариуса;
  4. Заявление – 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального заверения);
  5. Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины;
  6. Копия нотариальной доверенности.

Последовательность действий:

  • После подготовки, мы отправляем их Вам на почту на согласования.
  • После этого один из учредителей заверяет документы у нотариуса (мы Вас сопровождаем).
  • Далее мы по доверенности подаем документы на Регистрацию АНО в Минюст.
  • Сопровождаем и защищаем ход регистрации.
  • Получаем документы.
  • Передаем Вам документы в офисе с печатью, кодами статистики и приказом.

Срок регистрации АНО в Минюсте (Министерстве юстиций), вся процедура этого процесса.

Регистрацию Автономной некоммерческой организации осуществляет Министерство Юстиций. Общий срок регистрации состоит из 7 этапов. Общий срок регистрации занимает около 1,5 месяца. Опишем все этапы регистрации АНО.

  1. Подаем готовый комплект документов на регистрацию в Министерство Юстиции. Там 14 рабочих дней документы рассматриваются специалистом.
  2. На 14 рабочий день необходимо связаться с Министерством Юстиций и узнаем, какое решение принято.
  3. Если документы проходят правовую экспертизу, то Минюст сам отправляет их в Управление ФНС, около 7 дней.
  4. В ФНС проводят свою дополнительную экспертизу 5 дней.
  5. Если решение ФНС положительное, вносится запись в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. С момента внесения записи организация считается созданной. Но это еще не всё.
  6. Документы вновь отправляются в МИНЮСТ 7 дней.
  7. Минюст выпускает дополнительное свидетельство о регистрации в Минюсте. 7 дней.
  8. Мы звоним в Минюст, если все готово, мы получаем полный пакет документов.

Итого срок регистрации АНО получается примерно 1,5 месяца. Если не будет отказа или требования Минюста в доработке документации.

Список документов, получаемый в Министерстве юстиций, по итогу регистрации АНО.

  • Свидетельство о государственной регистрации;
  • Свидетельство Министерства юстиции о регистрации;
  • Лист записи о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • Выписку из ЕГРЮЛ;
  • Устав с отметкой Министерства юстиции.

Также необходимо изготовить печать, коды статистики и приказ, они входят в стоимость услуг.

Что делать после регистрации АНО?

После получения регистрационных документов необходимо сделать следующие обязательные действия:

  1. Выпустить приказ о назначении руководителя.
  2. Получить коды статистики. НКО Москвы могут это сделать тут https://websbor.gks.ru/online/#!/gs/statistic-codes, ссылка на http://moscow.gks.ru больше не действует!
  3. Выпустить печать НКО, можно у нас за 500р.
  4. Открыть расчетный счет, тоже можно у нас в офисе.
  5. Произвести постановку бухгалтерского учета НКО или найти бухгалтера. Или заключить договор на бухгалтерское сопровождение с нами.

Наверно было заметно, что Мы можем полностью обеспечить АНО всем необходимым. Как-никак уже почти 10 лет работаем с НКО. Это логично.

После регистрации АНО желательно:

  • Провести собрание правомочного органа АНО и определить цели и задачи на текущий год.
  • Создать сайт АНО со страницей платежей, можно у нас за 10т.р.
  • Выпустить ЭЦП для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности. ЭЦП стоит 5т.р. на год.

Думаю все.

Остался вопрос? Звоните!

В отношении фондов, ассоциаций (союзов), бюджетных или казенных учреждений законом предусматриваются особые оговорки о содержании учредительных документов — при подготовке устава нужно обратить внимание на статью 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

К подготовке Устава НКО следует отнестись весьма серьезно, так как от полноты содержащихся в нем сведений будет зависеть не только факт прохождения всех стадий регистрации, но и дальнейшая деятельность некоммерческой организации. Так, важным моментом является возможность ведения НКО предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Статья 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ допускает занятие деятельностью, приносящей доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана НКО, и соответствует ее целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. То есть предпринимательская деятельность должна соответствовать двум условиям:

  1. Служить достижению целей созданной НКО — например, быть источником формирования ее имущества, обеспечивать работой членов некоммерческой организации — инвалидов, лишенных возможности трудиться на общих основаниях.
  2. Соответствовать уставным целям и не выходить за рамки ее специальной правоспособности.

Таким образом, мало просто указать в уставе виды деятельности, приносящей доход, необходимо соотнести эту деятельность с целями, задачами, а также вписать ее в рамки правоспособности.

Кроме того, в целях минимизации злоупотреблений со стороны НКО при осуществлении ими предпринимательской деятельности законодательством установлены некоторые ограничения. Их также необходимо учитывать при подготовке устава. Причем данные ограничения мы увидим в разных нормативных правовых актах: например, некоммерческие организации не могут быть сторонами по договору коммерческой концессии — это прямо запрещено пунктом 3 статьи 1027 ГК РФ. Также она не может выступать в роли управляющей организации, исполняющей полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, это противоречило бы п. 1 ст. 69 Закона «Об акционерных обществах» и пп. 2 п. 2.1 ст. 32 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ВАЖНО! Гражданским кодексом РФ установлено обязательное условие для осуществления предпринимательской деятельности НКО — наличие у некоммерческой организации (за исключением казенного и частного учреждений) достаточного имущества рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Следует обратить внимание также на тот факт, что в законодательстве отсутствуют критерии, по которым можно определить, соответствует ли и насколько соответствует целям НКО прописанная в ее уставе предпринимательская деятельность. А отсутствие данных критериев может привести к соответствующим сомнениям у регистрирующего органа, что влечет за собой риск отказа в регистрации.

Пробел в законодательстве в критериях оценки соответствия видов доходной деятельности целям НКО может быть восполнен с помощью юристов-теоретиков, которые предлагают считать предпринимательскую деятельность НКО соответствующей заявленным целям, если она отвечает следующим признакам:

  1. Можно проследить общую технологическую цепочку между основной и дополнительной деятельностью.
  2. Наличие функциональных взаимосвязей (реклама основной деятельности, например).
  3. Дополнительные виды деятельности, приносящие доход, удовлетворяют потребности лиц, которые осуществляют основную деятельность.

Кроме того, не всегда возможно заранее определить и точно сформулировать возможные виды деятельности, приносящие доход. Этот раздел устава, вероятно, один из самых сложных для формулирования.

Анализ справочно-правовых систем показал, что форм документов, составленных с учетом всех изменений законодательства в сфере НКО, не так и много. Возможно, стоит при разработке устава обратиться к профессиональным юристам, которые смогут оказать помощь в формулировке данных положений. Большое количество возможных организационно-правовых форм НКО, разнообразие видов деятельности, необходимость учитывать факторы соответствия доходных видов деятельности с целями — все это делает устав каждой конкретной НКО эксклюзивным.

К учредительным документам НКО статья 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ не всегда относит только устав. Какие документы нужны для открытия НКО, кроме Устава? В ряде случаев (для ассоциаций и союзов) также необходимо оформление учредительного договора. Ряд некоммерческих организаций могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа.

Кроме того, для регистрации многих НО требуется получить предварительное согласие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, а в ряде случаев и антимонопольного органа.

Учредительные документы для открытия некоммерческой организации необходимо подготовить в трех экземплярах.

Сведения об учредителях НКО

Сведения об учредителях подаются аналогично сведениям об учредителях любого другого юридического лица, за исключением международной или иностранной (в том числе религиозной) или микрофинансовой организации. Формы сведений для этой категории НКО утверждены Приказом Минюста России от 28.06.2012 № 122 и Приложением 2 к Указанию Банка России от 28 марта 2016 года № 3984-У.

Данные сведения необходимо оформить в двух экземплярах.

Документ об оплате государственной пошлины

Статьей 333.33 Налогового кодекса РФ установлены следующие размеры государственной пошлины за регистрацию:

  • НКО — 4000 рублей;
  • политическая партия и каждое региональное ее отделение — 3500 рублей;
  • общероссийская общественная организация инвалидов и ее структурные подразделения — 1400 рублей.

Документ, подтверждающий оплату, необходимо предоставить в регистрирующий орган в подлиннике, а также иметь его копию.

Сведения об адресе

Вновь создаваемое некоммерческое юридическое лицо должно предоставить сведения в Минюст РФ о своем месте нахождения. По общему правилу адрес подтверждается документально: о собственности — свидетельством о праве собственности (после внесения изменений в законодательство право собственности подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), об ином праве, на основании которого некоммерческая организация будет владеть помещением, — соответствующим договором. Возможно подтверждать адрес гарантийным письмом собственника помещения о том, что после государственной регистрации НКО с ней будет заключен договор о правах на помещение по заявляемому адресу.

Дополнительные документы потребуются в случаях, если учредителем будет выступать иностранное юридическое лицо или НКО выполняет функции иностранного агента.

Заявление

Как и любое юридическое лицо, НКО подлежит государственной регистрации и внесению в единый государственный реестр юридических лиц. Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Для этого заполняется форма № Р11001. Подпись заявителя на данной форме заявления удостоверяется нотариально.

Требования к документам

По общим правилам подаваемые в Министерство юстиции РФ документы, содержащие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты.

Прохождение процедуры регистрации достаточно подробно регламентировано в законодательстве. Таким образом, сложности могут возникнуть на этапе подготовки документов, а именно при оформлении наиболее полно учредительных документов и необходимости отражения в документах всех сведений, которых требует от учредителей законодательство.

Юридические услуги в данной нише — достаточно широко представлены на рынке, поэтому всегда можно, оценив свои силы, обратиться к помощи профессиональных юристов.

Шаг 2. Передача документов на регистрацию

Уполномоченным органом по регистрации НКО выступает Министерство юстиции РФ. Согласно Административному регламенту предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 № 455, решение о регистрации НКО могут приниматься либо Центральным аппаратом Минюста России, либо его территориальными органами в зависимости от вида НКО.

Так, Центральный аппарат Минюста России принимает решение о государственной регистрации в отношении общероссийских и международных общественных объединений; политических партий; отделений международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные отделения на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений; региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий; местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные отделения на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями; иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Сроки при регистрации

Важно не пропустить трехмесячный срок для подачи документов на регистрацию с момента принятия решения о создании НКО. Таким образом, пошаговая инструкция открытия НКО в качестве второго шага называет подачу документов в Минюст с соблюдением указанного срока.

С момента подачи документов в Министерство юстиции РФ в зависимости от вида НКО следует ориентироваться на следующие максимальные сроки принятия решения:

  • 33 дня — в отношении общественных объединений;
  • 30 дней — политических партий;
  • один месяц и три дня или шесть месяцев и три дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций;
  • 17 рабочих дней — иных НО.

Сроки принятия решения могут приостанавливаться.

После принятия решения о регистрации Минюст России направляет в регистрирующий орган (инспекцию по налогам и сборам) документы не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения. Регистрирующему органу Регламентом отведен срок не более чем пять рабочих дней на внесение записи в ЕГРЮЛ о регистрации. В срок не позднее следующего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ регистрирующий орган сообщает о данном факте Минюст России.

Представители НКО часто жалуются на сложность бюрократических процедур. Речь вообще про все подобные организации, чем бы они ни занимались. Надо оформлять массу документов, и малейшая ошибка в процедуре или какой-то форме может принести массу проблем.

Дмитрий Ермак: Думаю, еще не все руководители НКО знают о новых возможностях электронного правительства и в целом о последних изменениях в данной сфере. Правительством страны принят ряд существенных нормативно-правовых актов в части развития электронных госуслуг. Минюст также поэтапно проводил и проводит работу, в том числе в сфере государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций.

К чему в итоге вы пришли?

Дмитрий Ермак: Подать документы на регистрацию НКО можно через портал госуслуг. На этом портале есть все формы необходимых документов. Предусмотрена возможность получения ответов в электронном виде. Также при осуществлении государственных услуг по государственной регистрации некоммерческих организаций минюст активно включается в систему межведомственного электронного взаимодействия. Например, мы активно взаимодействуем с Федеральной налоговой службой, Пенсионным фондом, казначейством.

Зачем?

Дмитрий Ермак: Допустим, если НКО не предоставил документа об оплате госпошлины, мы сами запрашиваем подтверждение факта оплаты из федерального казначейства. В других случаях мы самостоятельно направляем соответствующие запросы в электронной форме в Пенсионный фонд.

То есть людей не развернут, если они забудут принести какие-то документы?

Дмитрий Ермак: Принести документ об оплате госпошлины — это право, а не обязанность организации. Если такой документ не представлен, не поступил такой документ и в пакете с заявлением на государственную регистрацию, мы запросим информацию сами в казначействе.

Расскажите пошагово, как зарегистрировать НКО через портал госуслуг.

Дмитрий Ермак: Сначала сам заявитель должен зарегистрироваться на портале. После того как пройдет идентификация, человек получает доступ к ресурсам портала для подготовки и направления документов. Первый шаг регистрации — нужно выбрать адресат заявления.

Это элементарная вещь, вряд ли стоит о ней даже говорить.

Дмитрий Ермак: Нет, это важный этап. Надо определить, куда направляется заявление. Министерство юстиции и отдельно территориальные органы минюста самостоятельно уполномочены для принятия решения по соответствующим категориям НКО. В законе есть такое основание для отказа, как направление документов в ненадлежащий уполномоченный орган.

Понятно. Значит, ошибиться здесь нельзя. И кто за что отвечает?

Дмитрий Ермак: Центральный аппарат министерства юстиции регистрирует общероссийские общественные объединения, политические партии, централизованные религиозные организации, имеющие местные представительства на территории двух и более субъектов РФ. Территориальные органы принимают решения по тем НКО, которые действуют в рамках конкретного субъекта Российской Федерации.

Второй этап: заполняется наименование НКО. Выбираются виды регистрационного действия. Третий этап: прикрепляется так называемый транспортный контейнер с документами для подачи вместе с заявлением. Программа транспортного контейнера подготовлена совместно с Федеральной налоговой службой. Она использует условия, предлагаемые ФНС для всех юридических лиц, что проходят государственную регистрацию, и сведения о которых заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Программа копируется на рабочий компьютер заявителя, позволяет прикрепить все документы, необходимые для государственной регистрации, в сканированном виде и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как вам больше нравится: получать заявления по Интернету, почте или нарочным?

Дмитрий Ермак: При правовой экспертизе у нас нет различия, поступил пакет документов через портал госуслуг, по почте или принят на личном приеме уполномоченным сотрудником. Отношение одинаковое. Ежегодно нам поступает до 60 тысяч заявлений в год по всем видам регистрации, не только при создании новых НКО, при внесении изменений в уставы организаций, при смене руководителя, адреса организации. В электронном виде подавать документы удобнее, поэтому рекомендуем руководителям НКО чаще пользоваться порталом госуслуг.

Допустим, с регистрацией все стало проще. Но ведь заморочить людям голову можно и другими процедурами, например отчетностью. Даже особенно — отчетностью.

Дмитрий Ермак: Министерством юстиции обеспечены условия для публикации некоммерческими организациями отчетов на информационном портале минюста. Отчеты о деятельности, отчеты о расходовании средств и т.п., то есть все отчеты, которые необходимо регулярно подавать в минюст. Организация может самостоятельно размещать отчеты на информационном портале минюста.

Публикация отчетов на сайте минюста не требует дополнительного представления документов на бумажном носителе. Как только организация загрузила документы на наш сайт, мы берем их в работу и проверяем.

Также мы бесплатно оказываем такую госуслугу, как выдача информации о зарегистрированном НКО. Любой человек или любая организация могут обратиться к нам как письменно, так и в электронной форме и получить сведения о зарегистрированной некоммерческой организации.

После принятия закона о нежелательных организациях многие представители общественности заговорили о том, что теперь регистрация НКО в качестве иностранных агентов потеряла смысл.

Дмитрий Ермак: Регистрация организации в качестве выполняющей функции иностранного агента не делает ее нежелательной. С помощью регистрации мы фиксируем и придаем гласности только тот факт, что эти организации ведут политическую деятельность, получая при этом финансирование из иностранных источников.

А проверяет минюст или прокуратура? Сколько сегодня внесено организаций в реестр?

Дмитрий Ермак: И органы минюста, и прокуратура. Всего за два года в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, было внесено 88 организаций. Из них 7 были зарегистрированы на основании заявлений самих организаций. За шесть месяцев этого года было подано 9 заявлений, в основном об исключении из реестра, часть из них еще рассматривается.

Из остальных организаций 59 были зарегистрированы в качестве иностранных агентов по результатам надзора за деятельностью НКО, проводимого министерством юстиции. 22 организации были включены по представлениям органов прокуратуры.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации частного учреждения как юридического лица, формирования и использования имущества, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления и возможные формы поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, установлены Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Частное учреждение должно в обязательном порядке пройти процедуру государственной регистрации.
Регистрация частного учреждения проводится в два этапа:

  • регистрация частного учреждения в Министерстве юстиции РФ или его территориальных отделениях
  • внесение частного учреждения в Единый Государственный реестр юридических лиц

После государственной регистрации частного учреждения необходимо встать на налоговый учет в территориальном налоговом органе по месту регистрации с получением свидетельства ИНН.

Стоимость и сроки регистрации частного учреждения в Москве, Иркутске:

Москва

  • стоимость от 15 000 рублей – срок от 45 рабочих дней

Иркутск

  • стоимость от 12 500 рублей – срок от 45 рабочих дней

Указанная стоимость включает в себя государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Печать на обычной оснастке в подарок.

ЗАКАЖИТЕ! услугу регистрации частного учреждения, отправив сообщение специалистам Компании

  • напишите
    • в Москве: Moscow@Nalog2000.ru
    • в Иркутске: Irkutsk@Nalog2000.ru

    и Вам ответят в течении рабочего дня.

Специфические признаки частного учреждения:

  • не основано на членстве
  • не обладает правом собственности на переданное учредителем имущество
  • полностью или частично финансируются собственником их имущества
  • при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества
  • цели деятельности — осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера
  • управление учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями), как правило, единоличный исполнительный орган

Частные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

Управление частным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами может создаваться коллегиальный исполнительный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Обычно на практике частное учреждение регистрируется в форме негосударственного частного образовательного учреждения, в общем случае образовательные учреждения могут быть:

  • государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ)
  • муниципальными
  • негосударственными (частными)
  • учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)

Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).

К образовательным относятся следующие типы учреждений:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)
  • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования
  • учреждения дополнительного образования взрослых
  • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
  • учреждения дополнительного образования детей
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс

Учредителями рассматриваемого вида некоммерческих организаций могут выступать один или несколько собственников.

Деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минобразования России), и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются Правительством РФ.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Учредительным документом частного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества). В уставе учреждения собственник определяет цели и задачи деятельности учреждения: осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого.

Устав частного образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем.

Имущество, переданное собственником учреждению принадлежит ему на праве оперативного управления.
Собственником данного имущества остается учредитель.

При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.
В том случае, когда имущества собственника не достаточно для погашения требований кредиторов, возможно обращение взыскания по обязательствам учреждения собственно на имущество учреждения.

Таким образом, отличительной особенностью учреждения является ограниченный характер ответственности перед своими кредиторами (не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами).
При недостаточности денежных средств учреждения наступает ответственность учредителя (учредителей), которая не ограничена законом. В этой связи учреждения не могут быть признаны банкротом.

В случае, когда учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Что также является источником финансового обеспечения частного учреждения.

Ликвидация частного учреждения производится по общим правилам гражданского законодательства.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами РФ или учредительными документами такого учреждения.

У Вас есть вопросы по регистрации частного учреждения?
ЗВОНИТЕ!

  • позвоните
    • в Москве: (495) 662-59-27
    • в Иркутске: (3952) 505-145

    и специалисты Центра оперативно ответят на Ваши вопросы.