Как оприходовать основные средства бывшие в употреблении

Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определить срок полезного использования для бывшего в употреблении основного средства

10.08.2017 Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Организация приобрела два станка: токарно-винторезный стоимостью (без НДС) 33 896,31 руб. и фрезерный с числовым программным управлением (далее — ЧПУ) стоимостью 67 796,61 руб. Оба станка были в эксплуатации. Фактический срок эксплуатации, указанный продавцом в акте по форме ОС-16, составляет по токарно-винторезному станку 34 года 6 месяцев, по фрезерному — 26 лет 1 месяц. Суммы начисленной амортизации составляют соответственно 7 000 руб. и 32 000 руб.

В учетной политике организации установлен стоимостной лимит отнесения средств труда к основным средствам (далее — ОС): для целей бухгалтерского учета — 40 тыс. руб., для целей налогообложения прибыли — 100 тыс. руб.

1) Относятся ли приобретенные станки к основным средствам для целей бухгалтерского учета?

2) Если относятся, то как установить их срок полезного использования в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1) В рассматриваемой ситуации:

— токарно-винторезный станок стоимостью (без НДС) 33 896,31 руб. не должен включаться в состав ОС, его следует учитывать в составе материально-производственных запасов;

— фрезерный станок с ЧПУ должен быть принят к бухгалтерскому учету в составе основных средств с первоначальной стоимостью 67 796,61 руб.

2) Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определить срок полезного использования для бывшего в употреблении основного средства, руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Обоснование вывода:

1. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) для принятия актива к бухгалтерскому учету в составе основных средств необходимо одновременное выполнение условий:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 организация может учитывать активы, которые соответствуют условиям отнесения их к основным средствам, но имеют стоимость не более лимита, предусмотренного учетной политикой предприятия (в пределах 40 000 руб. за единицу) в составе материально-производственных запасов. Для этого в учетной политике должно быть установлено, что в организации применяется положение абзаца четвертого п. 5 ПБУ 6/01 и установлен лимит.

В рассматриваемом случае это условие выполняется — в учетной политике Организации стоимостной лимит установлен на уровне 40 000 руб. за единицу.

Согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление ОС являются, в частности, суммы, уплачиваемые (подлежащие уплате) в соответствии с договором поставщику (продавцу).

Таким образом, в бухгалтерском учете приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, учитываются не по остаточной стоимости, указанной в документах поставщика, а по сумме фактических затрат Организации на их приобретение. Сумма амортизации, начисленная предыдущим собственником, в бухгалтерском учете Организации не отражается.

Учитывая данные о стоимости станков, приведенные в вопросе, приходим к выводу, что:

— токарно-винторезный станок стоимостью (без НДС) 33 896,31 руб. не должен включаться в состав ОС, его следует учитывать в составе материально-производственных запасов;

— фрезерный станок с ЧПУ должен быть принят к бухгалтерскому учету в составе основных средств с первоначальной стоимостью 67 796,61 руб.

Исходя из этого, говорить о сроке полезного использования (СПИ) имеет смысл только по отношению к фрезерному станку с ЧПУ.

2. Как установлено в п. 20 ПБУ 6/01, при принятии к учету объектов основных средств срок их полезного использования определяется организацией самостоятельно исходя из:

— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Утвержденный п. 20 ПБУ 6/01 порядок определения срока полезного использования применяется и при принятии к учету объектов основных средств, ранее использованных другим собственником (п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Таким образом, Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования для бывшего в употреблении основного средства, руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (смотрите также письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77).

Заметим, что до 2017 года в абзаце втором п. 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 было указано, что утверждаемая данным постановлением Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, (далее — Классификация) может применяться и для целей бухгалтерского учета.

Однако постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1» данный абзац с 01.01.2017 признан утратившим силу.

Таким образом, с 2017 года учетная политика для целей бухгалтерского учета не может ссылаться на Классификацию, так как теперь ее положения применяются только для целей налогообложения.

К сведению:

Несколько слов о налогообложении прибыли.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под первоначальной стоимостью понимается сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение указанного имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Стоимостный критерий в размере 100 000 руб. действует с 01.01.2016 и применяется к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 (п.п. 7, 8 ст. 2, части 4, 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).

Учитывая изложенное, в целях налогового учета имущество, введенное в эксплуатацию после 01.01.2016 и имеющее первоначальную стоимость менее 100 000 руб. за единицу, не является амортизируемым имуществом, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации. На основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

ГАРАНТ

Подписка Разместить:

Фото: J.M. Guyon/CandyBox/Globallookpress

Миф 2. Чем больше объем мотора, тем выше расход топлива

При покупке машины многие автолюбители руководствуются простой логикой: чем больше объем двигателя, тем больше топлива требуется для его работы. Однако на практике иногда происходит обратная ситуация. Двигатель объемом 1,5 л в реальности может оказаться прожорливее 2-литрового агрегата.

Чтобы развить одну и ту же скорость, мотор с меньшим объемом должен работать на более высоких оборотах. При этом количество сжигаемого им топлива будет выше, чем у 2-литрового двигателя, который функционирует в более спокойном режиме. И это при условии, что оба автомобиля по всем остальным параметрам идентичны.

В реальности расход топлива зависит от множества факторов, которые прямо или косвенно влияют на итоговый показатель. Среди них — технологические особенности силового агрегата, прошивка блока управления, тип трансмиссии, наличие турбины, индивидуальный стиль езды, диаметр колес, техническая исправность транспортного средства, качество дорожного покрытия, природные условия и многое другое.

Миф 3. Дополнительное оборудование нужно покупать у дилера

Продавцы в дилерских центрах могут сообщить покупателю о том, что установка дополнительного оборудования в сторонних сервисах приведет к потере гарантии. А потому приобретать противоугонное устройство, парктроники или защиту картера нужно обязательно у официального дилера. То же самое часто говорят о плановом обслуживании автомобиля. При этом цены на такие услуги и оборудование у официалов обычно существенно выше среднерыночных.

Этот миф придумали сами сотрудники дилерских центров, ведь продажа дополнительного оборудования и обслуживание автомобилей — основной источник их дохода. Оказать давление на покупателя, который только что заплатил крупную сумму денег, проще. Необходимые навыки менеджеры получают на психологических тренингах, а затем активно применяют их на практике.

На самом же деле установить дополнительное оборудование можно в любом автосервисе, который имеет сертификат РСТ на право осуществления соответствующих работ. Согласно статье 16 закона «О защите прав потребителей», обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров запрещено. А чтобы отказать в гарантийном ремонте, дилеру потребуется доказать причинно-следственную связь между установкой оборудования в стороннем сервисе и поломкой машины.

Миф 4. Чем дороже машина, тем дороже содержание

С покупкой автомобиля расходы не закончатся — деньги придется откладывать на топливо, страховой полис, налоги и сборы, техническое обслуживание. При этом эксплуатационные расходы на владение автомобилем с каждым годом только растут. Это подтверждают различные исследования. Для многих россиян стоимость владения становится первостепенным фактором при выборе нового автомобиля.

Однако правило, согласно которому стоимость содержания напрямую зависит от цены автомобиля, на деле работает не всегда. Хозяин кроссовера может тратить на порядок меньше, чем владелец седана той же марки. Как и в случае с объемом двигателя, здесь необходимо учитывать индивидуальные параметры: ежегодный пробег, манеру вождения, характер использования автомобиля.

Ежедневная активная езда приводит к повышенному расходу топлива и стиранию шин. Любители высоких скоростей больше других рискуют повредить автомобиль в ДТП и переплатить за ремонт. Машины, которые используют для работы в такси, быстрее изнашиваются. К тому же стоимость полиса ОСАГО для такси примерно в два раза выше. При этом некоторые автовладельцы предпочитают заправлять свои автомобили дешевым топливом сомнительного происхождения и обслуживаться в «серых» гаражных сервисах.

Заполняем ячейки закладки «Услуги” следующими данными:

  1. В поле «Номенклатура” выберем созданную услугу из справочника «Номенклатура”.
  2. Укажем количество, цену без НДС и ставку НДС.
  3. Сумма без НДС, сумма НДС и всего будут рассчитаны автоматически.
  4. Выберем счет, в который будут отнесены расходы, исходя из назначения использования автомобиля в предприятии.
  5. Детализируем аналитику по подразделению и статьям расходов в колонке «Субконто”.

Движение документа после проведения отражает отнесение суммы полученной услуги в состав расходов текущего периода.

1.3. Ремонт автомобиля

Одним из важных моментов эксплуатации автомобиля является своевременное проведение ремонтов: текущего или капитального.

Смоделируем ситуацию, когда текущий ремонт транспортного средства выполняет сторонняя организация. Отражаем эти операции в два этапа:

1. Приобретаем услуги по ремонту и отражаем их в программе с помощью документа «Поступление товаров и услуг” с видом операции «Объекты строительства”.

Заполняя табличную часть документа на закладке «Объекты строительства”, необходимо выбрать созданный ранее элемент из справочника «Объекты строительства”. Затем указать статью затрат из одноименного справочника. Из Плана счетов БУ выбрать счет учета затрат по ремонту ОС ― 235 «Обслуживание и ремонт необоротных активов”. Пример заполненного документа на рисунке ниже:

Проведенный документ сформирует следующие проводки:

2. На следующем этапе формируем документ «Модернизация и ремонт ОС” (раздел «ОС и НМА» ― «Учет основных средств”) с видом улучшения «Ремонт”.

Остановимся на заполнении ячеек документа.

В поле «Объект строительства” выберем созданный нами ранее элемент из справочника «Объекты строительства”. Происходящее событие ― «Модернизация и ремонт”.

В табличной части документа на закладке «Основные средства” заполняем следующую информацию:

  • «Счет объекта строительства” ― 235;
  • «Общая сумма” будет заполнена автоматически после нажатия на кнопку «Рассчитать суммы”;
  • При необходимости поставьте отметку «Использовать общий способ отражения расходов” и укажите его или иной способ, выбрав из справочника «Способы отражения расходов”;
  • По кнопке «Добавить” внесите информацию о ремонтируемом автомобиле;
  • Воспользуйтесь кнопкой «Заполнить” для автоматического заполнения колонки «Сумма улучшений”.

После проведения документа сумма ремонта будет отнесена в тот же счет затрат, который определен, исходя из назначения автомобиля.

1.4. Модернизация автомобиля

Операции по модернизации автомобиля сходны с операциями по ремонту, однако имеют свои отличия в связи с тем, что расходы на капитальный ремонт в отличии от расходов по текущему ремонту увеличивают первоначальную стоимость ОС и отражаются на счете 1522 «Изготовление и модернизация основных средств”. Этот счет следует указать при создании нового элемента в справочнике «Объекты строительства”:

Получение услуг по модернизации автомобиля от поставщика оформляем документом «Поступление товаров и услуг” с видом операции «Объекты строительства”. При заполнении документа убедитесь, что счет учета указан 1522.

Завершение капитального ремонта отражаем документом «Модернизация и ремонт ОС” с видом улучшения «Модернизация”. Табличная часть документа будет соответствовать выбранному виду улучшения, однако порядок заполнения документа ничем не отличается от его заполнении при проведении текущего ремонта:

После проведения документа сумма капитального ремонта будет отнесена в увеличение первоначальной стоимости:

Выбытие автомобиля из предприятия

Документы, о которых будет идти речь в этой части статьи, находятся в разделе «ОС и НМА” подразделе «Выбытие основных средств”.

2.1. Продажа автомобиля

Для оформления операций по продаже основных средств в программе предназначен документ «Передача ОС”. Он может быть создан как самостоятельный документ, так и на основании документа «Подготовка к передаче ОС”. Рассмотрим второй вариант и создадим в программе документ «Подготовка к передаче ОС”. Он используется в том случае, если основное средство признано подготовленным к продаже и будет отражено на счете 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи”.

При заполнении документа выберите транспортное средство, которое определено для продажи. Для это воспользуйтесь одной из кнопок: «Добавить” или «Подбор”. Затем заполните информацию об основном средстве (кнопка «Заполнить”). Кроме отражения информации о первоначальной и остаточной стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете, в документе будет автоматически рассчитана амортизация за текущий месяц.

В результате проведения документа будут сформированы проводки по начислению и списанию амортизации, а также списанию остаточной стоимости ОС:

На основании документа «Подготовка к передаче ОС” создадим документ «Передача ОС”. Документ будет частично заполнен, но дополнительно внесем следующую информацию:

  • В шапке документа заполним поле «Контрагент”.
  • На закладке «Основные средства” укажем сумму продажи без НДС, ставку НДС и схему реализации. Все остальные ячейки будут заполнены автоматически по данным документа «Подготовка к передаче ОС” или расчетным путем в самом документе «Передача ОС”.
  • Закладка «Счета расчетов” будет заполнена автоматически на основании регистра сведений «Счета расчетов с контрагентами”.
  • На закладках «Дополнительно”, «Комиссия” и «Печать накладной” внесем сведения для заполнения печатных форм документов «Расходная накладная” и типовая форма ОЗ-1 «Акт приема-передачи основных средств”. Обе печатные формы доступны в документе по кнопке «Печать”.

После проведения документа будут сформированы проводки согласно правилам отражения операций по продаже ОС в бухгалтерском учете:

2.2. Списание автомобиля

В случае выбытия автомобиля в связи с моральным или физическим износом, а также в случае ликвидации при чрезвычайной ситуации такие операции оформляют документом «Списание ОС”.

Информация, которую необходимо внести, понятна из названий ячеек для заполнения:

  • В шапке документе укажите причину списания. Для этого создайте необходимый элемент в справочнике «Причины списания”.
  • В поле «Событие ОС” выберите «Списание”.
  • Закладку «Основные средства” табличной части документа заполните, использовав одну из кнопок «Добавить” или «Подбор”, а затем нажмите кнопку «Заполнить”. После этих действий в документе будут указаны первоначальная стоимость, остаточная стоимость и начисленная амортизация.
  • На закладке «Дополнительно” автоматически указан счет списания 976 «Списание необоротных активов”. Статью неоперационных расходов создайте или выберите уже ранее созданную из одноименного справочника.
  • Выберите состав комиссии для заполнения типовой формы ОЗ-3 «Акт на списание основных средств”. Печатная форма акта доступна из документа «Списание ОС” по кнопке «Печать”.

Пример заполненного документа на рисунке ниже:

После проведения документа остаточная стоимость транспортного средства будет списана следующей проводкой:

Дт 976 «Списание необоротных активов” Кт 105 «Транспортные средства”.

Обратите внимание, что если списание ОС происходит по решению налогоплательщика, а не вследствие чрезвычайных обстоятельств, то для корректировки НДС создаем налоговую накладную вводом на основании документа «Списание ОС”.

В завершение статьи акцентируем внимание, что создание платежных и налоговых документов по приведенным операциям необходимо выполнять согласно хронологии операций и соблюдая правило первого события.

Новые и капитально отремонтированые машины вводят в эксплуатацию в соответствии с действующими правилами. Во время приемки машин проверяют наличие пломб, состояние упаковки, комплектность согласно упаковочному листу и техническое состояние. Проверяется работа без нагрузки всех агрегатов. После этого составляют акт технического состояния машины, в котором указывают марку машины, заводской номер, год выпуска, завод-изготовитель, комплектность и перечень прилагаемых документов. При поступлении машины с другой организации в акте дополнительно указывают ее наработку с начала эксплуатации и техническое состояние отдельных агрегатов.

Если машина поступила в разобранном виде, расконсервацию и сборку проводят согласно инструкции завода-изготовителя.

На основании акта технического состояния, транспортных и других документов бухгалтерия ставит машину на баланс организации (хозяйства) и присваивает ей инвентарный номер. В формуляре (паспорте) машины делается запись о поступлении машины и ее закреплении за машинистом (трактористом) с указанием даты и номера приказа.

Тракторы, самоходные шасси, прицепы, автомобили, автогрейдеры, грузоподъемные машины эксплуатируют после регистрации в соответствующих организациях. Тракторы, самоходные шасси, тракторные прицепы и автогрейдеры регистрируют в инспекции Гостехнадзора. На каждую машину выдают один номерной знак. Передавая машину из одной организации в другую внутри ведомства, номерной знак не меняют, а делают запись в книге регистрации об изменении владельца.

Грузоподъемные машины регистрируют в органах Проматомнадзора. Регистрации подлежат стреловые, башенные, самоходные, прицепные краны и краны-экскаваторы грузоподъемностью более 1 т, а также кран-балки, мостовые, козловые и краны других типов грузоподъемностью более 10 т. Автокраны независимо от их регистрации в инспекции Проматомнадзора подлежат регистрации в Госавтоинспекции (ГАИ) с выдачей государственных номерных знаков. Для безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах технадзора, приказом руководителя организации назначается ответственное лицо из инженерно-технических работников.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, подлежащих регистрации, выдает участковый инспектор Гостехнадзора. После технического освидетельствования разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин отмечается в их паспорте или в журнале учета и осмотра. Запись ведет лицо, выдавшее разрешение.

Техническое освидетельствование может быть полным или частичным. При полном грузоподъемные машины подвергают осмотру, статическим и динамическим испытаниям, а при частичном эти испытания не проводят.

Статическое испытание выполняют под нагрузкой, на 25% превышающей номинальную грузоподъемность. При этом проверяют машину в целом и ее отдельные элементы. У стреловых кранов одновременно контролируют грузовую устойчивость. Тележку мостовых и других кранов размещают так, чтобы ее положение отвечало наибольшему прогибу.

Динамическое испытание грузоподъемных машин проводят под грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины. При этом проверяют действие механизмов машины и их тормозов, повторно поднимают и опускают груз на разную высоту. Полному техническому освидетельствованию подвергают все машины, вновь вводимые в эксплуатацию. В процессе эксплуатации грузоподъемные машины подвергают периодическому техническому освидетельствованию: частичному — не реже одного раза в год и полному — не реже одного раза в 3 года.

Автомобили всех марок регистрируют в ГАИ на основании товарных документов и технического осмотра. На каждый автомобиль выдают два номерных знака и технический паспорт.

Новые и капитально отремонтированные машины подвергают эксплуатационной обкатке согласно инструкциям заводов-изготовителей или ремонтных предприятий.

Эксплуатационная обкатка является обязательной операцией при подготовке машин к работе. В период обкатки трущиеся поверхности доводят до такого состояния, при котором возможна их надежная работа. Перед обкаткой проводят техническое обслуживание машины согласно рекомендациям, приведенным в заводской инструкции по эксплуатации. Обкатка включает в себя следующие этапы: обкатка двигателя на холостом ходу, обкатка гидравлической системы, обкатка машины без нагрузки и под нагрузкой, контрольный осмотр.

Двигатель обкатывают в течение 15 мин: 5 мин — при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и 10 мин — с постепенным увеличением частоты вращения до максимальной. Обкатку гидравлической системы трактора проводят с грузом на Механизме навески массой 100-150 кг или с легким орудием (у тракторов К-701 масса груза 450-600 кг): в течение 10 мин обкатывают на средних оборотах коленчатого вала двигателя, следующие 10-15 мин — на максимальных. При обкатке периодически поднимают и опускают механизм навески.

Обкатка трактора на ходу без нагрузки проводится с поочередным переключением передач, начиная с низшей, в течение 25-30 мин на каждой передаче. Во время обкатки следят за показаниями приборов, проверяют четкость переключения передач, работу муфты сцепления, тормозов, рулевого механизма и других сборочных единиц и систем.

Обкатку с нагрузкой проводят в несколько этапов. Сначала трактор используют на легких транспортных или полевых работах (боронование, посев и др.) при нагрузке 25%. Затем его загружают на 50%, а на завершающем этапе на 75%. При каждой нагрузке трактор должен работать на различных передачах.

Обкатку под нагрузкой мелиоративных и строительных машин ведут на грунтах I и II категорий при загрузке на 30, 50 и 75%. Продолжительность этих этапов составляет 15-25, 30-40 и 40- 60% времени обкатки.

Общая продолжительность эксплуатационной обкатки тракторов и бульдозеров — 40-60 ч; экскаваторов и автогрейдеров — 60-90 ч; грейдеров — 24-30 ч; автомобилей — 1000 км пробега.

После обкатки машины проводят контрольный осмотр и выполняют операции технического обслуживания.

Для каждой новой или капитально отремонтированной машины установлены гарантийные сроки исправной работы. При обнаружении дефектов в машине в течение гарантийного срока владелец машины имеет право на предъявление рекламации заводу-изготовителю или ремонтному предприятию. Для составления двустороннего акта-рекламации необходимо в трехдневный срок со дня обнаружения дефекта вызвать представителя завода, который обязан прибыть в трехдневный срок со дня получения сообщения, не считая времени нахождения в пути. До прибытия представителя завода в установленные сроки владелец не должен разбирать машину, если это не угрожает несчастным случаем или аварией.

В случае неявки представителя завода в установленные сроки владелец имеет право составить акт с участием незаинтересованной компетентной организации. Этот акт будет иметь силу двустороннего акта.

Заводы-изготовители или ремонтные предприятия не удовлетворяют рекламации, если неисправности являются следствием нарушения правил эксплуатации или аварий не по вине заводов, а также при отсутствии необходимых сопроводительных документов на поступление машины. При необоснованной рекламации все расходы, связанные с выездом представителя завода, оплачиваются владельцем машины. После устранения дефектов в машине гарантийный срок продлевается на время, в течение которого она не использовалась.

Списывают машины морально устаревшие, полностью утратившие производственное назначение из-за физического износа, а также пришедшие в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий. Допускается списывать машины, если их дальнейшая эксплуатация невозможна, а модернизация технически нецелесообразна и экономически невыгодна. Списание машин ведут в соответствии с инструкцией о порядке списания зданий, сооружений, сельскохозяйственной техники, оборудования и другого имущества.

Для определения непригодности техники к дальнейшему использованию в производстве и оформления необходимых документов приказом руководителя организации или хозяйства создается постоянно действующая комиссия. При списании автомобилей, тракторов, экскаваторов и других сложных машин в комиссию включают представителя вышестоящей организации.

При осмотре списываемой техники комиссия использует технические паспорта, ведомости дефектов, акты об авариях машин и др. Обращается внимание на техническое состояние сборочных единиц, устанавливаются причины, вызвавшие досрочный износ базовых деталей, нарушение условий эксплуатации и аварий, а при необходимости — виновных лиц, определяется фактический срок эксплуатации и состояние машины.

Акт на списание машин подписывает руководитель организации (хозяйства), который несет ответственность за правильность списания.

После списания машину разбирают и составляют акт на ликвидацию. Сборочные единицы и детали, годные и подлежащие ремонту, приходуют на складе или передают на обменный пункт, а остальные сдают в металлолом.

Списанные машины снимают с учета в государственных инспекциях и с баланса организации (хозяйства). Основанием для этого служат акты списания и ликвидации машины.