Как научиться чувствовать

Многие женщины мечтают о беременности, поэтому постоянно прислушиваются к своему организму и пытаются найти первые признаки беременности до задержки месячных. И, получив подтверждение беременности, утверждают, что чувствовали это задолго до прохождения теста и были просто уверены, что беременны. Другие не придают значения таким ранним признакам либо стараются их не замечать. Для того чтобы понять, в какое время женщина может почувствовать первые признаки беременности, и возможно ли проявление ранних симптомов до задержки месячных, необходимо разобраться в основных понятиях зачатия, овуляции, развития плода.

Овуляция и зачатие

Овуляция происходит на 14-15 день цикла. Это тот период, когда созревшая яйцеклетка выходит в брюшную полость. Именно в это время велика вероятность оплодотворения. До наступления овуляции признаков беременности быть просто не может. Если созревшая яйцеклетка встретилась со сперматозоидом, это еще не означает, что обязательно наступит беременность. После овуляции яйцеклетка начинает перемещаться по маточной трубе в направлении матки. Этот процесс занимает примерно неделю, после чего можно говорить о наступлении беременности, если женская половая клетка прикрепляется к стенке матки. Именно с этого периода женщина может почувствовать первые незначительные симптомы, указывающие на зарождение внутри новой жизни. Однако эти признаки проявляются не у всех женщин после зачатия. Также такие первые признаки не всегда означают наступление беременности.

Боль внизу живота и в пояснице

Одним из ранних признаков беременности может стать боль внизу живота. Но часто такие неприятные ощущения возникают у представительниц прекрасного пола в середине цикла, именно тогда когда происходит овуляция либо перед наступлением менструации и в первые её дни, это связано с сокращением матки в данный период. Кроме того если женщина беременна, она может ощущать возникающие периодически несильные боли тянущего характера в области поясницы и матки. В сочетании с задержкой месячных боли в спине и внизу живота являются довольно точным признаком того, что женщина скоро станет мамой. При болях на ранних стадиях беременности врачи рекомендуют иметь дома под рукой такие препараты как свечи Папаверин либо Но-шпу, помогающие снять неприятные симптомы. При этом женщина должна быть уверена, что боль вызвана именно её беременностью, так как следует помнить о том, что эти неприятные ощущения могут быть первыми симптомами различных заболеваний, таких как аппендицит. В этом случае женщине нужно обязательно как можно быстрее обратиться к врачу за помощью. Нужно не забывать и о том, что боли внизу живота могут быть проявлением начала выкидыша.

Изменения чувствительности груди

Повышенная чувствительность груди и её увеличение также могут свидетельствовать о том, что женщина находиться в положении. Этот признак часто проявляется через пару недель после зачатия. Но у некоторых представительниц прекрасного пола такие симптомы возникают постоянно во второй половине цикла и никак не связаны с беременностью. В этом случае нужно прислушиваться к себе и к изменениям в собственном организме. Набухание и болезненность могут свидетельствовать о том, что женская грудь готовится к выработке молока и кормлению малыша. Во время второго триместра беременности из молочных желез может выделяться молозиво, которое и является молоком, содержащим в себе множество полезных веществ. Однако молозиво появляется в небольшом количестве, ему на смену, на 4-5 сутки после рождения ребенка из сосков начинает выделяться грудное молоко.

Проявлением беременности можно считать и увеличение размеров сосков, которые к концу первого триместра темнеют, а на коже вокруг появляется гиперпигментация. Не стоит расстраиваться из-за изменений кожи и размеров груди и сосков, так как после родов, примерно через полгода, ваша фигура придет в прежнюю форму.

Повышенная температура

Некоторые женщины ведут график базальной температуры, при помощи которого могут определить наличие беременности на ранних сроках. Этот способ является достаточно достоверным и ему можно доверять. С помощью измерения базальной температуры можно также определить наступление овуляции, и если произошло зачатие, это можно легко подтвердить до задержки месячных с помощью исследования значений этой температуры, которая в случае беременности будет держаться в районе 37 или чуть выше. У некоторых женщин появляется и такой признак как повышенная температура тела, однако, обычно, она не поднимается выше 37, 3- 37, 4. Такой симптом может свидетельствовать о наличии инфекционного или хронического заболевания, но в случае, когда температура повышается из-за того, что женщина скоро станет мамой, анализы её будут в полном порядке. Такие симптомы беременности часто сопровождаются сонливостью, недомоганием, ознобом и быстрым утомлением.

Чувствительные тесты

На сегодняшний день существуют тесты с высокой чувствительностью к содержанию ХГЧ в моче, которые могут показать наличие беременности на 7-10 сутки после зачатия, еще до наступления задержки месячных. Для этого проводить тест лучше утром, так как на ранних стадиях беременности именно в это время в моче содержится наибольший уровень ХГЧ. Если вы не хотите ждать первых дней задержки месячных, помните, что в туалет лучше не ходить за 6-7 часов до проведения теста, только тогда можно надеяться на получение достоверных результатов. Для этого перед сном необходимо воздержаться от чрезмерного употребления жидкости. В связи с небольшим содержанием ХГЧ на ранних стадиях беременности вторая полоска может быть едва заметной, но даже если она очень светлая, скорее всего, вы скоро станете счастливой мамой. Попробуйте повторить тест через несколько суток, так как уровень ХГЧ будет увеличиваться с каждым днем. Можно сдать достаточно чувствительный анализы крови на содержание этого гормона в организме, который может подтвердить беременность уже через 10 дней после зачатия.

Проявление токсикоза

Одним из признаков беременности является тошнота и рвота. Однако токсикоз редко возникает у женщин до задержки месячных. Чаще всего тошнота появляется в середине первого триместра. Для врачей остается загадкой, почему одни будущие мамы замечательно чувствуют себя во время беременности, а других просто преследуют приступы тошноты и рвоты, что доставляет физический и психологический дискомфорт женщинам в положении. Одни утверждают, что отсутствие токсикоза свидетельствует о том, что организм не отвергает плод, ребенок развивается нормально, отсутствует угроза выкидыша. Другие считают присутствие такого неприятного ощущения как тошнота свидетельством хорошего иммунитета матери, следовательно, с малышом все в порядке. Однако, ясно одно — сильный токсикоз оказывает негативное влияние как на беременную женщину, так и на её ребенка.

Сомнительные симптомы

Существуют и недостоверные симптомы беременности, которые проявляются уже через несколько недель после зачатия. Но эти сомнительные признаки не являются основанием для диагностирования беременности. К ним относятся: раздражительность, апатия, пониженное давление, бессонница. Проявление таких симптомов может свидетельствовать о наличии заболеваний, неправильном режиме дня или плохом питании. При подозрении на беременность все же не следует принимать таблетки, чтобы избавиться, например, от бессонницы. Лучше постарайтесь успокоиться, выпейте вечером 20-25 капель валерьянки, которая поможет вам уснуть и не окажет негативного влияния.

Все эти симптомы могут указывать на наличие беременности на ранних сроках. Однако следует помнить, что главным признаком все-таки является задержка месячных. А эффективными методами определения беременности являются тест, анализ крови на уровень ХГЧ и осмотр гинеколога. Прислушивайтесь к своим ощущениям, но не забывайте обратиться к врачу при подозрении на беременность.

Если беременность подтвердится, то очень скоро вам понадобится специальное белье для будущих мам, также пригодятся косметические средства от растяжек и пигментации на коже. Ближе к предполагаемой дате родов мамы начинают готовить приданое для малыша. В интернет-магазине детских товаров Lapsi можно купить все необходимое для младенцев: коляски для новорожденных, кроватки для новорожденных, автолюльки и автокресла, комплекты на выписку, игрушки и другие детские товары.

Автор статьи: Науменко Александра Игоревна Семейный психолог, детский психолог.
Опыт практической работы: 8 лет.

Помните, как было в детстве? Эмоции и чувства были включены на полную катушку, радость казалась зашкаливающей, горе — безутешным. Столько всего важного существовало в жизни: погода, велосипед, лучший друг, ящерицы в траве, яблоки на дереве. Большинство людей именно в детстве проживали жизнь наиболее полно, чувствовали эмоции, радовались каждому дню.

А теперь взглянем на нынешний момент. Апатия, усталость, недосып — к сожалению, это постоянные спутники современного человека. Так что ответ на вопрос, почему человек перестаёт испытывать эмоции, — стресс. Он может быть как хроническим, то есть накопившимся, так и событийным, разовым, когда случается какое-то масштабное потрясение в жизни человека (смерть близкого, потеря работы, болезнь и т.д.). А вот что делать, если не чувствуешь никаких эмоций, сейчас постараемся разобраться.

Признаки отсутствия эмоций

Чтобы понять, как снова начать чувствовать эмоции, нужно, прежде всего, осознать, что вы их не испытываете. Звучит, конечно, забавно, но на деле множество людей настолько привыкают жить в сером мире без каких-либо чувств, что и не помнят, каково это — радоваться, грустить, гневаться, удивляться и бояться. Пропадают не только позитивные эмоции, но и негативные, которые, однако, тоже важны для полноценного функционирования нашей нервной системы.

Итак, вы перестали чувствовать эмоции, если:

  1. жизнь не приносит вам радости, каждый день для вас скучен;
  2. вы выполняете все действия автоматически;
  3. вы не понимаете, чего хотите, не знаете, что могло бы принести вам удовольствие;
  4. вы глушите недовольство жизнью вредными привычками (перееданием, алкоголем, сигаретами и т.д.);
  5. вам тяжело избавиться от навязчивых мыслей и состояний.

Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что у вас отключено восприятие собственных чувств. Вы находитесь в низкоэнергетическом состоянии, возможно, у вас даже депрессия. К счастью, это не приговор. Не чувствовать эмоций и чувств после стресса и во время хронического затянувшегося стресса — это нормально. Но выбираться из такого состояния нужно как можно скорее.

Как вернуть себе эмоции

Итак, что делать, если вы перестали чувствовать эмоции? Сперва нужно понять, какой именно способ отключения эмоций избрала ваша психика. Дело в том, что человеческая психика — структура сложная и мудрая, поэтому при переизбытке негативных чувств может разными способами отключать неприятные (а вместе с ними и приятные) ощущения, чтобы не произошло перегрузки, и вы могли бы хоть как-то функционировать и выживать, пусть и безрадостно.

Есть два самых распространенных варианта, при которых вы прекращаете чувствовать эмоции:

1. Эмоциональное выгорание. Это словосочетание уже многим знакомо и означает, что на протяжение долгого времени ваша нервная система подвергалась перегрузкам. Да-да, это последствия того самого хронического стресса, который медленно, но верно ведет к вялотекущей депрессии. «Не чувствую эмоций», — говорит человек, который слишком устал жить и делать дела. В этом состоянии обычно всё приходится делать через «не могу», поскольку разумом вы ещё понимаете, зачем вам ходить на работу, заниматься спортом, встречаться с друзьями и прокачиваться в каком-либо деле, а вот сил становится всё меньше и меньше.

2. Состояние аффекта после сильного стресса. Иногда жизнь бывает жестока, никто из нас не готов к потере близкого, банкротству, утрате чего-то важного. Когда происходит что-то подобное, психика экстренно обрубает возможность чувствовать эмоции и переходит в энергосберегающий режим. В таких случаях, если личность не слишком закалена трудностями, человек может не видеть смысла своего существования. И если при эмоциональном выгорании можно плыть по жизни без желания, но всё-таки выполнять необходимый минимум действий для выживания, то здесь уже можно говорить о тяжелой клинической депрессии. Человек начинает целыми днями лежать в кровати, или играть в компьютерные игры, или даже проводить все дни за бутылкой, ничуть не заботясь ни о своём пропитании, ни о здоровье, ни о своих близких.

Путь к выходу из эмоциональной ямы

Этап первый. Обращаемся к специалисту

Если вы уже в плохом низкоэнергетическом состоянии, значит, вам необходима помощь профессионала, а может медикаментозные «костыли» для вашей психики. Так что лучше всего записаться на сеанс к психологу или даже психотерапевту, который даст необходимые рекомендации. Да что уж там, даже просто выговориться, а, если повезёт, и наконец-то расплакаться на приёме — уже огромное облегчение.

Этап второй. Налаживаем распорядок дня и режимa

Многие люди пренебрегают правильным питанием, не отдыхают столько, сколько нужно, заставляя свой организм работать на износ. Но ведь люди — не роботы, и наши тела требуют определенной заботы: питательных веществ, качественного сна, закаливания.

Чтобы начать чувствовать эмоции, питайтесь правильно: постарайтесь, чтобы ваше меню стало сбалансированным и разнообразным. На вашем столе должны быть мясные и рыбные блюда, овощи, фрукты, молочные и кисломолочные продукты, орехи и сухофрукты. И поменьше быстрых углеводов — они дают лишь временный подъем энергии, а когда та резко спадает, вам становится еще хуже.

Займитесь спортом. Да, несмотря на отсутствие сил. Если получится перебороть себя в этом вопросе, вы и волю прокачаете, и позитивные изменения во внешности получите, и здоровье подтянете. Куда не глянь — сплошная польза. Но главное, спустя какое-то время вы действительно втянетесь и начнёте получать от занятий настоящий кайф.

Высыпайтесь. Давайте вашему организму достаточное количество сна, не проводите полночи в интернете в тщетных попытках сбежать от реальности. Решите, во сколько вы будете ложиться спать и вставать, и придерживайтесь этого режима. Уже через пару недель вы заметите, насколько лучше себя чувствуете.

Этап третий. Знакомство с собой

Если с помощью первых двух этапов мы снимали стресс, то теперь настало время заново познакомиться со своими эмоциями. Так что первое, что вы должны сделать — разрешить себе чувствовать. Можете даже нарисовать плакат-манифест «Я разрешаю себе чувствовать».

Второе — заведите дневник эмоций, в котором течение дня отмечайте свои реакции на те или иные ситуации. Каждую неделю просматривайте свои прошлые записи и отмечайте расширение своего эмоционального диапазона.

Третье — хотя бы раз в неделю радуйте себя новыми впечатлениями, занятиями, которые рвут привычный шаблон дом-работа-дом. Любите искусство? Сходите в музей. Интересны танцы? Посетите вводное занятие танцевальной студии. Придумайте и напишите себе план на месяц, которому вы будете следовать, если вдруг не будет вдохновения.

Что в итоге?

Если не пренебрегать ни одним из этапов, вы не только благополучно выйдете из состояния стресса, но и снова ощутите полноту жизни. Только так, в комплексе, можно вернуть себе способность испытывать эмоции и сделать так, чтобы мир снова заиграл привычными красками, радующими душу.

Ничего не чувствую: как научиться чувствовать?

Навигация по статье «Ничего не чувствую: как научиться чувствовать?»

  • Зачем чувствовать? Или как происходит отказ от чувств
  • Как мы проживаем отказ от чувств? И что значит чувствовать, если вы не помните – как это?
  • Как научиться чувствовать: простые идеи

Зачем чувствовать? Или как происходит отказ от чувств

О чувствах вообще редко кто задумывается. Нам с детства рассказывают о том, как стоит поступать, как правильно себя вести, что может произойти в каких-либо случаях. Но нас почти никогда и никто не спрашивает – что мы чувствуем?

Родителям кажется, что ребенка нужно научить «правильно жить». Причем делается это чаще не через опыт, а через внушение. Вам, допустим, не позволяют дотронуться до горячего утюга, чтобы понять, как это – горячо? Вам лишь говорят, что будет больно. И пугают родительским гневом, если вы ослушаетесь.

Да, безусловно, не все стоит пробовать на своем опыте. Но при этом большинство из нас прошли именно такой путь, в котором для опыта очень мало места, а от родителей чаще слышишь «отойди, я быстрее и лучше сделаю», чем «давай сам, пробуй».

Часто родители отказывают детям даже в собственных ощущениях. «Я лучше знаю – ты замерз! Одень шапку!» или «Ты уже не ел 4 часа, ты не можешь не хотеть есть, садись, не капризничай!» Да, иногда бывает и так, что ребенок не замечает угрозы здоровью. Но одно дело – иногда настоять, другое – систематически лишать ребенка права опираться на свои ощущения.

В итоге человек привыкает к ситуации «ничего не чувствую» и ориентируется в жизни с помощью полученной информации. А информации – всегда много. Как вы решите для себя, какой из доводов предпочесть? Если в каждом решении (а так практически всегда) есть и плюсы, и минусы?

Зачем чувствовать? – вот именно для этого. Чтобы мочь однозначно сказать без внутренних сомнений:

  • Что мне подходит?
  • Чего я на самом деле хочу?
  • Какое решение именно сейчас для меня лучше?
  • Как сделать выбор, не имея достаточно информации?

Отказ от чувств, однако, не ограничивается описанным выше сценарием. К ситуации «ничего не чувствую» человек приходит не только потому, что его лишали опыта и возможности опираться на свои ощущения, а еще и за счет травм.

Ребенок никогда не рождается не способным чувствовать. Но он идет со своими чувствами к родителям, окружающим, а его часто отвергают. «Веди себя прилично», «не до тебя», «хватит распускать нюни» — особенно часто это касается мальчиков, когда они бурно выражают эмоции и нуждаются в ласке. Но и девочкам тоже достается.

На всех детей родители (и не только — травмы могут прийти и из социума) так или иначе выливают свои негативные эмоции, кричат по причине накопившейся неудовлетворенности жизнью, в семьях бывают разводы, скандалы, бывает недовольство самим ребенком, постоянная критика, придирки, попытки «натянуть на ожидания».

И ребенок в детстве получает самый сильный опыт, который переживает своими чувствами – опыт боли. И неосознанно принимает решение – не чувствовать, перестать переживать боль, прекратить мучения.

Конечно, невозможно растить детей в стерильных условиях. Более того, у ребенка может и должен быть опыт конфликта с миром, чтобы он приобрел навык строить отношения с ним, думая не только о своих интересах.

Но вопрос в том, готовы ли родители учитывать свои чувства и чувства ребенка, или готовы только учить «как правильно» и критиковать, раздражаясь на несоответствие ребенка ожиданиям.

Как правило, у родителей с подавленными, неосознаваемыми чувствами – такие же дети. Родитель не может научить ребенка тому, что не умеет сам. А внушить, «как надо» — это лишь дать информацию, но не научить. Научить можно только на опыте.

Однако, вы все – взрослые люди. И даже если ваше детство было именно таким, а опыт пережитой боли заставляет вас прятаться от собственных чувств, вы уже в состоянии принять решение относительно себя.

Если вы читаете эту статью, вы уже понимаете, чем вы расплачиваетесь за потерю чувств. Скорее всего, у вас есть один или несколько из этих признаков:

  • Скучно жить, ничего по-настоящему не радует
  • Не можете понять, чего вам на самом деле хочется в жизни – какие отношения иметь, чем заниматься, чем увлекаться
  • Вам сложно понять, от чего вы могли бы получать удовольствие
  • Вам тяжело быть наедине с собой
  • Вас часто посещают мысли, что вам чего-то не хватает, мысли вообще постоянно крутятся в вашей голове, и их сложно остановить
  • Вы часто совершаете действия «на автомате»
  • У вас есть одна или несколько вредных привычек

Все перечисленное – следствие проживания жизни в режиме «ничего не чувствую». Безусловно, человек испытывает какие-то эмоции, но осознает их не как эмоции, а как императив к действию.

Вместо «чувствую тревогу» — «хочется выпить», «хочется поесть», вместо «чувствую страх» — «надо пойти пообщаться с друзьями», вместо «чувствую печаль» — «надо заняться важными делами», и даже вместо «чувствую радость» — «надо срочно похвалиться этим».

Зачем чувствовать? Чтобы начать делать выбор. Действительно ли тревогу можно устранить только выпивкой или едой? Действительно ли единственный способ переживать радость – демонстрация событий жизни другим, иногда без разбора? Действительно ли избавиться от печали можно только болтовней ни о чем?

Действительно ли вы хотите проживать жизнь на автомате? И хотите ли вы всю жизнь искать лекарство от скуки, так и не находя удовлетворения? Все это – ваш свободный выбор?

Как мы проживаем отказ от чувств? И что значит чувствовать, если вы не помните – как это?

Отказ от чувств можно проживать по-разному. Есть несколько ключевых моментов, которые так или иначе сочетаются или пересекаются, когда человек не может полноценно чувствовать и осознавать чувства.

Бравада

«Я ничего не чувствую – ну и что? Что значит чувствовать? Есть логика, анализ, здравый рассудок — зачем вообще чувствовать? » Для себя и других человек позиционирует это как некоторое удобство. Он, вроде как, неуязвим, контролирует ситуацию, жизнь в его власти.

Однако именно таким людям чаще всего очень тяжело наедине с собой. Ведь в эти моменты некому отражать, как в зеркале, его «крутизну» и аплодировать его стойкости и контролю. Публика пропадает, остается он сам. И он сам для себя, и вся его жизнь, кажется пустой и безрадостной.

Зависимости

Как правило, такую пустоту, и вообще тревогу, неудовлетворенность тянет запить, заесть, курить сигарету за сигаретой, рубиться до глубокой ночи в компьютерные стрелялки. Можно впасть в зависимость от человека – от родственников, детей, а чаще всего – в любовную зависимость.

И будет казаться, что жизнь даже очень наполнена эмоциями – общение, расслабление, умиротворение, желание и восторг. Но стоит только исчезнуть объекту зависимости, и наступает мучительная жажда во всех смыслах, неудовлетворенность, тоска, которую снова тянет «заткнуть» чем-то другим.

Занятость

Бесконечная работа, важные дела, просьбы родных и знакомых. Все это – «лучшее лекарство от горестей». Главное – бегать без остановки. Не оставаться наедине с собой. Запихивать в себя чужие смыслы и иллюзию нужности.

Но «почему-то» работа не приносит достаточного удовлетворения, да и денег не всегда приносит достаточно. А отношения почему-то никак не ладятся, да и друзья-родственники не особенно благодарят за усилия.

Ведь чтобы построить отношения, получить удовлетворение от работы, реальное тепло от родных и друзей, нужно осознавать, что вы хотите. Осознавать из глубины себя, из глубины чувств. И мочь это сформулировать.

Болезни

Этот способ проживания отказа от чувств начинается еще с детства. Ребенку хочется ласки, тепла и внимания, он еще осознает свои чувства и потребности, и просит об этом. А родителям не до него, или они не считают его просьбы важными.

И тогда он заболевает. Неважно, чем, чаще всего страдает наиболее слабая генетически структура. Важно, почему. Потому что с помощью болезни он может наконец получить тепло, ласку и внимание.

Или взрослый человек. Он считает, что он «ничего не чувствует», зато ложится с инфарктом или пиелонефритом на больничную койку. И там он может наконец открыто прожить свою боль, неудовлетворенность, тоску или страх. Больному-то «можно». И причина есть, «одобренная обществом».

Что значит чувствовать? – это значит, для начала, признать, что у вас есть чувства. Что в каждый конкретный момент жизни вам – как-то. Не «никак», а как-то. Начать задавать себе вопросы – мне сейчас нравится ситуация/поступок/человек/предмет или не нравится?

И это не значит, что если вы признаетесь себе в том, что вам не нравится работа или отношения, то вы будете вынуждены сразу что-то менять и бросать. Вы будете лишь глубже понимать, что можно изменить. И менять сможете в приемлемом для вас темпе.

Что значит чувствовать? – ощущать. Каждая эмоция отзывается и проживается в теле, даже если вы этого не замечаете. Об этой связи подробнее можно почитать в статье о страхе физической боли.

Что значит чувствовать? – жить и быть. Ведь когда вы действуете как автоматы – вы просто выполняете команды. И не факт, что свои собственные. А когда вы осознаете чувства – вы точно знаете, что это – вы сами и жизнь эта – точно ваша.

Как научиться чувствовать: простые идеи

Многие мои клиенты не раз говорили: «ну вот, спрашиваю я себя, как мне, а мне по-прежнему никак….»

И действительно, нередко доступ к собственным чувствам заблокирован страхами перед болью и отторжением настолько крепко, что человеку не удается поначалу ничего услышать. Преодоление подобных блоков и страхов — то, что чаще всего и происходит в процессе работы с психологом, и сложно теоретически описать, как это делается.

Однако, есть простые вещи, которые, при известном упорстве могут помочь вам самостоятельно справиться даже с серьезными внутренними блоками.

Как научиться чувствовать, если внутри ничего не отзывается?

Сосредотачивайтесь на ощущениях тела

Начните его замечать. Если вы «ничего не чувствуете» — это не совсем так. Вы замечаете свое тело как минимум тогда, когда у вас что-то болит. Научиться чувствовать – это замечать более тонкие сигналы.

Например, потрогайте в доме все предметы. Сформируйте у себя представление о том, к чему вам приятно прикасаться, к чему – нет. Попробуйте осознать, как чувствует себя ваше тело в те или иные моменты. Удобно ли вам на рабочем месте? Удобно ли дома, в тех местах, где вы сидите, лежите, спите?

Изучайте запахи, которые привлекают вас и отталкивают. Более глубоко вникайте во вкус еды. Почаще задавайте себе вопрос – что в данный момент ощущает мое тело? Напряжено ли оно, расслаблено? Если напряжено – где? А может, удастся понять, почему?

Снижайте темп

От того, что вы будете изо всех сил спешить на работу, домой, на прогулке, занимаясь домашней работой и т.д. – вы вряд ли выиграете много. Минут 5, максимум. А та внутренняя суета и игнорирование собственных чувств будут стоить вам массы потраченных дней, проведенных потом в переживании телесных болячек.

Не торопитесь. Суета – она у вас в голове. Жить чувствами – это жить настоящим, а соответственно, это возможность быть более эффективным. Когда вы находитесь в текущем моменте, осознаете все, что с вами происходит, вы видите куда больше и куда больше можете, чем когда сломя голову куда-то несетесь, не замечая ничего вокруг и генерируя тревогу.

Заметить и увидеть себя, партнера, мир можно только тогда, когда вы на этом сосредоточены. А если вы сосредоточены только на том, что вам еще надо сделать, то вы не видите ни себя, ни других, ни мир. Вы видите только гипотетическое будущее. Которое не всегда вообще наступает.

Жизнь без осознания чувств — это жизнь вслепую. Можно не заметить сигналы своего же тела и психики, и много раз наступать на одни и те же грабли, не понимая, почему. Научиться чувствовать – открыть возможность ориентироваться в себе и в мире, быть сосредоточенным на себе и на текущем моменте и быть более эффективным.

Работа со списком чувств

Страх Ненависть Гнев
Ужас Отвращение Злость
Тревога Презрение Возмущение
Настороженность Зависть Ярость
Растерянность Отчуждение Бешенство
Сомнение Разочарование Раздражение
Смущение Брезгливость Негодование
Оцепенение Скука Ревность
Горе Радость Любовь
Грусть Восторг Восхищение
Печаль Удивление Доверие
Отчаяние Интерес Принятие
Тоска Азарт Нежность
Вина Любопытство Теплота
Обида Умиротворение Сочувствие
Досада Спокойствие Благодарность
Сожаление Гордость Симпатия
Бессилие Надежда Уважение
Стыд Предвкушение Вера

Начните изучать список и постепенно приучайте себя ориентироваться в них. Не знать, как называются ваши чувства – все равно что пытаться попасть в из пункта А в пункт Б без карты или навигатора.

А тем более тяжело, если вы не знаете даже, как называется пункт Б. Ведь мы делаем что-то ради получения каких-то чувств. Если бы цель не вызывала бы у вас никаких вообще эмоций – она стоила бы усилий?

Можно, конечно, попытаться приехать в ваш пункт Б без информации об это чувстве, но только методом случайных блужданий. И порой в таком методе раньше кончается бензин, чем находится искомая улица.

Сделайте простое упражнение – каждый день пересматривайте список чувств, отмечая для себя, какие чувства сегодня случались с вами, на какие слова больше похоже то, что вы чувствовали?

Полный вариант упражнения – дневник чувств. Каждый день вы кратко записываете свои чувства (пользуясь списком), и пару слов пишете о ситуации, в которой они возникли. А потом, спустя некоторое время, пересматриваете прошлые записи.

Как изменилось ваше представление о чувствах? Согласны ли вы с теми формулировками, которые отметили раньше? Или сейчас вам кажется, что, допустим, тогда это было не раздражение, а форменная ненависть, а вот в другой момент – скорее печаль, чем сильное отчаяние?

Научиться чувствовать – это ориентироваться в том, что происходит внутри вас, и как это называется.

«Ничего не чувствую» — это ложь. Чувства необходимы человеку, чтобы ориентироваться в мире. И мы никак не можем их «устранить». Забыть, перестать осознавать, сделать вид, что их нет – можем, а устранить – нет.

Вы можете воевать с ними, поступать вопреки и получать неудачи, болезни, страдания. Вы можете путать реальные чувства с тем, что происходит в голове, в фантазиях, и снова получать тот же набор проблем.

А можете перестать говорить себе неправду, задаваться пустым вопросом «зачем чувствовать?», и наконец принять то, что и так есть у вас внутри. И получить опыт. Разный, конечно. Но при этом быть собой, быть живыми и знать, чего вам хочется в этой жизни.

Если у Вас возникли вопросы по статье «Ничего не чувствую: как научиться чувствовать?» Вы можете задать их нашему дежурному психологу:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом-консультантом, то оставите свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

Сабақ жоспары «Өзін-өзі тану»

План урока «Самопознание»

Город: Петропавловск. Школа №21. Дата ____ ____ ____, урок № 10

Тақырып/тема: ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

Құны/ценность: __________________________________________________________________

Қасиеті/качества: _________________________________________________________________

Мұғалім/педагог: Прасолова Светлана Юрьевна.

Сынып/класс 6 «А, Б»

Оқушылар саны/количество учащихся –

Мақсат/цель: содействовать формированию у учащихся потребности в праведном поведении через внимательное и чуткое отношение к окружающим

Тапсырма/задачи:

  • раскрытие важности умения слышать и поонимать окружающих людей

  • развитие умения анализировать свои мысли, слова, поступки

воспитание стремления к установлению доброжелательных отношений с людьми

Ресурсы

-Уч. «Самопознание»;

— рабочие тетради;

Ход урока

Анализ хода урока

Орг. момент

Позитивный настрой

«Мысленная прогулка в лесу»

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите его руками. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете к нему вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

— муз. сопровождение;

  1. Проверка дом. задания.

— стр. 40. Записать пункт учебная информация.

  1. Цитата урока.

Воспроизводим по памяти цитату прошлого урока

«Главное – ладить с самим собой»

Вольтер

(величайший французский философ-просветитель XVIII века)

Вопросы

-Как вы понимаете смысл этой цитаты?

(умение слышать себя – путь к пониманию другого человека, твоего ближнего, эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека)

  1. Подарок учителя.

Чтение «Притча о гармонии», стр. 40

Отвечаем на вопросы

  1. Творческая деятельность.

Стр. 41. Задание 2. Ответить на вопросы по тексту

Стр. 42. Задание 3. Прочитайте завет Шакарима Кудайбердиева. Объясните, как вы понимаете каждое из перечисленных им качеств. Сопоставьте их с темой урока.

Эссе на тему «Подружиться с соседями», подумайте, что можно сделать для сближения живущих рядом взрослых людей и детей, предложите какое-то дело, которое заинтересует всех.

  1. Групповое пение

— Чтение стихотворения на стр. 42. Автор Э.Балашов

— муз. сопровождение;

  1. Домашнее задание.

— Записать в тетрадь учебную информацию.

  1. Заключительная минута тишины.

— А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните всё хорошее, что было на этом уроке, все прекрасные слова которые мы с вами говорили на уроке, поместите эту любовь в своё сердце и живите с ней! А теперь откройте глаза, спасибо за работу. Урок окончен.

— муз. сопровождение;

Встать на место другого человека может не каждый. У кого-то способность чувствовать другого человека развита хорошо, у кого-то хуже, кто-то вообще не умеет испытывать эмоций. А между тем способность чувствовать другого человека крайне важна. «Чем лучше мы понимаем другого человека, тем легче нам с ним общаться, тем меньше недопониманий и конфликтов, тем эффективней общение, – считает психолог Игорь Бадиев.
Найти общий язык
– Игорь Валерьевич, расскажите, почему с одним человеком нам легко общаться – он нас понимает с полуслова, а с другим мы никак не можем найти общий язык?
– Человек – существо социальное, вне социума не живет. В процессе взаимодействования друг с другом очень важно понимать, какие эмоции чувствует другой человек. Эта способность человека воспринимать эмоциональное состояние, переживания другого человека, называется эмпатией. Этим понятием можно объединить такие близкие по значению слова, как сочувствие, сопереживание, сострадание.
Для психологии эмпатия – один из интересных, важных и сложных феноменов. Все потому, что на психологическом уровне человеческая эмпатия выступает тем самым социальным «клеем», который в принципе позволяет устанавливать какие-либо отношения. В поведении человека эмоции играют огромнейшую роль, и эта способность понимать эмоции другого человека очень важна.
Эмпатия в принципе присуща любому здоровому человеку. Она необходима ему для того, чтобы он мог существовать среди других людей. Уровень эмпатичности у разных людей варьируется. Причем в достаточно сильном диапазоне – от бесчувственного человека, который не способен воспринимать эмоции других людей, до сверхэмпатов, так называемых экстрасенсов, которым достаточно просто посмотреть на человека, чтобы узнать все его переживания.
Так, психопаты и социопаты отличаются низким уровнем эмпатичности. Они не могут воспринимать эмоции другого человека, они бесчувственны, что делает их жестокими и асоциальными. При аутистических расстройствах личности человек не осознает те чувства, которые он испытывает. Он не различает ни своих эмоций, ни эмоций других людей и, естественно, он не может их выразить. Вся эмоциональная гамма эмоций оказывается просто-напросто обедненной, что в принципе рассматривается одним из факторов психосоматических заболеваний.
Эмоциональный интеллект и зеркальные нейроны
Эмпатия бывает эмоциональная – когда чувства другого человека воспринимаются непосредственно и вызывают резонансный эмоциональный отклик. Другой вид – когнитивная эмпатия: человек знает, что чувствует другой человек, и может рассказать об этом. Кроме этого, существует предикативная эмпатия – способность человека предсказывать эмоциональные реакции других людей. То есть он знает, как среагирует другой на ту или иную ситуацию.
Все эти эмпатические способности рассматриваются в качестве так называемого эмоционального интеллекта. В этом плане эмпатия и эмоциональный интеллект – очень близкие понятия.

– Каким же образом происходит так, что один человек может понять эмоции другого человека?
– В 90-х годах прошлого века впервые были обнаружены так называемые зеркальные нейроны. Это клетки головного мозга в участках фронтальной коры, которые возбуждаются тогда, когда человек видит эмоциональную реакцию другого человека. Эти зеркальные нейроны считаются тем нейрофизиологическим механизмом, который обеспечивает очень сложную, непонятную для многих способность чувствовать другого.
И действительно, высоко эмпатичного человека часто очень легко спутать с экстрасенсом. Кажется, что он читает твои мысли. Фактически же он очень хорошо считывает чужие эмоциональные реакции. И тут уже встает вопрос, каким образом он развил в себе этот эмоциональный интеллект.
– Значит, эмпатические способности можно развивать?
– Раз это способности, следовательно, их можно развивать. Безусловно, наличие этих зеркальных нейронов является биологической основой, и при недостаточной их работе может наблюдаться нарушение эмпатии. Однако этот генетический код не является жестко определяющим. То есть если это не выходит за грань какого-то нарушения, то эмпатические способности очень хорошо развиваются.
Развитая эмпатия – залог успеха
– Для чего нужно развивать эти способности?
– Значение их очень важно, во-первых, в личной жизни. Чем лучше мы понимаем другого человека, тем легче нам с ним общаться и легче найти точки соприкосновения, тем меньше недопониманий и конфликтов на пустом месте. Это способность поставить себя на место другого человека.
Во-вторых, ряд профессий, особенно, связанных с людьми, предъявляют достаточно высокие требования к эмпатическим способностям. Для психологов и психотерапевтов эмпатические способности выходят на первый план. Для врачей, учителей, полицейских они также очень важны.
Когда мы можем хорошо ориентироваться в эмоциях другого человека, когда мы четко разделяем свои эмоции и чужие, когда мы можем предсказывать эмоциональные реакции людей, тогда общение становится более эффективным, и, как следствие, мы добиваемся успеха.
Теория разума
Как мы видим другого человека, основываясь на наших эмпатических способностях, которые лежат в глубине зеркальных нейронов, вся совокупность эмоциональных, когнитивных и предикативных эмпатических способностей описывается в достаточно новой теории под названием «теория разума». Суть ее в том, что когда человек общается с другим человеком, он строит теорию относительно того, что он думает и чувствует.
То есть человек каким-то образом ставит себя на место другого человека и описывает его цели, мотивы, чувства, переживания, ценности. Чем более полно и лучше эта теория, которую мы формируем у себя относительно другого человека, соответствует ему, тем лучше мы его понимаем.
При этом мы описываем поведение другого человека через его цели и мотивы. Например, он любит это, а это нет, он желает этого, а этого не хочет. Это позволяет нам реально выстраивать очень эффективное общение с людьми, достигать успеха в общении. Годы и тысячелетия эволюции сделали нашу психику такой, что мы можем описывать поведение другого человека через его цели и мотивы.
Но у этого есть и обратная сторона, которая не позволяет нам более адекватно воспринимать весь остальной окружающий мир, который не касается людей.
– Почему?
– Эта постановка себя на место другого человека и описание его поведения через цели и мотивы оправдана только в отношении людей. Когда мы сталкиваемся с какими-то явлениями, о которых мы мало знаем, наше сознание автоматически стремится описать его через цели и мотивы. Например, для чего идет дождь? Наш мозг выдает нам ответ – для того чтобы трава росла. Солнце светит для чего-то, ветер дует для чего-то. Это явление называется анемизм.
На ранних этапах развития человечества анемизм был широко распространен, все природные явления описывались с точки зрения целей и мотивов. С развитием науки, логического, рационального мышления мы начали описывать такие явления через причины. Но для этого небходимо затратить очень много интеллектуальных усилий, а описание через цели и мотивы дается нам легко и быстро. Поэтому мы до сих пор склонны описывать происходящее через цели и мотивы. Например, когда произошло несчастье, и мы, абсолютно не задумываясь говорим: «Это тебе испытание», «это для того, чтобы ты стал сильнее», «это тебе наказание».
– Получается, происходит искажение действительности?
–Да, это одно из самых распространенных когнитивных искажений, которые мешают человеку смотреть на мир более или менее объективно. Именно в этом плане логическое и эмпатическое мышления оказываются конкурирующими. И когда на нас нахлынут эмоции, нам очень трудно взять их под контроль и начать рассуждать логически. Мы автоматически начинаем все описывать через цели и мотивы, потому что так проще. Идешь по улице, поймал на себе косой взгляд, и сразу думаешь: «Что он от меня хочет?».
Успешный психопат
Если говорить о психопатах – людях, которые не способны и не могут воспринимать эмоции других людей, есть такое понятие, как «успешный психопат». Это психопат, который не нарушает социальных норм и имитирует эмоциональные реакции. Ему так выгодно. Так как он не чувствует людей, соответственно, он не испытывает чувства вины, сострадания, у него нет раскаяния, мыслей, правильно он поступил или нет. Почему? Потому что эмпатические способности у него крайне снижены, и он может действовать исключительно логически, исходя из собственной утилитарной выгоды.
– Исключительно утилитарной?
– Выгода у него может быть только утилитарная, потому что эмоциональный резонанс у него маленький, он не получает эмоциональных удовольствий. Поэтому он легко может манипулировать другими людьми, имитируя эмоции.
– Окружающие люди не замечают этой имитации?
— Очень часто успешных психопатов принимают за лидеров. Фактически они ими не являются, они по своей сути не лидеры, потому что им плевать и на коллектив, и на общество. У них впереди только свои собственные интересы. Люди для них – расходный материал. Так же, как кучер, погоняющий лошадь, не вникает в переживания лошади по поводу того, нравятся ей удары кнутом или нет, так и психопат ведет себя с людьми.
Человек в принципе эмпатичен, и эта эмпатия заставляет человека ставить себя на место другого человека, подчиняться ему или, наоборот, руководить другими людьми. Просто у кого-то она чуть больше, у кого-то чуть меньше. Психопатия, я имею в виду не болезнь, отмечается не более чем у 5% мужчин. Доказать существование сверхэмпатических способностей не удалось. Есть высокоэмпатичные люди, которые могут этим пользоваться, так называемые экстрасенсы. Просто они являются очень хорошими эмпатами.
Конечно же, развивать эмпатические способности нужно. Чем больше человек знает названий различных эмоций и состояний, тем лучше он их дифференцирует, тем тоньше он воспринимает переживания другого человека и тем легче он адаптируется в социуме.
Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один».
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru