Изменения 275 ФЗ

Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 N 275-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ Принят Государственной Думой 19 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 317-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 29.07.2017 N 237-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 29.07.2018 N 263-ФЗ, от 27.12.2018 N 571-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Глава 2. Формирование, утверждение и размещение государственного оборонного заказа
    • Статья 4. Формирование государственного оборонного заказа
    • Статья 5. Утверждение государственного оборонного заказа
    • Статья 6. Размещение государственного оборонного заказа
    • Статья 6.1. Идентификатор государственного контракта
  • Глава 3. Основные права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя
    • Статья 6.2. Основные права государственного заказчика
    • Статья 7. Основные обязанности государственного заказчика
    • Статья 7.1. Основные права головного исполнителя, исполнителя
    • Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя
  • Глава 3.1. Банковское сопровождение
    • Статья 8.1. Уполномоченные банки
    • Статья 8.2. Основные права и обязанности уполномоченного банка. Банковское сопровождение
    • Статья 8.3. Режим использования отдельного счета
    • Статья 8.4. Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается
    • Статья 8.5. Осуществление мониторинга и предоставление информации о расчетах по государственному оборонному заказу
    • Статья 8.6. Основания и порядок приостановления операции по отдельному счету и отказа в совершении такой операции
  • Глава 3.2. Основные права и обязанности Федерального органа в области обороны
    • Статья 8.7. Основные права федерального органа в области обороны
    • Статья 8.8. Основные обязанности федерального органа в области обороны
  • Глава 3.3. Особенности банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк
    • Статья 8.9. Основания перевода сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк
    • Статья 8.10. Исключение банка из категории уполномоченных банков
    • Статья 8.11. Перевод сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк, определенный решением Правительства Российской Федерации
    • Статья 8.12. Права и обязанности уполномоченного банка, банка при переводе сопровождаемой сделки
    • Статья 8.13. Права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк
  • Глава 4. Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу
    • Статья 9. Цели и принципы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу
    • Статья 10. Методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу
    • Статья 11. Виды цен на продукцию по государственному оборонному заказу
  • Глава 5. Выполнение государственного оборонного заказа
    • Статья 12. Обеспечение выполнения государственного оборонного заказа
    • Статья 13. Утратила силу
    • Статья 14. Особенности антимонопольных требований в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15. Ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа
  • Глава 5.1. Государственный контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.1. Функции контролирующего органа
    • Статья 15.2. Полномочия контролирующего органа
    • Статья 15.3. Предоставление информации в контролирующий орган
    • Статья 15.4. Проведение проверок контролирующим органом
    • Статья 15.5. Права работников контролирующего органа. Доступ должностных лиц, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица
    • Статья 15.6. Осмотр
    • Статья 15.7. Истребование информации и документов при проведении проверки
    • Статья 15.8. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.9. Оформление результатов проверки
    • Статья 15.10. Обязанность контролирующего органа по соблюдению охраняемой законом тайны и обеспечению конфиденциальности персональных данных
  • Глава 5.2. Рассмотрение дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.11. Возбуждение и рассмотрение дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.12. Комиссия по рассмотрению дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.13. Акты, процессуальные документы, принимаемые комиссией
    • Статья 15.14. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.15. Лица, участвующие в деле о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.16. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.17. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.18. Рассмотрение дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.19. Перерыв в заседании комиссии
    • Статья 15.20. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.21. Объединение или выделение дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.22. Прекращение рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.23. Принятие комиссией решения по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.24. Предписание по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.25. Исполнение предписания по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа. Последствия неисполнения предписания по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.26. Разъяснение решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки
    • Статья 15.27. Пересмотр решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам
    • Статья 15.28. Порядок обжалования решений и предписаний контролирующего органа
  • Глава 5.3. Особенности применения настоящего Федерального закона
    • Статья 15.29. Особенности применения отдельных положений настоящего Федерального закона
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 16. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Государственный оборонный заказ (275 ФЗ)

22.03.2017 Государственный оборонный заказ. Принято считать, что государственный оборонный заказ (ГОЗ) – это закупки для федеральных нужд с целью обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Зачастую сюда же относятся поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
В современном мире понятие ГОЗ стало намного шире, сейчас оно представляет собой широкую систему, элементы которой не сводятся только лишь к военному вооружению и технике. Интересным фактом является, что ремонт, охрана и даже уборка тоже выступают в роли ГОЗ. Среди государственных заказчиков основными являются ВСРФ, МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом и другие. Целью установки ГОЗ является обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации.
Как и Государственный заказ, ГОЗ проходит все необходимые стадии: формирование, утверждение, размещение и выполнение. Финансирование ГОЗ производится федеральным бюджетом. Надлежащий контроль на предприятиях, исполняющих оборонный заказ, осуществляют Военные представительства Министерства обороны (ВП МО РФ). Основополагающим законом, регулирующим ГОЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 275 «О государственном оборонном заказе».
Размещение Гособоронзаказа производится в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ввиду того, что тема касается обороноспособности государства и его безопасности, понадобилось ввести 275 — ФЗ, который конкретизирует некоторые аспекты 44 — ФЗ. ФЗ — 275 имеет некоторые отличия от других законов, регулирующих тендерный рынок.
Законом 159 — ФЗ от 29 июня 2015 года были внесены существенные изменения в 275 — ФЗ. Основной особенностью в них является введение банковского контроля с обязательным проведением расчетов по оборонным контрактам по отдельным счетам (спец. счетам). Условия банковского сопровождения заметно ужесточились, теперь оно должно быть абсолютно бесплатным. Исключением являются случаи, когда, например, само предприятие по каким-либо причинам отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. Тогда банк может взять дополнительную плату за обработку документов на бумажном носителе, но за открытие счета в банке плата не предусмотрена.
В отношении госконтрактов с Министерством Обороны изменения вступили в силу с 1-го сентября 2015 года. Для других государственных заказчиков ГОЗ (МВД, МЧС,, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом) они вступили в силу с 1-го января 2017 года.
Еще одним ограничением, установленным в рамках 275 — ФЗ является тот факт, что в госзакупках могут участвовать только юридические лица. Головной исполнитель по государственному оборонному заказу — это исполнитель, с которым заключен контракт. Участие частных предпринимателей и физических лиц, ни при каких обстоятельствах законом не допускается. Также существуют некоторые ограничения на допуск к торгам. Здесь мы сталкиваемся с преференциями к отечественным производителям, однако в частных случаях существуют предпочтения и к иностранным производителям.
Еще одной особенностью ГОЗ является недостаточно конкурентный рынок. Предприятий, готовых работать над ГОЗ предельно мало, а зачастую, это единственное предприятие-исполнитель. Со стороны заказчика наблюдается такая же ситуация — он, фактически, один, поэтому можно сказать, что это прямая, а не тендерная закупка. Поправки в закон вносятся ежегодно и неоднократно. Инициаторами могут быть не только Законодательство, но и все участники ГОЗ, также Министерство обороны. Известно, что сейчас разрабатывается новый пакет поправок в закон о ГОЗ, который направлен на оптимизацию его норм.
Закупки Закупки в рамках государственного оборонного заказа могут быть как конкурентными, так и закупками у одного поставщика.
Среди конкурентных способов выделяют: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений.
Самым популярным способом является аукцион в электронной форме. Однако множество контрактов заключается и с единственным поставщиком. Все это относится к открытым способам. Закрытый аукцион – это закрытый способ определения поставщика, который проводится традиционным способом. Здесь документы не размещаются в открытом доступе. Для того, чтобы провести закупку открытым способом, нужно следовать определенной «инструкции» и учитывать некоторые нюансы. Необходимо провести согласование с контролирующим органом (ФАС) о возможности самого проведения закупки. Контроль проводится со стороны контролирующего органа. Если способ открытый, контроль проводится со стороны общественности. Необходимо соответствовать требованиям закона, так как даже незначительные ошибки и несоответствия в заявках приведут к их отклонению.
Каждая закупка рассматривается индивидуально, учитывая все составляющие. Контроль осуществляется посредством ФАС, регулирование – Министерством экономического развития РФ.
Есть товар, который производится единственным поставщиком и он внесен в реестр единственных поставщиков вооружений и военной техники. Когда поставщик находится в этом реестре, то с ним заключается контракт. Торги не производятся. Постановление Правительства №826 содержит сведения о правилах и порядке ведения этого реестра.
В том случае, если предприятие производит товар, по которому нет функционирующего рынка, то у него есть право отправить заявку на включение организации в реестр. Открытого доступа к этому реестру нет. Включение происходит по инициативе государственного заказчика.
Для проверки процедуры проведения закупки организованы контрольные мероприятия. В то время как заказчик опасается отмены и предписаний от органов, поставщики часто жалуются на сам порядок проведения процедуры. В большинстве случаев жалобы не являются обоснованными.
Очевидно, что процесс работы с ГОЗ, начиная с регистрации и заканчивая подписанием акта приема-сдачи работ, требует предельной внимательности к деталям и скрупулёзного изучения всевозможных нюансов, о которых нет, к сожалению, открытой информации. Однако все вопросы и тонкости работы с ГОЗ можно осветить на специальных семинарах, организованных для повышения эффективности работы предприятий и их конкурентоспособности.
>275-ФЗ: комментарий к закону

275-ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия

В первую очередь закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе 2019 определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере государственного оборонного заказа, а также принципы и методы, по которым устанавливаются цены на используемую для этого продукцию.

Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, а также полномочия и функции контролирующего органа.

Ст. 3 ФЗ № 275 формулирует основные понятия, применяемые для целей государственного оборонного заказа. Помимо прочего, из нее следует, что в процедуре оборонной закупки участвуют три стороны: заказчик, головной исполнитель и исполнитель. Последние две образуют кооперацию. Также здесь раскрываются тезисы, связанные с банковским обслуживанием.

Регулирование цен в рамках закона осуществляется в соответствии с принципами:

  • соблюдения равных прав и норм для всех участников закупки;
  • уменьшения издержек при поставке продукции;
  • получения прибыли при поставке продукции;
  • обоснования затрат головного исполнителя и исполнителя;
  • противодействия коррупции;
  • обеспечения баланса интересов всех участников сделки.

Как менялся закон о гособоронзаказе 275-ФЗ

С 2012 года 275-ФЗ пережил 9 редакций и претерпел ряд изменений. Так, 159-ФЗ в 2015 году добавил, помимо регулирования правовых отношений, функцию контроля.

С 2015 года контракт можно заключать только в письменной форме в соответствии с п. 7 ст. 3. Добавлены понятия кооперации головного исполнителя и исполнителя, уполномоченного банка, сопровождаемой сделки, расчетов по государственному заказу в сфере обороны, отдельного счета и банковского сопровождения сделки, органа финансового мониторинга и идентификатора госконтракта, ЕИС по государственному заказу в сфере обороны, федерального органа в области обороны и контролирующего органа. Также дано определение продукции с длительным технологическим циклом производства.

В 2013 году появилась возможность проводить оборонные закупки через запросы предложений (п. 3 ст. 6).

Заключение контракта для хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение, стало обязательным после нововведения 2016 года (п. 6.1 ст. 6).

В 2015 году всех участников государственного оборонного заказа, а также федеральный орган в области обороны, наделили правами. До этого у них были только обязанности.

В п. 2 ст. 3, помимо госкорпорации «Росатом», в качестве государственного заказчика по оборонному заказу добавлена корпорация «Роскосмос».

C 01.01.2019 начала действовать редакция 275-ФЗ с изменениями, который внес Федеральный закон № 263-ФЗ от 29.07.2018. Это закон поправил основные понятия гособоронзаказа. В частности, определение «уполномоченный банк», «отдельный счет». Так, уполномоченным банком может стать не только кредитная организация, которая выбрана головным исполнителем, но и банк, определенный Правительством в рамках 275-ФЗ. А к функциями отдельного счета добавили операции, которые разрешены, по п. 16 ст. 8.4 275-ФЗ, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков.

Также изменения затронули основные обязанности исполнителя в рамках ст. 8 275-ФЗ. В частности, в обязанностях прописали, что головной исполнитель предоставляет госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта в случаях и порядке, которые установлены Правительством.

08.01.2019 вступил в силу Федеральный закон № 571-ФЗ от 27.12.2018. Он изменил ст. 6 275-ФЗ о государственном оборонном заказе. Эта норма дополняется правилом о том, что закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

Подробнее об этом — в статье «Изменились правила формирования и ведения плана закупок».