Изменение сроков выполнения работ

Вправе ли заказчик заключить дополнительное соглашение о перенесении срока исполнения контракта, заключенного между медицинскими учреждениями на проведение медицинского осмотра, с мая на июнь 2020 г.?

27 мая 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации срок исполнения контракта может быть изменен на основании ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ при условии соблюдения порядка, предусмотренного этой нормой.

Обоснование вывода:
1. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных этим Законом (ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ)*(1). Поскольку как такового понятия «существенные условия контракта» Закон N 44-ФЗ не содержит, для его определения необходимо учитывать нормы Гражданского кодекса РФ, на которых основывается этот Закон (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Согласно ч. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Системный анализ ст.ст. 307, 432 ГК РФ, ч. 13 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод, что к условиям контракта, в соответствии с которыми у сторон возникают их права и обязанности, относится в том числе условие о сроке исполнения контракта, то есть сроки исполнения порождаемых им обязательств — сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также сроки их оплаты. Следовательно, такие условия в силу ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ не могут быть изменены соглашением сторон без законного на то основания. Возможности изменения сроков оказания услуг применительно к приведенной ситуации ст. 95 Закона N 44-ФЗ не предусматривает*(2).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, вступившего в силу 1 апреля 2020 года, статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена новой частью 65. На основании данной нормы в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение в том числе срока исполнения контракта. Указанные изменения допускаются, если при исполнении контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Для изменения контракта необходимо:
— наличие письменного обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;
— предоставление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта, если изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки.
При изменении контракта на основании ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ:
— размер обеспечения исполнения контракта может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ;
— возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);
— если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, в случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ определяется новый срок возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (п. «в» нормы).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации срок выполнения работ по контракту может быть изменен на основании ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ с соблюдением порядка, предусмотренного этой нормой.
2. В фактически сложившихся в настоящее время обстоятельствах, на наш взгляд, возможно также совместное решение заказчика и контрагента об исполнении обязанностей по контракту после формального окончания срока его действия, поскольку его исполнение в срок стало невозможным ввиду воздействия обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 405 ГК РФ; об отнесении распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, к таким обстоятельствам смотрите в п. 2 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, п. 1 письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020 NN 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20). Такая возможность существует, поскольку сам по себе факт истечения срока действия контракта не влечет прекращения обязательств сторон контракта, которые возникли из него, если этого не предусмотрено самим контрактом (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает оказание услуг и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. Иными словами, заказчик будет вправе принять надлежаще исполненные контрагентом и за пределами указанного в контракте срока действия (письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175).
В связи с этим следует учитывать, что приемка исполнения после окончания установленного контрактом срока по определению предполагает исполнение с просрочкой. В силу ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Направление такого требования является обязанностью, а не правом заказчика (письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867).
При этом в силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Данное правило применимо и в обстоятельствах с распространением коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в целях предотвращения такого распространения (п. 3 письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020 NN 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20). Полагаем, что заказчик в любом случае обязан, по крайней мере формально, направить исполнителю требование об уплате пени, но в том случае, если в ответе на претензию заказчика исполнитель укажет на обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии его вины, заказчик вправе отказаться от дальнейших действий по взысканию пени.
Кроме того, согласно ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (соответствующие Правила, касающиеся 2015 и 2016 годов, 2020 года утверждены постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Примерная форма дополнительного соглашения об изменении срока исполнения контракта (в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
— Примерная форма обоснования изменения срока исполнения контракта (в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
— Энциклопедия решений. Временные правила изменения срока и (или) цены контракта по Закону N 44-ФЗ по соглашению сторон в 2020 году;
— Энциклопедия решений. Возможность продления срока действия контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

14 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

По заключенному по результатам электронного аукциона в июне 2019 года контракту на выполнение строительно-монтажных работ (водопровод) со сроком исполнения 10 июля, сроком действия до 31 июля заказчик задерживает предоставление проекта — технической документации.
Могут ли стороны контракта составить дополнительное соглашение об изменении срока исполнения контракта, увеличив его (до тех пор, пока не будет предоставлен проект)?
Допускается ли такое изменение в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ?

18 июля 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае основания для заключения дополнительного соглашения об изменении срока выполнения работ по контракту отсутствуют. В то же время в данной ситуации контракт может быть исполнен за пределами установленных им сроков без привлечения подрядчика к ответственности за просрочку, возникшую по вине заказчика.

Обоснование позиции:
По общему правилу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 этого Закона. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Поскольку в силу п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств относятся к существенным, условия о сроке выполнения работ по контракту и о сроке действия контракта могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Перечень случаев, установленных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, является исчерпывающим и не предусматривает возможность изменения сроков исполнения контракта на основании соглашения сторон по причине приостановки работ по вине заказчика*(1). Не предоставляют такой возможности и новые положения ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 г., предусматривающие дополнительные случаи внесения изменений в контракт*(2).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила параграфа 5 главы 37 ГК РФ, а также общие положения о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ), если иное не установлено правилами Гражданского кодекса РФ об этом виде договора (п. 2 ст. 702 ГК РФ). По договору строительного подряда, на основании которого выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы (п. 2 ст. 740 ГК РФ), подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией (проектной документацией*(3)), определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 743 ГК РФ состав, содержание технической документации, а также порядок и сроки ее предоставления должны быть предусмотрены договором (контрактом). Согласно п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе приостановить начатую работу в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в том числе непредоставление технической документации, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК РФ). При этом если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии вышеуказанных обстоятельств вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 719 ГК РФ).
Рассматривая споры, связанные с реализацией подрядчиком прав, предусмотренных п. 1 ст. 719 ГК РФ в ходе исполнения контрактов, суды приходят к выводу, что действующее законодательство, допуская указанные способы защиты права подрядчика, не наделяет его правом требовать понуждения заказчика к изменению условий контракта, в том числе в части сроков выполнения работ (постановление Третьего ААС от 23.04.2018 N 03АП-1285/18). Так, признавая несостоятельными доводы о наличии оснований для внесения изменений в условия контракта о сроках выполнения работ (в том числе по причине приостановки работ подрядчиком), в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 18.05.2018 N Ф02-1940/18 указано, что временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта. Далее с учетом п. 1 ст. 719 и п. 3 ст. 401 ГК РФ суд указал, что указанные истцом обстоятельства могут явиться основанием для освобождения подрядчика от ответственности за невыполнение работ в установленный срок.
Таким образом, в отсутствие законного основания для изменения условия о сроке выполнения работ по контракту и о сроке действия контракта в связи с приостановкой, невыполнением подрядчиком работ по причине неисполнения заказчиком встречных обязанностей по контракту, есть вероятность признания дополнительного соглашения о продлении сроков выполнения работ по контракту неправомерным*(4).
Впрочем, сказанное не означает, что контракт не может быть исполнен по истечении указанного в нем срока действия (или срока исполнения обязательств). Сам по себе факт истечения указанных сроков не влечет прекращения обязательств сторон контракта, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает выполнение работ и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. При этом, учитывая позицию, изложенную в п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.07.2017, подрядчик не может быть привлечен к ответственности за просрочку выполнения работ по причине непредставления заказчиком документации, необходимой для выполнения работ*(5).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

27 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Возможность изменения срока исполнения обязательств предусматривается Законом N 44-ФЗ лишь для случая уменьшения ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, согласно п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если исполнение муниципального контракта, заключенного на срок не менее одного года, по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, срок может быть изменен на основании решения местной администрации, однако такая возможность установлена лишь в отношении контрактов, цена которых составляет не менее 500 млн. рублей (п. 1 постановления Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186).
*(2) Что касается изменений и дополнений, внесенных в ст. 95 Закона N 44-ФЗ Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ, в силу которых к контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, с 1 июля 2019 г. будут применяться еще два специальных случая, позволяющих внести изменения в такие контракты (это п. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), отметим, что положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно будет применять только в отношении длительных (более года) и дорогостоящих контрактов при условии принятия органом власти соответствующего решения. Применение же п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ будет возможным только в случае необходимости изменения срока исполнения контракта, если такая необходимость возникла по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, или по вине подрядчика (при условии отсутствия в последнем случае не исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) и предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта). В таком случае заказчик вправе однократно продлить срок исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (смотрите ответ на Вопрос: В мае 2019 года администрацией по итогам электронного аукциона был заключен контракт на благоустройство территории (парк)… Возможно ли после 1 июля 2019 года заключить дополнительное соглашение к данному контракту, в котором предусмотреть возможность изменения объемов и видов работ, срока исполнения контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.).
*(3) Понятие «техническая документация» практически равнозначно понятию «проектная документация» (смотрите тему 1 Обзора практики…, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2014 года).
*(4) Справедливости ради отметим, что встречаются отдельные судебные решения, свидетельствующие о возможности заключения дополнительного соглашения, продлевающего сроки выполнения работ в случае возникновения просрочки по вине заказчика (смотрите постановление Первого ААС от 04.10.2018 N 01АП-7155/18. Однако практики, подтверждающей правомерность заключения подобных соглашений, равно как необоснованность отказа заказчика в заключении указанных соглашений, найти не удалось. В ряде случаев суды игнорируют факт отказа заказчика от продления сроков контракта (постановление АС Северо-Западного округа от 27.07.2018 N Ф07-7922/18, постановление Семнадцатого ААС от 02.10.2018 N 17АП-12526/18).
*(5) Суды приходят к выводу об отсутствии вины подрядчика в нарушении сроков выполнения работ в случае возникновения просрочки по вине заказчика и, соответственно, о необоснованности применения к подрядчику мер ответственности (смотрите определение Верховного Суда РФ от 24.01.2018 N 304-ЭС17-21914, постановление АС Западно-Сибирского округа от 08.11.2016 N Ф04-4295/16, постановление АС Северо-Западного округа от 04.10.2018 N Ф07-11064/18, постановление АС Северо-Западного округа от 01.06.2018 N Ф07-4855/18, постановление АС Северо-Западного округа от 23.11.2017 N Ф07-13424/17. Также суды не учитывают период просрочки по вине заказчика при расчете неустойки, присужденной подрядчику (смотрите постановление АС Волго-Вятского округа от 07.12.2017 N Ф01-5643/17, постановление Девятого ААС от 21.08.2018 N 09АП-34092/18.

Заказчик провел международные торги, в которых выиграл резидент, импортирующий товар. Поставщик в письме к заказчику сообщил, что импортер не успел своевременно оформить лицензию на вывоз товара и из-за этого сорвал срок поставки товара. Поставщик попросил заказчика продлить срок выполнения обязательства и срок действия договора, поскольку он не уверен, что сможет до конца года поставить товар, а договор действует до 31.12.19 г. Что делать в такой ситуации заказчику? Должен ли он продлить срок действия договора и срок выполнения обязательств поставщиком?

Как предусмотрено ч. 1 ст. 36 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), договор о закупке заключается согласно нормам Гражданского и Хозяйственного кодексов (далее – ГК, ХК соответственно) с учетом особенностей, определенных этим Законом.

Согласно ч. 1 ст. 626, ст. 629 ГК договором является договоренность двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Договор является обязательным для выполнения сторонами. Если в договоре установлен срок выполнения обязательства, то оно подлежит выполнению в этот срок (ч. 1 ст. 530 ГК).

Также ст. 627 ГК определяет, что стороны являются свободными в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости.

Как предусмотрено п. 4 ч. 4 ст. 36 Закона № 922, существенные условия договора о закупке не могут меняться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме. Исключение составляет случай продления срока действия договора и выполнения обязательств относительно передачи товара, выполнения работ, предоставления услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, которые повлекли за собой такое продолжение, в том числе непреодолимой силы, задержки финансирования расходов заказчика, при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре.

Напомним, согласно ч. 1 ст. 42 ХК предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

При исполнении гос. контрактов бывают случаи, когда выполнение работ по государственному контракту нельзя выполнить срок по вине заказчика. Или по обоюдной вине.

При этом заказчик не идет на конфликт с исполнителем, не хочет удерживать с него неустойку и согласен заключить дополнительное соглашение к государственному контракту с увеличением сроков выполнения работ. При этом иногда предлагают увеличить смету на 10%, чтобы иметь причину к заключению доп. соглашение.

Законно ли такое увеличение сроков по государственному контракту?

По общему правилу нет. Исключению составляют случаи выполнения работ по строительству, кап. ремонту, реконструкции, сносу объектов капитального строительства (пп. 9 п. 1 ст. 95 ФЗ №44), если сроки выполнения работ нарушены по причинам не зависящим от сторон, и в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (п. 65 ст. 112 ФЗ №44).

Можно ли продлить сроки без заключения дополнительного соглашения и не платить неустойку государственному заказчику?

Да.

ФЗ №44 в ст. 95 содержит исключительный перечень случаев, по которым может быть изменен государственный контракт. Самый частый случай – изменение цены не более чем на 10% в сторону увеличения сметы или ее уменьшение в связи с меньшим объемом работ.

При этом закон не указывает на возможность увеличение сроков при изменении цены контракта.

Такое возможно только в отдельных специальных случаях:

Цена контракта больше 500 млн., 1 мрд., 10 млрд рублей для мниципальных нужд, нужд субъекта РФ, федеральных нужд, и если общий срок гос. контракта больше 1 года для муниципальных и 3 года для федеральных нужд

Изменение регулируемых цен

Уменьшение лимитов финансирования, если заказчиком заключен контракт с иностранной организацией или гражданином

Во всех остальных случаях заключать дополнительное соглашение об увеличении сроков выполнения работ нельзя. Даже если заказчик на это согласен. Такое соглашение является ничтожным, т.к. ограничивает конкуренцию и оказание предпочтение отдельному субъекту (п. 9 обзора судебной практики Верховного суда РФ по государственным закупкам)

Но есть выход, позволяющий фактически увеличить сроки выполнения работ по гос. контракту.

Он основан на положениях ст. 716, 719 ГК РФ и п. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ..

При этом Вам нужно доказать, что невыполнение работ в предусмотренный контрактом срок произошло по вине заказчика или по непредвиденным обстоятельствам (погодные условия, авария и т.д.).

Заказчик может нарушить сроки передачи строительной площадки, не обеспечить на нее доступ, для выполнения работ по контракту требуется проведение других работ, не предусмотренных договором, в проектной документации могут быть ошибки и т.д.

Важно, чтобы эти обстоятельства могли угрожать качеству работ или без их устранения невозможно выполнить условия гос. контракта.

О таких обстоятельства надо предупредить заказчика, иначе Вы не сможете на них сослаться в суде, если будет предъявлен иск.

Заказчик обязан обеспечить возможность выполнения работ на объекте, оказывать необходимое содействие исполнителю (ст. 718 ГК РФ)

Если им не будет предпринято необходимых действий, то Вы имеет не приступать к выполнению работ или приостановить их, пока не будут устранены обстоятельства, мешающие качественном выполнению работ. (ст. 716, 719 ГК РФ).