Изменение границ участка без изменения площади

Письмо № ОГ-Д23-4408 от 17 апреля 2017 г. относительно уточнения местоположения границ смежных земельных участков.
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел Ваше обращение и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) функцией саморегулируемой организации кадастровых инженеров является в том числе организация информационного и методического обеспечения своих членов. Согласно части 3 статьи 30 Закона № 221-ФЗ, основанием для включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров является наличие предусмотренных Законом № 221-ФЗ органов управления, в том числе методического органа. Также обращаем внимание, что позиции Минэкономразвития России по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации» (далее – Закон № 218-ФЗ), размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе «Недвижимость» (Главная / Документы / Письма Минэкономразвития России, содержащие позицию по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости). В этой связи рекомендуем до подготовки письменного обращения в Минэкономразвития России по вопросам организации кадастровой деятельности, в том числе разъяснения положений нормативных актов, подлежащих применению при кадастровых работах, обращаться, прежде всего, в методический орган соответствующей саморегулируемой организации, а также ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России. Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
2
Согласно части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее − уточнение границ). Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 43 Закона № 218-ФЗ). Таким образом, положения части 2 статьи 43 Закона № 218-ФЗ применяются в отношении частей границ смежных земельных участков, местоположение границ которых уточняется в связи уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого в орган регистрации представлено заявление об осуществлении его государственного кадастрового учета. Исходя из комплексного анализа положений Закона № 218-ФЗ уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: — при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; — в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
3
— в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); — при исправлении ошибки, в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка. В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921 (далее – Требования), межевой план оформляется в виде одного документа также в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ. Согласно пункту 58 Требований раздел «Сведения об уточняемых земельных участках» содержит последовательно все сведения о каждом уточняемом земельном участке. Необходимо отметить, что критерии определения допустимого объема таких изменений, не установлены, данный вопрос решается при проведении кадастровых работ, исходя из конкретных обстоятельств. Так, в одних случаях может быть необходимо уточнение местоположения всей границы смежного земельного участка (или уточнение местоположения всех характерных точек границы), в том числе в связи с исправлением ошибки. В других случаях требуется уточнение местоположения отдельных частей границы смежного земельного участка, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении таких частей границы. Выполнение кадастровых работ по уточнению отдельных частей границы смежного земельного участка может повлечь определение его площади (например, если сведения ЕГРН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков) или не повлечь определение его площади (например, если сведения ЕГРН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, отсутствуют в ЕГРН или не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков). Таким образом, состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от указанных обстоятельств.
4
При этом обращаем Ваше внимание, что порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен частью 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, а также пунктом 70 Требований. Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план, сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, либо их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Согласно ст. 22 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (описание местоположения границ, площадь земельных участков и др.) в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений объекта недвижимости необходимо предоставить межевой план.

При этом на основании ч. 12 ст. 38 Закона о кадастре форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При оформлении межевого плана его форма должна соответствовать форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка» (далее – Требования к подготовке межевого плана), а содержание должно отвечать требованиям к подготовке текстовой и графической части межевого плана.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре уточнением границ земельного участка является осуществление кадастрового учета в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ в случае, когда кадастровые сведения о таком земельном участке не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Не является уточнением границ земельного участка кадастровый учет в связи с изменением площади преобразуемого земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ в случаях образования земельного участка при выделе из земельного участка или при разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах.

Кадастровая ошибка – это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. В соответствии с указанной нормой, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, то есть на основании письменного заявления собственника объекта недвижимости и необходимых для такого изменения документов.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 67 Требований к подготовке межевого плана, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка (со ссылкой на соответствующие документы, использованные при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ), содержащее, например:

— описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);

— сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

При подтверждении фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

Таким образом, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.

В случае несоответствия местоположения земельного участка на местности картографическому материалу в разделе «Заключение кадастрового инженера» необходимо дать обоснованные доводы изменения местоположения границы земельного участка.

В целях конкретизации обоснования местоположения уточненных границ в разделе «Заключение кадастрового инженера» могут быть указаны конкретные объекты искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка, источники получения информации о существовании границ на местности 15 и более лет, меры, принятые для получения документов, подтверждающих местоположение границ земельного участка.

Основные ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами при подготовке межевых планов с целью уточнения местоположения границ земельных участков и исправления кадастровых ошибок в местоположении границ и (или) площади земельных участков.

1. Несоответствие конфигурации уточняемого земельного участка, полученной по результатам проведения кадастровых работ, конфигурации такого земельного участка в правоустанавливающих (правоподтверждающих) документах (в чертежах, схемах, включенных в состав свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства на право собственности на землю) и отсутствие обоснования такого несоответствия.

2. Несоответствие конфигурации и местоположения границ уточняемого земельного участка, полученной по результатам проведения кадастровых работ, конфигурации и местоположению границ в документах, определяющих местоположение границ земельного участка и используемых при подготовке межевого плана (такими документами могут являться проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и другие документы, предусмотренные действующим законодательством).

3. Несоответствие описания местоположения границ уточняемого земельного участка в представленном межевом плане сведениям государственного кадастра недвижимости (картографической основе государственного кадастра недвижимости, а также схемам, планам и т.д., содержащимся в кадастровых делах объектов недвижимости).

4. Нарушение порядка согласования местоположения границ уточняемого земельного участка (в том числе, в случае, если при уточнении границ земельного участка уточняется часть границы смежного земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости и права на который не оформлены, в разделе межевого плана «Акт согласования местоположения границ земельного участка» отсутствует согласование такой границы с уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления).

5. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование местоположения границ со ссылкой на документ, подтверждающий фактическое местоположение границ земельных участков.

Ранее учтенный земельный участок — это участок, который учтен до 1 марта 2008г., или тот, права на который зарегистрированы (и не прекращены) и которому присвоен условный номер.

Чтобы внести сведения о таком участке в ЕГРН, можно подать соответствующее заявление или запросить сведения о нем. При этом, сведения могут быть внесены в ЕГРН в связи с поступлением запроса как от правообладателя, так и от любого другого лица (в том числе путём межведомственного запроса).
Снять ранее учтенный земельный участок с кадастрового учета по своей инициативе вы не сможете. Это делает орган регистрации прав и только в случае, если сведений о правах на него нет в ЕГРН.
Ранее учтенными участки считаются в случаях, если:
— их учет проведен до 1 марта 2008 г.;
— учет не был проведен, однако права на них зарегистрированы (и не прекращены) и им присвоены условные номера органом регистрации прав.
Внесение сведений в ЕГРН о таком участке может потребоваться для того, чтобы получить выписку из реестра и подтвердить существование земельного участка с определенными характеристиками (например, покупателю земельного участка).
Чтобы сведения о земельном участке были внесены в ЕГРН, можно подать:
1.заявление о внесении сведений в ЕГРНо ранее учтенном земельном участке. В этом случае рекомендуется сначала проверить, действительно ли сведения в ЕГРН отсутствуют, так как орган регистрации прав мог внести их и без участия правообладателя. Это можно сделать при помощи публичной кадастровой карты или сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн» на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request).
Если сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке отсутствуют, необходимо подавать заявление.
К заявлению прикладываются документ(его копию, заверенную в установленном порядке), который подтверждает право на земельный участок. Это может быть, например, свидетельство на право собственности на землю. Перечень таких документов не ограничен, это может быть любой документ, устанавливающий или подтверждающий ваше право на земельный участок. Главное, чтобы он был выдан уполномоченным органом (организацией) и отвечал требованиям законодательства, действовавшим в месте и на момент его издания.
Более того, сведения о земельном участке должны быть внесены в ЕГРН даже в том случае, если в документе о праве на земельный участок нет сведений о местоположении его границ (контура). Представлять в этом случае межевой план не требуется.
Сведения о ранее учтенном земельном участке вносятся в ЕГРН бесплатно, так как госпошлина уплачивается только за государственную регистрацию прав.
Если такие сведения о земельном участке уже содержатся в ЕГРН или представленный документ не соответствует тем требованиям законодательства, которые действовали в момент его издания, то формируется отказ о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
2.запрос о предоставлении сведений из ЕГРНо земельном участке. В данном случае можнл запросить выписку об объекте недвижимости либо выписку об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Такой запрос может подать любое лицо и, если сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке отсутствуют, они будут внесены в ЕГРН. Они вносятся и при поступлении межведомственного запроса.
Срок внесения сведений в ЕГРН не должен превышать пяти рабочих дней с момента поступления заявления или запроса. В тот же срок после их внесения вам должны выдать (направить) выписку из ЕГРН.
Если учтенный до 1 марта 2008г. земельный участок поставлен на кадастровый учет в ЕГРН, он не может быть снят с такого учета по инициативе правообладателя. Орган регистрации прав делает это самостоятельно. Такой участок снимается с кадастрового учета только в том случае, если в ЕГРН нет сведений о его правообладателе.
Однако сначала правообладатель должен проверить, имеются ли сведения:
— об исходном (исходных) земельном участке (то есть из которого образован ранее учтенный земельный участок) и его правообладателе. При наличии таких сведений орган регистрации прав направит правообладателю уведомление о необходимости зарегистрировать право на ранее учтенный земельный участок;
— о расположенных на таком земельном участке (либо его части) объектах недвижимости и правообладателях такой недвижимости, а также помещений в ней. Если сведения о правообладателях имеются, то орган регистрации должен направить им уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений о правах на земельный участок и их ограничениях, а также о направлении информации о нем в орган госвласти (орган местного самоуправления), который уполномочен предоставлять земельные участки, и орган земельного надзора. В этом случае земельный участок не снимается с учета.
Участок снимается с кадастрового учета, если:
1) вам как правообладателю исходного земельного участка было направлено уведомление о необходимости зарегистрировать право, однако в течение шести месяцев со дня его направления вы этого не сделали. В этом случае записи об участке в ЕГРН будет присвоен статус «архивная», то есть участок снимут с кадастрового учета;
2) не выявлены правообладатели исходного земельного участка либо объектов недвижимости (помещений в них), расположенных на ранее учтенном земельном участке либо его части. В этом случае орган регистрации прав должен направить в соответствующий орган госвласти (орган местного самоуправления) запрос о наличии правоустанавливающих документов на ранее учтенный земельный участок и оснований для разграничения права собственности на землю. В случае поступления ответа об их отсутствии либо непоступления ответа в течение трех месяцев со дня направления запроса земельный участок будет снят с кадастрового учета.
Не подлежит снятию с кадастрового учета земельный участок, который поставлен на кадастровый учет до 1 марта 2008г. и сведений о правообладателе которого нет в ЕГРН, если орган регистрации получил информацию о том, что право на такой участок возникло в силу федерального закона.

На основании п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимости.
Понятие «ранее учтенного земельного участка» следует из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости).
Ранее учтенным считается земельный участок, учет которого был произведен до введения в действие законодательства о государственном кадастре недвижимости, вследствие чего кадастровый учет осуществлен не был.

Согласно ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Внесение сведений в Государственный кадастр недвижимости
На основании ч. 5 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня получения им запросов или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
На основании ч. 7 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня включения в ЕГРН документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 9 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации прав и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Согласно п. 28 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1, основанием для включения в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о регистрации прав, является акт о включении в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках.
В Письме Минэкономразвития России от 20.04.2017 N Д23и-2207 разъяснено, что согласно Закону о регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона о регистрации прав (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, которая проводится по желанию их правообладателей. При этом Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований, наделены правом на подачу в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» отсутствие в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках, в отношении которых принято указанное в п. п. 2 и 2.2 ч. 1 ст. 12 данного Закона решение межведомственного коллегиального органа, в объеме, необходимом в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, отсутствие установленных в соответствии с законодательством РФ границ этих земельных участков не является препятствием для выдачи (направления) выписок из ЕГРН о таких земельных участках.
Снятие с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до 1 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Из Письма Минэкономразвития России от 10.02.2017 N ОГ-Д23-1484 «О рассмотрении обращения» следует: порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., зависит от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРН сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.
Порядок действий органа кадастрового учета установлен п. 181 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».
При этом необходимо учитывать, что:
— суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок;
— возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета.