История судебной статистики

Становление и развитие судебной статистики в России.
Если накоплено достаточно информации, то статистическими методами можно доказать что угодно.
Уильямс Холланд

Судебная статистика – один из главных разделов правовой статистики, который изучает количественную сторону деятельности судов.

Развитие теории как общей, так и отраслевой статистики способствовало становлению статистического учета (практической статистики) преступлений, иных правонарушений, судимостей, количества заключенных, деятельности правоохранительных органов, гражданско-правовых решений и других явлений и процессов, характеризующих правоприменительную практику.

В России отчеты о деятельности судов составлялись с начала XIX в., первый их них был издан в 1806 г. и содержал сведения за 1804 г. После судебной реформы 1864 г., были утверждены правила статистической отчетности судебных учреждений. Первый опубликованный том судебной статистики назывался «Свод статистических сведений по делам уголовным, возникшим в 1872г.». В последующие годы эти своды меняли название, расширялись и уточнялись.

Сведения о преступности за 1874-1894 гг. были опубликованы также в сборнике «Итоги русской уголовной статистики», а за 1905—1915 гг. — в ежегодных сборниках статистических сведений Министерства юстиции. За 1915-1916 гг. данные судебной статистики частично обработаны при советской власти в 1922-1923гг. Единицами измерения преступности были уголовные дела, рассмотренные в судах, и осужденные. Это оказалось одним из оснований называть статистику «судебной». Параллельно с изданием сводов в 1885—1913 гг. публиковались также «Сборники статистических сведений Министерства юстиции», где имелись данные о личном составе судебных установлений и их деятельности.

Российская судебная статистика с самого начала отличалась детальностью и тщательностью разработки материалов. В них можно было найти сведения о подсудимых, об осужденных, о личном составе судов, о судебной деятельности. В течение 1872— 1909 гг. в России действовала «купонная система». Она позволяла Министерству юстиции следить за движением уголовного дела на всех стадиях уголовного процесса. Купонная система заключалась в следующем: к возбужденному уголовному делу подшивалась особая тетрадь («ведомость о производстве дела»), состоящая из 12 «купонов», каждый из которых отражал соответствующую стадию уголовного процесса, начиная с возбуждения уголовного дела. Каждый «купон» заполнялся по окончании той или иной стадии и отсылался в Министерство юстиции. «Купоны» заполняли следователи, прокуроры и судьи, которые несли ответственность за правильность указанных сведений и своевременное их представление. Система была сложна, бюрократична, но обеспечивала единство и полноту учета по многим показателям, и сопоставимость получаемых сведений по стадиям уголовного процесса. Кроме этого, заполнялись листки на подсудимых и множество таблиц, которые нередко дублировали «купонную систему».

После революции 1917 г. в некоторых городах какое-то время сохранялась прежняя судебно-статистическая отчетность, но вводились и новые формы оперативной отчетности. Создание народных судов, революционных трибуналов, органов ВЧК предопределило введение отчетности внутриведомственного характера, которая очень часто менялась. Уголовная статистика практически перестала быть единой и сопоставимой. Она осуществлялась органами милиции, уголовного розыска и исправительными учреждениями, а также следственно-прокурорскими и судебными органами.

В 20-е гг. уголовно-правовая статистика публиковалась в журналах «Вестник статистики», «Бюллетень ЦСУ», «Статистическое обозрение». Кроме этого был издан ряд сборников: «Статистика осужденных в СССР» за 1923 и 1924 гг., а также в 1925, 1926 и 1927 гг. и два сборника «Современная преступность» в 1927 и 1930 г. В 30-е гг. статистика судимости и преступности, как и вся иная статистика, становится сугубо ведомственной и засекреченной. Ранее подготовленный сборник «Статистика осужденных в РСФСР 1922-1934 гг.» вышел уже с грифом «Секретно». Такое положение сохранялось на протяжении почти 60 лет. Сведения о преступности и судимости собирались, докладывались руководству страны и оставались в металлических сейфах правоохранительных ведомств. Обнародование данных сведений считалось разглашением государственной тайны.

С началом перестройки в СССР в июне 1987 г. были сняты ограничения на публикацию статистических сведений по семи видам преступлений. В Госкомстате СССР был воссоздан отдел статистики, в котором постепенно стала сосредоточиваться сводная информация о преступности, судимости, административных нарушениях и иных негативных явлениях. Криминальная статистика была открыта полностью.

(Графики динамики судимости и меры уголовного наказанияза 1985-1994г.г. )

(Данные из сборника за 1980г. Рассмотрение гражданских дел судами Мурманской области за 1971-1980г.г.)

(Данные из статистического сборника о работе судов Мурманской области за 1976-1977г.г.)

В 1990- 1991 г.г. вышли первые статистические сборники «Преступность и правонарушения в СССР» за 1989г. и 1990 г., в которых были помещены сведения обо всей учтенной преступности и отдельных наиболее опасных видах преступлений, о личности выявленных субъектов преступлений, судимости и осужденных, мерах наказания, дорожно-транспортных происшествиях и пожарах в объеме Союза и союзных республик. Ввиду того, что ранее криминальная статистика не публиковалась, большинство сведений было дано с 1961 г., т. е. с начала действия уголовного законодательства 60-х гг. и Инструкции о едином учете преступлений. До этого же фактически учитывалась не преступность, а судимость.

После распада СССР в 1991 г. полных сведений по Союзу собрать не удалось, так как некоторые республики бывшего Союза их не предоставили. Но Россия не приостановила издание ежегодных статистических сборников под названием «Преступность и правонарушения». В них отражались данные о преступности в целом, некоторых группах преступлений и более подробно — об отдельных видах опасных деяний (умышленных убийствах, умышленных тяжких телесных повреждениях, изнасилованиях, хулиганстве, разбоях, грабежах, кражах, присвоениях вверенного имущества, взяточничестве, преступлениях, связанных с наркотиками), о лицах, совершивших преступления, судимости и осужденных, аварийности на автотранспорте и состоянии пожарной безопасности.

В настоящее время судебная статистика полностью доступна общественности.

Судебная статистика является частью государственной статистики, поэтому ведение статистического учета работы судов является одним из важных направлений их работы. Целью судебной статистики является правильный и своевременный учет по установленной форме количества рассмотренных судами дел, сведений об осужденных, а также других необходимых данных о работе судов.

Для решения задач судебной статистики используются такие общестатистические методы, как массовое статистическое наблюдение, сводка и группировка данных, статистический анализ.

К наиболее важным задачам, которые решает судебная статистика, относятся:

  • предоставление данных для информирования о результатах работы судов их руководителей, а также руководителей вышестоящих судов;
  • предоставление данных для информирования федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, как по их запросам, так и по инициативе соответствующих судов, по вопросам, вытекающим из работы судов;
  • предоставление данных для публикации ежегодной информации о результатах работы судов, состоянии судимости в стране в целом или за соответствующие периоды;
  • предоставление данных для анализа и обобщения судебной практики, научной и исследовательской работы по различным отраслям правовой науки.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» ведение судебной статистики возложено на Судебный департамент и его территориальные органы – Управления (отделы) в субъектах Российской Федерации. Для выполнения задач по ведению судебной статистики Судебный департамент наделен полномочиями запрашивать и получать у государственных органов необходимые документы и материалы. В целях реализации указанных функций разработана Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29.12.2007 г. №169.

Инструкция регламентирует исполнение функций ведения судебной статистики в системе судов общей юрисдикции (судах субъектов Российской Федерации, районных (городских) судах, участках мировых судей) и в системе Судебного департамента, взаимоотношения управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с указанными судами при составлении сводной статистической отчетности. Указанным нормативным актом регламентируются правила формирования статистических отчетов на основе данных первичного статистического учета, ведущегося в судах общей юрисдикции и на участках мировых судей в соответствии с требованиями судебного делопроизводства; отражается порядок представления первичных статистических данных, их обработки, формирования сводной статистической отчетности, ее хранения и представления в заинтересованные ведомства.

Основными требованиями при представлении статистической отчетности являются полнота, достоверность, своевременность. Ответственность за достоверность и своевременность представления статистической информации несут председатели судов общей юрисдикции, мировые судьи, начальники управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Статистические сведения о работе судов как по Российской Федерации в целом так и отдельно по регионам печатаются в таких журналах как «Российская юстиция», «Российский судья», «Судья». В Мурманской области результаты статистических отчетов печатаются в личном издании Управления «Мурманский судебный вестник». Также составляется статистический сборник, который дополняется графиками и диаграммами, что наглядно показывает работу судов общей юрисдикции в отчетном году в сравнении с предыдущими отчетными периодами.

1 июля 2010 г. на территории Российской Федерации вступил в действие Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ», принятие которого можно считать однозначно положительным явлением, показывающим серьезное отношение руководства страны к праву граждан на доступ к информации. Так, согласно п.4 ст.14 закона в сети «Интернет» размещаются данные судебной статистики, предоставляемые в объеме, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом.

Раздел «Судебная статистика» на сайтах судов представлен как самостоятельный раздел, который содержит данные в объеме, установленном в пределах своих полномочий вышестоящими судами (Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации) и Судебным департаментом.

В целях реализации положений Федерального закона от 22.12.2008г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте Управления Судебного департамента в Мурманской области размещаются следующие статистические данные:

  • Сведения о рассмотрении районными (городскими) судами Мурманской области уголовных, гражданских дел в апелляционном порядке, жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • Сведения о работе районных (городских) судов Мурманской области;
  • Сведения о работе судебных участков мировых судей Мурманской области;
  • Отчеты о рассмотрении районными (городскими) судами и мировыми судьями Мурманской области уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях;
  • Обзорные справки о работе судов и судебных участков Мурманской области.

Кроме того, на сайте Управления размещены статистические сведения о работе районных (городских) судов Мурманской области с 1998г. по 2011г., с указанием количества оконченных уголовных и гражданских дел за отчетный период, количества дел рассмотренных с нарушением процессуальных сроков, предусмотренных УПК РФ и ГПК РФ, процента их нарушения, ежемесячной нагрузки на 1 судью по суду, штата судей по каждому суду в отдельности, а также количества рассмотренных административных и прочих материалов в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Статистические данные по итогам каждого отчетного периода обновляются.

По результатам проведения анализа востребованности официального сайта Управления Судебного департамента в Мурманской области за 2011 год , из 6193 лиц, посетивших сайт , 839 посетили раздел по судебной статистике.

Роль судебной статистики в улучшении деятельности органов, ее обрабатывающих, Судебного департамента представляется весьма серьезной, ведь именно судебная статистика наряду с другими источниками дает возможность установить, как работают данные учреждения и как в целом осуществляется правосудие. Судебная статистика играет существенную роль в улучшении деятельности суда. Статистические материалы используются для оперативного руководства судебными органами, Судебным департаментом в целях контроля и выявления положительных и отрицательных сторон их деятельности. В соединении с другими материалами статистические показатели представляют собой важный источник анализа работы вышестоящих судов и судебной системы в целом, а также непосредственно работы Судебного департамента. Позволяя установить основные тенденции в такой работе, статистика помогает выявить наиболее типичные недостатки и принять меры к их ликвидации.

Следует особенно обратить внимание на следующий факт: материалы правовой статистики используются в работе по совершенствованию законодательства. Разработка проектов законов в области уголовного, гражданского и административного права и процесса, а также судопроизводства и информатизации в процессе осуществления правосудия не может обойтись без целого ряда показателей, освещающих распространенность конкретных видов нарушений, практические применения действующего законодательства. Определяя своими данными практику применения тех или иных законов, характеризуя движение определенных нарушений, судебная статистика подтверждает целесообразность или нецелесообразность действия в данный период конкретного закона, а также эффективность. Впоследствии именно на основании указанных мероприятий возникает необходимость в установлении новых форм борьбы с конкретными нарушениями.