Источники правового регулирования банкротства

В статье анализируются источники правового регулирования несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя, виды и содержание применяемых процедур, основания и условия их введения. Среди процедур банкротства, применяемых к индивидуальному предпринимателю, указаны реструктуризация долга, реализация имущества, мировое соглашение, процедура несостоятельности наследственной массы. В качестве основания признания предпринимателя несостоятельным рассматривается его неплатежеспособность, факт которой должен быть доказан заявителем при его обращении в суд. Сделан вывод о тождественности оснований введения процедур для индивидуального предпринимателя и потребителя. Выделены особенности правового регулирования несостоятельности индивидуального предпринимателя на стадии подачи заявления в арбитражный суд, при продаже его имущества в процедуре реализации имущества, правовых последствий признания предпринимателя несостоятельным в сфере предпринимательской деятельности. Исследованы дискуссионные вопросы, в частности, о понятии должника в процедуре несостоятельности наследственной массы, сделан вывод о приеме юридической фикции при наделении принявшего наследство наследника правами и обязанностями должника. Проанализирована судебная практика применения норм о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя.

Система правового регулирования банкротства — это структура, внутреннее строение института банкротства. Несмотря на то что конкурсное право является не отраслью права, а сложным правовым институтом, части которого могут, согласно теории права, именоваться лишь субинститутами, представляется возможным выделить в его составе общую и особенную части (рис. 1.1). Это обусловлено прежде всего структурой системообразующего источника института банкротства — Закона о банкротстве.

Рис. 1.1. Система института банкротства

Общая часть объединяет нормы о понятии и признаках несостоятельности; субъектах правоотношений, связанных с банкротством, их основных правах и обязанностях, ответственности; некоторые другие правила, действие которых распространяется на все регулируемые данным институтом правоотношения. Нормы общей части содержатся в части первой ГК РФ, гл. 22 УК РФ, гл. 14 КоАП РФ, гл. I Закона о банкротстве и других нормативных правовых актах.

Особенная часть включает субинституты: досудебный этап банкротства (гл. II Закона о банкротстве и др.); судебный этан банкротства (гл. 28

и иные нормы АПК РФ, гл. Ill—VIII Закона о банкротстве и др.); особенности банкротства отдельных категорий должников (гл. IX, X Закона о банкротстве и др.); упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве (гл. XI Закона о банкротстве и др.).

Последовательность применения норм, регулирующих банкротство юридических лиц. При банкротстве отдельных категорий должников — юридических лиц (градообразующих, финансовых и иных, перечисленных на рис. 1.1), а также лиц, для которых предусмотрена упрощенная процедура банкротства, в первую очередь применяются специальные нормы, регулирующие банкротство соответствующих лиц (гл. IX, XI Закона о банкротстве). Во вторую очередь (субсидиарно), применительно к отношениям, не урегулированным специальными нормами, применяются положения гл. I—VIII Закона о банкротстве (общие для всех юридических лиц). В третью очередь применяются те нормативные акты, которые прямо предусмотрены законами о банкротстве (например, АПК РФ).

Правовое регулирование банкротства иных юридических лиц, не отнесенных Законом о банкротстве к «отдельным категориям должников», осуществляется нормами гл. I—VIII Закона о банкротстве, а также теми нормативными актами, которые прямо предусмотрены указанными главами закона о банкротстве.

Последовательность применения норм, регулирующих банкротство граждан, рассмотрена в гл. 12 учебника.

Источниками правового регулирования банкротства являются:

  • 1. Конституция РФ. В основу построения концепции банкротства положены следующие конституционные принципы:
    • — признания и защиты равным образом всех форм собственности (ч. 2 ст. 8);
    • — недопустимости лишения имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Так, принудительное отчуждение имущества должника производится после вынесения судебного акта о введении процедуры в деле о банкротстве;
    • — возможности ограничения прав и свобод человека федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55). На этом основывается, в частности, приостановление исполнения должником своих обязательств перед отдельными кредиторами в ходе банкротства.
  • 2. Кодексы. АПК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, НК РФ.
  • 3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Является основным источником, специально посвященным регулированию банкротства. Он имеет приоритет перед всеми иными нормативными актами, регулирующими отношения, связанные с банкротством. Они применяются лишь постольку, поскольку ему не противоречат (п. 3 ст. 232 Закона о банкротстве).
  • 4. Иные федеральные законы, например Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
  • 5. Подзаконные нормативные правовые акты, указы Президента России, постановления Правительства РФ, акты Минюста, Минэкономразвития

России, ЦБ РФ. К источникам относятся федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные Национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные Минэкономразвития России. В качестве локальных актов можно рассматривать стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утверждаемые саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и обязательные для членов таких организаций.

  • 6. Судебные акты Конституционного Суда РФ1.
  • 7. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ. Не все ученые считают их источниками права, но фактически они таковыми являются, поскольку обязательны для судов. Нарушение судебным постановлением единообразия в толковании и применении судами норм нрава является основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 308.8 АПК РФ).

Большое значение для формирования правоприменительной практики имеют и информационные письма Президиума Верховного Суда РФ и ВАС РФ, которые носят рекомендательный характер для арбитражных судов. Источниками права они не являются.

Исторический экскурс

Первый письменный источник правового регулирования несостоятельности — Законы Хаммурапи (1789 г. до н.э., Древний Вавилон). Серьезное развитие эти вопросы получили в римском праве, затем в XIII в. — в Италии, а с XVI в. — во Франции, Германии, Англии. В нашей стране отдельные нормы о несостоятельности содержались еще в Русской Правде, а первым кодифицированным актом стал Устав о банкротах 1740 г. Затем принимались банкрогные уставы в 1753, 1763, 1768 гг., Устав о торговой несостоятельности 1832 г., Банкротный устав 1880 г.

После революции 1917 г. дореволюционные правовые акты были отменены. Только в период нэпа с 1927 г. Гражданский кодекс РСФСР был дополнен нормами о несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц. Но с 1930-х гг. в результате установления монополии государственной собственности постепенно институт банкротства был исключен из правовой системы. И только в 1992 г. был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Основным его недостатком был критерий банкротства: должник мог быть признан банкротом, только если его имущества было недостаточно для расчетов с кредиторами. Это «лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности к неплатежеспособным должникам…», усиливало кризис неплатежей. Поэтому Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. изменил критерий банкротства, внес иные существенные изменения, но все же предоставил много возможностей для злоупотреблений. Институт банкротства стал использоваться для недобросовестного передела собственности, захвата компаний, устранения конкурентов. Процент удовлетворения требований кредиторов был крайне низким.

Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. устранил ряд недостатков прежнего законодательства путем усложнения возбуждения производства по делу о банкротстве, усиления контроля за деятельностью арбитражных управляющих, и т.д. В 2009 г. закон был подвергнут существенным изменениям, затронувшим более 65% его статей. Основные из них: расширение оснований недействительности сделок с имуществом должника, усиление ответственности контролирующих должника лиц. Последние изменения, внесенные в этот закон в 2014— 2015 гг., ввели нормы о банкротстве граждан, изменили условия принятия судом заявления о признании банкротом, и т.п.

  • Вывод об отнесении таких актов к источникам права следует из ст. 125 Конституции РФ, ст. 106 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФот 16.06.98 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации».
  • См.: Свириденко О. М. История и современная концепция института несостоятельности(банкротства) в России // Банковское право. 2010. № 6. С. 29—37.
  • Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» : постатейный комментарий / под общ. ред. В. В. Витрянского. М., 1998. С. 13.
  • См.: Доклад Председателя ВАС РФ В. Ф. Яковлева на совещании председателей арбитражных судов 3 декабря 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2005. № 2. С. 4.

Банкротство

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ, банкротство (несостоятельность) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротство — это единственная законная процедура по ликвидации юридических лиц и ИП с долгами, а также по списанию безнадежной задолженности физического лица.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом. Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, банкротом не могут быть признаны: казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.

Банкротство юридических лиц:

Признаки банкротства юридических лиц: Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к юридическому лицу превышают 300 000 рублей.

Для отдельных категорий должников — юридических лиц законом установлены иные признаки, например, при признании банкротом отсутствующего должника или при банкротстве стратегической организации или естественной монополии.

Основания для возбуждения дела о банкротстве: Основанием для возбуждения дела о банкротстве является заявление о признании должника банкротом, поданное в арбитражный суд с соблюдением всех норм, предусмотренных Законом о банкротстве и Арбитражным процессуальным кодексом РФ, при наличии соответствующих оснований. Такое заявление может быть подано:

  1. Конкурсным кредитором — при условии наличия вступившего в силу решения суда. При этом для подачи заявления о банкротстве должника кредитной организацией (банком) не требуется судебный акт;
  2. Уполномоченным органом — ФНС РФ;
  3. Должником — с заявлением в суд обращается руководитель должника. Участники должника, в т.ч. и бывшие, с таким заявлением в арбитражный суд обращаться не могут. Руководитель должника обязан обратиться с заявлением, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Ликвидатор обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Для принятия арбитражным судом заявления ФНС РФ о банкротстве отсутствующего должника необходимо наличие одного из следующих оснований:
— если гражданин-должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным;
— если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника;
— при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
При этом суды, как правило, отказывают в возбуждении дела о банкротстве, в случае если налоговый орган не может подтвердить наличие у отсутствующего должника имущества для покрытия судебных расходов.

После принятия заявления о банкротстве арбитражным судом назначается судебное заседание по рассмотрению его обоснованности. В случае признания заявления обоснованным вводится процедура наблюдения. В случае банкротства ликвидируемого должника сразу вводится процедура конкурсного производства. Также в ходе дела о банкротстве могут применяться следующие процедуры банкротства: внешнее управление и мировое соглашение. Наиболее часто банкротство проходит по схеме: наблюдение — конкурсное производство. Внешнее управление, как правило, вводится для восстановления платежеспособности в отношении предприятий, обладающих имущественным комплексом. Процедура финансового оздоровления практически не используется.

Для проведения процедуры банкротства судом утверждается арбитражный управляющий: временный управляющий в наблюдении, конкурсный управляющий — в конкурсном производстве, внешний управляющий — в случае введения внешнего управления. В общих случаях кандидатура временного управляющего указывается заявителем при подаче заявления о банкротстве; кандидатуры конкурсного и внешнего управляющих выбирает собрание кредиторов большинством голосов.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Вводится на срок до 7 месяцев. Временный управляющий при проведении процедуры наблюдения:

  • Публикует сведения о введении процедуры в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ;
  • Уведомляет кредиторов;
  • Запрашивает документы о деятельности должника;
  • Участвует в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований кредиторов;
  • Контролирует деятельность должника;
  • Проводит финансовый анализ и составляет отчеты;
  • Делает вывод о возможности восстановления платежеспособности должника;
  • Проводит первое собрание кредиторов;
  • Отчитывается перед судом.

Конкурсные кредиторы для участия в первом собрании кредиторов должны предъявить свои требования в арбитражный суд в течение 30 дней после публикации сообщения в «Коммерсанте». В случае пропуска срока их требования будут рассмотрены в следующей процедуре. Должник в ходе процедуры имеет право осуществлять деятельность с учетом наложенных законом о банкротстве ограничений.

В конце процедуры наблюдения проводится первое собрание кредиторов, которое большинством голосов принимает решения о дальнейшей процедуре и кандидатуре арбитражного управляющего. На основании решения собрания кредиторов суд вводит следующую процедуру.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсный управляющий при проведении конкурсного производства:

  • Публикует сведения о введении процедуры в газете «Коммерсант»;
  • Уведомляет кредиторов;
  • Запрашивает документы о деятельности должника;
  • Участвует в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований кредиторов;
  • Исполняет обязанности руководителя должника;
  • Проводит собрания кредиторов;
  • Отчитывается перед судом;
  • Проводит инвентаризацию имущества;
  • Формирует конкурсную массу;
  • Взыскивает дебиторскую задолженность;
  • Оспаривает сделки должника;
  • Организует реализацию имущества;
  • Привлекает руководителей организации к субсидиарной ответственности и возмещению убытков;
  • Удовлетворяет денежные требования кредиторов.

По завершению конкурсного производства должник исключается из ЕГРЮЛ, а его обязательства считаются исполненными.

Банкротство граждан:

Включает в себя 3 категории должников — банкротство физических лиц, банкротство индивидуальных предпринимателей, банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства. На 2 категорию распространяются требования закона о банкротстве, аналогичные банкротству физических лиц, с учетом определенных особенностей. Особняком стоит 3 категория должников — банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства.

Признаки банкротства : Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает 500 000 рублей.

К отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, а также к отношениям, связанным с банкротством застройщиков, применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие банкротство должников — юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Комментарий к Ст. 168 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. В отношении отдельных категорий должников — юридических лиц Закон о банкротстве применяется с особенностями, предусмотренными в главе IX Закона. Речь идет о таких организациях, которые имеют важное социально-экономическое значение либо существенную специфику в их профессиональной деятельности.

По сравнению с ранее действовавшим Законом о банкротстве 1998 г. круг организаций, в отношении которых предусмотрены особенности их банкротства, расширен за счет стратегических организаций и субъектов естественных монополий.

2 Соотношение общих положений, содержащихся в Законе о банкротстве и рассчитанных на всех должников, и специальных правил, предусматривающих особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц (глава IX), должно определяться исходя из того, что последние имеют приоритет перед общими положениями, которые могут применяться лишь в субсидиарном порядке при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства соответствующих категорий должников.

3. Действие специальных правил, определяющих особенности банкротства отдельных категорий должников (глава IX), распространяется на отношения, связанные с банкротством следующих категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

В отличие от Закона о банкротстве 1998 г. (ст. 131) в перечне особых категорий должников появились так называемые финансовые организации. Однако эта группа должников образовалась путем механического объединения в одну категорию кредитных, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг (см. комментарий к ст. 180), в отношении которых и ранее применялись особенности банкротства. Закон о банкротстве, как и прежде, сохранил дифференцированное правовое регулирование особенностей банкротства соответственно кредитных организаций, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, однако допустил возможность принятия федерального закона о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций, которым должны быть установлены некие особенности банкротства применительно ко всем должникам, включаемым в категорию финансовых организаций. Очевидно, что в случае принятия такого закона в правоприменительной практике возникнут трудноразрешимые проблемы с определением соотношения указанного Закона и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

ББК 67.0:73

В.В. Макарычев ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ГРАЖДАН

Новое для нашего законодательства понятие «несостоятельность (банкротство)» граждан было введено вступившим в систему 1 марта 1998 г. ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8. 01. 98 г. Законом устанавливается основание признания гражданина банкротом, а также раскрываются процедуры банкротства гражданина.

В настоящее время вопросы банкротства граждан регулируются исключительно этим законом, но т. к. они являются очень серьезными и болезненными, то представляется важным рассмотреть ряд ситуаций, которые наглядно показывают необходимость внесения в Гражданский кодекс дополнений и изменений, равно как и в Арбитражный и Гражданский про.

, -, , , . 369

и приложении №1 кГПК РСФСР, не может быть обращено взыскание. Если в процессе рассмотрения дела о банкротстве гражданина не выявляются источник и для удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом и об открытии кон.

продаже для удовлетворения кредиторов. При этом закон пытается до, , -можность обмана кредиторов. Так, согласно ст. 156 «Закона о банкротстве”, все сделки гражданина, связанные с отчуждением или передачей иным способом его имущества заинтересованным лицам за один год до возбуждения дела о банкротстве, являются ничтожными. Кроме того, по требованию кредитора арбитражный суд может возвратить имущество гражданина, являющегося предметом сделки, вновь в состав его имущества, либо обратить взыскание на отчужденное имущество, находящееся у заинтересован.

( ), , , , .

Здесь возникает ряд проблем: во-первых: что делать суду, если к этому времени супруги развелись; во-вторых: если вещи, подаренные заинте-, , ценных бумагах, переданных родственникам, не очевидно, т. к. согласно ст. 302 ГК РФ, деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя. Много вопросов возникает при наличии брачного договора. Если он заключен меньше чем за год до возбуждения дела о банкротстве, договор по-видимому, может

, ( ), если брачный договор заключен раньше (т. е. прошло более года) и предусматривает, например, что все имущество, приобретенное во время брака, является собственностью супруга/супруги должника, то судьбу приобретен, , —

Секция теории права и правовой информатики

можно. В настоящий момент непонятно, как такое дело может рассматриваться в арбитражном суде, т. к. граждане подсудны суду общей юрисдикции, но эти суды, в свою очередь, не занимаются делами о банкротстве.

, -ний к основным правовым документам нашего государства, регламенти- .

ББК С5.424.21

ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Роль и значение политических методов в системе местного самоуправления является малоисследованной проблемой. Политический подход в управлении означает, что все действия должностных лиц и органов местного самоуправления должны быть направлены на сохранение и укрепление существующей системы государственной власти.

Местное самоуправление трактуется как государственная власть осо, , , -ный тип управления, с другой — общественное самоуправление. При этом инициатива должна принадлежать именно общественным организациям, которые в идеале призваны играть роль сдерживающего фактора против злоупотребления властью и попыток жесткого администрирования.

Как показала практика реальной жизни, формирование органов местного самоуправления оказалось одной из наиболее трудно решаемых задач политической реформы и обновления государственной власти. Это объясняется, с одной стороны, недостаточной теоретической разработкой концепции местного самоуправления, с другой — несовершенством принятых за последнее время законодательных актов в этой области, которые содержат целый ряд внутренних противоречий.

Местное самоуправление следует рассматривать в трех измерениях: социальном, правовом и политическом. В социальном аспекте главным является вопрос о субъектах местного самоуправления, в правовом — содержание и классификация функций местного самоуправления и их соотношение с функциями государственного самоуправления. В политическом аспекте местное самоуправление следует трактовать в системе демократических институтов на основе принципа разделения властей. Исходя из этого, необходимо подробно проанализировать такие методы политического управле-, ( ); -; -ловия эффективности управления; достижение консенсуса и политического компромисса с оппозицией и центральными органами власти; завоевание авторитета в массах и политического доверия; исключение силовых, военных и других карательных методов управления, а также исключение популизма; широкое использование средств массовой информации для разъяснения и пропаганды решений местной администрации.