Использование аварийного оборудования

Аварийный инвентарь состоит из пластырей различных типов с их такелажем и оборудованием, водоотливных средств.

В состав аварийных материалов входят:

— деревянные бруски и доски;

— деревянные клинья и пробки (чопы);

— гвозди, болты, проволока, скобы строительные и т.д.;

— войлок, парусина, пакля смоляная, резина листовая;

— цемент, жидкое стекло, сурик железный, жир и т.п.;

— песок, опилки.

Аварийное снабжение на судне хранится в специально отведенных, легкодоступных местах.

В местах хранения аварийного снабжения должны быть установлены специальные рундуки, шкафы, стеллажи, щиты и т.п.

Специальные средства пожаротушения:

— система водотушения;

— система паротушения;

— система паротушения;

— система газотушения (СО2);

— система тушения хлодонами.

Переносные средства пожаротушения:

— пожарные рукава для воды и пены;

— ручные пожарные стволы;

— передвижной пенный комплект;

— переносные лафетные стволы;

— водораспыляющие приставки;

— огнетушители ОУ, ОП;

— ящики с песком;

— покрывало (кошма);

— комплект пожарного инструмента;

— переносные дымососы

Содержание и использование аварийного снабжения и инвентаря.

Повреждения корпуса в виде трещин заделываются с помощью клиньев. Для заделки круглых отверстий, заглушки поврежденных трубопроводов – применяются чопы. Для более плотного прилегания при заделке отверстий деревянные клинья и чопы перед забивкой обмотать смоляной паклей, смазанной густой краской или тавотом.

Небольшие отверстия удобно заделывать с помощью притяжных или крючковых болтов.

Более крупные отверстия заделываются постановкой пластырей. Применяются пластыри: учебный, шпиговочный, облегченный и кольчужный.

У пластырей: шпиговочного, облегченного и кольчужного, помимо коушей в углах пластырей и в середине верхней шкаторине, заделывается по одному коушу в средней части боковых шкоторин.

Мягкие пластыри ставятся с помощью шкотов и подкильных концов. Шкотами называются концы, которые крепятся в верхних углах пластыря и идут вверх на палубу.

Деревянные щиты с прибитыми к нему с одной стороны парусиновыми подушками, заполненными паклей, используют для заделки пробоины изнутри судна.

Для заделки пробоины используют цемент, песок, гравий, щебень.

Брусья, доски и раздвижные упоры также используются для заделки пробоин.

Спасательные и дежурные шлюпки и их виды и требования к ним.

Спасательная шлюпка – это шлюпка, способная обеспечивать сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Шлюпки закрытого типа и шлюпки частичного закрытого типа.

Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

— их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения;

— их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде. Корпус шлюпки должен быть жестким из негорючего или не поддерживающего горение материала.

Дежурная шлюпка – это шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде.

Корпус может быть жестким, надувным или комбинированным.

Конструкция должна быть такой, чтобы выдержать нахождение на плаву в течение не менее 30 суток при любых условиях моря.

119. Спасательные устройства. Шлюпбалки, виды шлюпбалок. Правила технической эксплуатации и меры безопасности при работе со спасательным устройством. Спасательные шлюпки и плоты оборудование и снабжение.

Шлюпочное устройство предназначено для спасения людей, а также для сообщение с берегом и др. судами.

Шлюпбалки служат для быстрого и безопасного спуска и подъёма спасательных шлюпок.

Существуют поворотные, заваливающиеся и гравитационные шлюпбалки.

Поворотные шлюпбалки – вываливание шлюпки происходит в результате манипуляции со шлюпбалками и шлюпкой в ручную.

Заваливающиеся шлюпбалки – в результате заваливания шлюпбалки с помощью винтового привода.

Гравитационные шлюпбалки – вываливание шлюпбалки происходит под действием силы тяжести после отдачи стопоров.

Каждую шлюпку обслуживает шлюпочная лебедка ручным или механическим приводом.

Спасательные плоты – предназначены обеспечивать сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставление судна

Оборудование плота:

— пусковой линь;

— сигнальный огонь;

— аварийное освещение;

— спасательный леер;

— посадочная площадка;

— посадочные трапы

— балластная система;

— система автоматического надувания;

— буксирное устройство.

Оборудование плота:

— сигнальные огни;

— аварийное освещение;

— двигатель;

— рулевое колесо;

— компас;

— ручное аварийное управление (румпель);

— винт;

— насос системы орошения;

— питьевая вода;

— входные люки;

— топливный танк;

— рундуки

Комплект аварийного снабжения – это набор инвентаря и материалов, находящийся в постоянной готовности и предназначенный для борьбы с аварийным поступлением воды внутрь судна. В комплект входят: пластыри разных типов, аварийный инвентарь, аварийные материалы и инструменты. Все предметы, входящие в комплект аварийного имущества, маркируют синим цветом. На палубе и в проходах указываются места расположения аварийного снабжения.

Повреждения корпуса судна различаются по размерам: малые – до 0,05 м , средние до 0,2 м2 и большие – от 0,2 до 2 м2. Трещины, разошедшиеся швы и малые пробоины заделываются, как правило, с помощью деревянных клиньев и пробок.
Аварийный инвентарь состоит из раздвижных упоров, аварийных струбцин, крючковых болтов, болтов с поворотной головкой, подушек с куделью и шпигованных матов. Конструкция приспособлений позволяет ускорить работы по ликвидации аварийных повреждений корпуса судна при высокой надежности.

Аварийные материалы: доски сосновые – для изготовления щитов и пластырей; брусья сосновые – для подкрепления палуб, переборок и прижатия щитов; клинья сосновые и березовые – для заделки небольших трещин, щелей и расклинивания упоров и щитов; пробки сосновые разных диаметров для заделки отверстий и иллюминаторов; песок, цемент и отвердитель цемента – для установки цементных ящиков; войлок грубошерстный, пакля смоляная, парусина, резина – для уплотнения щитов и пластырей; скобы строительные, болты с гайками разных размеров, гвозди; сурик и жир технический и др.
Аварийный инструмент – наборы такелажного и слесарного инструмента: кувалда, молоток, мушкель такелажный, пробойное зубило, свайка, долото, клещи, просечки, бурав стержневой.
Аварийный пластырь – устройство для временной заделки пробоин в подводной части корпуса судна. По конструкции пластыри подразделяются на мягкие, жесткие и полужесткие. Пластырь представляет собой несколько слоев парусины, обшитой вокруг стальной сетки, деревянного или стального каркаса.
Кольчужный пластырь размером 3х3 или 4,5х4,5 м входит в аварийное снабжение судов неограниченного района плавания длиной более 150 м, кроме танкеров. Состоит из сетки-кольчуги, изготовленной из оцинкованного металлического каната с квадратными ячейками и выполняющей роль основы пластыря. Сетка-кольчуга окантована стальным канатом, соединенным бензелями с ликтросом пластыря. На основу с каждой стороны нанесены по два слоя водоупорной парусины, прошитой насквозь по всему пластырю. Ликтрос пластыря изготовлен из смоляного пенькового каната с четырьмя заделанными по углам каплевидными коушами и с четырьмя круглыми коушами – посередине каждой стороны. К коушам крепятся подкильные концы, шкоты, оттяжки и контрольный штерт. Пластырь обладает высокой прочностью и позволяет закрывать большие пробоины, обеспечивая высокую плотность прилегания.

Облегченный пластырь размером 3х3 м, входит в аварийное снабжение судов неограниченного района плавания длиной 70- 150 м или танкеров независимо от их длины. Состоит из двух слоев водоупорной парусины и прокладки из грубошерстного войлока между ними (1). По всей плоскости пластыря сделаны диагональные сквозные прошивки на расстоянии 200 мм друг от друга. По краям пластырь отделан ликтросом из пенькового смоляного каната (2). По углам в ликтрос бензелями (3) заделаны коуши для крепления подкильных концов и оттяжек (4). В середине верхней шкаторины заделан кренгельс (5), к которому крепится промаркированный контрольный штерт для определения положения пластыря по борту судна. С одной стороны пластыря на расстоянии 0,5 м друг от друга нашиты карманы для металлических стержней или труб, придающих пластырю жесткость.

Шпигованный пластырь размером 2х2 м входит в аварийное снабжение судов неограниченного района плавания длиной 24-70 м. Состоит из двух слоев водоупорной парусины и наложенного на них по всей плоскости шпигованного мата ворсом наружу, окантован смоляным пеньковым ликтросом с коушами. По всей плоскости выполнена сквозная прошивка с размерами квадрата 400х400 мм.
Учебный пластырь размером 2х2 м имеется на судах для тренировок по заводке пластыря. Он отличается от шпигованного пластыря отсутствием шпигованного мата – только два слоя водоупорной прошитой парусины, окантованной ликтросом с коушами. При необходимости может использоваться в качестве дополнительного боевого пластыря.
Деревянный жесткий пластырь из двух деревянных щитов с взаимно перпендикулярным расположением досок, между которыми проложен слой парусины. По периметру внутреннего щита пробиты подушки из смоляной пакли и парусины. Размер не превышает размера одной шпации. Заделка пробоины постановкой мягкого пластыря – надежный способ устранения водотечности, так как пластырь прижимается гидростатическим давлением воды.

Недостатки способа:
– остановка судна;
– потеря управляемости;
– разворот судна лагом к волне, приводящий к заливаемости района работ.
Аварийное снабжение, необходимое для постановки пластыря на пробоину, хранится рядом с ним в аварийном посту или специальном ящике.
Подкильные концы. Изготовляются из стальных тросов или такелажной цепи прочностью на 10% выше прочности ликтроса пластыря. Подкильные концы присоединяются к нижним углам пластыря, проходят под днищем судна и выходят на палубу противоположного борта, имеют на концах коуши.
Шкоты. Изготовляются из растительного троса для всех пластырей, кроме кольчужного, для которого шкоты изготовляются из стального троса. В оба конца шкота вплеснены коуши. Присоединяются подкильные концы и шкоты к пластырю при помощи такелажных скоб.

Оттяжки. Изготовляются из растительного, а также из гибкого стального троса. На концах оттяжек должны быть коуши для присоединения скобами к боковым шкаторинам пластыря. Длина каждой оттяжки берется равной двойной длине шкота, но не менее половины длины судна. Оттяжки предназначаются для растяжки и наводки на пробоину кольчужных и облегченных пластырей.
Контрольный штерт из растительного линя закладывается в средний коуш ликтроса при помощи быстроразъемного соединения (гак-храпца) и по длине своей равен длине шкота. Контрольный штерт разбивается через каждые 0,5 м от центра пластыря и маркируется подобно лотлиню. У кольчужных пластырей в качестве контрольного штерта используется средний шкот с указанной маркировкой. Тали
для пластырей имеют вертлюжные гаки.
Канифас-блоки. Изготовляются с вертлюжными захватами для крепления на палубе, исключающими возможность самопроизвольного выкладывания.