Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

В обзоре рассматриваются положения законодательства, регулирующие порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующей организации и порядок обжалования такого исключения в арбитражном суде. На примере конкретных судебных решений анализируется арбитражная практика применения данных норм.

Фактическое прекращение фирмой своей деятельности — распространённое явление. Часть таких фирм регистрируется для использования в «серых», а порою и в противоправных финансовых схемах и после этого становятся ненужными.

Среди причин такого исключения статистика соответствующих арбитражных споров выявила такой факт, как внутрикорпоративный конфликт. Противостоящие стороны, ведя в суде спор о контроле над менеджментом, не всегда в состоянии подавать отчётность в надлежащие органы, а также вести хозяйственную деятельность.

Из-за громоздкой процедуры ликвидации организации множество фирм остаются заброшенными своими участниками, и в итоге ЕГРЮЛ уже не отражает реального перечня субъектов хозяйственной деятельности и стал перегруженным «мёртвыми фирмами».

Статья 21.1 ФЗ от 08.09.01 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — ФЗ «О государственной регистрации …») устанавливает, что организация, которая за период в 12 месяцев не подавало отчётность, установленную налоговым законодательством, и не проводило ни одной банковской операций по своему счёту, считается прекратившей фактически свою деятельность. Такое организация может быть исключена из ЕГРЮЛ в порядке, установленном указанным законом.

В Постановлении Пленума ВАС от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» указывается, что порядок исключения недействующей организации из ЕГРЮЛ не означает её ликвидации, а представляет собой специальное основание прекращения организации.

Прекращение организации в рассматриваемом случае представляет собой прекращение её правоспособности. Согласно ст. 49 ГК, правоспособность организации — это её способность иметь гражданские права, соответствующие уставным целям деятельности, и нести связанные с этим обязанности. Правоспособность организации возникает в момент её регистрации и прекращается с момента внесения записи о её исключении из ЕГРЮЛ.

В соответствии с Гражданским кодексом и ФЗ «О государственной регистрации …» запись об исключении организации из ЕГРЮЛ может быть внесена при её реорганизации, при ликвидации и при исключении её из ЕГРЮЛ как недействующей.

Тот факт, что ГК содержит только первые два основания прекращения правоспособности организации, а вопрос исключения недействующей организации регулируется только в ФЗ «О государственной регистрации …», порождает мнение о несоответствии указанного закона положениям статьи 3 Гражданского кодекса («Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу»).

Таким образом, исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ необходимо предусмотреть в ГК как одну из форм прекращения правоспособности организации со ссылкой на специальный закон.

В соответствии с п. 5 ч. 1 статьи 150 АПК одним из оснований для прекращения производства по делу признаётся ликвидация стороны, участвующей в разбирательстве. В связи с тем, что ликвидация организации означает прекращение её правоспособности, то она уже не может быть стороной в суде. В то же время исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ также прекращает её правоспособность. Арбитражные суды в случаях, когда сторона по делу исключается из ЕГРЮЛ, прибегают к аналогии закона и прекращают производство по делу именно на основании этой нормы АПК.

При этом ВАС высказывал позицию, что исключение организации из ЕГРЮЛ как недействующей представляет собой специальное основание её прекращения, не связанное с её ликвидацией.

Таким образом, статья 21.1 ФЗ «О государственной регистрации …» устанавливает следующие признаки недействующей организации:

во-первых, непредставление организацией за период в 12 месяцев отчётности, установленной налоговым законодательством;

во-вторых, отсутствие за период в 12 месяцев банковских операций, как минимум, по одному своему счёту.

Порядок действий регистрирующего органа при обнаружении таких фактов установлен Приказом ФНС от 16.11.2005 № САЭ-3-09/591@ «Об организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ».

При неподаче организацией за период в 12 месяцев отчётности, предусмотренной налоговым законодательством, составляется соответствующая справка об отсутствии отчётности по форме, установленной Приказом Министерства финансов от 28.02.2006 № 32н.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и статьям 23, 313 Налогового кодекса к отчётной документации организации относятся налоговые декларации (расчёты), документы бухгалтерской отчётности и пр. — все то, что отражает финансовые результаты деятельности организации и её материальное положение.

Каждый из документов по своему содержанию должен соответствовать нормам законодательства и быть подписанным уполномоченным представителем организации. Только в этом случае документы могут быть признаны в качестве отчётных. То есть документация не может считаться достоверной, если она, формально соответствуя формам отчётности, но заверена неуполномоченным представителем либо составлена с нарушением закона. Подача такой документации не может признаваться исполнением организацией обязанности представить отчётность, установленную налоговым законодательством (Постановление ФАС Уральского округа по делу № А60-5364/2009-С5).

В случае, если банк предоставил в налоговый орган сведения о непроведении организацией за период в 12 месяцев операций по счетам или об отсутствии у неё открытых банковских счетов, указанный органом составляется соответствующая справка по форме, утверждённой Приказом Министерства финансов № 32н.

Под операциями по банковскому счёту в рассматриваемом случае понимается движение безналичных денежных средств по счету, открытому организацией в банке или ином кредитном учреждении, подтверждающее ведение ею хозяйственной деятельности. Арбитражные суды прямо указывают, что однократное зачисление средств на счёт организации не должно признаваться движением денежных средств (Постановление ФАС Московского округа от 21.10.2008 № К-А40/9727-08).

При наличии у организация несколько открытых банковских счетов констатация признаков недействующей организации возможна только при условии, что операции не проводились ни по одному из них. Такая позиция Президиума ВАС отражена в информационном письме от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Необходимо учитывать, что указанная статья ФЗ «О государственной регистрации …» направлена на исключение из ЕГРЮЛ только организаций, фактически прекративших свою деятельность. Поэтому само по себе выявление признаков недействующей организации не обязательно влечёт её исключение из ЕГРЮЛ.

Представляет интерес следующий пример из арбитражной практики.

В результате рассмотрения арбитражного дела № А47-6560/2010 суды всех трех инстанций постановили, что наличие формальных признаков недействующей организации не влечет её автоматического исключение из ЕГРЮЛ. Для исключения организация должна действительно прекратить свою деятельность. Организацией, исключенной из ЕГРЮЛ, в данном деле являлся гаражный кооператив (некоммерческая организация). В связи с этим признаны обоснованными решения судов о том, что регистрирующий орган, выявив признаки недействующей организации в виде неподачи отчётности и отсутствие информации об открытых счетах в банке, не учёл при это цель создания кооператива. Кроме того, открытие счёта в банке не является обязательным для подобных организаций в силу положений статьи 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г.

Конституционный Суд в своём Постановлении от 06.12.2011 № 26-П также подтвердил правильность такого толкования статьи 21.1 ФЗ «О государственной регистрации …».

Таким образом, наличие вышеуказанных справок даёт право налоговому органу по месту нахождения организации на принятие решения о предстоящем исключении недействующей организации из ЕГРЮЛ с последующей публикацией в «Вестнике государственной регистрации».

Согласно подпунктам 3 и 4 статьи 21.1 ФЗ «О государственной регистрации …» вместе с указанным решением должна публиковаться информация о порядке и сроках подачи заявлений самой недействующей организацией и её кредиторами с указанием адреса, по которому они подаются.

Эти заявления можно подать в срок не позднее 3 месяцев с даты публикации решения о предстоящем исключении. В случае подачи этих заявлений решение об исключении организации из ЕГРЮЛ как недействующей считается не принятым. Такая организация может быть ликвидировано в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом.

Определённые особенности применения данных норм можно выявить в арбитражной практике.

В частности, органом, управомоченным подать в ИФНС по месту нахождения организации заявление о возражении против её исключения из ЕГРЮЛ, может быть Фонд социального страхования. Письмо ФНС от 12.07.2005 № 09-1-02/2908 «О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа» разъясняет, что это допускается, если за организацией числится задолженность, например, перед Фондом социального страхования. Факт подачи такого заявления влечёт непринятие решения об исключении организации из ЕГРЮЛ.

Однако такая позиция ФНС противоречит Постановлению Пленума ВАС от 20.12.2006 № 67. В нём разъясняется, что решение регистрирующего органа об исключении организации из ЕГРЮЛ как недействующей возможно и в том случае, когда у недействующей организации выявлена задолженность по налогам, сборам и т.п. перед бюджетами любых уровней.

Исходя из таких разъяснений Пленума ВАС, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 26.07.2011 по делу № А51-626/2011 решил, что налоговый орган, возражая административной процедуры исключения организации из ЕГРЮЛ, основывал свои претензии на наличии у неё налоговой задолженности перед бюджетом. Между тем, как указал ФАС, налоговая задолженность недействующей организации перед бюджетом не препятствует её исключению из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Указывается, что ликвидация организации в судебном порядке не влечёт погашения задолженности перед бюджетом и в связи с этим такой порядок ликвидации организации не нарушает прав налогового органа.

Таким образом, если сама недействующая организация и/или её кредиторы не подали никаких заявлений в срок 3 месяца с даты указанной публикации, то регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись об исключении организации из ЕГРЮЛ как недействующей. Срок для внесения — 4 месяца с даты публикации решения об исключении. Законом не предусмотрено составление свидетельства об исключении организации из ЕГРЮЛ или каких-либо иных подобных документов.

Непосредственно само исключение организации из ЕГРЮЛ как недействующей может быть оспорено кредиторами не позднее 1 года с даты, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации …»).

Начальным моментом для исчисления срока обращения в арбитражный суд может быть, в частности, дата получения кредитором выписки из ЕГРЮЛ, содержащей в графе «Сведения о состоянии юридического лица» запись о том, что в связи с исключением из ЕГРЮЛ правоспособность организации прекращена.

На практике суды исчисляют годичный срок со дня публикации в «Вестнике государственной регистрации» решения об исключении. Такая позиция базируется на том, что размещение решения в «Вестнике …» является публичным, следовательно, сама организация и её кредиторы именно с даты публикации должны знать о решении регистрирующего органа (Постановление ФАС Северо-Западного окр. от 28.11.2011 по делу № А56-10415/2011; Постановление ФАС Московского окр. от 20.12.2010 по делу № А40-7627/10-17-49).

Отмена решения регистрирующего органа, естественно, не гарантируется самим фактом принятия судом заявления заинтересованных лиц к производству и рассмотрения дела по существу.

Арбитражная практика подтверждает, что основанием для отмены решения об исключении могут быть только существенные нарушения регистрирующим органом порядка исключения организации из ЕГРЮЛ (например, отсутствие необходимой информации в публикации и т.д.).

Если у суда нет каких-либо замечаний по соблюдения порядка исключения организации и, соответственно, соблюдению регистрирующим органом требований закона, регулирующего данную процедуру, то требования кредиторов остаются без удовлетворения со ссылкой на ч. 3 статьи 21.1 ФЗ «О государственной регистрации …».

При рассмотрении кассационной инстанцией дела № А40-8036/08-92-53 арбитражный суд отметил, что исключение организаций из ЕГРЮЛ как недействующих представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности организации, фактически прекратившей деятельность, по решению регистрирующего органа, направленную на создание гарантий защиты прав и интересов таких организаций, их учредителей (участников) и кредиторов и на обеспечение возможности последующего судебного контроля, обеспечивающего законность принятых решений.

Положения статей 21.1 и 22 ФЗ «О государственной регистрации …», как указал суд кассационной инстанции, связывают возможность принятия окончательного решения об исключении организации из ЕГРЮЛ с отсутствием возражений со стороны самой организации, её кредиторов, других заинтересованных лиц. Поскольку истец в установленный срок не реализовал своё право на возражение, считать, что исключением организации из ЕГРЮЛ нарушены его права, у суда оснований не имеется (Постановление ФАС Московского окр. от 07.11.2008 по делу № А40-8036/08-92-53).

Таким образом, проявив разумную степень осмотрительности, истец мог воспользоваться предусмотренным законом правом — подать возражения в связи с исключением организации из ЕГРЮЛ (Определение ВАС от 01.07.2009 № ВАС-7484/09 по делу № А15-1737/2008).

Следует также учесть и то обстоятельство, что факт так называемого внутрикорпоративного спора (конфликта), который формально может послужить препятствием для своевременного обращения в арбитражный суд, принимается судами во внимание исходя из конкретных обстоятельств.

Распространённым случаем являются указания судов на то, что факт внутрикорпоративного спора в организации не может считаться обстоятельством, освобождающим организацию от установленной налоговым законодательством обязанности подачи в налоговый орган соответствующих деклараций (Постановление ФАС Московского окр. от 02.08.2010 по делу № А40-102686/09-84-548).

Однако необходимо в каждом случае при разрешении дела об обжаловании действий регистрирующего органа учитывать особенности такого конфликта, а также иные обстоятельства, не позволившие своевременно обратиться в суд.

Так, например, суд кассационной инстанции, ссылаясь на п. 1 статьи 53 Гражданского кодекса, п. 1 статьи 27 и статью 28 Налогового кодекса, постановил, что исключение из ЕГРЮЛ организаций, прекративших свою деятельность, допускается, если вследствие бездействия своих уполномоченных представителей организация в течение последних 12 месяцев не подавала отчётность, установленную налоговым законодательством. Хотя сам факт внутрикорпоративного спора не является основанием для освобождения организации от установленной налоговым законодательством обязанности подавать налоговые декларации, тем не менее он должен быть учтён при установлении срока, в течение которого указанная отчётность не представлялась организацией в налоговый орган.

Суд кассационной инстанции признал также обоснованным довод об осведомленности регистрирующего органа о наличии в организации внутрикорпоративного спора, так как представители органа принимали участие в деле, по которому суд признал недействительными записи о госрегистрации сведений о генеральном директоре организации, а также о единственном участнике организации, которые в нарушение закона были указаны в качестве таковых в ЕГРЮЛ (Постановление ФАС Московского окр. от 08.12.2008 г. по делу № А40-36948/07-12-244).

Вероника Александровна, запись о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ – это не только удар по деловой репутации, но и более серьезные последствия для руководителей и учредителей юридического лица. Высокая ответственность – цена безопасности других участников процесса?

Вы абсолютно правы. Достоверность государственных реестров, в частности Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), имеет непосредственное отношение к честному ведению бизнеса. Возможность получить полную и актуальную информацию о контрагенте позволяет предпринимателям повысить свою защищенность и минимизировать риски при выборе партнеров, осуществлении сделок.

Из почти 25 тысяч зарегистрированных в Смоленской области от 3 до 5% организаций ежеквартально не отчитываются. Такие предприятия не ведут деятельность, не платят налоги, создают препятствия для действующего бизнеса, никому не нужны и должны быть исключены из ЕГРЮЛ.

В каком случае юридическое лицо считается недействующим?

Во-первых, если в течение последних двенадцати месяцев не представляло отчетности по налогам и сборам и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету. Не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра уже нельзя.

Во-вторых, с сентября 2017 года добавлены еще два случая для исключения: при невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников), а также при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Организацию на стадии банкротства можно исключить из реестра?

По закону решение о предстоящем исключении из реестра налоговым органом в данном случае не может быть принято.

Как часто проходит «чистка» ЕГРЮЛ?

Мероприятия по исключению недействующих юридических лиц из реестра проводятся территориальными налоговыми органами на постоянной основе. С начала 2016 года исключено из ЕГРЮЛ 7211 организаций, в том числе 718 организаций (9,95 %) с задолженностью на сумму более 188 млн. рублей. 2065 юридических лиц исключено в связи с имеющейся записью о недостоверности сведений.

Как проходит исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с записью о недостоверности?

Процедура аналогична исключению из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица. Выявив наличие недостоверных сведений, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении и в течение трех дней публикует его в Вестнике государственной регистрации. При этом заинтересованные лица могут отслеживать данную информацию как в журнале «Вестник государственной регистрации», так и с помощью электронных сервисов официального сайта ФНС России: «Проверь себя и контрагента (сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП)», «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» и «Прозрачный бизнес», и направлять возражения относительно предстоящего исключения. Одновременно с решением публикуются сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра. Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят мотивированные заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как ЮЛ устранить сведения в ЕГРЮЛ, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, если процедура исключения юридического лица уже начата?

В период проведения мероприятий по исключению из реестра юридическое лицо вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением (по форме Р13001, Р14001), а также документами, подтверждающими достоверность сведений. Оно является основанием для прекращения процедуры.

Какова цена «ошибок», связанных с внесением недостоверных сведений в реестр?

За представление в регистрирующий орган недостоверных, заведомо ложных сведений руководитель, участник организации несут административную ответственность, предусмотренную п. 4, 5 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание в данном случае предусматривает штраф от пяти до десяти тысяч рублей, а также дисквалификацию должностных лиц на срок от одного до трех лет.

Расскажите о специальных основаниях для отказа в государственной регистрации при создании юридического лица, действующих с 2016 года.

Законом предусмотрено ограничение в занятии предпринимательством в течение трех лет для учредителей и руководителей организаций, исключенных из ЕГРЮЛ с задолженностью перед бюджетом, а также если на момент исключения в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице (адресе, учредителе или руководителе). Такие ограничения влекут за собой потерю деловой репутации и проблемы взаимодействия с клиентами, контрагентами, государственными органами, банками. За 2019 год и 5 месяцев 2020 года регистрирующим органом Смоленской области вынесено более 400 отказов в государственной регистрации по данному основанию.

Добросовестным предпринимателям необходимо самостоятельно, не дожидаясь сомнений налоговой службы в достоверности данных, привести в соответствие сведения о местонахождении организации, обеспечить своевременное получение почтовой корреспонденции и контроль за полнотой и своевременностью представления налоговой отчетности.

Вероника Александровна, с сентября 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 12.11.2019 № 377-ФЗ, согласно которому индивидуальный предприниматель будет вынужден прекратить свою деятельность по решению налогового органа, если он фактически не ведет свою деятельность. Каким образом будет оцениваться отсутствие деятельности?

Индивидуальный предприниматель будет признаваться фактически недействующим, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • истекло 15 месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних 15 месяцев не представлял отчетность;
  • индивидуальный предприниматель имеет задолженность.

Мотивированное заявление при наличии возражений на исключение можно будет представить в течение 1 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении предпринимателя из ЕГРИП. Если в указанный срок заявление не представлено, индивидуальный предприниматель будет исключен из ЕГРИП. Временно недействующему предпринимателю, который хочет сохранить этот статус, стоит заблаговременно свериться с налоговым органом по поводу возможной налоговой задолженности, а при ее наличии — погасить ее.

Последнее изменение Понедельник, 08 июня 2020

Другие последствия недостоверности

1. Из-за наличия сведений о недостоверности с таким юридическим лицом могут отказаться работать организации, которые добросовестно проверяют своих контрагентов. Запись о недостоверности является черной меткой и сразу переводит компанию в разряд контрагентов с низким уровнем надежности, что ставит под сомнение вычеты и расходы контрагентов. Часто компании узнают о том, что в выписке появилась запись о недостоверности, именно от своих контрагентов.

2. Вполне возможны проблемы с банками. Налоговый орган не имеет права приостанавливать операции по счетам организации на основании появления недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, но никто не может ему запретить сообщить об этом банку. Иногда банк выявляет это самостоятельно благодаря системе внутреннего контроля и процедуре проверки своих клиентов. Учитывая важность для банков информации об идентификационных признаках клиентов и условий договоров банковского счета, определяющих обязанность клиентов в кратчайшие сроки информировать банк об изменении своих реквизитов, в том числе об изменении адреса, директора, участника —своевременное непредставление таких документов можно квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета.

📌 Реклама

Банк, руководствуясь нормами закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», может либо приостановить операции по расчетному счету до приведения сведений в ЕГРЮЛ в порядок, либо вообще расторгнуть договор банковского обслуживания. При этом вероятность открыть счет в другом банке сводится к нулю.

3. Руководители и участники общества, владеющие более 50% доли в уставном капитале, в отношении которого есть отметка о недостоверности сведений, не смогут производить регистрационные действия в отношении других юрлиц (подп. ф п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Как правило, первое, что приходит на ум при появлении недостоверных сведений у компании — это зарегистрировать новое юридическое лицо и работать под новым флагом. И тут нерасторопных участников и директоров поджидает неприятный сюрприз в виде отказа в государственной регистрации.

📌 Реклама

4. С самой организацией, у которой появилась запись о недостоверности данных в ЕГРЮЛ, невозможно произвести какие-либо регистрационные действия. Например, сменить директора, продать долю или увеличить уставный капитал. Регистрирующий орган откажет в регистрации таких изменений, пока вы не приведете в порядок сведения в ЕГРЮЛ.

5. Руководителя юридического лица с недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП. Штраф составит от 5000 до 10 000 руб., и это самая небольшая потеря из всего, что может произойти. Но за повторное совершение правонарушения наказание более строгое — это может быть дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.

Как появляется запись о недостоверности

Основанием для проведения проверки сведений, включенных в ЕГРЮЛ является получение регистрирующим органом заявления о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Например, директор ООО решил уволиться, написал заявление об увольнении. А участники общества не назначают нового директора и не исключают из ЕГРЮЛ сведения о старом единоличном исполнительном органе. Теперь у уволившегося директора есть механизм, которым он может поторопить участников общества внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ о смене директора. Он имеет право подать в регистрирующий орган заявление по форме № Р34001. Это же может сделать участник, который давным-давно подал заявление о выходе из общества, однако до сих пор числится среди участников общества.

Просим дать разъяснения по следующему вопросу:
— основания для принятия решения налоговым органом о прекращении записи в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица;
— как принимается данное решение (в судебном порядке);
— порядок исключения общества из ЕГРЮЛ налоговым органом;
— последствия не приятия добровольного решения о ликвидации общества в связи с снижением чистых активов;
— последствия не исключения общества из ЕГРЮЛ для руководителя и участников;
Прошу дать разъяснения о процедуре ликвидации гос.органом ИФНС.

Сообщаю Вам следующее:

Исключить из ЕГРЮЛ могут юрлицо: 1. если оно не представляет отчетность, предусмотренную законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций ни по одному банковскому счету в течение 12 месяцев (п. 1 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Регистрирующий орган может исключить юрлицо даже при наличии долгов перед бюджетом, если нет реальной возможности погасить ее в рамках процедуры банкротства (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67). 2. для ликвидации которого нет денежных средств и расходы по ликвидации не могут быть возложены на учредителей (участников) (п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП); 3. в отношении которого в ЕГРЮЛ уже более шести месяцев есть запись о недостоверности сведений (п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Все действия по исключению осуществляются регистрирующим органом самостоятельно. ООО и (или) его кредиторы, а также иные заинтересованные лица могут только подать заявления с возражениями. Регистрирующий орган при исключении ООО из ЕГРЮЛ: принимает решение о предстоящем исключении, публикует решение о предстоящем исключении в «Вестнике госрегистрации». Вместе с решением публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений заинтересованными лицами с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП); принимает решение об исключении и вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Данное действие осуществляется регистрирующим органом только при условии, что в течение трех месяцев с момента опубликования в «Вестнике госрегистрации» ему не поступили возражения (п. 4 ст. 21.1, п. 7 ст. 22 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). См. также {Готовое решение: Какой порядок исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}}

Основания для ликвидации ООО по решению суда содержатся в п. 3 ст. 61 ГК РФ. Перечень таких оснований является открытым, иные основания могут быть предусмотрены законом. Основная часть случаев, приведенных в указанной норме, связана с совершением юрлицом каких-либо нарушений законодательства. Как правило, требовать ликвидировать ООО на этих основаниях могут только госорганы. Суд при этом учитывает, что ликвидация — это исключительная мера, которая должна быть соразмерна допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. И даже неоднократность нарушения закона сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации общества (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ N 23 иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Банком России (на основании ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности), прокурором (на основании ст. 35 Закона о прокуратуре).

См. также Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью {КонсультантПлюс}

Готовое решение: Каков порядок принудительной ликвидации ООО (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений: 1) об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов; 2) о ликвидации общества – п.4 ст. 30, Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»} Если не принять одно из этих решений, налоговая может подать заявление в суд о принудительной ликвидации ООО (п. 11 ст. 7 Закона о налоговых органах РФ, пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Обратите внимание! Если стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала по окончании 2020 г., то такое снижение не учитывается при применении п. 4 ст. 30 Закона об ООО (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 N 115-ФЗ).

Последствия исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ могут возникнуть, если у исключенного общества есть долги. В такой ситуации считается, что ООО отказалось от исполнения своих обязательств и требование об их исполнении предъявляются (п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО): к директору ООО или иному лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа; участникам ООО; членам коллегиальных органов ООО — правления, совета директоров (если они есть в ООО); иным лицам, имеющим право давать ООО обязательные указания. Для привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности по долгам исключенного ООО потребуется доказать, что эти долги возникли из-за их неразумных и недобросовестных действий (п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО).

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

  1. Что делать, если чистые активы ООО имеют отрицательное значение

Если чистые активы были отрицательными или меньше минимального размера, установленного для ООО (10 000 руб.), то формально юрлицо подлежит добровольной ликвидации (п. 4 ст. 90 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об ООО).

На практике ООО может продолжать свою деятельность даже в случаях, когда чистые активы ниже уставного капитала или имеют отрицательное значение, но у него не должно быть других нарушений требований законодательства. Такой вывод подтверждается судебной практикой. Так, в одном из дел арбитражный суд отказал налоговой в иске о ликвидации ООО, которое имело отрицательные чистые активы в течение трех лет, указав при этом, что допущенное обществом нарушение носит малозначительный характер и это не может быть основанием для незамедлительной ликвидации при условии, что нарушение может быть исправлено (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2016 N Ф05-9990/2016).

Поэтому если чистые активы общества оказываются меньше 10 000 руб., рекомендуем:

  • или увеличить чистые активы хотя бы до размера минимального уставного капитала. Несмотря на то что суды не ликвидируют ООО при наличии только сниженных чистых активов, их решение может измениться, если налоговый орган повторно обратится с иском, но ситуация с чистыми активами в ООО останется прежней. Это будет означать, что участники не приложили никаких усилий для улучшения финансового состояния ООО;
  • или снизить размер уставного капитала до необходимого размера. Не забывайте, что размер уставного капитала ООО не может быть ниже 10 000 руб.

Также не совершайте иных нарушений закона — добросовестно платите налоги, зарплату и пр. В данном случае, с большей долей вероятности, суд не ликвидирует ООО.

Готовое решение: Как увеличить чистые активы ООО (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Уменьшить УК можно только до минимального размера. Если размер чистых активов вашего ООО менее 10 тыс. руб., то уменьшение УК невозможно <26>. Тогда общество должно запустить процедуру самоликвидации <27>. Иначе регистрирующий орган обратится в суд с иском о принудительной ликвидации <28>. Но вот выиграть такой спор им, как правило, не удается. Кстати, регистраторы пойдут в суд и в том случае, когда у вас есть возможность уменьшить УК, но вы этого не делаете <29>. В суде вы можете использовать следующие аргументы:

— Закон об ООО не предусматривает права регистраторов подавать иски о ликвидации из-за снижения чистых активов. На этом основании ООО ликвидируется только по решению участников <30>;

— иск о принудительной ликвидации регистрирующий орган вправе подать при неоднократных или грубых нарушениях законодательства со стороны ООО <31>. Снижение чистых активов не рассматривается как нарушение, если вы вовремя платите налоги, не задерживаете зарплату работникам и не нарушаете права других лиц <32>;

— неоднократность нарушения сама по себе не может служить основанием для ликвидации, поскольку это исключительная мера, которая должна быть соразмерна нарушениям и их последствиям <33>.

Отметим, что из-за снижения чистых активов не ликвидируют даже АО, хотя в отношении их требования более жесткие. ГК говорит, что в таких случаях АО «подлежит ликвидации» <34>.

Статья: Если чистые активы стали ниже уставного капитала (Мошкович М.Г.) («Главная книга», 2017, N 13) {КонсультантПлюс}

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует арбитражным судам при применении Федеральных законов от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) и от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» руководствоваться следующим:

  1. В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

По смыслу указанной нормы для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них.

  1. При рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

  1. При поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.

Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

{Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» {КонсультантПлюс}}

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

На основании п. 2 ст. 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Отношения, возникающие в связи с процедурой исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, регулируются ст. 21.1 Закона о государственной регистрации, которая содержит указание на основания для исключения недействующего юридического лица. Перечень конкретных мероприятий, проводимых в рамках данной процедуры, содержится в Методических рекомендациях.

Согласно п. 5 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

— невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

— наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Кроме того, следует учитывать, что:

— п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства, что приводит к утрате права кредитора в процедурах банкротства под контролем суда разрешить вопросы об удовлетворении своих имущественных требований по обязательствам должника (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис»);

— соответствующая процедура применяется с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте ФНС, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 808-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волошина Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации вышеуказанные заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона о государственной регистрации (почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет). В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается;

— сроки, регламентирующие принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не установлены, следовательно, факт непринятия решения об исключении из ЕГРЮЛ конкретного юридического лица на конкретную дату не является нарушением законодательства (Письмо ФНС России от 27.11.2013 N СА-4-14/21159 «Об исключении компании из ЕГРЮЛ»).

На основании п. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

В заключение обращаем внимание на то, что ФНС России считает, что исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ является правом, а не обязанностью регистрирующих органов (Письмо ФНС России от 28.06.2016 N ГД-19-14/108@ по вопросу об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ, если имеются судебные решения о взыскании с него задолженности, пени и судебных расходов).

Статья: Недействующее юридическое лицо (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

  1. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

ФНС России (ее территориальный орган) вправе обратиться в суд с требованием о принудительной ликвидации в следующих случаях:

— число участников общества превышает 50, при этом ООО в течение года с момента достижения указанного предела не приняло решения о преобразовании в АО или производственный кооператив (п. 3 ст. 7 Закона об ООО);

— общество, созданное до 01.03.1998, не привело свои учредительные документы в соответствие с Законом об ООО в срок не позднее 01.07.1999 (п. 3 ст. 59 Закона об ООО);

— общество было создано с грубыми неустранимыми нарушениями закона либо осуществляет деятельность, запрещенную законом, нарушающую Конституцию РФ, неоднократно (либо грубо) нарушающую закон, иные правовые акты, а также деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью {КонсультантПлюс}