Инженерно техническая

Вопрос численности сотрудников обычно возникает при составлении организационной структуры предприятия — «сколько нужно мастеров на участке и когда нужен старший мастер?, сколько офисных сотрудников должно должно быть по отношению к основным рабочим?».

Имея информацию о загрузке предприятия на определенный период (месяц, квартал, полугодие и т.д.), а также о его производственной мощности (количестве рабочих центров, их исправности и производительности), можно достаточно легко рассчитать потребность в основных производственных рабочих.

Но полноценный производственный процесс не может быть обеспечен только основными рабочими. Необходимы также специалисты в области технологии, сотрудники ремонтной службы, линейные руководители производственных участков, вспомогательные рабочие основного производства (например, стропальщики, комплектовщики, машинисты кранов и так далее).

Из нашей статьи Вы узнаете, как правильно рассчитать норматив численности руководителей, инженерно-технических работников (ИТР) и вспомогательных рабочих (ВПР). В дальнейшем это поможет Вам составить оптимальное штатное расписание и оргструктуру для вашего предприятия, а также быстро корректировать его под изменившийся объём производства.

Расчет численности ИТР и руководителей

Чтобы рассчитать численность управленцев и ИТР применяется аналитико-расчетный метод:

  • Прописываются все бизнес-процессы предприятия (маркетинг, снабжение, производство, контроль качества, сбыт и так далее);
  • Определяется последовательность этих процессов, а также их взаимозависимость;
  • Прописываются должностные обязанности каждого сотрудника, а также структура подчиненности персонала.

Из практики могу сказать, что в производственных компаниях с уже отлаженной технологией производства оптимальное соотношение офисных сотрудников и основных рабочих 1:1.

Если технология изготовления только разрабатывается (идет разработка конструкторской документации), то соотношение может быть и 2:1. То-есть на период разработки КД количество ИТР может в 2 раза превышать число основных рабочих.

Для некоторых категорий ИТР возможно рассчитать норматив времени на выполнение конкретных работ. Часто это применяется для конструкторских отделов на заводах, когда для разработки, например, одной тонны продукции требуется определенное количество часов. Зная количество этих часов на 1 тонну, а также количество тонн в заказе, рассчитывается потребность в конструкторах.

Для расчета численности руководящего состава можно использовать нормы управляемости, то есть устанавливать, сколько рабочих, ВПР и ИТР могут подчиняться одному руководителю. Здесь могут быть следующие варианты:

  • При большом объёме сложных, нестандартных работ, требующих высокой квалификации сотрудников, а также усиленного контроля за их работой, на 1 руководителя должно приходиться 5-7 сотрудников (рабочих).
  • Норма управляемости 10-12 человек на 1 руководителя применима на производственных участках (в подразделениях) с устоявшимися и стандартизированными процессами.
  • 15-17 человек на 1 руководителя – норма управляемости для участков, где выполняются типовые, отлаженные на 100% процессы.

Расчет численности ВПР

В среднем считается, что численность ВПР должна составлять от 20 до 40% от численности основных производственных рабочих. Есть и расчетная формула, которая поможет рассчитать численность ВПР с большей точностью:

Чвпр = Крм*Р*Кн/Н, где

Крм – количество рабочих мест в цехе;

Р – число смен в сутки;

Кн – коэффициент невыходов;

Н – норма обслуживания.

Коэффициент невыходов в свою очередь рассчитывается по следующей формуле:

Кн=ФН/ФРД, где

ФН – номинальный фонд рабочего времени;

ФРД – планируемое число рабочих дней.

После того, как определено количество основных и вспомогательных рабочих, мастеров и других руководителей, нужно составить организационную структуру предприятия. Указать линии подчинения. О том, как разработать оргструктуру предприятия у меня в блоге есть отдельная статья.

Оптимальная оргструктура и оптимизированный штат – это один из основных способов сокращать потери, минимизировать простои и управлять всеми бизнес-процессами на предприятии.

! Если Вам нужна помощь в расчете численности персонала (основных, вспомогательных рабочих ИТР и руководителей), если необходимо составить оптимальное штатное расписание, организационную структуру предприятия, то Вы можете обратиться ко мне за помощью. Просто напишите свой вопрос мне в почту masalova@dc-24.ru Я обязательно Вам отвечу.

2014

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 201

УДК 629.735

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ИХ СИСТЕМ С УЧЕТОМ ГАРМОНИЗАЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ

ТРЕБОВАНИЯМИ

С.В. КУЗНЕЦОВ

Отечественная система подготовки инженерно-технического персонала по технической эксплуатации (ТЭ) воздушных судов (ВС), их электрических систем и авионики требует совершенствования и гармонизации с международными требованиями. В статье приведен анализ этих требований и определены пути такой гармонизации. Внедрение квалификационного подхода позволит существенно повысить качество подготовки персонала и обеспечить соответствие мировой практике.

Ключевые слова: инженерно-технический персонал, техническое обслуживание и ремонт, воздушное судно, авионика, гармонизация, международные требования.

Проблема подготовки инженерно-технического персонала (ИТП) по технической эксплуатации авионики и авиационных электросистем воздушных судов с учетом гармонизации отечественных требований к персоналу с международными требованиями осознана давно , но до сих пор требует пристального внимания руководства отрасли, авиапредприятий и научно-педагогических кадров.

В ближайшие годы прогнозируется значительный рост авиапарка мировой гражданской авиации. Международная ассоциация воздушного транспорта IATA прогнозирует увеличение общего количества специалистов по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) воздушных судов (ВС) для дополнительного парка ВС до 250000 человек в 2018 г. и до 420000 человек в 2026 г. Кроме того, общее количество специалистов по ТОиР для дополнительного парка ВС и заполнения пробелов, образующихся в результате колебаний спроса и количества работников, уходящих на пенсию, составит около 400000 человек в 2018 г. и около 750000 человек в 2026 г. .

Международная организация гражданской авиации ИКАО и Европейское агентство авиационной безопасности EASA уделяют пристальное внимание проблеме подготовки ИТП.

В соответствии со статьёй 83bis Чикагской конвенции о Международной гражданской авиации регулируется передача определенных функций и обязанностей для государств регистрации ВС. Так, в том случае, когда ВС, зарегистрированное в договаривающемся государстве, эксплуатируется в соответствии с договором аренды, фрахтования или взаимного обмена ВС эксплуатантом, основное место деятельности которого или постоянное местопребывание которого находится в другом договаривающемся государстве, то государство регистрации может по соглашению с таким другим государством передать ему все или часть своих функций и обязанностей как государства регистрации в отношении этого воздушного судна. При этом государство регистрации освобождается от ответственности в отношении переданных функций и обязанностей.

Так, например, Бермудские Острова, как государство регистрации значительного парка ВС, используемых российскими авиакомпаниями, передают свои функции по сохранению летной годности Российской Федерации. Российские эксплуатанты могут в свою очередь обеспечивать сохранение летной годности своих ВС по американским или европейским правилам FAR или EASA Part M . В последнее время для ведущих российских эксплуатантов и организаций по ТОиР (Aircraft Maintenance Organisations — AMO) получение одобрения на сохранение летной годности по европейским правилам EASA Part 145 стало приоритетным.

Так, например, к концу 2013 г. одобрение по EASA Part 145 имели 34 российские организации по ТОиР, включая Aeroflot Russian Airlines (EASA. 145.0012), S7 ENGINEERING (EASA. 145.0130), TRANSAERO AIRLINES (EASA.145.0150). Количество таких организаций неуклонно возрастает.

Руководствуясь правилами EASA Part M и EASA Part 145, российские организации по ТОиР обязаны иметь сертифицирующий (допускающий) персонал по ТОиР, отвечающий требованиям EASA Part 66 . Этот авиационный персонал должен пройти обучение в учебных организациях, отвечающих требованиям EASA Part 147 . Соответствующие требования ИКАО сформулированы также в Приложении 1 к Чикагской конвенции по выдаче свидетельств авиационному персоналу .

В последнее время ряд российских обучающих организаций получили одобрение по EASA Part 147: AEROFLOT — RUSSIAN AIRLINES TRAINING CENTER (EASA. 147.0025), S7 ENGINEERING (EASA. 147.0056), Open Joint — Stock Company TRANSAERO AIRLINES (EASA.147.0082) и Training Center «Aviator» (EASA.147.0085). Как правило, одобрение выдано на обучение типу ВС и не затрагивает модули дисциплин базового обучения.

В руководящем документе ИКАО изложены требования к подготовке, которые, однако, не являются всеохватывающими и представляют собой рекомендуемые минимальные требования, используемые при подготовке персонала технического обслуживания воздушных судов (техников/инженеров/механиков) (Aircraft maintenance technician/engineer/mechanic — АМЕ). Учебный курс по подготовке персонала технического обслуживания, назначаемого для выполнения обязанностей в соответствии с требованиями Приложения 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу» и Приложения 6 «Эксплуатация воздушных судов» , должен включать предлагаемую в этом руководстве учебную программу, но не ограничиваться ею.

Важнейшим документом, формирующим требования к подготовке авиационного персонала, является документ ИКАО DOC 9868 ИКАО (правила Procedures for Air Navigation Services -Training PANS-TRG), который отражает результаты разработки в рамках инициативы ИАТА по подготовке и квалификации персонала квалификационной системы подготовки и оценки механиков/техников/инженеров (AMMTE) по техническому обслуживанию воздушных судов, включая персонал, обладающий правами, предоставляемыми свидетельствами или разрешениями. В этом документе содержится порядок разработки и осуществления предназначенной для получения свидетельства механика/техника/инженера по техническому обслуживанию воздушных судов (AMMTE) квалификационной системы подготовки (competency-based training — CBT). Обращает на себя внимание особенность перевода англоязычного термина. Внедряемый в последнее время в отечественном высшем образовании так называемый компетентностный подход, по всей вероятности, имеет ту же самую терминологическую основу.

Внедрение квалификационной (или компетентностной) системы подготовки (CBT) и оценки персонала по ТОиР ВС дает ряд преимуществ с точки зрения безопасности полетов и эффективности не только для держателей свидетельства, которые удостоверяют летную годность воздушных судов или их компонентов, но также и для всего неосвидетельствованного персонала, выполняющего работу, требующуюся для такого удостоверения.

Эффективность системы управления качеством в AMO зависит от компетенции ее персонала по техническому обслуживанию. Поэтому квалификационные требования играют ключевую роль в упорядочении процесса выполнения задач, что способствует поддержанию и потенциальному совершенствованию стандартов безопасности полетов при техническом обслуживании ВС.

Внедрение правил PANS-TRG является сферой ответственности государств, и они применяются на практике в системе учебной подготовки только в том случае, когда они приняты государством. Однако в целях упрощения процесса их внедрения государствами они были изложены языком, который позволит использовать их непосредственно персоналом утвержденных учебных организаций (УУО) и других учреждений, связанных с разработкой и внедрением

учебных программ, предназначенных для получения свидетельства механика/техника/ инженера по техническому обслуживанию воздушных судов.

Методика разработки курсов ИКАО основана на модели системы организации обучения, используемой в большей части содержащегося в настоящем документе учебного материала, основанного на квалификационных требованиях.

В правилах РАКБ-ТЯО приводится общее описание применяемых при разработке и осуществлении курса для АММТЕ принципов и процедур, которые следует использовать. Они содержат квалификационные блоки, квалификационные элементы и критерии эффективности, разработанные применительно к свидетельству АММТЕ. Пример квалификационного блока показан на рисунке, где ММ — руководство по ТОиР; МОРМ — руководство по процедурам организации по ТОиР.

X. х.х Квалификационный блок Квалификационный элемент Х.Х.Х Критерий эффективности Справочный материал

1. ЛОКАЛИЗАЦИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

1.0 Выявление и контроль потенциальных угроз и ошибок

1.1 Подготовка к локализации неисправностей: сбор данных о неисправностих

1.1.1 Собрать данные о неисправностях, используя записи в соответствующих журналах технического состояния ВС <печатных или электронных), сообщения пилотов или отчеты о техническом обслуживании (при наличии таковых) МОРМ

1.1.2 Собрать данные бортовых самописцев/записи передач с борта (технические сообщения)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1.3 Взять данные о неисправностях из ведомости учета технических дефектов МОРМ

1.2 Выверка данных о неисправностях

1.2.1 Выполнить осмотр с целью проверки физического состояния ММ

1.2.2 Выполнить испытание в работе для проверки эксплуатационного состояния ММ

1.2.3 Выполнить функциональное испытание для проверки функционального состояния ММ

1.2.4 Выполнить проверку с целью выяснить, в какой степени неисправность затрудняет предусмотренное конструкцией функционирование системы с отказавшими компонентами ММ

1.2.5 Зарегистрировать все обнаруженные неисправности МОРМ

1.3 Выработка процедуры локализации неисправностей

1.3.1 Просмотреть посвященный локализации неисправностей раздел руководства по техническому обслуживанию (ММ) длн установления наличия процедуры локализации неисправностей ММ

1.3.2 Выбрать процедуру локализации неисправностей при ее наличии МОРМ

1.3.3 При отсутствии процедуры локализации неисправностей осуществить локализацию неисправностей в соответствии с общей стандартной практикой, если это представляется возможным МОРМ

1.3.4 При отсутствии процедуры локализации неисправностей и невозможности ее выполнения в соответствии с общей практикой обратиться в инженерный департамент с просьбой разработать процедуру локализации неисправностей МОРМ

Рисунок. Пример квалификационного блока для персонала по ТОиР ВС

В правилах приводятся рекомендации в отношении составления и разработки учебной программы для AMMTE, приводятся образцы целей подготовки. Внедрение программ квалификационной подготовки для AMMTE пока не носит обязательного характера. Но, очевидно, через некоторое время, когда правила PANS-TRG получат широкое распространение в утвержденных учебных организациях, программы станут обязательными.

К сожалению, отечественная нормативно-правовая база в части требований к организациям по ТОиР, авиационному персоналу по ТОиР и учебным заведениям для подготовки такого персонала пока не полностью приведена в соответствие (не гармонизирована) с международными требованиями. Внедрение компетентностного подхода в федеральных образовательных стандартах (ФГОС) во многом носило поверхностный характер без понимания его квалификационной сути в части подготовки AMMTE.

Нормативно-правовыми документами, в которых заложены основы гармонизации с международными документами, являются Федеральные авиационные правила ФАП-145 «Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники» и Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» . Очевидно, что необходимо продолжить разработку отечественных нормативно-правовых документов, обеспечивающих гармонизацию с международными документами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов С.В. Подготовка инженерно-технического персонала по технической эксплуатации авионики и авиационных электросистем воздушных судов с учетом гармонизации отечественных требований к персоналу с международными требованиями // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества: сб. тезисов докладов МНТК. — М.: МГТУ ГА, 2013.

2. Кузнецов С.В. Проблемы подготовки инженерно-технического персонала по технической эксплуатации воздушных судов в процессе гармонизации отечественных требований к персоналу с международными требованиями // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества: сб. тезисов докладов МНТК. — М.: МГТУ ГА, 2011.

3. Кузнецов С.В. Проблемы гармонизации базового образования российского инженерно-технического персонала гражданской авиации с европейскими требованиями // Научный Вестник МГТУ ГА. — 2009. — № 148.

4. Кузнецов С.В. Об отражении в проектах федеральных авиационных правил концепции подготовки и переподготовки инженерно-технического персонала гражданской авиации по авионике (часть 2) // Научный Вестник МГТУ ГА. — 2003. — № 71.

5. Кузнецов С.В. Об отражении в проектах федеральных авиационных правил концепции подготовки и переподготовки инженерно-технического персонала гражданской авиации по авионике (часть 1) // Научный Вестник МГТУ ГА. — 2002. — № 48.

6. Журнал ИКАО. — 2010. — Т. 65. — № 5.

7. DOC 7300 ИКАО. Конвенция о Международной организации гражданской авиации (Чикагская). — 9-е изд. — 2006.

8. Continuing Airworthness Requirements — Part M. EASA, 2010.

9. Maintenance Organisation Approvals — Part 145. EASA, 2010.

10. Maintenance Certifying Staff — Part 66. EASA, 2010.

11. Training Organisation Requirements — Part 147. EASA, 2010.

12. Приложение 1 к Конвенции о Международной организации гражданской авиации. Выдача свидетельств авиационному персоналу. — 11-е изд., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Приложение 6 к Конвенции о Международной организации гражданской авиации. «Эксплуатация воздушных судов». — 11 изд., 2011.

15. DOC 9868 ИКАО. Правила аэронавигационного обслуживания. Подготовка персонала. — 2-е изд. — 2013.

16. ФАП-145. Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники. Введены приказом ФАС России от 19 февраля 1999 г. № 41 (с изменениями на 13 августа 2007 года).

17. ФАП. Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации: приказ Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. № 147.

AIRCRAFT AND ITS SYSTEMS MAINTENAUCE ENGINEERING STAFF TRAINING

ACCORDING TO HARMONIZATION WITH INTERNATIONAL REQUIREMENTS

Kuznetsov S.V.

Key words: aircraft maintenance engineer, AME, training, harmonization, international requirements.

Сведения об авторе

Кузнецов Сергей Викторович, 1954 г.р., окончил МИИГА (1977) и МГУ им. М.В. Ломоносова (1980), член-корреспондент Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов МГТУ ГА, автор более 200 научных работ, область научных интересов -техническая эксплуатация пилотажно-навигационного оборудования и авионики.

Инженерно-техническая защита (ИТЗ) – это совокупность специальных органов, технических средств и мероприятий по их использованию в интересах защиты конфиденциальной информации.

Многообразие целей, задач, объектов защиты и проводимых мероприятий предполагает рассмотрение некой системы классификаций.

Многообразие классификационных характеристик позволяет рассматривать средства ИТЗ по объектам воздействия, характеру мероприятий, способам реализации, масштабу охвата, классу средств злоумышленников, которым оказывается противодействие со стороны служб безопасности.

Основная классификация ИТЗ – по функциональному назначению средств ИТЗ.

Очевидно, что такое деление средств защиты информации условно, т.к. они часто взаимодействуют и реализуются в комплексе в виде аппаратно-программных модулей с широким использованием алгоритмов закрытия информации.

Подробно изучить каждый из методов вы можете, перейдя по ниже представленным ссылкам:

  • Физические средства защиты информации
  • Аппаратные средства защиты информации
  • Программные средства защиты информации
  • Криптографические средства защиты информации

Институт Территориального Развития представляет собой симбиоз проектного института, исследовательского центра и успешной коммерческой организации, использующей в своей деятельности классические инструменты формирования бизнес-процессов, что дает возможность оказывать Заказчику комплексную услугу, начиная от сбора необходимых исходных данных и разрешительной документации, разработки концепции объекта и планировочной документации в которую она интегрирована до разработки проектной документации на строительство объектов.

Основные принципы работы Института:

  • Выполнение проектных работ в соответствии с самыми высокими требованиями современного проектирования.
  • Высокий профессионализм специалистов.
  • Поиск нетрадиционных решений.
  • Высокая ответственность за принятые обязательства.
  • Максимально сжатые сроки выполнения проектных работ.

Разработка проектных материалов производится с применением современного лицензионного программного обеспечения (Microsoft, Autodesk, nanoCAD, SOFiSTiK, ЛИРА, СИТИС:Солярис, ESRI, Adept, SmetaWizard), а также с использованием систем автоматизированного проектирования, разработанных сотрудниками ООО «ИТР». При разработке проектной документации применяются самые современные методы информационного моделирования и BIM-технологии (BIM — Building Information Model, информационная модель здания).

Активное использование современных средств автоматизации ключевых бизнес-процессов, включающих документооборот, календарное и ресурсное планирование, контроль реализации проектов в сочетании с высоким уровнем централизации управления, позволяет непрерывно повышать качество, оперативность и координацию проектной деятельности Института в целом, и взаимодействия между отдельными подразделениями, в частности.

Сфера интересов Института не ограничивается бизнесом. Принимаемое участие в подготовке предложений и экспертных рекомендаций для нормотворческой деятельности в области градостроительства обеспечивает прозрачность и однозначность требований к выполняемым работам.

Проектная команда ООО «ИТР» состоит из высококвалифицированных специалистов — архитекторов, конструкторов, инженеров, ГИПов, экономистов, среди которых есть аспиранты, кандидаты наук и признанные эксперты в области градостроительства, строительных конструкций и архитектуры. Помимо комфортных условий работы, Институт дает большие возможности для самореализации и постоянного профессионального роста своих сотрудников.
ООО «ИТР» — это команда единомышленников, в которой есть несколько лидеров и несколько взаимосвязанных групп, состоящих из специалистов разного профиля. В компании собрались не просто условные специалисты, а профессионалы, готовые делать общее дело.

Институт входит в число ведущих организаций в соответствующих областях по объему, качеству, оценке государственными структурами и заказчиками. Мы выполняем свою работу так, чтобы наши Заказчики пришли к нам снова и рекомендовали нас своим партнерам. Система менеджмента качества ООО «ИТР» сертифицирована по стандарту ISO 9001:2015.

Условия труда на рабочих местах ООО «ИТР» по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми (2-й класс), что подтверждается отчетом о проведении специальной оценки условий труда, утвержденным «5» марта 2018г.

ГРАФИК ПРИЕМА

по личным вопросам

Директора ИТИ (каб.№ 217 КТФ)

ВТОРНИК 16:00 — 18:00

СРЕДА 10:30 — 12:00

ПЯТНИЦА 15:00 — 17:00

ПОЧТА

direkciya_iti@mail.ru

Телефон заочного отделения: 8 (4112) 496-586
Очный отдел: 8 (4112) 496-585, 496-628

Большинство передовых стран мира достигли высокого уровня развития, благодаря своевременному переводу экономики на инновационный путь, основанный на научных знаниях, а также на интеллектуальных, духовных и нравственных человеческих ресурсах. В этих условиях резко возрастает роль технического образования, именно инженерные кадры должны стать одной из ключевых фигур в динамичном развитии экономики республики и региона в целом.

Инженерно-технический институт в составе СВФУ является учебно-научно-инновационным центром на Северо-Востоке страны. В институте созданы все условия для подготовки специалистов будущего: современные учебно-научные лаборатории, компьютерный центр, архитектурная и скульптурная мастерские, испытательные центры, учебно-производственные мастерские, центр повышения квалификации, малые инновационные предприятия.

В институте выполняются научно-прикладные разработки в области диагностики, проектирования и возведения безопасных и комфортных зданий в условиях Севера, испытываются новые конструкции, отрабатываются современные технологии, создаются новые материалы, внедряются инновационные технологии в области землеустроительной и кадастровой деятельности. В институте созданы малые инновационные предприятия, оснащенные уникальными технологическими комплексами, где работают и проводят исследования преподаватели и студенты.

Студенты института изучают уникальные программные комплексы и геоинформационные системы, пользуются электронными ресурсами, проводят исследовательские работы на современном оборудовании, внедряют свои инновационные проекты через ежегодный факультетский конкурс «Engeneer» и всероссийский конкурс Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «У.М.Н.И.К.», проходят обучение за рубежом по международным программам. Отряд «Туймаада» ИТИ является лучшим отрядом университета.