Инвестиционное развитие региона

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Прядко, Оксана Валерьевна, 2004 год

2. Абалкин Л.И. К самопознанию России./Ин-т экономики.-М.,1995. -204с.

3. Абалкин Л.И. На перепутье. Размышления о судьбах России. РАН. /Ин-т экономики.-М., 1993.-247 с.

6. Алиев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь.-М.: Мысль,1983.-350с.

7. Алле М. Условия эффективности в экономике. —М.: Наука для общества, 1998.-304 с .

8. Амиров Ю.Д. Научно техническая подготовка производства.- М.: Экономика, 1989.-519 с.

9. Амосов А. Об условиях развития народного хозяйства в 2005-2007гг. //Экономист.-2004.-№6.-С.З— 13.

13. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ./ Науч.ред. Л.Н.Евенко.-М.: Экономика, 1989.-519 с.

14. Архангельский В.Н. Еще одна концепция развития экономики России. М.: Права человека, 1996.

15. Архангельский В.Н. Факторное прогнозирование развития промышленного региона и промышленная политика.- М.: РАГС, 2002.

16. Архангельский В.Н. Эффективность функционирования экономики региона. Межрегиональные товаропотоки и товарная специализация регионов. -М.: Изд-во РАГС, 1998.

18. Багиев Г.Л., Герасевич В.М., Анн X. Маркетинг М.: Экономика, 1999-703 с.

19. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник -3-е изд.,перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1996.

20. Басовский Л.Е. Теория экономического развития: факторы, закономерности, прогнозирование и стратегическое управление. Тула: ТГПУ, 1998- 132 с.

21. Бачурин А. Условия экономического роста.//Экономист.-1998. -№2.-С.32-38.

22. Безруков В. Основные проблемы развития экономической реформы в регионах РФ.//Экономист.-1996.-№4.-С.7-15.

23. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. В 2-х томах. Киев: «Ника-центр», «Эльга», 2001.

25. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 1998 — 160 с.

26. Бука Л.Ф., Трофимова Л. Управленческий анализ и комплексная оценка экономической эффективности // Аудитор.- 1996- №3 с.37-39.

27. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики): Учебное пособие. М.:АО «ДИС’,1996.- С.123-127.

28. Бурых Ю.Е. Заводской сектор науки // Экономика и организация промышленного производства 1988.- №3. С.29-40.

29. Бухвальд Е.М.,Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе / Ин-т экономики РАН. м.: Наука, 1994. -141с.

30. Быков В.А., Аносов С.А. Управление инновационными процессами в условиях рыночной экономики: Учеб. Пособие. М., 1991. 45 с.

31. Быльцов С. Настольная книга российского инвестора. СПб.: Изд. дом1. Бизнес-пресса», 2000.

32. Ванчухина Л.И. и др. Организационно- экономическое обеспечение надежности функционирования промышленных систем. Уфа, 1997.

33. Вардомский Л.Б. Внешнеэкономические факторы и состояние экономики регионов России // Внешняя торговля. 1995. №12. -С.2-4.

34. Варламов Н.В. Развитие региональной экономики./ Сборник научных трудов.Орел: Изд-во ОРАГСДООЗ. С.12-20.

35. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и метод. М.: Финансы и статистика, 1991 — 80 с.

36. Васильев Ю.П. и др. Управление развитием производства в промышленных концернах США. М.: Мысль, 1997.- 335 с.

41. Волгин И.А. Экономические реформы и инвестиционная политика. М.: РАГС, 1996.

42. Володин Л.Н. Политика промышленного развития России. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 126 с.

43. Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. М.: Магистр, 1997. — 230с.

44. Гапоненко А. Управление НТП в условиях перехода к рынку: новый вызов//Вопросы экономики. 1991. — №11. — С. 39-42.

45. Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: РАГС, 1999.

47. Глаголева Г.М. Технологическое освоение научных открытий и разработок. М.: Экономика, 1977.-111 с.

48. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. Учебник. СПб.: Из-во Михайлова В.А.,1998. — 659с.

49. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.-342 с.

50. Глазьев Ю. Как победить бедность в любой стране. М.: Финансы и кредит, 2003.

52. Голосовский С.И. Эффективность научных исследований в промышленности М.: Экономика, 1986. — 160 с.

57. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики:Учебник для вузов. -2-е изд.-М.:ГУ ВШЭ,2001.-С.132-204.

58. Гусаков М.А. Эффективная организация процесса «Исследование -Производство». М.: Экономика, 1978. — 120 с.

59. Гусева К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах.//Экономист.-1997.-№5.-С.38—44.

60. Гутман Г.В., мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2002.

61. Гурова И.,Иванова Н. Экономический рост: теория и мировая практика // Экономист 1996 -№6. С91-96.

62. Доугерти К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М, 1999.

63. Завлин П.Н. и др. Инновационная деятельность в условиях рынка. -СПб., 1994.

64. Закономерности экономического роста: анализ зарубежного опыта / Под. ред.Иванова С.И.-СПб.:СПб ун-т, 1992-116с.

66. Ивашковский С.Н. Микроэкономика.Учебник-М.:Дело,1998.-С.250-255.

67. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие.-М.:»Тесса»,2000.- С.256-268.

68. Инвестирование и инновационный бизнес. Мировая практика, венчурный капитал / Сост. И общ. Ред. Н.М. Фонштейна. М., 1996.

69. Кабаидзе В.П. Создать мобильное производство //Экономика и организация промышленного производства. 1982. — №1.- С.88-106.

70. Клейнер Г. Институциональные аспекты реформирования промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2002 №4 — С.24-30.

72. Козлов Л.А. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. «Российский экономический журнал»,1997. №3.-С.58.

73. Концепция и прогноз развития рынков промышленной продукции г.Москвы до 2002 года. М.: НИИ технологии НТП, 2000.

74. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990 — 733с.

75. Кравченко И.А., Марков В.Д. Инвестиционная политика предприятия. -М.: ЭКО, 1994. №7.

77. Кризис экономики России и механизм выхода из него / Секция «экономика и социология» Академии Естественных наук России // Экономика и жизнь. 1992 — №32.- С.14-15.

78. Кузин Д.В. Современный капитализм: государственное управление и промышленная политика. М.: Наука, 1999 — 144 с.

79. Курс экономики: Учебник.-З-е изд.,доп./ Под. Ред. Б.А. Райзберга.-М.: ИНФРА-М.2000-716с.

80. Ларина Н.И. Мировой опыт региональной политики. Новосибирск, 1996.

81. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: «ДЕКА», 1996.

82. Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике.

83. Вопросыэкономики.-2004.-№6.-С.4-27

84. Лозбинев Ф.Ю. Основы оптимального управления экономическими процессами: Учебное пособие. Брянск, ЦНТИ, 2001. 124с.

88. Направления среднесрочной программы социально экономического развития России. М.: Отделение экономики РАН, 1997.

89. Нестеренко О.Н.,Ратнер Н.М. Развитие региона: методологический подход Екатеринбург: Урал. Гос.унив-т, 1995.-134с.

90. Нгуен Ван Минь. Оценка и управление устойчивым развитием промышленно-коммерческой сети. -М.: ИЭ РАН, 2002 157 с.

91. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975. — С. 299-317.

93. Омельченко И.Н. и др. Логистико ориентированное управление органзационно — экономической устойчивостью промышленных предприятийв рыночной среде. — М.: МГТУ, 1996.

94. Повышение инновационной активности экономики России / Ин-т Экономики РАН, отв. Ред. В.П.Логинов. М., 1994.

95. Политика промышленного развития России / Под. ред. канд. Экон.наук Л.Н. Володина. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

96. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 2003 г.

97. Прядко О.В., Соловьев А.Б. Экономика природопользования (курс лекций): Учебное пособие. Белгород: БИГМУ, 2004. — 192с.

98. Путь в XXI век (Статистические проблемы и перспективы российской экономики), М.: Экономика, 1999.

99. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 494с.

100. Региональная экономика: Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, М.В.Степанова. -М.:ИНФРА-М,2002.-С. 117-180.

101. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. м.: ЮНИТИ, 1995. — 304с.

102. Регионы России: Информ.-стат. Сборник. В 2т. Т1. М.: Госкомстат России, 2003. С. 115-128.

103. Регионы России: Информ.-стат. Сборник. В 2т. Т2. М.: Госкомстат России, 2003. -683с.

105. Российский статистический ежегодник. М.:,2003.

106. Садков В. Россия на рубеже веков. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.-176с.

107. Семенов П. Актуальные проблемы регионального развития.//Экономист. -2004.-№6.-С.64-71.

108. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование Инвестиций-М.: Финансы и статистика, 2000.

109. Сио К.К. Управленческая экономика. Пер.с анг. М.: ИНФРА-М, 2000.

110. Смирнов С. Промышленная политика: проблемы и перспективы. //Вопросы экономики. 2000 — №9 — С.4-17.

111. Социальная статистика: Учеьник / Под ред. Чл.-кор. РАН Н.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1997. — 618с.

112. Социально-экономическое положение Белгородской области в 2003 году /

113. Доклад Белгород. Обл. комитета статистики. Белгород. Белгород обл.комитет гос.статистики, 2004. — С. 5-29.

115. Социально-экономическое положение России. М.: Госкомстат России, 2003.-№12. 301с.

117. Строев Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация. М.: Экономика, 2001. — 351 с

119. Сухарев О. Современные концепции хозяйственного развития. //Экономист.-2003.-№7.-С.32-42.

120. Теплухина Т., Куликова Ю.В. . Оценка производства валового Регионального продукта//Вопросы статистики. 1999. — № 5. -С. 7-13.

122. Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного состояния в конкурентоспособное. Библиотека технологий управления. Методика. Годовой опыт ЗАО «Чайковский текстиль» /Под ред. В.А.Ирикова М.: УНПК МФТИ, 1996.

124. Тумусов Ф.С. Экономические реформы и инвестиционная политика. -М., 1996.

125. Устинов В.А. Управление инвестиционной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции: Учеб. пособие. М.: ГАУ им. С.Орджоникидзе, 1999.

126. Фоломьев А.Н. Научно-техническая политика и механизм ее реализации на федеральном, региональном и предпринимательском уровнях.- М., 1999.

127. Фоломьев А.Н., Геггер Э.А. Менеджмент инноваций. Теория и практика.- М.:РАГС, 1998.

128. Фоломьев А.Н.Инновации: теории, механизм, государственное регулирование.- М.: РАГС, 2000. 236 с.

130. Шаманов В. Тенденции стабилизации и роста экономики региона. .//Экономист.-2003.-№5.-С.68-72.

131. Шепелевич И. Регулирование инвестиционного процесса на Региональном уровне // Финансы и бизнес. 1997. -; с.32 — 34.

132. Шукеев У. Приоритеты развития региональной экономики .//Экономист. -2002.-№ 10.-С.60—66.

133. Шуметов В.Г., Секерин А.Б., Гудов В.А. Инновационный менеджмент на основе экспертных знаний. Монография / под об.ред.проф.

134. В.Г. Шуметова. Орел : изд-во ОРАГС, 2003. 332с.

135. Экономика предприятия:Учебник для вузов/В.Я.Горфенкель, Е.М.Куприянов,

136. В.П.Прасолова.- М.: Банки и биржи,ЮНИТИ,1996.-С.37-46.

137. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под об.ред.акад. В.И. Ведяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1997. — 560с.

139. Исходные данные для рейтинговой оценки предприятий с иностранными инвестициями4. п/п Показатели Предприятия

140. Стоимость основных средств, тыс.руб. 125174 84000 343352 16794 50560 73605 14710 12356 71632 S68362 31752 4I24< 81174)6 668903 191320 12150 71001 1113363 886230 30922 281135 40652 50852 153675 85343 886234)

141. Выручка от реализации, тыс.руб. 50755 2904 108440 3138 4009 6080 4393 2232 3457 1275J 21Н 7310 19471 1954 45174 30690 1065 6439 14378 61УЗ 23864 7293 4775 29254 4490 6383

142. Балансовая прибыль, тыс.руб. 4342 36 4534J -115 1126 251098 405 -48 279 236 10 N36 5978 75229 7961 1982 -15 142 106 45Я МОЮ 19 -59 170 20989 -266

143. Рентабельность. % 37 12 9 0 45 24 13 0 17 II 1Я 55 11 34 6 1 96 2 5 108 19 0 5 5 1

145. Фондоотдача, ед. 0.45 34,5 1М1 0.18 HJ6 2,9В 0 4,82 ЧЛ9 1,77 1,66 19 2J6 М4,<. 15 62.5 16.22 6,13 84.92 18,1 95,5 пм <1,52 US

149. Чистая прибыль, тыс.руб. 0 16 30647 0 789 8946 263 0 180 Ч>’Б) 6 55″ 4024 59 6948 1150 -15 92 -2 193 9051 17 -59 102 15775 -266

150. Объем экспорта, тыс.руб. «4,2 0 16874 0 0 1863 0 0 725 (I 0 0 0 938 3665,4 20264 0 0 0 11183 0 0 0 14.320 0 6383

151. Введено в дей-ствие основных фондов, млн.руб. 0 0 1921 285 0 27443 401 0 367 0 0 768 14)94) 5260 0 » 103 261 18(1 0 0 и 60143 28876 11

152. Матрица стандартизированных показателей промышленных предприятий с иностранными инвестициями

153. П’ГГ Показатели Предприятия

163. Чистая прибыль. 0 0,0009 0,051 0 0,04-4 1 0.015 0 0,010 0 1,00034 1,00034 >.0314 2266 II 0,3912 0.И65 0 0,005 0 0,016 0,51 1,00095 0 0.889 0

164. Объем экспорта. 0,046 0 0,046 О 0 О.(HI 26 О О 0,036 0 0 0 0 0 0,1 Н09 1 0 0 0 0.55 0 0 0 0 0,3

166. Показатели развития ООО «Белгородцемент»1. Показатели Ед. Годы i/n Изм. 2000 2001 2002 2003

167. Объем продукции тыс.руб. 455,3 1728 1699 1954,2

168. Стоимость основных средств млн.руб. 310 394 524,5 668,9

169. Среднесписочная численность Чел. 631 695 684 752

170. Среднемесячная зарплата тыс.руб. 3,1 8,2 10,8 12,6

171. Дебиторская задолженность тыс.руб 44,897 431,367 270,684 377,94

172. Производительность труда, на 1 работника тыс.руб. 0,721 2,486 2,484 2,598

173. Фондоотдача Ед. 1,46 4,38 3,23 2,9

174. Прибыль тыс.руб. 200982 342468 115001 75229

175. Федеральные налоги тыс.руб. 68365 98085 38323 25361

176. Экономические показатели ОАО «Валуйский комбинатрастительных масел»п/п Показатели Ед. Изм. Годы 1рогноз 20042001 2002 2003 2003

177. Выпуск продукции Тыс. руб. 19949 28496 31752 29254 32750

178. Численность персонала Чел 296 275 272 253 255

179. Стоимость основных фондов Тыс. руб. 57977 66632 142080 153675 164000

180. Среднемесячная зарплата Руб. 4868 7702 9606 10561 11000

181. Прибыль (балансовая) Тыс. руб. 61627 130951 127894 170928 190000

182. Прибыль (чистая) Тыс. руб. 38077 92449 78593 102607

183. Иностранные инвестиции в основной капитал Тыс. руб. 4139 111302 15163 13291 13715

184. Оборудование, инструменты, инвентарь Тыс. руб. 32954 40712 69013 80336 90000

185. Федеральные налога Тыс. руб. 34858 53353 55531 68447

186. Местные налоги Тыс. руб. 25889 28307 29628 44852

187. Показатели развития ООО «Олеохим»п/п Показатели Ед. Изм. Годы 2000 2001 2002 2003

188. Выпуск продукции Тыс. Руб. 710,5 3791,0 3430,0 6080,0

189. Численность персонала Чел. 60 75 88 103

190. Производительно сть труда Тыс. Руб. 1,185 5,055 3,898 5,903

191. Стоимость основных средств (балансовая) Тыс. Руб. 20166,4 39368.6 60097,5 73605,2

192. Фондоотдача Ед. 0,35 9,63 5,71 8,26

193. Среднемесячная зарплата Руб. 2276 5260 6200 8100

194. Объем экспорта Тыс. Руб. 2231,1 4068,0 1971,0 1863,0

195. Прибыль (балансовая) Тыс. Руб. 40585,3 29967,1 1 1323,0 25098,0

196. Прибыль (чистая) Тыс. руб. 47705,0 -19393,3 687,0 8946,0

197. Иностранные инвестиции в основной капитал Тыс. руб. 19202,2 27950,8 0,0 27443,7

198. Новая продукция Тыс. руб. 0,0 1335,2 85233,2 112483,1

199. Федеральные налоги Тыс. руб. 87,4 9910,0 8697,0 1693,9

200. Местные налоги Тыс. руб. 4865,5 15611,0 17593,0 8893,0

201. Основные экономические показатели ОАО «Руслайм»1. Показатели Ед. Годы п/п изм. 2000 2001 2002 2003

202. Выпуск продукции тыс. руб. 105934,0 238714,5 295853,0 208440,5

203. Численность персонала чел. 1898 1790 1725 1674

204. Производительно сть труда тыс. руб. 58,2 133,4 171,5 124,5

205. Стоимость основных средств (балансовая) тыс. руб. 187016,0 314967,0 327562,0 343352,0

206. Фондоотдача Ед. 0,57 0,76 0,90 0,61

207. Среднемесячная зарплата руб. 843 1879 2960 3473

208. Объем экспорта тыс. руб. 5219,8 32302,0 9604,9 16874,6

209. Прибыль (балансовая) тыс. руб. 12210,0 67923,0 11009,0 45434,0

210. Прибыль (чистая) тыс. руб. 8217,0 58843,0 -16382,0 30647,0

211. Иностранные инвестиции в основной капитал тыс. руб. 13229,0 0,0 0,0 1921,0

212. Новая продукция тыс. руб. 0,0 0,0 0,0 3355,3

213. Федеральные налоги тыс. руб. 18079,0 43568,0 87489,0 55596,0

214. Местные налоги тыс. руб. 4429,0 5211,0 3611,0 5996,0

Постановление от 31 октября 2018 года №1288. Устанавливаются порядок и функциональная структура организации проектной деятельности, которые определяют единые подходы к проектной деятельности в Правительстве России, органы управления проектной деятельностью, последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов.

Справка

Документ

  • PDF

    Постановление от 31 октября 2018 года №1288

  • Постановление от 31 октября 2018 года №1288 в действующей редакции

Проект постановления разработан во исполнение пункта 5 Указа Президента России от 30 июня 2016 года №306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» и пункта 6 Указа Президента России от 19 июля 2018 года №444 «Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации» (далее – Указ №444).

До настоящего времени вопросы организации проектной деятельности в Правительстве России регламентировались постановлением Правительства от 15 октября 2016 года №1050.

Указом №444 Совет при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам был преобразован в Совет при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам.

В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с Указом №444 подписанным постановлением утверждены новое Положение об организации проектной деятельности в Правительстве России (далее – Положение) и функциональная структура проектной деятельности (далее – функциональная структура).

Положение и функциональная структура разработаны с учётом опыта реализации приоритетных проектов и сложившейся практики разработки национальных проектов (программ) (далее – национальные проекты).

Утверждёнными Положением и функциональной структурой определены единые подходы к проектной деятельности в Правительстве России, органы управления проектной деятельностью, последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов.

В соответствии с установленным порядком будут реализовываться:

— национальные проекты, подлежащие разработке в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

— федеральные проекты, обеспечивающие достижение целей, целевых показателей и выполнение задач национальных проектов, а также достижение других целей и показателей, выполнение задач по поручению или указанию Президента России, Председателя Правительства России, Правительства России, решению Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам (далее – Совет), президиума Совета, поручению куратора соответствующего национального проекта.

Положением вводится также понятие «региональный проект» – это проект, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, мероприятия которого относятся к законодательно установленным полномочиям субъекта Федерации, а также к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории этого субъекта Федерации.

На уровне федеральных органов исполнительной власти предусматриваются ведомственные проекты, обеспечивающие достижение целей и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Порядок инициирования, подготовки, реализации и завершения ведомственных и региональных проектов будет устанавливаться соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Функции федерального проектного офиса закреплены за Департаментом проектной деятельности Правительства России.

Центром компетенций проектной деятельности определён Научно-образовательный центр проектного менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России.

Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано организовать проектную деятельность, руководствуясь утверждённым Положением.

Документ рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 25 октября 2018 года.

СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

О.В. Захарова, асп. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления

в сельском хозяйстве

Стратегия инвестиционного развития рассматривает выбор курса действий, либо проникновение на рынок, а под стратегией инвестиционной деятельности понимают долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера и считают, что стратегия -это сознательная и обдуманная разработка для достижения определенной цели.

Сущность аспекта стратегии инвестиционной деятельности применительно к агропромышленному комплексу рассматривается как некий вид планирования, основанный на последовательности в поведении организаций или хозяйствующих субъектов, подкомплексов агропромышленного комплекса для привлечения потенциальных инвесторов к реализации приоритетных направлений.

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любая сельскохозяйственная организация имеет ограниченную величину свободных финансовых ресурсов, которые доступны для инвестирования. Поэтому всегда актуальна задача оптимизации инвестиционных источников и правильного их использования.

Инвестиционная деятельность, во-первых, всегда связана с иммобилизацией финансовых ресурсов организаций, во-вторых, осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно изменяться в рыночных условиях. Так, в момент приобретения новых основных средств нельзя точно предопределить экономический эффект от операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе, что в несколько раз увеличивает степень риска. Однако ошибочный прогноз в отношении целесообразности приобретения того или иного объекта или актива может вызвать неприятные последствия нескольких типов:

— ошибка в инвестировании в сторону занижения выражается в неполучении ожидаемого дохода;

— вложение излишних финансовых ресурсов в инвестирование приведет к неполной загрузке производственных мощностей.

Разработка инвестиционной деятельности на предприятии (в организации) предполагает:

— формулирование долгосрочных целей ее деятельности;

— поиск новых перспективных сфер приложения свободного капитала;

— разработку инженерно-технологических, маркетинговых и финансовых прогнозов;

— подготовку бюджета капитальных вложений;

— оценку альтернативных проектов;

— оценку последствий реализации предшествующих проектов.

С позиций государства наблюдается переход от распределения весьма ограниченных бюджетных средств между отраслями и регионами к избирательному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурентной основе.

Важнейшим фактором инвестиционного развития аграрного сектора являются целевые программы экономического, социального и иного разви-

тия регионов. Каждая программа — согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных или финансово-экономических, других целевых мероприятий, реализуемых с участием бюджетных средств. Они способствуют эффективному решению региональных задач в области экономического, научно-технического, социальнокультурного и экологического развития.

Одна из основных проблем, поставленных перед оценкой инвестиционных проектов, — добиться поставленных целей. Эффективность любого проекта неотъемлемо связана с инвестиционной политикой, проводимой государством и регионом (областью), а также от выбранных приоритетов. Для оценки проекта необходимо рационально соотнести имеющиеся альтернативы всех составляющих инвестиционного процесса, иначе реализация проекта будет нецелесообразна.

Региональные программы отличаются от других резко выраженным территориальным аспектом: содержанием состава участников, источников информации, экономическими эффектами и т.д. Однако особенностью федеральных программ является государственная значимость проблем. Их цель — реализация социально-экономической политики развития регионов при поддержке государства. Эти программы весьма распространены, и с каждым годом их количество возрастает. За годы реформ такими программами была охвачена примерно половина субъектов Федерации, включая Тамбовскую область.

Основная задача — определение цели региональной программы. Четко выраженный целевой характер региональной программы проявляется в строгой ориентации любого мероприятия (задания) с использованием любого доступного инвестиционного ресурса. При этом субъект хозяйствования должен быть заинтересован в реализации региональной программы, чтобы получить экономический эффект.

Результативность программы зависит от своевременного финансирования основных мероприятий по ее созданию и эффективного контроля за целевым использованием выделяемых бюджетных средств. Формирование и реализация инвестиционных проектов рассматриваются в качестве стратегии области. Это способствует увеличению рентабельности сельскохозяйственных предприятий.

В Тамбовской области разработано много долгосрочных программ. Некоторые будут рассмотрены ниже.

Оценка инвестиционных процессов, происходящих в Тамбовской области, показала недостаточность информационного обеспечения всех субъектов хозяйственной деятельности, функционирующих в регионе.

Отсутствие или недостаточность информационного обеспечения препятствуют не только улучшению инвестиционного климата, но и эффективному перераспределению ресурсов в регионе, которое

является необходимым инструментом структурной перестройки экономики. Ведь для перераспределения ресурсных потоков системе управления развитием региона требуется диагностическая информация экономического характера, переработанная для принятия управленческих решений.

Оптимальное сочетание методов государственного регулирования и рыночных механизмов хозяйствования будет способствовать развитию аграрного сектора.

1. Программы социально-экономического развития Тамбовской области, млн р.

Наименование Период Источники финансирования целевых программ

Всего В том числе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджет РФ Бюджет субъекта РФ Внебюджетн ые источники (с.-х. предприятий)

ОЦП «Социальное развитие села до 2010 года» 2004-2010 8 201,25 3 170,26 2 285,92 2 745,07

Подпрограмма «Газификация села» 2004-2010 2 385,94 347 308,1 1 730,84

Подпрограмма «Жилищное строительство в сельской местности». 2004-2010 420,43 92,6 85,6 242,23

Подпрограмма «Общеобразовательные учреждения» 2004-2010 378,18 136 242,8 —

Подпрограмма «Развитие учреждений культуры» 2004-2010 37,51 18,84 18,67 —

Подпрограмма «Медико-санитарная помощь» 2004-2010 55,2 13,6 37,0 4,6

Подпрограмма «Автомобильные дороги» 2004-2010 1134,7 567,35 567,35

Подпрограмма «Телекоммуникации» 2004-2010 471 31 — 440

Подпрограмма «Электрические сети» 2004-2010 39,37 7 — 32,37

Подпрограмма «Развитие торгового и сбытового обслуживания» 2004-2010 38,129 — — 38,129

Подпрограмма «Водоснабжение» 2004-2010 262,9 88,6 145,3 5,1

ФЦП «Зерно»-2 2002-2005 1789 1459 330

РЦП «МТС»

ФЦП «Плодородие» 1996-2000 37 7 30 —

ФЦП «Плодородие» 2002-2005 198 56 142 —

ФЦП «Реализация мероприятий по содержанию и ремонту внутрихозяйственных мелиоративных систем» 2002-2006 4 2,018 1,982

РЦП «Программа по восстановлению семеноводства в хозяйствах Тамбовской области на 2001-2003 годы» 2001-2003 8,6 — 6,45 2,15

РЦП «Подворье»

ОЦП «Государственная поддержка развития страхования урожая сельскохозяйственных культур в Тамбовской области» 2005-2007 368 184 20 (164)

Таблица составлена на основе данных управления инвестиций и управления сельского хозяйства и продовольствия Тамбовской области.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А.А.Шакирова, зам. нач. отд. Министерства экономического развития и промышленности Республики Башкортостан

Агропромышленный комплекс является одним из наиболее крупных и важных секторов экономики республики. Башкортостан — крупнейший аграрный регион страны. Располагая более чем 7 млн га сельскохозяйственных угодий (3,7% от общероссийского объема), в том числе 3,7 млн га пашни, республика производит 4,1% продукции сельского хозяйства России. На Российской агропромышленной выставке «Золотая осень — 2005» Башкортостан стал обладателем Большого Кубка — главного приза выставки, товаропроизводители республики были удостоены 153 дипломов и медалей, в том числе 62 золотых.

В 2005 г., как и в предыдущем, аграрная политика правительства республики была направлена на обеспечение устойчивого производства сельскохозяйственной продукции, обеспечение потребности населения в основных продуктах питания местного производства, и пищевой и перерабатывающей промышленное™, в сельскохозяйственном сырье, повы-

шение уровня доходов сельского населения, формировании развитых агропродовольственных рынков.

Республика Башкортостан как один из опорных регионов России с успешно функционирующим агропромышленным комплексом в числе первых приступил к реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», направленного на ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и обеспечение жильем молодых специалистов, приехавших на работу в сельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве.

Объем государственной поддержки села из бюджета республики в 2005 г. вместе с капиталовложениями составил более 5,9 млрд р., без капитальных вложений с учетом возвратных средств — 2,4 млрд р.

При весомой государственной поддержке крупные и средние сельскохозяйственные предпри-