Инвентаризация отходов производства 2018

Согласно ст.22 Закона РБ «Об отходах» все лица, занимающиеся оборотом отходов, обязаны проводить их инвентаризацию и учет.

Инвентаризация отходов – это совокупность рабочих моментов, направленных на составление и учет качественных и количественных показателей отходов.

Главным ее назначением является установка соответствия фактических данных об образовании отходов, полученных в ходе проверки, зарегистрированным данным в нормативах и технических документах, отражающих количественные и качественные характеристики отходов.

Инвентаризация отходов производства – обязательное мероприятие для лиц:

  • занимающихся производством отходов (собственники);
  • являющихся собственниками объектов, где размещены и обезврежены отходы;
  • занимающихся деятельностью по сбору и транспортировке отходов;
  • использующих отходы как сырье для производства.

Инвентаризация отходов производства и потребления может проводиться самим предприятием или лицом, а может осуществляться при помощи организации, специализацией которой являются услуги по инвентаризации и составлению ее актов.
Компания «ЭкоПромЦентр» является ведущей организацией в сфере осуществления услуг по инвентаризации, учету отходов и отчетности статистической документации.
Инвентаризация должна проводиться ежегодно, возможно несколько раз в году, если в этом есть производственная необходимость.
Наша компания предоставляет услуги только высококвалифицированных специалистов, мы проводим качественную инвентаризацию независимо от сложности и масштаба производства.

Вебинар по ПНООЛР 2018, где разобрана инвентаризация отходов

Как осуществляется инвентаризация отходов (образец)

1. Проведение инвентаризации отходов, а также мест их образования или размещения.

  • Организовывается выезд рабочей группы специалистов на предприятие;
  • Ею составляется перечень отходов, их виды определяются согласно Классификатору отходов (ФККО);
  • Собирается воедино вся информация, нужная для составления отчетности «акт инвентаризации отходов».

2. Непосредственно составление отчетности по результатам инвентаризации

  • Рассчитывается годовое количество образовавшихся или используемых отходов. Принцип расчета платы ПНООЛР берется из нормативно-методических рекомендаций, разработанных органами статистики.
  • Проводятся работы по анализу соотношения количества отходов существующим нормативам на предприятии и лимитам, установленным природоохранным законодательством;
  • Анализ на соответствие мест образования отходов тем требованиям, которые установили природоохранные органы, а также их соответствия нормативным актам, разработанным на предприятии.

Все перечисленные моменты вошли в проект ПНООЛР, а также являются главными пунктами для составления достоверной и качественной отчетности инвентаризации отходов.

Бесплатная инвентаризация отходов

Если у вас больше 10 видов отходов, через 1-2 дня после обращения мы проведем бесплатную инвентаризацию источников отходов у вас на предприятии.

Заказать бесплатную инвентаризацию

  1. Консультация специалиста по изменениям в законодательстве об отходах
  2. Бесплатный выезд эколога на ваше предприятие в Санкт-Петербурге или Ленинградской области (выезд в регионы РФ по согласованию) в течение 1-2 дней
  3. Проверка экологической документации на соответствие требованиям надзорных органов
  4. Подбор полигона и перевозчика для ваших отходов (при необходимости)
  5. Помощь в составлении технического задания на конкурс для выявления минимальной цены
  6. После встречи вы получаете рекомендации, как лучше поступить в сложившейся ситуации, плюс развернутое предложение со сроками и точной стоимостью работы и ее отдельных этапов.

Инвентаризация отходов — деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п. 5 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»1).

Перечень, наименования и коды отходов определяются согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь2.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА: КТО ПРОВОДИТ И КАК ЧАСТО?

Инвентаризацию отходов производства должны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют обращение с отходами производства (п. 1.6 ст. 17 Закона № 271-З).

Инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет в сроки, определяемые организацией (п. 6 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства3).

Досрочная инвентаризация отходов проводится в случаях:

  • выявления новых видов отходов производства;
  • изменения технологических процессов получения продукции;
  • изменения перечня выпускаемой продукции;
  • изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
  • реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
  • предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды); иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п. 7 Инструкции № 17).

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Издаем приказ о проведении инвентаризации отходов производства

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ (Пример 1 на с. 37), в котором:

  • назначается комиссия по проведению инвентаризации;
  • определяются перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;
  • приводится перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации;
  • устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации.

Проводим подготовительный этап

На этом этапе собираем и изучаем данные, необходимые для инвентаризационного обследования. Речь идет о данных, которые содержатся:

  • в книгах ПОД-9 и ПОД-10;
  • отчете 1-отходы Минприроды;
  • данных бухгалтерского учета; актах выполненных работ; сопроводительных паспортах перевозки отходов.

Проводим инвентаризационное обследование

⏹ Обследуем структурные подразделения организации в соответствии с планомсхемой расположения зданий и сооружений организации. Это позволит выявить источники образования отходов.

Поскольку источник образования отходов производства — технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства (п. 5 Инструкции № 17), то и вариантов определения источника образования отхода будет несколько.

⏹ Отмечаем источники образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации.

⏹ Определяем перечень образующихся отходов производства по источникам образования отходов. Для каждого источника («Офис», «Склад», «Распаковка товаров», «Уборка помещения», «Эксплуатация автотратспорта» и т.д.) характерны свои отходы производства, однако некоторые из них могут пересекаться (например, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, в результате уборки производственных и офисных помещений).

⏹ Взвешиваем (замеряем) количество отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определяем нормативы их образования по результатам измерений.

⏹ Рассчитываем годовое количество образующихся отходов производства и нормативы их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования.

Нормативы разрабатываются на основе:

  • сведений, полученных при инвентаризации отходов производства; технологических регламентов;
  • удельных норм расходов сырья и материалов;
  • материально-сырьевого баланса;
  • технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.

⏹ Определяем физико-химические характеристики отходов, компонентный состав отходов, исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, а также опасные свойства отходов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами. Код, наименование, класс опасности отходов определяются согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь6. Отсутствие класса опасности отхода в Классификаторе отходов влечет необходимость его установления собственником отходов (п. 2 ст. 16 Закона № 271-З).

Полученные сведения оформляем по формам согласно приложениям 1 и 2 к Инструкции № 17 (Примеры 2 и 3).

Обобщаем сведения об инвентаризации

На этом этапе проводим систематизацию данных и составляем акт инвентаризации отходов производства. Акт инвентаризации отходов производства, утвержденный Инструкцией №17, подписанный руководителем организации, включает:

  • титульный лист (Пример 4);
  • сведения, полученные в результате проведения инвентаризации отходов производства, которые оформляются согласно приложению к акту инвентаризации отходов производства (Пример 5);
  • перечень мероприятий по учету отходов, определению их количественного и качественного показателей, разработке нормативов образования отходов производства (п. 15 Инструкции № 17).

1 В ред. от 13.07.2016, далее — Закон № 271-З.

2 Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85.

3 Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17, далее — Инструкция № 17.

4 Утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.06.2003 № 18/27.

5 Справочные материалы по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления — М.: НИЦПУРО, 1996.

6 Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85.

7 Утверждено постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 № 208.

8 Утверждена постановлениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.01.2008 № 3/13/2.

Архив ноябрь 2011 года

| <<< Навигация

На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке инвентаризации отходов производства.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр Л.И.ХОРУЖИК

УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 29.02.2008 N 17

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами» и определяет порядок инвентаризации отходов производства.

2. Инвентаризация отходов производства проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами (далее — организация), либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

3. Инвентаризация отходов производства (далее — инвентаризация) — деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования.

4. Источник образования отходов производства — технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства.

5. Для определения источников образования отходов производства рассматриваются все виды деятельности, как основные, так и вспомогательные, осуществляемые организацией, в том числе:

прием, хранение, затаривание (растаривание), упаковка (распаковка), транспортировка в пределах производственной площадки сырья, материалов и продукции, при которых образуются утратившие потребительские свойства сырье, материалы, препараты, готовая продукция, остатки из вагонов, контейнеров, поддонов, тара и упаковка, грунт, загрязненный при россыпях, разливах, переливах и другие виды отходов;

переработка сырья и материалов, в процессе которой образуются отходы, а также брак, некондиционная продукция, остатки механической, термической, электрохимической обработки материалов и другие виды отходов;

эксплуатация, обслуживание и ремонт технологического оборудования и транспортных средств, в результате чего образуются вышедшие из употребления корпуса, детали технологического оборудования и транспортных средств, изоляционные материалы, растворители и их смеси, отработанные свинцовые аккумуляторы, отработанные электролиты, изношенные шины и другие резинотехнические изделия, отработанные горюче-смазочные материалы, шламы от мойки транспортных средств и другие виды отходов;

строительные и (или) ремонтные работы, работы по реконструкции, сносу зданий и сооружений, при проведении которых образуются различные виды строительных отходов (отходы теплоизоляционных материалов, бетона, железобетона, цемента, кирпича и другие виды отходов);

содержание зданий и сооружений, благоустройство территорий, в результате чего образуются смет с производственных территорий, списанная мебель, изношенная спецодежда и другие виды отходов.

6. Инвентаризация проводится не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года.

7. Досрочная инвентаризация проводится в случаях:

выявления новых видов отходов производства;

изменения технологических процессов получения продукции;

изменения перечня выпускаемой продукции;

изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;

реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;

предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды);

иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства.

8. Предписание Минприроды о проведении досрочной инвентаризации должно содержать:

срок, в течение которого должна быть проведена инвентаризация;

причины, обусловившие необходимость проведения инвентаризации;

мероприятия, необходимые после проведения инвентаризации.

Глава 2 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

9. Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ, в котором:

устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации;

назначается комиссия по проведению инвентаризации;

определяется перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;

определяется перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации.

10. Для целей инвентаризации используются следующие сведения:

информация о видах деятельности организации;

учетные данные (книги первичного и общего учета отходов, форма государственной статистической отчетности 2-ос (отходы), данные бухгалтерского учета о поступлении отходов от сторонних организаций, договоры на передачу отходов производства сторонним организациям, акты выполненных работ, сопроводительные паспорта перевозки отходов производства) и иные документы, свидетельствующие об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, захоронении отходов производства;

план-схема расположения зданий и сооружений организации;

технологические карты производственных процессов;

сведения о потреблении и свойствах всех видов сырья, вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать) в технологических процессах;

сведения о химических реакциях, происходящих в производственном процессе (при необходимости);

порядок пуска и вывода из эксплуатации оборудования;

иная информация, содержащая сведения о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых для получения продукции, объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;

материалы последней инвентаризации.

11. Работа по проведению инвентаризации включает следующие этапы:

подготовительный;

инвентаризационное обследование;

обобщение сведений об инвентаризации.

12. На подготовительном этапе изучаются сведения, перечисленные в пункте 10 настоящей Инструкции.

13. На этапе инвентаризационного обследования производится:

обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений организации;

обозначение источников образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации;

определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;

проведение взвешиваний (замеров) количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;

расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;

определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами;

оформление полученных сведений по формам согласно приложениям 1 и 2.

14. На этапе обобщения сведений об инвентаризации производится систематизация данных, полученных при проведении инвентаризационного обследования, оформление акта инвентаризации отходов производства.

15. Акт инвентаризации отходов производства включает:

титульный лист, оформленный по форме согласно приложению 3;

сведения по результатам инвентаризации, оформленные по форме согласно приложению к акту инвентаризации отходов производства;

перечень мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработки нормативов образования отходов производства.

Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации.

16. Организации, осуществляющие обращение только с коммунальными отходами производства и у которых отходы первого класса опасности представлены только ртутными и люминесцентными отработанными лампами, проводят инвентаризацию в течение 30 дней.

17. Акт инвентаризации коммунальных отходов производства оформляется по форме согласно приложению 4.

При этом заполнение форм согласно приложениям 1 — 3 не требуется.

18. Результаты инвентаризации применяются при:

разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов;

подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства;

расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства;

согласовании и утверждении нормативов образования отходов производства;

ведении государственной статистической отчетности об отходах.

19. Контроль за выполнением требований настоящей Инструкции осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы.

Приложение 1
к Инструкции о
порядке инвентаризации
отходов производства

Форма

Источники образования отходов производства ____________________________________________ (наименование организации, год)
————-+————-+——-+——+——-+—————— ¦Номер ¦Наименование ¦Корпус,¦Код ¦Наиме- ¦Количество ¦ ¦источника ¦источника ¦цех, ¦отхода¦нование¦образующихся ¦ ¦образования ¦образования ¦участок¦<*> ¦отхода ¦отходов ¦ ¦отходов ¦отходов ¦ ¦ ¦<*> ¦производства ¦ ¦производства¦производства ¦ ¦ ¦ ¦по результатам ¦ ¦в ¦(технологи- ¦ ¦ ¦ ¦контрольного ¦ ¦соответствии¦ческий ¦ ¦ ¦ ¦взвешивания ¦ ¦с планом- ¦процесс, ¦ ¦ ¦ ¦(замера) по ¦ ¦схемой ¦оборудование,¦ ¦ ¦ ¦каждому источни-¦ ¦ ¦структурное ¦ ¦ ¦ ¦ку образования ¦ ¦ ¦подразде- ¦ ¦ ¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ление) ¦ ¦ ¦ ¦производства, кг¦ +————+————-+——-+——+——-+—————-+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +————+————-+——-+——+——-+—————-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————-+————-+——-+——+——-+——————

<*> Наименование и код отходов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 ноября 2007 г. N 85 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 290, 8/17498).

Приложение 2
к Инструкции о
порядке инвентаризации
отходов производства

Форма

Сведения о количестве образующихся отходов производства за период проведения инвентаризации ____________________________________________ (наименование организации, год)
——+——-+—————+———-+——-+———+———+—————————-+—— ¦Код ¦Наиме- ¦Источники ¦Общее ¦Расчет-¦Норматив ¦Утверж- ¦Физико-химическая характе- ¦Класс¦ ¦от- ¦нование¦образования ¦количество¦ное ¦образо- ¦денный ¦ристика отходов ¦опас-¦ ¦хода¦отхода ¦отходов ¦образо- ¦коли- ¦вания ¦норматив+——-+—————+——+ности¦ ¦<*> ¦<*> ¦производства ¦вавшихся ¦чество ¦отходов ¦образо- ¦агре- ¦состав отходов¦опас-¦ ¦ ¦ ¦ ¦(технологичес-¦отходов ¦образу-¦произ- ¦вания ¦гатное ¦по компонентам¦ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кий процесс, ¦производ- ¦ющихся ¦водства ¦отходов ¦состоя-+——-+——+свой-¦ ¦ ¦ ¦ ¦оборудование, ¦ства от ¦отходов¦по ¦произ- ¦ние ¦наиме- ¦содер-¦ства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦структурное ¦источников¦произ- ¦резуль- ¦водства,¦<**> ¦нование¦жание,¦<***>¦ ¦ ¦ ¦ ¦подразделение)¦образова- ¦водства¦татам ¦тонн / ¦ ¦ ¦% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+——+ния отхо- ¦за год,¦контроль-¦расчет- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наиме- ¦коли- ¦дов произ-¦тонн ¦ного ¦ная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нование¦чество¦водства по¦ ¦взвеши- ¦единица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единиц¦результа- ¦ ¦вания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦там конт- ¦ ¦(замера),¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рольного ¦ ¦тонн / ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦взвешива- ¦ ¦расчет- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния (заме-¦ ¦ная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ра), тонн ¦ ¦единица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+——-+——+———-+——-+———+———+——-+——-+——+——+——+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ +—-+——-+——-+——+———-+——-+———+———+——-+——-+——+——+——+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ——+——-+——-+——+———-+——-+———+———+——-+——-+——+——+——

<*> Наименование и код отходов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 ноября 2007 г. N 85 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 290, 8/17498).

<**> Агрегатное состояние в соответствии с Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 2-ос (отходы) «Отчет об образовании, использовании и размещении отходов», утвержденными постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 26 сентября 2007 г. N 222.

<***> Опасные свойства в соответствии с перечнем опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов, необходимых для установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, определяемым Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Приложение 3
к Инструкции о
порядке инвентаризации
отходов производства

Форма титульного листа

УТВЕРЖДЕНО ____________________________________ (должность руководителя организации) ____________ ___________________ (подпись) (И.О.Фамилия) М.П. «__» ____________ 20__ г.
АКТ инвентаризации отходов производства от «__» ______________ 20__ г. ______________________________________________________________ (наименование организации) ______________________________________________________________ (адрес организации)
Данный акт подтверждает, что инвентаризация отходов производства на ____________________________________________________ (наименование организации) проведена в соответствии с нормами и правилами действующего законодательства, содержит достоверные сведения о номенклатуре и источниках образования отходов производства в организации, балансе образовавшихся, используемых, обезвреживаемых и размещаемых отходов за отчетный период (с «__» __________ по «__» __________ 20__ г.) и оформлена в порядке, определенном Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства.
Члены комиссии по проведению инвентаризации: ___________________ _____________ ___________________ ______________ (должность) (подпись) (И.О.Фамилия) (дата) ___________________ _____________ ___________________ ______________
Председатель комиссии по инвентаризации отходов ___________________ _____________ __________________________________ (должность) (подпись) (И.О.Фамилия)

Приложение

к акту инвентаризации отходов производства «__» __________ 20__ г.
Форма
____________________________________________________________________ (наименование организации)
——+——-+———+———+—————+—————-+————————+————————- ¦Код ¦Наиме- ¦Норматив¦Расчетное¦Подлежит ¦Подлежит ¦Подлежит хранению ¦Подлежит захоронению ¦ ¦от- ¦нование¦образо- ¦коли- ¦использованию ¦обезвреживанию ¦ ¦ ¦ ¦хода¦отхода ¦вания ¦чество +——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦<*> ¦<*> ¦отходов ¦образую- ¦коли- ¦объект ¦коли- ¦объект ¦коли- ¦объект¦установ-¦коли- ¦объект ¦установ-¦ ¦ ¦ ¦произ- ¦щихся ¦чество,¦исполь-¦чество,¦обезвре-¦чество,¦хра- ¦ленный ¦чество,¦захо- ¦ленный ¦ ¦ ¦ ¦водства ¦отходов ¦тонн ¦зования¦тонн ¦живания ¦тонн ¦нения ¦лимит ¦тонн ¦ронения¦лимит ¦ ¦ ¦ ¦по ¦произ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦резуль- ¦водства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦татам ¦за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прове- ¦год по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дения ¦резуль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвента-¦татам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ризации,¦инвента- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тонн / ¦ризации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расчет- ¦тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1-го класса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2-го класса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3-го класса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4-го класса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———+ ¦ИТОГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неопасных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————-+———+———+——-+——-+——-+———+——-+——+———+——-+——-+———

<*> Наименование и код отходов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 ноября 2007 г. N 85 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 290, 8/17498).

Приложение 4
к Инструкции о
порядке инвентаризации
отходов производства

Форма

АКТ инвентаризации коммунальных отходов производства ___________________________________________________ (наименование организации, год)
———+————————+————————+————————-+————————-+—————— ¦Источ- ¦Образование отходов ¦Образование отходов ¦Количество отходов ¦Количество отходов ¦Норматив образо-¦ ¦ник ¦производства за ¦производства за год ¦производства, подле- ¦производства, подле- ¦вания отходов ¦ ¦образо- ¦период проведения ¦по результатам ¦жащих обезвреживанию ¦жащих захоронению ¦производства, ¦ ¦вания ¦инвентаризации ¦инвентаризации ¦ ¦ ¦кг / расчетная ¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единица ¦ ¦произ- +——-+—————-+——-+—————-+———+———+——-+———+———+——-+———+——-+ ¦водства,¦общее ¦вторичные ¦общее ¦вторичные ¦наиме- ¦за ¦рас- ¦наиме- ¦за ¦рас- ¦по ¦утверж-¦ ¦в том ¦коли- ¦материальные ¦коли- ¦материальные ¦нование,¦период ¦четное ¦нование,¦период ¦четное ¦резуль- ¦денный ¦ ¦числе ¦чество,¦ресурсы ¦чество,¦ресурсы ¦код <*> ¦инвента-¦за год,¦код <*> ¦инвента-¦за год,¦татам ¦ ¦ ¦вид ¦кг +———+——-+кг +———+——-+ ¦ризации,¦кг ¦ ¦ризации,¦кг ¦инвента-¦ ¦ ¦деятель-¦ ¦наиме- ¦коли- ¦ ¦наиме- ¦коли- ¦ ¦кг ¦ ¦ ¦кг ¦ ¦ризации ¦ ¦ ¦ности ¦ ¦нование,¦чество,¦ ¦нование,¦чество,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦код <*> ¦кг ¦ ¦код <*> ¦кг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +———+——-+———+——-+——-+———+——-+———+———+——-+———+———+——-+———+——-+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ +———+——-+———+——-+——-+———+——-+———+———+——-+———+———+——-+———+——-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ———+——-+———+——-+——-+———+——-+———+———+——-+———+———+——-+———+———

<*> Наименование и код отходов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 ноября 2007 г. N 85 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 290, 8/17498).

Право Беларуси 2007

карта новых документов

Проведение инвентаризации отходов с учетом всех образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов производства и потребления

Инвентаризация — проверка соответствия учетных данных фактическому положению дел. Инвентаризация отходов производства и потребления — деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, временного хранения и накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим юридическим или физическим лицам.

Данная работа проводится самостоятельно юридическими лицами, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами ли индивидуальными предпринимателями в соответствии с заключенным договором.

Источники образования отходов инвентаризируются не реже 1 раза в 5 лет при очередной разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В случае реорганизации или изменения вида (видов) деятельности предприятия или какого?либо его подразделения инвентаризация должна быть проведена досрочно.

Этапы проведения инвентаризации:

  1. Подготовка приказа о проведении инвентаризации источников образования отходов;
  2. Проведение инвентаризационного обследования;
  3. Обработка результатов обследования и оформление выходных материалов.

На подготовительном этапе изучаются следующие сведения:

  1. информация о видах деятельности предприятия;
  2. схема организационной структуры предприятия;
  3. учетные данные (журналы первичного и общего учета отходов, форма государственной статистической отчетности 2-тп (отходы), договоры на передачу отходов производства сторонним организациям, акты, справки приема-передачи отходов, акты выполненных работ, и иные документы, свидетельствующие об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, передаче на утилизацию, захоронение, размещение отходов производства и потребления;
  4. технологические карты производственных процессов;
  5. данные бухгалтерского учета о поступлении и списании видов сырья, вспомогательных материалов, готовых изделий и полуфабрикатов, которые используются (планируется использовать) в производственных процессах;
  6. порядок пуска и вывода из эксплуатации оборудования;
  7. иная информация, содержащая сведения о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых в производственных процессах, объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;
  8. материалы последней инвентаризации.

На этапе инвентаризационного обследования главным образом производится:

  • выявление веществ, материалов и изделий, перешедших в состояние «отход» при осуществлении видов деятельности предприятием, а также определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;
  • расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологических процессов исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;

По итогам инвентаризации и в дальнейшем при разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для каждого подразделения определяются:

  • перечень отходов, подлежащих первичному учету;
  • перечень отходов, для которых следует разработать нормативы образования;
  • перечень отходов, для которых нужно определить класс опасности;
  • перечень отходов, подлежащих паспортизации;
  • виды отходов, для которых целесообразно разрабатывать систему раздельного сбора, для их последующего использования, обезвреживания, размещения.

Результаты инвентаризации применяются при:

  • разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • разработке инструкций по обращению с отходами производства и потребления и организации учета отходов;
  • подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства;
  • расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства;
  • согласовании и утверждении нормативов образования отходов производства;
  • составлении годовой статистической отчетности по форме 2.

Состав Проекта инвентаризации отходов производства и потребления:

  1. Титульный лист
  2. Приказ об утверждении инвентаризации
  3. Инвентаризационная ведомость источников образования отходов
  4. Блок-схема производственных и непроизводственных процессов сопровождающихся образованием отходов
  5. Сведения о наличии транспортных средств
  6. Характеристика пылеулавливающего оборудования
  7. Инвентаризационная ведомость объектов временного хранения отходов
  8. Сведения о передаче отходов специализированным предприятиям
  9. Перечень отходов, для которых устанавливается годовой норматив образования
  10. Схема размещения объектов временного накопления отходов
  11. Акт инвентаризации отходов производства и потребления

Ответственность за несоблюдение данного требования, изложенная в КоАП в ст.8.2 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ключевые вопросы

Нормативные требования к проведению инвентаризации отходов

Рекомендации по организации инвентаризации

Исходные сведения для инвентаризации

Учет отходов, образующихся в результате деятельности подрядчиков и при арендных отношениях

Составление предварительного перечня отходов

Работа с ФККО и БДО

Формирование итогового перечня отходов

Оформление результатов инвентаризации

Практически любая хозяйственная деятельность связана с образованием отходов, а нарушения при обращении с отходами одни из самых очевидных. В июне 2019 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) были внесены существенные изменения: санкции за нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления стали более дифференцированы.

Например, теперь можно получить отдельный штраф за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I–IV классов опасности (ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ), неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ) и др.

Чтобы уменьшить риски получения огромных штрафов, необходимо понимать, с какими отходами вы имеете дело, т.е. провести их полную инвентаризацию.

Представленные в статье рекомендации по проведению инвентаризации отходов имеют общий характер, какие-либо специфические виды деятельности (например, сортировка и утилизация твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), размещение отходов, утилизация продуктов питания, обращение с медицинскими отходами и др.) в рамках данного материала не рассматриваются, т.к. это темы для отдельных статей.

Предложенные подходы носят авторский характер и сформированы на основании многолетнего опыта разработки и согласования проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) для различных объектов.

Нормативные требования к проведению инвентаризации отходов

Прежде всего отметим, что действующим федеральным законодательством требования к проведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов не предъявляются. В настоящее время не существует нормативных правовых актов, которые бы предусматривали четкие требования и алгоритм проведения инвентаризации отходов, а не ограничивались отсылочными нормами. При этом на региональном уровне можно найти документы, содержащие рекомендации по проведению такой инвентаризации, но они носят рекомендательный характер.

Вместе с тем в нормативно-правовой документации в области обращения с отходами часто встречаются отсылки к результатам инвентаризации отходов:

• программа производственного экологического контроля (далее — ПЭК) должна включать в себя, помимо прочего, сведения об инвентаризации отходов;

• для разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) используются результаты инвентаризации отходов;

• организация мест накопления отходов проводится на основании результатов их инвентаризации;

• материалы учета в области обращения с отходами используются для проведения инвентаризации отходов.

До 2010 г. инвентаризация отходов проводилась всеми хозяйствующими субъектами, образующими отходы, в рамках разработки ПНООЛР и получения документа об утверждении НООЛР, которые все обязаны были иметь. Начиная с 2010 г. от разработки ПНООЛР были освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства. С 2019 г. разработка НООЛР касается только объектов I и II категорий вне зависимости от того, относится ли хозяйствующий субъект к малому или среднему бизнесу.

Обратите внимание

Результаты инвентаризации используются не только для разработки необходимой природоохранной документации (НООЛР, программы ПЭК, паспортов отходов I–IV классов опасности), но и для организации процесса обращения с отходами на предприятии в целом:
• подготовки приказов и инструкций;
• ведения учета;
• организации мест накопления отходов;
• разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций (см. ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ);
• организации надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и т.д.);
• оптимизации деятельности предприятия и др.

Кроме того, чтобы правильно и наиболее оптимально организовать процесс обращения с отходами, надо понимать, к каким из ваших отходов применяются специфические требования: попадают ли они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся ли к ТКО, а может, вообще выпадают из-под действия Федерального закона № 89-ФЗ как, например, медицинские, биологические и радиоактивные отходы.

Разумеется, проведение инвентаризации отходов и фиксирование ее результатов сегодня наиболее актуально для объектов I, II и III категорий, т.к. в программе ПЭК, которая разрабатывается в обязательном порядке именно для объектов данных категорий, нужно указывать сведения об отходах производства и потребления, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее — ФККО).

Инвентаризацию отходов целесообразно проводить отдельно для каждого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). В случае если у хозяйствующего субъекта имеются обособленные подразделения, не относящиеся к объектам НВОС, на них также должна быть проведена отдельная инвентаризация. При этом если подразделения/объекты типовые, то можно провести выборочную инвентаризацию на нескольких объектах, подготовить типовой перечень отходов и адаптировать его для остальных подразделений/объектов.

Отметим, что формы внутренних документов, регламентирующих проведение инвентаризации отходов, а также итоговые формы инвентаризации могут быть любыми и должны удовлетворять требованиям внутреннего делопроизводства, целям и задачам конкретного предприятия.

См. Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Новые составы правонарушений и новые штрафы ищите по ссылке profiz.ru/upl/KoAP_new.pdf.

Анализ изменений в КоАП РФ в части обращения с отходами см.: Никитина В.В. О несоразмерности и неотвратимости наказания за нарушение требований в области обращения с отходами // Справочник эколога. 2019. № 9. С. 66–74 (прим. редакции).

См., например, Правила учета и оценки отходов производства и потребления на территории Пермской области, утвержденные Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края 13.12.2001.

Пункт 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018).

См. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания № 349).

Пункт 3.12 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Пункт 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014; далее — Порядок № 721).

Пункт 6 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.