Инвентаризация 2017

Какова периодичность инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении?

Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

  • по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА;
  • при составлении годовой отчетности;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения.

Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.

В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.

Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?

Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:

1. Издание приказа руководством учреждения о проведении инвентаризации.

Для этого используется унифицированная форма ИНВ-22, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Посредством рассматриваемого приказа утверждается также комиссия по инвентаризации — внутренняя структура бюджетного учреждения, без которой инвентаризация не может быть проведена.

В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.

2. Отражение сведений о приказе в журнале.

Данный журнал также составляется с применением унифицированного источника — ИНВ-23.

3. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).

Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.

4. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.

В данном случае речь идет о заполнении как минимум:

  • описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в Приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
  • описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).

Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.

Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно , как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.

5. Заполнение отчетных документов:

  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.

Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23

Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22. В данном случае в документе принципиально важно отразить:

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.

Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:

Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:

«Унифицированная форма № ИНВ-23 — бланк и образец».

Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:

  • величину долга — в целом, по основной части, процентам;
  • величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
  • подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
  • просроченную задолженность.

Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.

Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.

Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений

Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:

  • данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • данные о просроченных задолженностях;
  • аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Акт сверки с контрагентами

Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.

Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.

Кроме того, акт полезен с точки зрения:

  • выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
  • отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;

Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.

Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.

Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье:

«Унифицированная форма № ИНВ-17 — бланк и образец».

Сведения об инвентаризациях по таблице № 6

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

В графах 1–4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.

В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.

В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.

Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.

Итоги

Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.

Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях:

  • «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности»;
  • «Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.Главная » Бухгалтеру » Годовая инвентаризация 2017

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Инвентаризация 2017

Одной из основных задач бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении (подп. «в» п. 3 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России № 34н). Данная информация необходима как внутренним пользователям — учредителям, участникам, собственникам имущества, руководителям, так и внешним — инвесторам и кредиторам. На основе упомянутой информации должна формироваться бухгалтерская (финансовая) отчётность (п. 6 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организаций» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России № 43н).
Осуществление инвентаризации активов и обязательств и способствует формированию достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации. Тем более что пунктом 38 ПБУ 4/99 предусматривается подтверждение статей бухгалтерской отчётности, составляемой за отчётный год, результатами инвентаризации активов и обязательств.
Во вступившем с начала текущего года законе № 402-ФЗ инвентаризации посвящена статья 11. Ею установлено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. При её осуществлении выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учёта.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного её проведения. Обязательное же проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. На сегодняшний день такие стандарты ещё не появились.
В то же время упомянутым законом № 402-ФЗ определено, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учёта федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных законом № 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые до дня его вступления в силу (п. 1 ст. 30 закона № 402-ФЗ).
Вышеприведённое положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности обязывает перед составлением годового отчёта провести инвентаризацию имущества и обязательств (абз. 3 п. 27). Таким образом, всем организациям независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности необходимо до завершения текущего года осуществить инвентаризацию.
На обязательность проведения инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчётности Минфин России указал в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности организаций (приложение к письму Минфина России № 07-02-18). При этом инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно.
Напомним, что под инвентаризацией понимается способ бухгалтерского учёта, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.
В ходе данной процедуры вполне возможно:
• выявить излишки или недостачи имущества;
• установить фактическое состояние объектов;
• упорядочить имущественные отношения;
• оценить действительность отражённой в учёте задолженности;
• выявить возможность снижения затрат;
• откорректировать учёт.
Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России №49, далее—указания по инвентаризации) определён порядок её осуществления и оформления результатов.
При этом для целей указаний по инвентаризации (п. 1.2):
• под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы;
• под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учёте (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтённое по каким-либо причинам.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств утверждается при формировании учётной политики (п. 4 Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Минфина России № 106н).
Годовая инвентаризация обычно проводится не ранее 1 октября. Поэтому имущество, инвентаризация которого по иным причинам осуществлена в IV квартале отчётного года до момента начала годовой инвентаризации, повторно не инвентаризируется. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности).
Подготовительные мероприятия для проведения инвентаризации включают в себя:
• разработку внутренних инструкций;
• издание приказа;
• получение расписок от материально ответственных лиц;
• определение остатков имущества и обязательств по учётным данным.
С начала текущего года для ведения бухгалтерского учёта используются формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, которые утверждены руководителем экономического субъекта (п. 4 ст. 9 закона № 402-ФЗ). Формы таковых организация могла самостоятельно разработать. При этом во всех первичных документах необходимо наличие обязательных реквизитов, поименованных в пункте 2 статьи 9 закона № 402-ФЗ. В числе утверждённых документов должны быть и формы, применяемые при проведении инвентаризации.
В то же время субъект вправе продолжать использовать формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации. При таком варианте при осуществлении инвентаризации используются формы, утверждённые постановлением Госкомстата России № 88. Так, приказ на проведение инвентаризации оформляется по форме № ИНВ-22. В приказе устанавливаются сроки её проведения, определяется персональный состав инвентаризационной комиссии, объём инвентаризуемого имущества и обязательств, дата сдачи материалов в бухгалтерию. Желательно в организации иметь в наличии журнал учёта контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23), в котором следует зарегистрировать данный приказ.
В организации может быть создана постоянно действующая в течение отчётного года инвентаризационная комиссия (п. 2.2 указаний по инвентаризации). Как правило, в её состав включают представителей администрации, работников бухгалтерии, других специалистов (инженеров, экономистов, работников отдела внутреннего аудита и др.).
Материально ответственные лица в инвентаризационную комиссию обычно не включаются: проверка самих себя выглядит несколько нелогично и противоречит смыслу инвентаризации.
А вот в проведении инвентаризации они обязательно участвуют:

• фактическое наличие имущества проверяется при обязательном их присутствии;
• инвентаризационная комиссия получает от них отчёты со всеми документами, подтверждающими движение материально-производственных запасов и денежных средств;
• ими представляется расписка о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на МПЗ переданы в бухгалтерию, поступившие на их ответственность запасы оприходованы, а выбывшие — списаны в расход.
Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчётные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества (п. 2.4, 2.8 указаний по инвентаризации).
Если объём работ по инвентаризации достаточно большой, то для одновременного её проведения создаются рабочие инвентаризационные комиссии. В этом случае постоянно действующая инвентаризационная комиссия проводит инструктаж рабочих комиссий, осуществляет контрольные проверки, рассматривает объяснения материально ответственных лиц, допустивших недостачу. Рабочие же комиссии непосредственно осуществляют инвентаризацию МПЗ, основных средств, денежных средств и т. п. в местах хранения и производства.
Инвентаризационная комиссия должна провести ряд подготовительных мероприятий. Для начала необходимо проверить, заключены ли с материально ответственными лицами трудовые договоры, а также договоры об их полной материальной ответственности.
Также рекомендуется проверить:
• наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учёта;
• наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
• наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
Если этих документов нет, то их необходимо дооформить. А при обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учёта или технической документации нужно внести соответствующие исправления и уточнения (п. 3.1 указаний по инвентаризации).
В организациях могут разрабатываться внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность комиссии на каждом этапе проведения инвентаризации.
Бухгалтерия, подготовив инвентаризационные описи по объектам, подлежащим инвентаризации, передаёт их материально ответственным лицам в количестве не менее двух экземпляров для заполнения графы «Фактическое наличие».
Проведение проверки
При инвентаризации используются два вида проверок: натуральная (вещественная) и документальная. Натуральная проверка связана непосредственно с наблюдением объектов инвентаризации, определением их количества путём подсчёта, взвешивания, обмера. Её используют при инвентаризации основных средств, материально-производственных запасов, наличных денежных средств, бланков строгой отчётности и т. д. При документальной проверке наличие объекта учёта подтверждается непосредственно документами. Исходя из этого она применяется при инвентаризации оценочных резервов, финансовых обязательств, расходов будущих периодов и т. д.
При применении унифицированных форм в большинстве случаев для оформления результатов вещественной проверки используются формы инвентаризационных описей, для оформления же результатов документальной проверки — формы актов инвентаризации.
При значительном объёме и номенклатуре материально-производственных запасов не всегда удаётся приостановить их поступление и выдачу во время проведения инвентаризации. В этом случае материально ответственное лицо принимает МПЗ в присутствии членов комиссии. Приходуются запасы по реестру или товарному отчёту, при этом заносятся они в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».
Отпуск же МПЗ производится в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера. Причём отпускать их материально ответственное лицо должно в присутствии членов комиссии. Заносятся же отпущенные запасы также в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».
Акты обмеров, технические расчёты и другие документы, послужившие основанием для установления фактического наличия имущества навалочных товаров (наливной продукции), прикладываются к соответствующим инвентаризационным описям (форма № ИНВ-3).
Если инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчёт материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись, то для учёта фактического наличия МПЗ на складах в период проведения инвентаризации используется инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ-2).
Данные по инвентаризации материально-производственных запасов, отгруженных, но не оплаченных, находящихся в пути, принятых на ответственное хранение, заносятся в отдельные акты (форма № ИНВ-4 и ИНВ-6) и описи (форма № ИНВ-5).
При проведении инвентаризации МПЗ комиссия по её проведению может:

• осуществить проверку соблюдения правил и условий их хранения;
• выявить запасы, частично потерявшие своё первоначальное качество и устаревшие морально;
• выявить неиспользуемые материальные ценности.
При проведении инвентаризации основных средств и нематериальных активов проверяется наличие самих активов и соответствующих первичных документов по их оприходованию и учёту (используются инвентаризационные описи по формам № ИНВ-1 и ИНВ-1а). Кроме того, проверяется правильность отражения в учёте фактов поступления и использования основных средств и нематериальных активов.
Основные средства, которые на период проведения инвентаризации будут находиться вне места расположения (автомобили, суда, железнодорожные вагоны, передаваемые на капитальный ремонт объекты и т. д.), следует инвентаризовать до момента временного их выбытия.
Подлежат инвентаризации и объекты основных средств, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По ним составляется отдельная опись, в которой даётся ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Отдельная опись также составляется на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению. По каждому из них указывается время ввода в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.) (п. 3.4, 3.5, 3.6 указаний по инвентаризации).
Результаты инвентаризации основных средств, находящихся в ремонте, отражаются в акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10).
Инвентаризация расчётов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам и кредитам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчётными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах учёта указанных расчётов.
При инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности должны быть проанализированы расчёты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, работниками и другими дебиторами и кредиторами. Реальность дебиторской и кредиторской задолженности проверяется на основании первичных документов. Проверке также подлежит неистребованная кредиторская задолженность. Следует установить, не перекрывается ли в бухгалтерских балансах дебиторская задолженность кредиторской путём отражения свёрнутого сальдо по расчётным счетам, поскольку в бухгалтерской отчётности не допускается зачёт между статьями активов и пассивов (п. 34 ПБУ 4/99, письма Минфина России № 07-02-06/204, № 07-02-06/41). Таким образом, остатки по счетам аналитического учёта, по которым имеется дебетовое сальдо и кредитовое сальдо, в бухгалтерском балансе надлежит отразить в развёрнутом виде в активе и пассиве.
При инвентаризации дебиторской задолженности комиссия помимо определения общего её размера должна установить и суммы, подтверждённые и не подтверждённые дебиторами, с истекшим сроком исковой давности. По суммам кредиторской задолженности устанавливается причина и момент её возникновения, документ, подтверждающий задолженность.
По результатам проверки заполняется акт инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17 последовательно с дебиторами и кредиторами. Но предварительно по указанным видам задолженности заполняется справка (приложение к форме № ИНВ-17). Её составляют в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учёта.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчётном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путём сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
По расчётам с работниками выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации подотчётных сумм рассматриваются авансовые отчёты подотчётных лиц, при этом по каждому подотчётному лицу оценивается целевое использование выданных авансов.
При инвентаризации кассы проверяется наличие денежных средств, находящихся в кассе, и данные кассовой книги. По её результатам оформляется акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15).
Фактическое наличие бланков ценных бумаг, бланков строгой отчётности проверяется по видам бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути представляет собой сверку сумм на счетах бухгалтерского учёта с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. д.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчётности организациям необходимо проверить обоснованность создания резервов, правильность их образования и использования.
В бухгалтерском учёте практически все резервы могут иметь переходящий остаток по итогам года. Так, остаток резерва расходов на предстоящую оплату отпусков работникам, отражаемый в годовом балансе, определяется исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и начисляемых на неё сумм страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС. В аналогичном порядке определяется переходящий остаток резервов, созданных на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтверждённого инвентаризацией расчёта в декабре отчётного года указания по инвентаризации предписывают осуществить проводку:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 96;
— сторно на разность между значениями фактически начисленного резерва и подтверждённого инвентаризацией.
При их же недоначислении осуществляется дополнительная запись по включению недостающей суммы в издержки производства и обращения:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 96;
— доначислена сумма резерва.
Остатки резервов предстоящих расходов отражаются в пассиве бухгалтерского баланса. Переходящее же на следующий год сальдо оценочных резервов отдельной строкой в бухгалтерском балансе не показывается. Остатки таких резервов уменьшают соответствующие суммы в активе баланса. Резерв по сомнительным долгам уменьшает сумму дебиторской задолженности, резерв под обесценение финансовых вложений уменьшает балансовую стоимость этих вложений, а резерв под снижение стоимости материальных ценностей уменьшает соответственно стоимость сырья и материалов.
При инвентаризации имущества в большинстве случаев подсчёт ведётся в натуральных единицах. Однако помимо этих значений в описи и акты вносятся денежные оценки имущества и обязательств. Берутся они из первичных документов или данных бухгалтерского учёта.
Инвентаризационные описи и акты инвентаризации подписываются всеми членами комиссии. Причём инвентаризационные описи и некоторые акты подписывают и материально ответственные лица. При этом ими производится запись, что проверка произведена в их присутствии, претензий к членам комиссии нет и они принимают перечисленное в описи (акте) имущество на ответственное хранение.
В ходе оформления инвентаризационных описей довольно часто допускаются следующие ошибки:
• не заполняются итоги по страницам, а именно: прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице;
• не заполняются в описях графы с указанием заводских инвентарных номеров по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д. при инвентаризации машин, оборудования и транспортных средств;
• имеются исправления (подчистки, помарки) ранее внесённых записей о наличии у данного материально ответственного лица инвентарных объектов основных средств или материалов. При этом исправления не заверяются надлежащим образом (а именно путём зачёркивания неправильных записей и проставления над зачёркнутыми правильных записей). Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами;
• в инвентаризационной описи отсутствует подпись одного из членов инвентаризационной комиссии или (и) материально ответственного лица.
Анализ и оформление результатов
Если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения фактических данных от учётных, то составляются сличительные ведомости (формы № ИНВ-18 и ИНВ-19).
При составлении сличительных ведомостей по МПЗ комиссия вправе учесть пересортицу и потери в пределах норм естественной убыли.
Напомним, что под пересортицей понимается одновременное наличие как излишков, так и недостач МПЗ одного и того же наименования. Причинами её могут быть ошибки при составлении товарно-сопроводительных документов: на склад фактически поступают (выбывают со склада) одни ценности, а по документам — другие. Возможны и ошибки при учёте: по документам и фактически на склад поступают одни ценности, в учёте же находят отражение другие.
Указания по инвентаризации (п. 5.3) позволяют только в виде исключения произвести взаимный зачёт излишков и недостач МПЗ в результате пересортицы. Причём производить взаимный зачёт можно по решению руководства организации только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах. Идентичная норма имеется и в Методических указаниях по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России № 119н, п. 32).
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
В том случае когда при зачёте недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости МПЗ, оказавшихся в излишке, эта разница относится на виновных лиц.
При отсутствии конкретных виновников пересортицы разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на финансовые результаты у коммерческих организаций или на увеличение расходов — у некоммерческих (п. 32 методических указаний по учёту МПЗ).
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
Убыль МПЗ в пределах установленных норм определяется после зачёта недостач излишками по пересортице.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учёта отражаются на счетах бухгалтерского учёта в следующем порядке (п. 28 положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности):
• излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
• недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — на счёт виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Затраты 2017
Декретный отпуск 2017
Дебиторская задолженность 2017
Дарение 2017
Выручка 2017
Внебюджетные фонды 2017
Валютные операции 2017


| | Вверх

Как часто необходимо проводить инвентаризацию основных средств в связи с введением новых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора? Обязательно ли проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности, или инвентаризацию можно проводить один раз в три года?

29 октября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Считаем, что проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является обязательным. Иные случаи, кроме поименованных в п. 81 СГС «Концептуальные основы», при наступлении которых проведение инвентаризации является обязательным, могут быть предусмотрены локальным актом организации государственного сектора.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в связи с введением с 01.01.2018 федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора основные правила к организации проведения инвентаризации активов и обязательств, а также случаи обязательного проведения инвентаризации не изменились. Так, порядок проведения инвентаризации, а также случаи обязательного проведения инвентаризации, изложенные в п. 80 и п. 81 СГС «Концептуальные основы», по сути продублировали ранее действующие положения п. 20 Инструкции N 157н (до ввода в действие приказа Минфина России от 31.03.2018 N 64н).
Кроме случаев обязательного проведения инвентаризации, поименованных в п. 81 СГС «Концептуальные основы», прежним остается требование о необходимости проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 9 Инструкции N 33н). При этом каких-либо исключений для проведения инвентаризации основных средств, в том числе периодичности, Инструкцией N 33н не установлено. Кроме того, в рамках годовой инвентаризации также выявляются признаки обесценения активов (п. 6 СГС «Обесценение активов»).
Соответственно, при проведении годовой инвентаризации следует проверить и наличие объектов основных средств.
Вместе с тем возможность проведения инвентаризации основных средств один раз в три года предусмотрена п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. Однако считаем, что воспользоваться данным правом у бюджетного учреждения не получится, так как не будет соблюдено требование о необходимости обеспечения формирования полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества и его использования при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3 Инструкции N 157н, смотрите также письмо Минфина России от 08.11.2017 N 02-06-05/73671).
Следовательно, учитывая в совокупности требования федеральных стандартов для государственного сектора, а также Инструкций NN 33н и 157н, считаем, что проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

! Материал актуален на ноябрь 2019 года

Инвентаризация при правильном ее проведении позволяет получить реальную картину состояния активов и обязательств организации, выявить активы, частично потерявшие свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревшие морально.

Какие ошибки при проведении инвентаризации нельзя допускать?

Какие ошибки в ведении учета помогают выявить правильно проведенная инвентаризация и анализ ее результатов?

Важно! Инвентаризация – «круглогодичное явление» в жизни бухгалтера, поскольку основанием для ее проведения могут послужить самые разные поводы: проведение проверки (плановое и внеплановое), форс-мажор и различные чрезвычайные события (кража, стихийное бедствие и т.д.) и многое другое.

Вот почему так важно иметь под рукой рабочий инструмент – конспект для одной темы, чтобы вовремя сориентироваться в самых сложных практических ситуациях:

Шесть актуальных вопросов по проведению инвентаризации

Ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны провести инвентаризацию активов и обязательств. Процедура известная, но вопросы все равно возникают. Нужно ли проводить инвентаризацию финансовых вложений? Как определяется дата проведения инвентаризации драгоценных металлов?

Проводится ли уценка товаров в оптовой торговле?

Не всегда товары, приобретенные для реализации, удается вовремя продать. Товары залеживаются, теряют потребительские качества. Реальная цена их падает. Как такая ситуация должна быть отражена в учете? Автор дает обоснованный ответ.

Инвентаризация кассы

При временной смене материально ответственных лиц инвентаризацию проводить нужно. При этом в Инструкции № 117 отсутствуют нормы, регулирующие вопросы инвентаризации кассы. По данному вопросу необходимо учитывать следующее.

Инвентаризацию давальческого сырья проводят две стороны – давалец и переработчик

Фактически инвентаризацию полученного сырья (материалов) |*| (далее – сырье) проводит переработчик несмотря на то, что сырье и полученные в результате переработки изделия (продукция) учитываются у него за балансом. Однако давалец тоже должен произвести инвентаризацию переданного сырья, хотя физически оно у него отсутствует.

Инвентаризация при увольнении главного бухгалтера

Проведение инвентаризации определено ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З). Из нее следует, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации.

Инвентаризация сырья и материалов при давальческой переработке

Сырье, материалы, переданные в переработку, подлежат инвентаризации |*| наравне с иными активами организации (п. 2 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180).

Инвентаризация и материальная ответственность с точки зрения судебной экспертизы

В секции «Проверки» в рамках третьей практической экспертной конференции «Главбух-2019» принял участие Пахомов Сергей Александрович, начальник отдела финансово-экономических экспертиз управления экономических экспертиз центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз.

Дата проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности

Исходя из норм п. 8 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180), инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности должна проводиться не ранее 1 декабря отчетного года. В то же время согласно п. 63 Инструкции № 180 она проводится на 1 ноября отчетного года.

Инвентаризация сырья и материалов при давальческой переработке

Заказчик передал подрядчику для переработки сырье и материалы.

Должна ли проводиться инвентаризация сырья и материалов и если да, кто ее проводит?

Фактически инвентаризацию проводит подрядчик, но результаты инвентаризации отражают обе стороны.

Установление нормативного срока службы по сооружению, выявленному при инвентаризации

В результате проведенной инвентаризации выявлено ранее не учтенное сооружение. Его нормативный срок службы в соответствии с постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (далее – постановление № 161) составляет 20 лет.

Комиссионная торговля и инвентаризация

Организация-импортер реализует товары в Беларуси через комиссионеров.

Подлежат ли инвентаризации товары, переданные комиссионерам для реализации, перед составлением годовой отчетности?

Отражение расходов по оценке неучтенного основного средства

В ходе проведения инвентаризации перед составлением годового отчета за 2018 г. в организации выявлен неучтенный объект основных средств. Рыночную стоимость этого объекта определил эксперт из организации, занимающейся оценочной деятельностью.

Учетная политика организации в 2019 году

В обязанности главного бухгалтера входит в т.ч. формирование учетной политики, которая представляет собой совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятых организацией. Разделы, которые должны быть представлены в учетной политике, указаны в п. 4 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Исправление ошибки в инвентаризационной описи

При инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2018 г. в инвентаризационной описи выявлена ошибка.

Можно ли вносить исправления в инвентаризационную опись?

Отражение результатов инвентаризации

При проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2018 г. были выявлены неучтенные объекты нематериальных активов (компьютерные программы), разработанные работниками организации за счет средств организации.

Какие документы должны быть у организации-получателя при поступлении основного средства?

Организация-получатель принимает к учету поступившие основные средства по счету 01 «Основные средства» на основании акта о приеме-передаче основных средств.

Какие способы получения основных средств требуют оформления данного документа?

Инвентаризация кредиторской задолженности

В ходе проведенной инвентаризации организация (заказчик строительства здания, которое будет учтено на счете 03 «Доходные вложения в материальные активы» по окончании строительства) выявила кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности по работам подрядчика.

Контроль за расходом топлива при использовании автомобилей работников в служебных целях: все ли способы хороши?

С целью контроля над разъездами работников руководители организаций нередко устанавливают лимиты расхода топлива при использовании автомобилей работников в служебных целях. Но правомерно ли такое ограничение в целях бухгалтерского и налогового учета этих расходов? Автор материала рассматривает такую ситуацию.

Инвентаризация: какие ошибки выявлены при ее проведении и какие выявила она сама

Какие ошибки при проведении инвентаризации нельзя допускать? А какие ошибки в ведении учета помогают выявить правильно проведенная инвентаризация и анализ ее результатов? Автор материала обобщил накопленный опыт.

Как правильно оформить акт о списании имущества

Причины выбытия основных средств могут отличаться друг от друга. Именно этот факт влияет на вид оформляемого документа.

Рассмотрим, в каком случае и какой документ следует иметь организации при выбытии основного средства.

Инвентаризация остатков топлива в баках автомобилей

Данные о наличии остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете «Топливо в баках транспортных средств», ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков (п. 82 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).

Какие документы подтверждают поступление ТМЦ, выявленных как излишки по результатам инвентаризации?

Организация провела инвентаризацию ТМЦ. Были составлены все необходимые документы: инвентаризационные описи, сличительные ведомости, протокол по итогам инвентаризации и т.д. В результате выявлены излишки, которые отражены в бухгалтерском учете. Уплачен налог на прибыль.

Материальный ущерб: 5 правил по взысканию

Порядок возмещения материального ущерба зависит от его размера, от согласия самого работника на его возмещение и ряда других обстоятельств, связанных с причинением такого ущерба. С учетом существующего порядка возмещения материального ущерба определяется вариант отражения его в бухгалтерском учете. Рассмотрим эти варианты.

Отпуск кассира и инвентаризация кассы

На время отсутствия кассира торговой организации (идет в отпуск) его обязанности передаются другому работнику.

Нужно ли проводить инвентаризацию кассы при временной смене материально ответственных лиц?

Инвентаризация денежных средств в наличной иностранной валюте

С 3 июня 2018 г. в Инструкцию о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденную постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185 (далее – Инструкция № 185), внесены изменения и дополнения (постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 25.05.2018 № 237).

Выявлены излишки по результатам инвентаризации

Организация по решению руководителя провела инвентаризацию активов. По ее результатам выявлены неучтенные объекты основных средств, используемые в производственной деятельности организации. Для определения рыночной стоимости этих основных средств проведена их экспертная оценка сторонней организацией, занимающейся оценочной деятельностью.

119. Объекты и задачи проведения инвентаризации

Проведение итоговой инвентаризации имущества и обязательств в конце отчетного года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете». Порядок и сроки проведения такой инвентаризации определяются руководителем предприятия и закрепляются в приказе по организации или в учетной политике. К имуществу организации, наличие которого должно быть проверено в ходе инвентаризации, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы. При этом по объектам основным средств, незавершенному производству, материально-производственным запасам инвентаризация может проводиться и до окончания отчетного года. Инвентаризация расчетов может осуществляться только на отчетную дату, а именно на 1 января года, следующего за отчетным.

Задачи инвентаризации следующие:

1) выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также объемов незавершенного производства;

2) контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3) выявления товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, и устаревших морально;

4) выявление сверхнормативных и не используемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

5) определение реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассах, на расчетном и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

6) проверка резерва предстоящих расходов и платежей и других статей баланса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке