Информация как объект информационного права

Полное описание

Современный период развития цивилизации характеризуется переходом от индустриального общества к обществу информационному через информатизацию всех сфер и направлений деятельности. Термин «информация» как философская категория все в большой степени приобретает политическое, экономическое и юридическое значение. Это обусловлено, прежде всего, существенным возрастанием влияния информационной сферы на жизнь общества.
Хотя информационные технологии появились относительно недавно, они быстро вошли в нашу жизнь и развиваются стремительными темпами. Массовое применение информационных технологий в различных сферах жизни естественно влечет их использование и в коммерческом обороте. Возникает потребность в защите интересов субъектов, использующих информацию в своей деятельности. Однако природа информации и информационного продукта не укладывается в привычные формы предметов правовых отношений, а сами отношения в этой связи нуждаются в новых способах правового регулирования. Поэтому необходимо найти такие механизмы, которые обеспечат правовое регулирование отношений в области информации и информатизации.
Для того чтобы информация попала в поле правового регулирования гражданского законодательства, она должна быть легально отнесена к числу объектов гражданского права. Под объектом гражданских прав понимается все то, по поводу чего возникают и осуществляются (или то, на что направлены) гражданские права и обязанности.
В 2006 году из ст. 128 ГК РФ исключили понятие информации как объекта гражданских прав. Согласно действующей редакции статьи 128 ГК: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».
При этом законодатель, исключив информацию из объектов гражданских прав в ГК РФ, не изменил положения Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, в ст. 5 этого Федерального закона указывается, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, а в ст. 17 – что нарушение требований Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представляется необъяснимым, с какой целью законодатель из перечня объектов гражданских прав исключил информацию. Можно предположить, что инициаторы данного изменения исходили из того, что информация как таковая самостоятельным объектом гражданских прав быть не может, так как всегда имеет режим какого-либо иного объекта. Однако данное мнение нам видится ошибочным.
Действительно, любой объект, особенно нематериальный, может рассматриваться как определенная совокупность информации. Но это вовсе не означает, что сама информация сводится к этим объектам. В современном мире информация уже давно приобрела товарный характер, выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах деятельности.
Во многих гражданско-правовых обязательствах присутствуют так называемые информационные права и обязанности. Например, право потребителя на информацию, право каждого участника договора простого товарищества знакомиться со всей документацией по ведению дел, отношения, возникающие по поводу предоставления информации хозяйственному обществу его участниками (в частности, о намерении продать свою долю в уставном капитале).
О самостоятельном характере информации как объекте гражданских правоотношений говорят также ученые-цивилисты. Среди них И. Л.  Бачило, Т. Л.  Левшина, Д. В.  Ломакин, С.  Тараканов, Г. Д.  Отнюкова и другие. В качестве самостоятельного объекта гражданских прав информация указывается в гражданском законодательстве некоторых стран. В частности, в Гражданском кодексе Украины и Гражданском кодексе Литовской Республики информация отнесена к объектам гражданских прав наряду с вещами, результатами интеллектуальной деятельности и иными материальными и нематериальными благами.
Однако хочется отметить, что некоторые ученые позитивно отнеслись к данному изменению статьи 128 ГК. По мнению Л.Б. Ситдиковой, законодатель обоснованно исключил понятие информации как объекта гражданских прав, «тем самым растворив информацию среди объектов гражданских прав, при этом сохраняя ее значимость и сам факт ее существования» (Ситдикова Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве. // Гражданское право. – 2007. – № 2. – С. 48).
Более того, некоторые ученые придерживаются подхода, согласно которому информация не является самостоятельным объектом гражданских прав. Нередко в цивилистической литературе информация отождествляется с таким объектом, как оказание услуг.
Так, по мнению Р. С.  Бевзенко, «Информация может выступать содержанием обязательства обязанного лица, и в этом смысле она как объект прав фигурировать не может; объектом правоотношения будут действия обязанного лица (это имеет место при исполнении обязательств по консультированию, предоставлении коммерческой или иной информации, передаче данных через компьютерные сети)» (Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики/Под общ. ред. В. А.  Белова. М.: Юрайт, 2015. – С. 345).
Мы считаем, что с такой позицией нельзя согласиться. Как нам представляется, оказание услуг не включает все случаи оборота информации. Оказание услуг является лишь одним из способов получения и передачи информации. То есть информация может служить объектом не только правоотношений, связанных с оказанием услуг. Так, в правоотношениях по уведомлению участников хозяйственного общества о проведении общего собрания участников и предоставлению информации и материалов к такому собранию исключены правоотношения по оказанию услуг. В связи с чем необходимо различать оказание услуг и информацию как объекты различных гражданско-правовых отношений.
В рамках поднятой проблемы следует обратить внимание на имеющуюся судебную практику. В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 г. по делу № А56-35417/2012 указано, что в соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация о деятельности государственных органов является объектом публичных отношений. Однако информация о привлеченных к административной ответственности юридических лицах в интересующем заявителя объеме (ИНН/ОГРН, наименование, статья КоАП РФ и др.) не связана с защитой прав самого общества. Поскольку целью получения такой информации является поиск клиентов, потенциально нуждающихся в юридических услугах, и извлечение прибыли; такая информация обоснованно квалифицирована судом как объект гражданских отношений.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о квалификации информации в качестве объекта тех или иных правовых отношений суд исходит из цели получения информации: для квалификации информации в качестве объекта гражданских правовых отношений необходима взаимосвязь возникающей информации с отношениями, перечисленными в статье 2 ГК РФ.
На наш взгляд, информация должна выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного объекта. Оказание услуг, а также институт интеллектуальных прав не охватывают все возможные варианты участия информации в гражданских правоотношениях. Правовой режим информации отличается от правового режима материальных благ (в силу ее идеального, нематериального характера), а также правового режима личных неимущественных благ (ввиду отсутствия неразрывной связи с личностью ее обладателя).
Как представляется, исключение информации из числа объектов гражданских прав, обозначенных в ст. 128 ГК, не исключило ее из гражданского оборота, а лишь привело к тому, что буква закона стала далека от реального состояния общества.
Михайленко И.А.

ФЗ об информации устанавливает, что информация может быть объектом частного и публичного права. Объектом публичного права она становится в силу прямого указания в НПА или в силу индивидуальных распоряжений органов государственной власти и должностных лиц наделенных соответствующей компетенцией.

В правовой практике России законодательно определяется информация как объект права в ст.128.

ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», направленный на регулирование взаимоотношений в информационной сфере, дает разъяснения по этому вопросу.

«Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.»

Признаки информации:

•является не материальным объектом (идеальным);

•независимость от конкретного материального носителя на котором она закреплена в конкретный момент времени;

•возможность обладания информацией неограниченным кругом лиц;

•на информацию не распространяется право собственности;

•информация применяется правообладателем;

•режимность информации (законодательно установленный специальный правовой режим для каждого вида информации включающий в себя: возможность раскрытия и ограничения доступа к ней; статус обладателя информацией; ответственность за незаконные действия с такой информацией).

  1. Информационные права и свободы человека и гражданина.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции РФ и ряде других законов.

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.

Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст.3), право на свободу мысли (ст.18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст.19).

Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:

в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где дополнительно было указано, что свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения;

в ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.

В Конституции Российской Федерации также закреплены эти права и свободы:

  1. право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени — ч.1 ст.23;

  2. право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — ч.2 ст.23;

  3. свобода мысли и слова — ч.1 ст.29;

  4. свобода массовой информации — ч.5 ст.29;

  5. право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) — ч.3 ст.29;

  6. право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом — ч.4 ст.29;

  7. право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления — ст.33;

  8. свобода всех видов творчества — ч.1 ст.44;

  9. право на доступ к культурным ценностям — ч.2 ст.44.

  10. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 26.05.1995 г., также в ст.11, 32 и 33 определяет право граждан на свободное выражение своего мнения.

Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в ФЗ.

В п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

  1. обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст.12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация);

  2. удовлетворение справедливых требований морали;

  3. общественного порядка;

  4. и общего благосостояния в демократическом обществе.»

Конституция РФ (ч.3 ст.17 и ч.3 ст.55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:

  1. защиту основ конституционного строя;

  2. нравственности;

  3. здоровья;

  4. прав и законных интересов других лиц;

  5. обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в ст.56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с ФКЗ.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч.1 и 2 ст.23, ч.1 ст.24, ч.2 и 4 ст.29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, коммерческой и профессиональной тайн, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также в ст.51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Растущий оборот информации в обществе дает основания для вывода о появлении нового вида общественных отношений — информационных, которые являются объектом правового регулирования. Этот нематериальный объект с одной стороны вкладываются в общие постулаты об объектах правоотношения вообще и гражданские частности, а с другой отражают особенности информации в обществе. Ее роль и постоянно растущий массив норм права дали основание для выделения специальной отрасли законодательства — информационного права.

Природа информации и информационного продукта и как объекта гражданского права не укладывается в определенные виды гражданских отношений, что требует определения их специфики и анализа механизма правового регулирования.

Первым на проблему информационных отношений в обществе обратил внимание А. Б. Венгеров, он проанализировал их положение в правовой системе, и пришел к выводу, что на современном этапе развития права информационные отношения становятся самостоятельными отношениями в области права. Он выделяет в информационных отношениях основные операции с информацией — регистрация, сбор, передача, хранение и обработку информации. В. А. Дозорцев выделяет информационные отношения в аспекте исключительных прав. Он считает, что значение выделения информационных отношений как отдельной категории заключается в том, что появилась необходимость включения их объекта в экономический оборот и создания для этого правовой базы. Под информационными отношениями В. А. Дозорцев понимает новый, притом самостоятельный вид исключительных прав, который отличается несколькими основными чертами. Во-первых, объектом есть сведения, информация как таковая, в олицетворенному виде. Во-вторых, они представляют собой особый товар, который передается другим лицам через рынок, как объект экономического оборота, и в таком качестве имеет коммерческую ценность. В-третьих, сведения должны быть недоступны для широкого круга лиц, иначе отсутствовал бы объект передачи, объектом были бы не сведения, а их использование. Ч. Н. Азимов приходит к выводу, что выполняя возложенные на них функции, субъекты научно-технической информации вступают с другими лицами в отношения, которые можно назвать информационными. Другой точки зрения В. И. Жуков, под информационными отношениями предлагает понимать — отношения общественные, то есть отношения между людьми, таким образом, не может быть урегулирована юридическим законом отношение между человеком и «информации, как таковой». Е. А. Суханов и ряд других ученых, отмечая перманентный характер информационных процессов, справедливо указывали, что эти процессы «становятся базой для обособления нового вида общественных отношений — информационных».

Информационные отношения тесно связаны с неимущественными отношениями, с отношениями возникающие в связи с осуществлением личных неимущественных прав. В ГК Украины в книге второй «Личные неимущественные права физических лиц» содержатся нормы, касающиеся правового режима информации, это статьи 270, 277, 278, 285, 286, 301, 302, 303 ГКУ. Но они в полном объеме не относятся к неимущественным правам, по нашему мнению, это следует из того, что информация это своеобразный «феномен права», она распространяется на все сферы человеческой деятельности, является объектом регулирования как публичного так и частного права. Еще одним аргументом выступает тот факт, что согласно традиционной позиции отечественного гражданского права личные неимущественные права не могут быть самостоятельными объектами товарного обращения, поскольку они не имеют экономического содержания. Однако в условиях информационного общества информационный товар не может быть вне экономического оборота. Почти это, по нашему мнению, выступает главным фактором разграничения информационных и неимущественных отношений.

Информационные отношения имеют гражданско-правовую природу, а. информационные отношения — чисто гражданские отношения. Объект данных отношений непосредственно находится в сфере объектов гражданского права, на субъектов распространяются требования относительно правоспособности и дееспособности. Установка отдельного цивилистической категории оправданно только при условии признания за ней особого правового режима. Анализируя информацию как объект правоотношений и права, нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Объектом рассмотрения должна быть в первую очередь, информация, которая находится в обращении и по поводу которой или в связи с которой возникают общественные отношения, регулируемые правом.

Если взять за исходную посылку определения ст.8 Закона Украины «Об информации» которая закрепляет, что объектами информационных отношений является документированная или публично оглашаемая информация о событиях и явлениях в области политики, экономики, культуры, а также в социальной, экологической, международной и других сферах. Поэтому объектом выступают задокументирована научно-техническая информация, которой обмениваются субъекты правоотношений.

Итак из приведенного, мы можем сделать вывод, что основным объектом информационных правоотношений выступает прежде всего информация. В ст. 177 ГКУ закреплено информацию как объект гражданских прав. Под информацией понимается документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, которые имели или имеют место в обществе, государстве и окружающей среде (ст. 200 ГКУ. Они являются нетипичными объектами и достаточно сложными для восприятия неспециалистами в области точных наук. Поэтому возникает вопрос о сущности информации как объекта гражданских прав.

Хорошо известно, что в науке гражданского права вопрос о сущности объекта и о множестве тех явлений внешнего мира, которые могут выступать в его качестве, долгое время вызывало и продолжает вызывать диспуты. А. С. Иоффе в свое время писал, что «понятие объекта права явилось одним из поводов создания разнообразия теоретических концепций, что в юридической литературе едва ли можно найти двух авторов, отстаивающих тождественные взгляды. Но если отвлечься от Некоторых частностей, характеризующие различные точки зрения отдельных юристов, то можно было бы указать на ряд основных направлений, наметившихся в юриспруденции в связи с разработкой проблемы объекта прав «.

На современном этапе развития права наибольшую поддержку среди ученых цивилистов получила теория множественности объектов права. Анализ ГКУ, в частности ст.177, позволяет прийти к выводу, что в современных условиях законодатель исходит из широкой трактовки понятия объекта гражданских прав, включая в него различные явления внешнего мира: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, результаты творческой деятельности, информация, личные неимущественные блага, а также другие материальные и нематериальные блага.

Информация это особый объект гражданских прав, ценность информации обусловливается ее широким использованием во всех сферах человеческой деятельности, в связи с этим она во всем мире признается товаром и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором , хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием. Поэтому информация становится объектом права благодаря тому, что она начинает выступать предметом договорных отношений, то есть приобретет товарный характер, и выступает объектом договорных отношений. Информация становится объектом охранных обязательств в случае ее незаконного распространения.

Итак особенности информации как объекта гражданских прав заключается в том, что она является благом нематериальным, хотя и имеет материальные носители (дискета, магнитная пленка, бумага и т. д.). По своим физическим свойствам информация является благом непотребляемые, потому что ее использование по назначению не приводит к ее уменьшению и физического уничтожения. Информация может только морально устаревать и той или остаться невостребованные или, в случае необходимости, меняться на более новую. Важной особенностью информации является разнообразие форм ее использования, распространения и изменения форм ее фиксации. Важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации. Закон не закрепляет за кем-либо монополии на использование и владение информации, за исключением той, которая подпадает под определение нераскрытой информации — есть информация, которая является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принятых лицом, законно контролирующим эту информацию.

Наиболее сложной и неразработанной сегодня является проблема соотношения понятий «объект интеллектуальной собственности» и «информация». Связано это с тем, что и информация и объекты интеллектуального творчества являются нематериальными по своей природе, и фиксируются на материальном носителе, а также выполняют информационную функцию. Предлагается ввести новый институт права интеллектуальной собственности — новые объекты, к таким объектам может быть отнесена информация.

Также не решило этот вопрос определения которое было дано в сборнике «Интеллектуальная собственность», который был издан в 1988 году в Женеве по инициативе и под руководством ВОИС, где указывается, что объектами интеллектуальной собственности произведения человеческого ума и человеческого интеллекта. Сюда относится и информация.

Информация состоит из сообщений. Сообщение — это форма представления информации. Они (сообщения) могут быть в виде речи или текста, графика, таблицы и т. д. С научной точки зрения понятие «информации» и «сообщение» можно разделять по таким известным критериям, как материальное и идеальное. Сообщение всегда материально, и принимается человеко всеми пятью органами чувств или может приниматься и регистрироваться приборами. Информация — это все то, что снимает неопределенность.

Особенности информации как объекта гражданских прав заключается в том, что, прежде всего информация является благом нематериальным, хотя и имеет материальные носители (дискета, бумага и т. д.). По своим свойствам информация является благом непотребительской, потому, что ее использование по назначению не приводит к ее уменьшению или физического уничтожения. Информация может только морально устареть и той или остаться не использование, використонною частично или в случае необходимости, заменяться на более новую. Важной особенностью информации является разнообразие форм ее использования, распространения и изменения форм ее фиксации.

Поскольку нормы, посвященные регулированию информационных отношений, складывающихся комплексный институт, следует подчеркнуть, что гражданско-правовое содержание имеют права на такую информацию, которая представляет реальную или потенциальную «личностную» (как информация о лице) или «коммерческую» ценность (как информация об имущественном положение лица), то есть была объектом гражданского оборота и, соответственно, объектом гражданских прав.

Информация состоит из сообщений. Сообщение — это форма представления информации. Они (сообщения) могут быть в виде речи или текста, графика, таблицы и т. д. С научной точки зрения понятие «информации» и «сообщение» можно разделять по таким известным критериям, как материальное и идеальное. Сообщение всегда материально, и принимается человеком всеми пятью органами чувств или может приниматься и регистрироваться приборами. Информация — это все то, что снимает неопределенность.

Физические и юридические лица, которые владеют информацией профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и другого характера, полученной за собственные средства, или являющейся предметом их профессионального, делового, производственного, банковского коммерческого и другого интереса, как правило, самостоятельно определяют режим доступа к ней, в том числе принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливают систему защиты. Однако это правило не относится информации, в соответствии с Законом секрет — государственной, коммерческой, служебной, профессиональной и т. п..

Государственная тайна — это секретная информация, содержащая сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которой может нанести ущерб национальной безопасности Украины.

Информационно-правовые отношения — это регулируемые нормами информационного права общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере. Поскольку информационные правоотношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они имеют все общие признаки, которые присущи любым правовым отношениям.

Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как информационно-правовым отношениям.

Эти особенности состоят в том, что информационные правоотношения складываются в информационной сфере, т.е. в непосредственной деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Элементами (составными частями) информационных правоотношений являются: субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание правоотношения (юридические факты).

Субъектом информационно-правового отношения называется тот, кто наделен информационными правами и обязанностями. Субъекты информационного правоотношения — это физические лица и организации, которым информационным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в информационной сфере деятельности и вступать в конкретные информационно-правовые отношения, в том числе:

— индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), наделенные правами и обязанностями в информационной сфере;

— коллективные субъекты — органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения различных форм собственности, а также общественные объединения, наделенные информационными правами и обязанностями выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно.

Информационная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других формирований — с момента образования их в установленном порядке.

Правосубъектность — это правоспособность и дееспособность, взятые в единстве и развитии. Правоспособность — это закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер. Дееспособность — это закрепленная за субъектом права возможность своими действиями приобретать права и обязанности, предусмотренные законодательством.

Общим объектом регулирования информационно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом — те общественные отношения, по поводу которых возникает правоотношение субъектов. В каждом конкретном информационном правоотношении его стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности.

В содержании информационного правоотношения различают две стороны: материальную (поведение субъектов) и юридическую (субъективные юридические права и обязанности).

По вопросу о том, что является объектом правоотношения, в юридической литературе существуют различные мнения. Одни авторы в качестве единственного объекта любого правового отношения признают объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей). Например, профессор В.А. Копылов объектами информационных правоотношений (информационных объектов) называет документированную информацию, информационные продукты и услуги; исключительные права и т.д. .

См.: Копылов В.А. Указ. раб. С. 131 — 132.

Реализация прав и обязанностей субъектов информационного правоотношения может быть связана не только с их поведением и действиями (правомерными или неправомерными). Информационные правоотношения могут устанавливаться и по поводу вещных прав или продуктов творческой деятельности, а также по поводу личных нематериальных благ (например, при охране чести и достоинства граждан, защите конфиденциальной информации и так далее).

Объектом информационно-правовых отношений являются действия сторон (участников правоотношений), а предметом правоотношений — информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация (информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать), информационные продукты и услуги.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения информационно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Юридические факты могут возникать в результате выражения воли людей. Такие юридические факты именуются волевыми. Например, гражданин подает жалобу на действия должностного лица в компетентный орган. Последний обязан рассмотреть ее в установленный срок и сообщить об этом гражданину.

Информационные правоотношения могут возникать не только в результате действия людей, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение. Такие события — это неволевые юридические факты, влекущие правовые последствия. Например, в связи с изменением места проживания гражданина призывного возраста, его семейного положения или других событий (отцовства, потери кормильца, получения увечья) у него возникает обязанность предоставлять информацию в компетентный орган об этом юридическом факте, а у этого органа возникает обязанность вести учет и контроль поступающей от гражданина информации.

Различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение первых зависит от воли людей (которые совершают как правомерные, так и неправомерные действия), тогда как возникновение вторых от воли людей не зависит.

Информационное правоотношение носит двусторонний характер: правам одного субъекта, как правило, соответствуют обязанности другого, и наоборот. Оба участника правоотношения связаны в конечном счете с государством, которое создает нормативную основу, устанавливая права и обязанности субъектов, гарантирует законность их реализации.

Вестник Томского государственного университета. 2017. № 415. С. 212-216. Б01: 10.17223/15617793/415/30

УДК 34Т

Г.А. Шокиров

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Повышение роли информации в обществе связано с развитием фундаментальных и прикладных исследований в разных областях науки, и их соединяет такое понятие, как «информация». Исследуются понятие «информация» в контексте информационного законодательства Республики Таджикистан и его соотношение с информационным законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова: информация; информатика; вычислительная техника; информационное право; информационное законодательство.

С развитием связи и телекоммуникации, вычислительной техники и их использованием для обработки и передачи информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации. В связи с появлением такого понятия, как «информация», появились разные теории и понятия самой информации. С использованием информации появляются новые правовые отношения — правовые отношения в информационной сфере. В связи с этим основным объектом этих правоотношений является само понятие «информация».

Перед тем как начать анализ проблем по данной теме, раскроем суть понятия «объекты правоотношения». В теории права относительно объекта правоотношений существуют различные точки зрения.

А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова и Ю.А. Дмитриев под объектом правового отношения предлагают понимать материальные и духовные блага, получение и использование которых составляет интерес управо-моченной стороны .

По мнению профессора А.Б. Венгерова, под данной дефиницией понимаются различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты. По мнению автора, это состояния, которых они стремятся достичь, то поведение, которого они ждут от обязанных субъектов, и т.д. .

Исследуя данную проблему, профессор Р.Ш. Сати-валдыев подчеркивает, что объектом правового отношения являются субъективные права, личные и государственные интересы, материальные и духовные блага, служебная деятельность и их результаты, в связи с которыми возникают правовые отношения .

Глубоко изучив данную проблему, профессор С.А. Комаров под понятием «объекты правоотношения» понимает явления окружающего мира, по поводу которых возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности. Автор выделяет точки зрения относительного понимания данной дефиниции:

1) монистическая точка зрения состоит в том, что объектом правоотношения могут быть только поступки, деяния людей;

2) согласно второй точки зрения (плюралистической), объектом правоотношения могут быть материальные блага (вещи, имущества, ценности и т. п.), нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь и достоинство и т. п.), продукты духовной деятельности (произведения искусства, науки музыки, литературы, ком-

Таким образом, на основании высказанных точек зрения в теории права утверждена многоаспектность объектного содержания правоотношений. Единой позиции по данному феномену не существует, а на основании высказанных позиций мы можем определить, что под понятием «объект правоотношений» понимается смысл существования этих правоотношений, почему субъекты права вступают в правовые отношения, действуют в них, реализуя свои права и обязанности. При информационных отношениях объектом правоотношений является сама информация.

Как отмечают С.Г. Чубукова и В.Д. Элькин, действительно, с переходом человечества в качественно новое общество, информационное, жизнь и практическая деятельность в нем неразрывно связаны с освоением и использованием современных информационных технологий. По мнению авторов, сегодня потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста, требуют от него владения информационными технологиями — справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации, электронной цифровой подписью, информационными технологиями, лежащими в основе функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет, и т. п. . И действительно, как утверждают психологи, на сегодняшний день человек разумный превращается в человека информационного. Развитие информационных систем привело к появлению человеко-машинных систем.

В связи с тем что идет активное развитие процессов информатизации общественной и государственной инфраструктуры, появляется необходимость глубокого исследования всех институтов информационного права, и особенно объекта правовых отношений данной отрасли права. Наша основная задача — это определение сущности и содержания понятия «информация». В науке существуют философское, мате-матическо-кибернетическое и правовое толкования понятия «информация».

У философов сложилась устойчивая традиция рассмотрения информации на основе философских категорий отражения и различия (разнообразия). С фило-

софской позиции толкования, информация не существует как объект без отражения. Приведем мнения некоторых исследователей по поводу данного понятия.

Коллектив авторов (философов) дал следующее толкование понятия «информация»: в широком смысле — результат отражения одного объекта в другом, используемый, в конечном счете, для формирования управляющих воздействий. Для понимания сущности понятия «информация» авторы предлагают рассматривать данный феномен в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом. По их мнению, синтаксическая сторона информации характеризует внутреннюю особенность используемого в управлении «слепка» объекта, его структуру, сложность и организованность. Под семантикой информации понимается то, что она должна обладать определенным смыслом, т. е быть соотнесенной с отражаемым объектом. В прагматическом аспекте, понимается способность информации влиять на процесс управления, т. е. ценность и полезность информации.

Другая группа авторов (также философов) предлагает следующее толкование понятия информации: информация (лат. information — осведомление) — буквально сведения, данные, знания, центральное понятие кибернетики, обозначающее не только сведения, передаваемые людьми в ходе их общения, но прежде всего одно из основных свойств объективного мира, которое связано с наличием в нем особого рода процессов, называемых информационными.

Исследуя данный феномен, О.А. Гаврилов указывает на то, что «информация» является одной из фундаментальных характеристик мироздания наряду с материей, энергией, пространством-временем. По мнению автора, информация связана с такими свойствами материи, как отражение, структура, разнообразие, и не может существовать вне материального носителя — физического объекта, иного энергетического субстрата или социальных и психологических процессов .

В науке информатика основные понятия и сущности информации тоже исследованы. Как отмечает Е.Н. Филинов, понятие «информация» является, естественно, центральным в информатике, но до сих пор не имеет четкого и общепринятого определения, его используют главным образом на интуитивном уровне. Цитируя несколько опубликованных работ по данному феномену, автор придерживается той позиции, что определение понятия «информация» является спорным. Он следует определению информации, которое дано в Большой Советской энциклопедии: информация — это сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. По мнению автора, с точки зрения человека, главным в толковании термина «информация» являются постижение и выражение сущности (смысла) тех сведений, которые он получал .

Выявляя понятие и особые признаки информации, другой специалист в области информатики Ф.С. Во-

ройский останавливается на особых свойствах и признаках информации. По его мнению, данный термин и отражаемое им понятие являются сегодня одними из самых распространенных. Они используются как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Цитируя мнение различных исследователей, он предлагает следующую сокращенную форму понятия информации: информация — это данные, необходимые или полезные тому, кому они передаются .

Таким образом, на основании предыдущих определений мы можем подытожить, что в философии и информатике под понятием «информация» подразумеваются данные (сведения), которые несут нужную информацию для человека.

Следующая проблема — это анализ мнений исследователей-юристов о понятии и сущности информации как основного объекта информационных правоотношений. В юридической литературе также существуют различные точки зрения по данному понятию.

Тщательно исследовав данный феномен как основной объект информационного права и проанализировав мнения зарубежных авторов, З.З. Зейналов охарактеризовал информацию следующим образом:

— информация должна существовать в момент правоотношения;

— информация предназначена для физических и юридических лиц и имеет определенное предназначение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— информация возможна для передачи и размножения;

— информация имеет определенную форму и единицу измерения;

— информация научно обоснована и доказана, в связи с чем может быть предметом судебного спора;

— информация юридически закреплена;

— информация имеет определенный источник и, соответственно, может иметь получателя .

По мнению профессора В. А. Копылова, информация является основным объектом в информационной сфере, а Ноберт Винер считает, что философское определение информации для права неприемлемо. Тем самым автор к основным особенностям и свойствам информации относит следующие:

— свойства физической неотчуждаемости информации;

— обособляемости (овеществления) информации;

— информационной вещи (информационного объекта);

— тиражируемое™ (распространяемости) информации;

— организованной формы;

— экземплярности информации .

С.Г. Чубукова и В.Д. Элькин, сославшись на мнение В.М. Глушкова, А.М. Прохорова, И.И. Юзвишина и др., пишут о том, что причина такой несогласованности подходов к определению информации заключается в том, что данное слово имеет бытовое происхождение и применялось задолго до его проникновения в науку. Тем самым авторы не дают формулировку общего понятия «информация» .

Анализируя данное понятие и его определения, А. В. Минбалеев сообщает о том, что в мире существует несколько моделей легального определения

понятия «информация». По мнению автора, законодательство одних государств (Великобритания, Швеция и др.) не дает определения информации, используя конструкцию «информация — это информация». В России же и постсоциалистических странах СССР придерживаются позиции закрепления в общих законах понятия «информация», а в законодательстве других государств оно представлено через формы выражения информации (без ее определения), т.е. это данные, текст, образцы, изображения, звуки, коды, компьютерные программы, программное обеспечение, базы данных и т. п. (Сингапур, Гонконг, США, Индия, Ирландия) .

Вопросам исследования данного феномена посвящено множество работ см., например, . Если анализировать их с юридической точки зрения, как подчеркивает З.З. Зейналов, то мы с легкостью обнаруживаем, что в основном материалы, изложенные в научной литературе, носят повторный характер .

Таким образом, указанные юридические особенности и свойства понятия «информация» должны быть учтены при правовом регулировании информационных отношений. Особенности и юридические свойства информации проявляются в информационных системах и информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных в конституционных нормах, и обязанностей соответствующих субъектов в порядке обеспечения гарантий информационных прав и свобод.

В Республике Таджикистан в сфере информационного законодательства понятие «информация» трактуется в трех нормативных правовых актах: в ст. 3 Закона Республики Таджикистан «Об информатизации» от 06.08.2001, в ст. 1 Закона Республики Таджикистан «Об информации» от 10.05.2002 и в ст. 2 Закона Республики Таджикистан «О праве на доступ к информации» от 18.06.2008. Если проанализировать суть самого понятия, то почему-то законодатель в трех нормативных правовых актах Республики Таджикистан определил их по-разному .

Такую же трактовку мы наблюдаем и в законодательстве Российской Федерации. Согласно ч. 1. ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация — это сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Такое определение полностью охватывает юридический характер этого феномена.

По сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, в котором информация означала сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их проявления, в новой редакции, действительно, полностью охвачен юридический характер данного понятия.

В приведенном контексте законов Республики Таджикистан «Об информатизации» от 06.08.2001 «Об информации» от 10.05.2002 и «О праве на доступ к информации» от 18.06.2008 информация становится универсальным понятием, которое обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т. п. В данном контексте под сведениями законодатель понимает реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, а также разные процессы. Таким образом, эти сведения могут служить как объект познания и как ресурс пополнения информационной базы. Исследуя окружающую действительность, мы получаем сведения и тем самим пополняем свои знания.

Таким образом, сопоставляя формулировки понятия «информация» в законодательстве Республики Таджикистан и Российской Федерации, мы выявляем, что они имеют единый смысл и в дальнейшем дополняют друг друга.

При взаимодействии информации и общества происходит изменение социально регулирующих средств (морали, нравственности, традиции, религии и, конечно, права). Последствия этих изменений повлекут структурные изменения всего общества. Повсеместное внедрение информационных технологий и основанных на них информационных телекоммуникационных сетей приводит к формированию информационного (виртуального) пространства. Данное явление требует упорядочения и системной организации самой информации.

Развитие информационных технологий требует совершенствовать информационное законодательство любого государства, в том числе и Республики Таджикистан. Указанные процессы поставили перед законодателем проблему эффективного юридического упорядочения общественных отношений в информационной сфере. За последнее десятилетие в Таджикистане было принято значительное число новых нормативных правовых актов1, внесены изменения и дополнения в отраслевые нормативные правовые акты2, которые направлены на регламентацию общественных отношений в сфере информационных правоотношений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кроме вышеуказанных нормативных правовых актов в дальнейшем в Таджикистане были приняты следующие нормативные правовые акты, которые регулируют общественные отношения в сфере информационных правоотношений: Закон Республики Таджикистан «О национальном архивном фонде и архивных учреждениях» от 13.11.1998 ; Закон Республики Таджикистан «О библиотечной деятельности» от 01.08.2003 ; Закон Республики Таджикистан «Об электронном документе» от 23.04.2002 ; Закон Республики Таджикистан «О защите информации» от 02.12.2002 ; Закон Республики Таджикистан «Об электронной цифровой подписи» от 30.07.2007 ; Закон Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации» от 19.03.2013 . Помимо вышеупомянутых законодательных актов принят ряд подзаконных актов Президента и Правительства Республики Таджикистан в этой сфере.

2 В связи с информатизацией общества и принятием нормативных правовых актов для регулирования информационных правоотношений были внесены изменения и дополнения в ряд отраслевых законодательных актов, например: Закон Республики Таджикистан «Об обращении граждан» от 14 декабря 1996 г. ; Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. ; Закон Республики Таджикистан «О телевидении и радиовещании» от 14 ноября 1996 г. .

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория государства и права : учеб. / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриева ; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 2-

е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2010. 744 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права : учеб. 6-е изд., стереотип. М. : Омега-Л, 2009. 607 с.

3. Сативалдыев Р.Ш. Теория государства и права : учеб. (на тадж. яз.). Душанбе : Империал-Групп, 2014. 720 с.

4. Комаров С. А. Общая теория государства и права : учеб. 7-е изд. СПб. : Питер, 2008. 512 с.

5. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) : учеб. пособие.

2-е изд., испр., доп. / под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина. М. : КОНТРАКТ, 2007. 287 с.

6. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Политиздат, 1991. 560 с.

7. Краткий словарь по философии / под ред. И.В. Блауберга, И.К Пантина. 3-е изд., дораб. и доп. М. : Политиздат, 1979. 413 с.

8. Гаврилов О. А. Курс правовой информатики : учеб. для вузов. М. : НОРМА (НОРМА-ИНФРА-М), 2002. 432 с.

9. Филинов Е.Н. Проблемы информатики и информационные технологии // Системы и средства информатики / под ред. И. А. Соколова. М. :

ФИЗМАТЛИТ, 2000. Вып. 10. 320 с.

10. Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах). 3-е изд., перераб. и доп. М. : ФИЗМАТЛИТ, 2003. 760 с.

12. Копылов В. А. Информационное право : учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристь, 2004. 512 с.

13. Минбалеев А.В. Система информации: теоретико-правовой анализ : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. 33 с.

15. Закон Республики Таджикистан «Об информации» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2002. № 4. Ч. 2. Ст. 320).

16. Закон Республики Таджикистан «О праве на доступ к информации» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2008. № 6. Ст. 469).

17. Меликов У.А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности при создании и распространении средств массовой информации. Душанбе, 2011. 192 с.

18. Российская газета. 2006. 29 июля. № 165.

19. Закон Республики Таджикистан «О национальном архивном фонде и архивных учреждениях» от 13.11.1998 (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1998. № 23-24. Ст. 326; 2008. № 12. Ст. 1018).

23. Закон Республики Таджикистан «Об электронной цифровой подписи» от 30.07.2007 (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2007. № 6. Ст. 532).

24. Закон Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации» от 19.03.2013 (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2013. № 3. Ст. 200).

25. Закон Республики Таджикистан «Об обращении граждан» от 14 декабря 1996 г. (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

1996. № 24. Ст. 368; 1998. № 10. Ст. 79; 2006. № 11. Ст. 469; 2007. № 7. Ст. 666).

Статья представлена научной редакцией «Право» 19 января 2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION AS THE MAIN OBJECT OF INFORMATION LEGAL RELATIONS: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

1. Pigolkin, A.S. & Dmitriev, Yu.A. (eds) Teoriya gosudarstva iprava . 2nd ed. Moscow: Yurayt; ID Yurayt.

2. Vengerov, A.B. (2009) Teoriya gosudarstva iprava . 6th ed. Moscow: Omega-L.

3. Sativaldyev, R.Sh. (2014) Teoriya gosudarstva iprava . Dushanbe: Imperial-Grupp. (In Tajik).

4. Komarov, S.A. (2008) Obshchaya teoriya gosudarstva iprava . 7th ed. St. Petersburg: Piter.

informatics (Legal and mathematical questions of informatics)]. 2nd ed. Moscow: KONTRAKT.

6. Frolov, I.T. (ed.) (1991) Filosofskiy slovar’ . 6th ed. Moscow: Politizdat.

7. Blauberg, I.V. & Pantin, I.K. (eds) (1979) Kratkiy slovar’pofilosofii . 3rd ed. Moscow: Politizdat.

8. Gavrilov, O.A. (2002) Kurs pravovoy informatiki . Moscow: NORMA (NORMA-INFRA-M).

(ed.) Sistemy i sredstva informatiki . Vol. 10. Moscow: FIZMATLIT.

12. Kopylov, V.A. (2004) Informatsionnoe pravo . 2nd ed. Moscow: Yurist’.

18. Rossiyskaya gazeta. (2006). 29 July. 165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.