Индекс дефлятор минэкономразвития

Что за показатель такой

Если говорить простыми словами, то индекс-дефлятор — это некий экономический коэффициент, который позволяет рассчитать конечную стоимость услуг, товаров, продуктов, работ. Например, индекс-дефлятор на 2019 год в строительстве, цены на продукты питания, коммунальные и бытовые услуги, стоимость медикаментов и предметов первой необходимости.

Утверждая индекс-дефлятор на 2019-2021 годы, Минэкономразвития определяет, какими будут ценовые значения в будущем. Такие прогнозы необходимы, чтобы чиновники могли своевременно скорректировать социально-экономическую политику. Простыми словами, определить ряд мероприятий, которые позволят улучшить жизнь российского народа и не допустить чрезмерного влияния отрицательных факторов (обнищание населения, инфляция, резкий скачок безработицы, рост цен).

Для сравнения индекс цен и индекс-дефлятор — значения терминов довольно схожи. Только индекс цен указывает, какое конкретное значение примет цена на конкретный товар в конкретном периоде времени. А индекс-дефлятор, в свою очередь, определяет ценовые значения сразу на группу товаров, работ или услуг.

Как это работает

Разрабатывая индекс-дефлятор на 2019 год, Минэкономразвития Приказ утверждает сразу на несколько периодов. Значения используются для составления прогноза развития страны, а также для определения мероприятий для социальной и экономической поддержки населения.

Индекс-дефлятор (формула для расчета) определяется как отношение номинального ценового показателя к реальному, переведенному в процентное соотношение.

Например, ключевой макроэкономический показатель индекс-дефлятор ВВП, формула:

Стоит учитывать, что этот показатель имеет значительный недостаток. Он занижает показатель инфляции. Именно поэтому ряд представителей министерств и ведомств используют индексы-дефляторы для экономических прогнозов. В результате полученные результаты показывают систематическое и стабильное улучшение жизни населения, а также нескончаемый рост доходов граждан. В реальности этого не происходит, по крайне мере в описанных масштабах.

После того индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждены, чиновники приступают к всестороннему анализу и прогнозированию. Основная цель — разработка вероятных сценариев или, по-простому, планов мероприятий, которые будут применены при благоприятном или же негативном развитии.

Индексы-дефляторы на ближайшие три года

Отрасль 2019 2020 2021
Промышленность (BCDE)
дефлятор 103,3 102,9 103,0
ИЦП 103,4 103,0 103,0
в т. ч. без продукции ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь, газ, энергетика) 104,1 104,1 103,9
Добыча полезных ископаемых (Раздел B)
дефлятор 101,2 100,6 101,0
ИЦП 101,4 101,2 101,1
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06+09)
дефлятор 100,9 100,4 100,8
ИЦП 101,2 101,0 100,9
Добыча угля (05)
дефлятор 104,5 104,0 103,7
ИЦП 104,3 104,1 103,9
уголь энергетический каменный
ИЦП 104,6 104,1 104,1
Добыча сырой нефти и природного газа (06+09)
дефлятор 100,5 100,0 100,4
ИЦП 100,8 100,7 100,6
Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (07, 08)
дефлятор 104,0 102,6 102,9
ИЦП 103,6 103,0 103,0
Добыча металлических руд (07)
дефлятор 104,2 102,5 102,7
индекс цен производителей 103,7 102,8 102,9
Добыча прочих полезных ископаемых (08)
дефлятор 103,2 103,3 103,3
ИЦП 103,1 103,2 103,2
Обрабатывающие производства (Раздел C)
дефлятор 103,9 103,5 103,5
ИЦП 103,7 103,5 103,4
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (10, 11, 12)
дефлятор 103,1 103,2 103,5
ИЦП 102,9 103,2 103,4
Производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожи и изделий из кожи (13, 14, 15)
дефлятор 104,2 103,8 103,5
ИЦП 104,1 103,8 103,6
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)
дефлятор 105,1 104,6 104,3
ИЦП 104,6 104,4 104,3
Производство бумаги и бумажных изделий (17)
дефлятор 105,2 104,7 104,4
ИЦП 104,7 104,5 104,3
Производство нефтепродуктов (19.2)
дефлятор 101,3 100,1 100,6
ИЦП 100,9 99,8 100,3
Производство химических веществ и химических продуктов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22)
дефлятор 105,2 104,9 104,7
ИЦП 104,8 104,7 104,5
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)
дефлятор 103,9 103,7 103,6
ИЦП 103,9 103,8 103,7
Производство черных металлов (24.1, 24.2, 24.3, 24.5)
дефлятор 104,2 104,7 103,7
ИЦП 103,8 104,4 103,1
Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива (24.4)
дефлятор 106,0 104,5 104,1
ИЦП 105,6 104,3 103,7
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)
дефлятор 104,5 104,5 104,2
ИЦП 104,3 104,3 104,1
Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33)
дефлятор 105,5 105,3 105,4
ИЦП 105,3 105,1 105,1
Прочие
дефлятор 102,8 102,9 103,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (35)
дефлятор 105,0 104,2 104,0
индекс цен производителей (ИЦП) 105,0 104,2 104,0
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E)
дефлятор 104,0 104,0 104,0
ИЦП 104,0 104,0 104,0
Сельское хозяйство
дефлятор 103,5 103,1 103,3
Индексы цен производителей
Растениеводство
дефлятор 103,7 102,9 102,9
Животноводство
дефлятор 103,4 103,5 103,7
индекс цен реализации продукции сельхозпроизводителями 103,5 103,8 103,9
Транспорт, вкл. трубопроводный
дефлятор 104,3 104,2 104,1
ИЦП 104,4 104,3 104,3
ИЦП с исключением трубопроводн. транспорта 103,6 103,7 103,6
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)
дефлятор 105,0 104,4 104,2
индексы цен
Строительство
дефлятор 105,0 104,8 104,5
ИЦП 104,7 104,6 104,5
Потребительский рынок
оборот розничной торговли, дефлятор 104,2 103,5 104,0
ИПЦ на товары 104,0 103,3 103,9
платные услуги населению, дефлятор 104,8 104,2 104,3
ИПЦ на услуги 104,9 104,3 104,4

Базовый сценарий

Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:

  1. Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
  2. Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
  3. Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
  4. Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
  5. Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.

Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.

Прогноз показателей на 2019 год

Плановые индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2019, с учетом последних изменений, были окончательно скорректированы в последний момент. Основными изменяющими факторами стали: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, налоговый маневр в нефтяной отрасли, рост акцизов на топливо.

С учетом данных нововведений в налоговой и социальной политике Минэкономразвития озвучивает следующие показатели:

  • товары потребительского назначения — 104,4;
  • товары промышленного сектора — 104,1;
  • оптовые цены на газ — 103,8;
  • коэффициент стоимости угля — 103,9;
  • ожидаемая стоимость мазута — 102,1;
  • прогнозные цены на электроэнергию (розница) — 109,1;
  • коммунальные услуги (водоснабжение и поставка тепловой энергии) — 105,1;
  • индекс-дефлятор на 2019 год Минэкономразвития (строительство) — 105,0;
  • плановые цены на грузоперевозки РЖД — 105,2.

Ожидаемые показатели по базовому сценарию в таблице:

Индекс-дефлятор — это расчетный показатель, который используется при составлении экономического анализа и прогноза цен на среднесрочные перспективы. Расскажем, как определяются индексы-дефляторы Минэкономразвития в 2019 году, и как они влияют на государственные закупки.

Где узнать текущее значение индекса

В Приказе Минэкономразвития индекс-дефлятор на 2019-2021 годы указан по отраслям экономики. Индекс цен и индекс-дефлятор применяется во всех сферах деятельности как всего государства в целом, так и российских организаций и предпринимателей. Например, дефляторы применяются чиновниками при утверждении режимов и норм налогообложения. Эти показатели закреплены в Приказе Минэкономразвития России от 30.10.2018 № 595. Дефляторы регулируют налогообложение.

Вид налогового обязательства Ссылка на нормативный акт Значение ИД
НДФЛ Глава 23 НК РФ 1,729
УСНО Глава 26.2 НК РФ 1,518
ЕНВД Гл. 26.3 НК РФ 1,915
ПНС Гл. 26.5 НК РФ 1,518
Налог на имущество Гл. 32 НК РФ 1,518
Торговый сбор Гл. 33 НК РФ 1,317

Помимо налоговой политики государства, дефляторы применяются и в закупочной деятельности. Например, Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1688 допускает применять индекс-дефлятор на 2019 год для смет, при определении начальной максимальной цены контракта (ст. 22 закона №44-ФЗ).

Гособоронзаказ не стал исключением. Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года утверждены Приказом Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276.

Прямой порядок расчета

Методология исчисления индексов закреплена в правительственных актах. Правила расчета дефляторов определены в Постановлении Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015. По сути это специальные регламенты применения дефляторов в разных сферах экономической деятельности.

Для определения значения дефляторов Минэкономразвития к подсчету принимается отношение номинального значения показателя к его реальному (фактическому) значению на отчетный период. Полученный результат умножается на 100 %.

Например, формула индекса-дефлятора ВВП определяется так:

номинальный ВВП / реальный ВВП × 100 %.

По сути она представляет собой следующие арифметические действия:

  1. Определяется стоимостное выражение объема ВВП в текущих ценах.
  2. Исчисляется объем ВВП в ценах базового периода.
  3. Высчитывается отношение текущего ВВП к базовому.
  4. Значение переводится в проценты путем умножения на 100 %.

Расчетное значение индекса-дефлятора отражает реальное изменение ценовых показателей в российской экономике. Прямой расчет не позволяет учесть изменение объемов производства и фактических размеров выпуска готовой продукции, работ, услуг.

Прогнозные значения Минэкономразвития на перспективу

Эксперты планируют развитие экономики с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов. В результате разрабатывается сразу три плана действий. К примеру, при негативном развитии событий социально-экономическая политика будет действовать по консервативному плану. Если обстоятельства не изменятся и ключевые факторы сохранят свое текущее значение, к исполнению будет принят базовый вариант. Если факторы примут положительное влияние, то в жизнь будет претворен целевой план. Для каждого варианта утверждаются индивидуальные значения коэффициентов.

Базовый вариант: индексы-дефляторы на 2019-2021 годы по отраслям экономики:

Отрасль экономики 2019 2020 2021
Добыча полезных ископаемых 106,5 106,0 106,2
Потребление газа, пара, тепловой энергии 107,1 106,7 106,7
Промышленность 105,9 105,3 105,5
Обрабатывающие производства 105,4 105,1 105,0
Сельское хозяйство 104,2 103,9 103,8
Грузовой транспорт 106,0 105,7 105,6
Оборот розничной торговли 103,9 103,5 103,7
Платные услуги для населения 106,2 105,6 105,7
Среднегодовая инфляция 104,4 104,2 104,1
Индекс-дефлятор на 2019 год в строительстве 105,9 105,2 104,9

Это далеко не все показатели для сфер экономической деятельности. Подробная информация о значениях на краткосрочную перспективу и фактический индекс-дефлятор 2019 представлен в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Применение индексов Минэкономразвития в закупочной деятельности

Государственные и муниципальные закупки должны реализовываться с учетом положений закона 44-ФЗ. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О закупочной системе РФ», предусмотрено определение начальной максимальной цены контракта с учетом годовых показателей индексов-дефляторов.

Это означает, что при определении начальной цены закупки необходимо учитывать динамику ценовых показателей. Анализ проводится именно по отраслевым показателям дефляторов. А специалисты в сфере закупок обязаны анализировать не только региональные ценовые позиции, но и сверять полученные значения с конкретными ценовыми предложениями.

Предварительный анализ и использование дефляторов позволяет определять начальную цену закупки на реальном уровне. То есть без завышения цен на приобретаемые товары либо без необоснованного занижения. Правильные расчеты исключают ошибки и претензии со стороны контролеров и ФАС.

Что касается закупок по 223-ФЗ, то дефляторы применяются для корректировки первоначальной цены контракта при условии, что стоимость приобретаемых товаров выросла. Например из-за инфляции. Возможность корректировки цены контракта должна быть прописана в положении о закупках организации.

Корректировка НМЦК — это изменение существенных условий контракта. Необходимо подготовить дополнительное соглашение в госконтракту. В противном случае это нарушение законодательства о закупках.

Индексы в гособоронзаказе

Закупочная деятельность в сфере гособоронзаказа должна проводиться с учетом положений Приказа Минэкономразвития № 276 от 01.06.2018. Норматив утверждает регламент применения индексов-дефляторов при определении НМЦК. Использовать положения Приказа Минэкономразвития № 276 в работе нужно как при закупках у единственного поставщика, так и при других способах проведения закупок.

Прогнозные коэффициенты Минэкономразвития применяют для определения плановых цен на сервисное обслуживание и ремонт оборудования, производство, разработку и изготовление оборонной продукции. Также расчетные значения применяют для определения цен по утилизации ГОЗ и по иным товарам, работа и услугам, включенным в перечни с регулируемым ценообразованием.

Положения ГОЗ не распространяются на закупки продуктов питания!

К примеру, заказчик, отнесенный к сфере ГОЗ, обязан проводить закупки продуктов питания по нормативам 44-ФЗ. При определении НМЦК проводится экономическое обоснование стоимостных показателей с учетом дефляторов. Следовательно, применение дефляторов Минэкономразвития при определении НМЦК по 44-ФЗ является обязательным.