Игры управлять людьми

Массачусетский технологический институт (MIT) запускает онлайн-эксперимент BeeMe — его участники смогут управлять живым человеком. Игра начнется вечером в Хэллоуин.

По сюжету игры злая нейросеть Zookd попала в интернет, и только главный герой может ее остановить. Для этого требуется помощь других людей, которые будут давать ему указания.

Участникам дадут две возможности для контроля: простые команды, вроде «свари кофе», «беги» и «открой дверь», а также голосование за определенные действия. Как только голосование закончится, человек будет выполнять первую команду в топе.

Под управлением пользователей будет находиться специально обученный актер, имя которого пока не разглашается.

«BeeMe позволит нам понять, как воспринимается социальное взаимодействие в интернете и в реальной жизни. Мы узнаем, как далеко такое может зайти», — рассказывают руководители проекта.

Игра имеет открытый финал. Одним из главных правил является соблюдение общепринятых норм морали и законов.

Создатели признались, что на подобных эксперимент их натолкнул эпизод «Белое рождество» из сериала «Черное зеркало». Там герой Джона Хэмма может говорить другому человеку, что делать, с помощью специального «Зет-Глаза».

С нами каждый день случаются приключения, большие и маленькие, хорошие и неприятные. Внутренний барометр чутко реагирует на них, помогая изменить жизнь к лучшему. Но иногда кажется, будто трудности возникают специально, чтобы свести нас с ума. Эмоции зашкаливают, лишая способности трезво мыслить. Что же делать, чтобы взять себя в руки? Как контролировать свои эмоции?

Эмоции сопровождают нас везде. Это своего рода сигнальная система организма. С их помощью мы адаптируемся, принимаем решения, действуем. Они помогают оценить обстановку: опасно или безопасно? Приятно или нет? Другая их функция — побуждать действовать. Без них мы не могли бы строить отношения и общаться, достигать целей и творить. Это невероятно мудрый механизм выживания и самореализации.

В идеальном варианте с эмоциями сражаться не нужно, ими не нужно управлять — это они дают подсказки. Испытывать страх, грусть, злость, радость и даже отвращение нормально. Как иначе понять, что для нас хорошо, а что плохо, что нас устраивает, а что нужно изменить? Если мы внимательны к себе и видим взаимосвязи, находимся в контакте со своими переживаниями, то они становятся партнерами. Если же мы не слышим себя, чувства «кричат». И тогда мы вынуждены искать пути, как управлять своими эмоциями.

Эмоциональная саморегуляция — это способность реагировать на события и проживать эмоции приемлемым способом. Проще говоря, это умение управлять собой, способность быть гибким, когда дело касается переживаний, уметь отложить их, если это необходимо, прожить без вреда для себя и других. Умение управлять эмоциями и чувствами не имеет ничего общего с манипулированием собой, попытками не испытывать конкретные переживания, стремлением обмануть собственный организм и быть все время счастливым. Во-первых, без негативных эмоций мы долго не протянем: ничто не подскажет нам, что есть опасность. Во-вторых, невозможно «выключить» только конкретные чувства — подавляются все, в том числе и положительные.

Иногда «эмоциональную дамбу» прорывает, накрывает волна переживаний, которые очень трудно контролировать. Они не адекватны ситуации, более того, блокируют свою же главную задачу — позволить нам что-то изменить. Несмотря на то, что кажется, будто чувства появляются внезапно, это не так. Эмоциональная реакция состоит минимум из четырех элементов: ситуация-триггер, мысль-оценка, эмоция, реакция-действие:

Воздействовать можно на любой из них. Вы вряд ли полностью обуздаете свой мозг и будете 100% управлять своими чувствами. Но то, что действительно можно сделать, — это лучше узнать себя, стать осознаннее и научиться управлять своими действиями, которые вызваны эмоциями.

Совет 1: научитесь узнавать свои чувства и признавать их

Эмоциональной грамотности в школе не учат, хотя этот навык просто необходим. Чтобы управлять своими эмоциями, их нужно научиться распознавать. Мы часто не знаем, что чувствуем. К примеру, сегодня мой первый день на новой работе. Когда я думаю об этом, с телом начинает что-то происходить: появляется напряжение, как будто щекотно в солнечном сплетении, становится трудно усидеть на месте. Я испытываю тревогу, предвкушение, и то, и другое, ничто из этого? Или такой эффект вовсе от чашки эспрессо натощак?

Если вам сложно ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?», уделите время навыку распознавания чувств. Начните с простого: эмоция позитивная, негативная или нейтральная? Она одна или их несколько? Насколько интенсивно переживание от 0 до 100? Посмотрите в зеркало: какое у вас выражение лица, какая мимика? Замечайте, как разные эмоции проявляются в теле, мыслях, действиях и к чему они побуждают.

Не стремитесь испытывать только приятные эмоции и отрицать неприятные. Они все равно будут возникать время от времени, это не делает вас плохим человеком, который не научился владеть собой. Признавайте все, что возникает, и выбирайте адекватные пути выражения.

Совет 2: осознайте, что выбивает вас из колеи

Нас выбивают из колеи абсолютно типичные ситуации. Это могут быть мелочи, но если они вызывают внутренний ураган, то просто отмахнуться от них сложно. Запишите все, что сумеете вспомнить, и потратьте еще какое-то время на наблюдение за собой. Дополните список. В него могут попасть определенные люди или типы людей, ситуации или цепочки ситуаций, критика или недовольство. Вы можете заметить, что не все, что неприятно вам, неприятно другим, и наоборот. Так вы получите карту триггеров. Вам больше не будет казаться, что эмоции возникают сами по себе, и вы сможете влиять на ситуацию. Если мой триггер — грубый кассир в магазине, вместо того, чтобы копить обиды, я могу проанализировать общение с ним и построить разговор по-другому. Или просто перестать делать покупки в этом месте. Если на мое настроение дурно влияют конфликты, мне стоит научиться грамотно их разрешать.

Совет 3: cделайте паузу

Добавьте паузу перед тем, как действовать. Мгновенная реакция на триггер обернется крайне неприятными последствиями: вы можете сказать или сделать что-то, о чем потом будете жалеть. Для того, чтобы остановиться, сделайте глубокий вдох и длинный выдох, как вздох облегчения. Выдох может быть длиннее вдоха, но не создавайте лишнего напряжения. Потренируйтесь применять дыхательные техники релаксации, чтобы стабилизировать свое состояние. Другой способ сделать паузу — отвлечься. Посчитайте все красные предметы в комнате, переключите внимание на слух и постарайтесь услышать как можно больше разных звуков, вспомните какой-то приятный момент из жизни и снова погрузитесь в него. Займитесь каким-то делом и думайте только о нем. Пообещайте себе вернуться к беспокоящей ситуации через какое-то время. Эти способы помогут перестать накручивать себя и делать переживание еще более интенсивным.

Совет 4: проанализируйте, как вы оцениваете происходящее

Когда к вам вернется относительное спокойствие, проанализируйте, как вы оцениваете происходящее. Резкие, категоричные суждения вызывают интенсивные эмоции. Посмотрим на примере той же ситуации в метро:

Одна и та же ситуация может трактоваться по-разному. Во втором варианте нет радости и эйфории по поводу болезненных ощущений, но уже нет агрессии и резких действий, которые влекут за собой накал страстей. Начните обращать внимание на внутреннюю речь, когда испытываете сильные эмоции. Не слишком ли категорично вы судите? Есть ли другое объяснение случившемуся? Не искажен ли ваш взгляд каким-то фильтром? Останавливайтесь, анализируйте свои автоматические суждения, прежде чем действовать, основываясь на них. Замените критикующий внутренний голос на более уравновешенный и спокойный. Самые правильные решения принимаются тогда, когда мы оцениваем ситуацию комплексно, а не однобоко.

Совет 5: будьте осторожны с фигурами речи

Слова имеют над нами магическую власть, язык влияет на то, как мы думаем, и наоборот. Если прислушаться к себе, то фразы «сейчас я испытываю грусть» и «меня накрыла депрессия» вызывают разный внутренний отклик. Будьте осторожны с фигурами речи, они могут вызывать яркие эмоции, когда это лишнее. Переведите их на нормальный язык: вместо «ты разбиваешь мне сердце» — «сейчас я испытываю разочарование». Если есть возможность, обыграйте фигуру речи, доводя ее до абсурда. «Накрыла депрессия» — накройтесь с головой одеялом и ходите так по квартире. Повторяйте эту фразу, искажая голос до мультяшного, валяйте дурака. Вы заметите, как появится легкий свет в конце тоннеля слов 🙂

Совет 6: используйте «градусник эмоции»

Представьте, что эмоция имеет температуру. И эту температуру измеряет воображаемый градусник. Нарисуйте этот градусник в своем воображении. Обратите внимание, на какой отметке сейчас эмоция. Дышите ровно и размеренно, применяя дыхательную технику релаксации. Наблюдайте, как ползет вниз воображаемая ртуть. Интенсивность переживания снижается вместе с тем, как снижается температура на градуснике. И вот вы уже способны более трезво смотреть на ситуацию.

Совет 7: отнеситесь к эмоции, как к волне

Контроль чувств начинается с их принятия. Признайте и назовите то, что испытываете, даже если это очень неприятно. Потом вспомните, что ни одна эмоция не может длиться вечно. В конечном итоге гормональный коктейль в теле распадется и интенсивность переживания спадет. Представьте, что эмоция — это волна. Наблюдайте за ней внутренним взглядом, но не позволяйте себя накрыть. Отмечайте, как она проявляется, к чему побуждает. Представьте, что вы некий исследователь волн, которому нужно составить полное и непредвзятое представление об их характеристиках. С помощью этого подхода вы создадите дистанцию между собой и переживанием, и дадите возможность эмоции уйти самой по себе. Вместо того, чтобы бороться с эмоцией, вызывая дополнительные неприятные чувства, примите ее как факт и позвольте ей самостоятельно раствориться.

Совет 8: научитесь конструктивно выражать свои чувства

Интенсивные эмоции могут возникать в ответ на совершенно конкретные вещи, которые не устраивают. Но для того, чтобы нас услышали, важно уметь конструктивно выражать свои чувства и стоящие за ними потребности. Например, коллега пообещал помочь с трудной задачей и по какой-то причине не спешит этого делать. У вас может нарастать недоверие и обида, вместо того, чтобы прояснить ситуацию, вы начинаете сторониться коллегу или всем своим видом показывать свое недовольство. Через пару дней он устает от этого накала чувств и спрашивает в лоб, что случилось. И вы взрываетесь. А потом оказывается, что он просто забыл, но отношения уже испорчены. Вместо того, чтобы вынашивать в себе бурю, сделайте следующее:

  1. Проясните ситуацию. Уточните у собеседника, как он видит ситуацию и как он вас понял. Действительно послушайте его.
  2. Если вы заметили противоречие, скажите об этом. Уделите время тому, чтобы все друг друга поняли правильно. Не замыкайтесь в себе.
  3. Скажите о своих чувствах и не выносите резких суждений о мотивах другого человека. Постарайтесь не переходить на личности. Вместо «Ты меня оскорбляешь своим поведением!», скажите «Когда ты делаешь то-то и то-то, я чувствую себя так-то».
  4. Выражайте свою позицию спокойно и четко. Но будьте готовы к тому, что собеседник может не согласиться, и это его право. Выслушайте друг друга и придите к соглашению.

Если разговор важный, а эмоции интенсивные, продумайте то, что хотите донести, заранее. Можете даже потренироваться наедине с собой или написать черновой вариант плана. Это не сделает вас сверхрассудительным роботом, но вам будет, на что опираться в океане чувств.

Совет 9: уделите внимание образу жизни

Плохой сон и рацион, недостаток физических нагрузок, слабый иммунитет или наличие заболеваний, постоянные стрессы — все это сильно влияет на эмоциональный фон. Перепады настроения, «застревание» на определенных чувствах могут быть следствием гормональных нарушений и других заболеваний. Если для вас никогда не было типичным впадать в эмоциональные крайности, проконсультируйтесь с врачом. Уделите время здоровью, питанию, распорядку дня. Добавьте в свой рацион орехи, фрукты и овощи. Сократите количество сахара, его избыток приводит к изменчивости настроения. Находитесь больше на свежем воздухе, устраивайте ежедневные прогулки, пусть и короткие. Постарайтесь найти решение насущным проблемам, составьте план и действуйте. Научитесь замечать хорошее, поддерживать и радовать себя, особенно в сложные периоды жизни.

Совет 10: обратитесь за помощью

Если у вас не получается справиться со своими эмоциями самостоятельно, и вы хотите узнать, как научиться управлять эмоциями, обратитесь за помощью к психологу. Вместе вы найдете причины таких эмоциональных взрывов и научитесь с ними справляться.

Записаться на консультацию к психологу Юлии Гридасовой:

Игра четвертая: «Кукловод и его марионетки»

Это один из вариантов старой театральной игры «Гончар и глина». Она удивительно проста, но в то же время интересна и полезна. В нее любят играть дети и актеры, то есть творческие натуры, раскрепощенные и свободные. Я предлагаю вам эту игру как чудесное лекарство от постоянных стрессов и усталости, как тренинг лидерских качеств, да к тому же это просто милая забава!

Все участники игры разбиваются на пары, прикосновения и слова запрещены, игрокам предстоит научиться чувствовать друг друга без непосредственного физического и вербального контакта.

Один человек в паре будет «кукловод», другой – его «куклой». Кукловод управляет своей куклой при помощи невидимых ниточек: например, если он поднимает руку вверх, то кукла конечно же тянется за ним, направляет руку назад – кукла изгибается всем телом, покорно следуя за его рукой, таким образом она выполняет все указания своего кукольника. То есть кукла учится улавливать, чувствовать движения своего кукловода, своего хозяина до того, как эти движения будут совершены. А кукловод в свою очередь учится чувствовать свою куклу, понимать ее: он не должен заставлять ее делать то, что она, в принципе, чисто физически сделать не в состоянии, то есть все приказы кукловода должны исходить из возможностей его марионетки. Получается, что не только кукла ограничена теми ниточками, которые держит в своих руках кукловод, но и он ими же скован. Ведь он не может полностью подчинить себе марионетку, потому что у нее есть свои желания и мысли. Между игроками очень тесная связь. Как и вообще между всеми людьми в жизни.

Эта игра хороша тем, что она дает возможность каждому игроку почувствовать себя лидером, ощутить свою власть. Кукловод управляет своей куклой, кукла в какой-то мере управляет кукловодом. Эта игра развивает в игроках лидерские качества, независимо от того, кем человек был в этой игре, марионеткой или кукловодом. Обе эти роли интересны и познавательны, и неплохо бы вам испробовать их обе, поскольку лидеру важно уметь буквально каждой клеточкой своего тела чувствовать человека, находящегося в непосредственной близости от него.

Если лидер умеет без слов понимать людей, то он сможет направлять их мысли в нужное ему русло, мягко и ненавязчиво заставлять их делать то, что требуется ему для личной выгоды. Конечно, мы говорим не о формальном лидере, который занимает некую должность и в силу своего положения имеет право отдавать приказания своим подчиненным, руководить ими; мы говорим о природном лидере, настоящем, за которым люди согласны идти хоть на край света. Чем выделяется лидер из своего окружения? Трудно сказать. Но одно из качеств такого человека – умение понять людей. Игра в «Кукловода и марионеток» помогает человеку развить в себе этот талант. Почувствуйте себя манипуляторами, подергайте за невидимые ниточки!

Эту игру можно усложнить. Например, не просто разбиться на пары и выполнять нехитрые физические упражнения, а поставить перед собой задачу потруднее – скажем, попытаться сделать спектакль. Получится весьма любопытное зрелище: на одной сцене три кукловода и три марионетки ставят какую-нибудь маленькую оперу, балет или драму. Куклы проигрывают классические любовные сцены, танцуют, дерутся… Разумеется, при этом они не сами двигаются, а выполняют указания своих кукловодов. И конечно же не стоит забывать о том, что куклы не должны говорить, и значит, это будет не просто спектакль, а пантомима, пластический этюд. Не забывайте и о том, что кукловоды управляют марионетками при помощи невидимых ниточек, то есть контакт между ними исключен, обязательно нужно держать дистанцию! А вот куклы могут прикасаться друг к другу, это не запрещено.

Поиграв в эту игру какое-то время, вы сами заметите, что одним людям проще подчиняться, то есть быть «куклами», улавливать желания «кукловода», выполнять все его приказы, а другим людям проще управлять кем-то, то есть быть «кукловодами» и дергать за ниточки «марионеток». Это нормальное явление, и это вовсе не означает, что «кукла» не имеет лидерских качеств, а «кукловод», напротив, имеет их в избытке. Просто все мы, люди, так устроены, что одним из нас проще передавать сигналы, а другим – получать их. Но надо развивать в себе обе эти способности, чтобы они гармонично сочетались в нас.

И еще одно небольшое замечание: эта игра прекрасно идет в дружеской компании, среди людей, хорошо знающих друг друга, потому что очень важно быть полностью раскрепощенным и не стесняться никого из присутствующих. Если вы будете зажаты, скованны, то у вас совершенно ничего не получится, потому что вы все время будете ощущать на себе взгляды окружающих и, соответственно, делать только то, что может выставить вас в выгодном свете и подчеркнуть ваши достоинства. А эта игра рассчитана на полное расслабление и доверие партнеров.

Игра в «Кукловода и марионеток» очень нравится детям, потому что им нет нужды притворяться и надевать на себя маски, как это часто делают взрослые. Дети умеют чувствовать друг друга, они с удовольствием вливаются в эту игру, существуют в ней. И родителям неплохо бы поучиться этому у своих детей! И может быть, для начала стоит попробовать поиграть в эту игру всей семьей?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЕТ БИЗНЕС

М. Холкина

Кто уклоняется от игры, тот ее проигрывает. Ришелье

Активное проникновение виртуального мира в реальную жизнь обычно вызывает неодобрение. Мы гоним детей от телевизора, не понимаем СМС-зависимых подростков, ругаем себя за открытый в соседнем окне пасьянс «Косынка». Но не все виртуальные увлечения вызывают такого рода скепсис.

Виртуальный бизнес активно завоевывает умы продвинутых топ-менеджеров и репутацию чуть ли не лучшего инструмента развития потенциала сотрудников. В моду вошли тренажеры и бизнес-симуляторы. Для большинства крупных компаний регулярное проведение корпоративных бизнес-игр стало нормой. Нередки случаи, когда победители таких соревнований попадали в кадровый резерв или неожиданно получали от начальства солидную премию…

Журнал «Управление персоналом» решил разобраться, в какие игры играют крупные компании и так ли все безоблачно в сфере виртуального бизнеса.

ИГРОВАЯ ПСЕВДОРЕАЛЬНОСТЬ

«Монополия» — возможно, самый популярный бизнес-симулятор в мире. Она родилась в Соединенных Штатах в период Великой депрессии и почти сразу озолотила своих создателей. Сегодня у «Монополии» появилось множество внуков и внучек — игр компьютерных и настольных, тренажеров универсальных и созданных для конкретной компании, симуляторов, отражающих разнообразные аспекты бизнеса. В Интернете воссозданы целые виртуальные экономики, где можно попробовать себя в любой роли, от рабочего до олигарха.

Главным плюсом виртуального бизнеса является право на ошибку. Симулятор позволяет ошибаться, наступать на грабли сколько душе угодно — причем при полном отсутствии риска потерять реальный капитал. Также симуляторы помогают разобраться в том, как формируется денежный поток, дают возможность попробовать различные модели финансового поведения или же понять, как работает компания, какова ваша роль в производственной цепочке и к каким последствиям приведут те или иные решения.

Один из лидеров по разработке бизнес-симуляторов — шведская консалтинговая компания Celemi. В 1978 году заказчик пожаловался на поведение своих сотрудников по отношению к клиентам. Тогда в Celemi провели исследование и пришли к выводу: люди не меняют поведение, потому что не представляют его конечного результата. И тогда специалисты придумали игру, логика которой доказывала, что довольный клиент «работает» на долгосрочную перспективу компании.

Другие скандинавы — финская компания Cesim Oy — создали компьютерный симулятор, который полностью имитирует телекоммуникационный бизнес. Его используют многие европейские операторы, его приобрела и компания «МТС». У наших соотечественников симулятор существует в измененном виде: «Разработчик немного подкорректировал программу в соответствии с особенностями компании «МТС». Дело в том, что в европейской телекоммуникационной модели существует практика аренды базовых станций. Чего, собственно, у нас практически не происходит. Мы станции строим сами. Есть еще ряд нюансов, которые нужно было изменить в оригинальной игре, чтобы она максимально была приближена к нашему бизнесу. В целом на такую «подгонку» у разработчика ушло около 2 месяцев. Создание полностью кастомизированного симулятора требует большего времени, как правило, 5-6 месяцев», — комментирует Марина Деревлева, директор корпоративного университета компании «МТС».

Естественно, симулятор должен чутко реагировать на изменения окружающей среды, иначе он слишком быстро устареет. Чаще всего обновление игры берет на себя провайдер: после разработки он, как личный врач, «ведет» своего пациента. Причем изменения, от глобальных до чисто технических, приходится вносить постоянно: «Недавно у нас возникла идея: неплохо бы участнику видеть подсказки, когда он принимает какое-то решение. Например, если ты повысишь цену, конкуренты «отгрызут» у тебя кусок рынка широкополосного доступа. Провайдер пошел нам навстречу и сделал это обновление бесплатно», — продолжает Марина Деревлева.

Игра «Добро пожаловать в DHL», которая за небольшой период существования успела стать притчей во языцех, создавалась совершенно по другому принципу. Специальная проектная команда, состоящая из сотрудников отдела HR, собрала и обработала информацию о работе всех подразделений DHL, а компания Business Training Russia воплотила ее в форме настольного симулятора. Директор по персоналу компании DHL Елена Петрова рассказывает: «Несмотря на то что бизнес-процессы в компании имеют четкую, прописанную структуру, нужно было проанализировать огромный объем данных и адаптировать существующую систему работы к такому формату, как настольная игра, в которую будут играть как курьеры и сортировщики, так и менеджеры высшего звена».

Еще одни приверженцы настольных игр — компания «Альфа-Страхование», первая страховая компания в России, в которой появилась практика использования бизнес-симулятора. Александр Анапольский, руководитель корпоративного университета компании «АльфаСтрахование», комментирует: «Нет никаких компьютеров, есть поля и фишки, которые люди расставляют. Есть карточки и калькуляторы. Все приходится делать своими руками; через мышечную память, через моторику очень хорошо все запоминается».

Ведущий фасилитатор бизнес-симуляции Storewars Олег Ануфриев, напротив, говорит о преимуществе компьютерных симуляторов над настольными: «Компьютерная программа позволяет сделать очень много вещей. Пронаблюдать, как движется рынок, «выбить» какую-то аналитику по этому рынку, посмотреть, какие финансовые результаты у компании получились в результате принятых решений. И нет элемента случайности. Все, что происходит, связано только с тем, как повели себя игроки». Storewars (с английского — «сражение магазинов») — бизнес-симуляция универсального характера, не заточенная под бизнес конкретной компании. В этом симуляторе заложен сложный алгоритм, имитирующий поведение потребителя в момент выбора магазина и товара на полке. IMS Group проводит и корпоративное обучение, и открытые соревнования, куда можно отправить своего сотрудника. Но бывает, что на корпоративных мероприятиях Storewars менеджеры выказывают желание сделать акцент на определенной насущной для бизнеса проблеме. Для этого IMSG включает в курс дополнительные специализированные лекции для ритейлеров, продавцов и производителей по актуальной тематике.

Александр Тимохов, генеральный директор ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса», не любит слово «симулятор». Ему по душе аббревиатура КДИ — компьютерная деловая игра. Именно под таким названием 15 лет назад вышло его главное детище — «Бизнес-курс: Максимум». В чем особенности этой игры? Во-первых, целевая аудитория: 90% игроков — студенты экономических факультетов, будущие акулы бизнеса. Во-вторых, сам контент.

В игре не воссоздается конкретный бизнес, дается обобщенная производственная модель: «Сама машина, которая делает деньги, у всех разная. А все, что идет дальше, начиная с бухучета, плюс финансовый отчет, плюс налоговый отчет — это везде одинаково. И этому можно учить. Мы постарались наполнить наш продукт знанием, применимым для любого вида деятельности», — говорит Дмитрий Тимохов, руководитель отдела программных разработок.

ВККБ пока не берутся за разработку бизнес-симуляторов для отдельных компаний, но считают, что, в конце концов, они встанут и на этот путь.

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ, МАРШ!

Разные компании привлекают к бизнес-симуляциям персонал разного уровня. К примеру, в «Добро пожаловать в DHL» играют абсолютно все, от курьеров и водителей до топ-менеджеров; причем в результате жеребьевки топ-менеджер легко может стать курьером и ему придется с полной отдачей трудиться в этой должности, чтобы команда добилась успеха.

В свою очередь, компания «МТС» вовлекает в игру верхушку кадрового резерва, так называемых Top Talents, которых в компании максимум 50 человек. Эти «сливки» в рамках бизнес-симуляции еще и проходят курс мини-MBA. Storewars также актуальна в основном среди топов: играть, конечно, могут все желающие, но эффективнее всего тренинг проходит при участии менеджеров среднего и высшего звена.

Олег Ануфриев вспоминает, как одна компания отправила играть в Storewars супервайзеров и мерчендайзеров: «Это была катастрофа, единственная на моей памяти. Дело в том, что нижнее звено не понимает многого из того, о чем мы говорим. Потому что речь идет о стратегии, а не о тактике. Мы говорим о финансах и бизнесе компании, а не о бюджетах или планах отделов».

Виртуальный город «Альфа-Град» гостеприимен и для директоров филиалов, и для страховых агентов. Каждый сотрудник «выносит» из игры важные выводы. Продавцы, которые всегда хотят максимизировать свою прибыль, увеличить количество рекламы и в то же время снизить цену на продукт, начинают понимать, что это утопия, становятся более профессиональными в плане консультирования клиента. Руководители отделов, в свою очередь, приобретают навыки управления персоналом: «Например, есть показатель привлекательности рабочего места для продавцов.

Высокая зарплата добавляет 6 баллов привлекательности. Офис в центре — только 1 балл. Эти коэффициенты тщательно разрабатывались топ-менеджерами», — говорит Александр Анапольский.

Как проходят корпоративные бизнес-баттлы? В «МТС» игрокам дается один день на тренировку и адаптацию к игре. За этот день команды проживают три этапа игры, то есть три виртуальных года. После каждого этапа проходит анализ, заточенный на стратегию, маркетинг, HR и так далее. По результатам пилотного дня идет сравнение бизнес-показателей компаний и выявляется победитель. Затем для участников проходит вышеупомянутый мини-МВА, и начинается настоящее сражение — шесть лет за два дня. Марина Деревлева делится опытом: «Часто в процессе игры прослеживается влияние функции каждого конкретного руководителя, что отражается на поведении всей команды. Когда в команде есть сильный финансист, они забывают, допустим, про клиентов и начинают сугубо анализировать финансы. Или, наоборот: у нас был случай, когда HR присутствовал в команде, и большее внимание уделялось дополнительным мотивациям, дополнительным выплатам и т.п. Я считаю, что симуляции дают участникам опыт принятия решений, дают понять, как твои действия влияют на бизнес».

Игра в «АльфаСтраховании» также длится шесть игровых лет. Четыре команды садятся за игровые доски и начинают передел страхового рынка в «АльфаГраде». Основная задача понятна и логична — к концу игры нужно стать лидером. Есть и рыночные цели на каждый год: например, к третьему году компания должна показать положительную прибыль. Современный вариант игры: после первых трех лет наступает рецессия, планы участников резко меняются, появляются новые вводные, происходит сужение рынка. «Поток новых людей, который участники хотели нанять, — его нет. Потому что хорошие кадры будут опасаться менять работу. А люди, которые пачками присылают резюме, это, как правило, работники с меньшим опытом и меньшими умениями. Все подобные детали учтены в игре и обязательно проигрываются», — рассказывает Александр Анапольский.

Бизнес-симуляция «Добро пожаловать в DHL» в точности копирует систему работы основных подразделений. Отдел по работе с клиентами оформляет заявку на получение письма. Передает ее в курьерскую службу, где формируется маршрут на доставку. Этот маршрут прокладывается по реалистичной карте города с учетом пробок, дорожных знаков, разметки, расположения подъездов. На все грузы курьеры оформляют авиатранспортные накладные, которые затем передаются в отдел обработки. Далее информация идет в финансовое подразделение, где выставляют счета, подсчитывают доходы, прибыли или убытки. «Всего за один день наши новые коллеги получают представление о том, как работает бизнес в целом, какие функции у основных подразделений и как они связаны друг с другом, а главное — начинают осознавать себя частью большой команды DHL», — говорит HR-директор компании DHL Елена Петрова.

Масштабнее всех проводится Storewars: в одной игре участвует минимум 20 человек. Они делятся на 5 команд, получают задание от фасилитатора, кучу исходных данных и разбредаются по штаб-квартирам. Сначала путем голосования им нужно выбрать генерального директора. Потом они должны обработать все полученные отчеты и маркетинговые исследования, выработать стратегию и принять решения — как развиваться дальше. В конце концов, любая стратегия превращается в цифры, которые «вбиваются» в компьютерную программу. Компьютер все это обрабатывает и выдает результаты, которые анализирует фасилитатор и рассказывает командам, к чему привело каждое решение.

Основная цель любой игры — победа. Но не стоит забывать, что современный бизнес-симулятор — не Warcraft и даже не «Монополия». Руководитель ВККБ Александр Тимохов критикует бизнес-тренажеры за мощную игровую составляющую: «Часто основным мотиватором для участия в игре является ощущение азарта. Но в игре есть два аспекта: учебный и игровой. Их надо хорошо различать. Конкретные знания, конкретные практические навыки — вот на чем нужно концентрироваться. Мы, в первую очередь, заостряем внимание именно на учебной составляющей программы «Бизнес-курс: Максимум». Потому что, если внимательно изучить справочную систему, которая там представлена, все объясняется: что такое бухгалтерский учет, что такое финансовая отчетность, из чего она состоит, откуда берется этот показатель, как заполнять декларацию о налоге на прибыль. И если человек хочет, он из программы возьмет совершенно конкретные знания, а не просто ощущение радости победы». Иначе говоря, бизнес-симуляторы — это именно тот случай, когда махровая поговорка «Главное не победа, а участие» приобретает конкретное воплощение.

ВИРТУАЛЬНЫЙ HR

Не секрет, что бизнес-симулятор — дорогое удовольствие. Диск для студента экономфака с программой «Бизнес-курс: Максимум» стоит четыре тысячи рублей. Курс корпоративного обучения Storewars обойдется компании в 47 тысяч евро. Разработка и поддержка конкретной игры для конкретного бизнеса — тут, наверное, вообще не видно потолка.

Стоит ли в принципе использовать бизнес-симуляторы как инструмент тренировки и расширения потенциала сотрудников? В данном случае встает непростой вопрос об интеллектуальном капитале и его месте в балансовом отчете современной фирмы. «Самая большая проблема, которую не решили даже HR-теоретики — это возврат инвестиций от работы HR. Как тот самый сферический конь в вакууме — он существует, но как его достать? Я не хотел бы преувеличивать заслуги Storewars, но, с другой стороны, многие, кто проходит тренинг, говорят: «Нам стало намного проще общаться с ритейлом. Когда садимся за стол переговоров, понимаем, о чем они думают», — рассказывает Олег Ануфриев.

Компании, которые проводят корпоративные игры, в основном делают акцент на их мотивирующем значении: «Непосредственное участие и ответственность за результат развивают такие компетенции, как кроссфункциональное мышление и деловой подход», — комментирует Елена Петрова.

Марина Деревлева подтверждает: «Это очень мотивирует, когда участники чувствуют себя в роли президентов компании и понимают, как их решение отражается на стоимости акций, на позиции компании в целом по сравнению с конкурентами». Тем не менее, результаты тренингов в компании «МТС» не ограничиваются мотивацией, интеллектуальный капитал у них отражен в конкретных цифрах: «Мы инвестируем в top-talents, чтобы они заняли более высокие позиции в компании, — продолжает Марина Деревлева. — Таким образом мы экономим на привлечении внешних кандидатов. Не ищем с рынка, не платим агентствам — растим своих собственных. Это существенная экономия».

На вопрос «Куда лучше потратить деньги, на бизнес-симуляцию или долгосрочное обучение?»

представители компаний отвечают хором — в равной степени необходимо и то и другое. На асфальте семя не вырастет, и если у игрока нет предварительной теоретической или практической базы, многие симуляторы становятся совершенно бесполезными.

В то же время Олег Ануфриев расставляет акценты: «Бизнес-симуляторы — это эмоционально заряженные знания. Они в корне отличаются от обычного обучения. Да и вообще, это, наверное, даже не обучение в чистом виде, а метод погружения, когда тебя бросили в воду, чтобы научить плавать, а ты, получив серьезную встряску, методом антинаучного тыка, пробуя и ошибаясь, вынужден экспериментировать. Делать то, что ты боишься сделать в реальной жизни, хотя очень хочешь». В случае с «Бизнес-курсом: Максимум» между обучением и симуляцией можно смело ставить знак равенства.

Доказательство тому — многочисленные олимпиады во многих городах России, где студенты с помощью деловой игры демонстрируют свои пока гипотетические, но уже уверенные навыки управления бизнесом.

Есть еще одна сфера приложения бизнес-симуляторов — управление персоналом. В некоторых компаниях HR-директора питают к симуляторам особую слабость: их можно использовать как инструмент для рекрутинга или оценки квалификации персонала. Оно и понятно, ведь в резюме не сказано, как человек себя проявит в стрессовой ситуации, а с помощью компьютерной игры такие выводы сделать несложно. Специалисты прогнозируют, что в будущем появятся компьютерные симуляторы, написанные специально для кандидатов. Они будут моделировать разные рабочие ситуации, чтобы выяснить, как себя в них проявит соискатель. Тем не менее, каждый HR прекрасно знает: личное общение с человеком дает значительный пласт информации о нем. И нет причин опасаться, что труд HR-ов в ближайшем будущем будет заменен роботами и компьютерами.

В сфере рекрутинга бизнес-симулятор — не самостоятельный инструмент; его можно использовать как дополнение, на начальном или конечном этапе отбора.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Все бизнес-игры — разные. Но есть один фактор, объединяющий практически все существующие симуляторы: это стресс, под влияние которого неизбежно попадают участники игры. Принимать важнейшие решения приходится в крайне сжатые сроки: за один игровой день виртуальная компания проживает от шести месяцев до двух лет. Более того, игрокам часто выпадает роль, которая им совершенно не знакома, как например в DHL: работник отдела обработки грузов может легко оказаться в финансовом подразделении. В Storewars и того хлеще: вы получаете неизвестный бизнес, непонятные рынки, неизвестные марки. А если курс открытый, вы и людей, с которыми придется работать, видите в первый раз. И нужно не только сплотить команду и построить бизнес, но еще и победить.

Стресс, как известно — палка о двух концах. Он может как сконцентрировать и замотивировать на достижение цели, так и привести к негативным результатам. Во время многих корпоративных игр кипят нешуточные страсти; атмосфера накаляется до такой степени, что участники, заигравшись, могут начать оскорблять друг друга. «Бизнес-симулятор действительно может быть опасен, — делится Олег Ануфриев. — Мне в шутку говорили, что после отдельных наших корпоративных курсов можно сразу тимбилдинг проводить. Люди после игры могут долго друг с другом не общаться. И это явный звонок для HR — есть проблемы с корпоративной культурой, ведь любой бизнес — игра командная, а команду без взаимного уважения, понимания и поддержки не построишь».

Еще один момент. Любой бизнес-симулятор — как правило, серьезная математическая модель, упрощающая реальность. Конкретный результат от конкретного действия — именно к этому сводится механизм всех игр. Разумеется, в жизни все сложнее: существует масса непредвиденных факторов и ситуаций, которые нельзя не учитывать. Те, кто начинают жестко повторять свое игровое поведение в реальности, разочаровываются быстро и сильно.

«Сама симуляция — это информация к размышлению, отработка каких-то связей, выводов, логики определенной принятия решений; но это не калька для того, чтобы ее копировать в повседневных рабочих ситуациях», — говорит Марина Деревлева. В конце концов, симулятор бизнеса создается человеком, а реальный бизнес — жизнью. И об этом нужно помнить, радостно и смело покоряя новые бизнес-горизонты.