Иногда специалисты сталкиваются с небольшими трудностями в подготовке исполнительной документации. Напомним, что в ее состав также входят документы и акты, касающиеся доказательств безопасности зданий и сооружений и соответствия определенным критериям. А именно: проверки работ, влияющих на безопасность здания, проверки строительных конструкций с последующим устранением недостатков, рабочие документы, касающиеся возведения строительства, акты, подтверждающие проведение опробований и испытаний, акты, подтверждающие исполнение проектных решений и т.д.
Эти процессы должны быть эффективны и безопасны для жизни и здоровья людей. В начале проектирования заказчик и исполнитель определяют ряд важнейших параметров, влияющих на проектирование и расчет строительных конструкций. Со временем происходят изменения климатических условий, меняется окружающая среда, модернизируются строительные процессы, все эти факторы отражаются в регулярно обновляющихся нормативных документах, за которыми заказчику и исполнителю необходимо следить.
В 2017 году был выпущен и утвержден ряд нормативных актов, касающихся данного вопроса. Это «Инженерные системы высотных зданий», «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», «Объекты строительные повышенной ответственности. Правила сейсмического микрорайонирования» и «Объекты строительные повышенной ответственности. Правила детального сейсмического районирования», разрабатывается свод правил «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности».
На сегодняшний момент уровень ответственности определяется «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений РФ» Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года, вступивший в силу 01.07.2010г. Последние изменения в данный нормативный акт были внесены 02.07.2013 г.
Уровень ответственности является характеристикой здания или сооружения, определяющей насколько сильно будет нанесен урон гражданам, социальной сфере, экономике и экологии, в случае его разрушения. Эта характеристика в обязательном порядке определяется и указывается в исходных данных на проектирование.
В зависимости от выбранного уровня ответственности определяется коэффициент надежности по ответственности, используемый при расчетах и проектировании.
До вступления в силу вышеуказанного Федерального закона уровень ответственности определялся по ГОСТ Р 54257-2010, который был отменен 11.12.2014. В новом законодательном акте были изменены обозначения уровней ответственности и некоторые, соответствующие им коэффициенты. Для наглядного сравнения эти данные собраны в таблице 1.
Таблица 1
Федеральный закон 384-ФЗ, Ст.4 п.7 (действующий) | ГОСТ Р 54257-2010 (п.9.1) (отменен) | ||
Уровень ответственности | Коэффициент надежности | Уровень ответственности | Коэффициент надежности |
Повышенный | 1,1 | 1а; 1б | 1,2; 1,1 |
Нормальный | 1,0 | 2 | 1,0 |
Пониженный | 0,8 | 3 | 0,8 |
Примечание — Для зданий высотой более 250 м и большепролетных сооружений (без промежуточных опор) с пролетом более 120 м коэффициент надежности по ответственности следует принимать не менее 1,2 (γn = 1,2). |
Одной из главных задач заказчика и проектировщика является корректное определение этих характеристик, по 384-фз часть 1, ст.4, п 8-10 в которых говорится, о том, что:
- повышенный уровень ответственности — это здания и сооружения являющиеся особо опасными, технически сложными или уникальными объектами в соответствии со Ст.48.1 Градостроительного кодекса Российской федерации (к ним можно отнести объекты, отказ которых может повлечь за собой тяжелые последствия социального, экономического и экологического характера. Это магистральные трубопроводы, нефтяные резервуары, здания с пролетами от 100 и более метров и технически сложные сооружения);
- нормальный уровень ответственности у зданий и сооружений, не относящиеся к повышенному или пониженному уровню ответственности (под эту категорию подпадают производственные, жилые, общественные здания и т.п.);
- пониженный уровень ответственности – это здания и сооружения временного (сезонного) назначения, вспомогательного использования при строительстве или реконструкции, а также расположенные на земельных участках, предоставленных для ИЖС (то есть гаражи, теплицы, склады и павильоны).
Елена Чернышева, конструктор, г. Красноярск
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» классификацию идентификации зданий и сооружений по признаку «Принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность» осуществляют «в соответствии с общероссийскими классификаторами или классификаторами, включёнными в нормативные правовые акты, утверждённые федеральными органами исполнительной власти» (см. часть 2 статьи 4 этого Федерального закона).
Как указано в Комментарии к указанному Федеральному закону (см Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». – Система ГАРАНТ, 2013 г.) в отношении части 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона:
«Положения ч. 2 комментируемой статьи разъясняют, как следует идентифицировать здание или сооружение по вышеназванным признакам. Данные признаки, как правило, должны быть зафиксированы в общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ «О техническом регулировании» представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
В настоящее время в Российской Федерации существует 33 Общероссийских классификатора, среди которых Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утверждённый постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359 (далее – ОКОФ). В соответствии с ОКОФ объектами классификации являются основные фонды, которые состоят из материальных и нематериальных основных фондов».
Поскольку Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) отменён с 1 января 2017, то представляется целесообразным ориентироваться на Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), который введен взамен ОК 013-94.
Во Введении к ОК 013-2014 (СНС 2008) определено:
«Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов.
К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды материальных основных фондов.
…
Объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами».
Далее автор Комментария предлагает классифицировать здания и сооружения по пунктам 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ с использованием классификатора ОКОФ.
Поскольку официально опубликованные комментарии к законодательству, подготавливаемые юристами, входят в состав нормативной базы, представляется, что классификация зданий и сооружений по пункту 2 части 1 статьи 4 данного Федерального закона может осуществляться в соответствии с классификатором ОКОФ (см. также обратный переходный ключ от ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) к ОКОФ ОК 013-94, утвержденный приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458)».
В ряде случае специалистам приходится сталкиваться с ситуациями, когда при подготовке исполнительной документации возникают определенные сложности. Следует напомнить, что в ней также представлены акты и документы, имеющие непосредственное отношение к доказательству безопасности сооружений и зданий определенным требованиям и критериям. А если быть точнее: проверочные мероприятия, которые непосредственно влияют на безопасность готовых сооружений, проверки строительных объектов с необходимостью поэтапного устранения недостатков, в случае выявления таковых, рабочие документы, имеющие непосредственное отношение к строительству, актам, которые подтверждают осуществление испытаний и опробований, подтверждающих реализацию конкретных проектных решений.
Рассматриваемые процессы изначально должны оставаться безопасными и эффективными для человеческого здоровья, и в целом жизни. На первом этапе проектирования стороны заказчика и исполнителя договариваются об определении самых важных параметров, которые влияют на вопросы проектирования и последующего расчёта конкретных строительных конструкционных решений. С течением времени климатические условия изменяются, как и окружающая среда, строительные процессы также совершенствуются. Соответствующим образом корректируются нормативные документы, за исполнением которых необходимо следить и исполнителю, и заказчику.
Ещё в 2017 году официально вышли нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. Речь идёт о следующих документах – «Объекты строительные повышенной ответственности», «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», Инженерные системы высотных зданий».
Уровень ответственности – характеристика сооружений или зданий, посредством которой определяется насколько существенный урон был причинён гражданам, экологии, экономике и социальной сфере, если оные будут разрушены. Указанная характеристика определяется и регламентируется в первоначальных данных проектирования.
С учётом выбранного значения и уровня ответственности устанавливается конкретный коэффициент надёжности по значению ответственности, который будет применяться при проектировании и последующих расчётах.
До недавнего времени (а если быть точнее, до актуализации Федерального закона) уровень ответственности регламентировался ГОСТ Р 54257-2010, который по факту был отменен по итогам 2014 года. В обновленном варианте законодательного акта, определенные значения ответственности были скорректированы, изменились и коэффициенты. Настоятельно рекомендуем обратить внимание на таблицу, представленную ниже для наглядного сравнения.
Одна из ключевых задач, которая стоит перед заказчиком и проектировщиком – корректное определение указанных характеристик согласно закону 384-Ф3 части 1, ст.5 п. 8-10, где указано:
- Высокий уровень ответственности – сооружения и здания, которые являются наиболее опасными, а также уникальными либо технически сложными объектами, что установлено ст. 48.1 Градостроительного кодекса России (к ним причисляют объекты, отказ от которых может спровоцировать впечатляющие отрицательные последствия экологического, экономического и социального характера). Речь идёт о магистральных трубопроводах, зданиях, с более чем 100 пролетами, нефтяные резервуары, а также сооружения высокой технической сложности.
- Средний (нормальный) уровень ответственности у сооружений и зданий, которые не имеют отношения к пониженному или повышенному уровню ответственности. Зачастую под указанную категорию причисляют общественные, жилые и производственные сооружения.
- Низкий или пониженный уровень ответственности – сооружения и здания сезонного или временного характера. Часто к таковым причисляют здания, располагающиеся на участках, которые предоставлены под сооружение временных павильонов, складов, теплиц и гаражей.
Вам может быть интересно:
Договор строительного подряда – анализ важных положений
О возможностях логистического модуля ПК РИК и механизма калькуляций транспортных расходов.