Ходатайство о снятии дисциплинарного взыскания

Мировому судье участка №________

г. _______________________________________

Истец: ___________________________________

(Ф.И.О., место жительства, телефон)

Ответчик: ________________________________

(почтовый адрес, телефон)

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об обжаловании дисциплинарного взыскания

Приказом N ______ от «_____» __________ _____ г. я был(-а) привлечен(-а) к дисциплинарной ответственности в виде ______________ (замечание, выговор) за следующее нарушение: ______________________.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 22, 24, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

Отменить наложенное на ___________________ (Ф.И.О. истца) дисциплинарное взыскание в виде __________________________.

Приложения:

  1. Копия искового заявления для ответчика.
  2. Копия приказа о приеме истца на работу или копия трудовой книжки
  3. Копия трудового договора (или трудовой книжки)
  4. Копия приказа о наложении на истца дисциплинарного взыскания

«_____» ___________ ______ г. ________________________

дата Подпись

ВНИМАНИЕ!

  1. Согласно ст. 393ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
  2. Копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, прилагаются к исковому заявлению для ответчиков и третьих лиц, если они у них отсутствуют

При каких взысканиях можно вести речь об их снятии?

В случае совершения работником дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к нему одно из дисциплинарных взысканий (ст. 22, 192 ТК РФ). Перечень их определен в ст. 192 ТК РФ:

  • Замечание.
  • Выговор.
  • Увольнение.

Очевидно, что в отношении уволенного работника вопрос о снятии взыскания ставиться не может. Поэтому снять можно только то наказание, которое вынесено в виде замечания или выговора. И только в том случае, если работник на момент снятия продолжает работать у работодателя, который определил ему наказание за проступок.

О том, какие действия нужны для оформления выговора, подробнее читайте в материале «Выговор как дисциплинарное взыскание (нюансы)».

На нашем форуме можно проконсультироваться по разрешению любой сложной ситуации, возникшей в ходе взаимодействия работник – работодатель. В этой ветке, например, можно уточнить, как грамотно провести процедуру увольнения работника по инициативе работодателя.

Порядок снятия взысканий

О том, как может сниматься взыскание, написано в ст. 194 ТК РФ. Для этого существуют две возможности:

  • По истечении срока действия взыскания (1 год) с момента его вынесения, если работник в этот период не совершил новых дисциплинарных проступков.
  • Досрочно, если кто-либо проявит инициативу в этом вопросе.

Оба вида наказания (и замечание, и выговор), как правило, назначаются организационно-распорядительным документом, отражающим решение руководителя работодателя и подписанным им. Соответственно, решение о досрочном снятии взыскания будет приниматься на том же уровне и оформляться аналогичным образом.

По истечении срока действия взыскание снимается автоматически и не требует оформления особого распоряжения.

Кто инициирует досрочное снятие?

Для досрочного снятия нужна чья-либо инициатива. Она может исходить от:

  • руководителя работодателя;
  • работника;
  • непосредственного начальника работника;
  • представительного органа коллектива, которым может быть как профсоюзная организация, так и собрание работников.

Руководителю работодателя, принявшему решение о снятии взыскания, достаточно дать указание о подготовке соответствующего приказа. Работник напишет заявление на имя руководителя работодателя с просьбой рассмотреть возможность снятия взыскания. А непосредственный начальник работника или орган коллектива должны будут составить ходатайство о снятии дисциплинарного взыскания. Если инициатива снятия исходит от собрания коллектива, таким документом может стать протокол собрания или выписка из него.

О том, как оформляется организационно-распорядительный документ на снятие наказания, читайте в материале «Приказ о снятии дисциплинарного взыскания – образец».

Образец ходатайства

Ходатайство не имеет какой-либо специальной формы, но должно быть составлено письменно и содержать такую информацию:

  • В чей адрес и от кого оно исходит.
  • Суть просьбы со ссылкой на должность и Ф. И. О. работника, вид действующего наказания и реквизиты документа, которым оно назначено.
  • Факторы, которые позволяют ходатайствовать о досрочном снятии взыскания.
  • Подпись (с расшифровкой) лица, составившего документ, и дату его составления.

На основании этого документа руководителем работодателя будет принято решение о снятии наказания или об отказе в этом.

Образец ходатайства о снятии дисциплинарного взыскания можно увидеть на нашем сайте.

Скачать образец ходатайства о снятии дисциплинарного взыскания

После получения ходатайства о снятии дисциплинарного взыскания нужно оформить приказ. Образец такого приказа подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Итоги

Ходатайство о досрочном снятии с работника наказания – документ, не представляющий сложности в оформлении, но требующий составления его с включением в содержание всех необходимых данных, обеспечивающих однозначность изложенной в нем информации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Даже самые ответственные и добросовестные сотрудники не застрахованы от нарушений, а значит — наказаний. Однако если провинившийся ударным трудом и примерным поведением доказывает, что исправился, — руководитель может его простить. О том, как обратиться к руководителю, рассказано в статье. Также приведен образец ходатайства о досрочном снятии дисциплинарного взыскания.

За что можно наказать работника

Любые санкции накладываются на работника за дисциплинарный проступок. Вариантов таких нарушений может быть множество:

  • несоблюдение режима работы (опоздание, прогул);
  • невыполнение требования внутренних инструкций и приказов;
  • несоблюдение пунктов должностной инструкции и трудового договора;
  • халатное отношение к должностным обязанностям;
  • невыполнение распоряжений руководителя и многое другое.

Важно понимать, что любой проступок, за которым следует наложение санкций, должен быть зафиксирован документально. Правила поведения сотрудников должны быть описаны во внутренних нормативных актах организации.

Виды взыскания и варианты снятия

Видов дисциплинарных наказаний не так много:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Увольнение.

Выносятся они, как правило, именно в таком порядке, как перечислены выше. Увольнение — это крайняя мера наказания за проступок. Ее применяют в том случае, если в течение года у работника уже были замечания или выговоры.

Существует две возможности снятия наказания (ст. 194 ТК РФ):

  • по истечении 1 года с момента вынесения;
  • по решению руководителя досрочно.

Досрочное снятие

Для того чтобы руководитель принял решение о досрочном прощении провинившегося, его, как минимум, нужно об этом попросить. Сделать это могут:

  • непосредственный или функциональный руководитель;
  • сам работник;
  • собрание группы работников.

Ходатайство об отмене дисциплинарного взыскания от работника или его коллег должно быть рассмотрено руководителем, после чего он выносит (или не выносит) соответствующий приказ.

Составление ходатайства

Для этого документа, как и для любого прошения, не существует никакой определенной формы. Важно отразить в нем следующую информацию:

  • на чье имя написано и от кого исходит;
  • в чем суть вопроса (упомянуть ФИО и должность нарушителя);
  • каким документом ранее было определено наказание;
  • почему существует возможность отмены.

В конце документа нужно поставить подпись, расшифровку и указать контакты лица, составившего документ. Затем зарегистрировать документ, проследить, чтобы были указаны номер и дата входящей корреспонденции.

Вопросы дисциплинарной ответственности регулируются Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ). Так, ст. 147 КЗоТ установлено, что за нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания:

— выговор;

— увольнение.

Законодательством, уставами и положениями о дисциплине для некоторых категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

В то же время ст. 14 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII (далее — Закон № 3723) установлены особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.

В частности, дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за невыполнение или ненадлежащее выполнение им служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, порочащий его как государственного служащего или дискредитирующий государственный орган, в котором он работает.

К государственным служащим, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных КЗоТ, могут применяться меры дисциплинарного воздействия:

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— задержка до одного года в присвоении очередного ранга или назначении на высшую должность.

Таким образом, указанной статьей Закона № 3723 предусмотрен только перечень поступков, за которые государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а также дополнительные по сравнению с КЗоТ виды мер дисциплинарного воздействия. При этом Закон № 3723 не содержит отдельного механизма применения дисциплинарных взысканий и мер дисциплинарного воздействия, в том числе и по срокам их применения и снятия.

Поскольку действие КЗоТ распространяется на государственных служащих в части, не противоречащей Закону № 3723, то в случае применения дисциплинарных взысканий к государственным служащим должны соблюдаться сроки, а также порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий, предусмотренные КЗоТ.

Следовательно, применяя к государственному служащему меру дисциплинарного воздействия, руководитель государственного органа должен соблюдать требования ст. 147 — 152 КЗоТ.

Так, в соответствии со ст. 148 КЗоТ дисциплинарное взыскание применяется собственником или уполномоченным им органом непосредственно за выявленный проступок, но не позднее одного месяца со дня его выявления, не считая время освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или пребыванием его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Статьей 151 КЗоТ установлено, если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имевшим дисциплинарного взыскания.

Если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины и к тому же проявил себя как добросовестный работник, то взыскание может быть снято до окончания одного года.

Инициировать досрочное снятие дисциплинарного взыскания могут как руководитель, так и работник.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в виде выговора оформляется приказом (распоряжением) руководителя государственного органа.

Если инициатором снятия взыскания является непосредственно руководитель государственного служащего, которому объявлен выговор, основанием для издания приказа о досрочном снятии дисциплинарного взыскания является его докладная записка. Приведем пример оформления докладной записки руководителя структурного подразделения о досрочном снятии выговора с государственного служащего.

Начальнику (название государственного органа)

(Ф. И. О.)

начальника отдела финансового

мониторинга

(Ф. И. О.)

Докладная записка

В связи с повышением эффективности выполнения должностных обязанностей главным специалистом отдела финансового мониторинга Романовой А. А., недопущением ею новых нарушений трудовой дисциплины и учитывая, что цель дисциплинарного взыскания достигнута, прошу досрочно снять с Романовой А. А. выговор, объявленный приказом от 01.02.2011 г. № 56-к.

Начальник отдела __________________________

20.06.2011 г. (Ф. И. О.)

Не распространенной, но и не запрещенной трудовым законодательством является практика, когда государственный служащий по собственной инициативе обращается к руководству с заявлением, содержащим просьбу о досрочном снятии дисциплинарного взыскания. Приведем пример оформления заявления государственного служащего с просьбой о досрочном снятии выговора.

Начальнику (название государственного органа)

(Ф. И. О.)

главного специалиста отдела

финансового мониторинга

Романова А. А.

Заявление

В связи с надлежащим выполнением мной трудовых обязанностей за период со дня объявления выговора (приказ от 01.02.2011 г. № 56-к) до настоящего времени, а также учитывая то, что трудовая дисциплина больше мной не нарушалась и цель наложения дисциплинарного взыскания достигнута, прошу досрочно снять с меня выговор.

20.06.2011 г. Романова А. А.

Не возражаю

Начальник отдела финансового мониторинга

(Ф. И. О.)

20.06.2011 г.

Приведем пример оформления приказа о досрочном снятии с государственного служащего дисциплинарного взыскания в виде выговора.

(НАЗВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА)

П Р И К А З

22.06.2011 г. № 78-к

О снятии дисциплинарного

взыскания с Романовой А. А.

В соответствии с частью второй статьи 151 Кодекса законов о труде Украины, в связи с повышением эффективности выполнения должностных обязанностей и недопущением новых нарушений трудовой дисциплины:

1. Досрочно снять выговор с Романовой А. А., главного специалиста отдела финансового мониторинга, объявленный приказом (название государственного органа) от 01.02.2011 г. № 56-к.

2. Контроль за выполнением приказа возлагаю на заместителя начальника Правления (Ф. И. О.).

Основание:

докладная записка от 20.06.2011 г. начальника отдела финансового мониторинга _______________________ (заявление Романовой А. А. от 20.06.2011 г.).

(Ф. И. О.)

УДК 342.951 ББК 67.401.02

ДОСРОЧНОЕ СНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА КЛИМКИНА,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: AlenaK05@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

Рецензент: кандидат юридических наук И.В. Фадеева

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В соответствии с законодательством о службе в органах внутренних дел, досрочное снятие дисциплинарного взыскание является одной из мер поощрения. В настоящее время существуют законодательные пробелы в установлении порядка, сроков, конкретных оснований для применения этой меры. В данной статье автор предлагает рассматривать досрочное снятие дисциплинарного взыскания в качестве самостоятельной стадии дисциплинарного производства, а также формулирует предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемом вопросе.

Ключевые слова: досрочное снятие дисциплинарного взыскания, сотрудник органов внутренних дел, дисциплинарное производство.

Keywords: removal of disciplinary action ahead of schedule, police officer, disciplinary process.

Одно из существующих в науке административного права понятий дисциплинарного производства определяет, что это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности1. К сожалению, в действующем законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие и конкретизирующие стадии дисциплинарного производства. В связи с этим существуют различные точки зрения в отношении их качественного и количественного определения. Одни авторы выделяют основные и дополнительные стадии2. Другие — делят дисциплинарное производство на простое и сложное, относя к первому лишь две стадии (возбуждения дела и принятия решения о

привлечении к дисциплинарной ответственности и исполнение принятого решения, а ко второму — пять стадий (возбуждение дела о дисциплинарном проступке, рассмотрение дела, решение о наложении дисциплинарного взыскания, обжалование, исполнение решения)3. Эти и многие другие примеры свидетельствуют о многообразии существующих подходов к совокупности стадий, образующих дисциплинарное производство.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, по мнению автора, включает в себя две группы стадий: основные (возбуждение производства о совершении дисциплинарного проступка; рассмотрение имеющихся материалов (документов) и принятие

решения; исполнение решения) и факультативные (служебная проверка; обжалование решения; досрочное снятие дисциплинарного взыскания). В данной статье автор воздержится от характеристики каждой из указанных стадий, а обратит свое особое внимание к одной из них, а именно: досрочное снятие дисциплинарного взыскания.

Безусловно, точка зрения о необходимости выделения процедуры применения законодательно установленной меры поощрения в самостоятельную, пусть и факультативную, стадию дисциплинарного производства является дискуссионной. Полагаем, что данное предложение требует своего осмысления. Дело в том, что досрочное снятие дисциплинарного взыскания, как разновидность мер поощрения, не получило своего должного правового регулирования (не установлены необходимые для этого сроки; не указаны конкретные основания для инициирования данной меры поощрения; не определен порядок ее применения и процессуального оформления и т.д.). Вместе с тем, отсутствие надлежащей правовой регламентации рассматриваемого вопроса снижает стимулирующее воздействие данной меры и лишает сотрудника возможности прекратить испытывать неблагоприятные правовые последствия от примененного к нему дисциплинарного взыскания до истечения установленного законодательством срока. Кроме того, досрочное снятие дисциплинарного взыскания, как мера поощрения, имеет специфичные черты, отличающие ее от иных поощрительных мер. Так, указанный вид поощрения вынесен в отдельную часть статьи от основного перечня мер поощрений, применяемых к сотруднику ОВД4. Кроме этого, данная мера не только связывает поощрительную процедуру с дисциплинарным производством, имевшим место быть ранее, но и фактически завершает течение особого правового состояния «наказанности» нарушителя служебной дисциплины.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон «О службе в ОВД») предусмотрено два сценария снятия дисциплинарного взыскания с сотрудника органов внутренних дел (далее — сотрудник ОВД):

• автоматически, то есть по истечении года со дня применения дисциплинарного взыскания, если сотрудник ОВД в течение этого года не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию;

• досрочно, то есть до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания.

При этом, сам закон не определяет перечень субъектов, к компетенции которых относится инициирование процедуры досрочного снятия дисциплинарного взыскания. Этот вопрос не решен и в подзаконном нормативном правовом акте. В соответствии с п. 11 Приказа МВД Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации»5, досрочное снятие дисциплинарного взыскания возможно по решению руководителя (начальника), которым дисциплинарное взыскание было наложено, либо вышестоящего руководителя (начальника). Таким образом, круг лиц, обладающих правом возбудить процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания точно не определен и фактически сводится лишь к руководителям, уполномоченным принимать итоговое решение по данному вопросу. Для сравнения, на государственной гражданской службе, в соответствии с п. 9 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»6, правом снятия дисциплинарного взыскания с государственного гражданского служащего до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания обладает представитель нанимателя по: а) собственной инициативе; б) по письменному заявлению государственного гражданского служащего; в) по ходатайству его непосредственного руководителя. В соответствии с трудовым законодательством, работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по: а) собственной инициативе; б) просьбе самого работника; в) ходатайству его непосредственного руководителя; г) ходатайству представительного органа работников. Как видно из приведенных примеров, перечень лиц, обладающих правом инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, может быть

шире, чем это предусмотрено законодательством о службе в органах внутренних дел. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в закон «О службе в ОВД», предоставив сотруднику ОВД, его непосредственному руководителю и иным лицам право ходатайствовать о досрочном снятии дисциплинарного взыскания.

Следующим нерешенным вопросом в рамках рассматриваемой стадии дисциплинарного производства, являются сроки. В настоящее время законодательством о службе в ОВД не определены временные интервалы, по истечении которых возможен «запуск» механизма досрочного снятия дисциплинарного взыскания. Хотелось бы обратить внимание на законодательство, регламентирующее порядок досрочного снятия дисциплинарного взыскания у военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее — Общевоинские уставы ВС РФ)7, данная мера поощрения имеет несколько иную формулировку в сравнении с законом «О службе в ОВД», а именно: «снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания». Примечательно то обстоятельство, что в Общевоинских уставах ВС РФ установлены минимальные сроки для того, чтобы уполномоченные лица могли применить данную меру поощрения:

• снятие дисциплинарного взыскания — дисциплинарный арест — осуществляется командиром воинской части, в случае если военнослужащий не совершит нового дисциплинарного проступка: с солдат и матросов — не ранее трех месяцев после исполнения постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста; с сержантов и старшин — неранее чем через шесть месяцев; с прапорщиков и мичманов — не ранее чем через год;

• снятие дисциплинарного взыскания — снижение в воинском звании (должности) — с солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется не ранее чем через шесть месяцев со дня его применения8;

• снятие дисциплинарного взыскания — снижение в воинской должности — с прапорщиков,

мичманов и офицеров осуществляется не ранее чем через год со дня его применения9; • снятие дисциплинарного взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии — осуществляется не ранее чем через год со дня его применения.

Вместе с тем, несмотря на то, что Общевоинскими уставами ВС РФ предусмотрены минимальные сроки, раньше которых невозможно снять ранее наложенное дисциплинарное взыскание, необходимо отметить, что это обстоятельство предусмотрено не для всех взысканий. Так, например, для выговора, строгого выговора, лишения очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишения нагрудного знака отличника, и др. минимальных сроков «наказанности» не предусмотрено вовсе. Представляется, это означает, что командир (начальник) имеет право снять дисциплинарное взыскание без учета каких-либо минимальных сроков, когда посчитает, что оно «сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга»10.

Подобная законодательная практика установления по отдельным видам дисциплинарных взыскания минимальных сроков, ранее которых невозможно инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, видится очень интересной и может быть использована в том числе и в правовых актах, регламентирующих службу в органах внутренних дел.

Также хотелось бы обратить внимание на процессуальное оформление ходатайства о досрочном снятии дисциплинарного взыскания и сроки его рассмотрения. Законодательство о службе в органах внутренних дел не содержит формы подобного ходатайства, а также не определяет сроки его рассмотрения, что еще раз подтверждает невозможность обращения по этому вопросу к уполномоченному принимать решение руководителю (начальнику) каких-либо иных лиц. Для сравнения, в п. 34 Указа Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»11 обозначено, что непосредственный начальник может ходатайствовать о досрочном снятии с сотрудника дисциплинарного взыскания. Это ходатайство начальник,

наложивший дисциплинарное взыскание, обязан рассмотреть в срок не позднее 15 дней со дня его получения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение перечня оснований для досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания также становится одной из задач, требующих своего правового оформления. Законодательством о службе в ОВД установлены три основания для применения мер поощрения: добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также успешное выполнение задач повышенной сложности (ч. 1 ст. 48 закона «О службе в ОВД»). Мера поощрения в виде досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания вынесена отдельно от основной группы поощрительных мер и указана в ч. 2 ст. 48 закона «О службе в ОВД». Таким образом, перечисленные выше основания не распространяются на данный вид поощрения. Из этого следует сделать вывод о том, что оснований для досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания не предусмотрено вовсе. Законодательство знает примеры, где такая попытка была сделана. Так, например, в п. 34 Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»12 закреплено, что начальник таможенного органа, наложивший на сотрудника дисциплинарное взыскание, или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если сотрудник заслужил это добросовестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения служебной дисциплины. Безусловно, подобная формулировка видится достаточно обобщенной, лишенной конкретики, но она хотя бы определена. На наш взгляд, разработка перечня оснований для досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания, является важной и необходимой задачей, требующей своего разрешения.

Очередность снятия ранее наложенных дисциплинарных взысканий также требует отражения в законодательстве о службе в ОВД. Во многих нормативных правовых актах, регламентирующих прохождение различных видов государственной службы, установлено правило о том, что если в

отношении лица действуют несколько видов дисциплинарных взысканий, то в порядке поощрения одновременно может быть снято только одно дисциплинарное взыскание. При этом не указывается, какое именно взыскание из ранее наложенных и пока не снятых может быть выбрано. Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии с п. 38 Приказа ФСКН России от 28 ноября 2008 г. № 424 «Об утверждении Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»13, при наличии двух и более дисциплинарных взысканий досрочно может быть снято одно (последнее) из них. Остается не совсем понятным такое уточнение, так как последнее из наложенных взысканий нередко бывает более строгим в сравнении с предыдущими, а также с момента его применения прошло меньше времени. Вместе с тем, сам факт законодательного регулирования этого вопроса, представляется интересным и может быть взят за основу в том числе и в органах внутренних дел.

Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень проблем в механизме реализации досрочного прекращения дисциплинарной «наказанности», которые требуют своего разрешения. Представляется, что трансформация досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания из мер поощрения в одну из факультативных стадий дисциплинарного производства позволило бы выявить имеющиеся пробелы в правовом регулировании рассматриваемого вопроса и разрешить их на законодательном уровне, повысив тем самым стимулирующее воздействие на поведение сотрудников, однажды нарушивших служебную дисциплину.

Литература

1. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Стари-лов Ю.Н. Административное право, 2008.

2. Бялт В.С. Стадии производства по привлечению сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 2.

5. Ковшевацкий В.И. К вопросу о сущности и правовой природе административного принуждения // Вестник Московского университета МВД России.2015. № 6. С. 101—103.

1. Bakhrakh D.N., Rossinsky B.V., Starilov Yu.N. Administrative law, 2008.

3. Kazulin V.V., Civihc Yu.V. Public service in internal Affairs agencies: textbook. M.: Moscow University of MIA of Russia, 2003.

1 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старимое Ю.Н. Административное право, 2008.

2 Бялт В.С. Стадии производства по привлечению сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 2; Климкина Е.В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2006 и другие.

4 ч. 1. ст. 48 закона «О службе в ОВД» содержит 9 видов мер поощрений, применяемых к сотрудникам ОВД. Досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания среди них не указано. Упоминание о нем как о возможной мере поощрения содержится в ч. 2 ст. 48 закона «О службе в ОВД».

5 Российская газета. № 157. 19 июля 2013 г.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. ст. 3215.

7 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 47 (1 ч.), ст. 5749.

8 Примечание: солдаты, матросы, сержанты и старшины восстанавливаются в прежнем воинском звании только при назначении их на соответствующую воинскую должность.

9 Примечание: может быть снято с военнослужащего без одновременного восстановления его в прежней должности.

10 п. 35 Указа Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»).

11 Собрание законодательства Российской Федерации. № 47. 1998. ст. 5742.

12 Там же.

13 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 6, 9 февраля 2009.

Арбитражный процесс. 7-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие // Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Эриашвили, Изд-во ЮНИТИ, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В пособии раскрыты институты арбитражного процессуального права, многоаспектно представлены такие важные вопросы арбитражного права, как иск и право на иск, производство по делам апелляционной и кассационной инстанций, обеспечительные меры, производство по делам, связанным с исполнением судебных актов, рассмотрение дел об административных правонарушениях, производство по делам с участием иностранных лиц и т.д.

Законодательство Российской Федерации в данной области права представлено по состоянию на 1 января 2015 г. В частности, указан порядок рассмотрения дел по корпоративным спорам, по защите прав и законных интересов группы лиц, дел о банкротстве, а также новой категории дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.