Характеристика начальника юридического отдела

Характеристика сотрудника — это крайне важный документ, который требовался каждому работнику хотя бы раз в жизни и трудовой карьере.

Составляется этот важный документ непосредственно по требованию самого сотрудника организации или предприятия, а также по запросу из судебных органов, министерства внутренних дел или из той организации, куда сотрудник ушёл после увольнения.

Характеристики также используются внутри самой организации, так как именно этот документ играет важную роль при прохождении аттестации сотрудника или для продвижения по карьерной лестнице.

В большинстве случаев характеристика на работника составляется его непосредственным, прямым начальником. Разумеется, руководитель любого предприятия или подразделения знает, как писать характеристики, и понимает, что необходимо указать достоинства, положительные качества сотрудника как работника, а также как просто человека.

Чётких правил и бланков сегодня найти невозможно — каждый пишет характеристику как хочет. Но какие-то ограничения и традиции, разумеется, уже выработаны.

Определение

Что же такое характеристика и каковы основные требования к ней?

Она является документом, в котором содержится отзыв непосредственного руководителя работника о деятельности последнего на той или иной должности. В какой-то степени это описание всей карьеры, всего пути человека на протяжении нескольких лет (или может быть, десятков), которые он провёл в той или иной организации.

Основные требования к характеристике:

  1. документ оформляется на листах А4 в машинописном или написанном от руки виде;
  2. текст излагается от третьего лица, фамилия, имя и отчество работника пишутся полностью;
  3. текст должен иметь в себе анкетные данные, описание карьеры работника, достижения на рабочем месте, информацию об образовании, оценку личных и профессиональных качеств;
  4. текст также должен быть оснащён подписью его составителя и печатью организации или структурного подразделения.

Внутренние и внешние характеристики

Существует несколько причин, по которым руководитель составляет характеристику на работника своего подразделения или организации.

Они подразделяются на:

  1. внутренние;
  2. внешние.

Для начала рассмотрим внутренние причины.

Характеристика на сотрудника составляется в тех случаях, если он или она:

  • переводятся в другой отдел или подразделение;
  • провинились и должны быть подвергнуты дисциплинарному взысканию;
  • наоборот, должны быть поощрены;
  • повышаются в должности.

Внешние характеристики оформляются в других случаях и рассчитаны на отправление в другую организацию, город или даже страну:

  • при необходимости сотрудника организации служить в ВС РФ;
  • при оформлении кредитов и ипотеки;
  • для министерства внутренних дел, когда сотрудник совершил какое-либо правонарушение;
  • для судебного разбирательства;
  • в другую организацию, требующую характеристику с прежнего места работы.

Структура написания характеристики

В характеристике обязательны следующие структурные составляющие:

  1. заголовок, где указываются все данные организации и дата написания;
  2. анкетные сведения о сотруднике, где записываются фамилия, имя и отчество, год рождения и учебные заведения, которые окончил работник;
  3. описание трудовой деятельности, состоящее из краткого повествования о карьерном росте работника и тех достижениях, которые были отмечены руководством;
  4. оценка личных качеств, в частности, перечисление положительных черт личности;
  5. оценка профессиональных качеств с обращением внимания на опыт работы, уровень профессиональных компетенций и навыков, знание документации (в том числе, правовой), стремление к работе и самообразованию, а также умение выходить из сложных ситуаций;
  6. оценка работоспособности, где выявляются способность организовать рабочий день или выполнить поставленную цель, эффективность тех решений, которые принимал сотрудник, умение брать ответственность;
  7. заключение, которое состоит из одной фразы и указывает, куда отправится характеристика;
  8. подпись и печать с указанием даты.

Виды характеристики в зависимости от целей применения

Выделяют два типа характеристик сотрудника:

  1. внешняя, составляющаяся организацией для предоставления в другие организации;
  2. внутренняя, которая составляется для другого подразделения или отдела.

Образец

Напоминаем, что характеристику следует оформлять на бланке организации с печатью, датой и подписью руководителя. «20» сентября 2014 г.

Характеристика

Выдана Самбурской Кристине Вячеславовне, заместителю руководителя отдела по науке, просвещению и образованию Самарского художественного музея. Самбурская Кристина Вячеславовна работает в организации 5 лет в период с 14 января 2009 г. по настоящий день.

За время работы неоднократно была командирована музеем на курсы повышения квалификации, которые были успешно завершены, по следующим программам:

Наследие Рембрандта в российских музеях;

Передвижные выставки: забытое старое в новом веянии;

Образовательные курсы Русского музея как пример другим музеям;

Летняя Третьяковка: идея организации летней школы в Третьяковской галерее.

Кристина Вячеславовна зарекомендовала себя на протяжении пяти лет как честный, ответственный сотрудник, который вовремя приходит в музей, выглядит подобающе заместителю руководителя отдела, имеет отличные рабочие отношения со своими коллегами и руководством.

Самбурская Кристина Вячеславовна обладает богатым багажом знаний по тем направлениям, в которых работает она и весь отдел, разбирается в нормативно-правовой документации, а также умеет находить общий язык с органами местного самоуправления.

Помимо этого, сотрудник регулярно демонстрирует прекрасное знание английского и французского языков, опыт ведения деловых переговоров и исполнение прекрасных романсов на вернисажах и открытии выставок.

Самбурская Кристина Вячеславовна была инициатором проведения нескольких масштабных мероприятий, открытия интересных выставок работ, привезённых из других городов и даже частично из-за рубежа, а также организации школы экскурсоводов при музее.

Она регулярно остаётся на рабочем месте по окончании рабочего дня, так как имеет большую нагрузку, с которой прекрасно справляется. Данная характеристика предоставлена в ООО «Интер РАО ЕЭС».

Руководитель отдела науки, просвещения и образования

Самарского художественного музея Л.И. Черепанова.

Подводя итог вышесказанному, стоит особо подчеркнуть, что характеристика чаще всего оформляется руководителем организации по непосредственной просьбе самого сотрудника. И будет лучше, если руководитель чуть приукрасит действительность, добавит пару никогда не замеченных качеств личности.

Это ведь пойдёт на пользу самому работнику и руководителю, которого затем можно будет вспомнить добрым словом.

Описывать во всех подробностях то, как сотрудник несколько раз не выполнил свои задачи или не достиг поставленной цели, приведёт лишь к полному отсутствию энтузиазма и любви к своей работе у подчинённого.

К тому же, это улучшит репутацию провинившегося сотрудника или того, кому неожиданно понадобились деньги.

Обязанности штатного юриста на предприятии

Юрист на предприятии — это лицо, ответственное за правовую сторону его деятельности. В настоящее время трудно представить современное предприятие без юридического сопровождения. Много споров ведется по поводу того, какого юриста держать выгоднее — штатного или внешнего, обратившись за помощью в специализированную компанию по оказанию подобных услуг и заключив с ней договор.

Юридическая сфера очень разнообразна. Как правило, на каждом предприятии необходим узкий специалист, который разбирается в особенностях отрасли и специфике деятельности организации. При этом штатное расписание компании может предусматривать как отдельную должность, так и целый юридический отдел. Все зависит от масштабов и потребностей конкретного предприятия.

К минимальному перечню обязанностей юриста можно отнести:

  • представление интересов организации в суде, в том числе по трудовым спорам;
  • создание необходимой правовой базы для конкретного предприятия;
  • решение текущих правовых проблем и вопросов;
  • составление и проверка правовой документации, к примеру договоров с заказчиками, должностных инструкций, коллективных договоров и т. д.

Разумеется, специалист должен быть компетентен в своей сфере и разбираться в российском законодательстве. Если юрист не обладает такими качествами и не ориентируется в элементарных понятиях, то руководитель вправе оформить отрицательную характеристику на сотрудника.

Если говорить о преимуществах наличия в штате предприятия собственного юриста, то можно выделить следующие:

  • Быстрое реагирование на решение проблем.

Во-первых, штатный специалист всегда под рукой, на своем рабочем месте. А во-вторых, он лучше осведомлен о текущей деятельности предприятия, чем внешний консультант.

  • Личная заинтересованность сотрудника в коммерческом успехе компании.

Образец характеристики на юриста с места работы

Итак, предположим, что в вашей компании трудится штатный юрист и возникла необходимость составить характеристику на него как на специалиста. Какие аспекты важно в ней отразить?

Как и другие аналогичные документы, характеристика с места работы юриста не имеет установленного вида, поэтому может заполняться в свободной форме на фирменном бланке организации. Но выделить общие моменты при составлении все же можно:

  1. В качестве названия документа по центру страницы следует указать: «Характеристика».
  2. В первом абзаце текстовой части обычно прописывается Ф. И. О. штатного юриста, дата или только год его рождения, уровень образования, к примеру высшее юридическое.
  3. Сведения о трудовой деятельности юриста. В этот пункт можно включить:
  • дату принятия специалиста на работу в организацию;
  • должностные обязанности в кратком виде и то, как юрист с ними справлялся;
  • информацию о судебных процессах, в которых юрист участвовал;
  • составление документов для внутреннего пользования: трудовых и коллективных договоров, договоров о полной материальной ответственности и других;
  • проверку условий договоров, полученных от внешних контрагентов;
  • уровень компетенции в решении правовых вопросов;
  • наличие (или отсутствие) нарушений трудовой дисциплины, грамот, поощрений, взысканий и выговоров.

На практике могут возникнуть вопросы в связи с оформлением выговора сотруднику. Предлагаем вам ознакомиться с нашей статьей «Выговор как дисциплинарное взыскание (нюансы)».

Также на нашем сайте вы найдете практический пример заполнения приказа о взыскании и скачаете его бланк «Приказ о дисциплинарном взыскании — образец и бланк».

  1. Немного общей информации. Можно отметить личные качества юриста, например ответственность и честность, его отношения с коллективом, как он в целом проявил себя, работая в данной компании.
  2. Последняя фраза в характеристике на юриста может звучать так: «Характеристика дана для предъявления по месту требования».

Характеристику на юриста может составить руководитель компании, работник кадровой службы или, что самое лучшее, руководитель юриста — глава юридического отдела, который непосредственно наблюдал за трудовой деятельностью своего подчиненного. Документ подписывается руководителем организации или его доверенным лицом и заверяется круглой печатью (при наличии).

Образец характеристики на юриста с места работы вы можете скачать на нашем сайте.

Скачать образец характеристики на юриста с места работы

Образец характеристики для награждения можно найти в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Характеристика на юриста с места работы составляется на штатных сотрудников предприятия. Она не имеет установленной формы, поэтому заполняется в свободном виде. В документе важно кратко отметить трудовые обязанности юриста и его компетентность в решении правовых проблем предприятия, роль в судебных процессах, если они были. Как и остальные подобные документы, характеристику подписывает руководитель компании и заверяет ее круглой печатью предприятия.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.