Границы воздушного пространства РФ

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» филиал «Аэронавигация Юга»

ЛЕКЦИЯ

Тема: Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Учебная цель: Ознакомить слушателей с особенностями разрешительного и уведомительного порядка ИВП, в каких классах применяется.

Время: 1 час.

Место проведения: класс ДЦП и К ИВП (РДЦ)

Ростов-на-Дону

2010 г.

Слайд № 1

Введение

Уважаемые коллеги!

С 01 ноября 2010 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 138 от 11 марта 2010 года » Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», в соответствии с которым вводится в действие классификация воздушного пространства Российской Федерации, предусматривающая разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства, что в свою очередь является коренным отличием новых Федеральных правил ИВП от всех предшествующих ранее.

В соответствии со ст. 16 Воздушного Кодекса Российской Федерации устанавливается разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Слайд № 2

I. Разрешительный порядок использования воздушного пространства

Разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

Разрешение на использование воздушного пространства – предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, доведёнными центрами Единой системы.

Рассмотрим, в каких случаях и каких классах воздушного пространства применяется разрешительный порядок использования воздушного простран-ства.

В воздушном пространстве над территорией Российской Федерации уста-навливаются следующие классы:

а) класс А – в верхнем воздушном пространстве, где предоставляется дис-петчерское обслуживание воздушного движения или осуществляется управ-ление полётами воздушных судов;

б) класс С – в нижнем воздушном пространстве, где предоставляется диспетчерское обслуживание воздушного движения или осуществляется управление полётами воздушных судов;

в) класс G – в воздушном пространстве, где не устанавливаются классы А и С.

Классы А и С относятся к контролируемому воздушному пространству. Следовательно, получение разрешения на использование воздушного пространства пользователями от центров Единой системы при выполнении полётов в указанных классах обязательно.

Слайд № 3

Разрешение на использование воздушного пространства в классах А и С не требуется в случае: (ст.114 ФП ИВП РФ)

— отражения воздушного нападения или вооружённого вторжения на территорию Российской Федерации;

— предотвращения и пресечения нарушений государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной полосы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

— пресечения и раскрытия преступлений;

— оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов;

— предотвращения и пресечения нарушений порядка использования воздушного пространства.

Слайд № 4

Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается:

а) для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полётов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) – во всём воздушном пространстве Российской Федерации;

б) для пользователей воздушного пространства, выполняющих полёты в воздушном пространстве классов А и С (за исключением деятельности, ука-занной в п. 114 ФП ИВП), а также в воздушном пространстве класса G – для полётов беспилотных летательных аппаратов.

Разрешение на использование воздушного пространства органам ОВД (управления полётами) на полёты воздушных судов и БПЛА, а также пользователям воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с выполнением полётов выдают:

а) главный центр Единой системы;

б) зональные центры Единой системы;

в) районные центры Единой системы.

В соответствии с требованиями ст. 117 ФП ИВП РФ.

Слайд № 5

В разрешении на использование воздушного пространства указывается:

а) для полётов воздушных судов:

— номер рейса (позывной КВС, государственный и регистрационный опозна-вательные знаки);

— аэродром вылета и расчётное время вылета;

— маршрут и профиль полёта;

— запасные аэродромы;

— аэродром назначения;

— другие необходимые данные ( органы управления, рубежи передачи, при-ёма управления, основные и запасные частоты управления);

б) для осуществления деятельности, не связанной с выполнением полётов воздушных судов:

— время начала и окончания деятельности;

— границы района и диапазон используемых высот.

Разрешение на использование воздушного пространства Российской Федерации при выполнении международных полётов российским и иностранным пользователям выдаётся на основании разрешений органов исполнительной власти, определённых статьёй 120 ФП ИВП РФ.

При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, путём введения временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений.

Здесь бывают проблемы в определении приоритета при одновременном выполнении полётов с соседних аэродромов государственной авиации (аэродромов КВВАУЛ и 4 К ВВС и ПВО). Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о составлении графиков распределения лётных смен в Ростовской зоне ЕС ОрВД на период (год или полугодие), подобный графику, который ведётся в 4 К ВВС и ПВО.

Для экипажей воздушных судов выполняющих полёты, требующие специальной организации (АФС, АР, АХР) остаются в силе требования о получении разрешений соответствующих органов исполнительной власти:

при выполнении АФС – разрешения ГШ ВС РФ, ОУ штаба СКВО, органов ФСБ и др. по необходимости;

при выполнении АР, парашютных прыжков, подъёме привязных аэростатов над населёнными пунктами – разрешение соответствующего органа местного самоуправления;

при выполнении АХР – оформленная сезонная заявка

Слайд № 6

II. Уведомительный порядок использования воздушного пространства

Уведомительный порядок ИВП устанавливается в воздушном пространстве класса G.

Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения.

Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.

Ответственность за предотвращение столкновений с воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями при выполнении полетов в воздушном пространстве класса G возлагается на командира воздушного судна».

Согласно ФП ИВП: «Класс G — разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3000 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.»

В воздушном пространстве Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД Класс G устанавливается, где не устанавливаются классы А и С, от земной поверхности до Н истинной 300м включительно, исключая:

  • местные воздушные линии;

  • районы приграничной полосы;

  • районы контролируемых аэродромов в радиусе 20км от КТА (аэродромов ДОСААФ в радиусе 10км);

  • районы посадочных площадок, на которых выполняются УТП;

  • воздушное пространство стрелковых и авиационных полигонов, районов взрывных работ;

  • запретные зоны, зоны ограничений.

Слайд № 7-8

Требования ФП ИВП по ИВП в классе ВПG :

1. План полета воздушного судна представляется в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для получения полетно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса G.

2. Состав (объем) информации, включаемой в сообщение о плане полета воздушного судна, и правила передачи указанного плана определяются табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

3. При планировании полетов в воздушном пространстве класса G пользователи воздушного пространства обязаны иметь аэронавигационную и метеорологическую информацию.

4. При планировании полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов, предусматривающих использование воздушного пространства класса G с пересечением районов аэродромов и местных воздушных линий воздушного пространства класса С, представление плана полета не требуется.

5. Использование воздушного пространства БПЛА в классе G осуществляется на основании плана полёта воздушного судна и разрешения на ИВП.

СТ 1 ВЗК РФ

1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Комментарий к Статье 1 Воздушного кодекса России

По статье 1 ВЗК России, воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, включая территориальное море, находится под его суверенитетом и входит в состав государственной территории. Боковой границей воздушной территории государства является вертикальная плоскость, проходящая через границы его сухопутной и водной территорий. Высотный предел воздушной территории государства международным правом не установлен. Многие российские юристы придерживаются мнения, что верхней его границей следовало бы признать высоту 100 — 110 км, что связано с минимальной высотой орбиты космического спутника.

Под суверенитетом понимается независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях, то есть полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также подчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета. В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Понятие суверенного государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как суверенное равенство государств, взаимное уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и др. С понятием суверенного государства связано понятие суверенных прав. Суверенные права государства — это проистекающие из сущности суверенитета конкретные права государства распространять свою власть на объекты и действия физических и юридических лиц не только в пределах своей национальной территории, но и за ее пределами. В последнем случае суверенные права государств закрепляются международными договорами. Одним из конкретных суверенных прав государства является осуществление им юрисдикции (например, в отношении своих морских и воздушных судов, космических объектов во время их нахождения за пределами национальной территории). Прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении континентального шельфа в целях разведки и разработки его природных ресурсов, что не равнозначно полному и исключительному суверенитету государства, который на континентальный шельф не распространяется. Прибрежное государство обладает также определенными суверенными правами в своей экономической зоне.

Во время заседания итоговой расширенной коллегии Минобороны в конце декабря министр обороны России Сергей Шойгу доложил президенту, что Воздушно-космические силы в соответствии с программой перевооружения армии и флота, принятой в 2012 году, уже получили 74 новые радиолокационные станции. Это немало, и на первый взгляд состояние радиолокационной разведки воздушного пространства страны выглядит благополучно. Однако в этой сфере в России остаются серьезные нерешенные проблемы.

Эффективная радиолокационная разведка и контроль воздушного пространства — непременные условия обеспечения военной безопасности любой страны и безопасности воздушного движения в небе над ней.

В России решение этой задачи возложено на РЛС Минобороны и Минтранса.

До начала 1990-х годов системы военного и гражданского ведомств развивались самостоятельно и практически самодостаточно, что требовало серьезных финансовых, материальных и других ресурсов.

Однако условия контроля воздушного пространства все больше усложнялись из-за возрастающей интенсивности полетов, особенно иностранных авиакомпаний и летательных аппаратов малой авиации, а также из-за внедрения уведомительного порядка использования воздушного пространства и низкого уровня оснащения гражданской авиации ответчиками единой системы государственного радиолокационного опознавания.

Реклама

Резко усложнился контроль за полетами в «нижнем» воздушном пространстве (зоне G по международной классификации), в том числе над мегаполисами и особенно в Московской зоне. При этом активизировалась деятельность террористических организаций, способных организовывать теракты с использованием летательных аппаратов.

Влияние на систему контроля воздушного пространства оказывает и появление качественно новых средств наблюдения: новые РЛС двойного назначения, загоризонтные РЛС и средства автоматического зависимого наблюдения (АЗН), когда помимо вторичной радиолокационной информации с борта наблюдаемого воздушного судна диспетчеру передаются параметры непосредственно с навигационных приборов самолета, и т.п.

Чтобы упорядочить все имеющиеся средства наблюдения, в 1994 году было решено создать объединенную систему радиолокационных средств Минобороны и Минтранса в рамках федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП).

Первым нормативным документом, положившим начало созданию ФСР и КВП, стал соответствующий указ президента Бориса Ельцина от 1994 года.

Согласно документу, речь шла о межведомственной системе двойного назначения. Целью создания ФСР и КВП объявлялось объединение усилий Минобороны и Минтранса для эффективного решения задач противовоздушной обороны и управления движением в воздушном пространстве России.

По мере выполнения работ по созданию такой системы с 1994 по 2006 год было издано еще три президентских указа и несколько постановлений правительства. Этот период времени был потрачен в основном на создание нормативных правовых документов о принципах согласованного применения гражданских и военных РЛС (Минобороны и Росавиации).

С 2007 по 2015 год работа над ФСР и КВП шла по линии Госпрограммы вооружений и отдельной федеральной целевой программы (ФЦП) «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007–2015 годы)». Головным исполнителем работ по реализации ФЦП был утвержден концерн «Алмаз-Антей». По мнению специалистов, объем выделенных для этого средств был на уровне минимально допустимого, однако работа наконец началась.

Господдержка позволила преодолеть негативные тенденции 1990-х и начала 2000-х годов по сокращению радиолокационного поля страны и создать несколько фрагментов единой автоматизированной радиолокационной системы (ЕРЛС).

До 2015 года площадь контролируемого Вооруженными силами России воздушного пространства стабильно росла, а требуемый уровень безопасности воздушного движения сохранялся.

Все основные мероприятия, предусмотренные ФЦП, были выполнены в пределах установленных показателей, но она не предусматривала завершения работ по созданию единой радиолокационной системы (ЕРЛС). Такая система разведки и контроля воздушного пространства была развернута только в отдельных частях России.

По инициативе Минобороны и при поддержке Росавиации были разработаны предложения по продолжению действий начатой, но не доведенной до конца программы в целях полномасштабного развертывания единой системы контроля разведки и контроля воздушного пространства над всей территорией страны.

При этом «Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2016 года и дальнейшую перспективу», утвержденная президентом России еще 5 апреля 2006 года, предполагает полномасштабное развертывание единой федеральной системы до конца прошлого года.

Однако действие соответствующей ФЦП заканчивалось уже в 2015 году. Поэтому еще в 2013 году по итогам совещания по вопросу выполнения Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы президент России дал поручение Минобороны и Минтрансу совместно с Минэкономразвития и Росавиацией представить предложения по внесению изменений в ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007–2015 годы)» с продлением срока действия этой программы до 2020 года.

Соответствующие предложения должны были быть готовы к ноябрю 2013 года, однако поручение Владимира Путина так и не было выполнено, а работы по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства с 2015 года не финансируются.

Принятая ранее ФЦП закончила свое действие, а новая так и не была утверждена.

Ранее координация соответствующих работ между Минобороны и Минтрансом возлагалась на образованную указом президента Межведомственную комиссию по использованию и контролю воздушного пространства, которая была упразднена еще в 2012 году. После ликвидации этого органа заниматься анализом и разработкой необходимой нормативно-правовой базы стало попросту некому.

Более того, в 2015 году в федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства не стало должности генерального конструктора. Координация органов ФСР и КВП на государственном уровне фактически прекратилась.

При этом сейчас компетентными специалистами признается необходимость совершенствования этой системы путем создания перспективной интегрированной РЛС двойного назначения (ИРЛС ДН) и объединения ФСР и КВП с системой разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении.

Новая система двойного назначения должна обладать прежде всего преимуществами единого информационного пространства, а это возможно только на основе решения множества технических и технологических проблем.

О необходимости таких мер свидетельствуют и усложнение военно-политической обстановки, и усиление угроз из воздушно-космического пространства в современной войне, которые уже привели к созданию нового вида вооруженных сил — Воздушно-космических.

В системе воздушно-космической обороны требования к ФСР и КВП будут только расти.

Среди них — обеспечение эффективного непрерывного контроля в воздушном пространстве госграницы на всем ее протяжении, особенно на вероятных направлениях удара средств воздушно-космического нападения — в Арктике и на южном направлении, включая полуостров Крым.

Для этого в обязательном порядке требуется новое финансирование ФСР и КВП по линии соответствующей федеральной целевой программы или в другой форме, воссоздание координационного органа между Минобороны и Минтрансом, а также утверждение новых программных документов, например до 2030 года.

Причем если ранее основные усилия были направлены на решение задач контроля воздушного пространства в мирное время, то в предстоящий период приоритетными станут задачи предупреждения о воздушном нападении и информационного обеспечения боевых действий по отражению ракетных и воздушных ударов.

Биография автора:

Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).

Особенности порядка использования воздушного пространства воздушными судами авиации общего назначения, в том числе и беспилотными летательными аппаратами

Статьей 16 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) определен порядок использования воздушного пространства: в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.

Статьей 13 ВК РФ введены государственные приоритеты в использовании воздушного пространства:

  1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
  2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:

1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;

4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства;

5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;

7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации;

8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;

9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;

10) выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;

11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;

12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;

13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;

14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.

Независимо от использования воздушного пространства класса G или C воздушными судами авиации общего назначения и беспилотными летательными аппаратами в Зональный центр ЕС ОрВД подаётся план полета ВС, который либо утверждается, либо пользователь воздушного пространства получает отказ в выполнении полетов.

В 2018 году ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» зафиксировано 3630 случаев подачи плана полета без соответствующей регистрации ВС, отсутствием летной годности, отсутствием пилотского свидетельства, отсутствием разрешения на ИВП от местных органов исполнительной власти г. Москвы и Санкт-Петербурга.

В г. Москве разрешение на использование воздушного пространства выдается Правительством г. Москвы в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 09.07.2014 № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой», в г. Санкт-Петербурге данный порядок определен: рекомендациями Росавиации утвержденным заместителем руководителя и собственным порядком разработанным комитетом по транспорту г. Санкт-Петербурга.

Статьей 11 ВК РФ определено использование воздушного пространства:

  1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
  2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Статьей 14 ВК РФ определена Организация использования воздушного пространства:

  1. Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя:

1) установление структуры и классификации воздушного пространства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 114-ФЗ);

2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса;

3) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 114-ФЗ);

4) организацию воздушного движения, представляющую собой: обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства — органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 332-ФЗ) Положение о единой системе организации воздушного движения утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 15 ВК РФ определена Структура воздушного пространства: Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 17 ВК РФ определила Запрещение или ограничение использования воздушного пространства: Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 18 ВК РФ определен контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства:

  1. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов — нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства — органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 04.12.2007 № 332-ФЗ).
  2. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.

Статья 18.1 ВК РФ определила Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства (введена Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ): Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 19 ВК РФ предусмотрена Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства: Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) определены Нарушение правил использования воздушного пространства:

  1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 № 304-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 21.12.2009 № 336-ФЗ).
  2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 № 304-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 21.12.2009 № 336-ФЗ)

Статьей 11.5 КоАП РФ определены нарушения правил безопасности эксплуатации воздушных судов: (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 № 336-ФЗ)

  1. Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 — 9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
  2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна — влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.
  4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
  5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, — влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.
  6. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
  7. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.
  8. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
  9. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Примечания: 1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.