Государственный социальный заказ

Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июля 2020 года и одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на повышение качества оказания гарантированных государством услуг в социальной сфере, в том числе посредством привлечения к их оказанию негосударственных организаций.

Федеральным законом предусматривается, что государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере предоставляются потребителю таких услуг за счёт бюджетных средств при наличии у него документа (социального сертификата), удостоверяющего право получить такие услуги в определённом объёме и на определённых условиях их предоставления, а также выбрать исполнителя (исполнителей) этих услуг.

Указанные услуги могут предоставляться как государственными, так и негосударственными организациями в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и туризма.

Федеральным законом определяются права потребителей и обязанности исполнителей таких услуг и уполномоченных органов, устанавливаются правила формирования государственного (муниципального) социального заказа и его последующего исполнения, регламентируются способы и правила отбора исполнителей услуг.

Предусматривается, что федеральный закон вступает в силу в отдельных субъектах Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, с 1 сентября 2020 года и действует до 1 января 2025 года.

Темы

  • Социальная сфера

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 13 июля 2020 года, 12:00

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/63657

Текстовая версия

Протокол рабочей группы по вопросам реализации пилотной апробации механизмов формирования государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере № 1 от 19.12.2019
Скачать файл (pdf, 2424 КБ.)
Концепция проекта ФЗ о соцзаказе
Скачать файл (pptx, 5151 КБ.)

Конкурентные способы определения исполнителей услуг

Проект ФЗ о социальном заказе

Красноярский край приступит к размещению социального заказа на оказание государственных услуг.

В ходе Гражданского форума заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров и председатель Правительства Красноярского края Юрий Лапшин подписали соглашение о сотрудничестве в рамках пилотной апробации механизмов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на 2019 – 2024 годы.

Данное соглашение предусматривает участие края в эксперименте по реализации проекта федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Цель данного проекта закона – повышение качества предоставляемых услуг и создание правовой базы для привлечения негосударственных организаций к оказанию отдельных видов государственных услуг в социальной сфере.

Для участия в пилотной апробации Красноярским краем были выбраны две услуги: социальное обслуживание на дому и дополнительное образование детей. В этих сферах предлагается отработать два механизма: сертификаты, которые дают возможность потребителю услуг выбрать поставщика этих услуг независимо от его формы собственности, и конкурсы для отбора поставщиков услуг.

«Самое главное, чтобы граждане-потребители услуг почувствовали, что они имеют возможность выбрать то место, где им более удобно получить услуги и там, где эти услуги оказываются с наивысшим качеством», — отметил Алексей Лавров.

Подписание соглашения – результат продолжительной работы, которая велась на протяжении семи лет. Начиная с 2012 года, представители Красноярского края входили в состав межведомственной рабочей группы при Министерстве финансов Российской Федерации, которая занималась разработкой федерального закона о государственном и муниципальном социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере. В связи с этим Минфином РФ было предложено Красноярскому краю стать одной из пилотных территорий для апробации нового законопроекта.

В рамках форума также состоялся круглый стол, на котором участники дискуссии обсудили вопросы готовности передачи Красноярским краем социальных услуг в негосударственный сектор.

В мероприятии приняли участие заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров, руководитель Центра финансов государственных и муниципальных учреждений НИФИ Министерства финансов РФ Сергей Хабаев, представители органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций и социальные предприниматели.

В своем выступлении министр социальной политики края Ирина Пастухова сообщила, что в настоящее время в реестр поставщиков социальных услуг Красноярского края включены 172 поставщика, из которых 25 негосударственных организаций. Вход в указанный реестр безбарьерный, и министерством оказывается всесторонняя помощь в постановке на учет новых организаций.

«Министерство имеет большой опыт работы с некоммерческими организациями Мы привлекаем негосударственных поставщиков к предоставлению услуг в форме стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В частности, по итогам проведения процедуры закупки победителем был определен некоммерческий фонд «Здоровая страна», который с апреля 2017 года оказывает услуги по стационарному социальному обслуживанию 93 гражданам пожилого возраста и инвалидам. Эта практика будет продолжена», — отметила Ирина Пастухова. — «Двум СО НКО, также включенным в реестр поставщиков, краевыми государственными учреждениями переданы на аутсорсинг услуги по реабилитации 314 детей с ограниченными возможностями здоровья методом адаптивной верховой езды».

Министр образования края Светлана Маковская также рассказала, что Красноярский край уже более 10 лет оказывает государственную поддержку негосударственным образовательным организациям. Это православные гимназии, частные детские сады, среднее профессиональное образовательное учреждение.

«Средства краевого бюджета в форме субсидий предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям по итогам конкурсных процедур на обучение граждан, которые готовы взять в свою семью ребенка-сироту; проведение краевых летних школ для интеллектуально одаренных детей и многое другое», — дополнила Светлана Маковская.

Представители НКО выразили готовность в расширении перечня предоставляемых социальных услуг и принятии активного участия в апробации новых методов и форм работы.

Участники круглого стола договорились о необходимости выстраивания конструктивного диалога между властью и негосударственным сектором и нахождения наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

НА ПЕРЕКРЁСТКЕ МНЕНИЙ

УДК 351/354 ББК 67.401

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ -НОВАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА И ОРГАНОВ

ВЛАСТИ

Нина Петровна Поличка доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук Дальневосточный научный центр местного самоуправления

Хабаровск, Россия npolichka@mail.ru

Новый этап разгосударствления и реструктуризации социальной сферы в России предполагает внедрение механизма государственного (муниципального) социального заказа. Он потребует от экспертного сообщества разработки технологий для решения инновационных и весьма непростых задач государственного и муниципального управления, а от органов власти социальной сферы — освоения и применения данных технологий в своей практической деятельности.

Ключевые слова: социальная сфера, государственные (муниципальные) услуги, государственный (муниципальный) социальный заказ.

STATE (MUNICIPAL) SOCIAL ORDER — A NEW CHALLENGE FOR THE EXPERT COMMUNITY AND AUTHORITIES

Nina Petrovna Polichka Doctor of Education, Candidate of Physical and Mathematical Sciences

Far-Eastern scientific centre of local government

Khabarovsk, Russia npolichka@mail.ru

Keywords: social sphere, state (municipal) services, state (municipal) social order.

26 июля 2018 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»,

направленный на привлечение негосударственных поставщиков (юридических лиц всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и физических лиц) к предоставлению гражданам бюджетных (оплачиваемых из бюджетов разных уровней) услуг в социальной сфере, к которой отнесены образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм . Осенью 2019 года запланировано второе чтение законопроекта и велика вероятность того, что он будет принят в этом году и вступит в силу с 01.01.2020 года.

Это ознаменует новый этап реструктуризации и разгосударствления бюджетного сектора в России, который начался в 2004 году, когда впервые была поставлена задача о привлечении на рынки государственных (муниципальных) бюджетных услуг дополнительных поставщиков любой организационно-правовой формы. Десять лет ушло на то, чтобы подготовить государственные (муниципальные) учреждения к работе в рыночных условиях, а с 2014 года в каждом своём Послании Федеральному Собранию В. В. Путин напоминает о задаче по привлечению негосударственных поставщиков к оказанию бюджетных услуг, потому что «Человеку, по большому счету, должно быть неважно, кто ему предоставляет ту или иную услугу. Главное — чтобы она была своевременной и качественной» .

Систему предоставления услуг гражданам в отраслях социальной сферы можно сегодня описать следующим образом:

— предоставляемые гражданам услуги делятся на государственные (муниципальные) бюджетные (оплачиваются из бюджетов разных уровней) и небюджетные (платные) услуги;

— поставщиками бюджетных услуг, в основном, являются государственные и муниципальные учреждения (муниципальные школы и детские сады, государственные больницы, центры социального обслуживания населения, государственные музеи, театры, стадионы). Есть также субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации, которые открыли частные детские сады, фитнес-клубы, поликлиники, дома престарелых и т.д. Однако, их существенно меньше, в результате чего на рынках социальной сферы сформировались «неестественные» монополии, со всеми их недостатками и проблемами.

Рисунок 1 — Отношение «услуги-поставщики» в отраслях социальной сферы

Здесь СОНКО — социально ориентированные некоммерческие организации, а МСП — субъекты малого и среднего предпринимательства.

При этом, все социальные рынки остаются дефицитными (спрос превышает предложение) как по государственным (муниципальным) бюджетным услугам, так и по платным услугам.

Лучшего «лекарства» от всех этих «болезней» чем развитие конкуренции в мире пока не придумано, поэтому в России принята и реализуется стратегия разгосударствления социальной сферы, суть которой в привлечении на рынки услуг социальной сферы негосударственных (немуниципальных) поставщиков. Через привлечение негосударственных поставщиков и развитие конкуренции на социальных рынках государство планирует ликвидировать дефицит услуг, обеспечить их физическую и экономическую доступность, повысить качество услуг и снизить их стоимость для бюджета.

Для реализации данной стратегия уже приняты и действуют следующие федеральные правовые акты:

— Стандарт развития конкуренции в субъектах федерации (утверждён Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2019 г. N 768-р) ;

— Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 — 2020 годы, (утверждён Заместителем Председателя Правительства РФ Голодец О. Ю. от 23.05.2016 г. № 3468п-П44) ;

— План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» (утверждён Распоряжением Правительства РФ от 08.06.2016 N 1144-р) ;

— Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 -2024 годах (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.01.2019 г. N 117-р), содержащая раздел VIII. Повышение эффективности и качества оказания государственных услуг в социальной сфере, в котором органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями данной Концепции при формировании документов, определяющих направления повышения эффективности бюджетных расходов .

При этом задача не только поставлена, но и осуществляется контроль её исполнения региональными органами власти через формирование рейтинга субъектов РФ, показатели которого утверждены Распоряжением Правительства РФ от 19 июня 2017 г. № 1284-р .

Таким образом, принятие закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» — это ещё одно подтверждение того, что государство с пути разгосударствления социальной сферы сворачивать не собирается, и скорость движения в этом направлении будет только возрастать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные понятия законопроекта

Государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере — услуги, включенные в перечни государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы, оказываемые физическим лицам в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Государственный (муниципальный) социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере — документ, устанавливающий основные показатели, характеризующие:

— качество оказания услуг и (или) объем оказания таких услуг в количественном выражении;

— категории потребителей таких услуг, а также содержащий указание на способ определения исполнителя государственных (муниципальных) услуг, обеспечивающий государственные гарантии реализации прав граждан на получение государственных (муниципальных) услуг.

Исполнители государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере — юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, физические лица — производители товаров, работ, услуг, оказывающие государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере потребителям государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на основании соглашения.

Отбор исполнителей услуг — совокупность действий, которые осуществляются уполномоченным органом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, также потребителем государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Способами отбора исполнителей услуг являются:

1) отбор обозначенным в социальном сертификате потребителем услуг либо его законным представителем исполнителя (исполнителей) услуг из реестра исполнителей услуг по социальному сертификату;

2) конкурс на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Социальный сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере — именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг либо его законного представителя выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях.

Заметим, что большинство из этих понятий уже применяются в практике, особенно при реализации федерального закона от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . Инновацией является только понятие «государственный (муниципальный) социальный заказ» и, как показали исследования Дальневосточного научного центра местного самоуправления, внедрение механизма государственного (муниципального) социального заказа требует от органов власти социальной сферы, не только новых технологий, но и решения принципиально новых задач.

Обязательный минимум действий органов власти по внедрению механизма государственного (муниципального) социального заказа

Для того чтобы органы власти социальной сферы могли сформировать и разместить государственный (муниципальный) социальный заказ на какую-либо бюджетную услугу им необходимо по каждой такой услуге решить две новые задачи:

1) вывести бюджетную услугу на рынок;

2) создать благоприятный инвестиционный климат для негосударственных (немуниципальных) поставщиков.

Каждая из этих задач включает в себя несколько составляющих (подзадач, мероприятий), и, в совокупности, данные задачи для органов государственной власти и их составляющие могут быть представлены следующей блок-схемой (см. ниже)

Рисунок 2 — Блок-схема обязательного минимума действий органа власти для каждой бюджетной государственной услуги

Аналогичный минимум действий необходимо осуществлять и муниципальным органам власти для муниципальных услуг в социальной сфере.

Анализ практики показывает, что если орган власти задачу 1 для своих услуг не решил или их решение неприемлемо для негосударственных (немуниципальных) поставщиков, то решать задачу о создании благоприятного инвестиционного климата бессмысленно. А если обе задачи не решены, то звать на эти рынки предпринимателей и некоммерческие организации преступно.

Следует признать, что данные задачи ввиду их новизны и отсутствия модельных решений оказались весьма сложны для региональных и особенно муни-

ципальных органов власти, а потому без экспертной поддержки решить их они не могут.

В частности, стандарт услуги должен отвечать на вопросы;

— что надо делать при «производстве» услуги?

— сколько бюджет готов за неё заплатить поставщику?

— каковы должны быть условия оказания услуги, и каковы требования к поставщику?

Несмотря на то, что все бюджетные услуги сегодня оказываются государственными или муниципальными учреждениями, однако, по большинству из них нет ответов на эти вопросы, соответственно, нет и стандартов данных услуг.

Трудно, а иногда и просто невозможно, найти информацию об объёме рынка бюджетной услуги в целом и объёме неудовлетворённого спроса, потому что данная информация либо не собирается вообще, либо собирается в усечённом виде. Например, в соответствии со ст. 43 Конституции РФ дошкольное образование «общедоступно и бесплатно» . Значит, объём рынка данной услуги должен быть равен количеству детей дошкольного возраста, проживающих в муниципальном образовании, а объём неудовлетворённого спроса — это разница между общим количеством детей и количеством детей, посещающих детские сады. Однако, как правило, неудовлетворённый спрос определяется по количеству только тех детей, которые стоят в очереди, что в разы меньше.

В настоящее время в качестве механизма привлечения негосударственных (немуниципальных) поставщиков для оказания бюджетных услуг, могут использоваться компенсация, возмещение, сертификат (по типу родового сертификата) и др. Анализ практики показывает, что сертификат — наиболее простой и наименее затратный путь расчёта с поставщиками за оказанные бюджет-

ные услуги. Однако сегодня только единицы регионов используют его для привлечения негосударственных (немуниципальных) поставщиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичная ситуация и с Задачей 2. Создать благоприятный инвестиционный климат для негосударственных поставщиков. В частности, чтобы «вычистить» рынок от административных барьеров, их надо уметь находить, а чиновники этого никогда не делали. Более того, они умеют только придумывать и устанавливать такие барьеры для негосударственных поставщиков, поскольку постоянно находятся в конфликте интересов. С одной стороны, они много лет «холили и лелеяли» свои подведомственные учреждения, а с другой стороны, перед ними ставится задача «поддерживать каких-то частников, которые отбирают хлеб у своих».

Сказанное выше доказывает, что реализация федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» будет весьма непростой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования Дальневосточного научного центра местного самоуправления и анализ практики привлечения негосударственных (немуниципальных) поставщиков для оказания бюджетных услуг в социальной сфере в регионах Дальневосточного федерального округа позволяют сделать следующие ВЫВОДЫ:

1) механизм государственного (муниципального) социального заказа на услуги в социальной сфере порождает новые задачи в государственном и муниципальном управлении, которые ранее в социальной сфере не ставились и не решались;

2) для решения данных задач требуются модельные решения для каждой бюджетной услуги, к разработке которых целесообразно привлекать экспертное сообщество. При наличии описанной технологии разработки таких модельных решений к данной работе могут привлекаться студенты и аспиранты вузов в рамках подготовки курсовых, дипломных и диссертационных работ;

3) при внедрении модельных решений в практику государственным и муниципальным служащим потребуется методическое сопровождение.

Библиографический список

8. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р <Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах>// . — 31.01.2019. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317187/ (дата обращения: 10.06.2019).

resource]. — 19.06.2017. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218764/ (date of access: 10.06.2019). (in Russian)

Правительство РФ до конца сентября утвердит перечень пилотных регионов, в которых будут реализовываться новые способы организации оказания госуслуг. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Минфина РФ.

«Одной из новаций закона (подготовленного Минфином РФ пакета законов о социальном заказе — прим. ТАСС) является возможность применения новых способов организации оказания государственных, муниципальных услуг. Помимо используемого в настоящее время государственного, муниципального задания появляются конкурентные способы: сертификаты и конкурсы», — сказали в Минфине. «Использование новых способов организации оказания услуг относится на усмотрение региона, поскольку соцзаказ в основном будет формироваться в регионах-пилотах. Перечень регионов-пилотов до конца сентября утвердит правительство РФ», — подчеркнули в пресс-службе.

Отмечается, что именно в этих регионах до конца 2020 года будет сформирован и размещен в открытом доступе соцзаказ.

Равенство условий оказания услуг

Как отметили в Минфине, в случае если регион примет решение об использовании сертификата и конкурса, будет обеспечено равенство условий оказания государственных услуг для всех исполнителей вне зависимости от их организационно-правовой формы, в первую очередь в части оплаты оказания услуг. По данным Минфина, в случае участия негосударственной организации в исполнении социального заказа ей гарантируется оплата за оказанные услуги в объеме, не меньшем объема финансирования оказания таких услуг государственным учреждением в соответствии с утвержденным ему госзаданием. Также сообщается, что оплата услуг вне зависимости от способа исполнения социального заказа осуществляется путем предоставления субсидии, в том числе предоставляемой в порядке финансового обеспечения, что позволит исполнителям услуг получать авансирование.

Кроме того, в Минфине подчеркнули, что созданы равные условия в вопросах налогообложения. «Сейчас госуслуги, оказываемые в соответствии с госзаданием, освобождены от уплаты НДС, аналогичный подход будет использоваться и в отношении госуслуг, оказываемых негосударственными организациями, в соответствии с поправками внесенными в Налоговый кодекс», — сказали в пресс-службе.

Виды услуг

Согласно данным Минфина, положения закона о социальном заказе будут применяться в течение 2021-2024 годов в рамках пилотных проектов на территории регионов, включенных в перечень правительства РФ, по следующим направлениям деятельности: социальное обслуживание (за исключением услуг в сфере социального обслуживания в стационарной форме), санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи), оказание паллиативной медицинской помощи, создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах РФ, спортивная подготовка, а также содействие занятости населения.

Отмечается, что указанные сферы являются наиболее перспективными в части взаимодействия государства и негосударственного сектора. Помимо этого, при формировании соцзаказа в пилотных регионах одновременно до конца текущего года будет решен вопрос об объеме бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания услуг в регионах, вошедших в апробацию. Первые социальные заказы будут сформированы на следующий год, добавили в Минфине.

Ранее Минфин РФ сообщал, что россияне смогут получать часть услуг в рамках механизма социального заказа с помощью сертификатов и самостоятельно выбирать организацию для оказания той или иной услуги.

Информационное агентство России ТАСС