Государственные первичные эталоны России

ЭТАЛОНЫ РОССИИ

ЭТАЛОНЫ – НЕ ПАМЯТНИКИ ТОЧНОСТИ. СКОРЕЕ – РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ!

Эталоны. Нет, наверное, человека, который бы не слышал этого слова. И не знал бы, что эталон – это образец совершенства. У всех на слуху — эталон красоты… Эталон порядочности… Эталон скупости и эталон щедрости… Эталон вкуса… И этот список можно было бы продолжать до бесконечности.
Однако для человека, использующего в своей профессии измерения, эталон – термин, имеющий строго определенное значение: средство измерений (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение и (или) хранение единицы, а также передачу её размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений и утверждённое в качестве эталона в установленном порядке.
Попросту говоря, это самое точное средство измерений. Самое-самое! Наиточнейшее! Эталон Точности!
Люди постарше помнят те времена, когда правильность хода часов проверяли по радиосигналам точного времени. Так обеспечивалось единство измерений времени по всему пространству страны – от Владивостока до Калининграда. А точность измерений времени задавал Государственный эталон. Как писали журналисты в репортажах из метрологического института ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ), где и по сей день хранится Государственный эталон времени и частоты, «по радио вы слышите сердечный ритм атомного хронометра – главных часов страны!».
Сейчас у нас масса возможностей проверить часы. И архаичный способ подкручивания часовых стрелок по радиосигналам как-то незаметно канул в прошлое. Вспомнили мы про него лишь потому, что он прекрасно иллюстрирует незыблемый принцип обеспечения единства измерений: передача единицы от Государственного эталона через вторичные и рабочие эталоны к средствам измерений, непосредственно осуществляющим практические измерения. Такая вот цепочка передачи точности. А если говорить корректно: поверочная схема, устанавливающая соподчинение средств измерений, участвующих в передаче размера единицы от эталонарабочим средствам измерений
Поверочную схему можно представить в виде пирамиды, вершину которой венчает Государственный первичный эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в данной области измерений. На промежуточных «срезах» — вторичный эталон, получающий размер единицы непосредственно от первичного эталона данной единицы, и рабочие эталоны, предназначенные для передачи размера единицы рабочим средствам измерений. А в основании метрологической пирамиды и лежат в неисчислимом множестве те самые измерительные приборы, во имя точности, достоверности показаний которых и функционирует государственная система обеспечения единства измерений.
Таким образом, Государственные первичные эталоны, воспроизводя основные и производные единицы величин, передают их размеры рабочим средства измерений посредством многоуровневой и разветвленной системы передач размеров единиц величин
К чему такие сложности? Такая многоуровневость и разветвленность? Эталоны – чрезвычайно сложные и дорогие измерительные системы! В них материализовано последнее, что на сегодня достигнуто наукой, техникой, технологиями. Очень «нежные», чувствительные, ранимые, они оберегаются, как зеница ока, от малейших вибраций, перепадов температур и давления. Отсюда очень высокие требования к технической инфраструктуре, в том числе, к зданиям, помещениям и сооружениям, где эталоны хранятся, а также к вспомогательному оборудованию и приборам, создающим необходимые условия их хранения и применения.

Закономерно, что в большинстве случаев доступ к эталонам имеют лишь метрологи, возведенные в статус Ученых хранителей.
Надо сказать, что и сегодня Россия уверенно удерживает второе место в мире по метрологическим возможностям.
Существующая структура и научно-технический уровень эталонной базы России, которая формировалась в течение многих десятилетий, в целом обеспечивают решение большинства многочисленных и разнообразных задач обеспечения единства измерений.
Вместе с тем, имеется широкий круг важнейших общегосударственных проблем, требующих дальнейшего количественного и качественного развития эталонной базы России.
Треть Государственных первичных эталонов старше 10 лет! Это в то время, когда каждые 10-15 лет требования к точности возрастают от 3 до 10 раз!
Специалистов беспокоит отставание эталонной базы в области физико-химических измерений от темпов развития отечественной промышленности и уровня ведущих в метрологическом отношении стран мира.
В международной базе данных калибровочных и измерительных возможностей высшей точности от РФ нет ни одной позиции в области медицинской диагностики и в области новых материалов, в несколько раз меньше позиций в области органического и неорганического анализа. Это на фоне нарастания темпов развития эталонных Китая, Бразилии, США, ведущих стран ЕС. Ответ на эти вызовы в срочном перевооружении эталонной базы и развитии новых эталонных технологий в области физико-химических измерений и контроля.
Решению этих задач будет способствовать создание Эталонного центра химико-аналитических измерений, который будет включать эталонный комплекс создаваемых новых и модернизированных существующих государственных эталонов.
Важнейшей проблемой дальнейшего развития системы обеспечения единства измерений на ближайшие годы является планируемое Международным комитетом мер и весов (МКМВ) принятие новых определений основных единиц Международной системы (СИ) на основе фиксации значений ряда фундаментальных физических констант (ФФК).
Это изменит сами научно-технические основы эталонной базы страны. Основную роль, как для создания первичных эталонных комплексов, так и для передачи единиц СИ с помощью метрологических цепочек, будут играть референтные методики создания и передач единиц измерений. Которые, в отличие от артефакта, неуничтожимы и всегда позволяют построить материальную установку воспроизведения единицы физической величины.
В ведущих метрологических центрах мира (США, Англия, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония, Китай, Швейцария, Голландия, Австралия и др.) уже созданы и действуют экспериментальные установки по измерению различных ФФК. Такие установки при переходе к новым определениям единиц СИ будут основой их воспроизведения. К настоящему времени некоторые из этих установок уже почти достигли уровней точности, которые были сформулированы в решениях и рекомендациях Международных метрологических организаций.
В России же до настоящего времени нет установок, реализующих новые определения килограмма, моля, ампера и кельвина, и работы по их созданию практически ещё только начинаются. В частности, метрологическими институтам начаты научные исследования в рамках международного проекта «Авогадро».
Создание в России современных установок по воспроизведению новых определений основных единиц СИ является неотложной и приоритетной задачей российской науки и технологий, необходимой для метрологического обеспечения на мировом уровне всех областей науки и отраслей промышленности, включая оборонную, а также для обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ.
Содействие модернизации и инновационному развитию высокотехнологической промышленности и современных наукоемких технологий требует разработки эталонных комплексов мирового уровня, основанных на новых физических принципах и современных технологиях.
Для успешного развития российской системы обеспечения единства измерений в условиях планируемого международным метрологическим сообществом перехода на новые определения единиц СИ необходимо в кооперации и сотрудничестве с другими странами проводить теоретические и экспериментальные исследования принципов формирования системы единиц измерений, их связи с физическими взаимодействиями различных типов и фундаментальными физическими константами, характеризующими эти взаимодействия, предложить оптимальные способы реализации новых определений единиц измерений, разработать референтные методики и создать в РФ соответствующие эталонные комплексы по реализации новых определений единиц и передачи их размеров по метрологическим цепочкам до любого требуемого уровня.
Это позволит:

  • обеспечить международную эквивалентность созданных новых и усовершенствованных государственных первичных эталонов России, и как следствие, снятие технических барьеров, связанных с проблемами доверия к измерениям в научно-техническом сотрудничестве и торговле с зарубежными странами;
  • осуществлять на более высоком уровне испытания, поверку и калибровку рабочих средств измерений (СИ), применяемых в таких важнейших областях деятельности человека, как здравоохранение и медицина, лекарственной диагностики, учета и контроля энергоресурсов и т.д., а также метрологическое сопровождение ежегодно закупаемых и ввозимых из-за рубежа в страну более 2000 типов новых СИ самого различного назначения;
  • увеличить в 3-5 раз точность и расширить диапазоны измерений физических величин в большинстве областей науки и техники, в том числе при решении задач развития критических технологий Российской Федерации, в базовых отраслях реального сектора экономики, социальном и оборонном комплексах;
  • обеспечить повышение в среднем на 30 % уровня метрологического обеспечения на ряде важнейших направлений науки, техники и технологий (энергетика, электроника, перспективные машины, технологии и производства, в т.ч. нанотехнологии, сверхпроводимость, новые сверхчистые материалы, информатика, экология, медицина и др.);
  • обеспечить значительное улучшение условий труда, охраны окружающей среды и техники безопасности, а также медицинского обслуживания населения;
  • обеспечить повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции с учетом её выхода на мировой рынок.

«Измерять, что измеримо, делать измеримым то, что еще не измерено!».

Со времен Галилео Галилея, которым сказаны эти слова, в наших знаниях о мире произошло больше измерений, нежели за все предшествующие десятилетия цивилизации. Но неизменным остается безудержное стремление человека ко все больше точности измерений!
Каждый новый эталон приводит к прорыву, создавая условия для разработки средств измерений нового поколения, а возросшие измерительные потребности, в свою очередь, начинают наступать на пятки действующему эталону, обуславливая необходимость дальнейшего совершенствования эталонной базы. Забег человека к точности бесконечен.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕРВИЧНЫЕ ЭТАЛОНЫ, СОЗДАННЫЕ И МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Государственный первичный эталон единиц удельной адсорбции газов, удельной поверхности, удельного объема и размера пор твердых веществ и материалов

Государственный первичный специальный эталон единицы силы света малых уровней в диапазоне 10-6 – 10 кд

Государственный первичный эталон абсолютной и относительной спектральной чувствительности в диапазоне длин волн 0,25-14,0 мкм

Государственный первичный эталон единиц массовой (молярной) доли и массовой (молярной) концентрации органических компонентов в жидких и твердых веществах и материалах на основе жидкостной и газовой хроматомасс-спектрометрии с изотопным разбавлением и гравиметрии

Государственный первичный эталон единиц массовой концентрации кислорода и водорода в жидких средах

Государственный первичный эталон твердости по шкалам Мартенса и шкалам индентирования

Государственный первичный специальный эталон единицы мощности поглощенной дозы интенсивного фотонного, электронного и бета-излучений для радиационных технологий

Государственный первичный специальный эталон единицы количества теплоты в области калориметрии растворения и реакций, ГЭТ133-2012

Государственный первичный специальный эталон единицы скорости воздушного потока, ГЭТ 150-2012

ГПЭ единицы электрической мощности в диапазоне частот40-2500 Гц, ГЭТ 153-2012

Государственный первичный эталон единиц времени,частоты и национальной шкалы времени, ГЭТ 1-2012

Государственный первичный эталон единиц комплексной диэлектрической проницаемости в диапазоне частот от 1 до 178,4 ГГц, ГЭТ110-2012

Государственный первичный эталон единиц скоростей распространения продольных, сдвиговых и поверхностных ультразвуковых волн в твердых средах, ГЭТ189-2012

Государственный первичный специальный эталон единицы длины, ГЭТ 199-2012

Государственный первичный эталон единиц измерения объемов передаваемой цифровой информации по каналам Интернет и телефонии, ГЭТ 200-2012

Государственный первичный эталон единиц силы света и светового потока непрерывного излучения, ГЭТ 5-2012

Государственный первичный эталон единиц спектральной плотности энергетической яркости, спектральной плотности потока излучения, спектральной плотности энергетической освещенности, спектральной плотности силы излучения, потока и силы излучения в диапазоне длин волн0,001-1,600 мкм, ГЭТ 84-2012

Государственный первичный эталон единиц потока излучения, энергетической освещенности, спектральной плотности энергетической освещенности и энергетической экспозиции в диапазоне длин волн 0,0004-0,4 мкм, ГЭТ 162-2012

Государственный первичный специальный эталон единицы импульсного тока молниевого разряда в диапазоне от 1 до 100 кА, ГЭТ 202-2012

Государственный первичный эталон единицы комплексного показателя преломления, ГЭТ 203-2012

Государственный первичный специальный эталон единицы электрического напряжения стандартизованных грозовых и коммутационных импульсов в диапазоне от 1 до 1000 кВ, ГЭТ 204-2012

Государственный первичный эталон единицы электрического сопротивления (ГЭТ 14-91)

Государственный первичный специальный эталон единицы силы электрического тока в диапазоне частот 20 — 1·106 Гц (ГЭТ 88-88)

Государственный первичный эталон единицы температурного коэффициента линейного расширения твердых тел в диапазоне температуры 90 – 3000 К (ГЭТ 24-2007)

Государственный первичный эталон единицы плоского угла (ГЭТ 22-80, ГЭТ 94-01)

Государственный первичный эталон единицы плотности (ГЭТ 18-2000)

Государственный первичный эталон скорости звука в жидких средах (ГЭТ 201-2012)

Государственный первичный специальный эталон единицы длины в области измерений отклонений от прямолинейности и плоскостности (ГЭТ 130-80)

Государственный первичный эталон единиц относительной влажности газов, молярной (объемной) доли влаги, температуры точки росы/инея (ГЭТ 151-2010)

Государственный первичный специальный эталон единиц активности и объемной активности нуклидов в бета-активных газах (ГЭТ 20-78)

Государственный первичный специальный эталон единицы объемной активности радиоактивных аэрозолей (ГЭТ 39-78)

Государственный первичный специальный эталон единицы длины в области измерений параметров шероховатости Rmax, Rz и Ra (ГЭТ 113-2010)

Государственный первичный специальный эталон единицы звукового давления в водной среде

Государственный первичный специальный эталон единицы массового расхода газожидкостных смесей

Государственный первичный специальный эталон электрического напряжения переменного тока промышленной частоты в диапазоне от 1 до 500 кВ существенным образом повышает достоверность результатов измерений в энергетике

Государственный первичный эталон единиц молярной доли и массовой концентрации компонентов в газовых средах

В соответствии с подпунктом 23-19) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила и разрешительные требования по аттестации инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства.

2. Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

Министр

национальной экономики

Республики Казахстан

Е. Досаев

«Согласован»

Министр по инвестициям и развитию

Республики Казахстан

________________ А. Исекешев

10 декабря 2015 года

Утверждены
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 26 ноября 2015 года № 734

Правила и разрешительные требованияпо аттестации инженерно-технических работников, участвующих впроцессе проектирования и строительстваГлава 1. Общие положения

Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 30.07.2019 № 583 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

1. Настоящие правила и разрешительные требования по аттестации инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства (далее – Правила и разрешительные требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и определяют порядок проведения аттестации инженерно-технических работников, осуществляющих деятельность в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

2. В настоящих Правилах и разрешительных требования применяются следующие понятия:

1) аттестация – процедура официального признания аттестационным центром полномочий инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства;

2) аттестационный центр – юридическое лицо, прошедшее в установленном порядке процедуру аккредитации в уполномоченном органе;

3) квалификационный аттестат – аттестат удостоверяющий статус инженерно-технического работника по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям;

4) инженерно-технический работник – физическое лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее образование, осуществляющее организацию и руководство производственным процессом в сфере архитектуры, градостроительства и строительства;

5) заявитель – физическое лицо, претендующее на получение квалификационного аттестата;

6) уполномоченный орган – ведомство центрального государственного органа, осуществляющего руководство в сфере государственного управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

3. Аттестация проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки и компетентности инженерно-технических работников, знаний государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, улучшения качества осуществляемых ими работ, изучения новых требований с учетом изменений, происходящих в строительной отрасли.

4. Аттестация проводится для заявителей и инженерно-технических работников в составе проектных или строительно-монтажных организаций.

5. Состав инженерно-технических работников проектных и строительно-монтажных организаций подразделяется на специализации согласно Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 мая 2012 года № 201-ө-м (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7755).

6. Разрешительные требования к образованию и опыту работы инженерно-технических работников, указаны в приложении 2 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям (далее – разрешительные требования).

Глава 2. Порядок аттестации

Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 30.07.2019 № 583 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

7. Для прохождения аттестации заявители направляют в аттестационный центр следующие документы:

1) заявление по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям;

2) копию документа, удостоверяющего личность заявителя;

3) нотариально засвидетельствованную копию диплома о высшем профессиональном образовании (при наличии ученой степени и ученого звания – копии соответствующих документов);

4) нотариально засвидетельствованную копию трудовой книжки либо иных документов, подтверждающих стаж работы;

5) нотариально засвидетельствованные копии иностранных сертификатов, аттестатов и других документов, подтверждающих квалификацию по соответствующим специализациям в случае их наличия.

Нотариального засвидетельствования не требуется в случае представления заявителем оригинала документа для сверки сотруднику аттестационного центра.

8. В случае представления неполного комплекта документов для аттестации, аттестационный центр не принимает предоставленные документы заявителя.

9. Срок рассмотрения заявления с момента сдачи пакета документов в аттестационный центр – 15 (пятнадцать) рабочих дней.

10. Документы на соответствие разрешительным требованиям, а также выявление совмещения деятельности в других организациях рассматриваются ответственным сотрудником, назначаемым приказом руководителя аттестационного центра.

Сноска. Пункт 10 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 30.07.2019 № 583 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

10-1. Документы, представленные заявителями хранятся в архиве аттестационного центра в течении 5 (пяти) лет на электронном и (или) бумажном носителе.

Сноска. Правила дополнены пунктом 10 приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 30.07.2019 № 583 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

11. По результатам рассмотрения представленных документов на соответствие разрешительным требованиям по аттестации инженерно-технических работников участвующих в процессе проектирования и строительства, указанным в приложении 2 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям (далее – приложение 2), в течение одного рабочего дня приказом аттестационного центра утверждается график проведения тестирования и приказ, в котором оформлены в отношении каждого заявителя следующие решения:

1) допущен к тестированию;

2) не допущен к тестированию.

12. Аттестационный центр уведомляет заявителей о месте, дате и времени проведения тестирования, либо о причинах недопущения к тестированию письменно в течение трех рабочих дней со дня подписания приказа.

13. Тестирование проводится не позднее пяти рабочих дней со дня уведомления заявителя и предусматривает следующие требования и процедуры:

1) проведение тестирования автоматизированным компьютерным способом на государственном или русском языках по выбору заявителя;

2) допуск заявителей на тестирование осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность;

3) сотрудники аттестационного центра ознакамливают тестируемых с процедурой проведения тестирования;

4) заявителю не допускается во время тестирования разговаривать и покидать помещение, использовать персональные электронные устройста (в том числе компьютеры, мобильные телефоны) и бумажные носители во время тестирования;

5) сотрудники аттестационного центра удаляют с тестирования заявителей, нарушивших требования и процедуры проведения тестирования, указанные в пункте 13 настоящих Правил и разрешительных требований, с составлением соответствующего акта (в произвольной форме);

6) подсчет правильных ответов компьютерного тестирования проводится автоматически компьютерной программой;

7) ознакомление с результатами тестирования проводится сразу после завершения теста.

14. Время, отпущенное на тестирование составляет 120 минут. Тест состоит из 100 вопросов по выбранной специализации. Тестовые вопросы разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом.

15. Пороговый уровень для прохождения тестирования составляет:

1) для заявителей указанных в подпунктах 1, 2, 3, 5 и 6 разрешительных требований по аттестации инженерно-технических работников участвующих в процессе проектирования и строительства, указанным в приложении 2 к настоящим Правила и разрешительным требованиям – 70 правильных ответов;

2) для всех остальных заявителей – 60 правильных ответов.

16. Количество повторной пересдачи аттестации не ограничено.

17. На основании результатов тестирования в отношении каждого заявителя выносится одно из следующих решений:

1) аттестован;

2) не аттестован.

18. Аттестационный центр в течение двух рабочих дней со дня проведения тестирования выдает оформленный квалификационный аттестат заявителю в случае прохождения тестирования, либо уведомляет о не прохождении аттестации письменно.

19. Результаты аттестации утверждаются приказом аттестационного центра.

20. Информация об аттестованных инженерно-технических работниках размещается на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа.

21. Аттестационный центр ежемесячно до 10 числа следующего за отчетным месяцем направляет в уполномоченный орган на бумажном носителе, за подписью руководителя аттестационного центра и в электронной форме в формате Excel следующую информацию:

1) количество выданных квалификационных аттестатов, включенных в Реестр аттестованных инженерно-технических работников по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям;

2) количество отказов в выдаче квалификационных аттестатов;

3) список лиц, обратившихся для получения квалификационных аттестатов.

Сноска. Пункт 21 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 30.07.2019 № 583 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

Приложение 1
к Правилам и разрешительным
требованиям по аттестации
инженерно-технических
работников, участвующих
в процессе проектирования и
строительства

Сноска. Приложение 1 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 17.06.2016 № 267 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

Форма

Квалификационный аттестат

Настоящим удостоверяется, что:

фамилия, имя, отчество (при его наличии)

присвоен статус аттестованного инженерно-технического работника:

по специализации:

(указать пункт приложения 2 Правил и разрешительных требований)

в штате проектной/строительной организации (нужное подчеркнуть)

Руководитель аттестационного

центра __________ _______________________________________________

подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)

М.П.

г. Астана (пример) «____» _____________ 20__ г.

Приложение 2
к Правилам и разрешительным
требованиям по аттестации
инженерно-технических
работников участвующих
в процессе проектирования и
строительства

Разрешительные требования по аттестации инженерно-технических работников участвующих в процессе проектирования и строительства

Сноска. Приложение 2 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 30.07.2019 № 583 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

№ п/п

Специализация аттестации

Квалификационные требования

Образование

Опыт работы

Глава 1. Проектная деятельность

Главный инженер проекта

Высшее, в сфере строительства

Не менее пяти лет по проектированию объектов в должности специалиста и (или) руководителя в соответствующей области

Главный архитектор проекта

Высшее, в сфере архитектуры

Не менее пяти лет по проектированию объектов в должности специалиста и (или) руководителя в соответствующей области

Главный конструктор:
по несущим и ограждающим конструкциям:
гидротехник;
строительное проектирование.
по инженерным сетям и сооружениям:
теплогазоснабжение и вентиляция;
водоснабжение и канализация/водоснабжение и водоотведение;
инженер связи;
инженер-электрик;
инженер нефти и газа.
по транспортному строительству:
инженер автомобильных дорог и аэродромов;
инженер мостов и тоннелей;
инженер железнодорожных путей.
по технологическому оборудованию.

Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы

Не менее пяти лет по проектированию объектов в должности специалиста и (или) руководителя в соответствующей области

Ведущий инженер проектировщик по архитектуре:
по несущим и ограждающим конструкциям:
гидротехник;
строительное проектирование.
по инженерным сетям и сооружениям:
теплогазоснабжение и вентиляция;
водоснабжение и канализация/водоснабжение и водоотведение;
инженер связи;
инженер-электрик;
инженер нефти и газа.
по транспортному строительству:
инженер автомобильных дорог и аэродромов;
инженер мостов и тоннелей;
инженер железнодорожных путей.
по технологическому оборудованию.

Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы
Среднее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы

Не менее трех лет по проектированию объектов в должности специалиста соответствующей области
Не менее пяти лет по проектированию объектов в должности специалиста соответствующей области

Глава 2. Строительно-монтажные работы

Главный инженер

Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы

Не менее пяти лет по осуществлению технического надзора и (или) на руководящих должностях в строительных организациях, в том числе не менее одного года в должности главного инженера или заместителя главного инженера

Начальник производственно-технического отдела

Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы

Не менее пяти лет в должности специалиста и (или) руководителей в строительных организациях, в том числе не менее одного года в должности начальника или заместителя начальника производственно-технического отдела

Начальник участка:
по несущим и ограждающим конструкциям:
гидротехник;
строительное проектирование.
по инженерным сетям и сооружениям:
теплогазоснабжение и вентиляция;
водоснабжение и канализация/водоснабжение и водоотведение;
инженер связи;
инженер-электрик;
инженер нефти и газа.
по транспортному строительству:
инженер автомобильных дорог и аэродромов;
инженер мостов и тоннелей;
инженер железнодорожных путей.
по технологическому оборудованию.

Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы
Среднее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы

Не менее трех лет в должности мастера либо производителя работ строительного участка/объекта, технического надзора. Либо не менее пяти лет в других должностях на строительном участке
Не менее пяти лет в должности мастера либо производителя работ строительного участка/объекта, технического надзора. Либо не менее семи лет в других должностях на строительном участке

Производитель работ:
по несущим и ограждающим конструкциям:
гидротехник;
строительное проектирование.
по инженерным сетям и сооружениям:
теплогазоснабжение и вентиляция;
водоснабжение и канализация/водоснабжение и водоотведение;
инженер связи;
инженер-электрик;
инженер нефти и газа.
по транспортному строительству:
инженер автомобильных дорог и аэродромов;
инженер мостов и тоннелей;
инженер железнодорожных путей.
по технологическому оборудованию.

Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы
Среднее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы

Не менее трех лет в должности мастера либо производителя работ строительного участка/объекта, технического надзора. Либо не менее пяти лет в других должностях на строительном участке
Не менее пяти лет в должности мастера либо производителя работ строительного участка/объекта, технического надзора. Либо не менее семи лет в других должностях на строительном участке

Мастер:
по несущим и ограждающим конструкциям:
гидротехник;
строительное проектирование.
по инженерным сетям и сооружениям:
теплогазоснабжение и вентиляция;
водоснабжение и канализация/водоснабжение и водоотведение;
инженер связи;
инженер-электрик;
инженер нефти и газа.
по транспортному строительству:
инженер автомобильных дорог и аэродромов;
инженер мостов и тоннелей;
инженер железнодорожных путей.
по технологическому оборудованию

Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы
Среднее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы

Не менее одного года в должности мастера либо технического надзора. Либо не менее пяти лет в других должностях на строительном участке
Не менее трех лет в должности мастера либо технического надзора. Либо не менее пяти лет в других должностях на строительном участке

Приложение 3
к Правилам и разрешительным
требованиям по аттестации
инженерно-технических
работников участвующих
в процессе проектирования и
строительства

Форма

В _________________________________________________________________

полное наименование аттестационного центра

от ________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество (при его наличии)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу выдать квалификационный аттестат по специализации

(указать пункт приложения 2 Правил и разрешительнх требований)

Состою в штате проектной/строительной организации (нужное

подчеркнуть)

Сведения о физическом лице:

1. Дата рождения:

2. Данные документа, удостоверяющего личность:

(ИИН, серия, номер, кем и когда выдан)

3. Образование:

(наименование учебного заведения, дата окончания, номер диплома)

4. Адрес проживания, домашний и сотовые телефоны:

5. Место работы:

(наименование организации, адрес, телефон)

6. Язык тестирования:

7. Прилагаемые документы:

__________ ________________________________________

подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)

Приложение 4
к Правилам и разрешительным
требованиям по аттестации
инженерно-технических
работников участвующих
в процессе проектирования и
строительства

Сноска. Приложение 4 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 17.06.2016 № 267 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

Форма

Реестр аттестованных инженерно-технических работников

№ п/п

Фамилия, имя, отчество аттестованного инженерно технического работников (при его наличии)

ИИН

Дата выдачи и номер квалификационного аттестата

Место работы и специализация

Аттестационный центр