Государственное задание

Кто устанавливает и выполняет

С недавнего времени госзадание стало ключевым документом, который определяет качество обеспечения госуслугами. В бюджетной системе оно наиболее распространено в бюджетных и автономных организациях, но в некоторых случаях составляется и казенными.

Задание бюджетного учреждения на очередной финансовый год (плановый период) утверждается и доводится до него учредителем. Расчет нормативных затрат на выполнение государственного задания бюджетной организацией согласовывается и определяется учредителем. При этом порядок и нормативы затрат устанавливаются на тот период, на который принимается закон о бюджете.

Порядок формирования государственного задания для казенных учреждений аналогичен порядку, установленному для бюджетных и автономных организаций, однако важно помнить, что есть особенности, так как казенные учреждения, помимо выполнения госзадания, также выполняют другие функции. Их эффективность оценивается по иным критериям.

Госзадание для учреждений субъекта и муниципальных учреждений устанавливается высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Учредители бюджетных учреждений разрабатывают для подведомственных организаций:

  • порядок формирования;
  • ведомственные перечни госуслуг и работ;
  • требования к определению нормативов затрат.

ВАЖНО! С 2018 года госзадания формируются на основании общероссийских базовых и федеральных перечней госслуг, которые оказываются физическим лицам (Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101). Учредителям следует привести действующий порядок в соответствие с изменениями в законодательстве и формировать госзадания на 2018 год для подведомственных учреждений по новым правилам.

Цели формирования задания

Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:

  • Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
  • Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
  • Улучшение функций учреждения.
  • Сокращение ненужных трат.
  • Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.

Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.

ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.

Финансирование по госзаданию

На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:

  • Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
  • Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.

Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:

  • Сроки финансирования.
  • Суммы субсидий.
  • Периодичность начислений.

Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:

  • Материалы и сырье.
  • Зарплата сотрудникам.
  • Оказание дополнительных услуг.

Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.

Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.

Внесение изменений в госзадание

В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:

  1. Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
  2. Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
  3. Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.

ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.

Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:

  • Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
  • Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
  • Возникла необходимость в экономии из-за закупок.

Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.

ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.

Тип государственного учреждения

Государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Это определено п.1 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», (далее Закон № 7-ФЗ).

Решение о типе учреждения, а также об изменении типа принимает его учредитель, публично-правовое образование (Российская Федерация — для федеральных государственных учреждений, субъект Российской Федерации — для государственных учреждений, муниципальное образование — для муниципальных учреждений). В соответствии со ст.125 ГК РФ, функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти РФ, субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления. Бюджетное учреждение получает от учредителя финансовое обеспечение в форме субсидии на государственное (муниципальное) задание.

Напомним, что никакого собственного имущества у бюджетного учреждения не может быть. Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества. Земельные участки под зданиями и сооружениями, переданными в оперативное управление бюджетного учреждения, закрепляются за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Самостоятельно распоряжаться земельными участками бюджетное учреждение не имеет права.

Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ), направляя при этом на достижение уставных целей. Однако заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного движимого и недвижимого. При этом учредитель не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения. Но в случае причинения вреда гражданам, при недостатке иного движимого имущества для его возмещения, субсидиарную ответственность несет собственник имущества, публично-правовое образование.

Государственное (муниципальное) задание

Бюджетные учреждения создаются с целью выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Область деятельность бюджетного учреждения определяется его уставными документами. А конкретный перечень оказываемых государственных (муниципальных) услуг установлен в госзадании, которое составляет учредитель. На его основе с использованием установленных методик определяется объем финансового обеспечения в форме субсидии.

Порядок формирования госзадания

Госзадание формирует уполномоченный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для созданных им бюджетных учреждений в соответствии с их основными видами деятельности. Учреждение не может отказаться от выполнения госзадания. Об этом сказано в пункте 3 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ. Государственное (муниципальное) задание устанавливает:

  • показатели качества и (или) объема (содержания) оказываемых госуслуг (выполняемых работ);
  • порядок контроля за его исполнением, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности об исполнении госзадания;
  • определение категорий граждан (организаций) – потребителей соответствующих услуг;
  • порядок оказания соответствующих государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих госуслуг гражданами или организациями (если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе);
  • в каком порядке устанавливать предельные цены (в случаях, предусмотренных законодательством).

Объем госзадание определяется на основании:

  • потребности в соответствующих услугах и работах;
  • возможностей учреждения по оказанию услуг (выполнению работ);
  • показателей выполнения учреждением госзадания в текущем году.

Порядок на федеральном уровне

Для федеральных учреждений всех типов форма, порядок формирования и финансового обеспечения госзадания установлены постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640. Обратите внимание, что отдельные положения этого порядка будут вступать в силу постепенно, и в полной мере он начнет действовать только в 2020 году.

Открытость и доступность госзадания

Для обеспечения открытости и доступности государственного (муниципального) задания, бюджетное учреждение обязано размещать его на официальном сайте www.bus.gov.ru (п.6 Приказа Минфина России от 21.07.2011 N 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта»). Причем, за размещение информации отвечает именно учреждение, а не его учредитель. Должна быть предоставлена следующая информация:

Сведения о финансовом периоде, на который установлено государственное (муниципальное) задание

Сведения о государственных (муниципальных) услугах (далее — услуги)

  1. Порядковый номер раздела, соответствующий услуге
  2. Наименование услуги, указанной в данном разделе
  3. Категории потребителей услуги

Показатели, характеризующие качество услуги (при наличии)

  1. Наименование показателя качества услуги (при наличии)
  2. Наименование единицы измерения показателя качества услуги (при наличии)
  3. Значение показателя качества услуги за отчетный финансовый год (предшествующий году, на который установлено государственное (муниципальное) задание) (при наличии)
  4. Причины отклонения от запланированного значения показателя качества услуги (при наличии)

Показатели объема услуги

  1. Наименование показателя объема услуги
  2. Наименование единицы измерения показателя объема услуги
  3. Значение показателя объема услуги за отчетный финансовый год (предшествующий году, на который установлено государственное (муниципальное) задание)
  4. Значение показателя объема услуги на текущий финансовый год
  5. Причины отклонения от запланированного значения показателя объема услуги

Возможность взимания платы за услугу в рамках государственного (муниципального) задания (при наличии)

  1. Средневзвешенная цена за единицу услуги (руб.) (при наличии)
  2. Сведения о нормативных правовых актах, устанавливающих цены (тарифы) на услугу либо порядок их установления

С недавнего времени госзадание стало ключевым документом, который определяет качество обеспечения госуслугами. В бюджетной системе оно наиболее распространено в бюджетных и автономных организациях, но в некоторых случаях составляется и казенными.

Задание бюджетного учреждения на очередной финансовый год (плановый период) утверждается и доводится до него учредителем. Расчет нормативных затрат на выполнение государственного задания бюджетной организацией согласовывается и определяется учредителем. При этом порядок и нормативы затрат устанавливаются на тот период, на который принимается закон о бюджете.

Порядок формирования государственного задания для казенных учреждений аналогичен порядку, установленному для бюджетных и автономных организаций, однако важно помнить, что есть особенности, так как казенные учреждения, помимо выполнения госзадания, также выполняют другие функции. Их эффективность оценивается по иным критериям.

Госзадание для учреждений субъекта и муниципальных учреждений устанавливается высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Учредители бюджетных учреждений разрабатывают для подведомственных организаций:

  • порядок формирования;
  • ведомственные перечни госуслуг и работ;
  • требования к определению нормативов затрат.

С 2018 года госзадания формируются на основании общероссийских базовых и федеральных перечней госслуг, которые оказываются физическим лицам (Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101). Учредителям следует привести действующий порядок в соответствие с изменениями в законодательстве и формировать госзадания на 2018 год для подведомственных учреждений по новым правилам.

Госзадание финансируется учредителем в пределах ассигнований, которые выделяются на эти цели. При этом основанием для определения объема являются нормативные затраты.

Если у бюджетной организации имеется обособленное подразделение, субсидия на оказание госуслуг перечисляется на основании правового акта, согласованного с учредителем (п. 40 положения о формировании государственного задания).

Финансирование осуществляется . Она перечисляется на основании соглашения, которое заключается между организацией и учредителем. В соглашении указываются.

Государственное задание нужно для обеспечения должного качества услуг, упрощения контроля над выполнением предписаний. Актуально оно для бюджетных и автономных структур.

Основные функции

Государственный заказ необходим для реализации следующих задач:

  1. Поддержание отечественного производителя. Данная функция обуславливается тем, что большая часть товаров, работ, услуг, включенных в систему госзакупок, выпускаются именно российскими предприятиями.
  2. Расширение реального платежеспособного спроса на продукцию. Это, в свою очередь, формирует благоприятную атмосферу для развития отечественной промышленности.
  3. Благодаря конкурсной основе расширяется поле для совершенствования здоровой конкуренции между производителями. Вследствие этого, формируются условия для выпуска более качественного товара, а также более эффективного использования средств.
  4. Гарантия поступления продукции, работ, услуг, необходимых для удовлетворения госнужд.

Система госзаказа представляет собой комплекс мер экономического, нормативного, организационного характера. Они ориентированы на обеспечение нужд государства и муниципалитетов в услугах, продукции, работах посредством реализации следующих взаимосвязанных этапов:

В качестве одной из ключевых функций госвласти выступает предоставление гражданам и организациям социально значимых услуг и продукции. Реализуя эту задачу, она должна выступать в интересах населения страны и расходовать средства из бюджетных фондов соответствующего уровня. Существует два основных способа удовлетворения потребностей страны. Первый реализуется через посредством формирования муниципального/государственного задания. Деятельность организаций в этом случае осуществляется исключительно на средства муниципальных и госфондов.

Второй способ — размещение государственных заказов. В этом случае дополнительно привлекаются частные инвестиции. Следует отметить различные основания реализации этих способов. Государственный заказ осуществляется в соответствии с контрактом. Он подписывается между органом власти и исполнителем, выбранным на конкурсной основе. Государственное задание, в свою очередь, является документом, формулирующим требования к учреждениям, предоставляющим услуги/производящим работы для населения. Законодательство предусматривает возможность корректировки предписаний, изменение размера ассигнований. В случае с госзаказом такие возможности, как правило, отсутствуют. Все условия исполнения обговариваются непосредственно при заключении контракта. Обычно изменению они не подлежат. В случае нарушения условий контракта либо требований, изложенных в задании, субъект может понести ответственность в порядке, установленном законодательством.

С 1 января 2011 года начнет действовать новый порядок формирования государственных заданий в отношении федеральных государственных учреждений. Он определен постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671. ГОСЗАДАНИЕ КАК СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ Нововведения были необходимы, так как с нового года начинается реформа государственных и муниципальных учреждений. Один из ее важных моментов — то, что государство существенным образом ограничивает свои финансовые обязательства по отношению к бюджетным учреждениям, порядок их финансирования будет иным.
Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — постановление № 671) конкретизирует механизм госфинансирования деятельности всех трех возможных типов государственных учреждений: бюджетных, автономных и казенных.
Так, бюджетные учреждения будут получать средства из бюджета в рамках госзадания. В остальном их деятельность, как и деятельность автономных учреждений, должна строиться на основе инициативы, предприимчивости. И только в отношении казенных учреждений государство сохраняет свои финансовые обязательства. По сути, в плане финансовой стабильности казенные учреждения пришли на смену бюджетным. Сроки утверждения задания
Государственное задание составляется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЗАДАНИЕ Положение, утвержденное постановлением № 671, устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание услуг федеральными бюджетными и казенными учреждениями. Так, госзадание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения. В задании прописываются показатели, характеризующие качество, объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения). Если задание предусматривает оказание нескольких услуг (работ), то оно формируется из нескольких разделов. Каждый из них должен содержать соответствующие условия. Аналогично формируется задание, предусматривающее как оказание услуг, так и выполнение работ: оно будет состоять из двух частей. То есть требования к оказываемой услуге будут прописаны отдельно и отдельно оговорены запросы к выполняемым работам. Форма госзадания приведена в приложении к постановлению № 671.
В отношении федеральных казенных учреждений госзадание формируется главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся эти учреждения. В отношении федеральных бюджетных учреждений — федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), которые выполняют функции и полномочия учредителя. Сведения о размещении госзаданий (за исключением сведений, составляющих гостайну), а также отчетов об их исполнении публикуются в интернете. ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕНЕГ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСЗАДАНИЯ Пункт 9 Положения указывает, что финансирование выполнения госзадания происходит в виде субсидирования. При этом пересмотреть объем субсидии можно, только если изменено само госзадание. Согласно пункту 10 Положения, размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов по данному имуществу. В отношении имущества, сдаваемого в аренду, субсидия не выделяется.
Нормативные затраты на оказание госуслуги учитывают:
1) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;
2) нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества учреждения).
В свою очередь нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учетом расходов:
— на потребление электроэнергии в размере 10 процентов от общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей;
— на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов от общего объема затрат учреждения на оплату этого вида коммунальных платежей;
— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем.
Об этом сказано в пункте 13 Положения. Суммы субсидии перечисляются на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения). Контроль выполнения госзадания
Согласно пункту 16 Положения, контроль за выполнением федеральными казенными учреждениями госзаданий возложен на главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся данные учреждения.
Контроль за выполнением государственных заданий федеральными бюджетными учреждениями реализуют федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 17 Положения). Статья напечатана в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» №11, ноябрь 2010 г.

Изменения в формировании государственного задания

Репин А., эксперт журнала

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 9/2018

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 19.07.2018 № 49.

Согласно ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Напомним, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Основная деятельность бюджетного учреждения – та, ради которой оно и было создано, – ведется согласно государственному (муниципальному) заданию, которое формируется и утверждается его учредителем (ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Исходя из ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Порядок формирования задания и финансового обеспечения его выполнения определяется (ч. 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):

  • Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных учреждений;

  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;

  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Порядок формирования государственных заданий в отношении федеральных бюджетных учреждений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 40 (далее – Положение № 40).

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, с учетом его предложений, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ, возможностей учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения им госзадания в отчетном финансовом году.

Задание должно включать (п. 3 Положения № 40):

  • показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы);

  • определение категорий физических и (или) юридических лиц –
    потребителей соответствующих услуг (работ);

  • предельные цены (тарифы) на оплату услуг (работ) физическими или юридическими лицами (если законодательством РФ пре-
    дусмотрено их оказание (выполнение) на платной основе в рамках государственного задания) либо порядок установления указанных цен в случаях, определенных законодательством РФ;

  • сведения о контроле за выполнением госзадания и требования к отчетности.

Кроме того, в государственном задании могут быть отражены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не предусмотрено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение в отношении государственного задания или его части.

Согласно п. 4 Положения № 40 госзадание, не содержащее сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется в виде электронного документа в установленном порядке в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами федеральных органов исполнительной власти (государственных органов), осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных учреждений, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 19.07.2018 № 49 (далее – Постановление № 49) внесен ряд изменений в Положение № 40.

Базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги.

Напомним, что при составлении госзадания объем его финансового обеспечения должен рассчитываться на основании (п. 11 Положения № 40):

  • нормативных затрат на оказание государственной услуги;

  • нормативных затрат, связанных с выполнением работ;

  • затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование);

  • затрат на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения.

Базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из базового норматива:

  • затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;

  • затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

Базовый норматив затрат рассчитывается исходя из затрат, необходимых для оказания государственной услуги, с соблюдением показателей качества ее оказания, а также показателей, отражающих отраслевую специфику государственной услуги (содержание, условия (формы) ее оказания), установленных в общероссийском базовом перечне и (или) федеральном перечне (показатели отраслевой специфики), отраслевой корректирующий коэффициент при которых принимает значение, равное 1.

Постановлением № 49 уточнено, что при формировании базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, следует учитывать включаемые в базовый норматив затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества, как отнесенного, так и не отнесенного к особо ценному движимому имуществу. Напомним, что ранее в составе затрат на приобретение материальных запасов и движимого имущества, включаемых в базовый норматив, особо ценное движимое имущество не учитывалось.

Также указано, что затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания государственной услуги (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе оказания услуги), с учетом срока их полезного использования включаются в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, если указанные затраты не включены в состав затрат, предусмотренных пп. «б» п. 19 Положения № 40.

Кроме того, согласно новой редакции п. 18 Положения № 40 при определении базового норматива затрат в части затрат, обозначенных в п. 19 данного положения, применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами РФ (в том числе правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами оказания государственных услуг в установленной сфере (стандарты услуги).

Базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

Согласно п. 20 Положения № 40 в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются:

  • затраты на предоставление коммунальных услуг;

  • затраты на содержание объектов недвижимого имущества, а также затраты на аренду указанного имущества;

  • затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, а также затраты на его аренду;

  • затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования;

  • затраты на приобретение услуг связи;

  • затраты на приобретение транспортных услуг;

  • затраты на оплату труда работников (денежное довольствие военнослужащих), которые не принимают непосредственное участие в оказании государственной услуги, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников;

  • затраты на прочие общехозяйственные нужды.

С учетом изменений, внесенных в п. 18 Положения № 40, указанные затраты устанавливаются по видам исходя из нормативов потребления, определяемых на основании стандартов услуги, или на основе усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем таких затрат на оказание единицы государственной услуги в установленной сфере, или на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, оказывающим государственную услугу в установленной сфере деятельности, в соответствии с общими требованиями.

Напомним, что ранее данный норматив определялся исключительно на основании стандартов услуги – норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, предусмотренных правовыми актами РФ (в том числе правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами оказания государственных услуг в установленной сфере.

Расчет нормативных затрат, связанных с выполнением работ.

Расчет таких затрат следует производить при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с задания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Порядок их определения устанавливается учредителем. В нормативные затраты на выполнение работ включаются в том числе:

  • затраты на оплату труда работников (денежное довольствие военнослужащих), непосредственно связанных с выполнением работ, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников;

  • затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе выполнения работ, с учетом срока полезного использования, а также на аренду указанного имущества (применяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов). Постановлением № 49 уточнено, что в нормативные затраты на выполнение работ включаются затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов) вне зависимости от того, относится ли оно к особо ценному движимому имуществу;

  • затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе выполнения работ (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе выполнения работ), с учетом срока их полезного использования (могут быть включены в нормативные затраты на выполнение работ по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, начиная с государственного задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов). Постановлением № 49 предусмотрено, что такие затраты включаются в нормативные затраты на выполнение работ в случае, если они не отнесены к затратам, обозначенным в пп. «б» п. 29 Положения № 40;

  • иные расходы, непосредственно связанные с выполнением работ;

  • затраты на оплату коммунальных услуг;

  • затраты на содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду указанного имущества;

  • затраты на содержание особо ценного движимого имущества и имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду данного имущества;

  • затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока полезного использования (включаются в нормативные затраты на выполнение работ по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);

  • затраты на приобретение услуг связи;

  • затраты на приобретение транспортных услуг;

  • затраты на оплату труда работников (денежное довольствие военнослужащих), которые не принимают непосредственное участие в выполнении работ, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников, включая административно-управленческий персонал;

  • затраты на прочие общехозяйственные нужды.

Порядок определения нормативных затрат.

В силу новой редакции п. 31 Положения № 40 при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, по видам затрат исходя из нормативов их потребления, установленных нормативными правовыми актами РФ, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами выполнения работ в установленной сфере, или на основе усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем указанных затрат на выполнение работ в установленной сфере, или на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, выполняющим работы в установленной сфере деятельности, в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 28 Положения № 40.

Напомним, что в настоящее время при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, которые закреплены нормативными правовыми актами РФ, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами выполнения работ в установленной сфере.

* * *

В заключение отметим, что изменения, внесенные в Положение № 40 Постановлением № 49, следует применять при формировании государственного задания и расчете объема финансового обеспечения его выполнения начиная с государственного задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

В чем состоит государственное задание

Главной функцией госвласти является предоставление населению страны и организациям услуг и продукции, имеющих социально значимый характер. Такая задача реализуется в интересах граждан и требует расходования финансовых средств из разноуравневых бюджетов.

Потребности страны можно удовлетворить двумя способами. Первый из них касается формирования задания для государственных (муниципальных) учреждений. А второй — размещения госзаказов.

Во втором случае привлекаются частные инвестиции. Такая деятельность осуществляется на основе контракта, который подписывается органом государственной власти и исполнителем. Что касается исполнителя, то он выбирается на конкурсной основе. Все условия исполнения прописываются в контракте. .

Например, в Москве театры, находящиеся в подчинении департамента культуры, будут переведены на систему госзаказов. Вопрос о внедрении этих заказов рассматривается в правительстве и Госдуме. По теме внедрения госзаказов в государственный сектор государственно-частного партнерства идет очень много дискуссий.

Процесс получения государственного задания госучреждениями начался совсем недавно. Это связано с изменением положения государственного учреждения и системы госструктур. Федеральный Закон №83-ФЗ изменил правовое положение госучреждений, которые были распределены.

При этом изменилась система их финансирования и система работы. В результате появилось понятие «государственное задание».

Структура госзадания и порядок его формирования

В настоящее время госзадание представляет собой ключевой документ, который определяет качество обеспечения учреждения госуслугами. Если говорить о бюджетной системе, то здесь государственные задания распространены как в автономных, так и бюджетных организациях. Случается, что его формируют и для учреждений казенного типа.

Государственное задание — это документ, состоящий из шести разделов:

Если говорить о порядке формирования госзадания для казенных учреждений, то он практически ничем не отличается от порядка, установленного для бюджетных и автономных учреждений. Однако не стоит забывать о существовании некоторых особенностей.

Казенные организации, помимо выполнения государственного задания, могут выполнять и другие функции. И для оценки их эффективности используются совершенно иные критерии.

Новые нормативные акты

С начала 2018 года вступает в действие Постановление Правительства № 1043. В нем устанавливаются правила формирования, ведения и утверждения федеральных и общероссийских базовых перечней госуслуг.

Когда говорится об общероссийских базовых перечнях, то в них также включаются услуги, оказание которых осуществляется госучреждениями федерального и муниципального уровней. Это также касается и учреждений субъектов РФ.

Сюда же относится формирование, ведение и утверждение федеральных перечней, включающих в себя:

  • услуги, которые не входят в общероссийский перечни;
  • работы, оказание и выполнение которых осуществляется федеральными государственными учреждениями.

До 1 января 2018 года, когда осуществлялось формирование государственного задания, главным критерием классификации являлся определенный тип госуслуг или работ, которые учреждение должно оказать по заданию учредителя. Все эти услуги были распределены. Появились ведомственные списки, ведомственные перечни. Это говорит о том, что каждое ведомство имеет свои перечни с названиями государственные услуг.

В июне 2017 года Законом №178-ФЗ были внесены изменения в БК РФ. В соответствии с данными изменениями действующий сегодня порядок формирования госзадания для федеральных учреждений культуры будет осуществляться по-другому.

Ранее госзадание формировалось на основании ведомственных перечней государственных услуг и работ. Теперь эти перечни отменяются. Вместо них будут введены новые: общероссийский, федеральный и региональный.

Материал проверен экспертами Актион Культура