Государственное управление охраной труда

Новая редакция Ст. 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Часть вторая утратила силу.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда — это комплекс мероприятий, которые проводят государственные органы исполнительной власти, на которые возложены исполнительные, регулирующие, разрешительные, координирующие, надзорные, контрольные и другие функции. Основная цель:

— формировать и проводить государственную политику по охране труда в областях их деятельности;

— разрабатывать и реализовывать федеральные отраслевые и региональные программы улучшения условий и охраны труда;

— содействовать разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда;

— предупреждать и устранять нарушения требований охраны труда.

Другой комментарий к Ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Министерством здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) и другими федеральными органами исполнительной власти, а также государственными инспекциями по надзору и контролю за охраной труда, находящимися в структурах некоторых министерств, например Госсанэпиднадзором Минздравсоцразвития России.

2. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Минздравсоцразвития. Министерство может вносить в Правительство проекты федеральных законов и иных правовых актов. Кроме этого, оно вправе самостоятельно принимать правовые акты в сфере охраны труда. Находящаяся в составе Минздравсоцразвития Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

3. Государственное управление охраной труда возложено также на специальную Межведомственную комиссию по охране труда, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 марта 1994 г. N 238 (САПП РФ. 1994. N 14. Ст. 1056). Комиссия, возглавляемая министром труда, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда.

4. Государственное управление охраной труда в регионах осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, так и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов, уполномоченных на исполнение специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в области охраны труда, направленная на осуществление государственной политики по охране труда, принятие и исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий труда, реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при осуществлении ими своих трудовых функций, профилактику и устранение нарушений требований охраны труда.

Основными целями государственного управления охраной труда являются:

· реализация и совершенствование государственной политики в области охраны труда;

· создание безопасных условий труда на предприятиях всех форм собственности;

· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;

· обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда – работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профсоюзов в лице их соответствующих органов, объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Реализация государственной политики в области охраны труда основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Трудового Кодекса Российской Федерации, Федеральных законов и других нормативных актов.

На территории Еврейской автономной области государственное управление охраной труда осуществляется территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости – Государственной инспекцией труда в Еврейской автономной области, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда – управлением трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области и органами местного самоуправления.

Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда исполняет областное государственное бюджетное учреждение «Центр условий и охраны труда».

В целях государственного управления охраной труда управлением трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области определены следующие направления в работе:

· реализация подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Еврейской автономной области» на 2014 — 2021 годы государственной программы Еврейской автономной области «Содействие занятости населения и безопасности труда» на 2014 — 2021 годы», утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 № 494-пп
«О государственной программе Еврейской автономной области «Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда» на 2014 — 2021 годы»;

· осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в областных государственных учреждениях;

· подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов в области охраны труда;

· профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

· внедрение передового опыта по охране труда других регионов;

· проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

· осуществление на территории области в установленном порядке государственной экспертизы условий труда;

· организация сбора и обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Еврейской автономной области;

· иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Дата обновления информации: 12.12.2018

В статье 221 Трудового кодекса определены субъекты государственного управления охраной труда и их основные функции.
Субъекты управления охраной труда:
На республиканском уровне — Правительство Респуб­лики Беларусь или уполномоченный им республиканский орган государственного управления в сфере труда (Минис­терство труда и социальной защиты Республики Беларусь), иные республиканские органы государственного управле­ния в пределах их компетенции;
На отраслевом уровне — республиканские органы госу­дарственного управления, иные государственные организа­ции, подчиненные Правительству Республики Беларусь;
На территориальном уровне — местные исполнительные и распорядительные органы.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает про­ведение единой государственной политики в области охраны труда, определяет полномочия в области охраны труда рес­публиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организует разработку республиканс­ких целевых программ улучшения условий и охраны труда.
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Прави­тельству Республики Беларусь, осуществляют:
— разработку и принятие в пределах их компетенции нормативных правовых актов, в том числе технических нор­мативных правовых актов, содержащих требования по ох­ране труда, разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;
— контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных им организациях;
— анализ причин производственного травматизма и про­фессиональной заболеваемости, разработку и реализацию мер по их профилактике в подчиненных им организациях;
— организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных им организаций.
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:
— разработку и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
— контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
— информационное обеспечение организаций, располо­женных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;
— организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомс­твенной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Прави­тельству Республики Беларусь, и других организаций.
Президент Республики Беларусь определяет единую го­сударственную политику в области охраны труда и осу­ществляет цные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом «Об охранё труда» и иными законодательными актами.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает про­ведение единой государственной политики в области охраны труда, в пределах своей компетенции определяет полномочия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда, организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, осуществляет иные полномочия в области охраны труда, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и ак­тами Президента Республики Беларусь (статьи 5, 6 Закона «Об охране труда»).

Охрана труда как объект муниципального управления

С 2007 года порядок охраны труда регулируется ГОСТом «Система стандартов безопасности труда системы управления охраной труда. Общие требования», который упорядочивает и систематизирует вопросы охраны труда.

Определение 1

Под охраной труда понимают систему сохранения здоровья и жизни персонала в процессы выполнения им своих трудовых обязанностей.

Система охраны труда включает в себя мероприятия правового, организационно-технического, социально-экономического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического, реабилитационного и иного характера.

Цель и правовые основы муниципального управления охраной труда

Замечание 1

Цель управления охраной труда состоит в организации работы, направленной на снижение числа случаев травматизма, аварийности, профессиональных заболеваний, обеспечение безопасных условий труда и улучшение этих условий.

Муниципальное управление охраной труда представляет собой особый вид управления охраной труда, осуществляемый на муниципальном уровне власти.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Муниципальное управление охраной труда 420 руб.
  • Реферат Муниципальное управление охраной труда 280 руб.
  • Контрольная работа Муниципальное управление охраной труда 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Практическая реализация муниципального управления охраной труда предполагает создание на территории муниципального образования службы, ответственной за охрану труда, назначение специалистов, осуществляющих охрану труда и обладающих специальной подготовкой по данному направлению деятельности.

Правовую основу управления охраной труда на муниципальном уровне составляет множество нормативных документов, начиная от Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации и заканчивая местными нормативными актами по данному вопросу.

Муниципальные власти наделены полномочиями, направленными на формирование условий и охрану труда на территории муниципального образования, а также предупреждающими производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Решение вопросов охраны труда выполняется посредством осуществления муниципальными властями воздействия на работодателей с целью обеспечения роста их персональной ответственности за вверенный им персонал. Следует отметить, что охрана труда не может рассматриваться как односторонний процесс, в которой единственно важная роль отводится работодателю как лицу, ответственному за обеспечение этой охраны. Важную роль в процессе охраны труда играет и сам персонал, то, насколько он готов следовать правилам и регламентам, обеспечивающим безопасное выполнение трудовых обязанностей.

В основу законодательного и нормативного регулирования вопросов охраны труда заложен принцип социальной ответственности, назначение которого состоит в том, чтобы на безусловном уровне обеспечивать сохранение здоровья и жизни персонала при осуществлении трудовых обязанностей.

Принципы муниципального управления охраной труда

Принципы муниципального управления охраной труда включают в себя:

  • принцип создания условий, благоприятствующих жизнедеятельности населения муниципального образования;
  • принцип самостоятельности населения муниципального образования при решении вопросов охраны труда;
  • принцип организационной обособленности муниципального управления и его органов во взаимодействии с государственными органами власти в реализации общей политики управления охраной труда;
  • принцип законности в организации муниципального управления охраной труда;
  • принцип государственных гарантий муниципального управления;
  • принцип ответственности муниципальной власти перед населением муниципального образования;
  • принцип интегральности и индивидуальности в установлении требований к охране труда на территории муниципального образования;
  • принцип информационной открытости данных по охране и безопасности труда;
  • принцип объединенности усилий муниципальных властей, работодателей и работников в решении вопросов охраны труда;
  • принцип обязательности и последовательности обучения населения муниципального образования правилам безопасного выполнения трудовых обязанностей;
  • принцип привлечения населения к формированию безопасных условий труда;
  • принцип необходимости проведения разъяснительных мероприятий о мерах охраны труда;
  • принцип совместного контроля условий охраны труда муниципальными властями, надзорными службами, работодателями и работниками;
  • принцип участия населения в совершенствовании порядка охраны труда и так далее.

Характеристика функций муниципальных властей в сфере охраны труда

Муниципальные власти при осуществлении управления охраной труда призваны реализовывать следующие функции:

  • координировать деятельность всех служб охраны труда, располагающихся на территории муниципального образования;
  • осуществлять проверки состояния систем охраны труда хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
  • анализировать состояние охраны труда и его условий, выявлять причины несчастных случаев на производстве и возникновения профессиональных заболеваний;
  • разрабатывать и организовывать реализацию муниципальных программ, направленных на улучшение охраны труда и его условий;
  • создавать координационные советы по охране труда и организовывать их работу;
  • участвовать в расследовании массовых, тяжелых, смертельных несчастных случаев, имеющих место на территории муниципального образования;
  • содействовать организации обучения и контроля знаний в области охраны труда работодателей;
  • участвовать в регламентации отношений в сфере охраны труда;
  • информировать работодателей об изменениях в нормативном регулировании вопросов охраны труда;
  • содействовать обязательному страхованию охраны труда;
  • содействовать в организации и проведении медицинских осмотров персонала;
  • координировать работу в сфере аттестации рабочих мест и систем охраны труда и так далее.